какие два образа противостоят друг другу в увертюре
Презентация к уроку : «Противоборство музыкальных образов в одном произведение»
Поможет проиллюстрировать 4 урок 3 четверти в 6 классе по программе Д.Б. Кабалевского.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку : «Противоборство музыкальных образов в одном произведение»»
УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ» Л. В. БЕТХОВЕН
Во всем мире хорошо известна увертюра Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт». Темой трагедии послужила борьба народа Нидерландов (современной Голландии) за независимость против испанского владычества в 16 веке. Граф Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено испанским правителем герцогом Альбой, а Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорен к смерти.
УВЕРТЮРА «Эгмонт» написана в сонатной форме
главная тема побочная тема
2.Образ страдающего народа
УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ» написана в сонатной форме
главная тема побочная тема
УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ» написана в сонатной форме
главная тема побочная тема
1. Увертюра пишется в форме:
а ) трехчастной; б ) сонатной; в ) сонатного аллегро
2. Части сонатной формы называются:
а ) вступление, экспозиция, разработка, реприза; б ) экспозиция, разработка, реприза, дополняемые часто вступлением и кодой; в ) первая часть, вторая часть, третья часть
3. Во вступление увертюры «Эгмонт» Бетховена заложено :
а ) два контрастных образа дополняющих друг друга; б ) два основных образа проворочавших друг другу; в ) два образа сопоставляющихся друг с другом
4. Какие темы в экспозиции увертюры «Эгмонт».
а ) главная тема – угнетателей испанцев и побочная тема – стонущего и плачущего народа; б ) главная тема – захватчиков испанцев победителей и побочная тема – борющегося народа; в ) главная тема – угнетенный народ собирает силы и переходит к борьбе и побочная тема – образ завоевателей втянутых в поток борьбы
а ) широко развернутое инструментальное вступление к театральному спектаклю с музыкой – опере, балету, оперетте, драме, а также кантате, оратории, сюите, в 20 веке – к кинофильмам; б ) жанр вокального музыкально-драматического искусства; в ) завершенная по форме пьеса, предназначенная для развития технических навыков и мастерства музыканта
— 5 ставится за все правильные ответы, 4 – один неправильный ответ, 3- два неправильных ответа.
УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ» написана в сонатной форме
главная тема побочная тема
В увертюре «Эгмонт» два основных образа противоречат друг другу, развиваясь в остроконфликтной борьбе, и в итоге этой борьбы возникло в музыке этого сочинения и в его жизненном содержание совершенно новое явление: образ победы
Уроки помогают раскрыть тему полугодия «Музыкальная драматургия» и познакомиться с произведениями Шекспира и Чайковского.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 4 – 5 УРОКА
4 ЧЕТВЕРТЬ: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)»
ТЕМА 4- 5 УРОКА: «ПРОТИВОСТОЯНИЕ ОБАЗОВ ЛЮБВИ И ВРАЖДЫ В УВЕРТЮРЕ – ФАНТАЗИИ «РОМЭО И ДЖУЛЬЕТАП. И. ЧАЙКОВСКОГО»»
ТИП УРОКА – Комбинированный
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ (ЦЕЛЬ) УРОКА: наблюдение за жизнью образов, звучащих и самостоятельно, и в совместном развитии (МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ).
— разбор совместно с учащимися увертюры, в которых два образов конфликтуют друг с другом в совместном развитии.
— разобрать понятие программное произведение;
— развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений.
— развитие исполнительских навыков: выработка кантилены, певческого дыхания, дикции, выразительного исполнения, восприятия, музыкального мышления и памяти.
— увлечь детей музыкой, вызвать интерес к занятиям и пробудить веру в свои силы.
ФОРМИРУЕМЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
— вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
— понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
— осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
— присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
— стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
— формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
— расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
— идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
— применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
— самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
— совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
— саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
— развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
— сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
— приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
— решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
— формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
— адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;
— развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
— совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;
— развитие письменной речи в процессе выполнения самостоятельных и контрольных работ, диагностических тестов, анкетирования, работы в творческих тетрадях.
СИТУАЦИИ (ЭТАПЫ) УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (настрой на урок)
— Здравствуйте, все готовы к уроку? Начнем наше занятие.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
СЛАЙД 1. Вы видите, что мы сегодня будем говорить об увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта».
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ, ТЕМЫ УРОКА
— Как вы думаете, для чего мы будем разбирать увертюру? (закрепить строение увертюры, выяснить идейное содержание увертюры…).
СЛАЙД 3. Обобщение: Сегодня мы вновь разбираем строение увертюры, закрепляя строение увертюры, разбираем драматургию увертюры и знакомимся с понятием программность в музыке.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Вступление увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта»
Главная тема экспозиции
Побочная тема экспозиции
СЛАЙД 6. Уильяма Шекспира – великий английский драматург и поэт, живший свыше 400 лет тому назад, в основу своего произведения положил древнюю итальянскую легенду о любви и верности двух юных героев. Родовая вражда разделила две старинные рыцарские семьи – семью Монтекки, к которой принадлежал Ромео, и семью Капулетти, к которой принадлежала Джульетта. Многолетняя вражда между этими семьями становится преградой для любви юных. Любящие друг друга безграничной, чистой и верной любовью Ромео и Джульетта трагически погибают в первые дни весны своей жизни, омраченной тяжелым сумраком старых предрассудков.
СЛАЙД 7. Две равноуважаемых семьи в Вероне,
Где встречают нас событья,
Ведут междуусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни.
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
— Увертюра написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько разделов, давайте вспомним, какие разделы составляют сонатную форму? (Вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода).
СЛАЙД 8. – Давайте запишем с вами схему музыкальной драматургии увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта». Для того, что бы нам легче было ее разбирать (Вступление – тема патера Лоренцо. Он начинает свой рассказ.
Главная тема экспозиции – тема вражды двух семейств
Побочная тема – тема любви Ромео и Джульетты
Разработка. В ней сталкиваются темы вражды и любви. Они противостоят друг другу. Тема вражды доминирует над темой любви, обрывая и уничтожая её.
В репризе тема вражды звучит ещё более неистово и исступленно, уничтожая тему любви, от которой остаются одни разрозненные фрагменты.
Кода. Патер Лоренцо завершает свой рассказ, снова слышна его тема. А заканчивает увертюру тема любви, которая звучит гимном этому светлому чувству, победившему вековую вражду).
Давайте послушаем с вами вступление и в процессе слушания, представим себе портрет человека, который рисует эта музыка. Каков его характер? Настроение? Сколько раз прозвучит его тема, будет ли меняться его речь (слушание вступления увертюры).
1. Портрет какого человека рисует музыка?
2. Каков его характер, возраст, настроение?
3. Сколько раз прозвучит его тема. Будет ли меняться его речь?
СЛАЙД 11. Обобщение: Тема патера Лоренцо очень сдержанная, сосредоточенная, аккордового склада, она рассказывает о человеке, который посвятил свою жизнь богу. Тема проводится несколько раз и характер ее меняется. В конце она становится более напряженной. Эта тема хорального характера вводит нас в мир средневековья.
— Так какая главная тема по характеру? (энергичная, суровая, напряженная, стремительная…).
— Скажите, ритм ровный или судорожный синкопированный (прерывистый)? (ритм судорожный, синкопированный).
— А тема появляется плавно или вторгается неожиданно? (тема вторгается неожиданно).
Обобщение: Главная тема вражды двух семейств – Монтекки и Капулетти, вторгается неожиданно. В ней энергичный темп, синкопированный, судорожный ритм создает картину яростной схватки.
СЛАЙД 14. И за главной темой следует побочная (вторая) тема, которая представит нам образ любви двух героев. Слушаем, как прозвучит эта тема, и думаем, схожа она с главной темой экспозиции или она контрастна ей? (слушание побочной (второй) тема экспозиции).
— Прозвучавшая тема схожа с главной темой, или совершенно контрастная, противоположная ей? (она полностью противоположная главной теме).
— Какая она по характеру? (лирическая, широкая, нежная, вдохновенная).
Обобщение: Побочная тема экспозиции очень вдохновенная, широкая и томительно прекрасная. Эта лиричная тема передала нам возвышенное чувство любви Ромео и Джульетты.
— Разбор Разработки, Репризы и Коды мы продолжим на следующем уроке.
— А сейчас скажите мне, о чем мы говорили сегодня на занятие? (варианты ответов).
Обобщение: Сегодня мы разобрали вступление и экспозицию увертюры. Во вступление мы услышали образ монаха Лоренцо – наставника и покровителя юных Ромео и Джульетты, умного и доброго человека.
В экспозиции мы услышали два образа: первый – Вражды, и второй – Любви.
— Дома. Пожалуйста. Выучите записи в тетрадях.
СЛАЙД 15. Мы продолжаем разбирать Увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» П. И Чайковского. Но сначала мы вспомним, то о чем говорили на прошлом уроке.
Что сейчас прозвучало и какой образ здесь заложен? (Вступление. Тема патера Лоренцо. Он начинает свой рассказ).
Что прозвучало сейчас и какой образ здесь заложен? (Главная тема. Образ вражды двух семей – Монтекки и Капулетти).
Что прозвучало сейчас и образ этого отрывка? (Побочная тема. Образ любви Ромео и Джульетты).
ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ
— Сегодня мы разбираем разработку, репризу и коду. Как вы думаете, зачем мы разбираем эти части? (что бы полностью познакомиться с увертюрой, закрепить построение увертюры, проследить драматургию увертюры).
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
СЛАЙД 16. Итак, мы подошли, пожалуй, к самому напряженному разделу – разработке. Мы знаем, что в разработке будут сталкиваться две темы экспозиции. Давайте послушаем 2 часть – разработку и попытаемся проследить, что происходит с нашими темами (слушание разработки).
— Что произошло с темами, они дополняли друг друга или сталкивались? (сталкивались, происходила схватка между ними).
— А какая тема доминировала? (тема вражды).
— Скажите, а темы звучат, так же как и репризе, или все более и более напряженно? (темы, с каждым новым проведением, все напряжений и напряжений).
Обобщение: В разработке сталкиваются темы вражды и любви. Они противостоят друг другу. Тема вражды доминирует над темой любви, обрывая и уничтожая её.
СЛАЙД 17. Ну а теперь звучит реприза. Вы ее внимательно слушаете и думаете, что происходит с нашими главными темами? (слушание репризы).
— Как звучит тема Вражды в репризе? (еще, более уверенно и настойчиво).
— А как звучит тема Любви? (очень напряженно и все более короче).
— О чем это говорит? (тема Вражды уничтожает тему Любви).
Обобщение: В репризе тема Вражды звучит очень неистово. Она уничтожает тему Любви, дробит ее, оставляя от нее лишь фрагменты. Этот натиск зловещей силы разбивает жизнь и счастье героев.
— Заканчивается разработка ударами китайского гонга. Как вы думаете, какой момент здесь показал Чайковский? (смерть героев). СЛАЙД 18.
— Как вы думаете, кто завершает рассказ? (патер Лоренцо, т.к. появляется его тема).
Трагедия любви в музыке. Увертюра-фантазия Чайковского «Ромео и Джульетта»
Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта»
Содержание:
Музыкальный материал:
Характеристика видов деятельности:
Это чудесные строки Пушкина, так много открывшего в русской жизни и русской душе.
Святость традиции, верность традиции. Эта тема также находится в ряду вечных тем искусства.
Может быть, поэтому и в музыке, с тех пор как она обратилась к теме нарушенного запрета, преступления против вековых обычаев, появились неизвестные ей до того времени состояния тревоги, напряжения, не находящие исхода.
«Нет повести печальнее на свете,
чем повесть о Ромео и Джульетте…»
Обратимся к выдающемуся произведению Петра Ильича Чайковского – увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта». В основу программы этого симфонического сочинения было положено литературное произведение – трагедия гениального английского драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира, повествующая о любви, верности и трагической гибели двух юных героев.
О кропотливой работе композитора над созданием увертюры-фантазии говорят три её редакции. Чайковский задумал даже сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира. Но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры-фантазии. После смерти Чайковского композитор С. И. Танеев закончил эту сцену и издал её как дуэт Ромео и Джульетты.
Познакомимся с образами увертюры-фантазии Чайковского и трагедии Шекспира. В прологе трагедии Шекспира звучат такие строки:
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько частей – вступление, экспозицию, разработку, репризу и коду.
Выбор композитором концертной увертюры не случаен: именно сонатная форма ввиду её значительного масштаба, многообразия разделов и тем способна передать сложное содержание. Нередко оно основано на конфликтном столкновении образов, придающих произведению глубоко драматический характер.
Увертюра начинается тревожным вступлением. В его звучании, воспринимаемом как грозный, злой рок, предопределяется трагический исход событий.
Внимательное вслушивание в первую тему увертюры-фантазии позволяет познакомиться с одним из действующих лиц трагедии Шекспира – монахом, патером Лоренцо, от лица которого Чайковский ведёт дальнейший рассказ о происходящих событиях.
Образ патера Лоренцо характеризуется композитором музыкой хорального склада, которая звучит неторопливо, сосредоточенно, как неторопливое шествие, в минорном ладу, передавая характер священнослужителя, предпринявшего попытку своими действиями соединить сердца любящей юной четы.
Скорбные интонации хорала, его мерный ритм, многократные повторения темы, окрашенные тембрами разных инструментов: деревянно-духовых, пиццикато струнных, гулом литавр, прерываемым во вступлении звуками арфы, словно свидетельствуют о тяжких раздумьях Лоренцо.
После вступления, которое рисует образ патера Лоренцо, следует экспозиция – показ других образов трагедии. И первый из них – это образ борьбы, смертельной схватки, образ вражды и ненависти двух непримиримых родов – Монтекки и Капулетти. Главная партия безраздельно драматична, её музыка отличается напряжённостью, глубокими переживаниями. Напряжённость темы усиливается звучанием всего оркестра (tutti), изобразительными моментами (медные тарелки имитируют звон клинков), повторениями.
Богатство чувств чуждается прикрас,
Лишь внутренняя бедность многословна,
Любовь моя так страшно разрослась,
Что мне не охватить и половины.
Хотя любовь их всё непобедимей,
Они пока ещё разделены.
Исконная вражда семей меж ними
Разрыла пропасть страшной глубины.
В её семье Монтекки ненавидят,
В глазах родни Ромео не жених.
Когда и где она его увидит
И как спасти от ненависти их?
Так надвое нам душу раскололи
Дух доброты и злого своеволья.
Однако в тех, где побеждает зло,
Зияет смерти чёрное дупло.
Тревога и напряжение в музыке усиливаются. После удара большого барабана возникает неожиданная пауза. Какой смысл несёт такой изобразительный момент в музыке? Об этом рассказывает слушателям последний раздел увертюры-фантазии – кода (завершение, заключение). О чём говорит эта музыка?
Слушание полной версии увертюры.
Вопросы и задания:
Презентация
Уроки помогают раскрыть тему полугодия «Музыкальная драматургия» и познакомиться с произведениями Шекспира и Чайковского.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 4 – 5 УРОКА
4 ЧЕТВЕРТЬ: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)»
ТЕМА 4- 5 УРОКА: «ПРОТИВОСТОЯНИЕ ОБАЗОВ ЛЮБВИ И ВРАЖДЫ В УВЕРТЮРЕ – ФАНТАЗИИ «РОМЭО И ДЖУЛЬЕТАП. И. ЧАЙКОВСКОГО»»
ТИП УРОКА – Комбинированный
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ (ЦЕЛЬ) УРОКА: наблюдение за жизнью образов, звучащих и самостоятельно, и в совместном развитии (МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ).
— разбор совместно с учащимися увертюры, в которых два образов конфликтуют друг с другом в совместном развитии.
— разобрать понятие программное произведение;
— развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений.
— развитие исполнительских навыков: выработка кантилены, певческого дыхания, дикции, выразительного исполнения, восприятия, музыкального мышления и памяти.
— увлечь детей музыкой, вызвать интерес к занятиям и пробудить веру в свои силы.
ФОРМИРУЕМЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
— вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
— понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
— осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
— присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
— стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
— формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
— расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
— идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
— применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
— самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
— совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
— саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
— развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
— сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
— приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
— решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
— формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
— адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;
— развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
— совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;
— развитие письменной речи в процессе выполнения самостоятельных и контрольных работ, диагностических тестов, анкетирования, работы в творческих тетрадях.
СИТУАЦИИ (ЭТАПЫ) УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (настрой на урок)
— Здравствуйте, все готовы к уроку? Начнем наше занятие.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
СЛАЙД 1. Вы видите, что мы сегодня будем говорить об увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта».
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ, ТЕМЫ УРОКА
— Как вы думаете, для чего мы будем разбирать увертюру? (закрепить строение увертюры, выяснить идейное содержание увертюры…).
СЛАЙД 3. Обобщение: Сегодня мы вновь разбираем строение увертюры, закрепляя строение увертюры, разбираем драматургию увертюры и знакомимся с понятием программность в музыке.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Вступление увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта»
Главная тема экспозиции
Побочная тема экспозиции
СЛАЙД 6. Уильяма Шекспира – великий английский драматург и поэт, живший свыше 400 лет тому назад, в основу своего произведения положил древнюю итальянскую легенду о любви и верности двух юных героев. Родовая вражда разделила две старинные рыцарские семьи – семью Монтекки, к которой принадлежал Ромео, и семью Капулетти, к которой принадлежала Джульетта. Многолетняя вражда между этими семьями становится преградой для любви юных. Любящие друг друга безграничной, чистой и верной любовью Ромео и Джульетта трагически погибают в первые дни весны своей жизни, омраченной тяжелым сумраком старых предрассудков.
СЛАЙД 7. Две равноуважаемых семьи в Вероне,
Где встречают нас событья,
Ведут междуусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни.
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
— Увертюра написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько разделов, давайте вспомним, какие разделы составляют сонатную форму? (Вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода).
СЛАЙД 8. – Давайте запишем с вами схему музыкальной драматургии увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта». Для того, что бы нам легче было ее разбирать (Вступление – тема патера Лоренцо. Он начинает свой рассказ.
Главная тема экспозиции – тема вражды двух семейств
Побочная тема – тема любви Ромео и Джульетты
Разработка. В ней сталкиваются темы вражды и любви. Они противостоят друг другу. Тема вражды доминирует над темой любви, обрывая и уничтожая её.
В репризе тема вражды звучит ещё более неистово и исступленно, уничтожая тему любви, от которой остаются одни разрозненные фрагменты.
Кода. Патер Лоренцо завершает свой рассказ, снова слышна его тема. А заканчивает увертюру тема любви, которая звучит гимном этому светлому чувству, победившему вековую вражду).
Давайте послушаем с вами вступление и в процессе слушания, представим себе портрет человека, который рисует эта музыка. Каков его характер? Настроение? Сколько раз прозвучит его тема, будет ли меняться его речь (слушание вступления увертюры).
1. Портрет какого человека рисует музыка?
2. Каков его характер, возраст, настроение?
3. Сколько раз прозвучит его тема. Будет ли меняться его речь?
СЛАЙД 11. Обобщение: Тема патера Лоренцо очень сдержанная, сосредоточенная, аккордового склада, она рассказывает о человеке, который посвятил свою жизнь богу. Тема проводится несколько раз и характер ее меняется. В конце она становится более напряженной. Эта тема хорального характера вводит нас в мир средневековья.
— Так какая главная тема по характеру? (энергичная, суровая, напряженная, стремительная…).
— Скажите, ритм ровный или судорожный синкопированный (прерывистый)? (ритм судорожный, синкопированный).
— А тема появляется плавно или вторгается неожиданно? (тема вторгается неожиданно).
Обобщение: Главная тема вражды двух семейств – Монтекки и Капулетти, вторгается неожиданно. В ней энергичный темп, синкопированный, судорожный ритм создает картину яростной схватки.
СЛАЙД 14. И за главной темой следует побочная (вторая) тема, которая представит нам образ любви двух героев. Слушаем, как прозвучит эта тема, и думаем, схожа она с главной темой экспозиции или она контрастна ей? (слушание побочной (второй) тема экспозиции).
— Прозвучавшая тема схожа с главной темой, или совершенно контрастная, противоположная ей? (она полностью противоположная главной теме).
— Какая она по характеру? (лирическая, широкая, нежная, вдохновенная).
Обобщение: Побочная тема экспозиции очень вдохновенная, широкая и томительно прекрасная. Эта лиричная тема передала нам возвышенное чувство любви Ромео и Джульетты.
— Разбор Разработки, Репризы и Коды мы продолжим на следующем уроке.
— А сейчас скажите мне, о чем мы говорили сегодня на занятие? (варианты ответов).
Обобщение: Сегодня мы разобрали вступление и экспозицию увертюры. Во вступление мы услышали образ монаха Лоренцо – наставника и покровителя юных Ромео и Джульетты, умного и доброго человека.
В экспозиции мы услышали два образа: первый – Вражды, и второй – Любви.
— Дома. Пожалуйста. Выучите записи в тетрадях.
СЛАЙД 15. Мы продолжаем разбирать Увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» П. И Чайковского. Но сначала мы вспомним, то о чем говорили на прошлом уроке.
Что сейчас прозвучало и какой образ здесь заложен? (Вступление. Тема патера Лоренцо. Он начинает свой рассказ).
Что прозвучало сейчас и какой образ здесь заложен? (Главная тема. Образ вражды двух семей – Монтекки и Капулетти).
Что прозвучало сейчас и образ этого отрывка? (Побочная тема. Образ любви Ромео и Джульетты).
ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ
— Сегодня мы разбираем разработку, репризу и коду. Как вы думаете, зачем мы разбираем эти части? (что бы полностью познакомиться с увертюрой, закрепить построение увертюры, проследить драматургию увертюры).
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
СЛАЙД 16. Итак, мы подошли, пожалуй, к самому напряженному разделу – разработке. Мы знаем, что в разработке будут сталкиваться две темы экспозиции. Давайте послушаем 2 часть – разработку и попытаемся проследить, что происходит с нашими темами (слушание разработки).
— Что произошло с темами, они дополняли друг друга или сталкивались? (сталкивались, происходила схватка между ними).
— А какая тема доминировала? (тема вражды).
— Скажите, а темы звучат, так же как и репризе, или все более и более напряженно? (темы, с каждым новым проведением, все напряжений и напряжений).
Обобщение: В разработке сталкиваются темы вражды и любви. Они противостоят друг другу. Тема вражды доминирует над темой любви, обрывая и уничтожая её.
СЛАЙД 17. Ну а теперь звучит реприза. Вы ее внимательно слушаете и думаете, что происходит с нашими главными темами? (слушание репризы).
— Как звучит тема Вражды в репризе? (еще, более уверенно и настойчиво).
— А как звучит тема Любви? (очень напряженно и все более короче).
— О чем это говорит? (тема Вражды уничтожает тему Любви).
Обобщение: В репризе тема Вражды звучит очень неистово. Она уничтожает тему Любви, дробит ее, оставляя от нее лишь фрагменты. Этот натиск зловещей силы разбивает жизнь и счастье героев.
— Заканчивается разработка ударами китайского гонга. Как вы думаете, какой момент здесь показал Чайковский? (смерть героев). СЛАЙД 18.
— Как вы думаете, кто завершает рассказ? (патер Лоренцо, т.к. появляется его тема).