какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр

Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Консультация для педагогов

«Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Подготовила и провела: учитель-логопед Дёмина Т. В.

Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в работе с детьми и родителями в группах компенсирующей направленности по преодолению у детей тяжёлых нарушений речи.

Предварительная работа: объявление, создание презентации.

Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный центр, компьютерная презентация, бланки с заданиями.

Ход консультации:

В последние годы наблюдается рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины, обуславливающие ТНР, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.

Исправление речевых и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов в группе для детей с ТНР. Основным контингентом таких групп являются дети: с общим недоразвитием речи (ОНР, стёртая дизартрия; ринолалия, алалия, дизартрия, с заиканием.

В нашем дошкольном учреждении в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР работают разные специалисты: учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели.

Каждому специалисту, работающему с данной категорией детей,важно помнить: неполная коррекция недоразвития речи в дошкольном возрасте неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, что создает трудности при обучении детей в школе.

Поэтому одним из основных направлений работы воспитателя в группе компенсирующей направленности является речевое развитие

Вопрос: Что включает в себя речевое развитие?

Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Поэтому воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и их родителями. Однако ведущая роль в этой работе принадлежит учителю-логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе и в домашних условиях. Помощь в этом должны оказывать воспитатели и все специалисты детского учреждения и родители.

У детей с ТНР недостаточный уровень сформированности грамматического строя речи. Они затрудняются в словообразовании, допускают ошибки в употреблении предлогов, ошибки в падежных окончаниях, нарушение порядка слов в предложении.

Воспитатель логопедической группы помимо общеобразовательных решает и ряд коррекционных задач.

Слайд 6. Коррекционные задачи,стоящие перед воспитателем:

1. Постоянное совершенствование артикуляционного аппарата и тонкой моторики.

2. Развитие правильного речевого дыхания.

3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

4. Развитие фонематических представлений.

5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

6. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.

8. Формирование связной речи.

9. Закрепление навыков чтения и письма.

Слайд 7-8. Содержание психолого-педагогической работы.

Слайд 9-11. Рекомендуемые пособия, особенности работы с ними.

Слайд 12. Основные направления коррекционной работы воспитателя

Основные направления коррекционной работы воспитателя:

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) будет выполняться в течении дня 3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика будет проводиться в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.

3. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

4. Фронтальные занятия по программе, реализуемой в дошкольном учреждении (и в соответствии с календарным планом логопедической работы).

5. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по задания логопеда (логочас, закрепляющие звукопроизношение. Работа будет проводиться воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.

Работа с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, кроме высокого профессионализма, требует от воспитателя огромной ответственности, добросовестности, эмоциональных, душевных и физических затрат, терпения, творчества, преданности своему делу. Кроме того, требуются и специальные знания в области логопедии, дошкольной психологии, физиологии, лингвистики.

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.)

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.)

Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированных звуков, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин)

Физкультминутка (2 мин.)

Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звукослоговой анализ и синтез) (7 мин.)

Повторение лексико-грамматических упражнений (3 мин.)

Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.)

Важным направлением в работе педагога является использование здоровье сберегающих технологий.

Вопрос: Назовите виды здоровьесберегающих технологий?

Слайд 15. Виды технологий (таблица).

Слайд 16. Артикуляционная гимнастика (показ учителем-логопедом особенностей проведения).

Слайд 17. Практическое задание командам.

Педагоги делятся на 3 команды. Каждой команде предлагается по 2 бланка с заданием – провести с педагогами практическое упражнение (игру) по названной здоровьесберегающей технологии.

Слайд 18. Психогимнастика и кинезиология. (показ примеров упражнений педагогом-психологом).

Слайды 19-23. Работа с родителями

Эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. Прогноз развития таких детей во многом определяется эффективностью взаимодействия педагогов и родителей. Лучше всех помочь ребенку с отклонениями в развитии могут именно родители, поскольку они знают своего ребенка лучше, чем кто- либо. Наблюдения за ребенком в быту могут, в свою очередь, стать ценной информацией для специалистов.

Сотрудничество с родителями начинается с первого дня поступления ребёнка в группу. С индивидуальной беседы с родителями. Надо убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима, что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

На родительском собрании даём информацию о системе логопедических занятий с детьми, о днях консультаций для родителей, индивидуальные и ряд общих рекомендаций, советов.

Популярной формой работы с родителями является папка-передвижка, в которой даны рекомендации и советы о том, чем, как, а главное, зачем нужно заниматься с ребенком данного возраста.

Благодаря такому тесному сотрудничеству мы добьёмся самого главного — хороших результатов в развитии детей.

Прикреплённые файлы:

какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть картинку какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Картинка про какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнрЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: «Волшебный цветик-семицветик». Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть картинку какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Картинка про какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнрКонспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

НОД «Вот и в гости к нам пришла раскрасавица весна» с применением ИКТ в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ НОД занятие по аппликации «Вот и в гости к нам пришла раскрасавица весна» с применением ИКТ. Вид: комплексное Цель: Изготовление скворечника.

какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть картинку какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Картинка про какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнрОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть картинку какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Картинка про какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнрПедагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР Педагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР. Вид проекта: • по доминирующему.

План-конспект ООД в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие со снежинкой» Программное содержание: 1. Посредством игр: игры-путешествия, применения методов и приемов методики ТРИЗ – закреплять знания детей о живой.

какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть картинку какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Картинка про какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнрПроект «Лето. С Днем защиты детей!» в старшей группе компенсирующей направленности Проект «Лето. С Днем Защиты детей!» в старшей группе компенсирующей направленности. 1. Проект «Лето. С Днем Защиты детей!» в старшей группе.

какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть картинку какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Картинка про какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнрСовместные работы родителей и детей группы компенсирующей направленности Доброго времени суток уважаемые коллеги и друзья МААМОВЧАНЕ! Спешу представить вам совместные работы родителей и детей группы компенсирующей.

какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть картинку какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Картинка про какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнрРазвлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»Цель: Приобщение детей к здоровому образу.

Источник

Организация образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Одинцова Т. Д., заведующий ГБДОУ № 79 «Семицветик» Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, предусматривает интеграцию действий всех педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования организация работы по реализации содержания ФГОС во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией.

В содержание основных задач педагогического коллектива ДОУ входят:

• Обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучения, создание среды комфортной психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;

• Проведение необходимой работы по коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной и общей речевой подготовке к школе;

• Повышение психолого-педагогической культуры компетентности родителей, побуждение их к участию в деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.

Особого внимания требует руководство профессиональной деятельностью педагогического коллектива.Наиболее значимыми направлениями в работе с педагогическими кадрами являются:

-Создание специальных условий для воспитанников с ТНР в группах, логопедических кабинетах, спортивном и музыкальном залах (специальные пособия, оборудование, специальные коррекционно- развивающие технологии, методики);

-Осуществление координации деятельности и постоянного взаимодействия педагогических работников (воспитателей, учителей-логопедов);

-Систематическое повышение квалификации педагогических работников в сфере развития детей с тяжелыми нарушениями речи;

-Организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы;

-Привлечение родителей воспитанников к активному участию в коррекционно – педагогическом процессе.

Реализация ФГОС дошкольного образования в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР требует специфики организации работы педагогов.

Работой по реализации образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, воспитатели группы планируют и осуществляют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» обеспечивают воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. Педагог-психолог организует работу по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Учитель-логопед наряду с коррекционно-развивающей работой помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи и этапа коррекционной работы. Образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» реализуют воспитатели, учитель-логопед и педагог-психолог в соответствии со своими функциональными обязанностями. В реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, учитель-логопед и музыкальный руководитель. Образовательную работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физической культуре, воспитатели группы при обязательном подключении учителя-логопеда.

Реализация содержания всех образовательных областей ФГОС предусматривает обязательное взаимодействие всех педагогических работников ДОУ с родителями воспитанников (открытые мероприятия с детьми, совместные образовательные проекты с родителями и детьми, тренинги, консультирование и другие формы работы).

Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечивает целостное всестороннее развитие ребёнка, организуется специальная квалифицированная коррекция развития речи, речевая практика ребёнка, целенаправленное формирование предпосылок для овладения всеми компонентами языка и становления функции речи.

Наряду с коррекционно-развивающей работой с детьми с ТНР целесообразно проведение комплекса оздоровительных мероприятий, при этом особое внимание уделяется соблюдению режима дня, общему физическому развитию, доступным формам профилактики заболеваний, закаливанию организма ребенка с учетом медицинских показаний. Развитие двигательных функций и преодоление даже незначительных двигательных нарушений, наряду с ранней стимуляцией моторного развития, способствует предупреждению выраженных трудностей в формировании речевой функции.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений развития речи у детей осуществляется в результате комплексной медико-психолого-педагогической помощи. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников предполагает выбор и реализацию коррекционно-образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка, преодоление затруднений в освоении основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Педагоги и другие специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка,реализуют следующие профессиональные функции:

• диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной педагогической и психологической диагностики);

• проектную (разрабатывают на основе результатов диагностики индивидуальный маршрут развития);

• сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);

• аналитическую (анализируют промежуточные и итоговые результаты реализации образовательных маршрутов).

Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи, педагоги ДОУ осуществляют комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на полноценное развитие речевой, интеллектуальной, двигательной и социально-эмоциональной сфер личности ребенка-дошкольника.

1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

3. Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (утверждена распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 1263-р от 05.05.2012).

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

5. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 10.06.2014 года, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014 год.

6. Рабочая программа учителя-логопеда дошкольной образовательной организации, УМЦ «Добрый мир», 2015 год.

7. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под ред. проф. Л. В. Лопатиной, СПб, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014 год.

8. Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, Методическое пособие, СПб, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015 год.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Цель: закрепление лексико-грамматических умений и математических представлений на материале русских народных сказок. Интеграция образовательных.

Конспект открытого логопедического занятия в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хлеб» Конспект открытого логопедического занятия в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Дифференциация звуков [с], [ш],.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической.

Методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 151 комбинированного вида» Ново – Савиновского района г. Казани.

Организация детского театра в условиях дошкольного образовательного процесса Раздел 1. Автор проекта: Гребенюк Татьяна Алексеевна Должность: музыкальный руководитель Предмет: музыка Стаж педагогической деятельности:.

какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть картинку какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Картинка про какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнрПрименение методики «Мнемотехника» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Применение методики «Мнемотехника» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). В настоящее время.

Развитие речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности Речевое дыхание – это вдох и более продолжительный выдох: чем длиннее фраза, тем длиннее выдох. Последовательность фаз речевого дыхания.

Семинар-практикум «Организация Рппс как условие качества образовательного процесса» Семинар-практикум в рамках сетевого взаимодействия. Тема: «Организация РРПС – как условие качества образовательного процесса» Цели: 1.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС до В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной.

Источник

Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ. Работа с детьми с ТНР

какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Смотреть картинку какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Картинка про какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр. Фото какие два направления относят к коррекционной работе воспитателя с детьми с тнр Ольга Чистякова
Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ. Работа с детьми с ТНР

В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский, можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

Педагог – психолог проводит коррекционную работу с учетом разработанной Программы.

Задачи программы:

— психолого – педагогическое изучение детей с ТНР;

— способствовать общему развитию детей с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке к обучению в школе;

— создать благоприятные условия для развития детей 4 – 7 лет в соответствии с их индивидуальными особенностями;

— обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

— способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

— повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.

Основными направлениями коррекционно – развивающей работы с детьми с ТНР являются:

Психодиагностика

Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

— индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);

— оптимизации работы с группой детей.

Цель: получение информации об уровне психического развития детей с ТНР, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников

воспитательно – образовательного процесса (адаптация детей в ДОУ, готовность к обучению в школе, динамика в развитии детей групп с ТНР, по запросу).

Коррекционно – развивающая работа

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней психологической сфере воспитанников, рассматривается, как развивающая.

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л. С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей с ТНР, коррекция отклонений психического развития.

Педагог-психолог ДОО осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных программ воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, специалисты, воспитатели и администрация ДОО. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Приморского района г. Санкт – Петербурга.

Психологическая профилактика и психологическое просвещение

Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО.

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно – образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

— создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, специалистов, администрации ДОО и родителей, а именно:

— актуализация и систематизация имеющихся знаний;

— повышение уровня психологических знаний;

— включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей воспитанников ДОО, учитывать традиции, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Коррекционно – развивающая работа с детьми с ТНР предполагает комплексный подход в работе с детьми данной категории.

Коллектив специалистов (педагога – психолог, учителя – логопеды, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, медсестра) проводят всестороннее обследование каждого ребенка, с целью разработки индивидуальных маршрутов сопровождения детей с ТНР в детском саду. А также для определения индивидуальных оптимальных нагрузок на занятиях.

Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процес са. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОО ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.

Одним из важнейших направлений в коррекционно – развивающей работе с детьми с ТНР является взаимодействие с семьями воспитанников.

При анализе контингента семей выявлено, что дети воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОО, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей.

Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям. Образовательная область «Речевое развитие».

• Информировать родителей о методах обогащения активного словаря воспитанников;

• Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

• Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.

• Побуждать участвовать в развитии речевого творчества.

• Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы с последующим обсуждением сюжета

• Совместно с родителями учиться составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

• Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.

• Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

• Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.

• Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

• Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно- развивающей среды детского сада, группы — при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях, вне его (например, входе проектной деятельности).

• Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.

• Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.

• Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.

• Привлекать родителей к сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Образовательная область «Познавательное развитие».

• Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.

• Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

• Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).

• Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.

• Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

• Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно- архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

• Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

• Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.

• Побуждать поддерживать детское сочинительство.

• Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.

Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников

Обучает родителей:

• способам применения разных видов игровых средств и оборудования;

• умению организовывать и направлять разные игры детей;

• методам игрового взаимодействия с ребенком;

• созданию оптимальной развивающей среды дома;

• правилам выбора игровых средств и оборудования.

Проводит:

• индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;

• групповые тематические консультации для родителей;

• игровые детско-родительские сеансы;

• психологическую диагностику детей.

Знакомит родителей:

• с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;

• со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Объясняет родителям значимость:

• создания условий для успешной социализации детей;

• обучения игровому взаимодействию с детьми.

Формирует:

• психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;

• потребность к овладению психологическими знаниями;

• модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;

• личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);

• предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

Проводит:

• групповые тематические консультации для родителей:

• индивидуальные консультации для родителей по запросу;

• консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта.

Планируемые результаты реализации программы:

1. Преодоление нарушений в речевом развитии.

2. Снижение уровня стрессового состояния дошкольников.

3. Успешная адаптация детей с ТНР в учебно-воспитательном процессе.

4. Создание положительной информационной среды для родителей и выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.

5. Своевременное выявление воспитанников, имеющих трудности в адаптации.

6. Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы: (повышение учебной мотивации, снижение уровня агрессивности, принятие социальных норм поведения гиперактивными детьми).

Основные направления деятельности педагога-психолога Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии.

Аналитический отчет педагога-психолога: направления работы Аналитический отчет педагога-психолога на 2016/2017 учебный год Работа педагога-психолога в 2015-2016 учебном году осуществлялась в соответствии.

Коррекционная работа педагога-психолога с детьми «группы риска» в условиях ДОУ Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным.

Основные направления в работе педагога-психолога в ДОУ Психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях.

Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы для развития мелкой моторики рук 1. Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во.

Развитие тонкой моторики в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога Развитие тонкой моторики в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога (1сл. титул) Специалисты в области детской психологии, логопедии.

Развитие тонкой моторики в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога Развитие тонкой моторики в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога (1сл. титул) Специалисты в области детской психологии, логопедии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *