какие два компонента интеллекта выделил кеттел
Модель Р.Б. Кеттелла. Теория текучего и кристаллизованного интеллекта.
Рэймонд Бернард Кеттелл ( 1905-1998) британский и американский психолог. Автор одной из наиболее влиятельных теорий личности, разработанных в психологии XX века, и теории текучего и кристаллизированного интеллекта. |
Р. Кеттелл был солидарен с Ч. Спирменом, что сущность интеллекта состоит в постижении отношений и зависимостей. Он показал, что фактор G складывается из двух общих факторов:
Ø «кристаллизованного интеллекта» (gc), предстающего как своего рода конденсат социального опыта. Он изменяется в зависимости от культуры, активности, интересов личности и измеряется традиционными тестами интеллекта.
Р.Кеттелл выделил три вида интеллектуальных способностей:
Ø Парциальные способности связаны как с врожденной, так и с приобретенной организацией сенсорных и моторных зон мозга. Эти способности обнаруживаются при выполнении заданий, требующих, например, осуществления слухового или зрительного восприятия, а также моторной активности.
Ø Факторы-операции более тесно связаны с культурным опытом индивида. Они подразделяются на приобретенные, или вспомогательные, познавательные навыки (интеллектуальные алгоритмы), и специализированные профессиональные, т. е. навыки, приобретаемые для достижения какой-либо цели. Они относятся к кристаллизованному интеллекту.
Текучий интеллект (gf) | Кристаллизованный интеллект (gc) |
зависит от генетики на 90%, питания, особенностей пренатального развития | зависит от генетики на 70%, и 30% от культурных влияний |
подвержен внешним влияниям, воздействующим на биологическое развитие | подвержен влиянию образования и культуры |
возрастное снижение текучего интеллекта начинается до 30 лет | возрастное снижение может не проявиться и в глубокой старости. |
травмы мозга оказывают большее влияние в раннем возрасте | травмы мозга оказывают большее влияние в более позднем возрасте |
измеряется с помощью высокоскоростных тестов, требующих активного вовлечения сенсомоторных компонентов деятельности | измеряется с помощью вербальных тестов |
Задание для самопроверки:
К 50-60 летнему возрасту, когда у людей ухудшается способность к обучению, падает скорость переработки новой информации, интеллектуальные профессиональные умения сохраняются. О каком интеллекте идет речь:
ответ: б) текучем. Это «свободный интеллект», «потенциальный» (аналог G-фактора).От него зависит успешность основных логических операций : часть-целое, понимание сходства, причинных связей, индуктивные и дедуктивные рассуждения, оперирование пространственными отношениями. Он формируется преимущественно под влиянием биологических детерминант, и практически не зависит от культурных факторов. Его уровень определяется общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга
Иерархические модели интеллекта Ф. Вернона и Д. Векслера.
Модель Ф.Вернона считается типичной иерархической моделью. Факторы в ней располагаются на четырех уровнях.
Д.Векслер считает интеллект способностью к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. В его модели представлены три уровня:
Ø уровень общего интеллекта,
Ø уровень групповых факторов: невербального интеллекта и вербального интеллекта. Вербальный интеллект отражает приобретенные способности, а невербальный – природные психофизиологические возможности.
Ø уровень специфических факторов.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Модель Р. Б. Кэттелла
Модель Р. Б. Кэттелла
Предложенная Р. Кэттеллом модель может быть лишь условно отнесена к группе иерархических априорных моделей. Он выделяет три вида интеллектуальных способностей: общие, парциальные и факторы операции [13].
Два фактора Кэттелл назвал «связанным» интеллектом и «свободным» (или «текучим») интеллектом. Фактор «связанного интеллекта» определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретенных в ходе социализации с раннего детства до конца жизни и является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид.
Фактор связанного интеллекта тесно положительно коррелирует с вербальным и арифметическим факторами, проявляется при решении тестов, требующих обученности.
Фактор «свободного» интеллекта положительно коррелирует с фактором «связанного» интеллекта, так как «свободный» интеллект определяет первичное накопление знаний. С точки зрения Кэттелла, «свободный» интеллект абсолютно независим от степени приобщенности к культуре. Его уровень определяется общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга, и проявляется он при решении перцептивных задач, когда от испытуемого требуется найти отношения различных элементов в изображении.
Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Сам Кэттелл выделил лишь один парциальный фактор – визуализации, • – который проявляется при операциях со зрительными образами. Наименее ясно понятие «факторов-операций»: Кэттелл определяет их как отдельные приобретенные навыки для решения конкретных задач, т. е. как аналог S-факторов по Спирмену, входящих в структуру «связанного» интеллекта и включающих операции, нужные для выполнения новых тестовых заданий. Результаты исследований развития (точнее – инволюции) познавательных способностей в онтогенезе, на первый взгляд, соответствуют модели Кэттелла.
Действительно, к 50-60-летнему возрасту у людей ухудшается способность к обучению, падает скорость переработки новой информации, уменьшается объем кратковременной памяти и т. д. Между тем интеллектуальные профессиональные умения сохраняются до глубокой старости.
Но результаты факторной аналитической проверки модели Кэттелла показали, что она недостаточно обоснована.
Показательно в этом смысле исследование Е. Е. Кузьминой и Н. И. Милитанской. Они выявили высокую корреляцию уровня «свободного интеллекта» по тесту Кэттелла с результатами выполнения батареи тестов общих умственных способностей (Differential Aptitude Test – DAT), с помощью которой диагностируются словесное мышление (фактор V по Терстоуну), числовые способности (N), абстрактно-логическое мышление (R), пространственное мышление (S) и техническое мышление.
По мнению авторов, фактор «свободного интеллекта» по Р. Кэттеллу соответствует фактору «G» Спирмена, а первичные факторы Л. Терстоуна соответствуют факторам-операциям модели Кэттелла.
Можно предположить, что в ходе структурного исследования невозможно (об этом говорит сам Кэттелл) полностью отделить «свободный» интеллект от «связанного», и они при тестировании сливаются в единый генеральный спирменовский фактор. Однако при генетическом возрастном исследовании эти под-факторы можно развести.
Уровень же развития парциальных факторов в большей мере определяется опытом взаимодействия индивида с окружающим миром. Однако и в их составе возможно выделить как «свободный», так и «связанный» компоненты.
Само различие парциальных факторов определяется не модальностью (слуховой, зрительной, тактильной и пр.), а видом материала (пространственный, физический, числовой, языковой и т. д.) задания, что в конечном счете подтверждает мысль о большей зависимости парциальных факторов от уровня приобщенности к культуре (или, что точнее, от когнитивного опыта личности).
Однако Кэттелл попытался сконструировать тест, свободный от влияния культуры, на весьма специфическом пространственно-геометрическом материале (Culture-Fair Intellegence Test, CFIT). Тест был опубликован в 1958 году. Кэттелл разработал три варианта этого теста:
1) для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых;
2) две параллельные формы (А и В) для детей 8-12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования;
3) две параллельные формы (А и В) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием.
Первый вариант теста включает 8 субтестов: 4 «свободных от влияния культуры» и 4 диагностирующих «связанный интеллект». На тест отводится 22 минуты. Второй и третий варианты теста состоят из 4 различных субтестов, задания в которых отличаются уровнем трудности. Время выполнения всех заданий 12,5 мин. Тест применяется в двух вариантах: с ограничением и без ограничения времени выполнения задания. По данным Кэттелла, надежность теста равна 0,7-0,92. Корреляция результатов с данными по шкале Стэнфорд-Бине равна 0,56.
Все задачи в субтестах упорядочены по уровню сложности: от простого к сложному. Предполагается только одно правильное решение, которое надо выбрать из предлагаемого множества ответов. Ответы заносятся на специальный бланк. Тест состоит из двух эквивалентных частей (по 4 субтеста).
Первый вариант теста используется лишь при индивидуальном тестировании. Второй и третий варианты можно применять в группе. Наиболее часто применяется 2-я шкала, включающая в себя субтесты: 1) «серия» – на нахождение продолжения в рядах фигур (12 заданий); 2) «классификация» – тест на нахождение общих особенностей фигур (14 заданий); 3) «матрицы» – поиск дополнения к комплектам фигур (12 заданий) и 4) «умозаключения на установление тождества», – где нужно отметить точкой рисунок, соответствующий заданному (8 заданий).
В итоге подсчитывается коэффициент интеллекта (IQ) при среднем 100, и г= 15, на основе суммирования результатов выполнения обеих частей теста, с последующим переводом среднего балла в стандартную оценку.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Модель ABC
Модель ABC Альберт Эллис считал, что каждый день человек наблюдает и интерпретирует происходящие события и со временем эти интерпретации преобразуются в иррациональные суждения, в соответствии с которыми он действует в дальнейшем. От этих суждений зависит, к каким
Модель ROLE
Модель ROLE Термин «модель ROLE» был изобретен Робертом Дилтсом в 1987 г. для того, чтобы описать 4 основных элемента НЛП, входящих в моделирование когнитивных стратегий. Задача процесса ROLE заключается в том, чтобы идентифицировать существенные элементы мышления и поведения, с
Модель потерь
Модель потерь Потеря щенка, куклы или кошелька, может показаться абсолютно несущественной для родителей, но это очень важное событие в жизни ребенка, и в дальнейшем эта модель может укорениться в его сознании. В этом можно убедиться на любом примере, в частности, на
Модель одиночества
Модель одиночества Один из моих клиентов был единственным ребенком в семье. В детстве, по разным причинам, ему не разрешали играть с его ровесниками. Сейчас ему уже за 60, но он так и остался одиноким. Он неосознанно, на подсознательном уровне, «отталкивает» от себя людей,
Модель «О.Р.У.Ж.И.Е.»
Модель «О.Р.У.Ж.И.Е.» Аббревиатура О.Р.У.Ж.И.Е. расшифровывается следующим образом:ОткрытостьРасслабленностьУверенностьЖизненная ЭнергияИгривостьЕще раз все по кругу…Для того чтобы проверить, чего вам не хватает для полной включенности в состояние высокой
Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF
Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF В процессе работы над созданием многофакторного личностного опросника 16PF Р. Кэттелл выявил 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень развитости – сильную и слабую
Обусловленная модель
Обусловленная модель В современной психологии со времен Фрейда утвердилось мнение, что черты личности являются важнейшей причиной человеческого поведения. Эту точку зрения отвергают последователи бихевиоризма, считающие само понятие личности «надуманным
Иерархическая модель
Иерархическая модель Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения.Нижний уровень — специфические действия или
Ролевая модель
Часть 6: Модель мужской сексуальной привлекательности, или модель ста баллов
Часть 6: Модель мужской сексуальной привлекательности, или модель ста баллов Жизнь – это то, что с нами происходит, пока, мы строим планы. Джон Леннон. Итак, мой уважаемый читатель, мы уже подошли к восприятию основы Русской Модели Эффективного Соблазнения — модели ста
7.1.1. Эго-психологическая модель
7.1.1. Эго-психологическая модель Эта модель базируется на концепции систем защиты, таких как бессознательные адаптивные механизмы, которые являются главными средствами преодоления инстинкта и аффекта: G. Vaillant [488, 490] считает, что существует иерархия таких механизмов в
Модель SCARF
Модель SCARF Вы, вероятно, уже заметили, что многие первичные удовольствия и угрозы, о которых шла речь в нескольких предыдущих сценах, сходны между собой и во многом взаимосвязаны. К примеру, на том неудачном телефонном совещании Колин испытывал не только угрозу статусу, но
Модель
Модель Эссенциалист, идущий по собственному пути, контролирует свои действия. Потому этот принцип ведет к новым уровням успеха и значимости. Он позволяет нам не только наслаждаться полученным результатом, но и получать удовольствие от движения к нему. Но существует
Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
В этой статье вы познакомитесь с психологической теорией о структуре познавательных способностей. Теория сразу трёх учёных: Раймонда Кеттелла, Джона Хорна и Джона Кэрролла считается самой влиятельной в сфере изучения человеческого интеллекта. Она основана на результатах множества исследований, проводимых на протяжении 70-ти лет, и определенно заслуживает внимания всех, кто занимается самообразованием.
История создания и введение в теорию
Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла – синтез двух теорий, каждую из которых мы рассмотрим в этой статье. Первая теория – теория подвижного и кристаллизировавшегося интеллекта Кеттелла-Хорна, вторая – трёхуровневая теория познавательных способностей Кэрролла.
Обе теории имеют существенное сходство, их создатели во многом соглашались друг с другом, что и стало причиной дальнейшего синтеза этих идей.
Подвижный и кристаллизировавшийся интеллект
Подвижный интеллект. В него входят следующие способности и качества:
Подвижный интеллект человека достигает своего пика в конце подросткового возраста, после чего его уровень начинает постепенно снижаться.
Кристаллизировавшийся интеллект. Это уже накопленные знания и умения. Кристаллизировавшийся интеллект вытаскивает из долговременной памяти то, что накопил подвижный интеллект, и применяет это. Он включает в себя:
Стоит заметить, что уровень кристаллизировавшегося интеллекта в различных областях разный. Вы можете быть одновременно экспертом в одном деле и дилетантом в другом.
Уровень кристаллизировавшегося интеллекта повышается до старости, а потом начинает понижаться.
Кристаллизировавшийся интеллект зависит от подвижного: чем быстрее вы обучаетесь, чем больше информации можете усвоить, тем больше ваш объём знаний. Таким образом, подвижный интеллект – инструмент накопления кристаллизировавшегося.
Трёхуровневая теория познавательных способностей
Кэрролл выделил три уровня познания:
Первый уровень: ограниченные способности. Это более конкретные способности второго уровня, они являются его основой и главной составной частью.
Второй уровень: широкие способности. Сюда относятся:
Третий уровень: общий интеллект. Общеинтеллектуальные способности – это уровень корреляции между широкими способностями.
Вывод: учитесь учиться и развивайтесь всесторонне.
Теория интеллекта Раймонда Кеттелла
Содержание:
Теория интеллекта Раймонда Б. Кеттелла это один из самых влиятельных в этой области исследований.
Эта многофакторная и иерархическая теория предполагает, что существует общий фактор интеллекта, который зависит от генов и проявляется во множестве когнитивных способностей, которые при факторном анализе группируются на два фактора: текучий и кристаллизованный интеллект.
Теория интеллекта Кеттелла
Раймонд Бернар Кеттелл (1905–1998) был английским психологом, прославившимся благодаря своим психометрические исследования человеческого разума, в котором особое внимание уделяется личности и интеллекту. Начав с факторного анализа, в котором он был пионером, он разработал две очень влиятельные теории об этих психологических конструктах.
Другие темы, которые интересовали Кеттелла, включают мотивацию, эмоции, обучение, творчество, академическую и профессиональную ориентацию, а также социальное взаимодействие. Однако он наиболее известен своей факторной теорией личности и анкетой 16PF, которая была основана на его модели и до сих пор остается одной из наиболее широко используемых.
В работе этого автора очень замечательно влияние статистика Чарльза Спирмена, который использовал факторный анализ еще до Кеттелла. В частности, теория интеллекта Кеттелла происходит от бифакториальной теории Спирмена, которая утверждает, что существует общий когнитивный фактор (g), объясняющий навыки более низкого уровня.
Джон Л. Хорн, ученик Кеттелла, позже развил свою теорию, сосредоточив внимание на жидком и кристаллизованном разуме; то же самое сделал Джон Б. Кэрролл. Это причина того, почему теория, которую мы опишем в этой статье ее часто называют «теорией Кеттелла-Хорна-Кэрролла»..
Когнитивные навыки первого порядка
Посредством факторного анализа Кеттелл выделил ряд основные факторы, структурирующие интеллект. Он уделил особое внимание первым двум, которые он идентифицировал с жидким и кристаллизованным интеллектом; мы подробно обсудим эти два фактора в следующем разделе.
1. Свободное мышление
Эта способность состоит из гибкое и осознанное использование мысленных операций адаптироваться к новым ситуациям и решать проблемы, в которых у вас нет опыта. Он также известен как гибкий интеллект и включает в себя такие процессы, как индуктивное и дедуктивное рассуждение, формирование концепций, классификация и идентификация отношений.
2. Понимание-знание
3. Количественные знания
Количественные знания определяются как объем и глубина числовых и математических знаний как на декларативном, так и на процедурном уровнях. Он приобретается в основном через формальное образование, поэтому связан с кристаллизованным интеллектом.
4. Умение читать и писать.
Этот фактор аналогичен предыдущему, хотя в данном случае материал не математический, а лингвистический. Способности такие как понимание прочитанного, умение писать, знание языков и скорость чтения связаны с этой способностью.
5. Кратковременная память.
6. Долгосрочное хранение и восстановление
Эта способность связан с долговременной памятью, а также с оперативной, поскольку он включает в себя подфакторы, которые позволяют консолидировать информацию в памяти, а также ее поиск и управление. Связанные факторы включают свободное вспоминание, свободное владение идеями, простоту наименования и творческий подход.
7. Визуальная обработка
Кеттелл определил визуальную обработку как способность создавать, хранить, извлекать и изменять изображения. Этот фактор включает другие факторы более низкого порядка, такие как зрительная память, визуализация, обнаружение визуальных паттернов, пространственное сканирование и умственное вращение.
8. Обработка слуха
С этой способностью связаны задачи, связанные с восприятием звуков и функционированием слуховой системы. Субфакторы, которые составляют слуховую обработку, включают различение частоты и тона, устойчивость к искажению звука и память для звуковых образов.
9. Скорость обработки
Этот фактор определяется как способность выполнять простые или заученные познавательные задачи эффективным способом.Это связано с разными видами материала; Например, от этой способности зависит как скорость вычислений, так и скорость чтения и записи, но также и скорость рассуждений и скорость восприятия.
10. Время реакции и принятия решения
Плавный и кристаллизованный интеллект
Кеттелл придавал большое значение двум из первичные когнитивные навыки: Понимание-знание и беглое рассуждение. Он считал, что эти два фактора, которые он назвал соответственно «кристаллизованным разумом» и «текучей средой», в значительной степени объясняют остальное. Эта дихотомия до сих пор очень популярна в психологии интеллекта.
По словам этого автора и многих последующих исследований, у жидкого интеллекта есть важный генетический компонент, находится под влиянием физического состояния, снижается в старости и вовлекается в решение новых проблем. Этот тип интеллекта включает такие навыки, как пространственное мышление, память и скорость обработки данных.
По минусам, кристаллизованный интеллект происходит от обучения; следовательно, на него больше влияют культура и социализация, чем текучесть, и возраст не так влияет на него. Вербальные навыки зависят в первую очередь от кристаллизованного интеллекта, и он также влияет на исполнительные функции.
Поэтому, несмотря на то, что теория интеллекта Кеттелла обычно классифицируется как многофакторная модель, верно и то, что она имеет соответствующий иерархический компонент. Гибкий интеллект влияет на различные навыки, многие из которых также влияют на основной фактор, связанный с обучением (кристаллизованный интеллект).
28 самых приятных техник женской мастурбации
Модель интеллекта по Кеттеллу
Среди современных моделей структуры интеллекта можно упомянуть наиболее разработанную, а поэтому и завоевавшую признание многих исследователей, концепцию, предложенную Кеттеллом (Cattell, 1971). В этой концепции предполагается, что фактор G складывается из двух общих факторов, которые получили названия интеллекта текучего(gf) и интеллекта кристаллизованного(gc). Вообще-то Кеттелл выделил пять факторов второго порядка, два из которых, по его мнению, представляют компоненты G Спирмена. Различия между факторами gf и gc – наиболее детально разработанный аспект исследований Кеттелла и его сотрудников, поэтому и употребляется название: «Теория текучего и кристаллизованного интеллекта».
Кеттелл солидарен со Спирменом в понимании интеллекта, сущность которого – постижение отношений, зависимостей. Он полагает наличие двух детерминант этого постижения отношений: природных и приобретенных. Первые, природно обусловленные, способствуют тому, что процесс приобретения опыта и навыков для одних людей менее затруднен, чем для других. Эти различия позволяют говорить о текучем интеллекте, который может быть, как предполагается, измерен тестами, «свободными от культуры».
Использование текучего интеллекта для разрешения возникающих перед человеком проблем приводит в результате обучения к возникновению и развитию кристаллизованного интеллекта, предстающего как своего рода конденсат нашего опыта. Кристаллизованный интеллект изменяется в зависимости от культуры, активности, интересов личности и измеряется традиционными тестами интеллекта.
Каждое проявление способностей, выраженное в деятельности, – это, согласно Кеттеллу, функция определенных факторов, относящихся к трем классам.
1. Центральные (или общие) способностиобусловлены структурными и функциональными свойствами головного мозга и оказывают влияние на все познавательные процессы. Сугубо умозрительно предполагается, что наиболее общий из факторов, относящихся к центральным способностям, – gf, может характеризовать величину материального субстрата познания. Другие факторы идентифицируются с функциональными особенностями мозга. Центральные способности – основа текучего интеллекта.
2. Локальные способностисвязаны как с врожденной, так и с приобретенной организацией сенсорных и моторных зон мозга. Эти способности обнаруживаются при выполнении заданий, требующих, например, осуществления слухового или зрительного восприятия, а также моторной активности. Факторы, входящие в локальные способности, оказывают несколько более ограниченное влияние на успешность выполнения тестов, чем те, которые относятся к центральным способностям.
3.Факторы-операциив отличие от центральных и локальных способностей более тесно связаны с культурным опытом индивида. Они подразделяются на приобретенные, или вспомогательные познавательные навыки (интеллектуальные алгоритмы), и специализированные профессиональные, т. е. навыки, приобретаемые для достижения какой-либо цели. Кеттелл относит их к кристаллизованному интеллекту.
Два первых класса обозначаются как «ограничивающие способности» потому, что в какой-то мере ограничивают эффект обучения. Как видим, они природно обусловлены. Третий класс – инструментальные структуры, возникающие в итоге взаимодействия центральных и локальных способностей с культурным опытом индивида.
Схематически представления Кеттелла – так называемая ретикулярная факторная модель интеллектаиллюстрируется рис. 4.5. Сам автор подчеркивает, что предложенная им теория – не то же самое, что деление способностей на природно обусловленные и приобретенные. Индивидуальный уровень факторов, относящихся к каждому из трех классов, зависит как от наследственного, биологического, так и от среды. Основное отличие – в степени этой зависимости. Так, предполагается, что центральные способности минимально зависимы от обучения. На противоположном полюсе располагаются факторы-операции. Однако текучий интеллект оказывает влияние на развитие каждого фактора-операции(например, по отношению к приобретаемым навыкам индивидуальный уровень gf будет определять скорость обучения им). Локальные способности занимают промежуточное место, они формируются как за счет среды, так и за счет наследственности. Они также оказывают, хотя и меньшее, влияние на развитие факторов-операций. Например, вербальное обучение, приводящее к развитию понимания слов, требует и слуховой и зрительной перцепции слов. Кеттелл приходит к следующим выводам.
Рис. 4.5.Ретикулярная факторная модель интеллекта
• Наследственность влияет на gf в большей степени, нежели на gc, однако gf не эквивалентен генетическому интеллекту. Текучий интеллект представляет собой биологическую способность, зависимую от воздействии биологической среды, таких ее переменных, как питание, особенности пренатального развития, наконец от того, что унаследовано индивидом. Тем не менее генетические факторы оказывают на gf непосредственное воздействие, а на g – косвенное, через влияние gf на gc.
• Изменения окружающей среды, воздействующие на биологическое развитие, окажут большее влияние на gf, чем на gc.
• Изменения окружающей среды, связанные с образованием и культурой, повлияют на gc, но не окажут никакого воздействия на gf.
• Возраст не оказывает равного воздействия на gf и gc. Возрастное снижение текучего интеллекта начинается раньше (в 3-м десятилетии), чем кристаллизованного, по отношению к последнему оно может не проявиться и в глубокой старости.
• Травмы головного мозга будут оказывать разное воздействие на gf и gc. В раннем возрасте они повлияют прежде на gf, а уже позднее на gc. В более позднем возрасте травмы мозга окажут малое влияние на gf, будет страдать gc.
На первый взгляд может показаться, что в теории раскрывается взаимодействие среды и наследственности в формировании интеллекта. Однако это взаимодействие приводит лишь к появлению факторов-операций, образующих кристаллизованный интеллект, обусловленный опытом и обучением. Решающее же значение имеет интеллект природный, определяющий и ограничивающий развитие «приобретенного» интеллекта. При этом природный интеллект ни в коей мере не является предпосылкой, потенцией. Он поддается измерению точно так же, как кристаллизованный интеллект. Теоретические заключения Кеттелла во многом определяются его убежденностью в возможности создания тестов интеллекта, независимых от культуры.
Польские психологи (З. Петрасинский, 1975) считают, что за вычетом терминологических и технических различий теория Кеттелла близка взглядам российских исследователей. Например, «способности ограничивающие» соответствуют врожденным задаткам способностей. Разумеется, для развития теории реинтерпретация иногда не только допустима, но и желательна. Но в данном случае речь идет о несопоставимых взглядах.
Экспериментальные данные, приводимые Кеттеллом, а также С. Хорном (Horn, 1968) в пользу существования текучего и кристаллизованного интеллекта, подвергает критике Гилфорд (Guilford, 1980), который указывает на то, что данные Кеттелла получены на выборке, имеющей широкий возрастной диапазон (от 14 лет до 61 года), разнородной по профессиям, полу и образованию. Практически отсутствует корреляция между парами параметров, характеризующих, с одной стороны gf, а с другой – gc, тогда как теория предусматривает наличие значимых корреляций.
Все это позволяет Гилфорду предположить, что за gf и gc стоят две группы тестов, а результатам, полученным с помощью каждой из них, присуща определенная кривая развития и спада. Вероятно, текучий интеллект будет «обнаруживаться» с помощью высокоскоростных тестов, требующих активного вовлечения сенсомоторных компонентов деятельности, а кристаллизованный – вербальных. Свое отношение к данной теории Гилфорд выразил в названии статьи, посвященной ее анализу: «Текучий и кристаллизованный интеллект: два надуманных понятия» (Fluid and crustallized intelligence: two fanciful concepts,1980). Сам автор «кубической» модели интеллекта очень осторожен в оценке влияния наследственности и среды на способности. Он полагает, что верхние границы развития интеллекта определяются как наследственностью, так и средой. Гилфорд – противник тестов, «свободных от культуры», создание которых он считает недостижимой задачей, ложным направлением исследований.
Дата добавления: 2014-12-01 ; просмотров: 1583 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ