какие два измерения имеет внешняя форма музыкального искусства
Теория музыкальных форм. Краткий конспект лекций и практических упражнений
Настоящий курс лекций и практических упражнений может быть рекомендован учащимся различных специальностей, но, разумеется, не заменяет личного общения с педагогом и практического анализа музыкальной формы и выразительных средств музыкальных произведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория музыкальных форм. Краткий конспект лекций и практических упражнений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
МОДУЛЬ 1. ПОНЯТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ.
ФУНКЦИИ ЧАСТЕЙ В ФОРМЕ.
Понятие музыкальной формы.
Музыкальная форма — лат. forma — вид, образ, очертание, красота. Это понятие имеет несколько значений:
Музыкальная форма вообще (форма как категория, присутствующая в искусстве)
Система музыкальных средств для воплощения содержания произведения: мелодические мотивы, лад, гармония, ритм, фактура, тембр и др.
Исторически сложившийся тип композиции: канон, рондо, фуга, соната, сюита. В этом понятии форма сближается с жанром
Важнейшее значение в искусстве имеет соотношение понятий формы и содержания. Содержание музыки — это внутренний духовный облик произведения, то, что она выражает. Язык музыки часто непереводим на язык слов, но сочинение может сопровождаться развёрнутой программой, данной автором (Г. Берлиоз — «Фантастическая симфония»). Возможна скрытая программа, например в названии (П.Чайковский — симфоническая увертюра «Ромео и Джульетта», Л.Бетховен — Симфония №3 «Героическая»). Многие произведения не имеют программы, но в любом сочинении есть интонационная фабула — развитие и взаимодействие интонаций, музыкально-интонационный сюжет. Содержание подразумевает идею и образ. Например, идея Симфонии №5 Д.Шостаковича — плач по судьбам миллионов людей, погибших в ХХ в. А образы — трагедия в I части, картина «ликования из-под палки» в финале. В сложном взаимодействии формы и содержания последнее является ведущим.
Музыкальная форма любого произведения имеет 2 стороны:
ФОРМА-СХЕМА — структура, композиционный план
ФОРМА-ПРОЦЕСС — слушая произведение, мы как бы участвуем в его создании, наблюдаем за рождением музыкального материала.
исследователей-музыковедов сложились различные способы классификации музыкальных форм. Одна из них — по эпохам:
Музыкальные формы эпохи барокко
Музыкальные формы ХХ века
Также есть деление на инструментальные и вокальные формы.
Независимо от классификаций существуют определённые типы форм:
Циклические формы (сюита, сонатно-симфонический цикл),
Смешанные формы и разновидности перечисленных форм
Музыкальные жанры — это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи с различным жизненным назначением музыки, способом и условиями её бытования, исполнения и восприятия.
В связи с жизненным назначением:
прикладные (бытовые и религиозные обряды, музыка к спектаклям и кинофильмам)
автономные (музыка, предназначенная для концертного исполнения)
духовные (религиозного содержания или исполняемая в церкви)
светские (музыка не связанная с религиозной традицией)
В связи с условиями бытования:
пленэрные (музыка на открытом воздухе)
По способу исполнения жанры бывают:
Музыкальные жанры могут пересекаться. Они имеют национальную характеристику (итальянское каприччио, норвежские танцы…), характеризуется ритмом, метром, фактурой, темпом. Отличительные черты жанра зависят от эпохи и индивидуального стиля композитора.
Музыкальный стиль — это система средств выразительности, которая служит для воплощения определённого содержания и свойственна конкретному историческому периоду, национальной культуре, отдельным направлениям, школам, индивидуальным особенностям композиторского письма. Например: Стиль эпохи — барокко, классицизм, романтизм и др. Национальный стиль — австро-немецкий, русский и др. Стиль направления или школы — Мангеймская школа, Венская школа, «Могучая кучка», французская «Шестёрка». Индивидуальный стиль — стиль В.Моцарта, П.Чайковского, Г.Свиридова…
Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие (11 стр.)
Развитие музыкальной культуры школьников – фундаментальная цель музыкального образования и воспитания, поэтому обратим внимание на состояние этой проблемы. Проблема культуры личности рассматривается представителями различных направлений: философии, культурологии, искусствоведения, педагогики и музыковедения. Так, важные стороны феномена культуры раскрываются в трудах Л. Н. Когана, Э. В. Соколова, Г. А. Гонтарева. Они рассматривали культуру личности как многоплановое явление, оказывающее существенное влияние на экономические, политические, социальные и духовные процессы общественной жизни. Они выделили важные критерии культуры личности: 1) соответствие ее общечеловеческим представлениям о ценностях жизни, человека и общества; 2) отношение личности к культурному опыту всех поколений человечества; 3) участие человека в творчестве, в созидании новых материальных и духовных ценностей; 4) устойчивость позиций человека, его ориентация на определенные ценности.
В современной отечественной науке сформировано много подходов к определению понятия «музыкальная культура». Социологический аспект данного понятия разработан музыковедами Р. И. Грубером, В. С. Цуккерманом, А. Н. Сохором. В целостной структуре музыкальной культуры кроме основных блоков (творчество, исполнительство, распространение музыки, ее восприятие) они выделили дополнительные блоки (музыкальная критика, музыковедение, руководство музыкальной культурой). Философско-эстетические основы теории музыкальной культуры мы находим в работах Р. А. Тельчаровой, педагогические – у Ю. Б. Алиева, Э. Б. Абдуллина, Г. М. Цыпина.
Так, например, Ю. Б. Алиев под музыкальной культурой личности ученика подразумевает: индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; – интегративное свойство личности учащихся, главными показателями которого являются: музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, развитость музыкального вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).
Таким образом, ведущими признаками, определяющими качества музыкальной культуры личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке. Сквозная линия системы музыкального образования – создание музыкального образа в формах музыкально-творческой деятельности на уроках музыки как предмета искусства и понимание музыкального образа, общение с ним – его музыкальное восприятие. Целостно-культурный подход к искусству, находящий свое выражение в общечеловеческой проблематике художественных произведений, ориентирует человека на познание самого себя в контексте общечеловеческой культуры. Основополагающими установками для теории музыкального образования являются также такие положения возрастной психологии, как признание ведущей роли деятельности и общения в развитии личности школьника или, например, доминирование у учащихся начальной школы чувственного познания.
Основополагающими для теории музыкального образования являются общепедагогические методы исследования как способы решения научно-исследовательских задач: наблюдение, опросные методы, а также педагогический эксперимент. Метод наблюдения подразумевает, согласно установкам общей педагогики, либо непосредственное восприятие исследователем изучаемых процессов музыкального воспитания школьников, либо опосредованное восприятие по определенным показателям. Вести наблюдение исследователь может либо с нейтральной позиции, либо с позиции руководителя педагогического процесса. И в том и в другом случаях материалы наблюдения фиксируются в протоколах, путем видеорегистрации, аудиозаписи. Условиями проведения исследования методом наблюдения являются длительность, систематичность, объективность и массовость.
Основным методом исследования в теории музыкального образования является педагогический эксперимент – опытная проверка гипотезы. Согласно общепедагогическим установкам, различают следующие этапы эксперимента: констатирующий – выявление фактического состояния исследуемого объекта, проверочный – апробация гипотезы, созданной в процессе осмысления проблемы, формирующий – конструирование нового педагогического явления.
2. Специфика музыкального искусства
Внешняя форма искусства вообще и музыкального искусства в частности имеет два измерения – онтологическое и семиотическое, поскольку она представляет собой некую материальную конструкцию и одновременно должна функционировать как определенный текст, как знаковое выражение заложенного автором духовного содержания. Следовательно, музыкальное искусство имеет двойственную, материально-идеальную природу: музыкальное произведение фиксируется в звучании и потому чувственно воспринимаемо, в то же время посредством материальной формы транслируется его духовная сущность.
И материальные и духовные структуры музыкального искусства дифференцированы. Отсюда возникает необходимость их анализа как в предметном, так и в ценностно-смысловом плане, что позволит выявить условия, при которых личность может осуществить «перевод» музыкального произведения из «внешнего» плана во «внутренний». Поскольку духовное содержание музыкального искусства должно быть материализовано, чтобы получить независимое от композитора существование, а все материальное существует в пространстве и во времени, постольку первой характеристикой материальной формы музыкального искусства является ее пространственно-временное развертывание. Музыка воссоздает пространственный аспект мира ассоциативно, по смежности – через временно-динамические его характеристики и выступает своеобразным переводчиком времени в пространство.
Сама способность художественного творчества придавать пространству иллюзорный характер говорит о том, что нераздельность пространства-времени есть феномен физический, но не эстетический, что позволяет музыкальному искусству разрывать природную сцепленность пространства и времени и оперировать освобожденными от пространственных характеристик динамическими структурами. Иными словами, в музыке не воспроизводятся реальные формы природного и человеческого материального бытия в силу того, что она отвлекается от пространственной конкретизации его существования.
В работе Е. В. Назайкинского «О психологии музыкального восприятия» содержится обзор различных точек зрения на существо проблемы. Автор ведет анализ в рецептивной психологической, а не онтологической плоскости, характеризуя пространственные параметры восприятия музыки, а не особенности структуры музыкального произведения, то есть «музыкальную пространственность» как таковую [25]. Когда же автор применяет пространственные представления к описанию строения самого произведения, то понятия «горизонтали» и «вертикали» имеют не прямой, а переносный смысл. «Пространство музыкального мира, – пишет Е. Назайкинский в своей работе, – нельзя ощутить зрительно… Оно развертывается лишь в сознании слушателя, но уже в своей собственно звуковой организации оценивается как трехмерное. Вертикаль, горизонталь и глубина фактуры фиксируют одну из форм пространственного восприятия музыки, соединяют реальное пространство… со сферами иной, собственно художественной природы» [26, с. 60–61].
Таким образом, художественное пространство в музыке является «идеальным пространством», что и отличает его от реального пространства.
1. В структуре музыкальной культуры к основным блокам относятся:
• исполнительство
• творчество
• музыкальная критика
• восприятие музыки
2. По источнику знаний педагогические методы делятся на:
• теоретический
• практический
• словесный
• наглядный
3. В структуре музыкальной культуры к дополнительным блокам относятся:
• исполнительство
• музыкальная критика
• музыковедение
• восприятие музыки
4. Музыкальная развитость (не путайте с образованностью) личности включает в себя:
• эмоциональное отношение к музыкальному искусству
• потребность в различных образцах художественной музыки
• музыкальную наблюдательность
• владение способами музыкальной деятельности
5. Какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы?
• Третьему
• Первому
• Четвертом
• Второму
7. На каком этапе эксперимента в музыкальном образовании (воспитании ) производится выявление фактического состояния исследуемого объекта?
• формирующий
• проверочный
• констатирующий
• нет верного ответа
8. Укажите критерии культуры личности:
• соответствие ее общечеловеческим представлениям о ценностях жизни, человека и общества
• участие человека в творчестве, в созидании новых материальных и духовных ценностей
• устойчивость позиций человека, его ориентация на определенные ценности
• отношение личности к культурному опыту всех поколений человечества
9. Какие два измерения имеет внешняя форма музыкального искусства:
• семиотическое
• систематическое
• концептуальное
• онтологическое
10. Критериями сформированности музыкальной культуры личности являются:
• влияние музыки на другие виды деятельности
• уровень (степень) музыкальных убеждений, проявляющихся в приверженности к передовым музыкально-эстетическим идеалам
• развитость музыкальных интересов и потребностей, целенаправленных на систематическое приобщение к музыке
• степень овладения навыками, умениями в области музыкального искусства
11. Укажите принципы музыкальной эстетики:
• Внимание к психологическим особенностям восприятия музыки
• Рассмотрение произведения в историко-культурном контексте
• Содержательность музыки
• Рассмотрение произведения вне социального контекста
12. Какой принцип музыкальной эстетики предполагает, что нет чистой музыки, всякая музыка программна и содержательна, а музыка в общем выступает как как информационная языковая система?
• Внимание к психологическим особенностям восприятия музыки
• Нет верного ответа
• Рассмотрение произведения в историко-культурном и социальном контексте
• Содержательность музыки
13. На каком этапе эксперимента в музыкальном образовании (воспитании ) производится конструирование нового педагогического явления?
• формирующий
• проверочный
• нет верного ответа
• констатирующий
14. На каком этапе эксперимента в музыкальном образовании (воспитании ) производится апробация гипотезы?
• формирующий
• нет верного ответа
• констатирующий
• проверочный
15. Условиями проведения исследования в музыкальном воспитании методом наблюдения являются:
• кратковременность
• систематичность
• массовость
• субъективность
16. Главными показателями музыкальной культурой личности ученика являются:
• музыкальные способности
• музыкальные задатки
• музыкальная образованность
• музыкальная развитость
17. Процесс активного восприятия характеризуют следующие параметры:
• целостность-дифференцированность
• глубина и широта ассоциативной деятельности
• нестандартность мышления
• эмоциональность
19. Музыкальная образованность (не путайте с развитостью) личности подразумевает:
• искусствоведческие знания в области музыки
• владение способами музыкальной деятельности
• эмоциональное отношение к музыкальному искусству
• потребность в различных образцах художественной музыки
Онлайн тесты на тему «Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе- ответы Педкампус»
В структуре музыкальнои культуры к дополнительным блокам относятся:
восприятие музыки
музыкальная критика
исполнительство
музыковедение
На каком этапе эксперимента в музыкальном образовании (воспитании ) производится выявление фактического состояния исследуемого объекта?
проверочный
нет верного ответа
констатирующий
формирующий
Какой принцип музыкальной эстетики предполагает, что нет чистой музыки, всякая музыка программна и содержательна, а музыка в общем выступает как как информационная языковая система?
Рассмотрение произведения в историко-культурном и социальном контексте
Внимание к психологическим особенностям восприятия музыки
Содержательность музыки
Нет верного ответа
Музыкальная развитость (не путайте с образованностью) личности включает в себя:
владение способами музыкальной деятельности
эмоциональное отношение к музыкальному искусству
потребность в различных образцах художественной музыки
музыкальную наблюдательность
Процесс активного восприятия характеризуют следующие параметры:
эмоциональность
нестандартность мышления
целостность-дифференцированность
глубина и широта ассоциативной деятельности
По источнику знаний пдеагогические методы делятся на:
практический
наглядный
теоретический
словесный
Укажите принципы музыкальной эстетики:
Внимание к психологическим особенностям восприятия музыки
Рассмотрение произведения вне социального контекста
Рассмотрение произведения в историко-культурном контексте
Содержательность музыки
Музыкальная образованность (не путайте с развитостью) личности подразумевает:
эмоциональное отношение к музыкальному искусству
потребность в различных образцах художественной музыки
владение способами музыкальной деятельности
искусствоведческие знания в области музыки
Какие два измерения имеет внешняя форма музыкального искусства:
систематическое
онтологическое
концептуальное
семиотическое
Укажите критерии культуры личности:
соответствие ее общечеловеческим представлениям о ценностях жизни, человека и общества
отношение личности к культурному опыту всех поколений человечества
участие человека в творчестве, в созидании новых материальных и духовных ценностей
На каком этапе эксперимента в музыкальном образовании (воспитании ) производится конструирование нового педагогического явления?
констатирующий
проверочный
формирующий
нет верного ответа
В структуре музыкальной культуры к основным блокам относятся:
восприятие музыки
музыкальная критика
исполнительство
творчество
Какому уровню музыкальной формы сответсвуют звуки и мотивы?
Первому
Четвертом
Второму
Третьему
На каком этапе эксперимента в музыкальном образовании (воспитании ) производится апробация гипотезы?
проверочный
формирующий
констатирующий
нет верного ответа
Условиями проведения исследования в музыкальном воспитании методом наблюдения являются:
субъективность
массовость
систематичность
кратковременность
Главными показателями музыкальной культурой личности ученика являются:
музыкальная образованность
музыкальные способности
музыкальные задатки
музыкальная развитость
Лекция № 1. Специфика музыкального искусства
Раздел I. Музыка как вид искусства
Содержанием искусства, как и всякой деятельности человеческого сознания, является жизнь, окружающая нас действительность, прежде всего человек, его мысли и чувства.
Отличие искусства от других видов человеческой деятельности состоит в том, что осваивает действительность через создание художественных образов: искусство как бы заново воссоздает мир в форме, непосредственно воздействующей на чувства и мысли людей. Художник, однако не копирует жизнь, не фотографирует случайно выхваченные из окружающей действительности предметы, явления, события, но отбирает наиболее общее, типичное, характерное – все это осмысливает, преобразует, а затем воплощает в конкретном произведении – картине, стихотворении, музыки. Произведения всякого талантливого художника обязательно несут печать его личности, т.к. внешний объективный материал перерабатывается его сознанием индивидуально. Но даже самое оригинальное творчество является одновременно и продуктом общественного сознания, связано с определенной социальной психологией, с конкретной страной, с тем или иным историческим моментом. Социальная сторона художественного творчества проявляется в том, что через художественный образ человек ощущает свою связь с современниками и с прошлым своего народа и человечества. Подлинное искусство, создавая вечные художественные ценности, как бы осуществляет непрерывную связь поколений.
Произведения искусства, таким образом, представляет собой и картину жизни и картину творчества. Нас интересует не только что и действительности в нем преобразовано, но и как, и кем это выполнено. Мы ищем в произведениях архитектуры, театра, в картинах, скульптуре, стихотворении, в симфонии не только соответствия отраженному в них событию, факту, явлению, но также хотим обнаружить индивидуальные признаки стиля, точку зрения и эмоциональный отклик автора на данное событие. Нас интересует и волнует также
Разные стороны жизни не в равной мере подвластны различным видам искусства. Каждый вид искусства отличается от других специфичностью образного содержания и принципами, способами формообразования.
Что представляет собой музыка? В чем могущество ее воздействия на слушателя?
Музыка – искусство эмоциональное. В музыке интонация непосредственно и исчерпывающе передает всю полноту идейно-эмоционального содержания. Музыкальная интонация, средства музыкального языка, временная природа музыки позволяют ей с особенной глубиной, тонкостью, проникновенностью воссоздать динамику человеческих переживаний, душевные движения людей, с эмоциональной непосредственностью воздействовать на слушателей, как бы «переливая» в их сознание думы и эмоции, волновавшие автора.
Энергия и значимость музыкальной интонации обусловлены высокой степенью организованности музыкальных звуков в их звуковысотных и временных отношениях, богатством тембровых и динамических ресурсов музыкального искусства, своеобразными принципами формообразования, выработанными в процессе исторического развития.
Д.Д. Шостакович о специфике музыки: «Музыка не может создавать зримый образ мира, но она имеет то преимущество перед другими видами искусств, что она наиболее чутка на чувство и ей доступно передавать его непосредственное живое движение».
Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействие на область разума. Музыка выражает в своих образах человеческие настроения, переживания, разнообразные оттенки чувств, но ее содержание могут быть также драматизм и героика жизни.