какие два фактора способствовали успешному восстановлению экономики ссср в послевоенный период
Восстановление и развитие экономики СССР в 1945-1952 гг.
Промышленность. Главной задачей внутренней политики СССР в первые послевоенные годы было восстановление народного хозяйства. Оно началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов. Но восстановительный период в истории советского общества начался в 1946 г. К этому времени Госплан подготовил 4-й пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. В области промышленности предстояло решить три важные задачи: во-первых, демилитаризовать экономику, перестроив ее на мирное производство; во-вторых, восстановить разрушенные предприятия; в-третьих, осуществить новое строительство.
Важнейшее место в восстановлении промышленности уделялось электростанциям. Огромные средства были направлены на восстановление крупнейшей электростанции в Европе — Днепрогэса. Уже в 1947 г. станция дала первый ток, а в 1950 г. заработала на полную мощность. Среди приоритетных восстановительных отраслей были угольная и металлургическая промышленности, прежде всего, шахты Донбасса и металлургические гиганты юга страны — Запорожсталь и Азовсталь.
В конце 1940-х гг. в СССР решили использовать атомную энергию для производства электричества; началось строительство атомной электростанции. Первая в мире АЭС, Обнинская под Москвой, мощностью 5 тыс. кВт, вступила в строй летом 1954 г.
В целом промышленность была восстановлена уже в 1947 г. Она достигла уровня 1940 г., а к концу пятилетки превысила его на 73% при плане 48%. В строй было пущено 6200 восстановленных и вновь построенных предприятий. Легкая и пищевая промышленности план не выполнили.
Сельское хозяйство. Государство усилило внеэкономическое принуждение крестьян. Вознаграждение за труд носило символический характер. Колхозники были вынуждены жить в основном за счет личного подсобного хозяйства. В последние годы войны эти хозяйства часто росли за счет колхозных земель. Городские жители разбивали огороды и садовые участки на общественных землях.
Сельское хозяйство. Государство усилило внеэкономическое принуждение крестьян. Вознаграждение за труд носило символический характер. Колхозники были вынуждены жить в основном за счет личного подсобного хозяйства. В последние годы войны эти хозяйства часто росли за счет колхозных земель. Городские жители разбивали огороды и садовые участки на общественных землях.
Государство усмотрело в росте личных подсобных хозяйств покушение на свою собственность. Уже осенью голодного 1946 г., когда многие районы страны поразила страшная засуха, оно развернуло широкий поход против садоводства и огородничества под знаменем борьбы против разбазаривания общественной земли и колхозного имущества. Личные подсобные хозяйства не только были урезаны, но и обложены непомерными налогами
Фактически государство относилось к колхозникам как людям «второго сорта». Колхозникам не полагалось пенсии, отпусков, они не имели паспортов, не могли покинуть деревню без разрешения властей. Восстановление и развитие сельского хозяйства должны были основываться, по мнению руководства страны, на усилении не материальной заинтересованности тружеников, а административного нажима. В 1947 г. оно подтвердило принудительный характер труда в колхозах, введенный в 1930-е гг. Все сельские жители, которые не работали в промышленности или не служили в советских учреждениях, были обязаны трудиться в колхозах. Кто уклонялся от труда или не вырабатывал норму трудодней, подлежал ссылке.
План 4-й пятилетки по развитию сельского хозяйства не был выполнен. Однако уровень сельскохозяйственного производства в 1950 г., по официальным данным, почти достиг уровня довоенного 1940 г.
Важными событиями 1947 г. стали отмена карточной системы на продовольственные и промышленные товары и денежная реформа. Деньги обменивались в ограниченном количестве и из расчета 10:1. Эта конфискационная мера способствовала укреплению финансовой системы, хотя и вызвала недовольство населения.
Источники послевоенного экономического роста:·
мобилизационный характер экономики;
· принудительные займы у населения;
· увеличение налогов и сборов крестьянских хозяйств.
Характерной чертой первых послевоенных лет стали начавшиеся в 1943 г., депортации целых народов СССР по обвинению в сотрудничестве с фашистами (чеченцы, ингуши и крымские татары). Все эти репрессивные мероприятия позволяют историкам называть 1945-1953 гг. «апогеем сталинизма». Главными экономическими задачами послевоенного периода стали демилитаризация и восстановление разрушенного хозяйства.
Источниками ресурсов для восстановления были:
Высокие мобилизационные способности директивной экономики (за счет нового строительства, дополнительных источников сырья, топлива и т.д.).
Репарации с Германии и ее союзников.
Бесплатный труд заключенных ГУЛАГа и военнопленных.
Перераспределение средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей.
Перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный.
Переход к мирному строительству. Перестройка экономики на рельсы мирного развития осуществлялась в сложных условиях. Война принесла многочисленные людские жертвы: около 27 млн. человек погибли в боях за Родину и в фашистском плену, умерли от голода и болезней. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства.
В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее бью принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. Произошли изменения в структуре государственных органов и формах руководства народным хозяйством.
Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормального режима труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливался 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был пересмотрен государственный бюджет на Ш и IV кварталы 1945 г. и на 1946 год. Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики. В августе 1945 г. Госплан СССР получил задание подготовить проект плана восстановления и развития народного хозяйства.
Перестройка народного хозяйств и общественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г.
В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23%). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса.
Социально-экономическое положение в начале 50-х годов. Экономика в начале 50-х годов развивалась на основе сложившихся в предшествующий период тенденций. В пятой пятилетке (1951-1955 гг.), как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжелой и особенно оборонной индустрии. Выпуск предметов народного потребления (хлопчатобумажных тканей, обуви и др.) значительно отставал от плановых заданий и нужд населения.
Сельское хозяйство, как и прежде, не удовлетворяло потребностей легкой и пищевой промышленности в сырье.
На рубеже 40-50-х годов усилилась централизация управления промышленностью. Укрупнялись министерства (угольной, нефтяной промышленности и др.), создавались новые ведомства. Это вело к росту управленческого аппарата, его отрыву от производства.
Принимались меры по улучшению условий жизни населения.
В течение четвертой пятилетки несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные товары. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа. В обращение вводились новые деньги. Находящиеся у населения старые деньги обменивались в соотношении 10:1. На практике реформа привела к изъятию у граждан наличных средств.
Были возрождены из руин и пепла разрушенные в годы войны города и села. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста городского населения. В начале 50-х годов нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.
В 1952 г. была опубликована работа И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В ней глава государства пытался теоретически обосновать принципы проводимой в стране экономической политики. Речь шла о приоритетности развития тяжелой промышленности, о необходимости свертывания кооперативно-колхозной собственности путем ее превращения в государственную, о сокращении сферы товарного обращения. Соблюдение этих принципов, по мнению И.В. Сталина, должно было обеспечить высокие темпы роста народного хозяйства в СССР.
3. Экономика СССР в послевоенный период
3. Экономика СССР в послевоенный период
Экономическая политика советского государства развивалась также противоречиво. Первоочередной задачей послевоенного времени стало форсированное восстановление советской экономики (в первую очередь тяжелой промышленности) и конверсия военного производства.
3.1. Источники восстановления и развития советской экономики. Западная Европа на эти цели получила по «плану Маршалла» более 12 млрд долл. В СССР главными оставались внутренние источники:
– репарации с Германии (в сумме 4,3 млрд руб.);
– денежная реформа 1947 г. и государственные займы;
– перераспределение средств из аграрного сектора в промышленный;
– сокращение расходов на социальную сферу;
– бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных.
Кроме того, большую роль играл трудовой энтузиазм советских людей в деле строительства мирной жизни.
3.2. Положение в промышленности.
• План реконструкции 1946 г. После войны среди ряда хозяйственных руководителей, экономистов проявилось стремление к реорганизации системы управления экономикой, к ослаблению сверхцентрализации и даже допущению элементов рыночных отношений (одним из сторонников подобных изменений выступал председатель Совета министров РСФСР М. И. Родионов). В плане восстановления и развития народного хозяйства страны на четвертую пятилетку (1946–1950), разработанном под руководством председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского, были заложены показатели, рассчитанные на определенную самостоятельность предприятий и отдельных отраслей промышленности. Планом предусматривалось достижение довоенного уровня производства к 1948 г., а к концу пятилетки – его превышение на 48 %.
Одновременно был восстановлен 8-часовой рабочий день, возобновлены отпуска, постепенно вводился свободный набор рабочей силы.
• Денежная реформа. 4 декабря 1947 г. было принято постановление Совета министров СССР и ВКП(б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Основные положения реформы включали:
– выпуск денег нового образца 1947 г. и перевод рубля на золотую основу (старые деньги подлежали обмену в соотношении 10:1);
– переоценку вкладов граждан в сберкассах (до 3 тыс. руб. обменивались без изменения в номинальной стоимости; далее – чем больше сумма, тем дешевле стоимость каждого старого рубля по отношению к новому);
– отмену карточной системы снабжения продовольствием и промышленными товарами (одновременно вводились предельные нормы отпуска товаров «в одни руки»: хлеб – 2 кг, мясо – 1 кг, мыло – 1 кусок, керосин – 2 л и т. д.);
– отмену коммерческих цен и ввод единых розничных цен.
Реформа привела к ликвидации избыточных денег, накопившихся за годы войны. Вместе с тем подобная конфискационная политика сильно ударила по населению, и в первую очередь по крестьянам, которые хранили свои деньги не в сберкассах, а дома.
• Ужесточение экономической политики. В целом план 1946 г. воспроизводил методы экономической политики 30-х гг. Сохранялась тенденция на преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности и прежде всего оборонных отраслей. В основе лежали административные методы управления экономикой, в силу чего партия продолжала тщательно контролировать хозяйственную жизнь как страны в целом, так и отдельных предприятий. Послевоенная реорганизация органов управления привела к усилению роли и значения исполнительной власти и партийного аппарата. Сохранялись принудительные методы управления рабочей силой. Нормы выработки были в несколько раз увеличены. Приток неквалифицированной рабочей силы привел к кризису в организации производства.
Его проявлением стал относительно низкий рост производительности труда (в среднем 6 % в год за четвертую пятилетку).
В 1949 г. ситуация усугубилась. По приказу Сталина были определены новые показатели для основных отраслей промышленности, что вызвало крайнюю напряженность в экономике. В ходе процесса по «ленинградскому делу» главу Госплана СССР Н. А. Вознесенского обвинили в занижении показателей и приговорили к расстрелу.
• Конверсия. Составной частью экономической политики СССР послевоенного периода являлась конверсия (перевод оборонной промышленности «на мирные рельсы»), которая проводилась, однако, частично.
После массовой демобилизации и сокращения армии с 11,4 до 2,9 млн человек ее численность вновь начала возрастать. Продолжалось техническое перевооружение армии, оснащение ее новейшими образцами. Прямые военные расходы поглощали в начале 50-х гг. не менее 25 % годового бюджета СССР.
• Итоги развития промышленности. В целом за годы четвертой пятилетки, несмотря на форсированные темпы реконструкции и официальные заявления об увеличении по сравнению с довоенным уровня промышленного производства на 73 % (при плане 48 %), план в реальности был недовыполнен. Полностью восстановить экономику удалось лишь к 1953 г.
В то же время по отраслям тяжелой индустрии действительно были превзойдены показатели 1939–1940 гг. Было построено и восстановлено, часто из руин, 6200 предприятий, включая Днепрогэс, «Запорожсталь», Минский тракторный завод и многие другие.
В годы пятой пятилетки (1951–1955) сохранились те же тенденции на преимущественное развитие отраслей тяжелой индустрии в ущерб сфере народного потребления. Вследствие этого производство товаров широкого потребления в послевоенный период не соответствовало нуждам населения, хотя ассортимент этих товаров увеличивался, росло их приобретение (радиоприемников, фотоаппаратов, мотоциклов).
3.3. Положение в сельском хозяйстве в послевоенный период оставалось чрезвычайно сложным.
• В 1946 г. в стране снова разразился голод и были введены хлебные карточки. Одновременно усилилось административное давление на колхозников. Размер обязательных поставок продукции колхозов государству постоянно возрастал, а цены на продукцию вплоть до 1953 г. оставались на довоенном уровне. В ходе наступления на личные хозяйства колхозники лишились части приусадебных наделов, переданных в колхозный фонд. Значительно повысились сборы и налоги на подсобные крестьянские хозяйства (включая фруктовые деревья, скот, птицу) и реализацию их продукции. Налоги и принудительная сдача государству продукции (молока, мяса, яиц) делала такие хозяйства почти убыточными. Но только благодаря им крестьяне могли выжить, прокормить себя и свою семью. Крестьянство в большей степени пострадало также от денежной реформы 1947 г.
• В последующие годы положение в деревне ухудшалось. Крестьянство продолжало жить без паспортов, подвергаться судебной ответственности за невыполнение трудовой нормы. В республиках Прибалтики в эти годы была проведена насильственная коллективизация, сопровождавшаяся раскулачиванием и многотысячными высылками.
К началу 50-х гг. в стране фактически наступил аграрный кризис. При этом Сталин, все более терявший ощущение реальности, считал необходимым дальнейшее движение к превращению сельского хозяйства в государственное. В результате продолжилась политика укрупнения колхозов: их число в 1950–1952 гг. сократилось в 2,6 раза (с 252 тыс. до 91 тыс.).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Советский Союз в послевоенный период (1945—1953)
Советский Союз в послевоенный период (1945—1953) 5 марта 1946 – Фултонская речь У. Черчилля. Начало холодной войны Для СССР самым важным международным следствием победы над фашистской Германией стало превращение страны в одну из «великих держав», а Сталина – в лидера
§ 1. Внешняя и внутренняя политика в послевоенный период
§ 1. Внешняя и внутренняя политика в послевоенный период Начало «холодной войны». Послевоенная жизнь в СССР во Ююгом определялась изменениями внешнеполитических условий развития страны. Народ возвращался к миру с надеждой не только на лучшую жизнь в своей стране, но и на
Послевоенный период
Послевоенный период Однако в действительности преемственность никто не нарушал, просто одна фаза развития следовала за другой. В течение шести лет правления, с 1945 по 1951 г., лейбористское правительство пользовалось поддержкой населения, хотя бывали и периоды неприятия.
Альбрехт Кессельринг Моя жизнь в послевоенный период
Альбрехт Кессельринг Моя жизнь в послевоенный период «Пепельная клетка» в Мондорфе. – Нюрнберг. – Дахау. – «Кенсингтонская клетка». – Суд в Венеции в феврале – марте 1947 года. – Ардеатинские катакомбы и репрессии. – Меня приговаривают к смертной казни. – Сохранение
13 ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ОШИБКИ СТАЛИНА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
13 ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ОШИБКИ СТАЛИНА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД НЕЗАКОННЫЕ РЕПРЕССИИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОДПобеда советского народа, одержанная в четырехлетней кровопролитной и тяжелой войне, породила не только политический подъем, но и надежды на лучшее будущее. Вся земля
Золотые резервы СССР в годы войны и послевоенный период
Золотые резервы СССР в годы войны и послевоенный период Золотые резервы СССР в начале войны. К началу Великой Отечественной войны золотой запас СССР вырос до 2600 т. Такая цифра содержится в работе В. В. Рудакова и А. П. Смирнова[109]. Один из них – В. В. Рудаков – лично мне
6. Страны Европы и США в послевоенный период
6. Страны Европы и США в послевоенный период Переход от войны к миру в европейских странах оказался длительным. Заключение мирных договоров, образование новых государств на развалинах империй, спад социальных движений, прекращение антисоветской интервенции и начало
23. Что происходило во Франции в послевоенный период?
23. Что происходило во Франции в послевоенный период? Уже в ходе освобождения Франции от немецких оккупантов власть на территории страны перешла к Временному правительству, в деятельности которого участвовали все основные силы движения Сопротивления, включая
Самозванство и мошенничество в послевоенный период
Самозванство и мошенничество в послевоенный период Учитывая, какой хаос произвела война, расцвет всевозможного жульничества, мошенничества и самозванства после ее окончания был практически неизбежен. За годы войны пропало или погибло множество личных документов, в том
Москва и коммунистические партии в послевоенный период
Москва и коммунистические партии в послевоенный период Советская Армия, готовая хлынуть внутрь Европы и занять ее вплоть до Атлантического океана, — один из наиболее распространенных мотивов пропаганды времен начала «холодной войны»; этот сюжет, называемый в наши дни в
Глава 6. РУССКО-АМЕРИКАНСКАЯ ТОРГОВАЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Глава 6. РУССКО-АМЕРИКАНСКАЯ ТОРГОВАЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД В феврале 1945 г. в Ялте президент США Франклин Рузвельт обратился с вопросом к Сталину: «Считаете ли Вы, Генералиссимус, что важным шагом на пути к всеобщему миру явилось бы достижение широкого экономического
8. Послевоенный период и сепаратизм
8. Послевоенный период и сепаратизм Военные действия но оккупации Сицилии потребовали немного времени и носили, пожалуй, характер триумфального шествия, прерванного всего лишь два или три раза попытками упорного сопротивления немцев, вынужденных сражаться с
§ 57. КАЛИНИНСКАЯ ОБЛАСТЬ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
§ 57. КАЛИНИНСКАЯ ОБЛАСТЬ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД После войны население области насчитывало 1611 тыс. чел. Восстановление разрушенного хозяйства началось сразу после освобождения районов от оккупантов. К концу 1948 г. вернули в число действующих около 200 фабрик и заводов, более
Послевоенное восстановление и развитие СССР
Послевоенное восстановление и развитие СССР
С окончанием Великой Отечественной войны советскому народу предстояло проделать огромную работу по восстановлению экономики, поднять материальный уровень жизни людей, приступить к мирному созидательному труду.
Послевоенные годы оцениваются в отечественной и зарубежной литературе крайне противоречиво. Наиболее объективно выражающей суть послевоенных процессов является оценка этих лет как «регрессивной эволюции сталинизма» (Н.В. Старикова).
После окончания войны были возможны два варианта развития общества. Первый — смягчение довоенной мобилизационной модели развития, отказ от чрезвычайщины, от репрессий, развитие процессов демократизации. Второй — восстановление довоенной модели развития, сохранение тоталитарного режима.
Возможность первого пути развития определялась возросшим авторитетом страны-победительницы, ростом самосознания народа-победителя, усилением сопротивления сталинскому режиму власти (восстания, побеги в ГУЛАГе; борьба против насаждаемой советской модели развития в Прибалтике, Восточной Европе), нарушением герметичности «железного занавеса» при освобождении советскими войсками стран Европы.
Второй вариант послевоенного развития страны — восстановление довоенной мобилизационной системы — стал действительностью, что было обусловлено следующими факторами. Сталин и его окружение, занимавшие высшие посты в пирамиде власти, не мыслили руководства государством иными, не административными методами. Победа в войне укрепила многих в мысли, что именно этот режим и спас страну.
Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития
Перестройка экономики в период мирного развития осуществлялась в сложных условиях:
В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Одновременно с демобилизацией происходила репатриация советских граждан, угнанных фашистами.
В соответствии с требованиями мирного времени проводилась реорганизация наркоматов, был восстановлен 8-часовой рабочий день, отменены обязательные сверхурочные работы, разрешено предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков.
Первоочередной хозяйственной задачей являлся перевод народного хозяйства на мирный путь развития, для чего было необходимо:
Сокращение ассигнований на военные нужды и увеличение расходов на развитие гражданских отраслей экономики проходили в условиях определенных трудностей: снижения производительности труда, недостатка энергоносителей, нехватки рабочих рук.
Восстановительный период в истории советского народного хозяйства в полном объеме начался в 1946 г. При рассмотрении четвертого пятилетнего плана (1946-1950 гг.) в 1945-1946 гг. проходили напряженные дискуссии. Возвращение в мирные условия предполагало необходимость не только восстановления экономики, но и выбора путей этого процесса: поддержать ли наметившееся во время войны смягчение мер экономического принуждения (сыгравшее свою роль в патриотическом единении, которое позволило режиму выдержать испытания войной) или же отвергнуть их и вернуться к модели развития 30-х гг.
Сторонники возврата к модели экономического развития 30-х гг. (главную роль играли Маленков и Берия), поддерживаемые руководителями тяжелой промышленности, ссылались на исследования экономиста Е. Варги, который в декабре 1944 г. начал публикацию важных фрагментов своего труда, посвященного проблемам мирового капитализма, возникшим в результате Второй мировой войны.
Дискуссия завершилась победой сторонников возврата к довоенной модели экономического развития.
Наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности явился 1946 г. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. Принятый на первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва (март 1946 г.) закон о пятилетнем плане ставил следующие задачи:
Одновременно (с декабря 1945 г.) стала осуществляться засекреченная программа — создание новых видов вооружения. Общее руководство этой программой было возложено на Первое Главное управление при Совете Министров СССР, во главе которого стоял Л.П. Берия. Кроме того, в основном к 1947 г. закончилась демилитаризация экономики, которая сопровождалась одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса. Прямые военные расходы поглощали в начале 50-х гг. около 25% бюджета государства.
Другой приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. Заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые предприятия возникали на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступила в строй «Запорожсталь». В рекордные сроки была восстановлена крупнейшая электростанция в Европе — Днепрогэс.
В целом за годы 4-й пятилетки (1946-1950) промышленное производство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели на 73% (при плане 48%), чему способствовали:
Капиталистический мир на рубеже 40-50-х гг. вступил в эпоху научно-технической революции, социалистическая же директивная экономика оказалась невосприимчивой к новейшим научно-технологическим достижениям. За исключением отдельных военных отраслей — атомной (создание советской атомной бомбы в 1949 г.), ракетной и некоторых других, широко использовавших трофейную и западную техническую документацию, экономика оставалась на довоенном техническом уровне.
По мнению Н. Верта, в промышленности фаза быстрого роста (1947-1948 гг.) и даже «перегрева» (1949-1950 гг.) затем сменилась фазой явного замедления, длившейся до 1954 г. Начиная с 1948 г. промышленность в полной мере испытала трудности, вызванные сверхволюнтаристским пересмотром показателей четвертого пятилетнего плана.
Экономика развивалась экстенсивным путем: росли капиталовложения в новое строительство, вовлекались в производство дополнительные сырьевые, энергетические, людские ресурсы. Легкая и пищевая промышленность финансировались по остаточному принципу и не обеспечивали потребностей населения. Темпы роста производительности труда в послевоенные годы составляли 6% в год.
По мнению С.П. Рябикина, административно-принудительный характер советской экономики этого периода затушевывался получавшими мощную пропагандистскую поддержку трудовыми починами — различными формами будто бы возникавшего по инициативе масс социалистического соревнования (движение «скоростников», «отличников качества» и т.д.), которое, не получая действенного материального стимулирования, превращалось в формальные мероприятия.
Критическим было положение в сельском хозяйстве. Засуха 1946 г. и последовавший за ней голод 1947 г. истощили производительные силы деревни. Отчасти сыграл свою роль и катастрофический провал опыта «дробного управления» (каждый колхоз, подчиненный с начала 1946 г. одновременно Совету по делам колхозов и трем министерствам, должен был выращивать многие культуры, что не всегда соответствовало местным возможностям).
Правительство решило «прибрать к рукам» крестьянство, контроль за которым в годы войны был до известной степени ослаблен. Развернута широкая кампания по развитию в колхозах сети партийных ячеек.
В феврале 1947 г. пленум ЦК партии обсудил вопрос «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». В решениях пленума предусматривалось: увеличение поставок сельскохозяйственных машин, повышение культуры земледелия, строительство водоемов в степных и лесостепных районах.
В 1947-1948 гг. правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения. Два указа, принятые 4 июня 1947 г. и близкие по духу и букве к знаменитому закону от 7 августа 1932 г., предусматривали от пяти до двадцати пяти лет лагерей за всякое «посягательство на государственную или колхозную собственность».
Правительство продолжало курс на жесткое ограничение личного крестьянского хозяйства и перекачку ресурсов из деревни в город. В 1946-1949 гг. были сокращены приусадебные участки и более 10 млн гектаров земель «возвращены» в колхозный фонд. Личное хозяйство крестьян обложено непомерными натуральными налогами (с каждого фруктового дерева, головы скота, птицы). Торговать на рынке крестьянин мог только после выполнения колхозом плана поставок государству. Крестьяне должны были отработать в колхозе обязательный минимум трудодней, почти не получая за это натуральной оплаты. Не имея паспорта, крестьянин не мог самовольно покинуть деревню.
В конце 1949 г. экономическое и финансовое положение колхозов настолько ухудшилось, что правительству пришлось разработать ряд реформ. В 1950 и 1951 гг. проводились дискуссии о сельскохозяйственной политике и мерах, которые было необходимо принять. Отвечавший за аграрную политику Андреев был заменен другим «специалистом» по сельскому хозяйству, Н.С. Хрущевым, который до назначения в 1949 г. секретарем Московского обкома ВКП(б) и секретарем ЦК партии занимал посты Первого секретаря ЦК Компартии Украины (1938-1949) и Председателя Совета Министров УССР (1944-1947).
Хрущев опубликовал в «Правде» план укрупнения колхозов, который исходил из тех же целей, что и реорганизация внутриколхозной производственной структуры: усилить политический и экономический контроль на селе. В течение нескольких лет число колхозов уменьшилось с 255 до 94 тыс. Это сокращение сопровождалось новым и значительным уменьшением индивидуальных наделов крестьян.
Инициатор этих реформ Хрущев рассчитывал закончить начатое им дело радикальным — и утопическим путем — изменением всего уклада крестьянской жизни. «Правда» опубликовала проект создания «агрогородов», где крестьяне, переселенные из своих изб, должны были вести городскую жизнь в многоквартирных домах вдалеке от своих индивидуальных наделов. Проживая в городе с комфортом и коммунальными услугами, крестьяне в то же время распрощались бы со своей столь живучей индивидуалистической психологией и стали бы обычными трудящимися, включенными в коллектив. Таким образом, этот проект решал сразу две проблемы: трансформируя крестьянское сознание, он уничтожал крестьянина как такового, одновременно стиралась разница между сельским и городским трудом, между крестьянином и рабочим, и реализовалось, таким образом, долгожданное единство пролетариата, основы социалистического общества.
На следующий день после опубликования проекта «Правда», однако, выступила с уточнением, в котором отмечалось, что в предыдущем номере речь шла не о проекте, а о начале дискуссии. На некоторое время Хрущев был отстранен от руководства сельским хозяйством, за которое он снова энергично примется после смерти Сталина.
В конце 40-х гг. в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии проводится массовая коллективизация, которая сопровождается репрессиями и депортациями населения. Произошла ликвидация большого числа хуторских хозяйств, их население сослано в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.
К концу пятилетки восстановление сельского хозяйства было в основном завершено. Однако многие проблемы оставались нерешенными: сохранялась зерновая проблема, не хватало сырья для легкой и пищевой промышленности, имелось много отстающих колхозов.
В работе И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР«, опубликованной в 1952 г., были определены основные принципы экономической политики: 1) приоритетное развитие тяжелой промышленности; 2) необходимость свертывания кооперативно-колхозной собственности путем ее превращения в государственную; 3) сокращение сферы товарного обращения. Соблюдение этих принципов, по мнению Сталина, должно было обеспечить высокие темпы роста народного хозяйства в СССР.
Определенные изменения произошли и в социальной структуре общества. Во время войны места у станков заняли женщины, многие и после войны продолжали работать. Тем не менее наблюдалась резкая нехватка рабочей силы и в связи с этим — высокая текучесть кадров. Это приводило к дезорганизации производства и низкой производительности труда. Прослойка некооперированных кустарей и единоличников практически исчезает. Тяжелое положение в сельском хозяйстве и ряд правительственных распоряжений 1947-1948 гг., ужесточавших контроль за крестьянством, приводят к новой волне миграции — около 8 млн сельских жителей покинули деревню в 1946-1953 гг.
Обновление рабочего класса за счет притока сельских жителей сопровождалось заметным социальным продвижением квалифицированных рабочих и молодых горожан. С 1947 по 1953 г. около 4 млн человек получили высшее и среднее специальное образование.
Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы роста строительных работ отставали от роста городского населения. В начале 50-х гг. нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.
Итогами восстановительного периода стали: отмена карточной системы, введение в строй 100 млн м 2 жилой площади, увеличение количества общеобразовательных школ, расширение сети вузов (превышена довоенная численность студентов), успешная разработка многих фундаментальных вопросов науки и техники.
Таким образом, в послевоенный период особенности самой мобилизационной системы работали на ее сохранение. Возможность кратковременного эффекта методов форсированного развития экономики проявилась в первые послевоенные годы в высоких темпах восстановления и развития тяжелой промышленности, строительства, транспорта. В экономической сфере, несмотря на существование альтернативной позиции пропорционального развития экономики — использования товарно-денежных отношений, расширения хозяйственной самостоятельности, — возобладал курс преимущественного развития тяжелой промышленности, жестокого централизма. На такой основе разрабатывался генеральный план строительства коммунизма в 1946-1965 гг. Это процесс шел за счет дискриминации сельского хозяйства и легкой промышленности.
Возврат к модели развития 30-х гг. вызвал значительные экономические потрясения, резко ухудшившие в 1951-1953 гг. все хозяйственные показатели и создавшие серьезную напряженность в обществе. Период 1945-1953 гг. следует считать логическим завершением, итогом экономической и политической линии, проводившейся после нэпа.
Преобразования государственного аппарата и восстановление командно-административной системы. Репрессии конца 40 — начала 50-х гг.
В сентябре 1945 г. упраздняется Государственный Комитет Обороны (ГКО), функции которого передаются Совету Народных Комиссаров СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов (отдел по учету и распределению рабочей силы, бюро продовольственных и промтоварных карточек и т.д.). В марте 1946 г. СНК СССР был переименован в Совет Министров СССР, СНК союзных и автономных республик — в Советы Министров соответствующих уровней, а наркоматы — в министерства.
За годы войны значительно усилилось влияние партийных органов на все стороны жизни. Широко практиковалось назначение на выборные должности, что приводило к фактическому отстранению Советов от выполнения их государственных функций.
В 1947 г. проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, в конце 1947 — начале 1948 г. — очередные выборы в местные Советы. В марте 1950 г. в связи с истечением установленного Конституцией СССР срока полномочий Верховного Совета СССР второго созыва состоялись очередные выборы в высший орган власти.
В феврале 1947 г. созданы постоянные Комиссии законодательных предложений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР второго созыва. На эти комиссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета.
Изменение ситуации в стране привело к необходимости некоторой реорганизации государственного аппарата. В 1947 г. Государственная плановая комиссия Совета Министров СССР была преобразована в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР, в задачи которого входили планирование, учет и контроль за выполнением народно-хозяйственных планов. Созданы Государственный комитет по снабжению народного хозяйства Совета министров СССР и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета министров СССР.
Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества.
Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И.В. Сталина. По окончании войны И.В. Сталин был освобожден от обязанностей наркома обороны, но сохранил за собой пост Председателя Совнаркома. Он продолжал оставаться членом Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП(б). Возросший за годы войны авторитет И. В. Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата.
В 1946-1947 гг. по поручению И.В. Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР. 15 июля 1947 г. Сталин внес на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) вопрос «О проекте новой Программы ВКП(б)» и поручил ее разработку комиссии под председательством А.А. Жданова.
Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде.
В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов. Ожиданиям населения на перемены к лучшему не суждено было сбыться. Вскоре после окончания войны руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса.
Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР. Большинство вопросов хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКП(б) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных предприятий и колхозов, вскрывать «ошибки и промахи хозяйственных руководителей».
Годы 1946-1953 представляли собой наивысший расцвет сталинизма как политической системы. Была проведена «демократизация» политического фасада. После длительного перерыва возобновились съезды общественных организаций, профсоюзов и комсомола, а в 1952 г. состоялся ХIX съезд партии, переименовавший ВКП(б) в КПСС (как в 1946 г. СНК был переименован в Совет Министров).
На самом же деле единовластие Сталина, умело стравливавшего своих ближайших соратников и вероятных преемников, оставалось неизменным и прочно базировавшимся на общем страхе. Важнейшие вопросы Сталин решал на своей даче в Кунцево вместе с несколькими членами Политбюро, отвечавшими за соответствующие направления работы.
В послевоенные годы Сталин постарался упрочить фундамент своей власти путем отказа от традиционных, установленных Лениным принципов функционирования партийных органов и безграничного развития культа Верховного Вождя, ставшего маршалом, генералиссимусом и Председателем Совета Министров.
Именно в этот период у Сталина, по мнению Н. Верта, произошел разрыв с ленинским наследием, который осуществлялся на нескольких уровнях:
Политбюро (10 членов и 4 кандидата в члены) почти никогда не собиралось в полном составе. Сталин предпочитал, как правило, принимать членов Политбюро индивидуально или небольшими группами по вопросам, связанным со «специальностью» каждого. Мучимый острой шпиономанией, Сталин неизменно исключал из этих встреч, особенно в последние годы жизни, некоторых членов Политбюро, подозреваемых в переходе на службу к той или иной иностранной державе. Это произошло с Ворошиловым, заподозренным в сотрудничестве с Интеллидженс Сервис (но не арестованным, что достаточно ясно говорит о подлинных мотивах этой так называемой опалы), затем, после XIX съезда партии, — с Молотовым и Микояном. Хрущев оставил поразительные рассказы об эпизодических заседаниях Политбюро, где важнейшие решения, например о пятом пятилетнем плане, принимались без всякого обсуждения за несколько минут участниками, испытывавшими панику только от одной мысли, что они могут высказать точку зрения, которая испортит настроение Вождю. Между тем Сталин делал все, чтобы сконцентрировать власть в созданных им структурах, неподконтрольных избранным в 1939 г. руководящим партийным инстанциям. Роль его личного Секретариата и Специального сектора Секретариата ЦК под руководством Поскребышева, видимо, постоянно возрастала, заключаясь в надзоре над всем Секретариатом ЦК — реальным центром принятия решений и контроле за их исполнением. Каждый из главных соратников Сталина в послевоенные годы (Маленков, Жданов и Хрущев) занимал в тот или иной момент один из четырех постов секретарей ЦК партии.
Отражением внутренней борьбы в руководстве стало так называемое «ленинградское дело«. Соперничество Г.М. Маленкова и А.А. Жданова закончилось в пользу последнего, но после его смерти в 1948 г. Маленков и Берия организовали крупную чистку партийно-государственного и хозяйственного аппарата от сторонников Жданова. По сфабрикованным обвинениям были расстреляны председатель Госплана Н. А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов, Председатель Совмина РСФСР М.И. Родионов, руководители Ленинграда П.С. Попков, П.Г. Лазутин, Я.Ф. Капустин. Всего в течение 1949-1950 гг. было репрессировано около 3,5 тыс. партийно-государственных работников Ленинграда и области.
В идейно-политической сфере война вызвала ослабление надзора, увеличила число неконтролируемых идейных движений, особенно среди тех, кто в течение нескольких лет находился за пределами системы (в оккупированных районах или в плену), в национальной среде и интеллигенции. С возвращением к мирной жизни власти попытались, действуя чаще всего жестко, восстановить контроль над умами. Обращение с военнопленными, репатриированными в СССР, уже с лета 1945 г. свидетельствовало об ужесточении режима. В целом только около 20% из 227 тыс. репатриированных военнопленных получили разрешение вернуться домой. Большинство же бывших военнопленных были или отправлены в лагеря, или приговорены к ссылке минимум на пять лет или к принудительным работам по восстановлению разоренных войной районов. Такое обращение было продиктовано подозрительностью, что рассказы репатриированных о пережитом будут слишком расходиться с тем, что официально выдавалось за правду. Показательно, что в июне 1945 г. сельские органы власти получили инструкцию установить в деревнях на видном месте щиты с надписями, предупреждавшими, что не следует верить рассказам репатриированных, так как советская реальность неизмеримо превосходит западную. Это уведомление имело целью морально изолировать репатриированных и заставить людей подозревать их в предательстве.
Возвращение в состав СССР территорий, включенных в него в 1939-1940 гг. и остававшихся в оккупации в течение почти всей войны, во время которой там развились национальные движения против советизации, вызвало цепную реакцию вооруженного сопротивления, преследования и репрессивных мер. Сопротивление аннексии и коллективизации было особенно сильным в Западной Украине, Молдавии и Прибалтике: движения бандеровцев, «лесных братьев» и др.
26 июня 1946 г. «Известия» опубликовали указ о высылке за коллективное предательство чеченцев, ингушей и крымских татар, ликвидации Чечено-Ингушской автономной республики, а также «разжаловании» Крымской автономной республики в Крымскую область. На самом деле депортация этих и других не названных в указе народов была произведена уже за несколько лет до этого. Указ от 28 августа 1941 г. объявил о «переселении» немцев Поволжья под предлогом наличия среди них «диверсантов» и «шпионов». С октября 1943 по июнь 1944 г. за «сотрудничество с оккупантами» были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию шесть других народов: крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, балкарцы, всего, по архивным данным, приведенным А.В. Земсковым, более 700 тыс. человек. В течение примерно десяти лет депортированные народы официально как бы не существовали. В июле 1949 г. насчитывалось более двух с половиной миллионов спецпереселенцев. Из них немцы составляли основной контингент (1,1 млн), «бывшие кулаки» — небольшую долю репрессированных (5% общего числа).
Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовлетворительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись «вредительством» со стороны руководства отрасли. В 1946 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) специально рассматривалось «дело» этих «вредителей» («Дело Шахурина, Новикова и других»). На рубеже 40-50-х гг. руководители Политбюро обсуждали «дела» лиц, якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения («О враждебных элементах на ЗИСе», «О положении в МГБ и о вредительстве в лечебном деле»).
В 1952 г. было сфабриковано так называемое дело врачей. Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны.
Идеологическое и политическое ужесточение 1945-1953 гг. привело к разрастанию репрессивных органов и концентрационной системы. С 1946 г. деятельность по охране порядка и подавлению инакомыслия осуществлялась двумя органами, чьи права и обязанности оставались туманными и не регламентировались никаким законом, — Министерством внутренних дел (МВД) и Министерством государственной безопасности (МГБ). Многочисленные перестановки в их руководстве, произошедшие в эти годы, отражали сложные перипетии той борьбы за власть, которой в политическом плане был отмечен конец сталинской эры. В 1946 г., оставаясь заместителем Председателя Совета Министров и членом Политбюро, Берия уступил руководство МВД генералу Круглову. МГБ, могущество которого постоянно росло, отошло к одному из подчиненных Берии Абакумову, заместителем которого Круглов работал в течение некоторого времени. В ноябре 1951 г. Абакумов был заменен Игнатьевым, ставленником Сталина. Если верить некоторым свидетельствам, Сталин перестал тогда доверять Берии и поставил политическую полицию под усиленный контроль «специального сектора» своего Секретариата.
Учитывая численность новых категорий приговоренных к лагерям (бывшие военнопленные, «чуждые элементы» из регионов, недавно включенных в СССР, пособники оккупантов, представители подвергшихся массовой депортации народностей), исследователи отмечают, что в послевоенные годы советская концентрационная система достигла своего наивысшего расцвета, когда многие приговоренные в 1937-1938 гг. к десяти годам лагерей без суда получили новый срок на основании административного решения. С другой стороны, есть основания полагать, что и смертность среди заключенных после 1948 г. значительно сократилась благодаря осознанию властями необходимости «беречь» экономически выгодную рабочую силу. Частичное открытие архивов ГУЛАГа позволило ряду российских исследователей уточнить число «населения ГУЛАГа», оценка которого колебалась в исторической и мемуарной литературе от 3 до 15 млн человек. Данные Гулаговской бюрократии говорят о 2,5 млн заключенных в ИТЛ/ИТК в начале 50-х гг., в годы апогея лагерной системы. К этой цифре надо прибавить еще 2,5 млн спецпереселенцев. Что же касается цифры расстрелянных или не «дошедших до пункта назначения» (умерших в «транзите»), она остается до сих пор неизвестной.
По сравнению с предыдущими годами организация концентрационной системы отличалась созданием для политзаключенных специальных лагерей, наблюдался также рост числа серьезных попыток восстаний заключенных.
Основная часть лагерей находилась тогда в самых удаленных и суровых районах нового освоения — от безводных пустынь Средней Азии до полюса холода в Якутии. В конце 40-х гг. советская концентрационная система имела уже четвертьвековую историю. Экономическая рентабельность ГУЛАГа получила различные оценки: некоторые (А. Солженицын, С. Розенфельд) подчеркивают невероятную дешевизну этой рабочей силы, «оплачиваемой» из расчета обеспечения ее воспроизводства; другие исследователи настаивают на широком распространении всякого рода «приписок», очень низкой производительности лагерной рабочей силы и огромных расходах на содержание многочисленного и коррумпированного лагерного персонала. Как бы то ни было, «население» ГУЛАГа внесло основной вклад в освоение новых районов, ресурсы которых могли бы эксплуатироваться вольной наемной рабочей силой, как это делается в настоящее время, правда, с очень большими экономическими затратами.
Именно 1948-1954 гг. были отмечены несколькими восстаниями заключенных. Самые известные из них произошли на Печоре (1948 г.), в Салехарде (1950 г.), Экибастузе (1952 г.), Воркуте и Норильске (1953 г.), Кимгире (1954 г.). Брожение в лагерях, особенно «специальных», достигло очень высокого уровня после смерти Сталина и отстранения Берии, т.е. весной и летом 1953 г. и в 1954 г. Возглавленное, как и большинство предыдущих мятежей, бывшими военными, это движение приняло открыто политический характер.
Существование этой параллельной «нации», по мнению Н. Верта, не было только результатом репрессивной политики, проводившейся в отношении отдельных лиц и групп, подозреваемых в политической оппозиционности. Оно отражало общую криминализацию социального поведения. Вопреки солженицынскому образу ГУЛАГа, символом которого является интеллигент-диссидент, «политические» составляли меньшинство лагерного населения. В то же время большинство заключенных все же не были «уголовниками» в обычном понимании этого слова. Чаще всего в лагеря попадали обычные люди за нарушение одного из бесчисленных репрессивных законов.
Таким образом, в послевоенные годы продолжается дальнейшее развитие командно-административной системы и репрессивной политики, ужесточение режима в общественной и культурной областях.
Международное положение. Внешняя политика СССР
1945 год открыл новую страницу в истории ХХ в. Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и ее союзников приобрела новые центры влияния, мир становился все более биполярным. В расстановке сил Запад — Восток главная роль принадлежала теперь Соединенным Штатам Америки и Советскому Союзу.
Международное положение СССР после войны, в которой он победил ценой больших потерь, было противоречивым.
Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. СССР извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия была по численности на первом месте в мире. В то же время в области некоторых видов военной технологии и США и Великобритания далеко обогнали СССР.
Советские руководители ясно осознавали уязвимость страны, несмотря на то, что CCCP стал одной из великих держав. Включение Советского Союза в международную сферу характеризовалось большой нестабильностью. В этой ситуации были возможны два подхода: первый предполагал усилия по сохранению «большого альянса», созданного в годы войны, и получение передышки для реконструкции и развития экономики; второй делал ставку на приобретение «гарантий безопасности» посредством расширения сфер советского влияния. Эти два взаимоисключающие подхода отражались в позициях, дискутировавшихся в партийном руководстве.
Первый, защищавшийся в 1945 г. группой Жданова — Вознесенского, исходил из традиционного тезиса о неизбежности развития в мирное время «межимпериалистических противоречий», прежде всего между Великобританией и США, которые позволили бы СССР вести, как и в довоенные годы, изощренную дипломатическую игру в многополюсном мире и препятствовать образованию «единого империалистического фронта». Второй подход, поддерживаемый Маленковым и Сталиным, исходил из предположений о неминуемом кризисе, который сметет капиталистическую систему, но отодвигал его приход в отдаленное будущее, признавал существование возможности урегулирования отношений в двухполюсном мире между социалистическим лагерем во главе с СССР и империалистическим лагерем во главе с США и подчеркивал опасность скорой конфронтации между ними.
В 1945 г. СССР, имея дипломатические отношения с 52 государствами, заключил мирные договоры со многими бывшими союзниками Германии. В то же время намечается охлаждение в отношениях с собственными союзниками по антигитлеровской коалиции. Сам СССР строил свой внешнеполитический курс, исходя из тезиса о разделе мира на два противоположных лагеря (впервые сформулирован в сентябре 1947 г. в Польше в докладе А.А. Жданова «О международном положении»).
Внешняя политика развивалась по следующим направлениям:
Началом холодной войны принято считать речь У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 г., где он говорил о коммунистической угрозе. В феврале 1947 г. в послании Конгрессу президент США Г. Трумэн развернул программу мер по спасению Европы от советской экспансии: экономическая помощь, образование военно-политического союза под эгидой США, размещение военных баз США вблизи советских границ, поддержка внутренних оппозиций в странах Восточной Европы, в случае необходимости — использование вооруженных сил против СССР и т.д.
Одной из форм проявления «холодной войны» стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.
Противостояние двух блоков государств проявилось в целом ряде кризисных ситуаций, особенно острой была конфронтация по германскому вопросу. Мирная конференция в Париже (1946) закончилась неудачно, не привела бывших союзников к согласию по проблеме воссоединения Германии. Целый ряд последующих акций обеих сторон вел лишь к расколу Германии: западные страны отказывались признать точную границу Германии по рекам Одеру и Нейсе, СССР в своей зоне оккупации проводил социально-экономические преобразования (национализация промышленности, аграрная реформа) по советскому образцу, западные державы провели выборы в западногерманское учредительное собрание и ввели в обращение новую денежную единицу, СССР установил транспортную блокаду Западного Берлина (1948). В результате в 1949 г. образовались два германских государства — ФРГ и ГДР. В начале 50-х гг. германский вопрос вновь обострился в связи с перевооружением ФРГ и попытками вступления ее в НАТО.
Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х гг. в связи с Корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.
Запад стал активно поддерживать антисоциалистические силы и движения внутри «социалистического лагеря» — в СССР и странах Восточной Европы.
Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе. В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.
В 1947 г. на совещании представителей коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро. На него возлагалась координация действий компартий. В документах совещания сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря — империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР.
В 1949 г. образован Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), призванный организовать и обеспечить экономическую поддержку «странам народной демократии», входящим в сферу влияния СССР. А в 1955 г. в ответ на враждебную политику западных держав создана Организация Варшавского Договора.
Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.
Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не является единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Неоднократные антисоветские выступления на территориях стран «народной демократии» (ГДР, Польша) подавлялись вооруженной силой. Одновременно Советский Союз поддерживал коммунистические партии в капиталистических странах и национально-освободительные движения в колониальных и зависимых от Запада государствах и регионах. СССР оказывал поддержку вновь образованным в Азии и Африке странам «социалистической ориентации».
Таким образом, внешнеполитическая деятельность СССР во второй половине 40 — начале 50-х гг. имела противоречивый характер. Политика «холодной войны» — конфронтации Востока и Запада — в значительной мере способствовала росту напряженности в мире. Кроме того, значительными были затраты на помощь странам «народной демократии» и странам, попавшим в сферу влияния СССР. Расширение международного влияния СССР сопровождалось обострением политической напряженности как внутри «социалистического блока», так и внутри страны.