какие два человека не могут лететь в одном самолете
«Вдвоем не летаем: как правило, мужа и жену не ставят в один рейс»
Семейная пара бортпроводников рассказывает о приметах, профдеформации и дебоширах на борту.
Светлана Ломакина автор Светлана Ломакина/фото архив героев.
Ко Всемирному дню бортпроводника (12 июля) поговорили с необычной семейной парой: муж и жена чаще видятся в аэропортах Москвы, Сочи и Нижнекамска, чем дома. Андрей и Мария Гребенниковы работают бортпроводниками в авиакомпании «Азимут».
Как попали в профессию?
Андрей: — Меня всегда тянуло в небо. В детстве я часто летал с родителями в Ленинград. И каждый раз это был праздник: стюардесса давала мне леденцы, сажала у окна, пристегивала, и я смотрел «мультик» — фантазировал, глядя на облака, придумывал истории. Когда стал взрослым, отец уже работал водителем автобуса в аэропорту. Я занимался ремонтом машин и вскоре устроился туда же слесарем-ремонтником. Это был 2004 год, других вакансий на тот момент не было. Однажды услышал про набор бортпроводников и пришел на конкурс. Спросили, где работал. Я ответил: «Слесарем-ремонтником здесь, мечтаю связать свою жизнь с небом». Они смеялись почему-то. Позвонили мне только через год, когда я уже и думать забыл о конкурсе. Прошел обучение и в 2008-ом начал летать.
Мария: — У меня было по-другому, я в детстве никогда никуда не летала. Первый раз села в самолет, когда прошла отбор в бортпроводники и меня отправили в Москву за формой. Второй полет был уже рабочий. В профессию меня привела подруга сестры. Она летала и видела, что я подхожу по внешним данным и по характеру. Родители были против, в один голос говорили, что не пустят. Поэтому однажды рано утром я собрала документы и тайком поехала в аэропорт на собеседование. Мне тогда было 19 лет.
Где познакомились?
Андрей: — В аэропорту. Я был в резерве, шел по своим делам, а Маша приехала на конкурс. Я ее увидел и — всё.
Мария: — Ты потом написал мне в «Одноклассниках», а я ответила, было интересно узнать все подробности работы бортпроводников. И первое время мы говорили только о профессии. На самом деле, наша история нетипичная. Очень мало летных пар.
Андрей и Мария Гребенниковы.
Как должен выглядеть бортпроводник?
Мария: — Презентабельная внешность — часть нашей работы. Визажистов в авиакомпании нет, девушки умеют делать профессиональный макияж сами. Я могу сделать макияж и одеться за 10 минут, кто-то это делает еще быстрее.
Андрей: — Спортивным и подтянутым. Я, например, стараюсь держать себя в форме для этого хожу в спортзал, занимаюсь на турнике, плаваю.
Кого не возьмут в бортпроводники?
Мария: — Бортпроводник — это лицо компании. Значит, лицо это должно быть располагающим. Обычно это высокие девушки и парни, с приятной внешностью. К примеру, человека с большим родимым пятном, скорее всего, не возьмут. С пирсингом и татуировками на видных местах тоже. У бортпроводника должна быть грамотная речь, приятный тембр голоса и.
Андрей: — …и хороший характер. Бортпроводник должен быть стрессоустойчив, быстро ориентироваться в сложных ситуациях, для этого мы и обучаемся. Бывает, что человек учился-учился, а потом взял и ушел. Потому что наша профессия не такая простая, как кажется. Один раз в год мы тренируемся: совершаем экстренные посадки на тренажерах, с эвакуацией пассажиров на суше и на воде (в бассейне). После такого обучения начинаешь понимать, как много от нас зависит. Некоторые не выдерживают.
Мария: — Еще ты должен быть аккуратным, бодрым и излучать хорошее настроение, что бы там у тебя не случилось дома. Перед каждым рейсом мы проходим медкомиссию и внешний осмотр. Если врач заметит, что ты себя плохо чувствуешь, в рейс не отпустит.
Часто пассажиры дебоширят на борту?
Андрей: — Раньше это была самая больная тема. А теперь, благодаря интернету и телефонам с камерами, люди стали вести себя более дисциплинированно. Изредка что-то случится, и то скорее на дальних перелетах.
Трогать разбушевавшегося гражданина руками мы не имеем права, приходится успокаивать словами. Бывает, не можешь успокоить пассажира, потому что ему просто хочется пообщаться с девушкой бортпроводницей, а не с парнем. Тогда зовешь коллегу. А у меня был и обратный случай с недовольной пассажиркой: самолет, по ее мнению, «шел» неправильно, виды в иллюминаторе были не те, бортпроводница не так подала воду. Когда я подошел и поговорил, все вдруг стало хорошо. Женщине просто нужно было мужское внимание.
Мария: — Я летаю шесть лет и, к счастью, ни разу с серьезными происшествиями не сталкивалась. Другая история вспоминается. Во время чемпионата мира в Сочи летели 78 бразильцев. Люди пели, танцевали, а когда пилот объявил по громкой связи счет матча, который шел во время полета, я даже не могу передать, что началось. Мы боялись, что они нам раскачают самолет! Шучу, конечно (смеется). Но это был настоящий праздник на высоте 10 тысяч метров.
В какие приметы верите?
Андрей: — Перед рейсом мы ничего не зашиваем и не подстригаемся. Иногда читаю в газетах, что космонавты заметили НЛО, и сам бы хотел увидеть нечто подобное, но пока встречал только метеоритный дождь. Выглядит потрясающе, как будто летят огненные стрелы.
Мария: — Я талисманов не вожу, ни во что не верю. Из интересного видела только Северное сияние. В небе оно смотрится иначе: все вокруг зеленое, голубое, желтое, будто попадаешь в другой мир. Незабываемо.
Где лучший аэропорт и какой город самый красивый?
Андрей: — Мы любим наш старый аэропорт, это, наверное, личное — мы же там познакомились. Но мы гордимся и новым аэропортом. В Москве любим Домодедово. И новый аэропорт Симферополя. Это первая тройка.
Мария: — Я скажу про города. Самый красивый — Москва. Ночью, как золотая паутина, разбрасывает свои сети.
Андрей: — А свет какой? Москва своими огнями достает до неба. Ночью, когда нет облаков, мы выключаем в салоне основное освещение, а все равно светло! На мой взгляд, из всех городов мира самая красивая с высоты птичьего полета именно Москва.
Что делают бортпроводники за шторкой?
Андрей: — Едим (смеется), заполняем документы по рейсу, готовимся к обслуживанию пассажиров питанием.
Мария: — По правилам мы должны каждые десять минут проходить по салону, следить, все ли в порядке. А поскольку летаем в последнее время недалеко, то время в полете проходит очень быстро, не успеваем заметить. После выхода всех пассажиров надо проверить салон на предмет забытых вещей и посторонних предметов, проверить санитарное состояние самолета, сдать представителям авиакомпании забытые вещи (частенько забывают — кошельки, документы, сумки). Все, пора лететь обратно.
Нужны ли пилотам аплодисменты?
Мария: — Пилоты их не слышат, но нам приятно, это оценка работы всего экипажа. Когда я в первый раз показывала демонстрацию спасательного оборудования, чувствовала себя, как на сцене. Сейчас уже спокойно все проходит. Но если ловлю из «зала» внимательный взгляд, все равно ощущаю волнение.
Андрей: — Аплодисменты нужны мне. Когда никто не хлопает, я сам начинаю хлопать. Пассажиры тут же подхватывают, и настроение у всех поднимается, люди выходят из самолета с улыбкой.
Профдеформация есть?
Андрей: — Конечно. Но мне кажется, что это правильная профдеформация. К примеру, если я попадаю в общественный транспорт, окидываю взглядом салон: рассаживаю мам с детьми, беременных, стариков. Ну, и, если что-то случается, включаюсь, стараюсь помочь.
Мария: У меня то же самое. Когда лечу как пассажир, все равно оцениваю ситуацию. Если бортпроводники ведут себя чуть более активно, значит, что-то случилось — кому-то плохо или еще что. Я нервничаю, потому что мне тоже надо быть в гуще события, все знать, принимать решения.
Когда бортпроводники уходят на пенсию?
Андрей: — Можно уйти на пенсию, отлетав минимальный срок: для девушек это 7,5 лет, а для мужчин — 10. Установленный пенсионный возраст: 45 лет для женщин, 50 — для мужчин. Но я знал бортпроводниц, которые работали и после 45 лет, при этом выглядели и чувствовали себя прекрасно. Говорят, в небе человек «замораживается».
Мария: — Поскольку мы выходим на пенсию рано, каждый старается найти себе дело по душе. Кто-то осваивает другую профессию, кто-то уходит в бизнес. Я тоже хотела бы заняться бизнесом, когда отлетаю положенное количество лет.
Хотела бы я, чтобы наш сын выбрал такую профессию? Нет! Ни в коем случае. На одну семью двоих бортпроводников достаточно. Но запретить ему, конечно, я не смогу.
Андрей: — Это в Маше говорит материнский инстинкт. А я бы хотел, чтобы сын пошел дальше нас, стал летчиком. Я, когда выйду на пенсию, тоже останусь в аэропорту, буду искать инженерную специальность. Образование позволяет: я учился в МГТУ Гражданской авиации получил специальность инженера по ремонту и эксплуатации двигателей.
Что вы умеете из того, что не умеют люди других профессий?
Андрей: — Я могу выходить из сложных, даже неразрешимых, ситуаций. К примеру, в одном рейсе у меня два активных пассажира. Одному холодно, другому жарко. Один требует включить отопление, другой кондиционер. Это реально? Нет. Иногда людям кажется, что «дует из окна» или «сквозит из двери». Я ухожу на время, возвращаюсь и спрашиваю: «Вам теперь комфортнее стало?» Как правило, человек говорит: «Да, теперь все хорошо». Хотя температура не изменилась.
Мария: — Я могу за 15 минут напоить и накормить 80 человек. Могу за 3 минуты продемонстрировать спасательное оборудование, за 90 секунд эвакуировать пассажиров. Но надеюсь, что последние знания мне никогда не пригодятся. Могу довольно легко перестраиваться под разные часовые пояса. И держать себя в руках — это важная часть нашей работы.
О чем нужно знать человеку, который захочет стать бортпроводником?
Андрей и Мария (в один голос): — Это трудная работа.
Андрей: — У тебя нет постоянного графика, и ты мало бываешь дома. На день рождения друзей не соберешь: они, как правило, тоже бортпроводники или пилоты — то один в небе, то другой. Нет времени на личную жизнь. И если один в паре летает, то второй, «земной» профессии, часто не выдерживает — люди расстаются. Я вчера буквально разговаривал с бортпроводниками из Уфы. Они уже почти три недели не были дома и еще три не будут. Если жена работает на одном направлении, а ты на другом, можно и по нескольку месяцев не пересекаться. Хотя женятся на своих не так часто. Из ста сотрудников в «Азимуте» всего три семейных пары.
Мария: — Вдвоем мы не летаем: по негласным правилам муж и жена, имеющие ребенка не должны планироваться в один рейс. В случае непредвиденной ситуации кто-то должен остаться.
Андрей: — У нас есть профессиональные заболевания, проблемы с сосудами. Но самая страшная и заразная болезнь называется «небо». Когда я ухожу в отпуск, уже после двух недель на земле начинаю скучать.
Мария: Это правда. Когда в декрет уходила (можно уйти с того момента, как только узнаешь о беременности, я так и сделала), думала, что уже не вернусь. Но через полгода, когда встречала мужа в аэропорту, ощущала сильное желание подняться в небо. Хотела надеть форму, привести себя в порядок и — в рейс. Получается, главное, о чем должен знать новичок: нужно быть готовым к тому, что небо вас не отпустит.
Люди, с которыми бы вы никогда не хотели лететь в одном самолете
Кому-то по долгу службы приходится часто совершать полеты, большинство же летает на самолете по мере надобности, но тем не менее и те и другие были бы счастливы выкинуть этих надоедливых пассажиров из самолета. Похоже, что этим людям в принципе неизвестно такое понятие как этикет и прямиком из пещеры они каким-то образом оказались в самолете. Неважно, мужчина вы или женщина, просто постарайтесь не быть теми людьми, о которых мы расскажем вам далее.
Люди, которы не понимают, что вы не хотите с ними разговаривать
Может быть ты уже заткнешься наконец? Почему я должен выслушивать как кого-то там вырвало прямо на тележку стюардессы? Видимо снова придется делать вид, что я говорю по телефону или сплю
Люди, которые жалуются на плачь младенцев
Хуже плачущих младенцев, могут быть только люди, которые без конца на это жалуются
Люди, злоупотребляющие излишней опускаемостью сиденья
Я уважаю твое желание не сидеть как исправный школьник под углом в 90 градусов, будь добр также уважать мое желание не сидеть в позе эмбриона в течение 8 часов подряд
Люди, которые любят рассказывать о самолетах, попавших в аварию
Да мы тут все в курсе что с нами будет, и не надо начинать рассказывать об этом, как только мы попали в турбулентность
Люди, которые сразу пытаются пробиться к проходу, как только шасси самолета коснется посадочной полосы
Неужели тебя нужно отправить обратно в детский сад, чтобы ты смог научиться ходить «друг за другом»?
Родители, которые не могут сказать своему ребенку, чтобы он перестал бить ногами в спинку моего сиденья
Я конечно понимаю, что сериал или журнал гораздо интереснее воспитания ребенка, но черт возьми..
Люди, которые вечно недовольны обслуживанием
«Как, у вас нет органически-диетического вишнево-ванильного Доктора Пеппера?!»
Люди, которые превращают свое место в помойку
Я понимаю что вы живете в мусорном баке, но к счастью, это не ваш дом
Люди, которые вторгаются в ваше пространство со своими вонючими ногами
Просто не делайте так
Люди, которые не знают, как выключается их телефон
Я понимаю, что самолет не упадет из-за вашего романтического «Клади ты первая, нет ты!», но стюардесса не должна стоять возле вас и караулить, когда же вы наконец положите трубку и выключите свой долбаный телефон
Люди, занимающие место возле окна, хотя их место находится возле прохода
«О, извините, вам действительно важно сидеть возле окна?»
Вот так люди и гибнут
Люди, угрожающие принять радикальные меры по поводу небольших неудобств
«Посадки нет уже 15 минут! Ну всё, я звоню на телевидение!»
Люди, перепутавшие самолет с баром
Один-два стакана это нормально, но не 12 же!
Люди, которые не умеют делить подлокотники
Почему всё время приходится вести настоящую войну за подлокотники. Пожалуйста, усмирите свои локти
Люди, «уничтожающие» туалет
Если тебе надо «сходить», то иди, но не стоит украшать туалет использованной туалетной бумагой
Люди, которые берут с собой на борт вонючую еду
Это бутерброд с сыром, луком и яблоками? Ты вообще в курсе что здесь не открываются окна?
Люди, которые не верят в гигиену
Прямо хочется взять и. подарить дезодорант
Люди, которые начинают беспокоиться о своей гигиене в полете
Ты серьезно собираешься стричь ногти прямо в эту кружку? Надеюсь, ты знаешь как сильно они могут разлетаться по салону
Люди, которые заражают всех близсидящих
Вы кашляете, чихаете и вытираете нос рукавом? Конечно мы не думаем что вы должны были отменить свой рейс из-за гриппа, но это совсем не означает, что мы не будет проклинать тебя весь полет
Люди, говорящие в режиме «Caps Lock»
Твоим бы голосом, да из туалета «занято» кричать. Как было бы здорово, если бы можно было просто нажать на кнопку, и сразу бы стало значительно тише, но нет, я должен вслушиваться во всё то, что ты говоришь, причем независимо от того, где сижу я
Люди, заснувшие ангельским сном на твоем плече
Ты не хочешь прерывать этот сладкий сон и пытаешься немного отодвинуться от соседа, но реальность такова, что насколько бы ты не отодвигался, его голова в любом случае будет щекотать твою шею
Пожалуйста, уважайте друг друга, и все будут счастливы!
«Люди вокруг плакали и молились»: 11 историй об ужасных авиаперелетах
Опыт читателей Т—Ж
Иногда несколько часов полета превращаются в ад над облаками.
В самолетах читатели Т—Ж страдали от плохого сервиса, странного поведения сотрудников авиакомпаний, турбулентности и молний в крыло.
Мы собрали истории о самых неприятных перелетах. О них не всегда хочется вспоминать. Зато они помогут хотя бы ненадолго избавиться от желания скорее улететь в другие страны, раз уж сейчас эта возможность сильно ограничена.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Мой самый страшный полет был из Москвы в Пекин. Сначала все было нормально, тихо, спокойно. Но как только стали подлетать к Пекину, началась ужасная тряска. Я сидела у окна и видела, что самолет размахивает крыльями как птица. Думала, что оторвутся.
Крены были такие, что все падало с полок. Заходили на посадку несколько раз, но сильный ветер не давал сесть. Все сидели зеленые, вцепившись в кресла. Я в это время думала: «Если долечу, из Пекина поездом поеду — хоть неделю, хоть две».
И вдруг вижу — идет по проходу блондинка на шпильках, в ярко-красном платье, смотрит по сторонам и зовет с улыбкой: «Мусик, ты где?!» Она потеряла своего песика.
Самолет чуть не винтом крутится, ее вправо, влево кидает на пассажиров, а она все свое: Мусик да Мусик. Все пассажиры, конечно, стали искать Мусика под ногами. Отвлеклись. Нашелся песик где-то в конце самолета, и она, гордая, вместе с ним прошагала на свое место.
Если бы не этот Мусик, не знаю, как бы я долетела. Жутко было очень!
Летали в пандемию «Египетскими авиалиниями» через Каир в Кению и обратно. Вывод один: когда есть выбор между лететь «Египетскими авиалиниями» или не лететь, я выберу второе.
Регистрация. При вылете из Найроби посадочные талоны выписывали — внимание! — от руки. Ручкой. Брали листочек и выписывали. Регистрацию открыли за 2 часа до вылета, и вся очередь стояла и смотрела на то, как в 21 веке сотрудники авиакомпании пишут на листочках и сверяют списки. Естественно, вылет задержали, потому что не успевали зарегистрировать всех на рейс.
Питание. Мой сын всегда заказывает себе в самолете кошерное питание. На рейсе этой чудесной авиакомпании ему принесли просто кусок льда. Без шуток. Из морозилки.
Пересадка. При пересадке досматривают тоже руками, практически до трусов. Шарят по всем карманам, в каждом уголке сумки — ищут антисептики для рук и отбирают. Такие обыски не только неприятны, но и создают огромные очереди и задержки рейса. Самолеты везде летают с опозданиями.
Багаж. В Москву ни один наш чемодан не прилетел. Это было очевидно еще при регистрации на рейс в Найроби. Я попросила прицепить этикетку о короткой стыковке, которые были на регистрации, но сотрудники авиакомпании заверили меня, что багаж точно прилетит: на стыковке все бирки читают и все видят. Но все, кто летел из Найроби в Москву, свой багаж не получили. Его доставили только через неделю. Чемодан разбит, чехол порван — лучший сервис.
Перелет. Вы летали когда-нибудь на самолете-маршрутке? Нет? Летите «Египетскими авиалиниями». Очень многие рейсы выполняются по принципу маршруток. Самолет садится в другой стране, часть народа выходит, часть заходит. Вам при этом выходить нельзя, а места у вас могут оказаться другие, то есть надо пересесть. Затем вы летите дальше. При этом, когда вы подсаживаетесь в самолет, места для ручной клади уже нет. Совсем нет, потому что у предыдущих пассажиров было с собой по 2—3 чемодана или сумки. В результате вам предлагают сдать ваш кофр с фотоаппаратурой и ноутбуком в багаж.
Казалось бы, в пандемию, когда каждый клиент на вес золота, все повышают сервис и безопасность на рейсах. Но только не в этой авиакомпании. Советую держаться от нее подальше.
Наверное, самый ужасный перелет в моей жизни случился в Индонезии местными авиалиниями на далекий остров Флорес.
Началось все с того, что рейс туда задержали примерно на 4 часа. Мы сидели в толпе индонезийцев и англоговорящих туристов. Всю информацию сообщали на местном языке, а их английский от местного отличался примерно никак. Все, что удалось выяснить: на Флоресе дождь, ждем, пока закончится.
Через 4 часа мы, не веря своему счастью, шли в самолет. Нас вез тогда новый, с пылу-жару, «Сухой суперджет» — «Гуд сукой», как нам радостно сообщил кто-то из персонала, сияя зубами.
Спустя примерно полчаса в воздухе мы почувствовали, что начинаем разворачиваться в обратную сторону. По громкой связи нам сообщили: что-то там «киберконян». Мы решили, что это фамилия пилота, а потом догадались, что на злополучном острове снова дождь.
Нас, злющих и голодных, снова отвели в крошечный зал ожидания перед гейтом. Разумеется, ни о какой кормежке речь не шла, а в ближайшей лавке продавали только омерзительные острые чипсы.
Прошло еще около часа, попытка номер два. Когда мы увидели посадочную полосу на острове, нам стало не по себе: очень узкая и со всех сторон горы. В первый и последний раз хлопали при посадке Киберконяну: он молодец.
Как победить выгорание
Аэропорт оказался бараком, до которого мы шли пешком. Там нас ждал квест по получению багажа. В окошко выбрасывали сумки — то, что ты успел выдернуть в толпе, теперь твои вещи. К счастью, для нас все обошлось парой синяков.
Обратно таких приключений не было. Кроме того что за нашу неделю на Флоресе авиакомпания разорилась и, как выяснилось в аэропорту, рейс отменили. Несколько душераздирающих диалогов по телефону, братание с немцами и австралийцами, которые ждали тот же несуществующий самолет, и в итоге чудесное спасение. Наши билеты переоформили на рейс другой авиакомпании после того, как мы все по очереди стали жаловаться на горячую линию индонезийского агентства авиасообщения.
В общем, с тех пор я уж лучше переплачу, но выберу нормальную авиакомпанию, а не местный лоукостер.
Сидела у окна, прямо посередине, где крыло, и ударила молния два раза, когда самолет уже был на маленькой высоте. Потом он начал резко пикировать, а люди полетели наверх с кресел. Молились даже атеисты.
После этого самолет еще долго не мог сесть из-за пробки в небе. Я думала, это никогда не кончится. Когда прилетели, я выпила много вина одна дома. А я вообще практически не пью — и уж тем более одна. Несколько месяцев потом не летала. До сих пор страшно, когда немного трясет.
Летал «Победой» 3—5 лет назад. Перед вылетом ознакомился с правилами, взял маленькую мужскую сумку «Абибас» через плечо, куда смог уместить только ноут 13,3 дюйма и носки. На стойке регистрации отказались регистрировать, пока представитель компании лично не одобрит багаж. В итоге он отказал посадить меня на рейс — сказал, что сумка спортивная, и ушел, даже не выслушав мои доводы. Мне предлагали заплатить за багаж.
После того как он ушел, я пошел на другую стойку регистрации, объяснил девушке свою проблему. Она с пониманием отнеслась к ситуации и зарегистрировала меня, но предупредила, что перед входом в самолет история может повториться.
Я успел ворваться в самолет до прихода представителей компании, которые злостно издевались над людьми.
Часто летал до пандемии, поэтому было много всяких проблем: задержки рейсов, неудобные места. Однажды забыли загрузить достаточно питания на 13-часовой рейс.
Но самая жуть была в полете Гвадалахара — Пуэрто-Вальярта. Я купил билет с максимально удобным вылетом. Учитывая, что «Аэромехико» летает в Вальярту из Гвадалахары через Мехико — это как лететь из Владивостока в Екатеринбург через Москву, — взял билеты незнакомой компании Aeromar.
Быстренько прошел в накопитель. С собой только ручная кладь. Рейс внутри штата — никто ничего не проверяет. Сижу радуюсь, жду, когда окунусь в океан.
25 минут полета орали все. Было ощущение, что мы пикировали, хотя, конечно, это была просто воздушная яма, в которую попал маленький турбовинтовой самолетик. К тому же он летел очень, очень, очень низко. Остальная часть полета была не менее устрашающей.
Обратно в Гвадалахару я поехал на машине.
Перелет Сочи — Москва авиакомпанией S7 13 января 2021 года. За последние 12 месяцев это был мой 13-й перелет данной авиакомпанией. Цифра-то какая!
С момента, как самолет тронулся, его сильно трясло. Как только он оторвался от земли, стало происходить что-то ужасное. Самолет при сильнейшей тряске, казалось, кое-как держался на максимальных оборотах. Как только обороты, судя по звуку, чуть сбавляли, самолет начинал резко падать.
В это время стюардесса дрожащим голосом читала текст о здоровье и благополучии.
Я часто летаю S7. Текст нестандартный, предполагаю, что это действия по какой-то аварийной инструкции.
Так продолжалось около 20 минут. В это время люди вокруг плакали, молились, кого-то рвало, у некоторых стало плохо с сердцем… Происходило все это визуально на высоте 30-этажного здания над морем. Когда мы более-менее набрали высоту, сотрудники авиакомпании начали бегать по салону и проверять, все ли живы, через систему оповещения искали врачей, чтобы привести в чувство людей со слабым сердцем и оказать им первую помощь.
Если бы это был не промежуточный перелет — в Москве нас ждала пересадка, — скорее всего, я никогда бы больше не смогла летать.
В 2019 году я летела из Таиланда авиакомпанией Sichuan Airlines с пересадкой в Чэнду. Пересадка была 8 часов, а Чэнду известен парком панд. Этот аэропорт, как Пекин, Шанхай и еще несколько, позволяет транзитным пассажирам выходить на срок до 72 часов без китайской визы. Я почитала отзывы других россиян, рассчитала время на дорогу и купила билет к пандам.
Всегда обожала летать, покупала места у окна, ела вкусняшки, общалась со стюардами, слушала музыку — в общем, любимый вид транспорта.
У меня случилась паническая атака такого масштаба, что соседки по креслу испугались ее больше, чем самой молнии. Пилоты вышли на связь через полчасика и сказали, что «с ними такое в первый раз». Ну а со мной — в последний, потому что больше я на борт сесть не могу.
Перелет из Краснодара в Сиэтл — почувствуй себя жителем аэропортов и самолетов. Вылетели вечером в Москву. Полет на милом кубанском кукурузнике занял около двух часов — уже лет десять такие точно не летают. Потом переехали из Внукова в Шереметьево. Когда ждали автобуса из Внукова в ночи при −20 °С, я думала, что не выживу: какой же холод после южного Краснодара.
После дело за малым — не потерять себя в огромной дыре аэропорта Кеннеди и пережить четырехчасовое ожидание следующего рейса в битком набитом зале. В общем, во время полета Нью-Йорк — Сиэтл я была уже в отключке. Запомнилось только, что вообще не кормили. Даже гамбургер зажали! После горячего обеда ночью на хлебосольном кубанском самолетике это резануло — до сих пор помню. Перелет из одной части Америки в другую длился часов пять.
Благодаря разнице в часовых поясах весь перелет составил сутки. На деле надо добавить еще 11 или 12 часов. Когда мне предлагают повторить такое путешествие, деликатно отказываюсь: пока морально не созрела.
Пару лет назад был поздний вылет, в 23:40, из Брюсселя в Москву «Аэрофлотом». Во всем аэропорту только русские да поляки, которые летят в Варшаву. В 23:10 открывается гейт. Идем… в никуда. Двери на улицу закрыты, в самолет не пускают и не везут. Народу в этом коридоре становится все больше и больше. Стоим ждем. Минут через двадцать сообщение на русском: «Диспетчеры аэропорта объявили ночную забастовку. Просим пройти в зал вылета, там с вами поработают представители „Аэрофлота“».
Ломимся на погранконтроль с обратной стороны всем рейсом. Полиция в шоке, ее никто не предупредил, разумеется. Идем в зал. В зале две стойки регистрации — и дальше сюр. У «Аэрофлота» два представителя: молодой парень и его, наверное, босс лет пятидесяти. Двести человек слушают, как к ним обращается босс, а у того горло простужено. Он сипит. Если ты рядом, то слышно, что сейчас всем дадут по ваучеру на такси и гостиницу. Но остальным не слышно ничего.
Уже в 00:30—01:00 с двух стоек начинается выдача ваучеров. Что-то там ручками пишут, что-то заносят куда-то. Говорят, до трех в итоге выдавали. Затем идем на выдачу багажа. Еще надо доехать до гостиницы, что километрах в семи от аэропорта. Кстати, полякам авиакомпания LOT давала отель прямо напротив аэропорта — там вроде «Мариотт». Такси немного: рейсов же нет, по идее, до утра никто не летит. Кто почеловечнее, набирают сразу несколько человек, иначе им стоять ждать следующего такси.
К двум часам я был в отеле, поспал три часа. Вылет поставили на семь утра. В пять — подобие завтрака с ничем и кофе к нему, уже знакомые лица вокруг, автобус до аэропорта и дальше без особенных проблем.
Было ли все ужасным в итоге? Неприятным, однозначно. Но мы успели понемногу перезнакомиться. Девочка из моего города тоже оказалась здесь. Парень из Перу, летящий в Таиланд почему-то через Москву. Дядька-хохмач. Семья с парнем-хикки. Младенец месячный, впервые летит к бабушке в Россию. В жизни ты проводишь эти три часа полета максимум с одним-двумя соседями, а тут мы все стали на каплю ближе друг другу. Это приключение, которое не хочется повторить, но стоит однажды испытать. Хотя бы чтобы потом рассказать в Т—Ж.
Хикки — люди, которые отказываются от социальной жизни и стремятся к уединению
Читатели путешествуют. Воспоминания о самых впечатляющих поездках