какие дни недели постные у православных

Пост в среду и пятницу — смысл, правила, особенности

Узнайте все самое интересное и полезное о посте в среду и пятницу, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое пост

Любой пост, включая пост в среду и пятницу, – это отказ от пищи животного происхождения (мяса, молока, яиц и продуктов, содержащих эти ингредиенты). А также воздержание от излишнего потребления пищи и лакомств, от увеселительных мероприятий и развлечений.

Духовный смысл поста заключается в подчинении тела душе, в подвиге воздержания.Человек это личность. И задача личности — овладеть своей природой. Если человек научится усмирять свое тело от объедения, закалит волю, то сможет и душу уберечь от греха. Первым упоминанием поста в Библии, по мнению Святых Отцов, является запрет Богом Адаму вкушать плоды с дерева познания добра и зла. И нарушение поста привело к искажению грехом природы человека.

Почему православные постятся в среду и пятницу

Помимо четырех многодневных постов (Рождественского, Великого, Апостольского и Успенского) существует христианская традиция еженедельного воздержания. Это и есть пост по средам и пятницам. Пост в среду установлен в память о предательстве Иудой Иисуса Христа. В пятницу – в воспоминание о страданиях на кресте и смерти Спасителя.

В 69-ом Апостольском правиле есть указание, что если церковнослужитель нарушал еженедельный пост (кроме случаев телесной немощи), лишался сана. Миряне же отлучались от Церкви.

Пост в среду и пятницу

В дальнейшем был принят устав Церкви о посте, где постные дни недели среда и пятница приравниваются к Великому посту. Следовательно, рацион включает один прием пищи без масла в холодном виде – сухоядение.

Но важно учитывать, что данное правило распространялось на мужские монастыри. Ведь между мужчиной-монахом и мирским человеком, живущим семейной жизнью, существует значительная разница.

Как поститься в среду и пятницу мирянам

В каждом конкретном случае этот вопрос лучше всего уточнять у духовника или священника, у которого вы исповедуетесь. Для некоторых категорий людей пост ослабляется или исключается вообще. К ним относятся те, для кого особенно важен полноценный рацион питания, включающий продукты животного происхождения. Это больные люди, беременные и кормящие женщины, дети, путешествующие, военнослужащие, те, кто занимается тяжелой физической работой.

Существуют общие рекомендации, как поститься в среду и пятницу. Многие священники сходятся во мнении, что входить в еженедельный пост следует постепенно, соизмеряя свои силы, здоровье и возможности. Начать лучше с отказа от мяса в постные дни. Через какое-то время рекомендуется исключить яйца. Еще через определенный промежуток времени (может быть даже через несколько месяцев, это у всех индивидуально) отказаться от молочных продуктов и рыбы.

Важно рассчитывать свои телесные силы. Пост способствует очищению души и тела и не должен подрывать здоровье. Главное в посте это не просто отказ от скоромной пищи, но и духовные делания. Такие, как молитва, изучение Священного Писания, благотворительность, анализ своих страстей и борьба с ними.

Как сказал преподобный Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте всё дело было бы в еде, то святыми были бы коровы.»

Распространенные заблуждения о соблюдении поста

Не стоит тратить часы над изучением состава продуктов или на приготовление изысканных постных блюд. Лучше посвятить это время молитве или помочь ближним. Постная пища должна быть максимально простой, способной удовлетворить потребность человека в еде, а не в удовольствии.

Также распространенным заблуждением является приравнивание поста к диете. Многие женщины постятся, чтобы сбросить лишние килограммы. Важно не допускать такого отношения к посту.

Пост является не столько ограничением в еде, в первую очередь это время духовного воздержания. То есть усиленной молитвы, частого посещения богослужений, отказа от развлечений, ограничения просмотра телевизора и Интернета. Кулинарная составляющая в посте, которой зачастую уделяют слишком много времени, вторична.

Многие новоначальные (начинающие) христиане начинают строго поститься, придерживаясь монастырского устава. Но при этом начинают испытывать злобу и раздражение на близких и родных людей. Следует тщательно отслеживать такие проявления и на корню их уничтожать. Важнее душевное состояние православного христианина, а не строгость поста.

Святитель Иоанн Златоуст о посте:“…Самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то сами, не ведая того, причиним себе величайший вред.”

Источник

Посты православной церкви

У православных христиан начался Рождественский пост. Какие посты еще существуют?

Посты установлены Церковью как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Тайн. Постом воздерживаются от скоромной пищи — мяса, молока, яиц, иногда рыбы.

какие дни недели постные у православных. Смотреть фото какие дни недели постные у православных. Смотреть картинку какие дни недели постные у православных. Картинка про какие дни недели постные у православных. Фото какие дни недели постные у православных

История постов

Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя примеру Самого Господа и апостолов. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда название Великого поста — Четыредесятница.

Некоторые церковные ученые считают, что пост поначалу состоял из 40 часов. Древние христианские книги (II, III века) рассказывают нам об обычае поститься в продолжение двух суток. Пост перед Пасхой составлял 6 дней, как рассказывает об этом Дионисий Александрийский.

Таким образом, Великий пост (Святая Четыредесятница) в том виде, как он существует ныне, сложился постепенно. Церковные историки считают, что он окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства Крещения продолжительным постом. Из чувства братства и любви в этом посте вместе с ними стали участвовать и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал в Церкви повсеместно, но начинался не везде в одно время и не везде продолжался 40 дней. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. Это называлось сухоядением. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века, потом постными стали считаться не только овощи, но и рыба, и даже некоторые птицы.

Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В последующие времена появились ереси, одни из которых считали пост главной обязанностью христианина, другие, наоборот, совершенно отрицали его значение. Церковные же правила, обобщившие опыт первых веков, наказывают не только всякого, кто без необходимости для здоровья нарушает установленный пост, но и тех, кто утверждает, что есть мясо — грех даже в праздники, и осуждает употребление мясной пищи в дозволенное время.

В дни Великого поста в христианских странах запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговля мясом и другими скоромными продуктами, продавались только предметы первой необходимости. Прекращались даже заседания в судах. Христиане занимались благотворительностью. В эти дни рабы часто отпускались на волю или освобождались от работы.

Посты делятся на однодневные и многодневные. К многодневным постам относятся:

К однодневным постам относятся:

Великий пост

Великий пост состоит: из 40 дней (Четыредесятницы); двух праздничных дней (Лазаревой субботы и Вербного воскресенья), а также Страстной седмицы — всего 48 дней. Его называют Великим не только из-за продолжительности (он длиннее всех остальных), но и по причине великого значения этого поста в жизни христианина.

Кроме 7 недель самого поста уставом предписываются еще 3 подготовительные недели к нему. Начинаются они с Недели о мытаре и фарисее. С начала седмицы и до ее конца мяса на трапезе уже не бывает, оно появится только на разговенье во время пасхальной трапезы. Вся седмица называется также Сырной, или Масленицей, потому что основной пищей во время нее являются молочные продукты, рыба, яйца, сыр.

За 3 недели до Великого поста, в воскресенье, когда на литургии читается евангельский текст притчи о мытаре и фарисее, в богослужении начинают пользоваться постной Триодью — книгой богослужебных текстов, которая определяет особенности богослужения во время Великого поста.

В воскресенье, которое получило название Недели о мытаре и фарисее, на утрене поют особую покаянную молитву из псалма: «Покаяния отверзи ми двери. » Это начало подготовки к посту. Пение покаянной молитвы продолжается на утрене в воскресенья (Недели) 2, 3, 4 и седмиц Великого поста включительно.

Неделя о блудном сыне — вторая подготовительная неделя. В воскресенье за литургией читается Евангелие с притчей о блудном сыне. На утрене звучит новое покаянное песнопение: «На реках Вавилонских. » (псалом 136).

Неделя о Страшном суде — третья подготовительная неделя. В воскресенье читается Евангелие о Страшном суде. Это воскресенье называется еще мясопустным, так как это последний день мясоеда. С понедельника до Пасхи мясо есть нельзя.

Накануне мясопустного воскресенья — Вселенская (мясопустная) родительская суббота. В этот день совершается память всех от века усопших православных христиан.

Следующая за этим воскресеньем седмица называется Масленицей.

Неделя воспоминания Адамова изгнания — Прощеное воскресенье. В этот воскресный день читается евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в храм на чин прощения. Служба уже постовая, облачение черное, поклоны и пение покаянное. В конце службы читаются проповедь о прощении обид, о посте и молитва с благословением на Великий пост. Священнослужители, начиная со старшего, испрашивают у народа и друг у друга прощение. Затем все подходят к священникам по очереди, кланяются, просят простить и сами прощают им все грехи и обиды, при этом целуют крест и Евангелие в знак искренности произносимого. Прихожане просят прощения и друг у друга. Такое прощение взаимных обид является непременным условием очищения сердца и успешного проведения Великого поста.

Великий пост отличается от остального года особыми богослужениями.

Во-первых, в понедельник, вторник и четверг не служится Божественная литургия (кроме нескольких праздников), в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров, а по воскресеньям — литургия Василия Великого.

Во-вторых, в богослужении увеличивается объем текстов, читаемых по Псалтири, пения становится гораздо меньше.

В-третьих, читается молитва святого Ефрема Сирина с 16 поклонами, поясными и земными. К богослужению добавляются особые молитвы с поклонами и коленопреклоненным стоянием.

Все эти отличия определяют особую духовную атмосферу поста, не свойственную всему году. Православные чаще, чем всегда, посещают храм, чтобы не пропустить особых служб.

какие дни недели постные у православных. Смотреть фото какие дни недели постные у православных. Смотреть картинку какие дни недели постные у православных. Картинка про какие дни недели постные у православных. Фото какие дни недели постные у православных

Первая седмица Великого поста

Чтение Великого канона Андрея Критского в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии. В среду утром первая литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу утром, после литургии, — молебен с освящением колива (в воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона). Коливо — это вареное зерно с сухофруктами, чаще всего рис с изюмом. Освященное коливо раздается присутствующим в храме и употребляется натощак в тот же день. Первая седмица заканчивается Неделей первой, то есть первым воскресеньем поста. В это воскресенье празднуется Торжество Православия — восстановление иконопочитания на VII Вселенском соборе.

Вторая седмица

В субботу — поминовение усопших. В воскресенье вечером во многих храмах служится первая Пассия — поклонение страданиям Спасителя. Это служба с акафистом Страстям Христовым. Остальные три Пассии служатся в последующие воскресенья. Хотя Пассия не является уставным богослужением, она уже вошла в благочестивую традицию.

Третья седмица

В субботу — поминовение усопших. Седмица заканчивается Неделей третьей, Крестопоклонной. Накануне, на воскресной всенощной, на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Такое поклонение совершается под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим». Крест остается в центре храма всю неделю.

Четвертая седмица, Крестопоклонная

Эта седмица более строгого поста, чем вторая и третья. В среду — преполовение Великого поста, то есть его середина. Во все дни седмицы совершается поклонение Кресту. В пятницу на вечерне Крест уносится в алтарь. В субботу — поминовение усопших. Заканчивается седмица Неделей четвертой, посвященной памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена и строгого аскета.

Пятая седмица

В четверг на утрене — Мариино стояние. Служба посвящена преподобной Марии Египетской. На этой службе полностью читается Великий канон Андрея Критского. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы; на утрене читается Акафист Богородице с особыми праздничными песнопениями. Но пост в этот день не ослабляется.

Шестая седмица

В пятницу этой недели заканчивается Четыредесятница. В субботу память праведного Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом на день после его смерти, — Лазарева суббота. Заканчивается эта седмица Вербным воскресением (Вход Господень в Иерусалим).

Страстная седмица

Строгий пост. Богослужения все особенные.

В первые три дня поются особые песнопения: «Се Жених грядет в полунощи. » и «Чертог Твой. «. Это напоминание о предстоящей нам встрече со Христом, Небесным Женихом душ наших, в Его Царствии — прекрасном Чертоге. В эти дни служится литургия Преждеосвященных Даров.

В среду вечером исповедь для всех желающих облегчить свою душу перед Пасхой. В Великий четверг воспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Причащения — Евхаристию. В этот день все, кто может, причащаются Святых Христовых Тайн.

Вечером служба Страстям Христовым. На ней читаются двенадцать избранных евангельских отрывков, повествующих о всех страданиях и смерти Иисуса Христа. Эти «12 Евангелий» и составляют главную особенность службы. Во время чтения все стоят со свечами. Свечу, горевшую во время чтений «12 Евангелий», называют «Четверговой» и непотушенной уносят домой, чтобы затеплить лампаду, прочертить пламенем крест над косяком двери.

В Великую пятницу литургия не служится. Утром совершаются Царские часы. В середине дня совершается вынос Плащаницы — вышитой иконы Спасителя, снятого с Креста и приготовленного к погребению. Плащаница ставится посредине храма в окружении цветов. Все кланяются ей и прикладываются. Вечером того же дня совершается погребение Плащаницы. В конце службы плащаница с крестным ходом обносится вокруг храма.

В Великую субботу утром совершаются: часы, вечерня и литургия Василия Великого. На вечерне читаются 15 паримий, то есть чтений Ветхого Завета, в которых собраны пророчества о Христе и Его Воскресении. В начале литургии все облачения меняются с черных на белые.

В этот день с утра начинается освящение пасхальных яств — куличей, пасох, яиц. Освящение может быть продолжено на Пасху.

На этом заканчивается богослужение постной Триоди; заканчивается и сам Великий пост.

Петровский пост

Иначе он называется апостольским. Начало этого поста зависит от времени празднования Пасхи, и поэтому он бывает то короче, то длиннее. Пост начинается через неделю после Троицы и заканчивается 12 июля праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Самая большая возможная продолжительность Петровского поста — 6 недель, самая малая — 8 дней. Его начало идет из глубокой древности, он заповедовался еще в апостольских постановлениях, но особенно часто упоминается с IV века.

Успенский пост

Пост в честь Пресвятой Богородицы продолжается 2 недели — с 14 до 28 августа, до праздника Успения. Этот пост по строгости напоминает Великий, но ослабляется по воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня 19 августа.

В Древней Церкви он назывался осенним. Были разногласия по поводу его продолжительности, некоторые разрешали себе уже на Преображение употреблять в пищу мясо. Но действующие с XII века церковные правила не позволяют этого.

Рождественский пост

Он начинается за 40 дней до Рождества Христова и поэтому, как и Великий пост, иногда называется Четыредесятницей. Его называют также и Филипповским, потому что в день его начала, 28 ноября, празднуется память апостола Филиппа.

Этот пост не такой строгий, как Великий, разрешена рыба. Но за несколько дней до Рождества Христова воздержание усиливается; в сочельник, последний день перед Рождеством, ничего не едят до вечерней звезды, в память о звезде, явившейся над Вифлеемом при Рождестве Спасителя.

О Рождественском посте в церковных книгах упоминается с IV века, в современном виде он принят Церковью в XII веке.

Источник

Однодневные посты

1. Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.

2. Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна Крестителя.

3. Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на Кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

4. Посты в среду и пятницу. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя.
В зимний и весенний мясоеды устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, Апостолов Петра и Павла, Апостола Иоанна Богослова.
См. Посты в среду и пятницу – иерей Владимир Хулап.

Сплошные седмицы – недели, в которых нет поста в среду и пятницу.

Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 января до 19 января.
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста.
Сырная (масленица – народн.) – неделя перед Великим Постом (но без мяса).
Пасхальная (светлая) – неделя после Пасхи.
Троицкая – неделя после Троицы.

Однодневные посты по монастырскому уставу – дни строгого поста (кроме постов среды и пятницы). Не вкушается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Источник

Великий пост: календарь питания по дням

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Великий пост в 2021 году начинается 15 марта, а заканчивается 1 мая. Великий пост — самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов. В его основе — подражание сорокадневному посту Христа в пустыне. Пост является подвижным, то есть его даты начала и окончания меняются каждый год. В 2021 году пост начинается 15 марта и заканчивается 1 мая. 2 мая — Пасха, Светлое Христово Воскресение. Наиболее строгие недели поста — первая и последняя (Страстная).

Читайте также:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Действующий устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят к монастырской практике. Современный человек не способен соблюдать пост в полной мере согласно этим предписаниям».

В Великий пост Церковный устав призывает отказаться полностью от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молоко). В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты). Во вторник, четверг — горячая пища без масла. В субботу, воскресенье — пища с растительным маслом. Рыба разрешается только в дни двунадесятых праздников — Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В понедельник первой недели рекомендовано полное воздержание от пищи, в Великую пятницу на Страстной неделе — до выноса плащаницы.

Но так как не существует отдельного устава для мирян и все изменения монастырского устава носят во многом индивидуальный характер, мы публикуем календарь, соответствующий монастырскому уставу. Он дает представление о степени строгости того или иного постного дня в церковной традиции. А уже вы сами вместе с духовником сможете определить, что для вас в настоящий момент будет являться постом — вареная картошка или диетическая рыбная котлета.

Для беременных, кормящих, детей и тяжело болящих пост серьезно смягчается. Детям до определенного возраста, будущим и кормящим матерям обычно достаточно отказать себе в мясе (если нет особых указаний врача). Но при этом подумать, в чем вкусном, особо любимом, но вовсе не необходимом можно себе отказать — сладости и т. п.

какие дни недели постные у православных. Смотреть фото какие дни недели постные у православных. Смотреть картинку какие дни недели постные у православных. Картинка про какие дни недели постные у православных. Фото какие дни недели постные у православных

Седмица 1-я Великого поста

15 марта, понедельник
Великий канон Андрея Критского.
строгий пост

16 марта, вторник
Великий канон Андрея Критского.
горячая пища без масла

17 марта, среда
Великий канон Андрея Критского.
сухоядение

18 марта, четверг
Великий канон Андрея Критского.
горячая пища без масла

19 марта, пятница
сухоядение

20 марта, суббота
горячая пища с маслом

21 марта, воскресенье
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.
горячая пища с маслом

Седмица 2-я Великого поста

22 марта, понедельник
сухоядение

23 марта, вторник
горячая пища без масла

24 марта, среда
сухоядение

25 марта, четверг
горячая пища без масла

26 марта, пятница
сухоядение

27 марта, суббота
Родительская суббота: Поминовение усопших
горячая пища с маслом

28 марта, воскресенье
Неделя 2-я Великого поста
горячая пища с маслом

Седмица 3-я Великого поста

29 марта, понедельник
сухоядение

30 марта, вторник
горячая пища без масла

31 марта, среда
сухоядение

1 апреля, четверг
горячая пища без масла

2 апреля, пятница
сухоядение

3 апреля, суббота
Родительская суббота: Поминовение усопших
горячая пища с маслом

4 апреля, воскресенье, Крестопоклонная
Неделя 3-я Великого поста
горячая пища с маслом

Седмица 4-я Великого поста. Крестопоклонная

5 апреля, понедельник
сухоядение

6 апреля, вторник
горячая пища без масла

7 апреля, среда, Благовещение Пресвятой Богородицы
Разрешается рыба

8 апреля, четверг
горячая пища без масла

9 апреля, пятница
сухоядение

10 апреля, суббота
горячая пища с маслом

11 апреля, воскресенье
Неделя 4-я Великого поста
горячая пища без масла

Седмица 5-я Великого поста

12 апреля, понедельник
сухоядение

13 апреля, вторник
горячая пища без масла

14 апреля, среда
Пища с растительным маслом (ради труда Марииного стояния).

15 апреля, четверг. Четверг Великого канона
Пища с растительным маслом (ради труда Марииного стояния).

16 апреля, пятница
сухоядение

17 апреля, суббота. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
горячая пища с маслом

18 апреля, воскресенье
Неделя 4-я Великого поста
горячая пища с маслом

Седмица 6-я Великого поста

19 апреля, понедельник
сухоядение

20 апреля, вторник
горячая пища без масла

21 апреля, среда
сухоядение

22 апреля, четверг
горячая пища без масла

23 апреля, пятница
сухоядение

24 апреля, суббота. Лазарева суббота
Разрешается рыбная икра

25 апреля, воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.
Разрешается рыба

Страстная седмица

26 апреля. Великий Понедельник
сухоядение

27 апреля. Великий Вторник
сухоядение

28 апреля. Великая Среда
сухоядение

29 апреля. Великий Четверг
Воспоминание Тайной Вечери
сухоядение

30 апреля. Великая Пятница.
Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа
строгий пост

1 мая. Великая Суббота.
строгий пост

2 мая.
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *