какие дни можно поститься в исламе
Желательные посты в течение года
Помимо обязательно поста в Рамадан, существуют различные желательные посты, которые наш Пророк ﷺ держал в течение года. Мы тоже можем следовать за ним, соблюдая эти посты, с помощью Аллаха.
Сахабы (радыАллаху анхум) отмечали, что иногда Посланник Аллаха ﷺ постился так много, что им казалось, что он никогда не остановится, а иногда он Пророк ﷺ делал наоборот (редко держал посты) (Сахих Бухари, хадисы 1141, 1972).
Факихи (правоведы) классифицировали эти желательные посты на два вида:
Посты в девятый и десятый или десятый и одиннадцатый дни месяца Мухаррам считаются Суннат-постами (Дурруль-Мухтар, т.2, с. 374, Маракиль Фалях, с. 350).
Считается, что пост в эти дни стирает (малые) грехи всего года (См. Сахих Бухари, хадисы 2000-2007, Сахих Муслим, хадис 2838).
Следующие посты в течение года считаются предпочтительными (мустахабб) постами:
Достоинство этого поста: Посланник Аллаха ﷺ выбрал эти дни для поста, поскольку деяния его уммы представляются Аллаху в эти два дня. (Сахих Муслим, хадис 2742; Сахих Ибн Хузеймы, хадисы 2116-2120)
Достоинство этого поста: Каждый, кто держит этот пост каждый месяц, будет вознагражден так, как будто он держал пост всю свою жизнь. (Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2128; Сунан Тирмизи, хадис 762; Муснад Ахмад, т.5, с.140, 252;).
Однако, из этих дней исключается 13-ый день месяца Зуль-хиджжа (Имдадуль Фатава)
(Шами, т.2, с.375; Тахтави аля Маракиль Фалях, с.350; Сахих Бухари, хадис 1981; Сахих Муслим, хадис 2736, 2739).
Достоинства: Вознаграждение за этот пост такое же, как за пост в «белые дни». Фактически эти дни также относятся к постам в «белые дни». (Шами, Сахих Ибн Хузеймы, т.3, с.303)
Некоторые ученые относят этот пост к суннат-постам, так же, как и пост в 10-ый день Мухаррама (Шами, т..2, с.375).
Достоинство: Тем, кто держит пост в этот день, прощаются (малые) грехи двух лет. (Сахих Бухари, хадис 1988; Сахих Муслим, хадис 2738-2739)
Достоинство: Если человек постился весь Рамадан и шесть дней месяца Шавваль, это равноценно тому, как если бы он постился целый год. (Сахих Муслим, хадис 2750; Сахих Ибн Хиббана, хадис 3634; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2114)
Достоинство: Пост в любой из этих дней равноценен посту целого года (Сунан Тирмизи, хадис 758, Шуа’буль Иманa, хадис 3758)
Достоинство: Самый лучший пост, после поста в Рамадан, это пост в месяце Мухаррам (Сахих Муслим, хадис 2748)
За каждый день поста в этом месяце человек получает вознаграждение как за пост в течение 30 дней (Табарани; ат-Таргыб, т.2, с.114)
Все эти посты Посланник Аллаха ﷺ либо соблюдал сам, либо побуждал соблюдать других.
Поскольку пост является действием поклонения сам по себе, ученые постановили, что человеку желательно поститься как можно больше, если у него есть силы сделать это.
Самый любимый пост перед Аллахом
Посланник Аллаха ﷺ говорил, как передается, что самый любимый пост для Аллаха – это т.н. «пост Дауда (мир ему)», который держал пост через день (Сахих Бухари, хадис 1131; Сахих Муслим, хадис 2731-2732).
Примечание: Запрещается держать пост в дни обоих праздников (Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха и пост в 11-ый, 12-ый и 13-ый дни месяца Зуль-хиджжа (Сахих Бухари, хадис 1990; Сахих Муслим, хадис 2666-2672; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2100; Шами, т.2, с.375)
Дни, когда лучше проводить желательный пост (суннат)
— каждый понедельник и четверг. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Дела (людей) представляются (Аллаху) в понедельник и в четверг, и я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (ат-Тирмизи)
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, всегда соблюдал пост по понедельникам и четвергам» (ат-Тирмизи)
— по три дня в каждом лунном месяце – 1-ый день, дни полнолуния (13, 14 и 15); 28, 29, 30 числа
Лучше всего соблюдать этот пост в белые дни, которыми являются тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый дни (каждого лунного месяца). Говорят также(, что речь идёт о) двенадцатом, тринадцатом и четырнадцатом днях месяца, но правильным и общепринятым является первое.
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В белые дни посланник Аллаха, мир ему и благословение, всегда соблюдал пост как дома, так и в пути» (ан-Насаи)
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мой любимейший друг дал мне наказ относительно трёх (вещей): соблюдать (дополнительный) пост по три дня ежемесячно, совершать по утрам дополнительную утреннюю (дуа) молитву в два раката и совершать витр перед сном» (Аль-Бухари; Муслим)
Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Соблюдение поста по три дня ежемесячно (подобно) постоянному посту» (Аль-Бухари; Муслим)
Му’аза аль-‘Адавийа передала, что (однажды) она спросила Аишу, да будет доволен ею Аллах: «Соблюдал ли посланник Аллаха, мир ему и благословение, ежемесячный трёхдневный пост?» Она сказала: «Да». (Му’аза сказала): Я спросила: «С какого же (дня) месяца он (начинал) поститься?» Она сказала: Он не придавал значения тому, с какого (дня) месяца (начинать этот) пост» (Муслим)
— в дни месяца Раджаб
— в дни месяца Шабан, но не за один-два дня до наступления месяца Рамадан
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ни в одном месяце Пророк, мир ему и благословение, не постился больше, чем в ша’бане, и бывало так, что он постился в течение всего шa’бaнa». В другой версии этого хадиса сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «…и обычно он соблюдал пост в течение всего ша’бана, за исключением малой (его части)» (Аль-Бухари; Муслим)
— 6 дней месяца Шавваль. Тот, кто дополнил свой пост в Рамадан шестью днями в месяц Шавваль получит награду, равную ежедневному посту в течение года
— в месяце Мухаррам: в день Ашура, а также в предыдущий и последующие дни (9-11 числа)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха мухаррам, а наилучшей молитвой после обязательного является ночная молитва» (Муслим)
— первые 10 дней Зуль-Хиджа
— в день Арафа (9 зуль-хиджи).
Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что когда Посланника Аллаха, мир ему и благословение, спросили о соблюдении поста в день Арафа, он сказал, что пост в этот день служит искуплением грехов прошлого и будущего года (Муслим)
Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сам соблюдал пост в день Ашура и повелевал делать это (всем остальным) (Аль-Бухари; Муслим)
Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Поистине, если доживу я до следующего (года), то обязательно буду поститься в девятый (месяц)» (Муслим)
Нельзя поститься в праздничные дни Ураза-байрам и Курбан-байрам и по пятницам (вне месяца Рамадан). Не рекомендованы постоянные, следующие день за днем суннат-посты, изнуряющие тело и способные нанести вред здоровью.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не выделяйте ночь пятницы среди (других) ночей для совершения молитв и не выделяйте день пятницы среди (других) дней для (соблюдения) поста, если только на день пятницы не выпадет день обычного поста кого-либо из вас» (Муслим)
Дополнительные дни поста
Аудио версия настоящей статьи:
Все материалы о мусульманском посте находятся здесь.
В мусульманской традиции практикуются дополнительные дни поста, например пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа) [1], день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) [2]. Можно поститься и все первые девять [3] дней месяца Зуль-хиджа [4]. Среди месяцев лунного календаря особо выделены с точки зрения соблюдения дополнительного поста — Мухаррам и Ша‘бан [5]. В Ша‘бан пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) постился большее количество дней [6].
Также однажды у ‘Аиши спросили: «Постился ли Пророк каждый месяц по три дня [вне месяца Рамадан]?» Она ответила: «Да». — «А в какие дни?» — уточнили у нее. «Он (да благословит его Всевышний и приветствует) не обращал внимания на то, в какие из дней поститься», — ответила ‘Аиша [7].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повелел Абу Хурайре выполнять три действия, одним из которых был трехдневный пост каждый месяц [8].
Однажды посланник Всевышнего сказал Абу Зарру: «Если будешь поститься три дня каждый месяц, то постись тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого числа [по лунному календарю]» [9]. Также Пророк говорил: «Кто постится три дня в месяц [10] [каждый месяц], то это подобно посту на протяжении века [11]» [12].
Безусловно, во всех этих хадисах имеется в виду дополнительный пост (нафиля), который соблюдается по желанию. Можно поститься в срединные три дня (по лунному календарю) или выборочно в любые три дня. За каждый из них — десятикратное вознаграждение, по милости Творца; этот пост засчитывается как если бы человек постился целый месяц. К месяцу Рамадан, конечно же, эти хадисы отношения не имеют.
В Рамадан нужно поститься весь месяц. И пост этот обязателен. Кроме того, в пророческом Наследии есть упоминание о дополнительном посте по понедельникам и четвергам [13]. Некоторые аспекты касательно дополнительного поста следующие:
1) намерение относительно него делается в сердце и можно произнести следующее ду‘а: «Навайту ан асума савма нафиля миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля» («Я намереваюсь соблюдать дополнительный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего»);
2) после захода солнца, при разговении и перед употреблением еды желательно будет сказать: «Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли, я гаффар ма каддамту ва ма аххарту» («Господи, ради Твоего довольства мною я постился, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошлые и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»).
Также из достоверной Сунны мы знаем, что нельзя [14] выделять пятницу и субботу соблюдаемым специально именно в эти дни постом. Можно поститься в эти дни, если соблюдаешь также пост за день до этого или один день после [15]. Непосредственно за день или два до начала месяца Рамадан поститься нежелательно.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:
«Если начинается вторая половина месяца Ша‘бан [16], то не поститесь. [Это касается тех, кто не постился в первую половину данного месяца]» [17];
«Пусть никто из вас не постится за день или два до начала месяца Рамадан, кроме тех, кто постился до этого. Если человек постился, то может не прерываться [на эти один или два дня]» [18].
В праздничный день Ураза-байрама и в праздничные дни [19] Курбан-байрама соблюдение поста запрещено (харам) [20].
6 дней поста в месяце Шавваль
Правда ли, что если после праздника Ураза-байрам держать пост в течение шести дней, то это засчитывается как пост за весь год? Рашид.
«Кто постился [весь] месяц Рамадан [21], а затем [по окончании дня праздника] держал пост шесть дней в месяц Шавваль [22], тому Господь определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века» [23].
В какие дни правильнее держать 6 дней поста месяца Шавваль? В Интернете нашла противоречивую информацию: либо сразу после первого дня праздника, либо в течение месяца в любые дни? Малика.
Главное — пропустить один праздничный день, а после вы можете поститься любые шесть дней месяца.
Считается ли обязательным непрерывно держать шестидневный пост после месяца Рамазан или можно его распределить по возможности?
Необязательно держать пост шесть дней подряд. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести.
В силу уважительных причин я держала пост не весь месяц Рамадан. Нужно ли сначала восполнить все дни поста и только потом держать дополнительные 6 дней в месяц Шавваль (я всегда держу пост в эти дни)? Или же можно подержать 6 дней, а дни поста за Рамадан восполнить позже? Алия.
Любой из вариантов возможен.
Слышал, что пост в месяц Шавваль и долг за Рамадан можно держать одновременно. Насколько это правда и есть ли достоверные хадисы, подтверждающие это? Арай. Следует ли сначала восполнить пост за Рамадан, а потом уже поститься 6 дней в месяце Шавваль?
Хадисов, прямо говорящих об этом, нет. Имеется только косвенная аргументация. Многие мусульманские богословы высказали мнение о допустимости следующей формы совмещения: человек намеревается восполнить пропущенный обязательный пост, соблюдая его именно в месяц Шавваль на протяжении шести дней. Тем самым происходит восполнение долгового обязательного поста и приобретение Божественного воздаяния за соблюдение шести дней поста в месяц Шавваль[24].
Если долг превысит один месяц (не 29–30 дней, а больше), 6 дней поста в месяц Шавваль можно перенести на следующий месяц? Д.
Шесть дней вам следует держать только в месяц Шавваль, а восполняемый пост, например, можно перенести на короткие зимние дни.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В достоверном хадисе сказано, что соблюдение поста в этот день настолько вознаграждаемо, что может искупить грехи двух лет. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525, «сахих». Замечу, что людям, совершающим паломничество, текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526 и пояснение к нему.
[2] Относительно поста в день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 256–261, хадисы № 1706–1714 и комментарии к ним; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 303, хадисы № 528–530, все «сахих».
[3] Десятый день месяца Зуль-хиджа — Курбан-байрам. В этот день соблюдение поста запрещено (харам).
[4] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255, 264.
[5] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259, 261, хадисы № 1715 и 1716; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 302, хадис № 527, «сахих», а также. С. 303, хадис № 531, «хасан».
[6] Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 262, 263; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 304, хадис № 532, «сахих».
[7] См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ямама, 1996. С. 189, хадис № 627.
[8] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 588, хадис № 1981; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 99, хадис № 760.
[9] См., например: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 761, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1728; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 539, «хасан».
[10] Это может быть и в начале месяца, и в середине, и в конце. То есть не принципиально. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 270.
[11] Имеется в виду случай, когда человек из года в год соблюдает пост на протяжении всего месяца Рамадан, а в последующие месяцы лунного календаря постится по три дня. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1729; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 536, «сахих».
[12] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 588, хадис № 1979; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 762, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1731; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 535, «сахих».
[13] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 264, 265, хадисы № 1718–1720; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 306, хадис № 541, «хасан».
[14] Мусульманские богословы относят это к нежелательным действиям. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 266, 267.
[15] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 265–268, хадисы № 1721–1727; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 307, 308, хадисы № 544 и 545, оба «сахих».
[16] Ша‘бан — месяц, предшествующий Рамадану.
[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 119, хадис № 3/1227; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 276, 277.
[18] Богословы говорили, что данный хадис указывает на крайнюю нежелательность начинать пост месяца Рамадан за день-два до фактического начала месяца поста. Но если это пришлось на те дни, в которые человек обычно постится (понедельник и четверг, например) или верующий постился весь месяц Ша‘бан, либо он восполняет дни пропущенного обязательного поста, то он постится, и данное порицание к нему не относится. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 152, хадис № 1914; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 276, хадис № 1741 и комментарий к нему.
[19] В случае с Ураза-байрамом праздничным днем канонически является лишь один день, а в Курбан-байрам — четыре. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 278, хадис № 1747.
[20] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 278, 279, хадисы № 1744–1747 и комментарий к ним.
[21] Женщины (девушки), пропустившие несколько дней поста из-за, например, начавшихся регул, также имеются в виду в данном хадисе.
[22] Шавваль — месяц, следующий за Рамаданом.
[23] Хадис от Абу Айюба; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 531, хадис № 8777, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 253, хадис № 1698; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 523, «сахих».
[24] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 74.
Пост и его достоинства в Исламе
Пост (ураза, руза) представляет собой один из столпов ислама, поэтому его соблюдение является для мусульман обязательным.
Обычно под мусульманским постом обыватель понимает воздержание от употребления пищи и питья в светлое время суток. На самом же деле это понятие гораздо шире: в него входит добровольный отказ не только от приёма пищи, но и от совершения каких-либо грехов, совершаемых глазами, руками и языком, а также от некоторых действий. Находясь в состоянии держания уразы, верующий должен чётко осознавать, что он совершает это ради своего Создателя, и не иметь при этом каких-либо иных намерений.
В исламском вероучении, в зависимости от времени соблюдения и значимости, выделяется два вида поста: обязательный (фард) и желательный (суннат).
Первый массово соблюдается мусульманами на протяжении Священного месяца Рамазан, обладающего несравнимым благом для людей. В Своём Писании Аллах напутствует нас:
«В МЕСЯЦ РАМАЗАН БЫЛ НИСПОСЛАН КУР`АН – ВЕРНОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ЯСНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВЕРНОГО РУКОВОДСТВА И РАЗЛИЧЕНИЕ. ТОТ ИЗ ВАС, КОГО ЗАСТАНЕТ ЭТОТ МЕСЯЦ, ДОЛЖЕН ПОСТИТЬСЯ» (2:185)
Придерживающихся уразы в благословенный месяц мусульман ожидает огромная награда, а за её оставление, не имея на то уважительной причины, непременно последует суровое наказание. Доказательством этому служит следующее высказывание Милости миров Мухаммада ﷺ:
«Тому, кто во время Рамазана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся его прежние грехи» (хадис приводят Аль-Бухари и Муслим).
Однако Господь сделал обязательным соблюдение уразы не всем людям.
Кому не нужно держать пост
1. Людям, не являющимся мусульманами
Важное условие для соблюдения уразы – это исповедование человеком ислама. Для остальных пост не обязателен. В то же время это не означает, что за проведённые без поста дни в месяцы Рамазан каждому человеку, вне зависимости от его вероисповедания, не придётся нести ответ перед Всевышним в День Великого суда.
Ураза вменяется в качестве обязательной для совершеннолетних. При этом необходимо понимать, что подразумевается совершеннолетие с исламской точки зрения, которое наступает не в 18 лет, как принято в большинстве стран мира, а в период полового созревания, которое у каждого человека наступает по-разному.
3. Умственно недееспособным
Умственная дееспособность перечисляется в числе условий обязательности поста. Иными словами, не находящийся в здравом рассудке человек вправе воздержаться от соблюдения этого столпа ислама.
4. Всем, кто находится в пути
Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороги, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток.
5. Физически больным людям
Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её необходимости.
Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан.
7. Кормящим женщинам
Женщины, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься.
8. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами
В менструальных период и во время послеродовых кровотечений женщины, согласно шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.
9. Людям, находящимся без сознания
Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы.
В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности.
Желательный пост – это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет.
Дни, когда желательно держать уразу
День Арафа – за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад ﷺ пояснял:
«Пост в День Арафа служит искуплением грехов, совершённых за прошлый и будущий годы» (хадис от Ибн Маджи и Насаи).
День Ашура – постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха ﷺ напутствовал свою умму:
«Пост в День Ашура служит искуплением грехов прошлого года» (хадис приводит Муслим).
Первые 9 дней месяца Зуль-Хидж а – об этом можно встретить упоминание в хадисе:
«Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» (Ибн Маджа).
Месяц Мухаррам – ураза в этот запретный месяц считается суннатом. Ведь сам Пророк Мухаммад ﷺ как-то изрёк:
«После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха – Мухаррам» (хадис приводит Муслим).
Месяц Шаабан – ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего ﷺ усердствовал в соблюдении уразы в месяц Шаабан, кроме некоторых дней.
6 дней месяца Шавваль – так же желательны для поста. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан.
«Если кто-то завершил пост в Рамазан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (хадис от Муслима).
«является самым любимым постом для Аллаха» (в соответствие с хадисом от Муслима).
3 дня в середине каждого месяца – Пророк ﷺ наставлял:
«Если захочешь поститься в середине месяца, то постись в 13, 14 и 15 дни» (ат-Тирмизи).
Каждый понедельник и четверг – именно в эти дни Посланник Всевышнего ﷺ регулярно соблюдал уразу.
«Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, – говорил он. – И я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (хадис приводит ат-Тирмизи).
Время соблюдения поста в исламе
Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток. Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят:
«ЕШЬТЕ И ПЕЙТЕ, ПОКА ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ ОТЛИЧИТЬ БЕЛУЮ НИТКУ НА РАССВЕТЕ ОТ ЧЕРНОЙ, А ЗАТЕМ ПОСТИТЕСЬ ДО НОЧИ» (2:187)
Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи (сухур) до наступления времени фаджр-намаза (как правило, за 30 минут).
Однажды один из подвижников спросил Пророка Мухаммада ﷺ о том, какой временной промежуток должен быть между сухуром и азаном на утренний намаз, на что тот ответил:
«Столько, сколько необходимо, чтобы прочесть пятьдесят аятов» (хадис от Бухари и Муслима).
Окончание времени соблюдения поста (ифтар) наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговиться, а затем приступить к намазу.
По окончании сухура читается следующая дуа (ният):
نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلَّهِ تَعَالَى
Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля
Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»
Сразу же после разговения – при ифтаре – произносят дуа:
اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ
Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту
Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»
Действия, нарушающие уразу
1. Намеренный приём пищи и курение
Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята. Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу – такой пост будет считаться действительным.
2. Интимная близость
После совершения полового акта пост нарушается. Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции (мастурбации).
3. Закапывание лекарства в нос и уши
Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал, если они попадают в гортань. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают.
4. Проглатывание жидкости при полоскании горла
При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, – попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши.
5. Использование медицинских ингаляторов
Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов.
6. Намеренное вызывание рвоты
Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным.
В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает менструация, ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных.
Польза от соблюдения поста
Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих.
«Поистине, в Раю есть врата, называемые «Ар-Райян», через которые в День Суда будут входить постящиеся. И не войдет через эти врата никто, кроме них» (хадис от Бухари и Муслима).
«Пост и Кyр`ан в Судный день будут заступаться за раба Аллаха» (хадис от Ахмада).
Кроме того, все просьбы верующего, соблюдающего пост, будут приняты Всевышним. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«У постящегося никогда не отвергается дуа во время разговения» (Ибн Маджа).