какие дизайнеры бывают для женщин список с фото
Разбираемся в дизайнерских профессиях
Алексей Бородкин, product lead и глава Гильдии вольных проектировщиков, рассказал на открытом занятии Нетологии, как разобраться в дизайнерских направлениях и распределить роли в дизайн-команде.
Дизайнерские тусовки
Когда-то — в буйные 90-е — никаких веб-дизайнеров не было, и сайты создавали вебмастера — отважные люди с программистским бэкграундом, которые все делали сами: собирали требования, кодили, рисовали, делали контент и развивали сайт.
В конце 90-х появилась профессия веб-дизайнера, которую более корректно называть «визуальным дизайнером». Эти ребята занимались эстетической частью цифровых продуктов, не заморачивались, что у сайта находится под техническим капотом, и воспринимали свою работу, как средство для самовыражения. В основном их интересовала только красота, чувство удовлетворения, а также мнение других визуальных дизайнеров.
В нулевые, когда в интернет начали проникать не только айтишники и родственники айтишников, стало ясно, что цифровые продукты должны быть не только красивыми и технологичными, но и удобными. На этой волне понимания в цифровых продуктах появилась тусовка UX-дизайнеров, которая встала в оппозицию к уже существовавшим визуальным дизайнерам — пока одни стремились к эстетике, вторые боролись за удобство и понятность.
На все это накручивался тот факт, что UX-дизайнеры, в отличие от визуальных дизайнеров с их художественным или околохудожественным образованием, поначалу были представлены в основном психологами: им интересно было копаться в голове у пользователей. Интерфейс они воспринимали не как абстрактную декорацию, а как как рычаг, с помощью которого можно создать нужный пользовательский опыт.
Примечательно, что и тех, и других не особо интересовали внутренности продукта — сама система, поверх которой натянут дизайн. Они воспринимали ее как «черный ящик» для разработчиков.
Тут стоит рассказать про еще одну продуктовую тусовку, которая существовала параллельно визуальным и UX-дизайнерам — это системные архитекторы.
Системные архитекторы существовали еще с 70-х годов и преимущественно занимались анализом и проработкой внутренней части продукта: насколько он выполняет бизнес-задачи, соответствует техническим требованиям и так далее. Пользовательские интерфейсы архитекторы воспринимали как дополнение к системе, которое должно помогать пользователям осуществлять определенные функции в заданных технических рамках, только и всего.
Так продуктовая разработка оказалась разломанной надвое между двумя почти не пересекающимися тусовками — на одной стороне оказались визуальные и UX-дизайнеры (несмотря на противоречия, их поле работы было одним и тем же), а по другую — системные архитекторы. Что прискорбно, продукт при этом тоже разламывался надвое.
Из чего состоит цифровой продукт
Давайте отвлечемся от эпического противостояния дизайнеров и посмотрим, из чего состоит любой цифровой продукт — мобильное приложение, интернет-магазин, система управления аэропортом:
Продукт начинается с трех фундаментальных групп требований:
У самого продукта можно выделить три составляющих успеха:
Получается, что продукт должен совмещать интересы бизнеса, интересы пользователей и технологические условия, и нельзя сказать, что для продукта важнее: визуально-интерфейсная часть или внутренняя архитектура.
И возникает простой вопрос: кто же должен заниматься продуктом?
Дизайн и проектирование
В России проектирование и дизайн — две разные профессиональные сферы:
Однако, если погрузиться в исходное значение терминов, мы обнаружим удивительные открытия. Вот, например, определение слова design в оксфордском словаре:
Глагол to design — определять внешний вид и принцип работы здания, одежды или иного объекта посредством создания детальных чертежей.
Существительное design — план или чертеж, иллюстрирующий вид, устройство или принцип работы здания, одежды, либо иного объекта до его создания.
А вот строгое определение слова «проектирование» по ISO 24765:
Проектирование — процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части.
Занятно, правда? Получается, что значения слов «проектирование» и «проект» тождественны глаголу to design и существительному design. В этом можно убедиться, если посмотреть перевод слова «проектирование» в Google-переводчике:
И в этом есть глубокая правда. Дело в том, что на Западе не разделяют процесс работы над внутренней и внешней частью продукта, потому что понимают, что это единый живой организм, и к нему нужно применять исключительно интегрированные подходы.
Как связать внутреннее с внешним
Но вернемся к нашим дизайнерам. У нас есть тусовка из UX- и визуальных дизайнеров, которые в основном думают только о красоте и пользовательском опыте:
И есть тусовка системных архитекторов, которые думают только о внутренностях продукта:
Интуитивно понятно, что для целостной работы над продуктом их надо объединить. Стоит отметить, что рынок веб-разработки об этом начал задумываться еще в начале нулевых. Так родилась должность менеджера, который скрепляет эти разнонаправленные сферы интересов:
Давайте посмотрим, к чему это приводит.
На менеджере оказывается нехилая нагрузка:
Допустим, менеджеру приходят две параллельные задачи. Одна — починить отвалившуюся форму заказа, вторая — подробно описать ТЗ на следующий релиз.
Естественно, что менеджер в первую очередь займется тушением пожара — «прикручиванием» формы заказа, потому что с каждой минутой из-за неработающей формы заказчик теряет деньги и впадает в бо́льшую истерику. Задачу с подробным описанием ТЗ придется отодвинуть на второй план, закладывая в фундамент проекта стратегические риски. И так будет постоянно.
Вкусив прелести такой работы что на агентской, что на продуктовой стороне, я сформулировал для себя иное решение этой проблемы — поделить задачи между двумя специалистами: менеджерские задачи оставить менеджеру, а продуктовые отдать специально выделенному product-дизайнеру.
Зона ответственности дизайнера продукта
Дизайнер продукта — это человек, который на верхнем уровне понимает все составляющие продукта и знает, как соединить требования бизнеса, пользователей и технологий. Продуктовый дизайнер осознает, как интерфейсы соседствуют с функциональностью, и как из этого рождается пользовательский опыт.
Разумеется, сам он не сможет выполнять все задачи, поэтому ему нужна команда и ключевой напарник — арт-директор. Если проект большой и с множеством задач, у этих двух ребят можно выделять отдельные функции и, по законам Адама Смита, делегировать их подчиненным. Пример эффективной команды может выглядеть так:
Тем самым формируется креативная пара, известная в «большом» маркетинге еще в XX веке, состоящая из дизайнера продукта и арт-директора, дополняющих менеджера по продуктовой части. Из этого случая бывают исключения, но о них поговорим ниже, а пока важно запомнить, что именно такой подход обеспечивает сбалансированную проработку продукта и его структурную непротиворечивость.
Давайте посмотрим, что у нас получилось с ролями в команде, и отдельно коснёмся некоторых исключений.
Кто входит в тусовку продуктового дизайна
UX-дизайнер
Задача UX-дизайнера: сделать продукт удобным, полезным, комфортным для пользователей.
UI-дизайнер
Задача UI-дизайнера: сделать «красиво» и эстетично.
UX-аналитик
Задача UX-аналитика: влезть в голову пользователя, вытянуть важное и передать информацию UX-дизайнеру для реализации в дизайне.
Системный архитектор
Задача системного архитектора: проработать внутреннюю логику и архитектуру продукта.
Дизайнер продукта
Задача дизайнера продукта: свести все «нити» создания продукта и отвечать за результат.
Менеджер продукта
Задача менеджера продукта: объединять в себе менеджера и продуктового дизайнера.
Внимательный читатель скажет: «Погодите, какой менеджер продукта, ведь мы все время старались разделить продуктовую и управленческую составляющую!».
Верно, но у всего на свете есть исключения. Если продукт один, и желательно не протекает в формате заказной разработки, то такой подход оказывается эффективным — у менеджера хватает возможностей держать в голове как все аспекты продукта, так и организационные особенности. На нескольких продуктах эта роль не работает — продуктового менеджера буквально разорвёт от количества задач.
Product lead / директор по продукту
Задача продакт-лида: следить за развитием продукта. Эта роль является «надстройкой» над ролью продуктового менеджера, и концентрирует в его руках не только функции по созданию продукта, но и развитие продукта в дальнейшем.
9 женщин-дизайнеров, которые меняют мир моды прямо сейчас
Новости моды
Согласно исследованию, проведенному CFDA, журналом Glamour и консалтинговой компанией McKinsey & Company, женщины тратят на одежду почти в три раза больше, чем мужчины. В 2017 году они принесли американскому ретейлу 159 миллиардов долларов. При этом женскую моду создают по-прежнему мужчины. Издание Business of Fashion проанализировало 313 марок, и доля дизайнеров-женщин составила 40,2%, ну а среди крупных модных брендов показатель был и того меньше — лишь 14%.
Но ситуация меняется, и в ближайшие годы можно ожидать волны новых имен, хотя бы потому, что среди выпускников крупных модных школ, таких как Parsons, Fashion Institute of Technology и Pratt, подавляющее большинство — это женщины. Например, в Pratt в 2018 году 54 из 58 выпускников были женщинами, как сообщила The New York Times. И им будет с кого брать пример — в нашей новой подборке рассказываем о влиятельных женщинах в мире моды, которые меняют индустрию прямо сейчас.
1. Рианна, 32 года, основательница Fenty, Savage x Fenty & Fenty Beauty
Певица, которая запускает собственный бренд одежды, — ситуация, которая раньше вызывала скорее снисходительную улыбку и редко приводила к серьезным изменениям в мире моды. Но Рианне удалось действительно повлиять на индустрию и войти в историю! Ее бренд нижнего белья Savage x Fenty закрепил тренд на инклюзивность и бодипозитив, а многие эксперты и вовсе называют детище Рианны главной причиной снижения популярности бренда Victoria’s Secret.
Рианна
Событием стал и бренд одежды Fenty, который звезда запустила вместе с LVMH. Бренд Fenty стал первой маркой, созданной с нуля данным влиятельным конгломератом за последние три десятилетия, прошедшие с момента основания Christian Lacroix в 1987 году.
Кроме того, Рианна стала первой темнокожей женщиной, которая возглавляет марку в люксовом конгломерате, и первым человеком в LVMH, который будет выпускать коллекции, основываясь на своем собственном стиле.
Эксперты сразу стали говорить, что бренд Рианны снова поменяет правила игры — теперь в люксовом сегменте. Так, в размерной линейке сразу был заявлен размер XL, который для люксовых брендов пока считается скорее исключением. Певица также сразу заявила, что не планирует проводить показы: презентации прошли в формате поп-ап-магазинов, а найти вещи можно только на официальном сайте (никаких сторонних ретейлеров).
Fenty
И, кажется, снова оказалась на шаг впереди всей индустрии — под влиянием пандемии коронавируса сейчас многие бренды пересматривают свои стратегии. Так, недавно от участия в неделях моды отказался бренд Saint Laurent.
2. Симон Роша, 33 года, основательница бренда Simone Rocha
Свою выпускную коллекцию Роша представила на Неделе моды в Лондоне в 2010 году и сразу обратила на себя внимание модных критиков.
Симон Роша
Предварительный интерес к дебютантке был объясним тем, что ее отец — известный британский дизайнер Джон Роша, удостоенный в 1993 году награды British Fashion Awards в номинации «Дизайнер года». Но дело отца Симон продолжила, разве что выбрав ту же профессию. Творчески она пошла своим путем, посвятив себя созданию подчеркнуто женственной одежды. Тюлевые платья, блузы с кружевными воротниками, вышивки стали фирменными чертами ее коллекций.
В ателье Роша тоже работают только женщины — по мнению дизайнера, это единственно правильное решение, когда ты дизайнер женской одежды.
Ее бренд уже выбирали Кейт Миддлтон, Рианна и Мишель Обама, а в 2016 году ей присудили награду British Fashion Awards как лучшему дизайнеру женской одежды.
Кейт Миддлтон в серьгах от Simone Rocha
3. Мария Грация Кьюри, 56 лет, креативный директор Dior
Коллекции Марии Грации Кьюри для Dior в последнее время вызывают противоречивую реакцию, но нельзя не признать, что ее приход в легендарный французский дом все равно станет частью модной истории, нравится это критикам или нет.
Кьюри стала первой женщиной, возглавившей Dior. Феминизм стал и главным источником вдохновения для ее коллекций, начиная с дебютной в 2016 году, в которой были представлены знаменитые футболки с принтом We All Should Be Feminists.
Мария Грация Кьюри
Линейка весна-лето 2018 года содержала отсылки к эссе Линды Нохлин 1971 года «Почему не было великих женщин-художников?», кутюрная весенняя коллекция 2020 года является данью уважения классическим образам богинь, а ее показ прошел на фоне надписи «Что, если бы женщины правили миром?» — вопроса, который в своем творчестве задает и художница Джуди Чикаго.
Ну а над последним осенне-зимним показом Кьюри работала с художницей Клэр Фонтейн, которая украсила локацию феминистскими лозунгами и призывами. Под руководством Кьюри состоялось и переиздание культовой сумки Saddle, придуманной Джоном Гальяно. Аксессуар снова побил рекорды популярности и стал главным must have у модниц. В 2019 году продажи Dior выросли на 15%.
Деми Мур с сумкой Dior Saddle
Ее работа по продвижению идей феминизма и гендерного равенства не осталась незамеченной. В 2019 году она удостоилась ордена Почетного легиона, который является высшим знаком отличия, почета и официального признания особых заслуг перед Францией. Вручала награду государственный секретарь Франции по вопросам гендерного равенства Марлен Шьяппа.
4. Стелла Маккартни, 48 лет, основательница и креативный директор бренда Stella McCartney
Стелла Маккартни
Стелла Маккартни известна как лидер движения за этическую моду. Пропагандировать отказ от материалов животного происхождения она стала еще задолго до того, как это стало мейнстримом, и во многом благодаря ее усилиям и настойчивой работе эта тема наконец получила столь широкое распространение в мире моды.
Свою позицию Маккартни при этом доносит в весьма креативной и забавной форме. Например, один из ее показов сопровождался видеоинсталляциями с совокупляющимися животными, а на последнем осенне-зимнем показе сезона 2020/2021 на подиум вышли переодетые в костюмы животных модели.
Уважения заслуживает и то, что, несмотря на возможности (в показе ее выпускной коллекции по дружбе с семьей бесплатно принимали участие супермодели Наоми Кэмпбелл и Кейт Мосс) сразу запустить собственный бренд, Стелла предпочла сначала накопить опыт и не чуралась работы на другие марки.
Так, в 16 лет она прошла практику в Christian Lacroix, где смогла поработать над созданием коллекции от-кутюр, а позднее работала в ателье Edward Sexton на Сэвил-Роу, где много лет одевался и ее отец Пол Маккартни. А в 1997 году она получила предложение возглавить Chloe, сменив на этом посту самого Карла Лагерфельда!
Он, к слову, к этому назначению отнесся скептически, но Стелла доказала, что является не только носительницей громкой фамилии, но и талантливым дизайнером. Свой собственный бренд она основала только в 2001 году.
Маккартни также является создательницей нескольких свадебных платьев, которые войдут в историю: в 2000 году она была автором свадебного платья Мадонны для ее бракосочетания с Гаем Ричи, а в 2018 году создала второй подвенечный наряд для Меган Маркл, которая выходила замуж за принца Гарри.
Меган Маркл и принц Гарри
5. Миучча Прада, 70 лет, совладелица и креативный директор Prada, основательница бренда Miu Miu
Будучи приверженной идеям феминизма с молодости, в моду Миучча Прада (урожденная Мария Бьянки) совершенно не стремилась. Она изучала политологию и философию, получив докторскую степень, а затем вступила в итальянскую коммунистическую партию, чтобы бороться за права женщин. А до этого и вовсе пять лет проработала мимом в театре.
Миучча Прада
Мода была худшим местом для феминисток в 60-х,
Но в итоге она все-таки примкнула к семейному бизнесу — фирму по производству люксовых кожаных сумок основал еще ее дед в 1913 году.
Первый дизайнерский успех был связан тоже с этими аксессуарами — в 1985 году она представила линию нейлоновых сумок. В 1989 году была выпущенная первая женская коллекция прет-а-порте, а в 1995 году бренд обзавелся и мужской линейкой. В 1992 году Миучча представила бренд более дешевой женской одежды, вдохновленной ее собственным стилем, — Miu Miu.
Наталья Водянова в Prada на обложке Elle
Тимоти Шаламе в Prada
Грета Гервиг в Prada
Дуа Липа в Prada
Прада регулярно попадает в рейтинги самых влиятельных женщин — таковой ее называли и в Forbes, и в Time.
6. Марин Серр, 28 лет, основательница и креативный директор бренда Marine Serre
Француженка Марин Серр, несмотря на относительно юный возраст, уже может похвастаться весьма солидными строчками в резюме. Окончила Школу архитектуры и визуальных искусств La Cambre в Брюсселе, стажировалась в Maison Margiela, Alexander McQueen и Dior (тогда еще под руководством Рафа Симонса), в 2017 году выиграла приз LVMH для молодых дизайнеров, будучи самой юной конкурсанткой в шорт-листе.
Марин Серр
Ее работы впечатлили жюри в составе Фиби Файло, Карла Лагерфельда и Николя Гескьера. Ее приглашал на работу в Balenciaga Демна Гвасалия, но она предпочла посвятить себя своему бренду, а теперь уже составляет грузинскому дизайнеру конкуренцию по части создания хайповых вещей. Облегающие комбинезоны с фирменным узором полумесяцем стали хитом инстаграма — их надевали уже Бейонсе и Кайли Дженнер.
Бейонсе
Кайли Дженнер с дочерью Сторми
Визуальная яркость в работах Марин сочетается с особым вниманием к практичности и деталям — чего стоит жакет с карманами для любых мелочей. Учитывая, как создатели женской одежды обычно игнорируют карманы, это точно один из поводов полюбить дизайнера.
Я хочу, чтобы женщины чувствовали себя сильными и во всеоружии. Сегодня мы всегда должны быть готовы к битве и борьбе за выживание. Но это совсем не значит, что нужно забыть о женственности и о чувстве юмора!
— описывает Марин свои коллекции.
7. Карли Кушни, 31 год, креативный директор и соосновательница бренда Cushnie
Как уже понятно, в мире моды есть два пути добиться признания: делать карьеру в уже существующих модных домах или создать свой бизнес с нуля. Выпускницы Parsons Карли Кушни и Мишель Окс, подружившиеся еще во время обучения, пошли по второму пути.
В 2008 году девушки создали бренд Cushnie et Ochs. Одежда отличалась лаконичным дизайном, идеальной посадкой по фигуре и невероятной чувственностью за счет гладкой ткани и разрезов.
Карли Кушни
В 2018 году Мишель ушла, Карли сократила название бренда до собственной фамилии и продолжила дело, значительно расширив творческую палитру: добавила экзотические нотки за счет ярких оттенков и принтов, а также декоративные детали вроде бахромы и бисера.
Эшли Грэм в платье Cushnie
Мишель Обама в блузе Cushnie
Среди поклонниц творчества Карли такие знаменитости, как Мишель Обама, Дженнифер Лопес, Эшли Грэм и Люпита Нионго. В прошлом году Карли с подачи Тома Форда вошла в Американский совет модных дизайнеров.
8. Аврора Джеймс, 33 года, основательница и креативный директор бренда Brother Vellies
Свой бренд обуви и сумок Аврора Джеймс назвала в честь традиционных ботинок, распространенных в ЮАР. Миссию своего бренда Аврора видела в поддержке ремесленников из этой страны, а также Кении и Марокко, занимающихся производством традиционной обуви, которой славятся эти регионы.
Аврора Джеймс
Существует множество обувных брендов, которые занимаются благотворительностью, но возможность дать кому-то работу воодушевляет гораздо больше, чем раздача листовок,
Все дизайнерские студии Brother Vellies находятся в Африке, в них работают и мужчины, и женщины, люди разной сексуальной ориентации, происхождения и племен. В работе также активно используются растительные красители, резина от переработанных шин и резное дерево.
Прошлый год стал для Авроры настоящим прорывом. Она получила премию на церемонии Canadian Designer Award, певица Никки Минаж появилась в туфлях от Brother Vellies на дорожке Met Gala, а потом в сапогах от бренда появилась и Бейонсе.
Никки Минаж
Бейонсе
Можно не сомневаться, что внимание таких звезд только ускорит взлет Авроры на вершины модного бизнеса.
9. Эмили Адамс Боде, 30 лет, основательница и креативный директор бренда Bode
Если женщин-дизайнеров не хватает в сегменте производства женской одежды, то что уж говорить о дизайне мужской одежды! Этот мир и вовсе закрыт от женщин. И тем не менее Эмили Адамс Боде удалось пробить эти невидимые стены.
Эмили Адамс Боде
Она стала первой женщиной-дизайнером, которая приняла участие в Неделе мужской моды в Нью-Йорке в 2018 году. На следующий год ее показ состоялся на Неделе мужской моды в Париже.
Бренд Боде существует вопреки всем законам модного рынка: никакого массового производства, никакой погони за трендами. Наоборот, коллекции дизайнера проникнуты чувством ностальгии и очарованием ретро.
Ее одежду нередко сравнивают с тем, как одеты герои фильмов Уэса Андерсона. Свою одежду она создает из винтажных тканей и старых вещей, а мужские силуэты сочетает с традиционными для женской моды техниками вроде пэчворка и аппликаций.
Эзра Миллер в куртке Bode
Белла Хадид в куртке Bode
В 2019 году Боде удостоилась титула «Лучший восходящий дизайнер», а журнал Forbes включил Эмили в список «30 моложе 30» — рейтинг, где собирают наиболее перспективных молодых представителей разных отраслей бизнеса.