какие дисциплины входят в предмет экономическая теория ответ
Экономическая теория
Экономи́ческая тео́рия — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.
Содержание
Функции и методы
Методы экономической теории:
Функции экономической теории:
История
Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями. В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов; в XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.
Эквиваленты экономической теории
В отечественной и зарубежной литературе широко распространены несколько синонимических названий экономической теории, имеющих разную степень точности и грамматической корректности: «политическая экономия», «экономика», «экономикс», «каталлактика».
Термин «политическая экономия» впервые проявился в 1615 году в названии книги французского ученого А. де Монкретьена «Трактат политической экономии». Это название стало настолько удачным, что являлось общепризнанным обозначением экономической науки вплоть до начала XX века (в России — до XXI века). Данный термин в то время достаточно точно отражал характер экономических исследований, поскольку экономика в странах Европы, государственным строем которых являлась абсолютная монархия, была очень тесно связана с политикой. До сих пор в названиях отдельных научных изданий можно встретить данный термин (например журнал Чикагского университета именуется «Journal of Political Economy», то есть «Журнал политической экономии»). Однако, в конце концов, большинство экономистов отказалось от подобного обозначения экономической науки.
Научные исследования, согласно Альфреду Маршаллу, должны строиться не в расчёте на практические цели, достижению которых они способствуют, а в соответствии с содержанием самого предмета, которому они посвящены. Экономическая наука должна остерегаться касаться многих политических вопросов, которые практик не может игнорировать. Поэтому, считает Маршалл, её лучше обозначать широким термином «экономическая наука» (англ. economics ), чем более узким термином «политическая экономия». Впоследствии термин Маршалла стал наиболее употребительным в англоязычной литературе. Переводить этот термин словом «экономика» не вполне удачно в качестве обозначения науки, прежде всего из-за его многозначности. «Экономика» означает не только науку о хозяйстве, но и само хозяйство: производство, торговлю, фабрики и т. п. Хотя и в английском языке слово «economics» может обозначать как само хозяйство, так и науку о нём.
Основные элементы
Основными элементами экономической теории, на которых основана любая экономическая теория, являются три типа утверждений: утверждения о целях, утверждения об ограничениях, налагаемых на возможности, и утверждения о вариантах выбора.
Утверждения о целях
Цель есть нечто такое, чего люди желают достичь. Менеджер фирмы может иметь целью получение наибольшей возможной прибыли. Потребитель может стремиться к получению наибольшего возможного материального удовлетворения на данный доход. Люди в любой ситуации могут смешивать то, что они преследуют узко-«экономические» цели с приверженностью к ценностям семьи, социальной ответственностью и так далее. Такие понятия как «цель», «намерение» и «предпочтение» по существу взаимозаменяемы.
Утверждения об ограничениях
Ввиду феномена редкости ресурсов, возможности людей не беспредельны. Люди всегда сталкиваются с ограничениями: вещи, которые им нужны, сопряжены с альтернативной стоимостью, а многие из них могут быть просто невозможны. Утверждение об ограничениях, налагаемых на множество наличествующих возможностей, — ключевая часть любой экономической теории. Некоторые ограничения относятся к тому, что является физически возможным при данных ресурсах и уровне знаний. Другие ограничения принимают форму не физических пределов, а альтернативной стоимости, часто определяемой в терминах цен.
Утверждение о вариантах выбора
Заключительным компонентом экономической теории является утверждение о наиболее вероятном выборе, который будет сделан исходя из определённых целей и ограничений, налагаемых на возможности. Например, варианты выбора, которые лежат в основе закона спроса рассматривают потребителей как людей, имеющих целью получение наибольшего возможного удовлетворения при наличии ограничений, накладываемых на их возможности величиной их бюджета, ассортиментом предлагаемых товаров и ценами этих товаров. Исходя из этих целей и ограничений, закон спроса констатирует, что, по всей вероятности, люди предпочтут увеличить свои покупки данного товара, когда цена на него снизится при наличии того, что все остальные условия остались прежними (при прочих равных условиях).
Экономическая теория и рациональность
Хотя все экономические теории содержат три типа утверждений, тем не менее удачная теория представляет собой нечто большее, чем простой перечень утверждений. Её элементы должны образовывать некое согласованное целое. Понимание структуры экономической теории было бы неполным без обсуждения ключевого допущения, которое служит для того, чтобы связать все три элемента теории в единое целое. Суть этого допущения состоит в том, что люди выбирают наилучший путь к достижению своих целей, исходя из ограничений, с которыми они сталкиваются, то есть люди ведут себя рационально.
Рациональность означает целесообразную деятельность, направленную на достижение цели, исходя из заданных ограничений и наличных возможностей. Понятие рациональности тесно связано с определением экономической теории, в формате проблемы выбора наилучшего способа использования ограниченных ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей. Утверждение о том, что одни способы использования ограниченных ресурсов лучше других, и что именно эти лучшие способы люди, как правило, и имеют тенденцию выбирать, точно отражает сущность рациональности.
Допущение о рациональности, представляет собой орудие для оформления структуры теорий, относящихся к тому, как люди делают выбор. Затем экономисты вносят дополнения в специфику структуры этих теорий, уточняя, как ведут себя люди в различных ситуациях. Теория рационального выбора является одним из механизмов развития экономической теории.
Экономическая теория
Экономическая теория – наука, которая посредством изучения поведения экономических субъектов и процессов, формирует законы ведения хозяйства, способствующие максимальному удовлетворению потребностей субъектов экономики в условиях ограниченности ресурсов.
Предметом экономической теории являются закономерности функционирования и развития различных экономических систем, в процессе производства, распределения и обмена материальных благ.
Цель экономической теории – максимальное удовлетворение потребностей людей, при помощи нахождения путей наиболее эффективного использования ограниченных экономических ресурсов.
Функции экономической теории
Экономическая теория, как и любая другая наука, имеет множество функций. Среди них выделяют 5 основных функций:
Познавательная функция состоит в анализе экономических процессов, явлений и поведения экономических субъектов (людей, соц. групп, предприятий и др.) для последующего выявления тенденций развития экономики.
Практическая функция реализуется через обеспечение экономической политики государства, посредством выявления методов рационализации процессов производства и разработке экономической стратегии.
Прогностическая функция включает в себя разработку методов прогнозирования тенденций развития рынка.
Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория, формируя общие экономические законы, выступает методологической базой для наук, которые делают эти законы исходной методологической посылкой для исследований.
Идеологическая функция проявляется во влиянии экономической теории на социальную и духовную сферу жизни общества (государства).
Экономическая теория выполняет системообразующую задачу – на ней базируются отраслевые и конкретные экономические науки.
Экономическая теория базируется на принципах – своеобразных правилах, которые помогают установить рамки исследования и формируют логику экономического мышления.
Нужна помощь в написании работы?
Принципы экономической теории
(главный принцип экономической теории – из которого вытекает необходимость экономической науки)
Принцип характеризует причины решения, принимаемого человеком, компанией или государством.
Принципы в свою очередь являются основой законов экономической теории.
Законы экономической теории
Экономические законы — это причинно-следственные связи, возникающие между отдельными экономическими явлениями и процессами в общественном производстве.
Методы экономической теории
Методы формальной логики
Общенаучные методы
Экономические методы
Выводы экономической теории непосредственно затрагивают интересы экономических субъектов, из-за чего всегда находятся люди, стремящиеся истолковать экономические концепции в свою пользу. Решить эту проблему полностью невозможно – экономическое знание никогда не сможет стать нейтральным и всегда будет затрагивать чьи-либо интересы. Однако снизить степень искажения можно с помощью применения позитивного и нормативного анализа.
Позитивный экономический анализ ищет объективные объяснения функционирования экономики, оперируя фактами, свободными от субъективных искажений.
Нормативный экономический анализ, напротив, выражает субъективные оценочные суждения о том, что и как должно быть. При этом цели, которые представляются важным одним субъектам, выглядят совершенно незначительными в глазах других, что приводит к множеству противоречий. Проанализировать общественные противоречия и расставить приоритеты помогает нормативный экономический анализ.
Методы смежных наук
К эффективному использованию ресурсов для максимального удовлетворения потребностей, люди начали стремиться ещё задолго до начала нашей эры, однако экономическая теория как наука начала зарождаться и активно развиваться лишь в 16-17 веке.
Основные экономические школы
Ранние меркантилизм – считали, что необходимо ограничивать импорт и поощрять хозяйственную деятельность внутри страны. Теория денежного баланса (чем больше в стране золота, тем богаче страна);
Поздние меркантилисты, считали что нужно продавать больше, чем покупать. Теория торгового баланса (богаче та страна, у которой экспорт превышает импорт на больший коэффициент).
Только труд сельскохозяйственных работников способен создать доход, превышающий затраты, так как все остальные сферы производства способны лишь перерабатывать продукты, не увеличивая их количество.
Школа выражала интересы крупных землевладельцев
Только свободное ценообразование может способствовать развитию экономики.
Источник богатства – труд во всех сферах производства
Цель школы – построение справедливого государства без частной собственности и равным распределением труда.
Марженализм является базой для неоклассического направления современной экономической мысли
В отличие от классической школы, не отрицают необходимость государственного регулирования.
Государство должно оказывать влияние на экономику, в первую очередь, с помощью повышения совокупного спроса, посредством применения налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Основная задача государства – анализировать мощность и направление денежных потоков и регулировать их.
Изучает влияние социальных институтов на сферу экономики.
Обосновывает положение об увеличении роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества.
Вывод
За прошедшие пять веков экономическая теория из суммы субъективных взглядов и представлений отдельных мыслителей о правилах ведения хозяйства превратилась в науку с чёткой методологией, законами и принципами, без которой современной общество не могло бы существовать.
Предмет экономической теории. Методы исследования
Общая характеристика роли и значения экономической теории в жизни общества
Экономическая теория как наука входит в основу теоретико-методологического блока гуманитарной направленности. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей.
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории (политической экономии) все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и в России. Лауреат Нобелевской премии М. Фридмен писал, что экономика – очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты, их можно записать на одном листе бумаги, однако их понимают немногие.
Значение экономической теории не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике, а в том, что она, по словам Дж. М. Кейнса, является методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям. При этом чрезмерное теоретизирование также нежелательно, ибо бесполезно. Английский экономист И. М. Д. Литте образно назвал таких ученых «неэкономистами» и справедливо утверждал, что «неэкономисты» обычно бывают слишком академичными, они чересчур усердно абстрагируются от реального мира.
В России глубокий системный кризис всех сторон жизни общества не мог не отразиться на современном состоянии экономической науки. Именно такие кризисы служили в прошлом мощными импульсами для развития экономической теории.
Несостоятельность сложившихся в экономической теории взглядов и представлений о мире, кризис современной экономической мысли – это не локальное явление, а общемировая тенденция XX в., которая отмечается многими выдающимися умами не только России, но и Запада. Так, Дж. Гелбрейт писал: «Экономикс, оставаясь в узких рамках рыночного микро- и макроанализа, перестает быть наукой и превращается в консервативно используемую систему верований, претендующих называться наукой». Русские ученые Н. Д. Кондратьев, В. И. Вернандский, А. А. Богданов, Е. Е. Слуцкий, Л. Н. Гумилёв и другие в своих работах также доказывали необходимость пересмотра наших представлений о мире.
Современный кризис экономической теории в России принял конкретную форму кризиса марксизма. Выход из этого кризиса сегодня большинство ученых и практиков видит в переходе к рыночной экономике, ориентированной на рост благосостояния населения, в отказе от закрытой экономики и замене ее открытой моделью, которая получила развитие в ряде стран Запада, США, Японии и др.
Поэтому естественны и наши поиски в богатом мировом опыте преподавания экономической теории. При этом, конечно, не следует слепо копировать достижения западных ученых. Если оценивать западную экономическую науку в целом, признавая ее несомненные достижения, нельзя не видеть, что она в значительной степени математизирована и асоциальна, перегружена графиками, элементарными формулами, абстрактными рассуждениями. Это может привести к опасности чрезмерной формализации и вырождению экономической теории как объективной науки, на что неоднократно обращалось внимание мировой научной общественности.
Термин «экономика» и структура экономической науки
Экономика (экономическая теория) – наука, исследующая способы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью удовлетворения безграничных потребностей общества. В основе экономических отношений лежат производительные силы и производственные отношения, обусловленные производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг.
Экономика как сфера общественных отношений представляет собой связанное с затратами ресурсов производство потребительских товаров и услуг, способствующих увеличению благосостояния и удовлетворяющих различные запросы общества. Основной целью экономической деятельности является удовлетворение общественных потребностей.
Основным направлением исследования в рыночной экономике является проблема эффективности, т. е. рационального соотношения между результатом деятельности и затратами, обусловившими его получение – максимальная выгода при минимальных затратах в условиях ограниченных ресурсов.
Экономика состоит из следующих экономических объектов:
Экономическая наука в целом представляет сложную систему знаний об общественном производстве, состоящую из двух уровней:
1. Фундаментальная экономическая наука – это экономическая теория.
2. Прикладные экономические науки, которые определяют по отраслевому (экономика промышленности, экономика строительства, экономика сельского хозяйства и др.) и функциональному (бухгалтерский учет, аудит, маркетинг) признакам.
Экономическую теорию подразделяют на следующие составные части:
1. С точки зрения масштаба объекта исследования – микро- и макроэкономика:
2. C точки зрения функционального предназначения используют позитивный и нормативный подходы в экономической науке.
При позитивном подходе экономисты стремятся познать существующий мир, дать ему характеристику, выявить устойчивые связи и определить закономерности, т. е. это непосредственное восприятие экономических явлений, констатация факта.
При нормативном подходе экономисты разрабатывают пути совершенствования экономической системы, исследуют ее переход на новую ступень общественного прогресса, т. е. представляют экономические процессы такими, какими они должны быть.
Предмет, методы и функции экономической теории
Предметом изучения экономической теории является поиск путей эффективного использования ограниченных ресурсов в процессе производства материальных благ для максимального удовлетворения запросов потребителей.
Система методов экономической теории:
1) анализа и синтеза – предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. Благодаря синтезу получают максимально полную картину явления в целом;
2) индукции и дедукции – индукцией предусмотрено исследование определенного набора фактов, принципов и формирование общих научных воззрений на основе полученных результатов (от частного к общему); а дедукцией – исследование от общих принципов, законов к частным случаям их применения (от общего к частному);
3) системного подхода – рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, которые в процессе взаимодействия оказывают влияние на эффективность всей системы в целом;
4) математического моделирования – предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют экономический процесс;
5) научной абстракции – позволяет исключать из рассмотрения несущественные характеристики экономического процесса и концентрировать внимание на существующих в нем наиболее устойчивых и повторяющихся причинно-следственных связях.
Функции экономической теории:
Экономические категории и законы
Экономические законы отражают наиболее устойчивую, причинно-обусловленную связь и взаимозависимость экономических явлений и процессов, их качественную и количественную стороны.
Они обусловлены эволюцией производственных отношений (по поводу производства, распределения, обмена и потребления) в их взаимосвязи с развитием производительных сил, имеют объективный характер, т. е. действуют независимо от воли и сознания хозяйствующих субъектов. Проявляются они только в процессе экономической активности (на основных этапах производственных отношений) – производстве, распределении, обмене и потреблении.
Группы экономических законов:
Экономические законы группируют по стадиям воспроизводственного процесса:
Экономические категории – это теоретическое отражение связи реально существующих производственных отношений, экономических явлений и процессов с определенным уровнем производительных сил. Познавая объективные экономические законы, ученые в своих теоретических разработках и доктринах отражают эти динамичные и изменчивые категории. Каждым законом объединено определенное количество «обслуживающих» его экономических категорий, являющихся теоретическим выражением отдельных сторон производственных отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, а также некоторых экономических явлений и процессов. Изменение последних (например, развитие отношений собственности) приводит к эволюционному развитию содержания экономических категорий. Так, эволюционируют концепции в рамках определенных экономических школ, в связи с изменяющейся общественно-экономической формацией.
Основные этапы развития экономической теории
Считается, что термин «экономика» был введен древнегреческим поэтом Гесподом (VI в. до н. э.), соединившим два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно обозначает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства.
В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем (430–354 гг. до н. э.). Аристотель разграничивал экономику (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и хрематистику (искусство наживать богатство, зарабатывать деньги).
Экономическая теория как наука, т. е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, возникла в XVI–XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, увеличения внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения. В экономической науке эти процессы сказались на появлении школы меркантилизма.
Основные этапы развития экономической теории нашли отражение в последовательном возникновении экономических школ:
Учение экономической школы меркантилизма сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отождествляли богатство с деньгами, считая, что от количества денег в стране зависит развитие экономики. Основу раннего меркантилизма составляла идея роста благосостояния на основе сохранения денежной базы, запрещения вывоза золота, ограничения импорта, поощрения хозяйственной деятельности.
Для позднего меркантилизма характерно поощрение экспорта и ограничение импорта. Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.
Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Манн, А. де Монкретьен. Де Монкретьен ввел в научную терминологию понятие «политическая экономия», что было обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.
Экономическая школа физиократов отражала интересы крупных землевладельцев. Представители этого направления изучали влияние природных факторов на экономическое развитие общества. Они считали, что источником богатства является труд, связанный с земледелием. Основными представителями этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго.
Классическая экономическая школа получила свое развитие в трудах А. Смита (1723–1790) и Д. Рикардо (1772–1823). Смит стал основоположником классической политической экономии. Его идея, опирающаяся на либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, рыночное саморегулировании на основе свободных цен, стала фундаментом теоретических воззрений классиков политической экономии. Смитом были заложены основы трудовой теории стоимости и показана значимость разделения труда как условия повышения его производительности. Д. Рикардо развивал теорию
Смита в области исследования категорий стоимости и цены. Им определена зависимость стоимости товара от количества труда, затраченного на его производство, а прибавочная стоимость – как результат неоплаченного труда наемного работника. Его идеи стали основой утопического социализма.
Марксистская экономическая школа базировалась на достижениях классической школы политической экономии. К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895) была разработана теоретическая концепция, связанная с формированием экономической системы общественной собственности на средства производства, предусматривающая отсутствие эксплуатации труда наемных работников, всеобщую и полную занятость. Идея марксизма заключалась в построении экономической системы с ключевой ролью государства в экономике и без учета частной собственности. Главным достижением К. Маркса считается открытие двойственного характера труда и стоимости как меры общественно необходимого труда.
Марксизм обосновывает концепцию прибавочной стоимости, согласно которой ее формы выражаются прибылью, процентом на капитал и рентой. При этом прибавочная стоимость есть неоплаченная часть труда наемного работника. Развитие идей марксистской школы нашло свое отражение в экономической школе научного коммунизма, согласно которой подвергалось критике существующее противоречие капиталистического способа производства (противоречие между общественным характером производства и частным капиталистическим присвоением результатов труда).
Маржиналистская экономическая школа сформировалась как реакция на критическое осмысление марксизма. Идеи маржинализма стали основой современного неоклассического направления в экономической теории, связанного с использованием предельных величин, исследованием зависимости состояния одних экономических явлений от изменения состояния других. Представителями маржиналистской школы являются К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас. Согласно теории предельной полезности, разработанной маржиналистской экономической школой, стоимость товара зависит от его предельной полезности для потребителя.
Неоклассическая экономическая школа сформировалась на основе синтеза идей Д. Рикардо и маржиналистской экономической школы. Основные ее представители – А. Маршалл, А. Пигу. Экономической системой предусмотрена совокупность отдельных производителей, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.
В постулатах кейнсианской экономической школы, возникновение которой связывают с именем Дж. Кейнса (1883–1946), обосновывают необходимость государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. Благодаря вмешательству государства можно было влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, преодолевать экономические кризисы. Было изучено влияние потребительского спроса на поток инвестиций и создание национального дохода. Теоретиками кейнсианской школы обосновывались такие положения, как:
Экономическая школа институционализма характеризуется изучением хозяйственных процессов в экономике с точки зрения политических, методологических и правовых вопросов. Теоретическая база строилась на главенствующей роли человеческого капитала, как основного экономического ресурса постиндустриального общества.
Представители институциональной школы – Дж. Гелбрейт, Т. Веблен, Дж. Коммонс.
Из институционализма вырос и развивается в самостоятельном направлении экономической мысли неоинcтитуционализм, активно применяющий математические методы. Большинство неоинституционалистов, в отличие от институционалистов, которые отдают предпочтению дирижизму (управленческой экономике), придерживается либерально-экономических позиций. Институционализм очень быстро соединился с иcторическим методом, поскольку в истории все события и тенденции неизбежно рассматриваются многомерно – ведь в историческом процессе практически невозможно разделить экономику, политику, социальные движения, религию, этническое развитие, военное дело и др.
Таким образом, современная экономическая мысль представлена четырьмя основными направлениями, различающимися с точки зрения мировоззренческой и политической ориентации – либерализмом, дирижизмом, социализмом (крайняя форма дирижизма в своей основе), национализмом (также очень тесно связанный с дирижизмом, но придающий государству национально-этнический оттенок или даже цвет).
В монетаристской экономической школе основная идея заключалась в способности экономической системы к саморегулированию и ведущей роли государства, осуществляющего регулирование денежных потоков. Первостепенное значение отдавалось контролю за образованием, распределением и использованием денежной массы в стране. Основным представителем школы является М. Фридмен.
С точки зрения методологии, т. е. системы способов исследования, современная экономическая наука разделяется на неоклассическое направление, неокейнсианское и неомарксистское.
Либералы, как правило, используют неоклассическую методологию, дирижисты – неокейнсианскую, социалисты – неомарксистскую.
Вопросы для самоконтроля