какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

Какие предметы изучал Пушкин в Царскосельском лицее

Александр Сергеевич Пушкин провел в Царскосельском лицее 6 лет. За это время его и других лицеистов обучали различным предметам.

Лицей имел гуманитарно-юридическую направленность. Учебный план периодически менялся в связи со сменой директора, войной с Наполеоном и другими событиями.

Далее мы рассмотрим полный перечень предметов, который изучались лицеистами за все время обучения.

НаправлениеДисциплина
Нравственные дисциплиныЗакон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия.
Словесные дисциплиныРусский, латинский, французский, немецкий языки и риторика.
Исторические дисциплиныРоссийская и общая история, география.
Физические и математические дисциплиныМатематика, физика, космография, статистика, математическая география.
Изящные искусства и гимнастические упражненияЧистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание.

Оценки Александра Сергеевича Пушкина можно узнать в его выпускном табеле.

Источник

Детский час

для детей и родителей

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

Какие предметы изучал Пушкин в Лицее?

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицееЦарскосельский лицей вобрал в себя все лучшее, что практиковалось в России в закрытых частных школах и чем выделялись государственные школы, объединяя «удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения».

Учебная программа Лицея была довольно обширной и весьма непростой. Были мнения, что авторы программы как будто бы не придавали значения тому, что за партами будут сидеть десятилетние дети и шестнадцатилетние молодые люди. Цель, которая преследовалась при открытии Лицея – воспитание людей новой формации, способных впоследствии осуществить преобразование России, была высокой и требовала нового подхода к обучению.

Весь лицейский курс разделялся на трехлетний начальный и трехлетний окончательный. Программа была очень насыщенной, но время обучения строго чередовалось со временем отдыха. Одним из учеников Лицея был Александр Пушкин, которого привез в Лицей дядя, Василий Львович Пушкин.

Какие предметы изучал Пушкин в Лицее? (список)

— российская и латинская словесность,
— латинский язык,
— основы нравственной философии и логики,
— арифметика, алгебра, тригонометрия,
— физика,
— немецкий язык и немецкая словесность,
— французский язык и французская словесность,
— история права, правоведение,
— история российская и иностранная,
— география
— хронология,
— этика,
— археология,
— история религии,
— политическая экономия, финансы,
— практическая механика,
— идеология, психология, космология,
— фехтование, верховая езда,
— изящные искусства и гимнастические упражнения, плавание,
— хоровое пение,
— артиллерия, морское дело, фортификация,
— нумизматика

Профессорско-преподавательский состав Лицея не имел ограничений в выборе методов своей работы. Но следовало было соблюдать ряд ограничений. Учащиеся Лицея не должны были пребывать в праздном состоянии. Тем, кому что-то в учебной программе было непонятно, в Газетной комнате профессора разъясняли материал. Новый материал нельзя было диктовать, только рассказывать, разъяснять. Никто в учёбе не должен был отставать. К объяснению нового материала не переходили до тех пор, пока всеми учениками не был освоен старый материал.

В Лицее всё было сделано для того, чтобы способствовать развитию поэтических и художественных наклонностей лицеистов. Общение лицеистов с даровитыми, творческими людьми способствовало быстрому созреванию умов. В Лицей приезжали светила русской литературы: Батюшков, Жуковский, Державин.

Несмотря на то, что учебный день лицеистов был довольно длинный, свободного времени учащимся хватало. Они с удовольствием посещали Царскосельские парки, любовались дворцами, много читали, устраивали театральные представления, беседовали, спорили, сочиняли стихи, пьесы, издавали рукописные журналы. В среде лицеистов не было чванства, презрения, злобы. Ученики и педагоги жили одной дружной семьей.

Кто были учителя Пушкина в Царскосельском лицее, можно прочитать здесь.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Русский Итон: система образования в Царскосельском лицее

Идея коллективной общности легла в основу лицейской философии.

Поводом к открытию Лицея стало стремление Александра I создать особое учебное заведение, в котором совместно с несколькими сверстниками могли получить всестороннее образование малолетние великие князья, братья императора — Николай и Михаил. Однако в итоге было принято решение о расширении состава учащихся, образование которых в конечном счёте сводилось к воспитанию всесторонне развитых, широко эрудированных молодых людей, предполагающих выстроить свою карьеру в сфере государственной службы. Сам формат образовательного учреждения — лицей — был выбран неслучайно: он апеллировал к давней исторической и культурной традиции, базировавшейся на моделях античных учебных заведений, в том числе и на основанный учителем Александра Македонского Аристотелем в 4-м веке до н. э. Ликей.

Концепция уникального образовательного учреждения была разработана в 1808 году при непосредственном участии М.М. Сперанского, а потому она предлагала новую модель не только воспитательного процесса, но и была призвана сформировать новый тип личности, соответствующий высоким идеалам русской культуры начала 19-го века. Кстати, по изначальной мысли Сперанского в учебное заведение должны были приниматься одарённые представители разных сословий, без каких-либо имущественных цензов, однако в конечном уставе 1810 года положения о равенстве обучающихся были ликвидированы. Лицею отводилось особое место в системе народного просвещения — он фактически был уравнён в правах и привилегиях с университетами, к началу столетия их насчитывалось 6: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Киевский. Идея коллективной общности легла в основу лицейской философии — лицей воспринимался как дом-семья, особое объединение единомышленников-адептов, отобранных для обучения по строгим критериям: «Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников и других чиновников, знаниями и нравственностию своею общее доверие заслуживающих».

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

22 сентября 1811 года Александр I подписал «Грамоту Царскосельскому лицею», после чего представители самых знатных российских фамилий жаждали устроить своих сыновей в это учебное заведение. Первые вступительные экзамены проводились в 3 этапа, а допущены к ним были 36 из 50 претендентов на высокое звание будущих лицеистов. По итогам испытаний 30 человек были приняты на обучение. Кстати приёмные экзамены проводились в усадьбе министра народного просвещения графа А. К. Разумовского, что призвано было подчеркнуть особое, привилегированное положение Царскосельского лицея, коль скоро контроль за отбором обучающихся был доверен высшему лицу в российском образовании. Абитуриенты различались по возрасту: так, барону Модесту Андреевичу Корфу, будущему директору Императорской публичной библиотеки, было при поступлении 11 лет, а Ивану Васильевичу Малиновскому, близкому другу Пушкина — 16. Стоит отметить, что до поступления в Лицей дети проходили обучение в самых разных форматах: в пансионах (в частности, при Московском университете), гимназиях (например, знаменита была Санкт-Петербургская) или домашнее образование.

Воспитанию новой породы граждан был подчинен весь уклад жизни воспитанников Царскосельского лицея. Это касалось даже введения особого распорядка дня, однажды утверждённого и практически не изменявшегося, пытаясь гармонично сочетать время отдыха и часы учёбы. В 6 утра ученики просыпались и шли на молитву. С 7 до 9 проходили первые утренние занятия. В 9 часов — перерыв на чаепитие, после которого до 10 отправлялись на прогулку. С 10 до 12 — снова «классы». Потом опять часовая прогулка. Обед приходился на час дня, а с 2 до 5 следовали уроки чистописания или живописи, а также другие дополнительные занятия, в зависимости от наклонностей учеников. В 5 часов снова чаепитие, а потом прогулка, после которой воспитанники принимались за выполнение домашних заданий и повторение пройденного в течение дня материала. В 8.30 — ужин, а затем до 10 вечера отдых или, как это называлось по уставу, «рекреация». В 10 часов ученики уходили на вечернюю молитву, после которой отправлялись ко сну.

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

Учитывая, что целью создания Царскосельского лицея было воспитание будущих государственных деятелей, выполнение столь важной задачи было поручено большому, по нашим современным представлениям, штату руководителей, профессоров, гувернёров, надзирателей и других сотрудников. Определяя главную идею содержания образования, директор лицея Василий Фёдорович Малиновский, подчёркивал, что старается делать так, чтобы «воспитывающие и воспитуемые составляли одно сословие», чтобы воспитанник чувствовал в педагогах не начальников, а друзей. Необходимо отметить, что лицей тогда был единственным учебным заведением в Российской империи, где детей не секли.

Обращение с учениками было исключительно вежливое и тактичное. Учителя и гувернёры называли их по фамилии, с прибавлением слова «господин». Кстати, первый директор лицея, Василий Фёдорович Малиновский, знаменитый русский дипломат и публицист, проповедовал исключительные принципы гуманизма и просвещения. Особое внимание в создании уникальной концепции воспитания он уделял вопросам войны и мира, считая, что в борьбе за вечный, всеобщий мир должно участвовать всё человечество. Будучи человеком весьма прогрессивных взглядов, он разделял теорию естественного права и идею общественного договора, выдвинутую европейскими философами-просветителями 18-го века. Интересно отметить однако, что он был убеждён в сакральности монархического правления, хотя предлагал меры, способные при помощи определённых конституционных статей ограничить абсолютистскую тиранию в России, говоря о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны быть выражением всеобщей воли народа.

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

Самым знаменитым выпускником Царскосельского лицея был, разумеется, Александр Сергеевич Пушкин. Он больше всего общался с наиболее «неспособным и ленивым», по отзывам педагогов, Антоном Дельвигом, чем со старательным и прилежным Александром Горчаковым. Любопытно, что в Лицее первое время действовал «запрет на сочинительство», было для воспитанников чем-то вроде «запретного плода». Естественно, лицеисты всё равно сочиняли украдкой. И только позже по специальному разрешению профессора Н. Ф. Кошанского запрет был снят. Многие педагоги отмечали способности Пушкина, но не возлагали на него особых надежд. Один из любимых педагогов лицеистов профессор Александр Петрович Куницын записал в ведомостях об успехах Пушкина по логике: «Хорошие успехи. Не прилежен. Весьма понятен». Кстати, среди лицейских стихотворцев Пушкин не сразу был признан первым. Пальму первенства успешно держал Алексей Демьянович Илличевский, который писал басни, эпиграммы (особенно на Кюхельбекера), послания. Пушкин называл его «остряком любезным» и предлагал вылить сотню эпиграмм «на недруга и друга». Кроме того Илличевский обладал удивительным талантом рисовать карикатуры, сохранившиеся в виде иллюстраций, к различным «злобам дня» в школьном сборнике.

Примечательно, что все профессора лицея, кроме Давида Ивановича де Будри, были молодыми людьми, едва достигшими 30-летнего возраста. По оценкам современников, в частности первого биографа Пушкина Павла Васильевича Анненкова, лицейские профессора Александр Петрович Куницын, Иван Кузьмич Кайданов, Яков Иванович Карцев, Николай Фёдорович Кошанский «должны были считаться передовыми людьми эпохи на учебном поприще». Куницын, Кайданов и Карцев окончили Петербургский педагогический институт и как особо отличившиеся были отправлены для продолжения образования за границу. Их «усовершенствование» проходило в Гёттингене, Иене, Париже — в крупнейших культурных и образовательных центрах того времени. Важным считался принцип, чтобы педагоги, работающие с одарёнными учениками, сами создавали программы, учебные пособия, а также занимались научными изысканиями. Так, профессор Кошанский, до лицея преподававший в Московском университетском Благородном пансионе и имевший степень доктора философии и свободных искусств, активно сотрудничал с журналами, публиковал статьи, переводы, собственные стихи, издал несколько учебников и хрестоматию «Цветы греческой поэзии». Работая в лицее, он написал латинскую грамматику, перевёл и напечатал огромную «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра, сочинения Корнелия Непота — всем этим пользовались лицеисты в процессе обучения.

Источник

Отроки во Вселенной: как и кого воспитывали в Царскосельском лицее

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

В День лицеиста, ежегодно отмечаемый 19 октября, мы неизбежно вспоминаем самый знаменитый русский лицей — Царскосельский — и его самого знаменитого воспитанника. Однако Александр Сергеевич был не единственным лицеистом, вписавшим свое имя в историю России. «Известия» рассказывают о том, как был основан Царскосельский лицей и о его первом выпуске.

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

«Дней Александровых прекрасное начало»

В первые годы своего правления Александр I был переполнен идеями просвещения и мыслями о преобразовании страны, что было невозможно без повышения общего уровня образования и «смягчения нравов». Романтичного монарха тогда окружали его друзья из Негласного комитета, преобразованного сначала в Непременный совет, а потом в Государственный совет — Чарторыйский, Строганов, Кочубей, Новосильский. В 1803 году был издан «Указ о вольных хлебопашцах» — по сути, первый шаг к отмене крепостного права. Была проведена министерская реформа, упразднившая архаические петровские коллегии. Государству требовались новые квалифицированные кадры, а откуда их было взять, если на всю Россию был единственный университет в Москве! Идеолог реформ Михаил Сперанский открыто говорил, что преобразования упираются в нехватку грамотных и патриотичных людей, способных занимать высокие посты в новой администрации. Именно поэтому были открыты пять новых университетов: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский и Петербургский Педагогический институт, который позже тоже был преобразован в университет. В Ярославле на частные средства открылось Демидовское высших наук училище. Но этого было мало, к тому же, университеты готовили все же ученых, а не чиновников.

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

Тогда и возникла идея лицея. Сказать, когда она прозвучала впервые и кому конкретно принадлежала, достоверно нельзя. Возможно, это было связано с тем, что младшие братья Александра великие князья Николай (родился в 1796 году) и Михаил (1798) повзрослели, и им пора было получать систематическое образование, что удобнее и демократичнее было делать в компании их сверстников. Проект разрабатывал Сперанский, который 11 декабря 1808 года представил императору «Проект предварительные правила для специального Лицея». Но потом наступила пауза. Видимо, сам государь и, возможно, вдовствующая императрица Мария Федоровна были не во всем согласны с предложениями Сперанского. Так или иначе, но только 12 (24) августа 1810 года государь подписал указ о создании лицея. К этому времени либеральные идеи уже не столь привлекали Александра. Война с Францией становилась неизбежной, и это плохо сочеталось со свободомыслием. Большинство придворных «либералов» уже получили отставку, их места заняли люди консервативного толка — Балашов, Аракчеев, князь Александр Голицын. Госсекретарь Сперанский оказался в изоляции и потерял возможность всерьез влиять на ситуацию. Он просил об отставке, и весной 1812 года Сперанский будет не только уволен, но и отправлен в ссылку в Пермь.

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

«В октябре багрянолистном девятнадцатого дня. »

Подобное непостоянство и противоречивость были свойственны Александру, проявились они и в его детище — лицее. Получилось, что принципы его деятельности разрабатывал реформатор Сперанский, программу составлял республиканец Лагарп (бывший воспитатель императора), а вот писал устав и курировал подготовку к открытию министр народного просвещения граф Алексей Разумовский, апологет охранительства. Лицей был задуман как элитарное учебное заведение, готовящее высших государственных чиновников, но программа была в основном гуманитарная, даже творческая. Кстати, представители самых родовитых фамилий обошли заведение своим вниманием, князь Александр Горчаков — пожалуй, единственное исключение. Великие князья тоже в лицее не обучались. Но внимание царской семьи к новому учебному заведению было значительным, достаточно вспомнить, что под него был выделен флигель Екатерининского дворца в Царском селе, где часто жила августейшая чета. Здание было специально перестроено архитектором Василием Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения.

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

Вид на Екатерининский дворец в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» в Пушкине

Торжественное открытие состоялось 19 (310 октября 1811 года. Помимо учеников и преподавателей, присутствовал сам Александр, обе императрицы — мать Мария Федоровна и супруга Елизавета Алексеевна, великая княжна Анна Павловна, наследник цесаревич Константин Павлович, придворные, министры, члены Государственного Совета и «многие другие знаменитые особы», как писали газеты. Приглашения получили и родственники лицеистов. Была зачитана дарованная лицею Высочайшая Грамота, профессора и директор лицея Малиновский произнесли приветственные речи. Потом все лицеисты были поочередно представлены государю. Кстати, форму для них придумал и пошил Мальгин — личный портной Александра. Ближе к вечеру взрослым был подан обед, а детям десерт, после которого они побежали в парк играть в снежки — накануне как раз выпал первый снег.

Из Высочайшей Грамоты Императорскому лицею, зачитанной на его открытии 19 октября 1811 года:

Ныне отверзаем новое Святилище наук! Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества мы желали предназначить особенно к важным частям службы государственной, а для образования его способностей собрать оное в сие Святилище; сюда позвали науки и изящные искусства, наиболее соответствующие назначению юношества, имеющего в нем воспитываться. В залог же особенного нашего к сему училищу благоволения даруем ему титул Императорского Лицея.

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

Дворцовый парк с его тенистыми аллеями, прудами и памятниками русскому оружию стал главным развлечением учеников. В остальном же режим жизни лицеистов был довольно строгим.

Иван Пущин. «Записки о Пушкине»

«Вставали мы по звонку в 6 часов, одевались, шли на молитву в зал. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух, по очереди. От 7 до 9 — класс. В 9 чай. Прогулка во всякую погоду до 10. От 10 до 12 — класс. От 12 до 1 — прогулка. В час обед. От 2 до 3 или чистописание или рисование. От 3 до 5 — класс. В 5 чай. До 6 прогулка. Потом повторение уроков или вспомогательный класс. В половине девятого звонок к ужину. До 10 в зале мячик и беготня. В 10 вечерняя молитва и сон»

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

Вид на Императорский Царскосельский Лицей в городе Пушкин

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

В первый набор зачислили 30 человек. Дело каждого рассматривали персонально, необходимо было ходатайство от уважаемых людей и документальное подтверждение дворянского происхождения. За Сашу Пушкина, например, радел директор департамента Главного управления духовных дел иностранных исповеданий Александр Иванович Тургенев. Помимо этого министр Разумовский лично проводил «вступительные испытания» — что-то вроде собеседования, целью которого было выявить уровень знаний будущего лицеиста. Зачисляли мальчиков 10-12 лет. Учеба была рассчитана на шесть лет — два трехлетних курса с переводным экзаменом между ними. Лицеистам запрещено было покидать учебное заведение, кроме как по каким-то особым случаям — например, Пушкину лишь дважды разрешили отлучиться за все время, да и то по весьма трагическим поводам. Каникулы существовали, но проводить их должно было в лицее. Выход в город в гости разрешался за заслуги в учебе, как поощрение. Посещение родителями не приветствовалось. Кстати, полный отрыв от семьи в годы обучения был тогда общепринятой нормой — во всех кадетских и пажеских корпусах были даже более строгие правила. Зато в лицее были запрещены телесные наказания и, кстати, за обучение и полный пансион не брали плату. И, что было уж совсем немыслимо в те времена, каждый воспитанник имел отдельную комнату.

«Под сенью дружных муз»

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

Учеба строилась не совсем так, как принято теперь: вместо отдельных предметов были направления, в рамках которых изучались смежные дисциплины. За каждое направление отвечал профессор или преподаватель. Нравственные проблемы решали в курсах права, этики, логики, политэкономии, закона Божьего. Блок словесности — языки, риторика, поэзия. Гуманитарный цикл — история России и мира, география. Естественнонаучные предметы — математика, физика, химия. Курс изящных искусств включал живопись, театр, танцы и музыку, а отдельный военный цикл состоял как из собственно профессиональных навыков, так и из необходимых дворянину прикладных дисциплин — фехтования, верховой езды, плавания. Поскольку все курсы были авторскими, преподаватели стали главной ценностью заведения. Их было немного, кандидатура каждого подбиралась индивидуально и утверждалась на самом высоком уровне. Настоящими звездами были профессора права и словесности Александр Куницын и Николай Кошанский, а французскую грамматику преподавал Давид де Будри — родной брат знаменитого революционера Марата. Много времени ученики проводили во внеклассных занятиях, и здесь особая роль принадлежала преподавателю изящных искусств Сергею Чирикову, который покровительствовал множеству начинаний лицеистов — литературному кружку, рукописному карикатурному журналу и т.д. В целом, атмосфера в лицее была весьма свободная и творческая, что и дало возможность ученикам раскрыть художественные способности. Даже не самые одаренные воспитанники старались проявить себя в рисовании, стихосложении, музыке, переводах. Многие, еще будучи учениками, печатались во вполне взрослых литературных журналах, причем первыми в московском «Вестнике Европы» за 1814 год были опубликованы стихи не Пушкина (что логично было бы предположить), а его товарища Антона Дельвига. Для самостоятельных занятий в лицее была создана великолепная библиотека, одна из лучших в то время.

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

В одном из залов лицея

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

Интерес императора к первому лицейскому набору сохранялся вплоть до его выпуска в 1817 году. Переводные и выпускные экзамены и вовсе стали событием государственного масштаба — на них присутствовали члены императорской фамилии, высшие чиновники, знаменитые ученые и литераторы (только Карамзин и Жуковский чего стоят!), конечно, родственники. Направление карьеры ученики выбрали разные, благо, такая возможность была — каждый по желанию мог определить вид службы (военный, дипломатический, гражданский), а стартовый ранг давался по показанным результатам. Лучшие 17 человек получили чин титулярного советника (IX класс), соответствующий чину прапорщика гвардии. Остальные получили X ранг (коллежский секретарь или армейский прапорщик), в том числе Пушкин, который в рейтинге стоял третьим с конца. Кстати, распределение всех выпускников лицея было напечатано в газетах, что подчеркивает внимание к этому учебному заведению.

какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Смотреть картинку какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Картинка про какие дисциплины изучались в царскосельском лицее. Фото какие дисциплины изучались в царскосельском лицее

«Золотым» первый выпуск остался еще и потому, что после него Императорский лицей стал меняться. Послевоенный относительно либеральный период правления Александра в очередной раз сменился реакцией. Министерство народного просвещения было объединено с главным управлением духовных дел, а лицей в 1822 году подчинен военному ведомству. Естественно, ни о каком творческом духе и свободолюбии речь уже не шла. Кроме того, были учреждены еще несколько аналогичных и одноименных заведений в других городах, что дискредитировало идею элитарности лицейского образования. В 1843 году Императорский лицей переехал из Царского села в столицу и был переименован в Александровский. Просуществовал он до 1918 года. Новую жизнь лицеи получили уже в конце XX века, но ничего общего ни с традициями эпохи Аристотеля, ни с временами «золотого» пушкинского выпуска эти учебные заведения не имеют. Кроме, разве что, праздника 19 октября.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *