какие дидактические подходы используются при проектном обучении
Статья «Проектный метод обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проектный метод обучения
Современная система образования даёт учителю возможность среди множества инновационных методик выбрать свою.
Проектный метод обучения является сердцевинной методики технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющую личную и общественную значимость. Теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней.
Проектный метод обучения технологии – это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость. Организация проектной деятельности учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, помогает создать положительную мотивацию для самообразования.
Выполнение проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
целеполаганию и планированию деятельности;
самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей).
Кроме того, проектная деятельность позволяет увидеть возможность применения знаний, приобретенных при изучении различных предметов, в результате творческой деятельности.
Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю, в том числе учителю технологии, более творчески подходить к разработке своих уроков, и сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность.
Обучение в режиме проектной деятельности предполагает получение учащимися опыта самостоятельной работы с источниками информации, технологиями и инструментами, а также самостоятельного принятия решений
Работа над проектом позволяет ученикам научиться приобретать новые знания по теме проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, научиться коммуникативному общению, быть способными и делать способными других, смотреть на мир в глобальном аспекте.
Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.
Работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, диалог, толерантность), чувства ответственности, самодисциплины, способности к методической работе и самоорганизации, желания делать свою работу качественно Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, т. е. уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, уметь определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты.
С позиций компетентностного подхода смыслом образования становится развитие у обучаемых способностей к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого становится и собственный опыт обучаемых.
Проектная деятельность предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.
Цель проектной деятельности учащихся в рамках новых ФГОС : формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Метод проектов является базовой технологией реализации образователь ных стандартов нового поколения, и потому каждый современный учитель в обязательном порядке должен овладеть этим педагогическим инструментом.
В своей практике я использую проектный метод не первый год. Учителю важно помочь ученикам в поиске информации, скоординировать процесс создания проекта, быть рядом с детьми, интересоваться их увлечениями, всячески поддерживать, поощрять ребят. На уроках технологии возможна не только индивидуальная работа учащихся над проектом, но и групповая.
Конечно, чтобы проектная деятельность была успешной, нужно выполнять определённые правила: в команде не должно быть лидеров, все члены группы равны; все должны получать удовольствие от общения и совместной работы; каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе; все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело; все члены команды, выполняющие проектное задание, должны нести ответственность за конечный результат.
Проектная деятельность строится поэтапно, причем, каждый этап формирует у учащихся определенные личностные качества.
На подготовительном, поисковом, этапе ребята погружаются в свой проект. Они занимаются поиском и анализом проблемы, выбирают тему проекта, планируют проектную деятельность по этапам. Собирают, изучают, обрабатывают информацию по теме проекта. Здесь немаловажную роль играет мотивация деятельности учащихся. Тема проекта должна быть ребенку интересной, доступной. Очень важна на этом этапе поддержка учителя, совместная вера в успех.
Далее – конструкторский этап. Это и поиск оптимального решения задачи проекта, где ребятам нужно провести исследование вариантов конструкции с учётом требований дизайна, выбрать технологии изготовления, поставить экономическую оценку, провести экологическую экспертизу, и, конечно же, составление конструкторской и технологической документации.
На следующем этапе (технологическом) составляется план практической реализации проекта, подбираются необходимые материалы, инструменты и оборудование, выполняются запланированные технологические операции, ведется текущий контроль качества, вносятся при необходимости изменения в конструкцию и технологию. Этот этап особенно интересен детям. Шаги изготовления поделки ребята продумывают до мелочей. Само изготовление шедевра всегда вызывает живой интерес, дети любят созидать, творить и всегда удивляют меня своей изобретательностью, новизной взглядов, умением экспериментировать и находить что-то особенное, редкое, нигде раньше не замеченное.
На заключительном этапе оценивается качество выполнения проекта, проводится анализ выполнения, изучаются возможности использования результатов проектирования. Результаты труда представляются в виде презентации, устного или письменного отчета с демонстрацией изделия, что необходимо для анализа проделанного труда.
Существует множество подходов к оцениванию проекта, к примеру, рейтинговая оценка, то есть, проекты могут быть оценены на основе трех параметров (самооценка, оценка учителя, оценка одноклассников), результатом является среднеарифметическая величина.
Таблица рейтинговой оценки для учащихся
Оценка пояснительной записки проекта (до 10 баллов)
1.1 Общее оформление
1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта
1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов
1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи
1.5 Выбор технологии изготовления изделия
1.6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления
1.7 Разработка конструкторской документации, качество графики.
1.8 Описание изготовления изделия (технологическая карта)
1.9 Описание окончательного варианта изделия
1.10 Эстетическая оценка выбранного изделия
1.11 Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия.
1.12 Реклама изделия
Оценка изделия (до 25 баллов)
2.1 Оригинальность конструкции
2.2 Качество изделия
2.3 Соответствие изделия проекту
2.4 Практическая значимость
Оценка зашиты проекта (до 15 баллов)
3.1 Формулировка проблемы и темы проекта
3.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи
3.3 Описание технологии изготовления изделия
3.4 Четкость и ясность изложения
3.5 Глубина знаний и эрудиция
3.6 Время изложения (7-8 мин)
3.8 Ответы на вопросы
Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Методическая статья: Дидактические основы метода проектов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Табакова Людмила Валентиновна
Преподаватель общественных дисциплин,
ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж –
межрегиональный центр компетенций»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в начале XX в. в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Теоретическая основа внедрения метода проектов в современной России разработана в трудах Е.С.Полат и других авторов.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора» . В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний и умений, применять знания из различных областей науки, техники.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Основной целью использования метода проектов в обучении является развитие творческой активности обучающихся, формирование общих компетенций на основе самостоятельного приобретения знаний и использования их для решения познавательных и практических задач.
Можно выделить ряд преимуществ данного метода в обучении:
С помощью метода проектов возможно обучить:
— выявлять и формулировать проблемы;
— применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Этапы работы над проектом 1. Подготовительный
Выбор проблемы и формулирование темы, разработка основных идей, констатация изученности проблемы, обоснование актуальности, формулирование гипотезы (предположение о результатах и путях их достижения). Формулирование основной цели и задач, которые необходимо решить при работе над проектом (т.е. дается установка на конечный результат). Определение масштабов работы и предполагаемых сложностей. Определение формы защиты проекта. Определение сроков.
Выбор исполнителя или формирование команды, распределение обязанностей, составление четкого плана проекта, обсуждение этапов работы определение содержания каждого этапа и сроков выполнения каждого задания. Определение форм и методов взаимодействия (обучающихся в команде, обучающихся и преподавателя). Определение сроков защиты проекта.
3.Этап реализации проекта
Интегрирование и аккумулирование информации с учетом темы и цели. Подбор документальных источников, сбор и обработка статистических данных. Анализ состояния изученности проблемы в специальной литературе. Обработка и структурирование собранного материала. По необходимости корректировка целей и задач.
4. Завершающий этап
Оформление проекта, подготовка к его презентации или защите. Оценка и подведение итогов. При подведении итогов необходимо обратить внимание на степень реализации поставленных задач, полноту представленного материала, степень творчества, оригинальность, заинтересованность при выполнении проекта.
Для того чтобы овладеть методом проектов, необходимо знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от участников серьезной подготовительной работы. Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока. Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:
2. По признаку предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты.
3. По характеру контактов: внутренние или региональные, международные.
4. По количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые.
5.По продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
Критерии оценки проектных работ
Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для обучающихся. Они должны быть известны всем проектантам задолго до защиты. Параметры внешней оценки проекта (Полат) [6]:
— значимость и актуальность выдвинутых проблем;
— корректность используемых методов исследования;
— активность каждого участника проекта;
— характер общения и взаимопомощи участников проекта;
— необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
— умение аргументировать свои заключения, выводы;
— эстетика оформления результатов проведенного проекта;
— умение отвечать на вопросы оппонентов.
Требования к подготовке, презентации и оценке проекта, как правило, сгруппированы по четырем показателям и предъявляются вместе с проектным заданием:
• требования к содержанию;
• требования к оформлению;
• требования к выступлению проектной группы;
• требования к выступлению экспертов.
Во время презентации и защиты проекта они становятся критериями экспертизы, вносятся в карточки экспертов. Экспертами на время выступления одной группы становятся все остальные обучающиеся. Тем самым расширяется коммуникативная и познавательная практика учащихся, снимаются проблемы с независимостью оценки проектов. Приведем возможные примеры критериев оценки проектных работ [ 7 ] :
1) самостоятельность работы над проектом;
2) актуальность и значимость темы;
3) полнота раскрытия темы;
4) оригинальность решения проблемы;
5) презентация содержания проекта;
6) использование средств наглядности, технических средств;
7) ответы на вопросы.
1) важность темы проекта;
2) глубина исследования проблемы;
3) оригинальность предложенных решений;
4) качество выполнения продукта;
5) убедительность презентации.
1.Долженко Ю.А. проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования./ Практико-ориентированное пособие. – Барнаул: АКИПРО, 2001.
2.Дремова И.Н. Пакет правил и рекомендаций «Учимся учиться» для кабинета истории // Преподавание истории в школе. №7, 2002.
3. Лерман С.П. Проект как одна из современных технологий обучения. – статья на сайте.
4. Метод проектов. – Материал из Википендии.
5. Полат Е.С. Метод проектов. – статья на сайте РАО.
6. Полат Е.С. Новые педагогические технологии./Пособие для учителей. – М., 1997.
7. Салыгин Е.Н. Проектная и исследовательская деятельность в курсе обществознания. – статья на сайте.
8. Психолого-педагогические аспекты организации современного урока (Текст): методические рекомендации/ под ред. М.И.Лукьяновой. – Ульяновск УИПК ПРО, 2009.
9. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений/ И.С.Сергеев. – М.: АРКТИ, 2005.
11. Швецова Е.Г. Метод проектов на уроках истории. – статья на сайте.
12. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника (Текст): методическое пособие по преподаванию курса / Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова /под ред. проф. Е.Я.Когана.-Самара:учебная литература,2006
Современные принципы и подходы в методике обучения
Методика современного обучения опирается на дидактические принципы и представляет собой наиболее общее нормативное знание того, как надо осуществлять и совершенствовать обучение, развитие и воспитание обучающихся.
Рассмотрим систему наиболее эффективных и интересных принципов, разработанных дидактикой, и выделим основные требования к процессу обучения экономике.
Принципы направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и общего развития учащихся.
Что же следует понимать под терминами «методология» и «подход»?
Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных теоретических идей и положений, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на интерпретации (раскрытии) сущности и развития этих явлений.
Подход- это совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, побуждении к чему-нибудь.
В преподавании экономики преподаватель может эффективно использовать следующие подходы. Системный подход (или метод системного анализа) требует рассматривать явления и процессы не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он требует реализацию принципа единства педагогической теории, эксперимента, практики, отражает всеобщую связь и взаимообусловленность объектов, явлений и процессов педагогической реальности и предусматривает необходимость подходить к ним как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.
Системный подход, в котором относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. В педагогической практике задача преподавателя- учитывать взаимосвязи компонентов. Подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности, прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. С системным подходом тесно связаны структурный и функциональный подходы. При структурном подходе акцент делается на выявлении и описании строения системы и составляющих ее элементах, а также связей между ними. На основе выявленной структуры делаются заключения о других характеристиках системы. Функциональный подход направлен на выявление функций (задач) каждого элемента системы и самой системы в целом.
Эвристические и практико-преобразующие возможности системного подхода в исследовании образования как педагогического процесса обнаруживают себя при обращении к категориям «педагогическая система», «целостность», «взаимодействие».
Педагогическая система на уровне структурно-функционального анализа может быть представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура) и материальная база (средства). Их органичное взаимосвязанное движение, направляемое целью, порождает педагогический процесс как динамическую систему.
Личностный подход признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности – ее интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача преподавателя на уроках экономики- создать условия для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
Домашние задания, тестирование, контрольные работы должны иметь разноуровневый характер. В идеале у каждого обучающегося должна быть своя маршрутная карта. Личностный подход требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход основан на деятельности как основе, средстве и условии развития личности. Задачи преподавателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).
А. Н. Леонтьев. «Для овладения достижениями человеческой культуры, – писал он, – каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями». Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности, т. е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность. Деятельностный подход требует перевода обучающегося в позицию субъекта познания, труда и общения. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются неизолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Полисубъектный (диалогический) подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики. Полисубъектный (диалогический) подход вызван тем, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность, не исчерпывается ею, не может быть сведена к деятельности и отождествлена с нею (Л. П. Буева, 1978). В этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития. Именно в актах взаимодействия личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание. Личность в известном смысле есть продукт и результат ее общения с окружающими людьми, т. е. интерсубъектное образование. Значение деятельностного подхода аргументированно показал в своих работах А. Н. Леонтьев. Он писал: «Для овладения достижениями человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями».
Реализация системно- деятельностного подхода осуществляется через: ролевые игры, работу с разными источниками информации (СМИ, Интернет-ресурсы, тексты, карточки и др., решение экономических задач, рефлексию.
Ролевые игры на уроках экономики позволяют сделать урок насыщенным и интересным.
Работа с разными источниками информации включает разнообразные ресурсы: СМИ, Интернет, тексты, карточки и т. д.) Во время данного вида деятельности обучающиеся делятся на группы, самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, делают выводы, обосновывают суждения, дают определения, приводят доказательства.
Решение экономических задач дает возможность обучающимся определить и описать заданную экономическую ситуацию, закрепить полученные на уроке знания, проследить связь с практикой.
Особый интерес представляют «живой» вариант. Он направлен на выполнение определённого проблемного задания, реализующего воспитательно- образовательные цели, с элементами сюжета, ролевой игры, связанного с поиском мест, объектов, людей, информации. При этом для достижения цели могут быть использованы ресурсы территории, в границах которой происходит перемещение, информационные ресурсы.
Обучающийся в процессе работы над квестом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов.
С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. Главная задача образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить обучающихся учиться. А сделать это возможно только через деятельность.
Этот принцип предполагает исключение односторонности, предвзятости в подборе и оценке фактов, но не лишен субъективности, включенности в процесс исследования человека-исследователя с его творческой индивидуальностью, определенно ориентированным внутренним миром.
Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснованности исходных посылок, логики исследования и его выводов. В связи с этим имеют особое значение установление и учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и их правильное истолкование. Достоверность фактов – необходимое, хотя и недостаточное условие достоверности выводов.
Среди дидактических принципов построения урока в рамках системно- деятельностного подхода можно выделить следующие:
1. Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, при которой результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
Использование методологических подходов и дидактических принципов педагогики позволяет разработать стратегию и эффективные способы их разрешения, определить ее научно-теоретические проблемы, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики, осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.
Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.
Принципы и подходы к формированию программы ДОО компенсирующего вида Программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет в условиях.
Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.