какие дидактические игры бывают в средней группе
Картотека дидактических игр в средней группе
Александра Пархоменко
Картотека дидактических игр в средней группе
Задачи :Учить описывать предложенное растение, развивать умение подбирать прилагательные, обогащать словарный запас.
Задачи :Развивать речь детей, обогащать словарь, обучать выбору глаголов обозначающих действие человека.
3. «Громкая и тихая музыка».
Задачи :Развивать слуховое восприятие, внимание, закреплять в речи понятия, характеризующие характеристики музыки.
Задачи :Развивать зрительную память, обратить внимание на то, что один и тот же цвет имеют различные предметы, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Задачи :Учить подбирать карточки с изображением одинаковых фруктов, активизировать в речи детей соответствующие понятия, воспитывать внимание.
6. «Назови одним словом».
Задачи :Развивать интерес,закреплять использование в речи детей обозначающих слов : «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».
Задачи :Развивать умение использовать знания о том, что цвет является одним из признаков любого предмета для решения игровой задачи, закреплять названия цветов спектра, воспитывать наблюдательность.
8. «Из чего сделана посуда»?
Задачи :Уточнять какие предметы входят в наборы, какие признаки отличаютматериалы, из которых они сделаны; внешний вид, прочность, хрупкость, пластичность, использование, развивать зрительное восприятие детей.
Задачи :Знакомить с последовательным расположением цветов в спектре, упражнения ребят в сопоставлении предметов по цвету, воспитывать внимание.
10. «Зоологическое лото»
Задачи :Уточнить названияживотных и их детёнышей, учить правильно произносить соответствующие слова в различных формах и словосочетаниях.
Задачи :Учить детей находить нужную вещь по описанию, самостоятельно составлять простейшие описания, воспитывать воображение.
12. «Почтальон приносит письма».
Задачи :Развивать связную речь детей, формировать уважительное отношение к взрослым, воспитывать внимание.
Задачи :Учить детей группировать объекты по заданному признаку (цвет, упражнения в сопоставлении предметов друг с другом путём прикладывания к образцу, воспитывать усидчивость.
14. «Найди своего товарища».
Задачи :Развивать речь, внимание, формировать умение сопоставлять свои действия с правилами игры, воспитывать сосредоточенность.
Задачи :Учить детей образовывать «ласковые слова» на основе различных существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, воспитывать любознательность.
Задачи :Актуализировать и систематизировать знания детей о материалах, из которых сделаны различные предметы, активизировать словарь, развивать мышление.
Задачи :Учить подбирать относительные прилагательные, отвечать на вопросы воспитателя, воспитывать внимание.
Задачи :Закреплять знания об овощах и их названиях, пользе, развивать выразительность речи, воспитывать усидчивость.
19. «Разноцветные обручи».
Задачи :Учить детей подбирать предметы по цвету, активизировать в речи соответствующие понятия, воспитывать любознательность.
20. «Горячо – холодно».
Задачи :Способствовать запоминание детьми названий деревьев на участке, развивать связную речь, воспитывать находчивость.
Задачи :Развивать речь, закреплять умение составлять из частей целую геометрическую фигуру и называть её, воспитывать внимание.
22. «Вчера, сегодня, завтра».
Задачи :Формировать у детей временное представление, учить понимать слова «вчера», «сегодня», завтра», воспитывать сосредоточенность.
Задачи :Развивать внимание, закреплять и активизировать словарь, воспитывать самостоятельность.
Задачи :Знакомить детей с классами, на которые делят предметы, объединённые понятием «посуда», уточнять название отдельных предметов, воспитывать внимание.
25. «Что предмет может рассказать о себе».
Задачи :Учить детей составлять по плану описания предметов, выделять характерные признаки.
Задачи :Организовать обсуждение каким может быть ветер, как определять какой ветер сегодня, учить подбирать относительные прилагательные, составлять описание ветра.
27. «Подбери себе товарищей».
Задачи :Упражнение в сопоставление, группировать по цвету, воспитывать находчивость.
Задачи :Применять знания о геометрических фигурах, учить находить среди многих одну определённую фигуру, воспитывать внимание.
29. «Назови геометрические фигуры».
Задачи :Учить правильно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры, воспитывать наблюдательность.
Задачи :Упражнение в порядковом счёте, определением количества предметов, развивать меткость, воспитывать координацию движений.
Задачи :Развивать слуховое восприятие, формировать умение концентрировать внимание, воспитывать находчивость.
32. «Узнай дерево по листочку».
Задачи :Развивать зрительное восприятие и память детей, умение сопоставлять и сравнивать предметы по форме, цвету, величине, активизировать в речи название деревьев, воспринимать смекалку.
Задачи :Учить различным способам обследования, знакомство геометрических фигур при помощи осязания, показать, что фигуры можно узнать не только осматривая, но и ощупывая, воспитывать умение называть фигуры.
34. «Найди такой же по форме».
Задачи :Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановке, пользуясь геометрическими образцами, воспитывать зрительное внимание.
Задачи :Упражнение в звукоподражании, умении регулировать громкость речи, развивать способность к самоконтролю, воспитывать выдержку.
Задачи :Активировать знание детей о деревьях и их плодах, развивать речь, воспитывать внимание.
Задачи :Знакомить с особенностями разных профессий, развивать речь, воспитывать интерес к труду взрослых.
Задачи :Различать и правильно называть цвета, соотносить цвет, развивать внимание, логическое мышление.
39. «Что лежит в мешочке»?
Задачи :Учить использовать свои знания о форме, упражнение в правильном соотношении предметов с геометрическим образцом, воспитывать находчивость.
Задачи :Закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях людей различных профессий, воспитывать доброе отношение к людям разных профессий.
41. «Из чего сделано?».
Задачи: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны; пояснять свои действия, активировать речь.
Задачи: Предложить детям рассмотреть небо, составить его описание, отвечая на вопросы воспитателя, учить детей подбирать относительные прилагательные, активизировать речь.
Задачи: Развивать детей с тёплыми и холодными цветами спектра, учить называть их правильно, воспитывать сосредоточенность.
44. «Угадай, что изменилось?».
Задачи: Развивать зрительное восприятие, речь, формировать у детей умение рассказать о произошедших изменениях, указывая различные характеристики игрушек и их взаиморасположения, воспитывать внимание.
45. «Геометрическое лото».
Задачи: Учить детей сравнивать форму изображённого предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу, формировать зрительную память, воспитывать внимание.
Задачи: Учить детей обозначать словами различные звуки, обогащать словарь, развивать слуховое внимание.
47. «Пройди в ворота».
Задачи: Учить использовать умения детей, связанные с порядковым счётом, количественными представлениями, развивать ловкость, воспитывать внимание.
48. «Парные картинки».
Задачи: Учить находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принципы группировки, воспитывать усидчивость.
Задачи: Учить детей регулировать силу и громкость голоса, чётко проговаривать отдельные звуки, точно подражать голосу заданного животного.
50. «Назови одним словом».
Задачи: Учить детей подбирать обобщающие слова к предложенным группам слов, пояснять принцип выбора единой категории, воспитывать внимание.
Задачи: Активизировать в речи детей понятия «вверху», «внизу», «выше», «ниже», формировать умение соотносить расположения предметов, развивать наблюдательность, воспитывать внимание.
52. «Найди то, что покажу».
Задачи: Находить предмет определённой формы с использованием геометрической фигуры – образцов, активизировать в речи детей соответствующие понятия, воспитывать внимание.
53. «Отгадай загадку».
Задачи: Учить детей вслушиваться в содержание загадки, выделять признаки и действия, выбирать предметы и явления, воспитывать внимание, развивать память.
54. «Когда это бывает?»
Задачи:Организовать использование детьми знаний о частях суток для решения игровой задачи: сопоставлять изображения на картинке события и явления определёнными частями суток, учить пояснять свой выбор, воспитывать внимание.
Задачи: Знакомить с правилами игры, развивать фонематический звук, воспитывать к игре.
Дидактическая игра по экологии для детей младшего возраста «Времена года» Дидактическая игра для детей младшего возраста по экологии: «Времена года». Игра состоит из 4 картинок (лето, весна, осень, зима.) и выразенных.
Картотека «Дидактические игры» для средней группы
Елена Гаева
Картотека «Дидактические игры» для средней группы
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2.Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1.педагог: –Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2.педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения.Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку,спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч,должен ответить: – Сорока стрекочет.Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка)
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.педагог:— Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку,говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч,отвечает: «Кожаные».педагог:-Дети: Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные
«Разложи по полочкам»
Цель: ориентировка в пространстве.
Ход:персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем)был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»
Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т. д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Ход:педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.Ход: педагог, бросая мяч ребёнку,говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно,заканчивает: «…воронья».Например: У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
Цель: активизация глагольного словаря.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т. д.
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска
. Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.педагог:Дети: Огурец, помидор-Овощи.
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.Педагог: Дождь.Дети: Дождь –это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.Педагог: Город.Дети: Хорошо,что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.
Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.
Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.
Картотека «Дидактические игры по сенсорике, направленные на экологическое воспитание детей» Добрый день уважаемы коллеги. Хочу представить вашему вниманию «Дидактические игры по сенсорики направленные на экологическое воспитания.
«Времена года». Дидактические игры для младшей группы детского сада «Времена года». Дидактические игры для младшей группы детского сада. Дары осени. Цель: закрепить с детьми признаки осени (ранней, поздней,.
Дидактические игры для развития восприятия формы и цвета для детей второй младшей группы «Разложи фигуры по своим местам» Цель: Закрепить знания о геометрических формах квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Учить находить.
Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка во времени) Дидактическая игра «Успей вовремя» Цель: Продолжать закреплять понятие времени. Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность.
Дидактические игры для детей второй младшей группы Дидактические игры для детей второй младшей группы «Мои друзья» Цель. Закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят).
«Люди». Дидактические игры для младшей группы детского сада Хочу поделить с вами дидактическими играми для младшей группы на тему «Люди» Мне кажется они пригодятся каждому, кто работает с детьми этого.
Дидактические игры по ФЭМП на развитие количественных представлений у детей средней группы. Дидактические игры по ФЭМП на развитие количественных представлений у детей средней группы. Игра «Парочки». Цель: формировать счетные умения.
Картотека «Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста по ПДД» Дидактические игры по ПДД для дошкольников. Цель игр: Закрепить названия сигналов транспортного и пешеходного светофоров, их расположение.
Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию игры.
Картотека дидактических игр для средней группы 1. Дидактическая игра «Найди ошибку» Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Ход игры:.
Картотека дидактических игр для средней группы
Мчедлишвили Яна
Картотека дидактических игр для средней группы
1. Дидактическая игра «Найди ошибку»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное.Например: «Собака читает. Может собака читать?»Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
2. Дидактическая игра «Доскажи слово»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша.
Ро-ро-ро — у нас новое вед.
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.
Ре-ре-ре — стоит дом на го.
Ри-ри-ри — на ветках снеги.
Ар-ар-ар — кипит наш само.
Ры-ры-ры — детей много у го.
3. Дидактическая игра «Так бывает или нет»
Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
Ход игры:Воспитатель объясняет правила игры:
• Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну.»
4. Дидактическая игра «Какое время года?»
Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
5. Дидактическая игра «Где что можно делать?»
Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.
Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).
Что можно делать на реке? Что делают в больнице?
6. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …
Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …
• Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).
Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
• Дидактическая игра «Узнай, чей лист»
Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе, развивать внимание.
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.
9. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»
Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
10. Дидактическая игра «Кто же я?»
Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение, получает фишку.
11. Дидактическая игра «У кого кто»
Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.
Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.
12. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»
Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное,причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».
Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
13. Дидактическая игра «Что за насекомое?»
Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.
14. Дидактическая игра «Прятки»
Цели: учить находить дерево по описанию,закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.
Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).
15. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»
Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
• Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
• Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)
16. Дидактическая игра «Какое что бывает?»
Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.
Ход игры: Расскажите,что бывает:
широким — река, дорога, лента, улица …
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
17. Дидактическая игра «Что это за птица?»
Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
18. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»
Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.
Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.
19. Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом)
Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)
Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)
20. Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)
Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники, одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.
(Клен, липа — деревья, сирень — кустарник)
21. Дидактическая игра «Игра в загадки»
Цели: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
22. Дидактическая игра «Знаешь ли ты.»
Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.
Ход игры: Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд — изображения зверей, во второй — птиц, в третий — рыб, в четвертый — насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.
23. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки,изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
24. Дидактическая игра «А что потом?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.
Ход игры: Дети садятся полукругом.Воспитатель объясняет правила игры:
• Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.
Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.
Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.
25. Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?»
Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.
Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое — нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее,и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром,дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.
Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего возраста 1слайд: «Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего возраста» Подготовила воспитатель г. Выкса.
Картотека дидактических игр для второй младшей группы Познавательное развитие 1. Парные картинки Цель: развитие мышления Оборудование: наборы парных предметных картинок: варежки, носки, шапки.
Картотека дидактических игр для детей 4–5 лет Дошкольное образовательное учреждение д/с №4 с. Унароково Подготовила: воспитатель средней группы Радчук И. И. Картотека дидактических игр.
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста Картотека дидактических игр для детей раннего возраста Составила: Бочкина И. Ф. Игры, направленные на развитие зрительного восприятия.
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста. Введение. Одним из эффективных и наиболее.
Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей младшего возраста. Младший возраст (3- 4 года) «Воздушные шары» Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета.
Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по ПДД (Старший дошкольный возраст) Карточка № 1 «Водители» Цели: Учить детей правилам дорожного движения;.
Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.
Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений для подготовительной группы Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений для подготовительной группы. Подготовила: Воспитатель Алфёрова Дарья.
Картотека дидактических игр, проблемных ситуаций для работы по технологии ТРИЗ. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Красноборский детский сад «Колосок» Воспитатель Шаргавнина Наталья Александровна. Картотека.