какие действия запрещены правилами антикоррупционного поведения сдо ржд
sdo-rzd.ru
Система обучения СДО РЖД — Поиск вопросов и ответов для Работников РЖД
CДО — Система дистанционного обучения
Система дистанционного обучения для сотрудников железных дорог. Тесты и учебные материалы по АСПТ, КАСКОР, СДО. Собранные по памяткам и основным нормативным докуменам ОАО РЖД
Система дистанционного обучения РЖД — это программа повышения квалификации персонала крупнейшей железнодорожной корпорации России.
С помощью нашего сайта вы можете улучшить свои профессиональные знания и узнать новые вопросы и ответы которые встречаются у работников РЖД.
АСПТ РЖД — Вопросы и ответы. Учебные материалы для самоподготовки сотрудников железных дорог. Проведение учебного тестирования на знание материала. … АСПТ РЖД. Автоматизированная система оценки уровня знаний работников локомотивного хозяйства ОАО «РЖД», предназначенная для проверки знаний и квалификации сотрудников РЖД в специализированных учебных классах.
КАСКОР
КАСКОР РЖД — Вопросы и ответы. Учебные материалы для самоподготовки сотрудников железных дорог. Проведение учебного тестирования на знание материала. … КАСКОР РЖД. Корпоративная автоматизированная система контроля знаний работников РЖД, создана на базе СДО (системы дистанционного обучения)
Памятка по антикоррупционному поведению
Руководителям органов исполнительной власти города Москвы
Напоминаем Вам, что при приёме на государственную гражданскую службу города Москвы новых сотрудников, необходимо проводить разъяснительную работу по вопросам, связанным с применением на практике «Общих принципов служебного поведения государственных служащих», утвержденных Указом Президента от 12.08.2002 № 885, по соблюдению государственными гражданскими служащими ограничений, запретов и по исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе ограничений, касающихся получения подарков, а также других вопросов в области профилактики коррупции в форме проведения бесед, семинаров, направления информационных писем.
ПАМЯТКА
государственному гражданскому служащему
по антикоррупционному поведению
Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемым для государственного служащего, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.
Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.
Действия по передаче и приёму взятки в России противозаконны и подпадают под действие Уголовного кодекса Российской Федерации. Термин «взятка» чаще используется для обозначения подкупа государственного служащего, тогда как для обозначения подкупа сотрудника коммерческой структуры принято использовать термин «коммерческий подкуп». Получение и дача взятки государственным служащим является одним из проявлений коррупции.
Часто в массовом сознании взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого зависит принятие решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает оговоренную законом сумму. Так во Франции предельная стоимость подарка, который не может считаться взяткой, составляет 35 евро, в Великобритании — 140 фунтов стерлингов (250$), в США — 50$, в России — не должна превышать 3 000 рублей (п. 1 ст. 575 ГК РФ).
Взяткой могут быть признаны:
Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных камней и металлов, автомашины, продукты питания, техника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, гаражи, земельные участки и другая недвижимость;
Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости;
Завуалированная форма взятки – банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой заработной платы взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.
В современном российском уголовном праве есть следующие преступления, связанные со взяточничеством:
· получение взятки (ст.290 УК РФ),
· дача взятки (ст.291 УК РФ),
· посредничество при взяточничестве (ст.291.1 УК РФ),
· коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ),
· провокация взятки или коммерческого подкупа (ст.304 УК РФ).
Получение взятки (статья 290 УК РФ).
1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе –
наказывается штрафом в размере от двадцати пятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере –
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) –
наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Дача взятки (статья 291 УК РФ).
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ).
Примечание. Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
Действия и высказывания, которые могут быть восприняты как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
При обсуждении рабочих вопросов следует избегать:
· спорных жестов, мимики и выражений. Например: «вопрос решить трудно, но можно», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры в другой обстановке», «ну что делать будем?» и т.п.
· определенных тем: низкий уровень заработной платы служащих, нехватка средств на реализацию нужд, желание приобрести имущество или услугу, отсутствие работы у близких, необходимость поступления детей в образовательные учреждения.
· получения подарков и приглашений в рестораны.
· предложений о предоставлении скидки, услуг по подготовке необходимых документов, взносе в благотворительный фонд, поддержке конкретной спортивной команды.
· неожиданно прерывать беседу и под благовидным предлогом оставлять посетителя одного в кабинете, оставив при этом открытыми ящик стола, папку с материалами, сумку, портфель.
· написания посторонних цифр на бумаге или набора на калькуляторе с последующей их демонстрацией посетителю.
Внимание! Вас могут провоцировать на принятие или дачу взятки с целью компрометации!
Действия в случае вымогательства или провокации взятки (подкупа)
· Вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться вымогателем как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или совершить подкуп
· Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов)
· Постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи
· Поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа
· Не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации
Распоряжение ОАО «РЖД» от 16.09.2019 N 2051/р «О совершенствовании организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД» (вместе с «Положением об организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД»)
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
от 16 сентября 2019 г. N 2051/р
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
И ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОАО «РЖД»
В целях совершенствования организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений, повышения эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля в указанной сфере, закрепления единых принципов организации данной деятельности на всех уровнях корпоративного управления:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД».
1) до 1 октября 2019 г.:
а) назначить ответственных за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в подразделениях ОАО «РЖД» из числа своих заместителей;
б) обеспечить назначение ответственных за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на региональном и линейном уровнях корпоративного управления;
2) до 1 ноября 2019 г. обеспечить включение в должностные обязанности работников, назначаемых ответственными за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений, пункта следующего содержания:
«организует работу по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений».
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Федосеева Н.В.
председатель правления ОАО «РЖД»
распоряжением ОАО «РЖД»
от 16 сентября 2019 г. N 2051/р
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
И ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОАО «РЖД»
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии коррупции», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, антикоррупционной политикой ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 24 февраля 2015 г. N 472р, Положением о Центре по организации противодействия коррупции, утвержденным ОАО «РЖД» 24 декабря 2015 г. N 547, и другими нормативными документами ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
II. Основные цели и задачи
4. Основными целями организации работы подразделений ОАО «РЖД» по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД» являются недопущение предпосылок и исключение проявлений коррупции в указанных подразделениях, выявление и урегулирование конфликта интересов, минимизация коррупционных рисков.
5. Основными задачами подразделений ОАО «РЖД» по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД» являются:
1) формирование у работников ОАО «РЖД» нетерпимости к коррупционному поведению;
2) предупреждение коррупционных правонарушений в подразделениях ОАО «РЖД» на всех уровнях корпоративного управления;
3) осуществление контроля за соблюдением работниками ОАО «РЖД» требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
4) обеспечение неотвратимости ответственности работников ОАО «РЖД» за совершение коррупционных правонарушений.
III. Основные принципы организации работы
по противодействию коррупции и профилактике коррупционных
правонарушений в ОАО «РЖД»
6. Подразделения ОАО «РЖД» при организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений руководствуются следующими основными принципами:
1) соответствие антикоррупционной политики ОАО «РЖД» законодательству Российской Федерации и общепринятым нормам;
2) личный пример руководства ОАО «РЖД»;
3) вовлеченность работников ОАО «РЖД»;
4) соразмерность антикоррупционных процедур риску коррупции;
5) эффективность антикоррупционных процедур;
6) неотвратимость наказания;
7) открытость деятельности ОАО «РЖД»;
8) постоянный контроль и мониторинг.
IV. Основные направления работы
по противодействию коррупции и профилактике коррупционных
правонарушений в ОАО «РЖД»
7. С целью осуществления работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД» подразделения ОАО «РЖД» выполняют мероприятия по следующим основным направлениям деятельности:
1) ознакомление работников ОАО «РЖД» с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
2) предотвращение, выявление и урегулирование конфликта интересов, в том числе организация представления работниками ОАО «РЖД» деклараций о конфликте интересов и их рассмотрение, исполнение принятых решений, а также учет и хранение материалов, образующихся в ходе урегулирования конфликта интересов;
3) соблюдение работниками ОАО «РЖД» требований о сдаче подарка, полученного в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями;
4) соблюдение работниками ОАО «РЖД» требований об уведомлении работодателя о фактах склонения работника ОАО «РЖД» к совершению коррупционных правонарушений;
5) работа по оценке коррупционных рисков и реализации мероприятий по их минимизации;
6) обеспечение приема, учета и рассмотрения обращений работников ОАО «РЖД» о фактах проявления коррупции;
7) обеспечение конфиденциальности информации при работе с декларациями о конфликте интересов, а также о работниках ОАО «РЖД», сообщивших о фактах проявления коррупции, защита их прав и законных интересов;
8) обеспечение контроля за соблюдением требований нормативных документов ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
9) обеспечение информирования, консультирования и обучения работников ОАО «РЖД» по вопросам противодействия коррупции;
10) иные направления деятельности.
V. Организационные основы работы
по противодействию коррупции и профилактике коррупционных
правонарушений в ОАО «РЖД»
9. Первые заместители генерального директора ОАО «РЖД», заместители генерального директора ОАО «РЖД», директора ОАО «РЖД» организуют работу подразделений ОАО «РЖД» по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений, деятельность которых они координируют и контролируют в рамках своих компетенций.
10. Ответственный в ОАО «РЖД» за работу по противодействию коррупции ведет вопросы разработки и реализации мер по антикоррупционной деятельности в ОАО «РЖД», а также мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
12. Подразделения ОАО «РЖД» в рамках своих полномочий, установленных нормативными документами ОАО «РЖД» и настоящим Положением, реализуют антикоррупционные мероприятия по определенным в ОАО «РЖД» направлениям деятельности.
13. Руководители подразделений ОАО «РЖД»:
1) назначают ответственных за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в подразделении ОАО «РЖД» из числа своих заместителей (центральный уровень корпоративного управления);
2) обеспечивают назначение ответственных за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений:
3) обеспечивают включение в должностные обязанности работников, назначаемых ответственными за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений, пункта следующего содержания:
«организует работу по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений».
Ответственными за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на центральном уровне корпоративного управления могут быть назначены работники подразделений ОАО «РЖД», ответственные за работу по урегулированию конфликта интересов.
VI. Особенности деятельности ответственных за организацию
работы по противодействию коррупции и профилактике
коррупционных правонарушений на центральном, региональном
и линейном уровнях корпоративного управления
14. Ответственные за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и другими нормативными документами ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
15. Ответственные за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на центральном и региональном уровнях корпоративного управления обеспечивают:
1) реализацию антикоррупционных мероприятий по направлениям деятельности, предусмотренным в пункте 7 настоящего Положения;
2) взаимодействие с Центром по вопросам противодействия коррупции и профилактики коррупционных правонарушений.
16. Ответственные по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на региональном уровне корпоративного управления при реализации направлений, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения, в случае необходимости осуществляют взаимодействие с региональной комиссией по урегулированию конфликта интересов.
17. Ответственные по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на линейном уровне корпоративного управления обеспечивают:
1) ознакомление работников ОАО «РЖД» с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
2) соблюдение работниками ОАО «РЖД» требований о сдаче подарка, полученного в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями;
3) соблюдение работниками ОАО «РЖД» требований об уведомлении работодателя о фактах склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
4) проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам антикоррупционной деятельности ОАО «РЖД»;
5) осуществление внутреннего контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции в соответствующем подразделении.
18. Ответственный по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на центральном уровне корпоративного управления обеспечивает своевременное представление в Центр сводных отчетов о результатах антикоррупционной работы подразделения ОАО «РЖД», предусмотренных нормативными документами ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции и сформированных посредством консолидации и анализа соответствующей информации, направленной подразделениями регионального и линейного уровней корпоративного управления.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Антикоррупционное поведение государственного гражданского служащего»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Антикоррупционное поведение государственного
гражданского служащего»
Характерной чертой коррупции является использование представителями властных структур (должностными лицами) прав и возможностей, которыми они обладают по должности, незаконно, в ущерб государственным интересам и с целью личного обогащения.
Понятие коррупционно опасного поведения
— Коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника законодательством Российской Федерации.
— Коррупционно опасным поведением считается такое действие или бездействие сотрудника, которое в ситуации конфликта интересов создаёт предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим своё служебное положение.
Антикоррупционное поведение
Нравственная чистоплотность, неподкупность сотрудника, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения, которое подразумевает соблюдение следующих принципов:
ü не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, в качестве должностного лица не принимать подношений (получение ненадлежащей выгоды);
ü сотруднику, независимо от занимаемого им служебного положения, следует предпринимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении и решительном преодолении коррупционно опасных ситуаций и их последствий;
ü необходимость формирования навыков антикоррупционного поведения предусматривает сознательное возложение на себя моральных обязательств, ограничений и запретов.
Стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего
Стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего это совокупность законодательно установленных правил, выраженных в виде запретов, ограничений, требований, следование которым предполагает формирование устойчивого антикоррупционного поведения государственных служащих.
Стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего предполагает активность его действий, направленных на предотвращение коррупционных проявлений, и (или) строгое соблюдение установленных предписаний в виде отказа от совершения каких-либо действий:
ü исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
ü представление достоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
ü предварительное уведомление представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;
ü соблюдение порядка сообщения о получении подарка в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации;
ü передача принадлежащих государственному служащему ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление;
ü отсутствие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если замещение должности государственной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
ü использование средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества только в связи с исполнением должностных обязанностей;
ü проявление нейтральности, исключающей возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
ü уведомление представителя нанимателя, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
ü письменное уведомление своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения;
ü обращение в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в целях получения согласия на замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего;
ü сообщение представителю нанимателя (работодателю) сведений о последнем месте своей службы при заключении трудовых договоров;
ü соблюдение запретов, ограничений, требований к служебному поведению, связанных с государственной службой;
Государственному гражданскому служащему не следует:
ü создавать предпосылки для возникновения ситуации провокационного характера для получения подарка;
ü в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми сотрудник имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность;
ü выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.
Поведение государственного служащего должно быть корректным, не связанным с проявлением высокомерия, грубости, неуважительного отношения к человеку, не допускающим оскорблений, угроз в его адрес.
Также как получение взятки могут быть квалифицированы действия должностного лица, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, и при этом он использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.
Темы, обсуждение которых с представителями организаций и гражданами, чья выгода зависит от решений и действий служащих и работников, может восприниматься как просьба о даче взятки:
! низкий уровень заработной платы служащего и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
! желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
! отсутствие работы у родственников служащего, работника;
! необходимость поступления детей служащего (работника) в образовательное учреждение и т.д.
Слова и выражения служащего (работника), которые могут быть восприняты как просьба (намек) о даче взятки
! «вопрос решить трудно, но можно»;
! «спасибо на хлеб не намажешь»;
! «нужны более веские аргументы»;
! «нужно обсудить параметры»;
! «ну что делать будем?» и т.д.
Действия, которые могут восприниматься окружающими как согласие принять взятку:
! переговоры о последующем трудоустройстве в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего (работника);
! родственники служащего (работника) устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия);
! родственники служащего (работника) соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.;
Некоторые косвенные признаки предложения взятки:
! разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса последует вознаграждение;
! он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги;
! в ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте);
! сумма или характер взятки не озвучиваются, вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю;
! взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток;
! взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса;
Ваши действия в случае предложения взятки:
! вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем (взятковымогателем) либо как готовность, либо как категорический отказ принять (дать) взятку;
! внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
! постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
! не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;
! при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке.
L ЧТО СЛЕДУЕТ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ?
Письменно уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, в том числе предложение и вымогательства взятки (ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). В случае записи на диктофон предложения о взятке передать данную запись.