какие действия в 1 очередь должен предпринять проводник пассажирского вагона
Профессия: проводник
Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником не так уж сложно: собрал билеты, напоил чаем, проследил за порядком — и все.
На самом деле далеко не все. Проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке что-то идет не так, спрашивают с нас. При этом получаем мы не так много — до 40 тысяч в лучшем случае, а в среднем 25 тысяч рублей.
Расскажу, каково работать проводником пассажирского поезда.
Что за работа
Проводник пассажирского поезда — это официант, уборщик, истопник, электрик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Он проверяет личность пассажиров, усаживает их на нужные места в вагоне, выдает белье, кормит, заносит данные о пассажирах в бланк строгой отчетности и высаживает на нужной станции. Проводник отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому он должен знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации.
Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. Каждую поездку нам нужно продавать товары, а зимой — очищать снег под вагонами и убирать лед.
Практически в каждой поездке возникают какие-то проблемы: то у пассажиров нет нужных документов и их нельзя посадить в вагон, то кто-то не успевает на поезд. Бывает, кто-то слишком много выпьет. Ну и конечно, кто-то из пассажиров обязательно будет курить в тамбуре или между вагонами, а это запрещено. Все эти проблемы решаем мы, проводники, и начальник поезда.
Разряды железнодорожных профессий
Все должности делятся на разряды. Чем выше разряд, тем больше ответственности и выше зарплата. Например, первый разряд — у уборщиков вагонов, а начальники службы железной дороги — это 15—17-й разряд. Проводники — это работники 2—5-го разряда:
У начальника поезда разряды с 8 по 11, логика разрядов такая же. Начальник поезда отвечает за безопасность пассажиров, руководит проводниками и техническим персоналом, разбирает конфликтные ситуации и жалобы. Еще он ответственен за то, чтобы поезд вовремя уезжал и приезжал.
Железнодорожные компании, зарплата и график
В России есть несколько ж/д компаний: РЖД, «Гранд-экспресс», «Транскласссервис» и др. РЖД принадлежат другие компании, например «Федеральная пассажирская компания». Все они регулярно нанимают проводников.
ст. 153 ТК РФ — оплата труда в выходные и праздничные дни
Как стать проводником
Курсы. Стать проводником в РЖД несложно. Достаточно иметь среднее образование и пройти курсы — их проводят с сентября по декабрь. На курсах учат, как решать конфликты, дают знания по технике безопасности, охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах. Курсы у ФПК и «Гранд-экспресса» бесплатные.
Можно получить образование в железнодорожном техникуме. Специальность «эксплуатация железных дорог» есть, например, в Сибирском государственном университете путей сообщения или в Липецком государственном техническом университете.
Чтобы стать начальником поезда, не обойтись без высшего образования. Специальность необязательно должна быть железнодорожной, хотя с ней проще.
После курсов будущие проводники проходят инструктажи, тестирование и стажировку.
На инструктаже знакомят с местом работы, правилами трудового распорядка, основными вопросами по охране труда. Непосредственно на рабочем месте проводят еще один инструктаж — рассказывают, где переходить пути, как вести себя в конкретном вагоне и т. п. Раз в три месяца — повторные инструктажи.
На этапе тестирования нужно выполнить тесты на логику, знание дисциплин и пройти психологический тест.
Во время стажировки новички едут в пробный рейс с опытным проводником. Взять могут в любой рейс, ограничений по дальности нет. Бывает, что приходится стажироваться в рейсе Москва — Владивосток. Во время стажировки новички заполняют дневники. Там пишут, что и когда делали: проверяли билеты, убирались, продавали товары и т. д. Опытный проводник в конце рейса оценивает новичка. Мы обычно ставим хорошие оценки, потому что новички всегда стараются показать себя с лучшей стороны.
Каждые несколько лет проводники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем железнодорожным дисциплинам. Перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году у проводников в поездах, организованных для перевозки иностранных болельщиков, был дополнительный курс базового английского.
Как устроена работа в поездке
Перед посадкой пассажиров на конечной станции я убираюсь в вагоне: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Я работаю в фирменном поезде, поэтому обязана застилать постели на верхних полках. За несколько минут до посадки нам на специальные устройства поступает список пассажиров в нашем вагоне.
Посадка. На начальной станции посадка происходит за полчаса до отправления поезда. Я сверяю данные пассажира в документе, удостоверяющем личность, и в билете. Часто с документами возникают проблемы: бывает, например, пассажиры покупают льготный билет, не имея такого права. В этом случае я зову начальника поезда, и с каждой проблемой мы разбираемся индивидуально.
Часто пассажиры ошибаются в данных — такое случается хотя бы раз за поездку. По внутреннему регламенту пассажир может допустить одну ошибку в фамилии или номере документа. Можно пройти в вагон, даже если в билете указан неверный пол.
п. 3.3 Инструкции проводника пассажирского вагона. Это старая инструкция, у нас постоянно появляются новые. Показывать их запрещено
После проверки билетов я иду продавать товары. В нефирменных поездах проводники раздают белье, а после санитарной зоны открывают туалеты. Еще мы предлагаем купить дополнительное питание, чай, тапочки, гигиенические принадлежности, сувениры.
После продажи товаров я вношу данные о пассажирах в бланки строгой отчетности. Ошибаться в бланках нельзя. Если я найду неточность, исправить ее может только начальник поезда. Если поезд пересекает границу страны, проводник должен внести данные пассажиров, выезжающих за рубеж, в миграционные карты.
Купе проводника
У проводников обычно два купе: первое, где мы спим, второе, где работаем и следим за датчиками. Пока один проводник работает, другой отдыхает в спальном купе.
Датчики в рабочем купе показывают, какая в вагоне температура, все ли хорошо с электроприборами, есть ли в бойлере горячая вода. Еще в этом купе есть раковина, иногда микроволновка и кофемашина. Там же хранится посуда, товары, аптечка и инвентарь.
Периодически нужно убираться в вагоне: мыть полы и туалеты, убирать мусор. Во время длинных остановок зимой иногда приходится очищать от снега и льда подвагонное оборудование: колеса, рычаги, ступеньки. Еще перед поездкой нужно закидывать матрасы на верхние полки, а после каждой посадки таскать тяжелые мешки с бельем. Из-за этого у меня часто болит спина.
Я никого не обыскиваю, но если замечу людей с запрещенными предметами, то обязана вызвать начальника поезда и транспортную службу безопасности. Если у пассажира найдут эти предметы, его могут высадить. Однажды мне пришлось заставить пассажиров оставить на перроне канистру бензина: она воняла на весь вагон.
Сложности
С пассажирами приходится много общаться. Не всегда это общение приятное, но в любом случае надо улыбаться. Например, проводникам нельзя пускать в вагон пьяных. Больше того, если пассажир выпивает в поездке или дебоширит, по правилам его должны высадить на ближайшей станции. В такие моменты я должна быть одновременно непреклонной и вежливой, а это не так просто, когда пассажир начинает хамить или распускать руки.
Пассажиры порой приходят с весьма странными вопросами. В фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона. Люди часто не верят, что около купе проводников не туалет, а кладовка, и думают, что там есть еще один туалет, а проводники, негодяи такие, его прячут.
Однажды около пяти утра я подскочила от грохота и услышала крик: «А начальник поезда в курсе, что вы здесь устроили?!» Выбегаю, а там мужчина стоит около открытой кладовки, с выпученными глазами смотрит на полки с инвентарем и орет: «Куда вы дели туалет? Зачем вы поставили здесь полки?» Пришлось пояснить ему, что в фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона, а полки поставила не я, а те, кто спроектировал и построил вагон. Мужчина поначалу не поверил, но в конце концов успокоился. Начальника поезда звать не стали.
Иногда пассажиры удивляют. В одной поездке мужчина спросил, проезжает ли поезд мимо Дзержинска. Я ответила, что проезжает, но там не останавливается. Пассажир не растерялся и спросил, нельзя ли «тихонечко» выйти из поезда на ходу, мол, никто и не узнает. Пришлось его разочаровать.
Многие думают, что проводники много путешествуют и могут между делом осмотреть город. На самом деле нас пускают в город исключительно с разрешения начальника поезда и только до аптеки, продуктового или столовой. Если я выхожу в город, то даже не пытаюсь идти куда-то еще: за такое нарушение могут оштрафовать.
Бонусы в работе проводника
Работать проводником тяжело, но есть и преимущества.
Стабильность. На железной дороге белая зарплата, начисляются премии за преданность компании. Премию выплачивают каждые пять лет в размере нескольких окладов. Еще дополнительно платят за работу в праздники, всегда оплачивают больничные листы. Все по Трудовому кодексу.
Полный соцпакет. Проводникам оформляют добровольное медицинское страхование — ДМС, которое включает стоматологические услуги. Еще дают возможность бесплатно лечиться в санаториях и посещать бассейн. Железнодорожные компании по заявлению делают дополнительные отчисления в пенсионный фонд в счет накопительной пенсии, полностью оплачивают проезд по железной дороге от дома до места работы, если расстояние не больше 150 км. Дети проводников ездят в летние лагеря с большой скидкой.
Раз в год проводники вместе с ребенком могут бесплатно съездить куда угодно по России на поезде туда и обратно — за вычетом НДФЛ. Это значит, что 13% от стоимости билета вычтут из зарплаты. В остальное время все как обычно, никаких льгот.
Кратко о проводниках
Алиса Селезнёва, это ужас вообще. Есть этот миф и он ходит и ходит. Надеюсь, автор читает комментарии.
Вот кстати читал и думал отвлечённо о том, что каждый миллениал сейчас знает из интернета про ложку между зубами)
После месячного путешествия по северной Африке впервые мне стало страшно в поезде Москва-Пермь. Дагестанец решил попить пива в нашем купе сидя на моём месте. Трижды просила проводника его выпроводить к себе. Помогли угрозы полицией, но думала что после угрозы он меня прибъет.
За такие гроши столько муторной работы, да еще и в поезде, ужас
Спасибо адекватным проводникам, как мы без них.
Стабильность и ДМС. Божечки, как это можно считать за преимущество в 2019? Иностранные рабочие на стройках которые не знают русского и живут там же где и работают точно также «стабильны». Сегодня ты работаешь, а завтра нет.
Я работал проводником в студенчестве и не мог понять что там делают люди 30+ и ради чего они «проводничат»? 25-35 тыс зарплата продавца в магазине прямо в доме моем. 2/2, общение с людьми, некоторые из них неадекваты и бухие. Таскай коробки с товаром, следи за порядком и будь материально ответственным за всё. Зимой можно и крылечко подмести.
Приложение N 35. Инструкция для проводника пассажирского вагона международного сообщения
ГАРАНТ:
Настоящее приложение вводится в действие с 1 сентября 2012 г.
Инструкция
для проводника пассажирского вагона международного сообщения
С изменениями и дополнениями от:
1.3. На должность проводника вагона назначаются лица не моложе возраста, установленного трудовым законодательством государства.
1.4. Проводник вагона несет ответственность за сохранность внутреннего оборудования и съемного инвентаря вагона.
1.5. Проводник вагона обязан:
— во время обслуживания пассажиров на левой стороне форменной одежды носить визитную карточку (бейдж);
— знать и проявлять уважительное отношение к нравам и обычаям народов стран, по которым проходит маршрут поезда;
— соблюдать законодательные и иными нормативными акты государств, по территориям которых следует поезд или вагон;
— иметь в наличии и знать номера телефонов и адреса представительств и консульских учреждений своего государства, по которым следует поезд или вагон, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств немедленно сообщить об этом в представительство;
— не допускать посадку и проезд безбилетных пассажиров, провоз неоплаченной излишней ручной клади.
1.6. Проводник вагона должен знать и выполнять по кругу своих обязанностей:
а) настоящую Инструкцию;
в) Правила пользования пассажирскими вагонами в международном сообщении (ПППВ);
г) Правила проезда пассажиров в поездах международного сообщения;
Информация об изменениях:
Протоколом от 20-21 мая 2015 г. подпункт «е» изложен в новой редакции
е) Правила контроля пассажирских поездов и прицепных вагонов международного сообщения;
ж) Инструкцию по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов международного сообщения между государствами-участниками СНГ, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой;
к) действующие правила внутреннего пассажирского сообщения, распоряжения и предписания, необходимые проводнику для выполнения своих служебных обязанностей;
л) железнодорожные правила и инструкции по движению поездов, действующие на дорогах следования поезда, а также поездные и маневровые сигналы, применяемые на железных дорогах государств, по территории которых следует поезд или вагон;
м) основные таможенные, пограничные и валютные положения законодательства, действующего в государствах, через которые следует поезд или вагон;
н) все формы проездных и перевозочных документов, квитанций доплат, документов, дающих право на ревизию пассажирского поезда или вагона на всем маршруте его следования;
о) применяемые формы учета и отчетности, относящиеся к деятельности проводника вагона, порядок их ведения и составления;
п) общее устройство и правила эксплуатации систем отопления и водоснабжения, электрооборудования, вентиляции, холодильных установок, установок кондиционирования воздуха (УКВ), пожарной сигнализации (УПС), системы контроля нагрева букс (СКНБ) и других устройств вагона;
р) транспортную географию стран по маршруту следования поезда или вагона;
с) расположение станций и санитарных зон на обслуживаемом направлении;
т) места сбора мусора в пути следования и в пунктах оборота.
2. Обязанности проводника вагона при приемке и подготовке вагона в рейс
2.1. Перед отправлением в рейс проводник вагона обязан:
— явиться на работу в установленное время, в чистой и опрятной форменной одежде;
— пройти соответствующие инструктажи.
2.2. При приемке и подготовке вагона в рейс проверить:
— действие ручного тормоза;
— исправность и работоспособность систем контроля нагрева букс, пожарной сигнализации;
— отсутствие утечки тока на корпус вагона;
— исправность хвостовых и сигнальных фонарей;
— исправность пожарных кранов установок водяного пожаротушения;
— наличие и исправность огнетушителей (проверяется согласно Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов: по количеству и сроку годности);
— выполнение заявочного ремонта;
— состояние распределительных щитов, панелей автоматики, работоспособность потребителей электроэнергии на функционирование включением и выключением их с пульта или щита управления;
— степень зарядки батареи по показаниям приборов на электрическом щите;
— наличие пломб на стоп-кранах и рукоятках привода аварийных выходов;
— исправность кипятильника (визуально и по показаниям прибора) и наличие пламеотражателя в топке титана;
— состояние кранов, умывальных чаш и унитазов, сливных механизмов унитазов;
— исправность поручней, переходных площадок, тамбурных входных площадок, а также дверей и дверных замков по всему вагону;
— наличие аптечки для оказания медицинской помощи, а также на случай возникновения аварийной ситуации. Проводник штабного вагона проверяет наличие санитарных носилок, которые хранятся в этом вагоне;
— санитарное состояние вагона, наличие постельных принадлежностей, мыла, моющих, дезинфицирующих средств и туалетной бумаги;
— обеспеченность вагона водой, работу питьевой точки;
— наличие съемного оборудования и имущества;
— наличие достаточного количества миграционных карт и таможенных деклараций для пассажиров;
— наличие на вагоне маршрутных указателей и порядкового номера вагона согласно схеме формирования состава;
— укомплектованность уборочным инвентарем;
— наличие пепельниц в местах, отведенных для курения.
2.3. В отопительный сезон:
— проверить исправность сети отопления в рабочем состоянии, наличие колосников в топке, исправность ручного и циркуляционного насосов;
— проверить наличие воды в системе отопления и обеспеченность вагона топливом;
— не допускать хранения в котельном помещении дров, обтирочных, горючих материалов и других посторонних предметов.
2.4. О всех неисправностях или недостатках, обнаруженных в процессе приемки вагона, проводник вагона обязан доложить начальнику поезда или поездному электромеханику для принятия соответствующих мер.
2.5. Перед рейсом получить маршрут международного сообщения, бланки по учету населенности вагона и расхода постельного белья, сведения о международных тарифах на плацкарты и другие доплаты.
2.6. До подачи поезда для посадки пассажиров и в пути следования поддерживать температуру в вагоне в зимнее и переходное время года +20 (+/-2) градусов по Цельсию, в летнее +24 (+/-2) градуса по Цельсию (для вагонов, оборудованных установками кондиционирования воздуха).
2.7. Во время посадки пассажиров в поезд:
— проверять у пассажиров наличие и правильность оформления проездных документов, а также наличие у пассажиров документов, подтверждающих право на оформление бесплатных (льготных) проездных документов.
— рекомендовать руководителям организованных групп детей проверить наличие документов на право пересечения границы несовершеннолетними гражданами. В случае отсутствия документов на право пересечения границы, рекомендовать воздержаться от поездки;
— следить за соблюдением правил перевозки ручной клади согласно действующим нормам.
2.8. За пять минут до отправления поезда проинформировать пассажиров и провожающих об отправлении поезда.
3. Обязанности проводника вагона в пути следования
3.1. В пути следования проводник вагона обязан:
— содержать вагон в чистоте и поддерживать параметры микроклимата в вагоне в соответствии с Санитарными правилами;
— следить за состоянием внутреннего оборудования вагона и правильным положением межвагонных переходных площадок;
— уборку вагонов, санузлов, работу по обслуживанию систем водоснабжения и отопления проводить в средствах индивидуальной защиты и спецодежде;
— производить влажную уборку только при обесточенных печах электрического отопления. На вагонах с комбинированным отоплением разрешается производить влажную уборку полов, кроме котельного отделения, не отключая цепи электронагревателей высоковольтного комбинированного котла отопления;
— собирать мусор в вагоне в специальную емкость «для мусора» и сжигать в топке котла вагона или удалять из вагонов только на станциях, указанных в расписании, в пунктах формирования и оборота в предусмотренных для этого местах. Выбрасывать золу и мусор на пути и переходную площадку вагона запрещается;
— обеспечивать пассажиров продукцией чайной торговли на всем пути следования;
— поддерживать наличие кипяченой охлажденной воды;
— в вагонах со спальными местами обеспечивать пассажиров комплектами постельных принадлежностей; по желанию пассажиров при возможности заменять использованное постельное белье в пути следования за дополнительную плату; доставлять постельное белье на места пассажиров, а также застилать постели инвалидам, больным, пассажирам преклонного возраста, пассажирам с малолетними детьми;
— убирать постельные принадлежности и постельное белье после выхода пассажиров; в исключительных случаях разрешается с позволения пассажиров убирать постельное белье не ранее чем за 30 минут до прибытия поезда на станцию высадки пассажиров;
— при выходе из строя радиоустановки объявлять пассажирам в дневное время названия остановочных пунктов, сообщать о границах санитарных зон и продолжительности стоянок поезда; инструктировать пассажиров о порядке проведения погранично-таможенного контроля;
— следить за тем, чтобы окна вагона при работе установки кондиционирования воздуха были закрыты;
— обеспечивать для пассажиров беспрепятственное пользование санузлами (кроме санитарных зон и стоянок поезда на станциях). При оборудовании вагонов экологически чистыми туалетными комплексами (ЭЧТК) разрешается пользоваться ими на всём пути следования, за исключением стоянок для прохождения пограничного контроля;
— вести учет населенности вагона и расхода постельного белья на бланках установленной формы;
— при приеме-сдаче смены проверять наличие в папке проездных документов (билетов) и их соответствие занятым пассажирами местам, расход постельного белья и сделать соответствующие отметки в бланках установленной формы;
— оказывать пассажирам первую доврачебную медицинскую помощь;
— давать пассажирам необходимые разъяснения по вопросам их проезда или оказывать помощь в получении разъяснений от других должностных лиц;
— по требованию пассажиров делать установленные отметки на проездных документах международного сообщения и заверять их своей подписью;
— следить за работой электрооборудования;
— следить за соблюдением пассажирами правил пожарной безопасности.
— принимать от пассажиров заказы на завтрак, обед и т.п. (в случаях оказания в поезде или вагоне такой услуги), а также информировать пассажиров о месте нахождения вагона-ресторана;
— не допускать посадки и высадки пассажиров на ходу поезда.
3.2. Проводнику вагона запрещается: продавать пассажирам товары, приобретенные за свой счет, принимать к перевозке почту, провозить предметы, подлежащие таможенному контролю, оказывать предпочтение одним пассажирам перед другими, употреблять спиртные напитки во время поездки.
3.3. Проводник вагона обязан по просьбе пассажиров помогать им при их выходе из вагона.
3.4. Если имеются жалобы со стороны пассажиров на техническое состояние вагона, обслуживание и т.д., проводник вагона должен принять соответствующие меры. Если жалобы не могут быть удовлетворены проводником вагона или начальником поезда, проводник вагона должен указать пассажиру, куда он может обратиться для разрешения вопроса.
По первому требованию пассажира предоставить для записи «Книгу отзывов и предложений по улучшению обслуживания пассажиров».
3.5. Проводник вагона должен аккуратно вести дорожную документацию, соблюдать правила пограничного и таможенного контроля.
3.6. При перестановке вагона на пограничной станции с одной колеи на другую проводник вагона должен следить за соблюдением правил техники безопасности пассажирами и недопущением повреждения оборудования вагона (тормозных рукавов, переходных площадок, межвагонных соединений).
3.7. Повреждение вагона и оборудования на иностранных железных дорогах оформляется в соответствии с ПППВ.
3.8. В случае утери, порчи, а также загрязнения постельных принадлежностей, требующих химической чистки, в случае порчи инвентаря или оборудования вагона по вине пассажира, проводник вагона должен сообщить об этом начальнику поезда, который по установленному порядку взыскивает стоимость поврежденного или утраченного имущества.
3.9. Во время движения пассажирского поезда проводник вагона обязан держать торцевые двери вагонов по концам состава поезда закрытыми на внутренние запоры «секретки» и на замок под специальный ключ. Остальные торцевые двери для перехода из вагона в вагон должны быть незаперты. Боковые двери нерабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок «секретку», замок под специальный ключ и замок под трехгранный ключ. Боковые двери рабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок «секретку» и замок под трехгранный ключ.
3.10. До прибытия поезда на станцию, где имеется высадка, проводник вагона обязан обязан за 30 минут предупредить пассажиров. По прибытии поезда на станцию после полной остановки открыть дверь, поднять откидную площадку, зафиксировать ее (при отсутствии высокой платформы), протереть поручни и приступить к высадке и посадке пассажиров. При стоянке поезда менее 5 минут и отсутствии посадки и высадки пассажиров открыть дверь и, находясь в тамбуре, рекомендовать пассажирам не выходить из вагона.
3.11. На промежуточных станциях проводник вагона должен производить посадку пассажиров с проездными документами на данный поезд, независимо от того, в какие вагоны они оформлены.
3.12. При отборе у пассажира проездных документов после посадки в вагон проводник вагона должен:
— погасить их путем надрыва, не нарушая компостерные знаки, за исключением проездных документов транзитных пассажиров, которым в пути следования предстоит пересадка на другой поезд, и пассажиров, желающих в пути сделать остановку с продлением срока годности билета;
— проинформировать пассажиров о порядке пользования оборудованием в купе (свет, вызов проводника, розетки и т.д.), о требованиях пожарной и личной безопасности, местах, отведенных для курения, оказываемых платных услугах, наличии и режиме работы вагона-ресторана, местах размещения справочной информации, в вагонах повышенной комфортности предоставляется информация об услугах, включенных в стоимость проездного документа;
— раздать бланки таможенных деклараций и миграционных карт, в случае необходимости, оказать помощь в их заполнении.
В вагонах со спальными местами обеспечить хранение проездных документов пассажиров в пути следования и возврат их пассажирам (не ранее, чем за 30 минут) до прибытия на станцию их назначения.
3.13. Во время стоянки поезда, при необходимости пропуска через тамбур пассажиров с других поездов, находящихся на соседних путях, к пассажирскому зданию и обратно, проводник вагона должен после получения команды дежурного по станции открыть обе боковые двери рабочего тамбура вагона, поднять откидные площадки и следить за переходом пассажиров.
3.14. Проводник вагона должен:
— контролировать выполнение пассажирами требований пожарной безопасности;
— не допускать использования пассажирами открытого огня, провоза легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, курения в не отведенных для этого местах;
— контролировать показания электроизмерительных приборов, системы контроля нагрева букс и другого электрооборудования на пульте управления вагона, а также установки пожарной сигнализации;
— при стоянке поезда на станциях более 10 мин. осмотреть подвагонное оборудование, тормозную рычажную передачу определить наощупь температуру нагрева букс и, при необходимости, в зимнее время года удалить лед с тормозной рычажной передачи, а также очистить дефлекторы аккумуляторной батареи от льда и снега.
3.15. Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности в пассажирских вагонах в пути следования поезда возлагается на проводников вагонов.
3.16. Проводнику вагона запрещается самостоятельно ремонтировать и регулировать электрооборудование, холодильное и радиооборудование, а также установку пожарной сигнализации (УПС) и систему контроля нагрева букс (СКНБ).
При обнаружении неисправности он обязан отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и сообщить об этом начальнику поезда или поездному электромеханику.
3.17. Контроль поезда и вагона может проводиться только в присутствии начальника поезда или лица, его замещающего.
При контроле вагона проводник вагона обязан:
— предъявлять контролирующим лицам проездные документы пассажиров;
— предъявлять по требованию контролирующих лиц документы, подтверждающие правильность учета свободных и освобождающихся мест, расхода комплектов постельных принадлежностей, а также наличные деньги, полученные за платные услуги;
— давать необходимые пояснения по возникающим в ходе контроля вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров;
— в случае обнаружения в обслуживаемом вагоне провоза безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, повторного использования постельного белья и других нарушений, совместно с начальником поезда подписать акт и дать письменное объяснение по поводу обнаруженных нарушений и недостатков.
3.18. Проводникам разрешается провоз ручной клади в соответствии с ОП СМПС.
4. Обязанности проводника вагона при прохождении пограничного и таможенного контроля на пограничной станции
4.1. При следовании поезда в пограничном районе и по перегону между пограничными станциями проводник вагона обязан обеспечивать соблюдение установленных правил для пассажиров и обслуживающего персонала, а также:
— за 30 минут до прибытия поезда на пограничные стации объявить пассажирам о предстоящем погранично-таможенном контроле, разъяснить порядок его проведения (подготовка документов, ручной клади для контроля);
— предупредить пассажиров о необходимости нахождения на своих местах, о том, что за 10 минут и во время прохождения погранично-таможенного контроля все туалеты будут закрыты;
— предупредить руководителей организованных групп детей о самостоятельном предъявлении документов детьми;
— осмотреть вагон, в том числе служебные помещения и технологические ниши в туалетах и тамбурах, на предмет наличия посторонних людей и предметов, запрещенных к ввозу и вывозу. О результатах осмотра информировать начальника поезда и представителей пограничной службы по прибытии на железнодорожную станцию;
— закрыть туалеты, в ночное время включить полное освещение в вагоне.
4.2. На пограничных станциях проводник вагона обязан:
— ограничить перемещение пассажиров по вагону до окончания пограничного и таможенного контроля;
— оказывать содействие пограничным и таможенным органам;
— осуществлять посадку/высадку пассажиров на пограничных станциях из поездов только с разрешения пограничных и таможенных органов.
4.3. Проводнику вагона во время проведения погранично-таможенного контроля запрещается:
— отлучаться из вагона;
— допускать провожающих или встречающих лиц в вагоны, в которых находятся пассажиры, не прошедшие перед отправлением за границу (или после прибытия из-за границы) паспортный и таможенный контроль.
5. Обязанности проводника вагона по прибытии поезда в пункт оборота
5.1. По прибытии поезда в пункт оборота, после высадки пассажиров из вагона, проводник вагона обязан:
— проверить вагон на предмет забытых пассажирами вещей и присутствие посторонних предметов. При обнаружении забытых вещей и посторонних предметов действовать в соответствии с п. 8.10 настоящей Инструкции;
— осмотреть оборудование вагона. В случае обнаружения каких-либо недостатков или неисправностей, сообщить об этом начальнику поезда (поездному электромеханику).
— подготовить вагон в новый рейс в соответствии с установленным порядком.
5.2. Порядок дежурства проводников в вагонах в пункте оборота устанавливается в соответствии с графиком работы.
5.3. При перемещении по территории парка подготовки вагонов пользоваться маршрутами служебных проходов.
6. Обязанности проводника вагона по прибытии поезда в пункт формирования
По прибытии поезда в пункт формирования проводник вагона обязан:
— проверить вагон на предмет забытых пассажирами вещей и отсутствие посторонних предметов. При обнаружении забытых вещей и посторонних предметов действовать в соответствии с п. 8.10. настоящей Инструкции;
— проверить оборудование, имущество, инвентарь, недостающее пополнить в порядке, установленном на предприятии формирования поезда;
— при необходимости, подать заявку на ремонт;
— при обнаружении в вагоне грызунов или насекомых проводник вагона сообщает об этом начальнику поезда.
7. Дополнительные обязанности проводника хвостового вагона
7.1. Проводниками хвостового вагона, назначаются опытные проводники со стажем работы не менее 1 года, после сдачи квалификационного экзамена и получения специального удостоверения на право выполнять обязанности проводника хвостового вагона.
7.2. Проводник хвостового вагона должен:
— принимая вагон, проверить наличие, исправность, чистоту стекол хвостовых сигнальных фонарей, наличие электроламп для освещения врезных хвостовых сигналов (40 Вт), а в пути следования обеспечить контроль за их работой;
— получить после приемки вагона дополнительный комплект сигнальных принадлежностей и коробку с петардами;
— при остановке поезда на участках, оборудованных автоблокировкой, проверить видимость поездных сигналов, внимательно наблюдать за перегоном и, в случае появления вслед идущего поезда, принять меры к его остановке;
— при вынужденной остановке поезда на перегоне, по указанию машиниста локомотива, производить ограждение поезда;
— если миновала надобность в ограждении поезда, по сигналу машиниста локомотива (один длинный свисток), проводник, ограждающий хвост поезда, должен снять ранее установленное ограждение;
— при изменении направления движения поезда, при отцепке и прицепке вагонов в пути следования производить проверку наличия, исправности и чистоты хвостовых сигналов, а в пути следования обеспечить контроль за их работой;
— в случаях, предусмотренных правилами технической эксплуатации железных дорог, принимать участие в производстве сокращенного опробывания автотормозов в соответствии с установленным порядком.
7.3. Если за хвостовым вагоном, предназначенным для перевозки пассажиров, поставлен пассажирский вагон, служебно-технический, почтовый, багажно-грузовой и т.д., дополнительные обязанности, изложенные в п. 7.2. настоящей Инструкции, сохраняются за проводником последнего вагона, предназначенного для перевозки пассажиров.
8. Действия проводника вагона в случаях возникновения внештатных ситуаций в пути следования поезда
8.1. При обнаружении неисправности электрооборудования или возникновении короткого замыкания на землю любого из полюсов (лампы горят с разным накалом) проводник вагона обязан отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда. При возникновения полного замыкания на корпус (одна лампа не горит, другая горит в полный накал) при движении поезда проводник вагона обязан немедленно отключить все потребители путём нажатия аварийной кнопки в служебном купе проводника и вызвать поездного электромеханика для принятия соответствующих мер.
8.2. При возникновении неисправности в вагоне, угрожающей жизни людей или безопасности движения поезда, а также в случае срабатывания системы контроля нагрева букс немедленно остановить поезд стоп-краном, вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
8.3. Для обеспечения пожарной безопасности в вагонах проводнику вагона запрещается:
— сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических печах, кипятильниках, кухонных плитах;
— использовать для освещения и отогрева трубопроводов открытый огонь;
— хранить и перевозить легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества;
— подключать электронагревательные приборы и другие бытовые устройства (магнитофоны, приемники и др.) там, где это не предусмотрено электрической схемой вагона;
— растапливать котлы отопления без наличия воды и колосников, кипятильники без наличия воды и пламяотражателя при помощи легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (керосин, бензин, масло и др.);
— курить в неустановленных местах (служебном купе, салоне вагона и т.д.);
— оставлять без надзора вагоны;
— использовать открытый огонь.
8.4. В случае срабатывания пожарной сигнализации отключить акустический сигнал на блоке управления, по его табло установить место пожара и убедиться в достоверности показания путем осмотра этого места. При ложном сигнале о пожаре вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
8.5. При обнаружении пожара в вагоне поезда проводник вагона обязан:
— остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд находится на искусственных сооружениях (тоннелях, мостах и т.д.). Остановка поезда возможна после проезда искусственных сооружений, там, где есть возможность эвакуации пассажиров;
— передать информацию о пожаре начальнику поезда, поездному электромеханику, машинисту локомотива и с помощью всех видов связи;
— обесточить вагон, оставив только аварийное освещение в ночное время;
— организовать эвакуацию пассажиров, вызвав проводника вагона, находящегося на отдыхе и проводников других вагонов. При этом необходимо: открыть и зафиксировать тамбурные боковые, аварийные выходы и торцевые двери с безопасной для эвакуации стороны. При отсутствии аварийных выходов и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери открыть или разбить окна, расположенные за очагом пожара по ходу эвакуации пассажиров. Объявить порядок эвакуации. Убедиться в полной эвакуации пассажиров;
— приступить к тушению пожара первичными средствами и установками пожаротушения.
8.6. При экстренном торможении (вынужденной остановке) пассажирского поезда на перегоне проводник вагона должен выяснить причину остановки поезда путем визуального осмотра в своем вагоне ходовых частей, букс, крепления деталей автотормоза и электрооборудования. В случае обнаружения неисправности, являющейся препятствием для дальнейшего движения поезда, немедленно вызвать начальника поезда.
После отпуска машинистом локомотива автотормозов проводник вагона обязан проверить отпуск тормоза в обслуживаемом им вагоне, а после отправления поезда проводники вагонов должны из тамбуров наблюдать за движением поезда и, в случае неотпуска тормозов, искрения или других неисправностей, принять меры к остановке поезда.
8.8. При получении информации об изменении маршрута следования поезда от начальника поезда проводник вагона оповещает пассажиров о порядке следования по новому маршруту.
8.9. В случае отцепки вагона от поезда из-за технической неисправности:
— поставить в известность об этом пассажиров;
— принять меры к размещению пассажиров, с их согласия, в других вагонах, оказать при этом необходимую помощь, в первую очередь женщинам с детьми, инвалидам. Если нет возможности разместить пассажиров в других вагонах с местами для лежания, следует с помощью начальника пассажирского поезда разместить их в вагонах с местами для сидения.
— в бланке учета населенности и расходования постельного белья отмечаются номера проездных документов, возвращаемых пассажирам, и указываются наименования железных дорог, продавших плацкарты.
8.10. При обнаружении забытых вещей и посторонних предметов принять меры по исключению контакта с данным предметом до прибытия специалистов и сообщить начальнику поезда. При подтверждении отсутствия в них угрожающих факторов для жизни пассажиров и работников поездной бригады передать забытые и обнаруженные вещи порядком, определенным железнодорожными администрациями.
8.11. При выявлении в вагоне больного или подозрении на заболевание, в первую очередь инфекционное, немедленно информировать начальника поезда.
8.12. Проводник вагона, обнаруживший, что пассажир обслуживаемого им вагона отстал от поезда, обязан немедленно сообщить об этом начальнику поезда и составить акт с указанием наименования и количества оставленных мест ручной клади. Акт должен быть подписан начальником поезда, проводником вагона и двумя пассажирами.
8.13. При утере проводником вагона принятых им на хранение от пассажира проездных документов составляется акт, который подписывается проводником вагона и начальником поезда. Новые проездные документы на основании акта оформляются начальником поезда без участия пассажира.
8.14. В пунктах снабжения составов твердым топливом, указанных в расписаниях движения поездов международного сообщения, проводник вагона оформляет требование на выдачу угля в необходимом количестве по форме, указанной в ПППВ.
В случае отказа обслуживающего персонала пункта экипировки в снабжении вагона водой или топливом, проводник вагона информирует об этом начальника поезда для принятия мер совместно с дежурным по станции или вокзалу, в соответствии с ПППВ.
9. Правила и этика поведения проводника при обслуживании пассажиров
Устанавливаются железнодорожными администрациями в соответствии с внутренними правилами.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.