какие действия учителя развивают регулятивные ууд
Приёмы формирования регулятивных учебных действий в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Приёмы формирования универсальных учебных действий в начальной школе
И в решении этой задачи главное место, на мой взгляд, занимает формирование регулятивных универсальных учебных действий.
Универсальность регулятивных УУД в том, что при создании любого продукта особые требования предъявляются именно к ним. Ведь без участия регулятивных УУД невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, еговременных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коррекция как внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Оценка как выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
течение всей жизни.
Приемы формирования регулятивных УУД блока ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
• Формирование цели при помощи опорных глаголов
Учитель называет тему урока и предлагает учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов.
Примеры опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать и др.
Модификацией данного приема может выступить прием, заключающийся в формулировании цели с помощью слов-помощников:
Другой возможный вариант : учитель предлагает несколько формулировок цели, задача учащихся – выбрать некоторые из них и обосновать свой выбор.
1. Формулировка цели с помощью вопросов
Учитель предварительно записывает тему урока и предлагает ученикам исходя из темы и ответов на вопросы, которые фиксируются либо на слайдовой презентации, либо
в памятке, сформулировать цель урока:
-Что я узнаю на уроке?
-Где мне пригодятся полученные знания? и др.
2 . Дополнение цели с помощью слов-помощников
Учитель на доске записывает тему урока и с помощью слов-помощников просит учащихся сформулировать цель урока:
3. Актуализация личностного опыта
В начале, в ходе совместного (учащиеся и учитель) целеполагания выстраиваются, уточняются и согласовываются ожидания от урока.
Что каждому из вас было бы интересно узнать о ….
Затем учитель вместе с учащимися формулирует ключевые вопросы темы, учитывая интересы школьников:
• Где применяются …. в жизни человека?
• Зачем нужны знания о ….
• Могут ли ….. быть опасны для человека?
После этого учитель как специалист добавляет свои вопросы. Затем общими усилиями формулируются и записываются на доске цели цикла уроков в рамках всей темы.
Прием используется через зрительное или слуховое восприятие. Ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий и т. д. учащимся предлагается разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Учащиеся группируют и на основе этого формулируют тему и цель урока.
5. Работа над понятием
Учитель предлагает учащимся для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или найти в «Толковом словаре».
Значение слова определяет цель урока.
В этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее, обосновывая свой выбор. На основе этого формулируется цель.
7. Ситуация «яркого пятна»
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного.
7. Обращение к ассоциативному мышлению
Учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики
ответят, учитель спрашивает: «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов учащимся предлагается сформулировать тему и цель урока.
8. Проблемная ситуация
Чтобы учащийся сформулировал и присвоил себе цель, необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Учитель может поставить проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в
постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками. Учащиеся самостоятельно обозначают проблемную ситуацию, тему урока, формулируют цель урока.
В книге Е.Мельниковой «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» можно познакомиться и с другими приёмами целеполагания.
9. Проблема предыдущего урока
В конце урока учащимся предлагается выполнить задание, которое невозможно сделать из-за недостаточности знаний, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке, решение этой проблемы становится целью следующего урока.
Учащимся предлагается выполнить вариант итоговой проверочной работы по новой теме (раз вы так много знаете по этой теме, давайте сразу напишем контрольную). После
того как учащиеся попытались справиться с предложенными заданиями, учитель просит их отметить, какие задания вызвали у них затруднения. В ходе обсуждения учитель
подводит учащихся к вопросу, затем изучать новую тему, пробует вместе с учащимися сформулировать цели ее изучения.
11. Побуждающий или подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала организуется беседа, направленная на обобщение известных фактов, и постепенно учитель подводит к тому, о чем учащиеся не могут рассказать. Возникает проблемная ситуация, обсудив которую учащиеся выдвигают цель.
Появляется ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
12. Таблица «Верные – неверные утверждения «
Эта технология интересна, когда в опыте учащихся информации по изучаемой теме нет. Учитель составляет верные и неверные утверждения по параграфу, утверждений
должно быть много (20 – 30), большинство которых – верные. Учащиеся отвечают на вопросы сначала до чтения параграфа, а потом после. Работа с этим приемом может быть
оформлена в таблицу:
13. Таблицы «тонких» и «толстых» вопросов (технология РКМЧП)
На стадии вызова это вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Можно начать работу с этим приемом, воспользовавшись ключевыми вопросительными словами.
Обобщение опыта педагога формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе действий на уроках
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Розгребельская средняя общеобразовательная школа»
Обобщение передового педагогического опыта
учителя начальных классов
Глиба Людмилы Николаевны
«Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Содержание
1. Теоретические основы формирования регулятивных УУД в начальной школе.
4. Технология опыта.
5. Целостное описание опыта.
Информационная карта передового педагогического опыта
Глиба Людмила Николаевна – учитель начальных классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Розгребельская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области.
Образование среднее специальное, окончила Рыльское педагогическое училище в 1987 году.
Стаж работы 28 лет, в данной школе 27 лет.
Квалификационная категория первая по должности учитель начальных классов.
Почетная грамота Министерства Образования и науки Российской Федерации
Сущность и пути формирования регулятивных УУД в учебной деятельности на уроке.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями , т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Одной из задач начального обучение является освоение нового вида деятельности – учебной, поэтому в процессе обучения ребенок должен овладеть способами и приемами, которые помогут ему продолжить обучение самостоятельно. Для взрослого человека часто сложно ответить на вопрос, как пересказать текст или как составить план, как отличить вопрос задачи от условия и т.д., поэтому учителю бывает сложно понять, почему ребенок испытывает затруднение при выполнении задания. Одной из причин неуспеваемости ребенка становится не непонимание материала, а неумение с ним работать.
Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени.
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Использование регулятивных ууд на различных уроках дает преимущество перед стандартной системой обучения следующие;
1. Ученик умеет составлять план действий.
2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.
3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
5. Ученик способен к волевому усилию.
6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.
7. У ученика сформирован внутренний план действий.
8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.
9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
10.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Новизна данного опыта заключается в формировании универсальных учебных действий, в основе которых лежит деятельностный подход, и в формировании способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться.
Формируя УУД на уроках, через различные формы учебного процесса, можно добиться повышения качества образования.
IV . Технология опыта
Тема моей работы: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
Цель: Создание системы работы, направленной на формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе.
Изучить программу формирования УУД
Изучить технологию проблемно-диалогического обучения.
Внедрить в практику технологии, способствующие формированию регулятивных УУД (технология решения учебных (продуктивных) заданий, технология проблемного диалога, технология оценивания учебных результатов)
Создать копилку методических приемов по формированию регулятивных УУД.
Изучить методики оценки регулятивных УУД.
Пройти курс повышения квалификации по данной проблеме.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Технология оценивания развивает регулятивные УУД – умение определять, достигнут ли результат деятельности.
Правила технологии оценивания:
1-е правило: Оцениваться может любое действие, а фиксируется отметкой только решение задачи по использованию знаний.
2-е правило: Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге:
3 шаг. Справился полностью правильно (или с ошибкой)?
4 шаг. Справился самостоятельно или с помощью?
2.2. Контрольно-оценочный блок
Какие же регулятивные умения формируются в процессе обучения в начальной школе?
— понимать, принимать и сохранять учебную задачу,
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
— ставить цели, позволяющие решать учебные и житейские задачи;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
— учитывать правила планирования и находить контроль способа решения;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
— различать способ и результат действия;
— оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме.
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
— проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
— уметь самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
— осуществлять контроль по результату и по способу действия; осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
— использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
формирование регулятивных ууд на уроках в начальной школе.
Приемы формирования регулятивного УУД планирования на уроках в начальной школе.
Для успешного существования в современном обществе каждый из нас должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, т. е. каждый должен обладать регулятивными действиями.
Термин «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться. Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия. Они обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Всего выделяется 7 регулятивных УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе с целью создания эффективной системы деятельности по достижению планируемых результатов.
Регулятивные действия о беспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
Из них наиболее трудными в усвоении, а значит, актуальными для меня и для моих учеников являются целеполагание, планирование, контроль. Остановлюсь на каждом из них подробнее.
Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно,
Является важным компонентом учебной деятельности
Интерес и цель важны для поддержания активности учащихся. Новые знания воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе.
Чтобы научить детей целеполаганию, я использую следующие приемы:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;
– постановка цели, в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Работа по целеполаганию начинается с набора вопросов, которые могут задать сами учащиеся. Например,
Тема: «Наречие как часть речи».
Учитель: Какие вопросы возникают при чтении темы? Или Попробуйте сформулировать по теме вопросы.
Ученики формулируют вопросы:
— Что обозначает наречие?
— На какие вопросы отвечает? Каким членом предложения является? Как обозначается на письме?
На доске 2 предложения.
Ночью ветер злится и стучит в окно.
В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят.
Учитель: Мне кажется, что перед нами 2 простых предложения с однородными членами. (Ребята, используя старые знания понимают, что их недостаточно для характеристики второго предложения. Они увидели различия и сформулировали тему урока и цель).
Сформулировать цель при помощи опорных глаголов : изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться…
Дети читают тему урока, вдумываются в формулировку, сами при помощи опорных глаголов формулируют цель урока.
Коллизия – проблема, противоречие, утверждение, столкновение старых знаний с новыми.
Тема: «Сложное предложение». На доске 2 предложения
Ночью ветер злится и стучит в окно.
В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят.
Учитель: Мне кажется, что перед нами 2 простых предложения с однородными членами. (Ребята, используя старые знания понимают, что их недостаточно для характеристики второго предложения. Они увидели различия и сформулировали тему урока и цель).
Поставив цель вначале, обязательно нужно возвращаться к ней в течение урока, а в конце подводится итог.
Нам необходимо нарисовать этот образ, фигуру как можно точнее. Чтобы в красивый домик поселить друга или чтобы рядом был друг.
— Какое задание будем выполнять? – рисовать такую же фигуру.
На мой взгляд, особое место среди всех регулятивных УУД занимает УУД планирования. Любая профессиональная деятельность начинается непосредственно с составления плана действий. План действий – это фундамент, от «прочности» которого зависит успех учебной деятельности обучающегося. Умение правильно распределить свое время на уроке помогает быстро и четко достичь поставленной цели. Для меня наиболее важным остается научить ребенка уметь планировать свои действия на уроке в условиях ограниченного учебного времени.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана последовательности действий.
Я считаю, что работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
— работа с деформированным планом решения учебной задачи;
— использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
— составление своего плана решения учебной задачи.
Для детей, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.
На уроках русского языка
Звуко-буквенный разбор по алгоритму
Списывание с опорой на памятку
Составления плана при написании изложения
Письмо под диктовку по памятке «Как записать свои мысли и слова»
Использование памяток «Как обдумывать свой текст»
На уроках окружающего мираСоставление плана текста
Рассказывают об объектах по предложенному плану
Описывают порядок работы
Последовательность выполнения действий «Как будешь себя
вести,если заблудишься в лесу?»
Задание 1
Подчеркни буквы мягких согласных звуков.
случай, отец, сыночек, жизнь
Данное задание способствует развитию регулятивных УУД-умение контролировать.
Задание 2.
Спиши предложение, исправляя ошибку.
Прохожие ропко ступают по скользким дорожкам.
При выполнении данного задания развиваются регулятивные УУД: умение контролировать и корректировать запись.
Задание 3.
Найди слово с ошибкой:
1)счастливый 2) доблесный 3)прекрасный 4)яростный
Задание 4.
Вставьте пропущенную букву. Допишите проверочное слово.
Грус.ный Радос.ный
Чудес.ный Извес.ный
Задание 5.
Раздели слова на слоги.
Колесо, подосиновик, пчела, седло.
При выполнении данного задания развиваются регулятивные УУД: действия контроля.
На уроках технологии
1. Изучаю, «фотографирую» форму.
2. Сравниваю расстояние между отрезками, форму углов.
3. Аккуратно рисую фигуру.
4. Сравниваю с образцом.
— Где можно использовать умение передавать форму фигуры?
(при выполнении рисунков, поделок, конструировании и т. д.)
Кто уверен, что правильно нарисует фигуру? (+) ; сомневается? (-) ; не сможет?)
Приём прогнозирования является пропедевтикой для изучения математики в среднем и старшем звене. В начальном курсе математики такие задания особенно актуальны при изучении арифметических действий с многозначными числами, основу которых составляет также усвоение алгоритмов письменного умножения и деления.
Так как у меня четвёртый класс, поэтому использование приёма прогнозирования покажу на примере задания для 4 класса. Но как только становится возможным, по мере изучения тем я ввожу этот приём с первого класса.
На этапе актуализации знаний я использую следующие виды заданий:
Выбери число, которое может получиться при умножении двух других:
Какой цифрой может быть записано частное чисел? Назови верное частное.