какие действия следует предпринять перед креативной сессией
10 правил эффективной креативной сессии
Креативная сессия ― один из наиболее эффективных способов поиска решений для задач компании. Однако её эффективность напрямую зависит условий, в которых она проходит.
Команда дизайн-студии Логомашина рассказала о нескольких правилах, при соблюдении которых креативная сессия будет максимально продуктивной.
Правило 1. Забота о комфорте участников
Первое, на что стоит обратить внимание ещё до начала проведения креативной сессии ― место и время собрания, потому что её итоги во многом зависят от комфорта участников.
Конечно, вы можете запланировать встречу на восемь утра или шесть вечера, и собраться в маленькой, темной и непроветриваемой комнатке. Но, вероятнее всего, в таких условиях в головах ваших сотрудников будут рождаться не креативные идеи, а желание быстрее покинуть этот «сеанс пыток».
Поэтому если вы не хотите потерять силы и время впустую, то:
Улучшит работоспособность постоянное поступление кислорода: свежий воздух повысит внимательность сотрудников.
Промежутки с 11 до 13 и с 14 до 16 часов считаются самыми эффективным для работы, потому что в эти часы повышается мозговая и физическая активность.
Правило 2. Чётко сформулируйте вопросы и задачи
У вас может сложиться ощущение, что раз сессия креативная, то и никакие заранее продуманные вопросы и цели для неё не потребуются ― все придёт само в «творческом порыве». Однако это так не работает.
Перед проведением сессии необходимо конкретно, просто и ясно сформулировать задачу, которую вы хотите решить. Удобнее всего представить её в форме вопроса. Он должен быть не слишком общим, но в то же время иметь большое количество вариантов решений.
Например: «Какие функции добавить в наш пылесос, чтобы он выделялся на рынке?».
Кроме того, не забывайте, что основная цель креативной сессии ― найти решение проблемы, а не разбирать её причины или искать виноватых.
Правило 3. Концентрируйтесь на одной задаче/теме
Креативная сессия ― очень коварное явление, потому что из-за большого количества разносторонних идей всегда есть риск упустить тему обсуждения, переключиться на другой проект или вовсе свести собрание к разговору о вчерашнем футбольном матче.
Если вы хотите максимально быстро и эффективно провести креативную сессию и найти решение имеющихся вопросов, то организуйте условия для максимальной концентрации команды на главной теме:
Например, «нам нужна идея для рекламной кампании, чтобы вывести на рынок новый вкус йогурта».
Визуализация главного вопроса не даст случайно сойти с темы.
Но не делайте «возврат к цели» слишком часто ― так вы можете загнать команду в жёсткие рамки и лишиться каких-то интересных идей. Оптимально обращаться к основной задаче каждые 15-20 минут.
Правило 4. Записывать все идеи и тезисы
Сравнение, совмещение и визуализация предложений ― три кита, на которых держится креативная сессия. Без них вы рискуете упустить все самые интересные мысли, потому что они просто затеряются в ходе обсуждения.
Записывайте все идеи на бумаге, доске или в гаджете. Для этого можно использовать такие программы как: Lino, Brainstorm Lite, Padlet и подобные. Даже Google-документы, Word, заметки и любой другой текстовый редактор отлично подойдет для записи мыслей.
Позже вы сможете вернуться к записям, сопоставить идеи друг с другом, дополнить и доработать.
Правило 5. Обсуждение строго по правилам
Может показаться, что креативная сессия ― просто поток мыслей, который нельзя ограничивать правилами и нормами. Однако, благодаря этим самым ограничениям, вы сможете более эффективно провести креативную сессию, справившись с главными сложностями обсуждения: эмоциями, растерянностью и путаницей.
Безусловно, не стоит вводить правила вроде «каждый говорит не более двух слов за раз», но установить порядок высказываний или приостановить обсуждение при всплеске у команды эмоций ― можно и даже нужно. Такие ограничения избавят вашу креативную сессию от конфликтов и неприятных перебиваний.
Кроме того, вы можете регламентировать не только порядок высказываний, но и сам процесс мышления, например, используя метод шести шляп. Заключается метод в том, что вся команда надевает по очереди шесть воображаемых шляп и высказывается в соответствии с её значением.
Правило 6. Пользуйтесь сторонними источниками
Фантазия и идеи каждого человека достаточно ограничены его кругозором и опытом, из-за чего часто люди без подготовки не могут предложить какие-то классные новые идеи, которые должны стать результатом креативной сессии.
Поэтому за один-два дня до креативной сессии сообщите команде о ней: расскажите о целях, задачах и вопросах, которые необходимо будет обсудить, отправьте бриф, если он есть.
До креативной сессии ваши работники смогут посмотреть сторонние источники и подготовиться: более четко сформулировать свои идеи, найти подходящие примеры и референсы, выявить аналоги и проанализировать конкурентов.
Подготовка поможет участникам креативной сессии изучить большее количество вариантов, избавиться от шаблонов, засевших в голове, отсеять лишнее — креативная сессия будет более продуктивной и менее ресурсозатратной.
Правило 7. Прислушивайтесь к команде
Креативная сессия ― это командная работа. Поэтому не стоит идти на неё с мнением «я лучше всех, мои идеи лучше всех. Они все равно ничего лучше не придумают». Негативный настрой, убежденность в исключительной правоте и авторитаризм никогда не играют на руку в коллективных обсуждениях.
В ходе креативной сессии не упирайтесь исключительно в свое решение, а прислушивайтесь к советам и мнениям ваших коллег ― возможно, они смогут предложить вам идею, которую вы сами не придумали бы.
Правило 8. Давайте объективную критику или не давайте её вообще
Жесткая критика идей и предложений в процессе креативной сессии ― не самое лучшее решение. Однако, если её невозможно избежать, или вы коллективно решили, что критика разрешена, то используйте только объективные критерии оценивания, которые вы заранее обозначите, например, длительность или стоимость реализации.
А вот чего делать точно не стоит ― критиковать человека, а не идею, или критиковать идею на основании своих субъективных взглядов.
Кроме того, если вы решили использовать критику, то рекомендуется для начала дослушивать все идеи и предложения, а потом высказывать недостатки. Лучше всего делать это в конце всего обсуждения, при выборе и составлении наиболее правильного варианта решения. Иначе, перебивая речь человека критикующими репликами, вы убьете в нем желание и стремление что-либо говорить, потому что он будет уверен, что его идеи никому не понравятся.
Правило 9. Подводите итоги сессии и распределяйте обязанности
Креативная сессия ― это не про «просто обсудить», а про «обсудить, выбрать лучшую идею и пойти её реализовывать». Поэтому в завершении собрания выберите максимально подходящую идею, зафиксируйте результаты и распределите дальнейшие задачи, потому что работники должны понимать, к чему привела креативная сессия и что им делать дальше.
Кроме того, не забудьте обсудить ошибки, которые допустили в ходе работы: перебивали, не следовали правилам. Выявление проблем после креативной сессии позволит команде внутренне проработать все недостатки и не допускать их в дальнейшей работе, благодаря чему ваши следующие собрания станут гораздо эффективнее.
Правило 10. Хвалите и поощряйте свою команду
Креативная сессия ― большой стресс как для вас, так и для вашей команды: они также потратили на работу душевные силы и время. Поэтому после завершения обсуждения не забудьте похвалить ваших сотрудников, подчеркнуть их креативный рост и достижения. Даже словесное поощрение значительно повышает самооценку каждого из членов команды и немного компенсирует все затраченные им ресурсы.
Кроме того, похвала станет стимулом для большего креатива, мотивации и установления теплых отношений в коллективе.
Подводя итог
Несмотря на обилие советов, про которые мы написали, они все основаны на одном главном принципе ― уважении и взаимопонимании в команде. При готовности уважать и слушать мнение другого человека и принимать различные точки зрения ваша креативная сессия пройдет удачно и продуктивно.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
— Как вы считаете что такое креативная сессиям? Как она может помочь что-то придумать?
— Какие вы знаете формы креативных идей? Как думаете сколько их всего существует?
ВКЛЮЧЕНИЕ
— видеоролик про гениальные идеи, которые возникли у самых обычных людей
Постановка проблемы
— Как сгенерировать идею или решение проблемы если у тебя творческий спад?
Актуализация знаний
— Кто из вас сталкивался с проблемой, с он ничего не может придумать? Как вы понимаете фразу «У меня нет музы»?
— Как вы думаете как можно решить эту проблему?
Мини-лекция
Креативная сессия: командный поиск идей и решений
Любой современной компании в условиях конкурентной среды просто необходимо, чтобы её сотрудники умели творчески подходить к решению задач, мыслили нешаблонно и были способны создавать новые решения, алгоритмы, идеи. Поэтому ряд крупных международных компаний уже внедрили развитие креативного мышления у сотрудников как постоянную практику в корпоративной культуре.
И для создания благоприятного пространства, которое помогает активировать творческое мышление идеально подходит такой формат как креативная сессия.
Если перед вами стоит задача выйти за пределы шаблонных
Вам подходит этот формат работы, если вы ищете:
новые пути продвижения продуктов или услуг
усиление конкурентного преимущества и модернизация продукта/услуги
новые концепции ассортимента
идей wow-продукта, упаковки, названия или слогана товара/услуги
конкурентные преимущества клиентского сервиса компании
решение текущей задачи бизнеса, требующей нетривиального подхода
Я создаю творческую атмосферу, в которой участники (сотрудники компании или команда бизнес-проекта) могут раскрыть потенциал своего креативного мышления, выйти за рамки привычных предположений и найти инновации для решения поставленной задачи.
Весь процесс работы состоит из нескольких этапов:
Intro.
Это вводная часть, в ходе которой мы обозначаем вопрос или проблему, которые будут находиться в фокусе генерации, а так же правила работы на сессии. На этом этапе происходит постановка цели и определяется образ конечного результата. Команда определяется место инновационным идеям в организации, а так же значимость созданных инноваций с ориентации на будущих потребителей готового решения.
Команда под руководством тренера производит обзор информации по поставленной задаче. Для этого анализируются проблемы, происходящие во внешней среде, а так же рассматриваются рыночные или социальных тренды, связанных с поставленной задачей. Этот этап проходит в виде тематических выступлений докладчиков (темы и структуры докладов подготовлены заранее с помощью тренера), а так же групповой управляемой дискуссии с фиксацией ключевых мыслей и формулировок.
Выход за рамки
Этап предполагает творческий разогрев в виде задач и разминок на развитие креативного мышления. Это важно для преодоления шаблонов восприятия и для стимулирования процесса создания новых идей. Каждый участник особзнает свои собственные ресурсы в генерации инноваций и становится более активен в работе над командным результатом.
Генерация идей
Это центральный этап креативной сессии. Здесь происходит создание максимально возможного количества нестандартных или инновационых решений по ключевому запросу сессии. Ведется поиск нереализованных возможностей и процесс фиксации идей. Для усиления глубины и широты версий, которые создают участники, я предлагаю различные методики креатива, которые помогают избавиться от ограничивающего мышления.
Анализ и отбор идей
Важный этап структуризации полученных результатов. Команда производит тщательный анализ идей на основе определенных ранее критериев и выбирает наиболее перспективных решений.
Развитие идей
Команда разрабатывает подробный план реализации полученных идей. С этой целью детализируются шаги, определяются сроки и лица, ответственные за получение результата.
— презентация, маркер и доска
Работа в группах
3.записываются все идеи
4.анализ и критический взгляд только в конце встречи
— нагенерить как можно больше идей
— выбрать из них 3 и доработать до реализации
Разбор результатов
— каждая команда выступает по 3 минуты;
— Необходимо презентовать одну выбранную идею
— На сколько все участники включены в деятельность;
Мастер-класс: Как провести сессию дизайн-мышления по шагам
Дизайн мышление — это не просто прикольная движуха или мозговой штурм. Это, в первую очередь, инструмент решения конкретной задачи. Как это работает?
Копирайтер, переводчик и редактор. Опыт работы над федеральными (USABILITYLAB/AIC) и международными проектами (iSpring). Преподаватель курса «Копирайтинг и контент-маркетинг» в Институте программных систем.
Фев 5, 2018 · 8 мин читать
Вы читаете конспект выступления Дмитрия Скуланова из SAP на онлайн-конференции UX-марафон. В своем огненном выступлении Дмитрий поделился опытом проведения сессий дизайн-мышления в SAP и дал пошаговую инструкцию, как стартануть в дизайн-мышлении, если вы новичок. Поехали!
Что такое дизайн-мышление
Дизайн-мышление — как и любую модную тему — все хотят, но не все понимают правильно. Часто люди считают, что сессия дизайн-мышления — это просто прикольная, интерактивная движуху или же, наоборот, лекарство от всех болезней.
Дизайн мышление — это не просто прикольная движуха или мозговой штурм. Это, в первую очередь, инструмент решения конкретной задачи.
Прежде чем планировать сессию дизайн-мышления:
1.Важно понимать, что не все задачи можно решить дизайн-мышлением. Понимание, когда метод сработает, а когда нет, приходит с опытом. Но для начала, Дмитрий предлагает такую простую формулу:
Как мы можем помочь (определенному человеку) (решить задачу/проблему), чтобы (его мотиватор), учитывая, что (трудности/барьеры/контекст).
Если тема заворачивается в такую формулировку, значит дизайн-мышление может сработать.
Интересуетесь свежими статьями по дизайну? Вступайте в нашу группу на Facebook.
2. Еще одна важная ремарка по поводу дизайн-мышления. Часто люди приходят на сессию с уже готовым решением и просят помочь придумать реализацию решениия — и это не всегда правильно. Дмитрий приводит пример из книги “Разрыв шаблона”.
Если стоит задача “построить мост”, то можно просто построить мост, а можно спросить “А зачем вам мост?”. Второй вариант открывает для нас множество других решений, возможно, более прикольных.
В ходе сессии дизайн-мышления всегда проще и эффективнее работать с изначальной задачей. Всегда докапывайтесь, зачем нужен мост. Дмитрий рассказывает еще один пример из практики SAP:
“К нам обратился один из наших аэропортов и попросили помочь сделать маркет-плейс (торговую зону) для пассажиров. Нужно было понять, какие данные анализировать, какой ассортимент предлагать и т.п. Формулировка напомнила мне задачу про мост.
В результате нам удалось убедить заказчика, что надо рассматривать весь путь пассажира, смотреть что на этом пути его расстраивает, где возникают сложности — чтобы понять, какими решениями это все можно закрыть: возможно, это будет маркет-плейс, а может быть что-то другое. То есть мы выбрали более человекоориентированный путь”
Базовый сценарий сессии дизайн-мышления
Вообще сессия ДМ может проходить по разным сценариям и включать разные шаги. Дмитрий обозначил общий каркас сессий, которые он проводит сам:
«Смотрим — думаем — делаем» — основа любой сессии дизайн-мышления
Дмитрий подчеркивает, что эти три шага должны быть в каждой сессии и идти именно в такой последовательности. Очень важно, чтобы вы не переходили на следующий шаг, пока не завершен предыдущий.
Например, прежде чем переходить к генерации идей, важно чтобы все участники сессии одинаково понимали задачу.
Шаг 1: Подготовка к сессии
Дмитрий называет ряд огранизационных моментов, которые нужно продумать до сессии:
Сбор информации: чтобы создать нужный контекст для сессии, нужно собрать информацию на тему: личный опыт участников, впечатления, отзывы, материалы от экспертов. Дмитрий возвращается к кейсу про аэропорт:
Во-первых, мы дали всем, кто едет в командировку, задание — включить в себе наблюдателей и фиксировать свои ощущения
Во-вторых, мы нашли отраслевого эксперта по авиа и пригласили его на нашу сессию, чтобы он рассказал свои инсайты.
И в-третьих, мы составили клиентский путь: собрали на карте все действия, которые осуществляет человек, когда путешествует самолетом.
Вспомогательные материалы: программа, правила сессии. По возможности обходитесь без слайдов и проектора — они включают у людей режим “можно спать”. Лучше все материалы сделать вручную.
Участники: по опыту Дмитрия, оптимальное количество участников — до 20 человек. Такую группу можно разбить на несколько подгрупп для выполнения отдельных заданий. Если народу будет меньше — может оказаться недостаточно активных участников. Если пригласить больше человек — нужна очень жесткая, прям-таки армейская дисциплина и модерация.
Еще важно, чтобы состав группы был разношерстным: специалисты из разных отделов и даже из разных компаний.
Пространство: помещение, в котором будет проходить сессия, должно отличаться от комнаты совещаний или переговорки. Как говорит Дмитрий, люди должны сразу понять, что сейчас будет что-то необычное.
Можно оборудовать или снять специальное помещение, или хотя бы необычно расставить столы.
Так будет выглядеть пространство для проведения сессий дизайн-мышления в Центре цифрового лидерства SAP в Москве
Продолжительность: В SAP сессия обычно идет не дольше 1 дня. А еще при составлении расписания важно учитывать, что люди устают долго думать. По-хорошему, стоит закончить сессию часов в 17.
Шаг 2: Вступительная часть сессии
Прежде чем переходить к основной программе, Дмитрий рекомендует провести знакомство и разминку. Это помогает людям расслабиться и включиться в работу.
“Имя каждого участника я пишу на малярном скотче — это создает определенную душевность и позволяет установить контакт с участниками”
Во время знакомства участники сессии представляются и рассказывают коротко о себе. Можно дать людям необычное задание или задать нестандартный вопрос.
Например, в ходе сессии по теме аэропорта Дмитрий попросил участников нарисовать свой аэропорт в виде транспортного средства.
Получились вот такие непохожие рисунки — значит мнения уже разошлись и это уже интересно!
Еще варианты знакомства, которые хорошо работают:
После знакомства обычно делается разминка, чтобы немного разогреть мозг. Некоторые разминки только для ума, некоторые задействуют и тело. Дмитрий приводит классные варианты:
Анти-проблема
Например, на сессии про аэропорт, Дмитрий попросил людей решить анти-задачу: “Что нужно сделать, чтобы максимально отвадить людей от аэропорта?”. Анти-проблемы хороши тем, что там нет неправильных ответов и людям проще расслабиться. В то же время каждую анти-идею можно быстро вывернуть в идею.
Скрайбинг Ксении Копаловой
«Построиться без слов»
Участникам предлагается выстроиться в линию по дате рождения/размеру обуви и т.п., не говоря ни слова. Когда задание выполнено, можно погенерировать варианты, как можно было решить задачу максимально эффективно.
«Самолетик»
Участники делятся на команды по трое. Участники каждой команды должны сложить самолетик, при этом не говоря ни слова и пользуясь только левой (нерабочей) рукой. В конце задания проводится соревнование — чем самолет лучше полетит.
«Активити»
Вы подбираете какие-то абстрактные слова по теме (например, “большие данные” или “искусственный интеллект”). Участники тянут карточки со словами и пытаются изобразить их.
«Дополни историю»
Рисуется небольшой комикс из трех картинкок: первая картинка, где человек что-то делает, потом пропуск — и третья картинка, где нарисована сильная эмоциональная реакция. Участникам предлагается нарисовать, что произошло на второй картинке.
«Что общего между»
Выбираем одно слово по теме и одно случайное (ну например, банкомат и носорог), а участники должны написать, что между ними общего. Задание лучше проводить в 2 подхода: на первом люди прочитают свои варианты, посмеются и немного расслабятся. Вторым подходом можно объединить участников в пары, и они придумают еще больше интересных вариантов.
«10 вещей, чтобы открыть ресторан»
Попросите участников написать самых важных 10 вещей, которые необходимы, чтобы открыть ресторан. Потом пусть вычеркнут 3 первые строки и придумают, как обойтись без них. Можно изменить тему: например, если сессия на тему интернет-продвижения, можно написать 10 вещей, необходимых, чтобы открыть интернет-магазин.
Шаг 3: «Смотрим» — вброс информации по теме
Чтобы у участников сложился контекст, нужно накидать интересной информации, вдохновляющих кейсов и т.п.
Например, можно попросить эксперта, чтобы он рассказал:
В ходе сессии по улучшения клиентского опыта в аэропорте, эксперт SAP рассказал участникам про сингапурский аэропорт Чанги.
Шаг 4: «Думаем» — генерация идей
На этом этапе можно собирать общие идеи по улучшению процесса, или какие-то более конкретные идеи решения проблемы. Например, так был построен процесс в кейсе с аэропортом:
“Мы подготовили для участников клиентский путь, и задача была — наметить направления для улучшений, где поглубже покопать и где можно получить наибольший эффект”
Кроме клиентского пути, есть и другие инструменты генерации идей:
«Тихий мозговой штурм»
Просим участников 2–3 минуты подумать самим, записать свои идеи и потом обсудить. Это позволяет ничего не упустить. Иначе экстраверты выступают вперед, генерят идеи, а интраверты не могут вставить слова.
«Настоящее/будущее — барьеры»
Участники придумывают некую картинку, как может выглядеть жизнь в идеальном мире — например, если бы не было ограничений по бюджету, что бы вы сделали для пассажиров аэропорта?
Далее обсуждается, какие есть барьеры, чтобы попасть в эту картинку уже сегодня. Затем мы составляем список вопросов в формате: “Как мы можем [преодолеть этот барьер]?”, а потом идет генерация идей-ответов на эти вопросы.
Далее идеи нужно отранжировать. Самый простой способ — оценить ожидаемый эффект и реализуемость:
Шаг 5: «Делаем» — тестирование и прототипирование
Что может быть результатом сессии:
Скрайбинг Ксении Копаловой
Почитать:
В ходе доклада Дмитрий ссылается на кучу интересных книг, поэтому я решила собрать их отдельным списочком:
По ссылке можно приобрести запись доклада Дмитрия и других докладов на тему дизайн-мышления.
Если вам понравился конспект — нажмите 👏 (можно “хлопать” несколько раз!)
Приглашаю вас в группу UX Journal на Facebook — там я публикую переводы по UX, статьи и конспекты.