какие действия ребенка помогает компенсировать недостатки зрительного восприятия предмета
Коррекция недостаточности и развитие зрительного восприятия
Виктория Демидова
Коррекция недостаточности и развитие зрительного восприятия
У дошкольников с ОНР отмечается неполноценность процесса восприятия: обнаруживается неумение сосредоточить внимание на объекте, воспринимать достаточно длительное время. В большинстве случаев восприятие кратковременно и поверхностно. Восприятие частей как единства целого у большинства детей с ОНР отсутствует.
Можно выделить следующие основные этапы развития зрительного восприятия:
1 этап должен быть посвящен формированию и развитию зрительных функций, которые обеспечивают поступление информации в мозг и дают основу для обобщения и анализа.Задачи этого этапа:
— Развитие прослеживающей функции глаза;
— Развитие цветоощущения и цветовосприятия. А методами на данном этапе могут стать таблицы Рабкина (от простого к сложному).
2 этап заключается в овладении сенсорными эталонами (общепринятыми образцами внешних свойств предмета).Основными задачами здесь являются:
— Знакомство с эталонами цвета;
— Знакомство с эталонами формы;
— Знакомство с эталонами величины.
Методами для достижения поставленных задач могут быть игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия.
Основной формой обучения зрительному восприятию являются занятия, имеющие игровой характер.Направлениями работы здесь можно выделить:
1) Формирование представлений о сенсорных эталонах.
2) Развитие предметности восприятия.
3) Формирование способов обследования предметов.
4) Развитие восприятия сюжетных изображений.
5) Развитие восприятия глубины пространства.
6) Развитие навыков ориентировки.
Рассмотрим подробнее содержание каждого из данных направлений.
1)Задачи формирования представлений о сенсорных эталонах:
а) Научить обследовать предмет и узнавать в нем его сенсорные качества.
б) Сформировать у детей сенсорные эталоны.
в) Научить находить знакомые эталоны в окружающем пространстве.
г) Развивать сенсорные операции как части обследовательских перцептивных действий.
В работе по формированию ЦВЕТОРАЗЛИЧЕНИЯ необходимо решать следующие задачи: а) Развивать восприятие всех цветов радуги и обучить, в какой последовательности располагаются цвета в спектре. б) Познакомить с понятием оттенка; холодных и теплых цветов. Научить их видеть и показывать.
Примеры заданий по цветоразличению:
Цель: Учить детей получать различные светлые оттенки цвета за счет увеличения и уменьшения белого спектра в круге.Материал: Волчки-8 штук, заостренная спичка; на спичку надеть диск из плотной бумаги диаметром 8 см. Кружки бумаги диаметром 4 см. красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов, с отверстиями в центре и разрезанные по радиусу. При наложении белого кружка на цветной, можно уменьшать или увеличивать белый просвет.
Руководство:Дети должны назвать появляющиеся при вращении волчка цвета и их оттенки: «самый темный», «самый светлый».
Игра «Окраска вод».Цель: закреплять представления об оттенках цветов;учить получать 3 оттенка любого цвета и обозначать их словесно: «темный», «светлее», «самый светлый».
Руководство: дети должны выбрать понравившийся цвет из 6 цветов красок и окрасить ею воду в баночках в 3 оттенка-темный, светлее, самый светлый.
В работе по формированию ФОРМОРАЗЛИЧЕНИЯ необходимо решать следующие задачи: а) Научить детей дифференцировать геометрические фигуры треугольник, квадрат, круг. б) Научить соотносить плоские и объемные изображения.
Примеры заданий по форморазличению:
Игра: «Фигуры из палочек».
Цель: Закреплять знания о прямолинейных геометрических формах (треугольник, квадрат, параллелепипед.,познакомить детей с двумя новыми формами: многоугольником и трапецией. Учить воспроизводить геометрические фигуры.
Раздаточный: Палочки разного цвета (20-30, лист бумаги.
Цель: Учить детей подбирать предметы к геометрическим образцам. Закреплять знание названий и форм (круг, овал, треугольник, параллелепипед, трапеция, многоугольник).
Руководство: Каждому ребенку дается по фигуре дети расходятся по комнате и ищут какую-нибудь вещь такой же формы.
В работе по формированию восприятияВЕЛИЧИНЫ предметов необходимо решать следующие задачи: а) Научить выделять ширину предметов (узкий, широкий). б) Научить выделять высоту предметов (высокий, низкий). в) Научить выделять длину предметов (длинный, короткий).
Примеры заданий по развитию восприятия величины:
Игра «Построим лесенку».
Цель: Закреплять умение строить ряд убывающих по величине объемных тел. Учить анализировать нерасчлененный образ (профильную проекцию).
Раздаточный: Каждому ребенку выдается пять брусков одинаковой длины с разной площадью сечения, куколка.
Руководство: Построить из брусков лесенку, по которой пройдет куколка.
Игра: «У кого какая вещь?»
Цель: Учить детей различать параметры величины предметов.Материал: Елочки (3 высокие, 3 низкие, ленты одинаковой длины (3 широкие, 3 узкие, шнуры одинаковой длины (3 толстых, 3 тонких, линейки одинаковой ширины (3 длинные, 3 короткие).
Руководство:Проверяется понимание инструкций: «Подойдет ко мне самая маленькая елочка» и так далее.
Такая работа ведется прежде всего на занятиях по сенсорному воспитанию, а также на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и развитию речи.
2) Задачи развития предметности восприятия.
а) Научить детей узнавать предметы, предложенные для восприятия в различных модальностях (натуральный предмет, реальные и контурные изображения).
б) Совершенствование и уточнение предметных представлений.
в) Совершенствование навыка обследования предметов.
2. Выделение определенных деталей.
3. Каждая деталь рассматривается отдельно.
3)Задачами формирования способов обследования являются:
а) Формирование, расширение и углубление знаний о предметах окружающей среды (в рамках программы).
б) Формирование способов обследования предметов и развитие на этой основе точности и тонкости зрительного восприятия как познавательной способности.
в)Формирование системы основных умственных операций: анализа, сравнения, классификации, обобщения как основы зрительного восприятия.
Задания: Игра «Составные картинки».
Цель: Учить детей расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать форму из частей.
Руководство: Уточнение, из каких фигур составлены рисунки. Построить эти рисунки.
4) Задачи развития восприятия сюжетной картинки.
а) Обучение детальному последовательному и целостному восприятию сюжетного изображения. (Ознакомление с планом рассматривания картинки):
— Во что он (оно) одет (одеты, связь со временем года, погодой, временем суток.
— Что изображено на первом плане, на втором, на третьем.
— Пейзаж: рассматривается сверху вниз.
б) Обучение умению соотносить имеющиеся представления о предметах и явлениях с образами их признаков, возникающих при зрительном восприятии картины.
в) Обучение устанавливать причинно-следственные отношения (и другие логические связи и отношения) персонажей картины на основе выделения и осмысления информативных признаков, изображенных на картине.
5) Задачи развития восприятия глубины пространства.
а) Развитие пространственного восприятия на основе формирования нестереоскопических способов восприятия глубины пространства.Способами здесь являются:
— Тени и оттенки предметов: чем дальше объекты, тем больше они размыты.
б) Обучение детей применению сформированных способов восприятия глубины пространства в познавательной и практической деятельности.
в) Развитие глубинного зрения, глазомера.Упражнения: «Попади мячом в цель», «Попади мячом в корзину», «Лабиринты»
г) Обобщение предметных представлений за счет взаимного перекрещивания (ориентировка в большом пространстве)
6) Задачи развития навыков ориентировки.
а) Формирование,расширение и уточнение пространственных представлений:
— Ориентировка на листе бумаги. Используют различного рода «Лабиринты».Даются задания: «Показать верхний левый угол» и так далее.
б) Обобщение предметных представлений за счет уточнения взаимного расположения частей предмета и активизация оперирования представлениями о предмете в пространственной ориентировке в окружающей действительности. Рекомендуется конструирование и реконструирование фигур.
Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Игра 1. «Пляшущие тени» Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления.
Игры на развитие зрительного внимания «У кого такие же синие глаза?» Чему учится ребенок:[ находить одинаковые синие глаза; проверять однородность путем наложения; понимать.
Конспект НОД «Домашние животные» для развития зрительного восприятия для детей с ОВЗ Тема: Домашние животные Цель: Формирование зрительного восприятия у воспитанников старшей группы комбинированной направленности. Задачи:.
Конспект занятия по развитию речи и зрительного восприятия с дошкольниками с нарушением слуха 3–4 лет «Лиса» Задачи: • учить анализировать предмет, подбирать геометрические фигуры и выкладывать предмет из геометрических форм; • формировать представления.
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения «На лесной полянке» Цель: способствовать развитию зрительного восприятия, формированию у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин.
НОД по развитию зрительного восприятия «Школа. Школьные принадлежности» для детей с нарушением зрения НОД по развитию зрительного восприятия » Школа. Школьные принадлежности » для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе.
Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения, средствами конструирования Дети, с которыми я работаю – это дети с особыми образовательными потребностями, имеющие различные заболевания глаз: косоглазие, амблиопию,.
Развитие зрительного восприятия в процессе рисования с детьми с нарушением зрения «Развитие зрительного восприятия в процессе рисования» Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной.
Эмпирическое исследование особенностей развития зрительного и целостного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР 1. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Настоящее исследование проводилось на базе «ГБУСО КО реабилитационный центр для детей и подростков.
Конспект занятия по коррекции зрительного восприятия у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста на тему «Я и мое тело» Социально-бытовая ориентировка Задача. Формирование представлений об индивидуальных зрительных возможностях, формирование умения рационально.
«Коррекция недостатков зрительного восприятия»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольская специальная школа-интернат №1»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
«Коррекция недостатков зрительного восприятия»
ПОДГОТОВИЛА: учитель начальных классов
Познавательные возможности органа зрения : выделение в предмете формы, цвета, величины, материала, фактуры, конструкции, степени привлекательности и др.
Основные задачи по развитию и коррекции зрительного восприятия :
· формирование умения всматриваться;
· распознавание и называние цвета, формы и т.д.;
· сравнение и группировка по внешним признакам;
· развитие визуального выборочного восприятия (интерпретация того, что мы видим, в том числе посредством понимания таких элементов, как сходство – различие, изображение – фон, способность к визуальному дополнению части до целого).
В качестве учебно-тренировочного материала используются образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, геометрический комод (набор плоскостных и объемных геометрических фигур), мозаика, цветной конструктор и прочее. Для коррекции зрительного восприятия применяются разрезные картинки, картинки предметов с ошибками в размерах, предъявление предметов в перевернутом виде, узнавание целого по фрагменту, складывание сборно-разборных игрушек, применение зрительно-двигательного моделирования формы (обведение по контуру, ощупывание с целью определения формы и размера). В последнее время распространение приобретает разглядывание в коррекционных целях так называемых магических стереокартинок (Приложение 1)
Наиболее типичные задания и упражнения:
3. Найди такой же по цвету, размеру и т. п.
4. Узнай предмет по его части, контуру.
5. Нарисуй что-нибудь желтое квадратное, зеленое круглое.
В процессе предметно-практической деятельности дети знакомятся с хроматическими (цветные) цветами и ахроматическими (не цветные: черный, белый, серый) и их оттенками, учатся выделять теплые и холодные краски, адекватно раскрашивать предметы, распознавать и получать на бумаге мягкие пастельные и резкие контрастные сочетания цветов, представлять цветонасыщенность и цветоконтрастность. Исключение при ознакомлении составляет голубой цвет как трудный для первоначального восприятия (в английском языке даже существует одно название «blue» для обозначения синего и голубого цветов).
· Цветовая унификация – предметная направленность цвета.
· Варьирование цвета одного и того же предмета. Например, лист – весной, летом и осенью; плод – зеленый и созревший.
· Выделение оттенков. Например, сравнение зеленых листьев разных пород деревьев.
· Классификация предметов. К примеру, разложить пуговицы трех цветов (разные оттенки, форма, размер) в соответствующие коробки по их основному цвету (зеленый, красный, желтый).
Для развития и коррекции недостатков зрительного восприятия детям требуется специально организованное обучение.
При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причем 90% этой информации – зрительная. Ребенок, имеющий глубокую зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно.
Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрительного анализатора
Коррекционная работа с детьми, имеющими
нарушения зрительного анализатора
В педагогическом процессе выделяют следующие группы детей, имеющих нарушения зрительного анализатора:
— слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо, имеющие остаточное зрение, либо сохранившие способность к светоощущению;
— абсолютно, или тотально, слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений;
— частично, или парциально, слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04;
— слабовидящие – дети с остротой зрения 0,05 до 0,2.
Выпадение зрения как ведущего анализатора приводит к сенсорной перестройке. В восприятии большого пространства слепыми немаловажное значение имеют слуходвигательные рефлекторные связи. У инвалидов по зрению с остротой зрения от 0,03 до 0,02 и ниже в организации сенсорной сферы доминируют тактильно-кинестезические ощущения.
Компенсация зрительных нарушений обеспечивается системой коррекционных мероприятий, благоприятствующих психическому и физическому развитию, а также деятельности сохранных анализаторов.
Сенсорное воспитание незрячего или слабовидящего ребенка – это один из видов обучения, без которого невозможен в дальнейшем весь процесс обучения. Поэтому, чем раньше систематически и целенаправленно развивать двигательные возможности ребенка, компенсируя нарушения зрения осязанием, моторикой, слухом, тем успешнее будет протекать дальнейшее развитие ребёнка.
Сенсорное воспитание предполагает несколько ступеней, исходя из возрастных особенностей детей. Первая ступень познания начинается через стимуляцию движения руки. Рука компенсирует зрение. Родители должны научить ребенка различным движениям руки и в первую очередь хватательным движениям. Когда ребенок научится держать игрушку, можно развивать следующую деятельность: одна рука держит, а другая – манипулирует. Например, малыш держит в одной руке коробочку, а другой складывает туда кубики, колечки и другие мелкие предметы. Действия двумя руками одновременно – это развитие обоих полушарий головного мозга.
Вторая ступень – развитие у ребенка чувственного восприятия окружающего мира через передвижение в пространстве и действия с предметами-игрушками. Так как сам ребенок не может это сделать, подражая кому-то, начинается его деловой контакт с родителями через совместные действия руки взрослого с рукой ребенка. Формирование навыков правильного действия с предметом происходит, прежде всего, в естественных потребностях (одевание, кормление, гигиена, игры). Все предметы нужно давать ребенку в руки. Пусть он пощупает, понюхает, даже попробует их на вкус. При совместных действиях (рука взрослого и рука ребенка) необходимо не только показывать действия с этим предметом, но и сопровождать их словесным описанием. Основное здесь не просто
ощупать и узнать предмет- игрушку, а побудить ребенка к действию с данным предметом, к овладению способом употребления его.
Третья ступень познания – игра, которая является основной деятельностью ребенка. В игре он реализует свое желание участвовать в жизни окружающих людей. Слепой ребенок, не видя игр и играющих детей, не может им подражать, поэтому его игры бедны по отражению и содержанию окружающей жизни. Слепые дети не могут самостоятельно обучиться играть. В игре ведущую роль должен взять на себя взрослый. Игра является средством познания окружающей среды, способом компенсации недостатков, связанных со слепотой, развитием стремления к движению, преодолению чувства страха перед неизвестными предметами, хорошей ориентировкой.
Сам процесс обследования игрушки и игровая деятельность подводит слепого ребенка к поисково-практическим действиям, – четвертому этапу сенсорного воспитания. Это уже ближе к учебным занятиям. Здесь пользуются игрушками учебными (дидактическими, когда в процессе игры ребенок учится:
сравнивать и подбирать; пробует из частей составить целое (матрешки, различные пирамиды, кубики); путем осязания постигает форму, размеры; развивает моторику.
Этот период незаметно сливается с пятым этапом – соединения сенсорного опыта с практической деятельностью. Круг учебных игрушек можно расширить, употреблять в игре учебную терминологию (круг, квадрат, треугольник; прямая линия, точечная, пунктирная; высокая – низкая, большой – маленький). Эти дидактические игры развивают внимание, наблюдательность, помогают обобщать, сравнивать. («Подбери по форме», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Сделай сам по образцу», «Какая поверхность на осязание?», «Что ты чувствуешь в руке?» (бумага, ткань, железо, пластмасса).
Шестой ступенью сенсорного развития является подготовка незрячего ребенка к изобразительной деятельности. Здесь помогут лепка, аппликационное конструирование, рисование и конструирование. Овладение приемами лепки является одной из важных ступеней в подготовке слепого ребенка к письму и чтению по Брайлю.
Для подготовки слепого или слабовидящего к систематическому обучению письму необходимо развить его слух. Педагогу необходимо помочь ребенку разобраться в том многообразии звуков и шумов, которые окружают его, и не только разобраться, но и научиться копировать их. Подражание, а в дальнейшем и дифференциация этих звуков способствуют развитию фонематического слуха при подготовке ребенка к школе.
При обучении письму слепого ребенка очень важно подготовить, развить осязающую руку. Специальное внимание уделяется упражнениям, способствующим развитию координации движений кисти и пальцев руки. Огромную роль при этом играют трудовые операции самообслуживания, в которых слепой ребенок овладевает навыками осязательного восприятия и распознания своей одежды, ее лицевой и изнаночной, передней и задней стороны, отдельных деталей.
Незрячий малыш должен научиться налаживать эмоциональные связи, общение с окружающими. Это поможет ему социально адаптироваться, быть более самостоятельным. Успехи в обучении и хорошие взаимоотношения со сверстниками помогут ребенку выработать такие важные личностные качества, как самоуважение,
потребность в самовыражении, целеустремленность.
Независимость и самостоятельность слепых, сокращение разрыва между возможностями слепых и зрячих в общественной, трудовой, бытовой, культурной и других сферах человеческой жизни определяются уровнем овладения инвалидами по зрению навыками пространственной ориентировки, где немаловажную роль играют адекватные пространственные представления.
Слепые и слабовидящие дети, как правило, посещают специализированные дошкольные и школьные учреждения, где для них предусмотрены определенные педагогические методики.
Какие действия ребенка помогает компенсировать недостатки зрительного восприятия предмета
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Восприятие – это сложный процесс общего отображения всех свойств явлений и предметов.
Статья:
Восприятие – это сложный процесс общего отображения всех свойств явлений и предметов. Оно охватывает в совокупности все суждения, действия, память, эмоциональное отражение, собственные ощущения. Ощущение отображает в нашем сознании отдельные свойства и качества предмета. Процесс восприятия анализирует и синтезирует прошлый опыт накопленных ощущений и отображает их в сознании.
Нарушение восприятия у детей, связанное с недостаточностью раздражителей и информации, не может правильно ориентировать ребенка в окружающей среде. Восприятие является отражением комплексного раздражения.
Определяя окружающие нас предметы, мы основываемся на образе, полученном в результате предыдущего опыта. Получая неполноценный опыт из-за какого-либо физического дефекта, мы воспринимаем образ, не соответствующий его действительным качествам.
Особенности восприятия у детей с нарушением зрения
Обладая полноценным зрением, человек при определении образа основывается на его предметности, целостности, осмысленности, значимости. При этом целостность предмета или явления состоит в различных нюансах, объединенных одним целым.
Недостатки в восприятии у детей с нарушением зрения откладывают негативный отпечаток на их интеллектуальное и психическое развитие.
С младенчества ребенок, обладающий неполноценным зрением, воспринимает мир и предметы в искаженном виде. Он не может четко определить грани предмета, цветовая гамма бывает лишена оттенков, затруднено пространственное ощущение предмета.
На фоне нарушения восприятия у детей появляются страхи, додуманные, иллюзорные объекты, вызывающие растерянность и плохую ориентацию в окружающем мире.
В результате дефектов зрения у детей может развиться оптическая (зрительная) агнозия –нарушение узнавания зрительных образов.
У детей с нарушением восприятия зрительных образов наблюдается пониженный познавательный горизонт. На всех этапах развития наблюдается психическая недоразвитость, а иногда развитие психических заболеваний. Порой восприятие у детей, имеющих нарушения зрения, влечет за собой нарушение или недоразвитость речи, снижение слуха.
Образовательный процесс таких детей проходит с затруднением и отставанием от сверстников.
Пространство и время детьми с ограниченным зрением постигаются с трудом. Иногда они путают правую и левую стороны, долго не могут запомнить времена года, часы, месяцы. Все это является результатом нарушения у детей восприятия окружающей среды.
Кроме того, у детей с нарушением зрения наблюдается узость восприятия. Они плохо ориентируются на местности, замечают меньше подробностей.
Часто нарушение восприятия у детей становится причиной неуспеваемости в школе, т.к. им трудно определить приоритеты, вычленить главное, уловить суть.
Школьные проблемы у них начинаются с первых дней, когда нужно учиться писать, читать. В результате искаженного зрения ребенок не может правильно изобразить буквы.
Все это порождает нарушения психики ребенка.
Восприятие у детей с ЗПР
Задержка психического развития детей – ЗПР – может быть вызвана как органическими факторами, так и психологическими. Одним из них является нарушение у детей восприятия окружающего мира.
Часто неправильное восприятие у детей окружающей действительности влечет за собой и психические проблемы.
Иногда говорят о том, что картинки, нарисованные детьми с задержкой психического развития, характеризуют их болезненное состояние, т.е. больную психику. Но, по сути, дети с нарушенным восприятием мира рисуют мир таким, каким они его видят.
Следовательно, восприятие мира, являющееся результатом нарушения зрительных или слуховых образов, влечет за собой и нарушение в развитии ребенка. Искаженное восприятие у детей с ЗПР является выражением их ощущений окружающих предметов и явлений.
У детей с нарушением зрительных функцией иногда формируется разрозненное, фрагментарное зрительное восприятие, при этом знание мира также имеет фрагментарный характер. Вследствие этого происходит неправильное восприятие окружающего и ведет к задержке в развитии.
В процессе развития ребенка необходимо задействовать память и мышление, но в ситуации, когда эти понятия искажены, происходит нарушение восприятий и снижение уровня развития.
Восприятие у детей с ЗПР по сравнению с ровесниками имеет намного меньше граней воспринимаемых ощущений.
Малый объем воспринимаемого материала, слабое различие конфигураций объекта, затруднения восприятия сюжетов, явлений, замедленность восприятий, трудности с ориентацией – все это сказывается на развитии ребенка.
Нарушение восприятия у детей должно быть особой заботой взрослых. Без их помощи ребенку трудно войти в сложный взрослый мир.