какие действия по охране окружающей среды могут быть осуществлены волонтерскими организациями
Экологическое волонтерство: посмотреть мир, помогая природе
МОСКВА, 12 фев — РИА Новости. Экологическое волонтерство — один из самых интересных и доступных видов добровольческой деятельности, который стал особенно популярен в России во время Года экологии.
Эковолонтеры работают с заповедниками и организациями, занимающимися охраной природы. Они помогают в уборке и обустройстве территорий заповедных земель, проведении исследований и многом другом. Также эковолонтеры принимают участие в различных субботниках, а иногда просто следят за чистотой своего города, района или даже двора. Не менее важным аспектом их деятельности является работа с населением. Волонтеры учат людей, как жить в гармонии с природой, рассказывают о проходящих экологических акциях или же правильной утилизации мусора.
Стать волонтером
Принять участие в экологической акции довольно легко: нужно лишь найти подходящую программу для волонтеров и оставить заявку на участие. Специальные навыки, как правило, для этого не требуются, но если вы опытный турист или специалист в какой-то релевантной области, то это станет существенным плюсом.
Также в России существуют волонтерские центры и клубы, которые принадлежат заповедникам, вузам и организациям, занимающимся экологией. В них, например, могут научить оперативной помощи при ликвидации последствий разливов нефти, кольцеванию птиц, выращиванию растений, взаимодействию с командой волонтеров. Так, например, проект «Большая байкальская тропа» предлагает пройти курсы бригадиров и переводчиков.
В программу обучения бригадира входит строительство троп, техника безопасности, организация лагеря, оказание первой медицинской помощи, психология. А переводчиков научат основам общения на иностранном языке, психологическим особенностям иностранных и русских волонтеров, а также правилам поведения в проблемных ситуациях.
Дома не сори!
Главный плюс экологического волонтерства — его доступность. Любой человек может найти свою нишу. Например, если здоровье не позволяет вам принять участие в программе, которая предполагает работу в суровых климатических условиях, где основные задачи волонтеров будут связаны с тяжелым физическим трудом, или же вы не готовы потратить 14 дней (столько в среднем волонтерская программа) на участие в экоакции, то всегда можно, например, убрать мусор в парке рядом с домом.
Подобные акции, кстати, часто проходят в Москве и Петербурге. Волонтеры, активные граждане, экологические организации и движения организуют акции по уборке парков и скверов города. Также они проводят акции по бесплатному обмену строительными материалами и инструментами, чтобы сократить количество утилизируемых отходов.
Какие действия по охране окружающей среды могут быть осуществлены волонтерскими организациями
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 5 февраля 2020 года N 5-р
В целях реализации задачи по обеспечению развития инфраструктуры методической поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации, определенной разделом I Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст.8791), в соответствии с пунктом 57 Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.Голиковой 20.06.2019 N 5486п-П44:
2. Департаменту государственной политики и регулирования в сфере ООПТ и Байкальской природной территории (Шмакову И.В.) в месячный срок обеспечить его направление в подведомственные Министерству федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения.
Приложение
к распоряжению Минприроды России
от 5 февраля 2020 года N 5-р
Методические рекомендации по ведению добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
1. Общие положения
1.3. Основными документами, регулирующими вопросы осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях, являются:
— Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.2015 «Интеграция добровольчества в дело мира и развития: план действий на следующее десятилетие и последующий период»;
— Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст.1930; 2019, N 49, ст.6966);
1.4. В настоящих Методических рекомендациях используются термины «благотворительная деятельность», «добровольческая (волонтерская) деятельность», «участники благотворительной деятельности», «участники добровольческой (волонтерской) деятельности», «организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности», «добровольческая (волонтерская) организация», «благополучатели», определенные Федеральным законом N 135-ФЗ.
1.5. Добровольческая (волонтерская) деятельность на особо охраняемых природных территориях осуществляется в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в предусмотренных Федеральным законом N 135-ФЗ целях:
— содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий;
— охраны окружающей среды и защиты животных;
— подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
— подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
— оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
— содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
— содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
— охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
— содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;
— содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
— содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
— поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций.
Рекомендуемым приложением к программе добровольческой (волонтерской) деятельности является смета предполагаемых поступлений и планируемых расходов, этапов и сроков ее реализации.
Рекомендуемый образец программы добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2. Основные направления и мероприятия добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях
2.1. Добровольчество (волонтерство) предполагает наращивание компетенций добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций по различным направлениям осуществляемой деятельности, предусмотренным Концепцией, включая сферы образования, культуры, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и другие сферы.
2.2. На особо охраняемых природных территориях в целях содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий рекомендуется предусматривать участие добровольцев (волонтеров) по таким направлениям, как:
— участие в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий;
— участие в организации и проведении спортивных мероприятий среди лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— участие в пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
— вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность известных спортсменов, профессиональных работников сферы физической культуры и спорта.
2.3. На особо охраняемых природных территориях в целях охраны окружающей среды и защиты животных рекомендуется предусматривать участие добровольцев (волонтеров) по таким направлениям, как:
— содействие восстановлению природных экосистем, очистке природной среды от мусора, в том числе в организации раздельного сбора отходов;
— содействие природоохранной деятельности;
— содействие формированию экологической культуры и экологического просвещения;
— участие в охране животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания;
— содействие в оказании помощи осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями учреждениям в сфере сохранения в естественном состоянии природных комплексов и содействие в работе по выявлению фактов нарушения лесного законодательства Российской Федерации;
— организация и проведение природоохранных акций, направленных на сохранение природных комплексов и объектов (в том числе, но не ограничиваясь акциями, такими, как «Ель», «Первоцвет»);
— проведение обучающих семинаров для государственных инспекторов федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями;
— осуществление специальных биотехнических мероприятий в целях повышения численности объектов животного мира, в том числе, редких и находящихся под угрозой исчезновения;
— проведение научных исследований, в том числе ведение Летописи природы;
— проведение учета диких животных;
— сбор данных о состоянии экосистем, подвергающихся антропогенному воздействию, а также данных о состоянии популяций редких видов растений и животных, ценных охотничье-промысловых видов животных, иных видов, имеющих существенную хозяйственную или биологическую значимость;
— проведение работ в питомниках по разведению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений;
— организация и проведение научных конференций, симпозиумов, семинаров и иных мероприятий;
— проведение профилактических мероприятий, направленных на поддержание условий, обеспечивающих санитарную безопасность;
— организация и проведение природоохранных акций, направленных на очистку природной территории от мусора (в том числе, но не ограничиваясь такими акциями, как массовые акции «Марш парков», «Чистый берег», «Зеленая весна»);
— организация и проведение массовых природоохранных мероприятий, в том числе международных (включая, но не ограничиваясь, такими мероприятиями, как День Земли, Международный день биологического разнообразия, Международный день водно-болотных угодий, День тигра, День птиц), и иных событий, важных для пропаганды идей заповедного дела;
— восстановление вырубленных, погибших, поврежденных лесов, обеспечивающее сохранение биологического разнообразия лесов и полезных функций лесов, путем посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных растений;
— уход за посадками лесных растений;
— восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
— мероприятия по сохранению в естественном состоянии природных комплексов.
Указанные мероприятия на особо охраняемых природных территориях необходимо осуществлять с учетом требований законодательства Российской Федерации по сохранению среды обитания объектов животного мира, охране редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, требований по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.
2.4. На особо охраняемых природных территориях в целях подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев, участие добровольцев (волонтеров) рекомендуется предусматривать в таких мероприятиях, как:
— популяризация и освоение с участием добровольцев (волонтеров) профилактических мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и пожаров, основных способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— развитие наставничества, предполагающего участие профессиональных спасателей и работников профессиональной пожарной охраны в обучении спасателей-добровольцев и добровольных пожарных.
2.5. По направлению «участие добровольцев (волонтеров) в ликвидации пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» на особо охраняемых природных территориях участие добровольцев (волонтеров) рекомендуется предусматривать в таких мероприятиях, как:
— содействие в ликвидации пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
— содействие в поиске пропавших людей, а также содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка в добровольных народных дружинах.
Какие действия по охране окружающей среды могут быть осуществлены волонтерскими организациями
Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
2. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
3. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
4. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды. Общественные инспекторы по охране окружающей среды при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора.
(п. 4 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 353-ФЗ)
5. Общественным инспекторам по охране окружающей среды выдаются удостоверения.
(п. 5 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 353-ФЗ)
6. Общественные инспекторы по охране окружающей среды имеют право:
1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;
2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;
3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;
4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;
5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения.
(п. 6 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 353-ФЗ)
7. Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, в том числе форма удостоверения, порядок его выдач, порядок взаимодействия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов по охране окружающей среды, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(п. 7 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 353-ФЗ)
Какие действия по охране окружающей среды могут быть осуществлены волонтерскими организациями
Положения ст. 11 (в ред. ФЗ от 26.07.2019 N 195-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Сроки действия разрешений и лимитов на выброс / сброс загрязняющих веществ в отношении объектов I категории, истекающие с 01.01.2021 по 31.12.2021, продлены на 12 месяцев (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440).
(часть 1 в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 496-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ)
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня получения комплексного экологического разрешения при установлении временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов для действующих объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, достижение нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов в результате реализации мероприятий, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды, не требуется.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При проектировании, строительстве и реконструкции объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, требования пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются до дня опубликования соответствующих информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
5. Если разрешения на строительство объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, выданы до 1 января 2019 года, требования пункта 2 статьи 38 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются.
6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.
7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
8. С 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяются следующие коэффициенты:
8.1. До получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду лимиты на выбросы и сбросы признаются соответственно временно разрешенными выбросами, временно разрешенными сбросами, указанными в пункте 4 статьи 16.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
8.2. До получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
(часть 8.2 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с положениями Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции настоящего Федерального закона).
10. Положения подпункта 7.5 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 1 января 2019 года, а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 1 января 2019 года проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.
(часть 10 введена Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ)
11. В состав заявки на получение комплексного экологического разрешения информация о положительном заключении государственной экологической экспертизы на объекты, указанные в части 10 настоящей статьи, не включается, если получение такого заключения в соответствии с законодательством об экологической экспертизе до 1 января 2019 года не требовалось.
(часть 11 введена Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ)
Проекты
Статус проекта: проект не получил поддержку
Волонтерское движение по охране окружающей среды
Краткое описание
Проект направлен на вовлечение граждан в охрану окружающей среды посредством проведения мероприятий общественного контроля и своевременное устранение несанкционированных свалок мусора силами нарушителей, санкциями надзорных органов, а также волонтёров проекта.
Цель проекта: создание и развитие в Пермском крае волонтёрского движения в сфере охраны окружающей среды
В рамках проекта будут проводиться следующие мероприятия:
1. Организация патрулирования в предполагаемых местах появлений свалок ТКО и промотходов;
2. Организация поисковых мероприятий по обнаружению виновников появления свалки, предоставление материалов компетентным органам;
3. Организация мероприятий побуждения виновника нарушения к ликвидации свалки отходов (переговоры с руководством предприятия, распространение информации);
4. Организация агитационных мероприятий по бережному отношению к окружающей среде;
5. Формирование экологической культуры населения путём проведения в школах и иных учебных заведениях специальных лекций и уроков;
6. Проведение конкурса экологических инициатив среди учебных заведений Пермского края (в рамках конкурса педагогам – руководителям добровольческих отрядов предлагается провести уроки, основываясь на предоставленном учебном комплекте, провести ряд добровольческих мероприятий природоохранного характера, а также создать произведение (рисунок, стихотворение, видеоклип) на тему охраны природы и бережного отношения к ней);
7. Благоустройство (озеленение) территорий, очищенных от несанкционированных свалок мусора;
8. Информирование жителей населённых пунктов (в зоне патрулирования) о проделанной работе.
Данный проект использует комплексный подход в решении экологических проблем, который включает в себя не только устранение последствий безответственного отношения к окружающей среде посредством проведения субботников, но и подразумевает профилактические меры в пресечении образования несанкционированных свалок, а также экологическое воспитания с помощью разработки уникального учебно-методического пособия и проведения конкурса Экологических инициатив. Таким образом, участие в решении экологических проблем посредством проведения добровольческих мероприятий способствует формированию экологической ответственности у жителей края, служит профилактикой экологически опасного поведения, а также формирует ответственность за состояние окружающей среды.