какие действия педагога позволят повысить эффективность технологии проблемного обучения
«Повышение эффективности учебного процесса на уроках истории посредством применения методов проблемного обучения».
«Повышение эффективности учебного процесса на уроках истории посредством применения методов проблемного обучения».
Просмотр содержимого документа
««Повышение эффективности учебного процесса на уроках истории посредством применения методов проблемного обучения».»
«Повышение эффективности учебного процесса на уроках истории в 5-9 классах посредством применения методов проблемного обучения».
В процессе модернизации современного образования главным в обучении является не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Для достижения целей, стоящих перед современным образованием, использование прогрессивных образовательных технологий является в настоящее время одним из важнейших условий эффективности обучения. Не напичкать учащихся знаниями, а сформировать у них положительную мотивацию учения, создать атмосферу заинтересованности в учебной деятельности.
«Ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». Ф. Рабле.
Что же представляет собой проблемное обучение? В учебном пособии Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Учитель должен уметь создавать проблемную ситуацию и через постановку познавательных задач организовать самостоятельную деятельность школьников. Ученики, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию. Активность возникает в процессе работы учеников, поставленных в соответствующую ситуацию.
Основная цель проблемного обучения – вызвать к действию внутренние побуждения учащихся, потребность к поиску как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность.
Актуальность данной технологии заключается в том, что сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.
Таким образом, проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:
формирование у учеников необходимого объема ЗУН
развитие творческого мышления
развитие навыков самостоятельной работ
развитие способности к самообучению
формирование исследовательской активности.
Но у данного метода есть и свои недостатки:
стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);
уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;
метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.
Но, несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.
Что представляет собой проблемный урок? Структура проблемного урока:
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
На своих уроках я применяю разные варианты постановки проблемы урока:
Учащимся предлагаются два противоположных факта или две противоположные оценки, которые должны подтолкнуть их к постановке проблемного вопроса.
Учащиеся знакомятся с двумя историческими источниками или с историческим источником и статистическими данными, оценкой, мнением современников или историков, выявляют противоречие и формулируют проблему урока.
Учащиеся знакомятся с темой урока и должны предположить какая проблема будет решаться на уроке.
Тема урока может быть сформулирована как проблема урока («Петр I – реформатор или революционер?», «Николай II – «Кровавый» или «многострадальный?»).
Актуализация знаний (Что необходимо вспомнить из изученного материала для решения проблемы урока?).
Планирование деятельности (Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?)
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
В проблемном обучении применяют основные три метода:
Учитель подаёт информацию в необычной форме, акценты расставляет так, чтобы активизировать у учащихся процесс мышления. Информация учителя создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, возникновение сомнений. Сила проблемного изложения в его прогностических качествах. По мере изложения материала ученики нередко предвосхищают очередной шаг учителя в рассуждениях или строят его иначе, по – своему, проявляя тем самым творческое мышление. Учитель формулирует проблему исследования, поставленную учёными, излагает гипотезы, которые были выдвинуты исследователями, намечает способы их проверки.
Беседа – диалог между учителем и учеником. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность и самостоятельность учащихся.
Целевая направленность беседы на решение проблемы с помощью картины. Учащимся предлагается какая-либо картина, рисунок или фотография. Объясняя те или иные фрагменты этой картины, разрешается проблема, которую учитель задает детям вместе с картиной. Обобщая все высказывания, создается какое-нибудь представление о том или ином явлении или событии, изображенном на картине.
Логическая взаимосвязь вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги решения проблемы.
Проблемный характер большей части вопросов, включённых в беседу.
Самостоятельность учащихся в поиске ответов на вопросы.
Доказательное целостное решение проблемы, поставленной в начале беседы.
Обеспечивает усвоение опыта творческой деятельности. Призван научить самостоятельному овладению способами поиска знаний. Функция учителя при использовании этого метода заключается, прежде всего, в конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий, а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом. Школьники могут использовать различные источники знаний (словари, справочники, энциклопедии).
Выражение решения проблемы.
Применение нового знания (выполнение заданий по теме урока).
Как при помощи проблемных методов обучения можно повысить эффективность учебного процесса? Благодаря чему проблемное обучение дает более высокие результаты? Более высокая эффективность проблемного обучения, проявляется в том, что
проявляется большая интеллектуальная активность учащихся, вызываемая познавательной потребностью – это желание во что бы то ни стало найти искомое неизвестное, без которого они не смогут решить поставленную задачу;
во-вторых, знания усваиваются как некие общие закономерности или способы действий, позволяющие использовать их и впредь при решении широкого круга других задач, а не как иллюстрация частного случая, относящегося к изучаемой закономерности, которая при традиционном обучении обычно сообщается учащимся в готовом виде.
Результативность применения технологии проблемного обучения заключается в том, что:
результаты работ учащихся, как в учебной, так и во внеклассной деятельности позволяют им поверить в себя, в свои знания:
через постоянную поддержку учебной мотивации;
через поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
через развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
через формирование умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Учащиеся, через активизацию познавательной деятельности, путём решение проблемных заданий на уроке не останавливаются на этом, а принимают участие в различных конкурсах, самостоятельно готовят презентации и дополнительный материал к занятиям. Различного вида поощрения (дипломы, сертификаты, грамоты) стимулируют их и являются реальным показателем эффективности учебного труда.
Сложности данной технологии в том, что научить всех и всему в короткий срок нереально. Необходима длительная и кропотливая работа с учетом индивидуальных особенностей детей и оказание им дифференцированной помощи в преодолении трудностей. На начальной стадии проблемного обучения учащимся необходимы точные указания, где они могут найти дополнительные сведения, что с чем следует сопоставить.
Наиболее сильные ученики активно включаются в поиск. Намечают и применяют различные пути подхода к разрешению вопроса. Им не нужно частое вмешательство учителя, они стремятся к самостоятельности.
Ученики со средними учебными возможностями, в отличие от сильных учеников, нуждаются в большей помощи. Главная их трудность – правильно определить этапы действия по проблеме, последовательно и логично раскрыть содержание задачи. Задача учителя – довести до сознания учеников, что является причиной, а что следствием. Это и является основой строгой логической последовательности.
Ученики со слабыми учебными возможностями на первых порах теряются и часто отказываются от самостоятельного познавательного поиска. Для таких учащихся необходимо расписать весь ход действий и указать источники, к которым следует обратиться. Этих учащихся надо учить процессу доказательства. При постановке проблемы необходимо учитывать объема работы, темп и дать необходимые инструкции и разъяснения, зачем нужна данная работа. Зачастую такая работа требует показа образца.
Мастер-класс «Использование элементов проблемного обучения как фактор повышения эффективности реализации ФГОС до»
Ольга Крикун
Мастер-класс «Использование элементов проблемного обучения как фактор повышения эффективности реализации ФГОС до»
Цель: создать условия для повышения уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации образовательной деятельности.
— Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В преддверии дня Татьяны я прошу хлопнуть в ладоши всех Татьян, участниц нашего конкурса. Уважаемые Татьяны, сегодня вам предоставляется уникальная возможность принять участие в мастерклассе. Я прошу вас подняться на сцену и выбрать себе удобное место за столом.
— У меня в руках находится документ, который должен повлиять на всех нас, который не дает спокойно спать, О нём все много говорят, но до сих пор многие не знают, что с этим делать? Как вы думаете, какой это документ? (Педагоги отгадывают (ФГОС ДО)
— Да это ФГОС ДО. Думаю, что за последнее время работы, многие из нас пришли к выводу, что в условиях реализации стандарта ключевой идеей является реализация системно-деятельностного подхода. И поэтому тема нашего мастер-класса: «Использование элементов проблемного обучения как фактор повышения эффективности реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
— Сегодня я хочу поделиться своими методическими наработками по этой технологии в области физического развития детей. В своей деятельности я применяю её в работе со всеми участниками образовательного процесса.
— Я предлагаю вам вспомнить и рассмотреть методы и приемы создания проблемной ситуации, а также привести примеры их решения.
— Одним из методов построения проблемной ситуации по мнению исследователей И. А. Ильницкой, О. В.Остапенко является:
1. Побуждение детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. (Дети высказываются, и их мнения расходятся. Выдвигаем предположение, проводим опыт и сравниваем).
Проблемная ситуация: Нам нужно сделать мяч для метания из подручных средств. Уважаемые коллеги, как могут решить эту проблемную ситуацию ваши воспитанники?
— Следующим методом построения проблемной ситуации является:
2. Учет и использование типичных ошибок детей или их односторонний подход к явлениям.
Проблемная ситуация: Дошкольники привыкли использовать бумагу в её прямом назначении, в один из дней инструктор по ФК предложил детям бумагу в качестве физкультурного оборудования.
— Коллеги, как вы предложите решить эту проблему? Решение предложенной проблемы.
— Еще один метод –это:
3. Побуждение детей к сравнениям, сопоставлениям противоречивых факторов, явлений.
Проблемная ситуация: После выполнения интенсивных физических упражнений кожа детей оказалась влажной. «Почему кожа влажная? Ведь никто из детей не мочил тело!»
— Коллеги, как вы предложите решить эту проблему? Решение предложенной проблемы.
— Методом построения проблемнойситуации также является:
4. Стимулирование детей к выполнению новых заданий старыми способами.
Проблемная ситуация: В двигательной деятельности в спортивном зале дети учились подбрасывать и ловить мяч. У каждого был свой мяч. В двигательном уголке групповой комнаты мячей мало, а желающих подбрасывать и ловить мяч много. «Как можно одновременно выполнить это упражнение всем желающим?»
— Коллеги, как вы предложите решить эту проблему? Решение предложенной проблемы.
5. Создание преднамеренного столкновения жизненных представлений детей с научными фактами, для объяснений, которых у детей не хватает знаний и опыта.
Проблемная ситуация: Познакомили детей с научным фактом: «Все живые организмы на 2/3 состоят из воды, в том числе и растения, животные и человек. Посмотрев внимательно на комнатные цветы, овощи,друг на друга дети с удивлением спрашивают: Где же вода? На руках, на теле воды нет, а если она внутри, то почему она не хлюпает, когда мы прыгаем?»
— Коллеги, как вы предложите решить эту проблему? Решение предложенной проблемы.
— Уважаемые коллеги, пожалуйста, все вместе придумайте по аналогии свою проблемную ситуацию. Каковы пути её решения? Спасибо за участие. С наступающим праздником вас! Примите небольшие презенты. Вы можете занять места в зале.
(Обращение ко всему залу)
— Уважаемые коллеги, если вам интересен материал, который вы сейчас услышали и вы будете его применять в своей работе, прошу по моему сигналу похлопать в ладоши, а если представленный материал вы не будете применять в своей работе – помашите руками. Итак, все готовы? Начали!
— Спасибо, уважаемые коллеги за сотрудничество.
— И я вам желаю, коллеги, чтобы вы не полагались на то, что видели и слышали, а всегда «открывали», «творили» и «создавали!»
Использование элементов нестандартной аэробики для повышения мотивации дошкольников Сообщение из опыта работы «Использование элементов нестандартной аэробики для повышения мотивации дошкольников при проведении утренней зарядки».
Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.
Презентация «Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС» Курс под руководством методиста ИОЦ Смирновой Галины Александровны 1. Виды вопросов 2. Закрытый вопрос, переходящий в открытый 3. Картотека.
Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна. Исследования показывают, что.
Нематериальные методы мотивации педагогов как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением Методическая разработка «Не материальные средства мотивации педагогов, как средства повышения эффективности управления образовательным.
Проект «Информационная среда ДОУ как средство повышения эффективности дошкольного образования» Проект: Информационная среда ДОУ, как средство повышения эффективности дошкольного образования Наш век – век информации и технологии. Динамичное.
Проект «Использование методов проблемного обучения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром» Использование методов проблемного обучения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Выполнила: воспитатель Маслова Наталья Юрьевна.
Пути повышения эффективности обучения и воспитания в подготовительных классах для сохранения и укрепления здоровья Пути повышения эффективности обучения и воспитания в подготовительных классах для сохранения и укрепления здоровья. В современной школе.
Семинар «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара: «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.
Профессионализм воспитателя, как необходимое условие достижения эффективности в реализации ФГОС в ДО Профессионализм воспитателя — как необходимое условие достижения эффективности в реализации ФГОС в ДО» Булина Т. С., Рябова Е. Ю., воспитатели.
Выступление на педсовете «Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе»
Цель данного выступления: показать эффективность технологии проблемного обучения
Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете «Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе»»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоярковская СОШ», филиал «Попереченская СОШ»
Тема: «Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе»
учитель начальных классов
МБОУ «Новоярковская СОШ»
Цель выступления: показать эффективность технологии проблемного обучения.
Образовательная: познакомить коллег с данной технологией обучения.
Развивающая: расширить методическую базу учителей
Свое выступление хочу начать со строк доктора педагогических наук Эмилии Ивановны Александровой
Не пытайтесь объяснить ребёнку то,
до чего он может додуматься сам.
Давайте возможность каждому ребёнку
— Как же изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для детей? Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?
Для решения обозначенной проблемы в своей деятельности на уроках очень часто я начала использовать технологию проблемного обучения, и применяю на любом предметном содержании и любой образовательной ступени, проблемно-диалогические методы обучения универсальны, по моему мнению, помогают растить именно творческого человека, способного принимать самостоятельные решения.
Хочется отметить, что технология “открытия” новых знаний учениками для всех и каждому, что для учителя — это ключ к успеху и творчеству как универсальная педагогическая технология развивающего обучения, а для учеников — интересный и понятный урок. На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективную деятельность.
Кроме того, разрешение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Они искренне радуются успехам как своим, так и чужим.
В учебном процессе ведь далеко не всё может быть для учащихся интересным. И чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе получения знаний школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. А проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Дети сами планируют свои действия, отбирают материал для достижения цели, контролируют свою деятельность и оценивают её результаты. И вот это как раз положительно сказывается на отношении школьника к учению.
При проблемном обучении ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, а не просто заучивают этапы получения результата. В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством учителя проблемных ситуаций;
активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению;
в результате происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие творческих и мыслительных способностей.
Существует ряд приемов проблемного обучения, предложенных Мельниковой Еленой Леонидовной, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры начального и дошкольного образования.
Приемы создания проблемной ситуаци:
1. Проблемная ситуация «с удивлением».
2. Проблемная ситуация «с затруднением».
1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
2. Подводящий к проблеме диалог.
3. Подводящий от проблемы диалог.
1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».
2. Демонстрация непонятных явлений.
3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».
Приведу примеры проблемных ситуаций, которые чаще всего использую на уроках.
Использую на уроках Проблемные ситуации « с удивлением»
Суть ситуации состоит в том, что в процессе выполнения задания сталкиваются разные мнения учеников, предъявляются противоречивые факты.
«Окружающий мир» 4 класс
— Ребята, а кто из вас догадался, о чём мы будем сегодня вести разговор?
(Выслушиваются мнения детей.)
— Прочитаем тему сегодняшнего урока. (Тема урока записана на доске, но первоначально закрыта.)
— Теперь когда вы узнали тему урока? Что нам сегодня предстоит выяснить? (Какая она – тундра? Где находится? Почему в ней столько необычного?)
— Вот это и будет нашей проблемой сегодня на уроке. Попробуем это выяснить.
И вот теперь, когда проблемная ситуация удивила, учащихся, заинтересовала, дала заряд бодрости будут работать с интересом. Это как эмоциональный настрой на дальнейшую работу.
На уроках математики использую проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тему записываю на доске, этап постановки проблемы завершается.
Например, на уроке математики в 4 классе по теме: «Письменное умножение многозначных чисел на двузначное число» подвела класс к постановке проблемы через задание, с которым ученики справились без затруднений: решить столбиком примеры 264х6, 270х3. Последним было выражение 264 х26, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.
Учитель. – Почему затрудняетесь в нахождении результата?
Дети. – Мы такие ещё не решали.
Учитель. – В чём затруднение?
Дети. – Не умеем умножать на двузначное число.
Учитель. – Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
Дети. – Научиться умножать многозначное число на двузначное число.
Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «с затруднением».
Далее приступаем к поиску решения. Дети работают в парах. Каждая пара получает карточку с выражением и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Ребята озвучивают свой вариант решения. Принимаю каждую версию.
ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ
На этапе: «Сообщения темы урока» часто использую мотивирующий прием условно называемый «яркое пятно».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Пример: урок русского языка в 4-ом классе по теме «Дательный падеж»
«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения
-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:
Я с детства не терплю.
С друзьями не люблю.
-Кто догадался, о каком падеже идет речь?
-Значит, тема нашего урока?
(Фиксирует тему на доске)
«Ярким пятном» на уроках служат разгадывание кроссвордов, ребусов, анаграмм и т. д. Вот один из примеров
Урок Литературное чтение в 4 классе.
— Чтобы определить тему урока пользуясь шифром, разгадайте, что здесь написано. Первая координата указана в горизонтальной строке, вторая в вертикальной. (затем на слайде появляется картинка). Соотнесите запись с картинкой и сформулируйте тему урока.
Бывает порой, что при использовании данного метода развивающий
эффект отсутствует, но тема становится интересной и значимой для
Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.
Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: Вита-Пресс, 1999.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.