какие действия обучающихся входят в состав ууд

Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Понятие «универсальные учебные действия»

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий

Виды УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Логические универсальные действия:

Постановка и решение проблемы:

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

Условия, обеспечивающие развитие УУД

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

Источник статьи. Статья перепечатана при выполнении условий активной ссылки на источник статьи.

Источник

Виды универсальных учебных действий

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Виды универсальных учебных действий

(по материалам ФГОС НОО)

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

 преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

 сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

 подведение под понятие, выведение следствий;

 установление причинно-следственных связей;

 построение логической цепи рассуждений;

 выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

 самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация ;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера ;

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

 соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

 соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Условия, обеспечивающие развитие УУД

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

 Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

 Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

 УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

Источник

Универсальные учебные действия. Виды УУД.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Описание презентации по отдельным слайдам:

Понятие универсальных учебных действий (УУД). Виды УУД.

Новые образовательные результаты Достижение новых образовательных результатов (метапредметных и личностных) есть приоритетная задача современного образования, сформулированная как «умение учиться» еще в советской школе.

Понятие УУД Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися: познавательных и учебных мотивов; учебной цели; учебной задачи; учебных действий и операций (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Функции УУД: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Виды УУД Личностные (оценочные) Регулятивные (организационные) Познавательные (интеллектуальные) коммуникативные Освоение УУД невозможно отнести исключительно к конкретному учебному предмету, но можно отнести к определенной теме.

Личностные УУД – определяют мотивационную ориентацию (умения самостоятельно делать свой выбор) Нравственно-этическая ориентация (социальная и личностная ценность) Смыслообразование (соответствие цели и мотива) Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

Личностные УУД УУД Русский язык Литература Математика Личностные Жизненное самоопределение Нравственно-этическая ориентация Смысло-образование

Регулятивные УУД – обеспечивают организацию собственной деятельности Планирование (освоение плана и последовательности действий) Целеполагание (постановка задачи с соотнесением известного и неизвестного) Прогнозирование (предвосхищение результата) Контроль (соотнесение способов и результата деятельности с эталоном) Коррекция (внесение дополнений и изменений после Контроля) Оценка (осознание качества и уровня усвоения) Саморегуляция (способность к волевому усилию и преодолению препятствий)

Регулятивные УУД УУД Русский язык Математика Физическая культура Регулятивные Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

Познавательные УУД – умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире Постановка и решение задач Логические Общеучебные Знаково-символические

Общеучебные познавательные УУД: умение поставить учебную задачу; умение выбирать эффективные способы и найти информацию для решения задачи; умение работать с информацией; умение структурировать полученные знания; умение работать с текстом; рефлексия; Знаково-символические УУД: моделирование (создание модели); преобразование модели (выявление общих законов предметной области).

Общеучебные познавательные УУД УУД Русский язык Литература Математика Общеучебныепознавательные Моделирование (перевод устной речи в письменную) Смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания Моделирование, формирование общего приема решения задач, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Логические познавательные УУД: анализ объектов (выделение существенных и несущественных признаков); синтез новых знаний (в том числе самостоятельное «достраивание» ); выбор основания для сравнения и классификации; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Логические познавательные УУД УУД Математика Логические познавательные Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Познавательные УУД – постановка и решение задач: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные УУД – постановка и решение задач Русский язык Литература Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание решенияпроблем поискового и творческого характера

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность (продуктивное общение в совместной деятельности) Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов инициативного сотрудничества Разрешение конфликтов Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий) Умение полно и точно выражать мысли Владение монологической и диалогической формами речи

Коммуникативные УУД УУД Русский язык Литература Математика Коммуникативные Использование средств языка и речи для получения и передачи информации; участие в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа

Работа над формированием конкретных УУД Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах уроков.

УУД на каждом этапе урока: 1. Целеполагание. Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на данном этапе границы своего знания и незнания. Данная деятельность способствует формированию познавательных, регулятивных (целеполагание), коммуникативных (предметное общение) и личностных (мотивация) УУД.

УУД на каждом этапе урока: 2. Планирование. Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует. При этом у обучающихся формируются регулятивные УУД (планирование).

УУД на каждом этапе урока: 3. Практическая деятельность обучающихся. Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Возможно использование групповой работы или индивидуальной. Учитель консультирует обучающихся. При этом развиваются познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.

УУД на каждом этапе урока: 4. Контроль. Обучающиеся осуществляют контроль сами (это может быть самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель также выполняет роль консультанта. Формируются УУД: регулятивные (контроля, самоконтроля), коммуникативные.

УУД на каждом этапе урока: 5. Коррекция деятельности. Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют самостоятельно коррекцию. Задача учителя – оказать необходимую помощь. Формируются УУД: регулятивные, коммуникативные.

УУД на каждом этапе урока: 6. Итог урока. Проводится рефлексия. В этой деятельности формируются УУД: регулятивные (саморегуляции), коммуникативные, личностные.

УУД на каждом этапе урока: 7. Домашнее задание. Полезно предлагать обучающимся задания на выбор (с учетом индивидуальных возможностей). Формируются познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

Контроль овладения обучающимися УУД Для контроля овладения обучающимися УУД, их важно диагностировать. Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий должны учитывать две составляющие: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Диагностика УУД Результаты диагностики дают возможность преподавателю определять эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее развитие.

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Курс повышения квалификации

Охрана труда

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Номер материала: ДВ-310933

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Рассмотрим основные виды УУД по ФГОС. Таблица с разными видами универсальных учебных действий представлена на фото.

Под данным термином подразумевают сумму разных способов действий школьников, которые обеспечивают способность самостоятельно усваивать новые умения и знания.

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Теоретические аспекты

Основные виды УУД по ФГОС связаны со способностью обучающегося, без помощи педагога, формировать новые компетентности, в том числе самостоятельно организовывать познавательный процесс. Приобретение умения учиться позволяет учащимся открывать большие возможности для разных предметных областей. Ребенок осознает значимость и важность учебного процесса, его целевую направленность, ценностно-смысловые и операционные характеристики.

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд Вам будет интересно: Каково значение слова «сепаратизм»

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Компоненты учебной работы

Формирование УУД связано со следующими элементами:

Умение учиться является существенным фактором увеличения результативности освоения школьниками предметных знаний, формирования компетенций и умений, ценностно-смысловых оснований собственного морального выбора.

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд Вам будет интересно: Чрево: что такое или кто такой

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Функции

Все виды УУД по ФГОС в начальной школе обеспечивают возможности обучающегося к самостоятельному осуществлению учебного процесса, постановке цели, поиску и применению необходимых средств и способов ее достижения, контролю и оцениванию результатов своей работы. Кроме того УДД способствуют созданию условий для самореализации и гармоничного развития ребенка, посредством постоянного образования.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают навыки и компетентности во всех предметных областях.

Виды УУД

Остановимся подробнее на данном вопросе. Какие существуют виды УУД по ФГОС? Таблица, представленная на слайде, подтверждает их многообразие и структурированность.

Благодаря личностным УУД обеспечивается ценностно-смысловая ориентация учащихся. Они получают навыки соотнесения поступков и событий с существующими в обществе этическими принципами, учатся выделять в межличностных отношениях нравственные аспекты поведения.

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Учебные действия

Какие выделяют для них виды УУД по ФГОС? Таблица с подробной классификацией демонстрирует выделение трех видов действий:

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Регулятивные УУД

Они способствуют организации обучающимися собственной учебной работы. К ним причисляют:

Все виды УУД по ФГОС, таблица которых представлена на фото, способствуют саморегуляции школьников, мобилизации их энергии и сил. Школьники приобретают мотивационные навыки к преодолению поставленных перед ними препятствий.

Особенности УД

Они включают логические, общеучебные действия, постановку и решение проблемы. В настоящее время выделяют следующие общеучебные универсальные действия:

Знаково-символические действия

Они составляют особую группу УУД. К ним относятся:

Формирование УУД логического вида:

Логические учебные действия способствуют созданию школьниками самостоятельных вариантов решения различных задач поискового и творческого вида.

Коммуникативные УУД способствуют развитию социальной компетентности, формированию навыков ведения диалога. Школьники выстраивают сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе социального партнерства. К коммуникативным действиям относятся:

какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть фото какие действия обучающихся входят в состав ууд. Смотреть картинку какие действия обучающихся входят в состав ууд. Картинка про какие действия обучающихся входят в состав ууд. Фото какие действия обучающихся входят в состав ууд

Заключение

Развитие системы УУД в системе регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных действий, которые определяют развитие психологических качеств личности, происходит в рамках возрастного и нормативного развития познавательной и личностной сфер школьника. Процесс обучения определяет основное содержание и характеристики учебного труда школьника, определяет зону ближайшего формирования УУД.

В качестве критериев оценки сформированности универсальных учебных действий у школьников выступает их соответствие психологическим и возрастным требованиям. Формирование УУД определяется в образовательном процессе тремя положениями:

Результативность любой деятельности человека связана не только со способностями, но и с рациональными способами ее выполнения. В. А. Сухомлинский считал, что во многих случаях учащийся не способен овладеть знаниями только потому, что он не научен учиться. Это особенно актуально в наше время, характеризующееся переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. В ФГОС нового поколения формирование УУД, которые обеспечивают школьникам умение учиться, самостоятельно развиваться, самосовершенствоваться, представлены в качестве важнейшей задачи современной образовательной системы.

Источник

Универсальные учебные действия. Требования ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МКОУ Коммунаровская ООШ

«Универсальные учебные действия. Требования ФГОС»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
•активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальные учебные действия:

• коммуникативные;
• познавательные;
• регулятивные;
• личностные.

Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

• Целеполагание
• Планирование
• Прогнозирование
• Контроль
• Коррекция
• Оценка
• Саморегуляция

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

• Самоопределение
• Смыслообразование
• Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

• Общеучебные универсальные действия
• Логические универсальные действия
• Постановка и решение проблемы

• Планирование
• Постановка вопросов
• Разрешение конфликтов
• Контроль, коррекция действий

Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики применяются различные технологии в зависимости от типа урока:

Тип урока / Педагогические технологии

Урок открытия новых знаний / ИКТ, технология проблемного обучения
Урок рефлексии / ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления
Урок общеметодологической направленности / ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы

Урок развивающего контроля / ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы, технология оценивания учебных предметов.

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:

• 1 этап — вводно-мотивационный.

Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.)

• 2 этап — открытие математических знаний.

На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

• 3 этап — формализация знаний.

• 4 этап — обобщение и систематизация.

На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т. е. носит деятельностный характер.

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий.

Виды универсальных действий / Виды заданий

• участие в проектах;
• подведение итогов урока;
• творческие задания, имеющие практическое применение;
• самооценка событий.

1 пример: необходимо раскрасить бабочку в цвета, по определенному цвету, сначала надо вычислить значения выражений.

Формирование вычислительных навыков, мотивация учения, развитие интереса к математике. Формировать положительное отношение к процессу познания, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.

2 пример: решить задачу древних индусов (геометрия: практическое применение теоремы Пифагора).

Личностные результаты учащихся при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, задание 1. «Через математику к краеведению».

Цель: формирование личностных качеств, гражданской идентичности учащихся.

Учебные предметы: математика, алгебра, геометрия.

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

Описание задания: учащиеся создают сборник математических задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию о родном крае.

Инструкция: на основе изучаемой учебной программы ребятам предлагается создать математические задачи, используя материал по краеведению. Сначала каждый уча­щийся определяет, что для него является наиболее важным и интересным в краеведческом материале и почему, затем составляет математические задачи на выбранные темы. Позже учащиеся обсуждают свои предложения в группах и со­ставляют сборник математических задач с группировкой по темам.

— умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;

— знание информации о большой и малой Родине, умение определять в ней наиболее подходящий для работы материал;

— наличие позитивного отношения к факту принадлежности к большой и малой Родине;

— создание историко-географического образа, включающего представле­ние о территории большой и малой Родины, её географических особенностях, зна­ние истории края, его достижений и культурных традиций.

Кроме того, личностные результаты учащихся могут быть получены при выполнении творческих занятий с выходом на пришкольный участок для проведения практических работ по геометрии. Например, при изучении тем «Симметрия», «Периметр. Площадь» учащиеся находят симметрию в окружающем мире, на пришкольном участке, на клумбах школы и города, вычисляют площади и периметры всего пришкольного участка, школьного здания, классных комнат. При знакомстве с темой «Золотое сечение» ученики изучают пропорции в скульптуре и архитектуре, в живописи, в пространственной композиции парков родного города.

Задание 2. «Золотое сечение»

Цель: формирование личностных качеств, гражданской идентичности учащихся.

Учебный предмет: геометрия.

Форма выполнения задания: групповая работа.

Описание задания: учащиеся изучают образцы скульптуры и архитектуры, живописи, пространственной композиции парков родного города на предмет соответствия пропорций выбранных объектов «золотому сечению».

Материал: бумага, компьютер.

Инструкция: ребятам предлагается выбрать один образец (скульптуры, архитектуры, живописи, пространственной композиции парков) родного города для его изучения и выявления соответствия пропорций образца правилам «золотого сечения».

Сначала уча­щиеся определяют, какой образец является для них наиболее важным и интересным в краеведческом материале и почему, а затем выполняют поставленную задачу. Результаты представляют в виде презентации отчета о проделанной работе и сделанных выводах.

— умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;

— знание информации о скульптурах и архитектуре, живописи, пространственной композиции парков родного города, умение определять наиболее подходящий для работы материал;

— наличие позитивного отношения к факту принадлежности большой и малой Родине;

— создание историко-географического образа, включающего представле­ние о территории большой и малой Родины, зна­ние истории края, его достижений и культурных традиций.

Посредством выполнения подобных заданий у ребенка происходит развитие речи, мышления и воображения, что неразрывно связано с формированием его личностных качеств, гражданской идентичности. По завершении проектной деятельности учащиеся выказывают свое отношение к проблеме (вопросу), развивая самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и действия. У детей формируется самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

• «Найти отличия»
• «Поиск лишнего»
• «Лабиринты»
• «Цепочки»
• Составления схем-опор
• Работа с разными видами таблиц
• Составления и распознавание диаграмм
• Работа со словарями

1 пример (квадратные уравнения, 8 класс)

• Решите уравнения и расшифруйте полученное слово

Каждому ответу соответствует буква. Если все правильно решено, то получается слово БХАСКАРЫ.

• Используя интернет или дополнительную литератору, записать в тетрадь задачу индийского ученого (про обезьян) и её решить. А затем обсудить решение совместно с учителем и другими учениками класса.

Забавляясь, обезьяны на две группы разделились:
Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвилась,
А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте.
Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе.

Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в соревнованиях. Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест.

Виды: Прыжки в длину / Метание / Бег
Маша: 185 см / 0,01 км / 420 сек
Катя: 19 дм / 1200 см / 5 мин 30 сек
Оля: 1 м 7 дм / 6 см 135 дм/ 0,1 ч

• «Преднамеренные ошибки»
• Поиск информации в предложенных источниках
• Взаимоконтроль
• Диспут
• «Ищу ошибку»
• Контрольный опрос на определенную проблему

Правильно прочтите высказывание Н.К. Крупской, записанное без пробелов. Если нужно, поставьте запятую.
Математикаэтоцепьпонятий: выпадетоднозвенышкоине понятнобудетдальнейшее.

(ученик решил задачу, найдите ошибку и оформите верное решение)

1. ÐСЕF = ÐAED (односторонние),
ÐСFE = ÐEAD (накрестлежащие при параллельных прямых),
D АЕD = D FЕС (по первому признаку)

Цель: сформулировать основную проблему (вопрос урока), вывести новый алгоритм действия для нового задания.

Учебный предмет: геометрия.

Форма выполнения задания: работа в парах.

Описание задания: учащимся предлагается поставить цель, спланировать свою деятельность, оценить полученный результат, проверив его.

Инструкция: учитель предлагает учащимся составить текст на основе опорных слов (векторы, сумма, треугольник, параллелограмм, свойства) в соответствии с предложенным заглавием текста «Сумма векторов». Обсудить полученный результат совместно с учителем и другими учениками класса. При этом им предлагается ответить в создаваемом тексте на следующие вопросы:

Как можно изобразить перемещение человека из пункта А в пункт В, из пункта В в пункт С?

Как изобразить его итоговое перемещение?

Как изображается перемещение тела из точки А в точку В в геометрии?

Если тело перемещается далее из точки В в точку С, то как можно изобразить его суммарное перемещение?

Несколько предложенных вариантов текстов заслушиваются учениками класса.

— умение ставить цель, планировать свою деятельность;

— адекватность предложенного алгоритма действия для нового задания;

— использование критериев для проверки предложенного алгоритма;

— умение дать развёрнутую оценку своей работы;

— умение соотнести оценку и отметку.

Кроме того, для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны виды заданий, в которых необходимо разгадать принцип, по которому задается определенная последовательность, и продолжить ее. Часто бывает так, что последовательность можно продолжить разными способами, и под каждый из них подобрать закономерность, по которому она стоилась.

Задание 4. «Продолжи последовательность»

Цель: выявить закономерность, по которой строится числовая последовательность. Выполнить проверку собственной работы и взаимную проверку работ с оцениванием и последующим обсуждением.

Учебный предмет: математика.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

— адекватность использования предложенного варианта продолжения ряда;

— умение дать развёрнутое обоснование для выбранного варианта продолжения ряда;

— умение дать развернутую оценку своей работы;

— умение соотнести оценку и отметку.

В процессе выполнения подобных заданий у обучающихся формируется умение составлять план и последовательность действий при определении продолжения ряда и выявлении закономерности ряда, адекватно использовать речь для регуляции своих действий.

• Составь задание партнеру
• Отзыв на работу товарища
• Групповая работа по составлению кроссвордов
• «Подготовь рассказ на тему…»
• «Объясни …»

Пример 1.
ИГРА «МОРСКОЙ БОЙ»

Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме. После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, какая группа наиболее полно отразила понятия данной темы.
Задание 7. «Математика – царица или служанка наук?»

Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по указанной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта сов­местной деятельности.

Учебные дисциплины: есте­ственно-научные (математика, физика и др.).

Форма выполнения задания: работа в двух группах.

Материал: компьютер с проектором для демонстрации.

Описание задания: каждой из подгрупп учащихся предлагается создать компьютерную презентацию по одной из указанных тем: №1 «Математика – царица наук»; №2 «Математика – служанка наук».

Сначала в процессе общего обсуждения каждая под­группа создаёт план и последовательность слайдов по выбранной теме, а затем, работая пара­ми, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Получен­ные презентации демонстрируются другой подгруппе, которая оценивает по­нятность и полноту представления материала, убедительность и объективность приведенных аргументов в поддержку указанной темы.

– продуктивность совместной деятельности;

– способность строить понятные, убедительные высказывания, учитывающие, что зна­ют, а что не знают адресаты;

– способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и вза­имопомощи;

– адекватность использования аргументов при представлении темы;

– объективность при самооценке и взаимооценке результативности деятельности.

Задание 8. «Организация взаимообучения в сотрудничестве»

Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по изучаемой теме, умение сотрудничать в процессе сов­местной деятельности.

Учебные дисциплины: есте­ственно-научные (математика, физика и др.).

Форма выполнения задания: работа в малых группах (не более 4 человек с разным уровнем подготовки по предмету).

Описание задания: выполнение задания, предложенного учителем по указанной теме.

Предлагаемая структура урока.

– Индивидуальная отработка учащимися ориентировочной основы действий.

– Работа в группах: общее для группы и одинаковое для всех групп задание выполняется по частям, выполнение контролируется группой.

– Индивидуальная проверка достигнутого на основе теста.

– продуктивность совместной деятельности;

– способность строить понятные высказывания, учитывающие, что зна­ют, а что не знают адресаты;

– способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и вза­имопомощи;

– объективность при самооценке и взаимооценке результативности деятельности.

Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников.

Результаты формирования УУД

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:

• выделять тип задач и способы их решения ;
• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
• различать обоснованные и необоснованные суждения;
• обосновывать этапы решения учебной задачи;
• производить анализ и преобразование информации;
• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
• устанавливать причинно-следственные связи;
• владеть общим приемом решения задач;
• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
• умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.

Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:

• выбирать средства для своего поведения;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;
• начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.

Результатом формирования личностных УУД следует считать:

• уровень развития морального сознания;
• присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения;
• полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.

На уроках математики у обучающихся формируется умение слушать собеседника, определять общую цель и пути ее достижения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *