какие действия можно отнести к нарушениям нейтралитета во время вооруженных конфликтов
Правовые аспекты военных действий
Пространство республик бывшего СССР в последнее время нередко напоминает поле юридических коллизий, столкновений центростремительных и центробежных тенденций, несмотря на наличие большого количества межгосударственных институтов и норм. Во многом вследствие этого пока не удается разрешить самый старый из «постсоветских» конфликтов – Нагорно-Карабахский.
Вместе с тем смею выразить уверенность, что статус данного конфликта как одной из точек мирового цивилизационного разлома не может лишить стороны надежды на его разрешение, а скорее наоборот – является существенным стимулом к поиску правовых формул и парадигмы урегулирования конфликта, ведь если не работают иные институты, то должно торжествовать право, иначе «будут говорить пушки».
Решить Нагорно-Карабахскую проблему пытались еще со времен персидских шахов, царской России, СССР (напомню, что именно с этого конфликта начался развал Советского Союза) и далее на постсоветском пространстве.
Остановлюсь на одном из самых актуальных и болезненных аспектов этого конфликта – эффективности норм и институтов международного и гуманитарного права в период боевых действий.
Последняя Нагорно-Карабахская война, начавшаяся 27 сентября 2020 г., уже побила несколько «рекордов»: по количеству и разнообразию вооружения, плотности боевых действий, малому числу взятых в плен, а также незахороненных террористов.
В этой войне с первого же дня были нарушены нормы международного гуманитарного права как совокупности международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв боевых действий, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
В частности, нарушены:
В этом вооруженном конфликте не соблюдаются достигнутые соглашения о перемирии для обмена погибшими, что мешает Международному Красному Кресту приступить к его деятельности, однако при этом местное население успевает хоронить погибших, культовые сооружения и церкви функционируют, несмотря на прицельные бомбежки. Карабахское население оказывает также гуманитарную и медицинскую помощь раненым солдатам – независимо от того, на чьей стороне они воюют.
Таким образом, можно констатировать, что в отсутствие механизмов реализации норм международного права в гуманитарной сфере в Карабахской войне, эти нормы реализует само население. Кроме того, круглосуточно функционирует офис Уполномоченного по правам человека, который скрупулезно ведет статистику итогов боевых действий, протоколируя и документируя по форме, требуемой международным уголовным судом.
К сожалению, международные юридические механизмы и институты демонстрируют в этой войне слабый прикладной характер.
На данной войне, на мой взгляд, помимо международных правозащитных организаций, имеющих свою (иногда политизированную) повестку, необходимо присутствие независимых наблюдателей, правозащитных структур, а также общественных и неправительственных организаций из других стран. Их присутствие сыграло бы однозначно позитивную роль, поскольку такие лица, будучи незаинтересованными наблюдателями, могли бы фиксировать последствия боевых действий и причиненный ими моральный и материальный ущерб. В связи с тем, что любое преступное деяние рано или поздно оканчивается уголовным преследованием, независимые наблюдатели потенциально могли бы выступать свидетелями и очевидцами. В связи с этим предлагаю рассмотреть идею создания общественной группы правового мониторинга, которая предложила бы конфликтующим сторонам, включая их юридические сообщества, свое непредвзятое содействие (не исключено, что с выездом в зону конфликта).
В заключение добавлю, что в Ассоциацию АРМРОСС поступило обращение представителя ассоциации в Нагорном Карабахе о том, что глава Нагорного Карабаха Араик Арутюнян обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с открытым письмом о содействии в прекращении огня и возобновлении переговорного процесса.
1 Samuel Phillips Huntington,The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order («Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»). 1993. P. 409.
Права и обязанности нейтральных в военном конфликте государств. Виды нейтралитета.
В настоящее время можно дать следующее определение постоянного нейтралитета:
Эти права и обязанности присущи постоянно нейтральному государству независимо от способа установления его статуса.
Нейтралитет государств имеет несколько видов и может быть закреплён различными способами. Данный термин может употребляться в четырёх значениях:
1. Такие государства, как Швейцария и Австрия, соблюдают постоянный нейтралитет. Этот статус закреплён во внутренних нормативных актах и признан во всём мире. Государства, заявившие о себе как о сторонниках постоянного нейтралитета, не могут участвовать в войнах, состоять в военных союзах и разрешать возведение на своей территории иностранных объектов военного назначения.
2. Некоторые страны Азии, Африки и Латинской Америки придерживаются позитивного нейтралитета. Они декларируют соблюдение международной безопасности, помощь в снятии международной напряжённости, отказ от гонки вооружения. Один раз в три года проводится Конференция, в ходе которой страны вновь заявляют о своём статусе.
3. Швеция является одной из стран, заявляющих о традиционном нейтралитете. Его главная особенность состоит в том, что государство нигде не закрепляет свой статус и придерживается политики нейтралитета на добровольных началах. В то же время оно может в любой момент прекратить соблюдение взятых на себя обязательств, поскольку нигде не декларировало свой статус.
Согласно нормам международного права, если государство объявило о своём нейтралитете во время войны, оно обязано соблюдать три правила:
1. Ни при каких обстоятельствах не оказывать конфликтующим странам военную помощь.
2. Не допускать использования конфликтующими странами своей территории в военных целях.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Нейтралитет в период вооруженных конфликтов. Права и обязанности нейтральных государств
Нормы международного права регламентируют права и обязанности нейтральных государств и воюющих сторон в отношении них в случае вооруженного конфликта. Данные нормы закреплены в Га’агских конвенциях 1907 г.: О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны и О правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны, а также в других международно-правовых актах. Основное положение этих норм сводится к тому, что территория нейтрального государства не может превращаться в театр военных действий.
В случае покушения на статус нейтрального государе может использовать вооруженные силы для защиты свое тралитета. Однако провоз больных и раненых воюющих через территорию нейтрального государства допускаете;
Граждане нейтральных государств могут в качестве вольцев сражаться на стороне воюющего государства. П] они становятся комбатантами и теряют статус нейтрально!
Имеется своя специфика нейтралитета в морской и Е ной войне. Так, воюющим государствам запрещается п| дить военные действия в территориальных водах нейтр. государства: захватывать торговые суда другой воюющей ны; создавать в этих и внутренних морских водах базы дл но-морских операций; устанавливать радиостанции да со своими вооруженными силами. Нейтральное государ может участвовать в снабжении воюющих сторон военш дами, боеприпасами и другими военными материалами,; оборудовать и вооружать какое-либо судно, если имеютс вания полагать, что оно примет участие после выхода территориальных вод в боевых действиях на стороне oj воюющих держав.
Вместе с тем воюющие стороны могут использовать ториальные воды и порты нейтрального государства на с ленных им условиях, одинаковых для всех воюющих ; Так, военные корабли воюющего государства могут пс топливо в порту нейтрального государства, однако повто] операцию они могут осуществить не ранее чем через тр> ца. Обычно время пребывания военных кораблей воюющ жав в территориальных водах нейтрального государства с чивается. Торговые же суда воюющих сторон имеют npai бодно посещать или проходить транзитом воды нейтр; ‘государств, открытые для мирного торгового мореплавани мя пребывания их в таких водах не ограничивается.
Режим нейтралитета в морской войне охватывает так* бу воюющих сторон с военной контрабандой. Последня* чает перевозку нейтральным государством запрещенных щей стороной предметов и материалов с целью снабжен) противоположной воюющей стороны. Военная контр; бывает двух видов: абсолютная и относительная (условна оолютная-контрабанда имеет место в случае перевозки ма лов исключительно военного предназначения (оружие, б
Нейтралитет в вооруженном конфликте. Права и обязанности нейтральных государств.
В период вооруженных конфликтов некоторые государства отказываются участвовать в них и оказывать помощь воюющим сторонам через свой нейтральный (от лат.- что не принадлежит ни тому, ни другому) статус. Нейтралитет во время войны есть двух видов: постоянный (на случай любой войны) или временный (только по конкретной войны), что государство официально заявляет. Например, Швейцария с 1815 г. является постоянно нейтральной страной. Украина в Декларации о государственном суверенитете Украины 1990 г. заявила о своей решимости стать в будущем постоянно нейтральным государством. Норвегия во время Первой и Второй мировых войн заявляла о временном нейтралитете, однако Германия в годы Второй мировой войны оккупировала Норвегию, грубо нарушив ее статус временно нейтрального государства. И это был не единичный пример нарушения Германией законов и обычаев войны в отношении нейтральных государств в период 1939-1945 гг.
Нормы международного права регламентируют права и обязанности нейтральных государств, а также воюющих сторон в отношении них в случае вооруженного конфликта. Эти нормы закреплены в Гаагских конвенциях 1907 г.: о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны и о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны, а также в других международно-правовых актах. Основное положение этих норм сводится к тому, что территория нейтрального государства не может превращаться в театр военных действий.
В случае посягательства на статус нейтрального государства она может использовать вооруженные силы для защиты нейтралитета. Однако провоза больных и раненых воюющих сторон через территорию нейтрального государства допускается.
Граждане нейтральных государств могут как добровольцы сражаться на стороне воюющего государства. При этом они становятся комбатантами и теряют статус нейтрального лица.
Есть своя специфика нейтралитета в морской и воздушной войне. Так, воюющим государствам запрещается вести военные действия в территориальных водах нейтрального государства: захватывать торговые суда другой воюющей стороны; создавать в этих и внутренних морских водах базы для военно-морских операций; устанавливать радиостанции для связи со своими вооруженными силами. Нейтральное государство не может участвовать в снабжении воюющих сторон военными судами, боеприпасами и другими военными материалами, а также оборудовать и вооружать любое судно, если е основания полагать, что оно примет участие после выхода из ее территориальных вод в боевых действиях на стороне одного из воюющих государств.
в то же Время воюющие стороны могут использовать территориальные воды и порты нейтрального государства на определенных ею условиях, одинаковых для всех воюющих государств. Так, военные корабли воюющей державы могут получить топливо в порту нейтрального государства, однако повторно эту операцию могут осуществить не ранее, чем через три месяца. Обычно время пребывания военных кораблей воюющих государств в территориальных водах нейтрального государства ограничивается, тогда как торговые суда воюющих сторон имеют право свободно посещать или проходить транзитом воды нейтральных государств, открытые для мирного торгового мореплавания. Время пребывания их в таких водах не ограничивается.
Режим нейтралитета в морской войне охватывает также борьбу воюющих сторон с военной контрабандой. Последняя означает перевозке нейтральным государством запрещенных воюющей стороной предметов и материалов с целью поставки противоположной воюющей стороне. Военная контрабанда есть двух видов: абсолютная и относительная (условная). Абсолютная контрабанда-это перевозки материалов сугубо военного назначения (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, амуниция и т.п.). Относительной контрабандой является перевозка предметов двойного назначения, использование которых возможно как в мирных, так и в военных целях (золото, ценные бумаги, средства связи, топливо, продукты питания, одежда и т.д.).
Однако ни при каких условиях перевозки медикаментов не рассматривается как военная контрабанда. Предметы, признанные военной контрабандой, конфискуются, если будет доказано, что они направлялись на территорию врага или оккупированные им территории. В 1909 г. была принята Лондонская декларация о праве морской войны, что урегулировала среди других и вопрос военной контрабанды. И хотя Декларация не вступило в силу, многие ее положения используются, поскольку приобрели характер обычных норм.
Нейтралитет в воздушной войне не регламентируется конвенционными нормами. Общие правила нейтралитета, установленные в законах и обычаях войны, применяются также к воздушной войны: воздушное пространство над территорией нейтрального государства неприкосновенно; запрещено пролет летательных аппаратов воюющих сторон через воздушное пространство нейтрального государства, преследование летательных аппаратов противника и вступление с ними в бой; военные самолеты воюющих сторон, что приземлились в нейтральной государству, задерживаются, а экипажи інтернуються до конца войны; воюющим сторонам запрещается воздушное транспортировки своих войск и вооружений через территорию нейтрального государства; транспортировка раненых.
Нейтралитет в вооруженном конфликте
Государство может сделать заявление о своем неучастии в случае конкретного вооруженного конфликта. Если государство является постоянно нейтральным, оно в силу данного статуса не участвует в любом вооруженном конфликте. Для МГП не существенно различие между постоянно нейтральными государствами и государствами, заявившими о своем неучастии в вооруженном конфликте.
Государства, которые проводят политику нейтралитета в случае вооруженного конфликта, обладают определенными правами и обязанностями.
Начало разработке норм о нейтралитете в период вооруженных конфликтов было положено во время Второй мирной конференции в Гааге. Шесть из 13 конвенций, принятых 18 октября 1907 г., касались прав и обязанностей нейтральных держав. Среди них были конвенции, которые непосредственно регулируют нейтралитет в сухопутной и морской войне: Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны и Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны.
В 1909 г. была принята Лондонская декларация о праве морской войны, регулирующая вопросы блокады, в частности, необходимость оповещения нейтральных держав, возможность уничтожения нейтральных судов и др., которая не вступила в силу. Конвенция о морском нейтралитете (1928 г.) регулировала вопросы торговли во время войны, обязанности и права воюющих, а также нейтральных государств (к примеру, возможность интернирования корабля по приказу нейтрального правительства, запрет для нейтрального государства поставлять воюющему прямо или через посредников военные корабли, боеприпасы или любые военные материалы, право нейтрального государства воспрепятствовать добровольному выезду своих граждан, намеревающихся завербоваться в вооруженные силы).
В международном праве объявленное нейтральной державой или группой нейтральных держав состояние готовности защищать свою морскую торговлю от воюющих на море государств при помощи вооруженных сил, к примеру, путем конвоирования нейтральных торговых судов военными кораблями называется вооруженным нейтралитетом1.
Территория нейтральных держав неприкосновенна. Соответственно воюющие стороны должны уважать сухопутную и морскую территорию нейтральных государств, где не могут вестись военные действия. Всякие враждебные действия, включая захват и осуществление права осмотра, совершенные военными судами воюющих в территориальных водах нейтральной державы, составляют нарушение нейтралитета и строго воспрещаются.
Правила нейтралитета в воздушной войне регулируются общими нормами о ведении военных действий, прежде всего связанными с неприкосновенностью территории нейтральных государств, а также нормами о нейтралитете в войне на суше и на море. Попытка определить взаимные обязанности воюющих и нейтральных государств в воздушной войне была предпринята Комиссией юристов в Гааге в 1922—1923 гг. Предложенные правила не стали юридически обязательными.
Первоначально идея регулирования прав нейтральных государств была связана с защитой их коммерческих интересов. С развитием МГП статус нейтральных государств позволял осуществлять более эффективную защиту жертв вооруженных конфликтов.
Кодификация норм о нейтралитете была продолжена в четырех Женевских конвенциях 1949 г. Нейтральные государства вправе принимать и интернировать раненых, больных, некомбатантов, обращаясь с ними в соответствии с положениями конвенций о защите жертв войны. Раненые и больные военнопленные могут быть госпитализированы в нейтральном государстве. Дети, эвакуированные из зоны военных действий без родителей, могут быть приняты в нейтральной стране.
Нейтральное государство может выступать посредником в переговорах между воюющими сторонами о создании нейтрализованной зоны, статус которой определяется специальным соглашением. Эти зоны предназначены для защиты больных, раненых, гражданских лиц от опасности военных действий и не могут подвергаться нападениям.
Личный состав и санитарные формирования признанных обществ нейтральной страны могут оказывать содействие стороне конфликта при соблюдении определенных условий, а именно: предварительное согласие правительства; разрешение стороны, находящейся в конфликте; сообщение о согласии противной стороне.
Предложения со стороны нейтральных государств об оказании гуманитарной помощи гражданскому населению не рассматриваются как вмешательство в вооруженный конфликт или как недружественный акт. Проведение нейтральными государствами операций со своих территорий по оказанию помощи нуждающемуся населению не является нарушением нейтралитета.
Права нейтральных государств уравновешены обязанностью не принимать участия в вооруженном конфликте. Нейтральное государство не должно допускать на своей территории действий, необходимых для ведения войны (к примеру, формирование военных отрядов в пользу воюющих). Как отмечает И. Деттер, только «эффективный» нейтралитет может уважаться третьим государством. Нарушение нейтралитета является основанием для враждебных действий. В соответствии с Руководством Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море, 1994 г. нейтральные торговые суда и гражданские летательные аппараты не могут быть подвергнуты нападению. Исключения составляют случаи, когда, к примеру, существуют разумные основания предполагать, что они перевозят контрабанду, участвуют в военных действиях в интересах противника, включены в систему разведки противника или оказывают ей содействие. Таким образом, в случае нарушения нейтралитета самим нейтральным государством воюющее государство может применить против него санкции.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет