какие действия мотоциклиста не противоречат правилам дорожного движения
Какие действия мотоциклиста не противоречат правилам дорожного движения
Большинство водителей, передвигающихся на автомобилях, за несколько зимних месяцев успевают позабыть о существовании таких участников дорожного движения, как мотоциклисты. С первыми теплыми днями года они выезжают на дороги, и не всегда автолюбители знают, как правильно с ними себя вести. Предлагаем вспомнить несколько негласных правил, которые автолюбители должны соблюдать, чтобы не подвергать опасности водителей двухколесной техники.
Большинство автомобилистов не слишком жалуют водителей мототехники, считая их помехой на дороге. Их претензии чаще всего справедливы: мотоциклисты ездят быстрее потока, нарушают скоростной режим и другие правила дорожного движения. Тем не менее это не избавляет водителя автомобиля от обязанности быть предельно внимательным на дороге, предотвращать аварийные ситуации, в том числе и с участием мотоциклов.
При перестроении:
Прежде всего необходимо помнить, что перед любыми перестроениями, даже в пределах полосы, стоит оценить обстановку позади автомобиля, посмотрев в зеркало заднего вида. Такая установка актуальна не только на дорогах, но также и на парковках, во дворах и т.д. Просто смотреть в зеркала недостаточно — в обязательном порядке все маневры должны сопровождаться сигналом поворотников.
При обгоне
Еще одно правило связано с той ситуацией, когда водитель автомобиля собирается обогнать мотоцикл. В такой ситуации рекомендуется держать достаточный боковой интервал, так как сильный воздушный поток, незаметный для автомобилиста, хорошо ощутим для мотоциклиста и может повлиять на траекторию его движения — попросту говоря, сдуть мотоцикл.
На перекрестках
Старт с места и набор скорости у мотоцикла происходит несравнимо быстрее, чем у машины. Об этом стоит помнить при пересечении перекрестков на желтый сигнал светофора — аварии с участием мотоциклистов на пересечении проезжих частей случаются довольно часто.
В одной полосе
Не все водители двухколесного транспорта передвигаются, петляя, на высокой скорости по дороге. Мотоциклист — полноправный участник дорожного движения и имеет право ехать с допустимой скоростью по центру полосы.
Невзирая на то, что ПДД не запрещают двигаться машине и мотоциклу по одной полосе в два ряда, не стоит притеснять водителя мотоцикла и пристраиваться рядом с ним.
На шоссе
Мотоциклисты любят ездить по трассе между двумя полосами, смещаясь для обгонов то правее, то левее. Поэтому при движении по трассе рекомендуется соблюдать увеличенный боковой интервал.
Еще одна распространенная ситуация на шоссе — при заторе водители мотоциклов движутся между крайней левой полосой и отбойником. Это нужно учитывать водителю, который собирается сместиться на эту часть дороги, объезжая, к примеру, долго перестраивающийся автомобиль.
Обзорность у мотоциклиста
Если в распоряжении у автомобилиста есть три зеркала заднего вида, то мотоциклист оценивает обстановку позади себя только по двум зеркалам, которые к тому же могут вибрировать. Кроме того, наблюдать за происходящим на дороге водителю байка мешает шлем. Эти факты также следует принимать во внимание, завидев мотоцикл впереди.
Также нужно понимать, что если мотоциклист едет без шлема с визором или специальных очков, то видит дорогу он, как впереди, так и позади себя, значительно хуже, так как воздушный поток раздражает слизистую оболочку глаз.
Скорость
Автомобилисты должны смириться с тем, что мотоциклы едят быстро, несмотря на то что для них действуют те же ограничения скорости, что и для машин. И при оценке дорожной ситуации, к примеру, при определении расстояния до приближающегося байка, водитель автомобиля должен учитывать это обстоятельство и технические возможности мототехники.
На скользкой дороге
Мотоцикл менее устойчив на скользкой дороге, одинакова вероятность заноса как заднего, так и переднего колеса. Это нужно иметь в виду и держать безопасную дистанцию, особенно в поворотах.
О скорости реакции
По мнению экспертов, мотоциклист реагирует на происходящее на дороге в полтора раза быстрее, чем водитель машины. Таким образом, когда автомобилист только начинает оценивать ситуацию, байкер уже принял решение и совершает какие-то действия исходя из текущей ситуации — и мешать или помогать ему не следует.
Правила Дорожного Движения и обязанности водителя мотоцикла
Водитель механического транспортного средства (в т.ч. и мотоцикла) обязан:
Иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки:
— водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.
— регистрационные документы на данное транспортное средство.
— страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства
Согластно Ст. 25.ч.1. Федерального закона N 196-ФЗот 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется право на управление транспортными средствами:
Согластно Ст.26. вышеуказанного федерального закона
К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Право на управление транспортными средствами предоставляется:
(в Почепском районе автошкола мототранспорта отсутствует имеется в г.Брянск)
Водитель мотоцикла обязан:
При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
Водителю(в т.ч и мотоцикла) запрещается:
управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства у мотоцикла должен быть включен ближний свет фар:
Запрещается перевозить людей:
-в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
-сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.
-Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.
В случае если же водители мотоцикла намеренно проигнорируют вышеперечисленное то встреча с инспектором грозит им потерей в среднем месячного заработка, в настоящее время административные штрафы, согласно КоАП РФ, за нарушения составляют:
Статья 12.1. ч.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке,- штраф от 500 до 800 рублей.
Статья 12.2. ч.2. Управление зарегистрированным транспортным средством, на котором отсутствует государственный регистрационный знак (знаки) – штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Статья 12.2 ч. 4. Управление ТС с заведомо подложными гос. регистрационными знаками- Лишение права от 6 мес. до 1 года
Статья 12.7. ч.1. Управление ТС водителем, не имеющем права управления ТС – штраф в размере от 5000 до 15000 рублей.
Статья 12.7. ч.2. Управление ТС водителем, лишенным права управления ТС- штраф в размере 30000 рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов
Статья 12.25. ч.2. Невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке ТС- штраф до 500 рублей.
Ответственность за нарушение ПДД наступает с 16 лет. До 16 лет административной ответственности подвергаются либо родители либо законные представители несовершеннолетнего мотоциклиста.
Сотрудники ГИБДД призывают водителей мототранспорта к соблюдению правил безопасности
Госавтоинспекция призывает водителей мототранспорта к соблюдению правил дорожного движения.
Мотоциклистам стоит быть аккуратнее потому, что мотоцикл не оснащен средствами пассивной и активной безопасности, нет надежной защиты: подушек, ремней безопасности, собственно, корпуса автомобиля. Кроме того, у мотоциклов и мопедов намного хуже обзорность. В отличие от автомобилистов мотоциклисты могут получить серьезные травмы даже при небольшом ДТП. Достаточно падения на скорости 10–20 км/ч, чтобы сломать руку или ногу, а в случае отсутствия защитного мотошлема — получить черепно-мозговую травм.
Некоторые мотоциклисты пренебрегают правилами безопасности. Среди самых распространенных нарушений ПДД мотоциклистами представитель превышение скорости, несоблюдение рядности и выезд на встречную полосу.
Такое преступное «лихачество», как правило, приводит к трагедиям. Нередко аварийные ситуации возникают из-за переоценки водителями двухколесных транспортных средств собственных возможностей: резкое торможение, прохождение поворота на высокой скорости часто оборачиваются трагедией.
Так, сегодня утром в Горномарийском районе на 4 км автодороги «Виловатово-Шиндыръялы» 17-летний подросток, не имеющий права управления, управлял не зарегистрированным мотоциклом ФОТОН 200, по предварительным данным, он при подъёме в гору не выбрал скорость движения, обеспечивающую постоянный контроль за движением, в результате чего не справился с управлением, и совершил наезд на препятствия в виде тросового ограждения. В результате ДТП подросток получил телесные повреждения, с места ДТП он был доставлен в больницу.
ДТП с участием водителей мототранспорта отличаются тяжестью последствий, так только за 2019 года на территории республики произошло 33 ДТП с участием водителей мотоциклов, в которых четыре человека погибли и еще 39 получили ранения, при чем каждый пятый пострадавший это несовершеннолетний.
Чтобы избежать беды, снизить тяжесть последствий, мотоциклист, водитель мопеда или скутера должен быть хорошо экипирован.
Помимо прочего мотоциклистам необходимо особо тщательно следить за исправностью своей техники. А молодым водителям следует сначала поездить на закрытом автодроме после зимнего простоя, прежде чем выезжать на дороги общего пользования.
Управление мототранспортом имеет свои особенности и тонкости с которыми важно заранее ознакомиться. Только так можно будет не допустить стандартных ошибок, которые имеют место во многих случаях.
Так, управление мотоциклами подразумевает наличие определенного перечня документов. Причем таковой является стандартным и аналогичным необходимым для тех, кто эксплуатирует обычные автомобили: водительское удостоверение соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, полис ОСАГО.
Для управления мопедами и скутерами необходимо водительское удостоверение категории «М», получение которого возможно с 16 лет, либо любой другой категории, для управления легкими мотоциклами, то есть мотоциклами с мощностью двигателя менее 150 куб. см. и максимальной скоростью не более 60 км/ч водительское удостоверение категории А1, для остальных мотоциклов водительское удостоверение категория А.
Особого внимания заслуживает перевозка пассажиров на мототранспорте. Согласно действующему законодательству, она разрешена водителям мотоциклов, имеющим водительское удостоверение категории А или подкатегории А1 в течение 2 лет и более и возможна лишь при наличии специально оборудованного места. Помимо этого, обязательное использование мотоциклетного шлема. Не разрешается даже при наличии шлема перевозить несовершеннолетних до 12 лет на заднем сидении мотоцикла.
За управление мототранспортом без водительского удостоверения (в том числе без водительского удостоверения требуемой категории), в соответствии с ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ предусмотрен административный штраф в размере от 5000 до 15000 рублей и помещением транспортного средства на специализированную стоянку, водителем, за передачу управления мототранспорта лицу, заведомо не имеющему права управления, — в соответствии с ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере 30000 рублей.
Санкция статьи 12.8 КоАП РФ (управление ТС в состоянии опьянения) предусматривает штраф в размере 30 000 рублей и лишение права управления на срок от 18 до 24 месяцев, а при отсутствии водительского удостоверения – арест на 10-15 суток. А в случае повторного управления в состоянии опьянения, санкция статьи 264.1 УК РФ предусматривает наказание в виде лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом в размере от 200 до 300 тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на срок до 2-х лет.
Отделение по пропаганде безопасности дорожного движения УГИБДД МВД по Республике Марий Эл
ПДД для мотоциклистов в 2021 году
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения для водителей мотоциклов.
Сразу же хочу заметить, что в целом правила для мотоциклистов не сильно отличаются от правил для легковых автомобилей, поэтому ниже будут рассматриваться только их основные различия.
Напомню, что ранее на «ПДД Мастер» были рассмотрены правила для велосипедов и мопедов.
Какие транспортные средства относятся к мотоциклам?
В первую очередь рассмотрим пункт 1.2 правил дорожного движения, в котором дается понятие мотоцикл:
Итак, к мотоциклам относятся двухколесные транспортные средства, которые обладают одной из следующих характеристик:
Примечание. Транспортное средство, у которого максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя не превышает 50 см 3 является мопедом с точки зрения ПДД.
Кроме того, к мотоциклам относятся трехколесные и четырехколесные транспортные средства, которые:
Водительское удостоверение для мотоцикла
Для управления мотоциклом подойдет водительское удостоверение одной из следующих категорий:
При этом правила дорожного движения для мотоциклов подкатегории А1 и категории А не различаются.
Пешеход, ведущий мотоцикл
Водитель мотоцикла, также как велосипедисты и мопедисты, может в любой момент стать пешеходом. Для этого ему достаточно слезть с мотоцикла, а сам мотоцикл повести рядом с собой.
Такой прием мотоциклисты могут использовать для своего удобства:
Например, мотоцикл едет по загородной автодороге, имеющей разделительную полосу. Он хочет повернуть налево (в деревню), однако поворот налево невозможен, т.к. разделительное ограждение проходит через перекресток. Поэтому мотоциклист вынужден проехать прямо и развернуться через несколько километров по специальной разворотной петле.
Кроме того, нужно помнить, что пешеход, ведущий мотоцикл, на проезжей части должен двигаться попутно потоку транспортных средств, т.е. по правой стороне дороги. Пункт 4.1 ПДД:
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Обязателен ли шлем на мотоцикле?
Вопрос использования шлема на мотоцикле регламентируется пунктами 2.1 и 5.1 ПДД:
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
.
2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.
5.1. Пассажиры обязаны:
То есть при поездке на мотоцикле, шлем должен быть надет и на водителя, и на пассажиров. В том числе и на пассажиров, которые едут в коляске (люльке).
Скорость движения мотоциклов
Для мотоциклистов действуют точно такие же ограничения, как для легковых автомобилей:
Поворот налево и разворот
В отличие от мопедов, мотоциклы могут поворачивать налево и разворачиваться на любых дорогах (независимо от наличия трамвайных путей и количества полос движения).
Постановка мотоцикла на стоянку
Также как легковые автомобили, мотоциклы могут быть поставлены на стоянку на околотротуартной стоянке при наличии знака 6.4 с одной из следующих табличек:
Перевозка пассажиров на мотоцикле
Перевозить пассажиров на мотоцикле может только водитель, который имеет стаж 2 года или более по категории А или подкатегории А1.
Примечание. Данный факт никак не связан с тем, что водитель является начинающим.
Например, водитель имеет водительское удостоверение категории В в течение 20 лет, то есть начинающим с точки зрения ПДД он не является. Однако права на мотоцикл он получил недавно, поэтому перевозить пассажиров не может.
22.8. Запрещается перевозить людей:
Кроме того, пассажиров запрещается перевозить вне предусмотренных для этого мест.
Например, нельзя посадить пассажира на багажник.
Буксировка мотоциклов
Буксировка с участием двухколесных мотоциклов запрещена правилами.
Однако не запрещается буксировать мотоциклы с боковым прицепом (люлькой), трехколесные и четырехколесные мотоциклы:
Знак «Движение мотоциклов запрещено»
В ПДД имеется знак 3.5, который запрещает только движение мотоциклов:
Знак «Начинающий водитель» на мотоцикле
В 2021 году водитель, который имеет общий стаж менее 2-х лет, обязан устанавливать знак начинающий водитель на заднюю часть транспортного средства. Однако на мотоциклистов данное требование не распространяется:
Аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки
Медицинская аптечка и знак аварийной остановки должны присутствовать только на мотоцикле с коляской.
Огнетушитель на мотоциклах не требуется.
Штрафы для мотоциклистов в 2021 году
Если описать ситуацию в целом, то на мотоциклистов накладываются точно такие же штрафы, как и на водителей автомобилей. Они подробно описаны в рубрике «Штрафы ГИБДД».
Тем не менее рассмотрим штрафы, которые вызывают больше всего вопросов у мотоциклистов:
Напомню, что в данной статье приведены пункты правил для мотоциклистов, которые отличаются от правил для водителей легковых автомобилей. Если Вас интересует ситуация, которая не рассмотрена выше, то значит в этой ситуации автомобилисты и мотоциклисты руководствуются одинаковыми правилами. Тем не менее если у Вас остались вопросы, то напишите их в комментариях к статье.
Особенности ПДД для мотоциклистов
Казалось бы, что может быть особенного в вождении мотоцикла? Сел – и поехал. Это же вам не грузовой автомобиль – никаких неудобств и ограничений в выборе маршрута. Да и скорость щекочет нервы. На самом деле, все не так просто, как кажется.
Действующие Правила дорожного движения не выделяют мотоциклистов в какую-то особую категорию участников дорожного движения. Более того, они говорят о том, что мотоциклисты при движении по дороге должны действовать так же, как и водители, управляющие любыми другими транспортными средствами. Однако ряд пунктов Правил предусматривает некоторые особенности и имеет отличия для водителей мотоциклов.
Во-первых, пункт 1.2 ПДД выделяет мотоциклы в отдельную категории транспортных средств, причем к категории мотоциклов относятся не только двухколесные «железные кони» (с боковым прицепом или без такового), но также трех- и четырехколесные механические транспортные средства весом в полностью снаряженном состоянии до 400 килограммов, мопеды и скутеры, рабочий объем двигателя которых больше 50 кубических сантиметров, и любое другое транспортное средство с таким же объемом мотора, способное развивать скорость до 50 км/ч. Все остальные транспортные средства, имеющие меньший объем двигателя и развивающие скорость менее 50 км/ч, относятся к категории мопедов.
Раз уж мы заговорили о категориях транспортных средств, давайте разберемся, какие из них, имеющиеся в водительском удостоверении, позволяют управлять мотоциклами и мопедами.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, для мотоциклов и мопедов установлены следующие категории и подкатегории:
При этом в силу части 7 этой же статьи российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «A1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в статье 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M».
Итак, вернемся к Правилам дорожного движения и некоторым их особенностям, касающимся мотоциклистов и скутеристов.
Согласно пункту 2.1.2 Правил мотоциклист и его пассажир (пассажиры) в обязательном порядке должны при движении мотоцикла надевать специальный шлем. Причем этот шлем должен быть обязательно в застегнутом состоянии. Использование велосипедных, строительных или каких-либо других не приспособленных для езды на мотоцикле шлемов не допускается.
В соответствии с пунктом 10.3 ПДД, скорость при движении на мотоцикле по автомагистрали не должна превышать 110 км/ч, а на остальных загородных дорогах – 90 км/ч.
В силу пункта 19.5 Правил мотоциклы и мопеды, как и другие транспортные средства, должны передвигаться с включенным ближним светом фар даже днем и вне зависимости от того, едут они по городу или по загородной дороге. Не предусматриваются исключения и для старых машин с генераторами малой мощности с электрическим оборудованием в 6 вольт. Даже такие крупные представители мотоциклов как трех- и четырех колесные, которые достаточно хорошо видны на дорогах, тоже не являются исключением.
На основании пункта 20.4 ПДД запрещена буксировка при помощи двухколесных мотоциклов, не имеющих бокового прицепа. Также запрещено буксировать такие машины. По смыслу этого пункта Правил буксировка всеми остальными транспортными средствами, подпадающими под категорию мотоциклов и имеющими более двух колес, а также буксировка таких транспортных средств, не запрещены.
Как следует из пункта 22.2(1) Правил, перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «A» или подкатегории «A1» в течение двух и более лет. Перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение двух и более лет.
Пунктом 22.8 ПДД установлены ограничения на перевозку пассажиров, в том числе и на мотоциклах. Так, нельзя перевозить пассажиров на мототехнике, конструкция которой не предусматривает дополнительного места для сидения. Нельзя этого делать в кузове мотороллера, предназначенном для перевозки грузов или на топливном баке. Детей, возраст которых не достиг 12-ти лет, можно перевозить только в коляске мотоцикла, но ни в коем случае не на заднем сидении.
В соответствии с пунктом 12.2 Правил, мотоциклисты имеют право парковаться в два ряда, чего нельзя делать автомобилистам, но при этом не нарушая знаки 7.6.1-7.6.9 Приложения № 1 к Правилам дорожного движения, указывающие на способ постановки транспортного средства на стоянку.
Для водителей мопедов также существуют некоторые особенности
Например, согласно п. 24.7 ПДД водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Движение водителей мопедов по обочине допускается, если это не создает помех пешеходам.
Максимально разрешенная скорость движения для водителей мопедов Правилами не установлена, так как к категории мопедов относятся транспортные средства, которые, помимо всего прочего, технически не в состоянии двигаться со скоростью, превышающей 59 км/ч.
На основании пункта 24.8 Правил водителям мопедов запрещается управлять мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты транспортного средства, или груз, мешающий управлению, перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства, перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест, поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении, двигаться по дороге без застегнутого мотошлема, пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Также пунктом 24.9 ПДД буксировка мопедов, а также буксировка с помощью мопедов запрещена, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с мопедом.
В соответствии с пунктом 24.10 Правил при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов для водителей других транспортных средств.
За помощь в подготовке материала благодарим
тюменского юриста Романа Дягилева
8 922 003-55-00