какие действия могут помочь эффективно проанализировать проект
Как повысить эффективность проектной деятельности?
Этапы проекта
Как в действительности школьники занимаются проектной деятельностью? Возьмем для примера реальные темы школьных проектов (их легко можно найти в интернете):
Некоторым из этих тем посвящены докторские диссертации и научные труды! А что делает школьник, когда получает тему? Конечно — отправляется искать информацию в интернете. И результат такого проекта нулевой. Необходимые навыки не сформированы, информация в голове не отложилась.
Проблема исследования
Чтобы предупредить негативный исход работы, начинать нужно с проблемы исследования. А заодно и ответить на вопрос: «Что необходимо изучить из того, что не было изучено ранее?»
Требования к учебно-научной проблеме:
Примеры учебно-научных проблем:
Важно отличать проблему от собственно темы. Тема формируется после определения проблемы.
Объект и предмет исследования
Когда есть проблема, нужно разобраться с объектом и предметом исследования — это позволит ученику яснее понимать, над чем он работает. Часто даже первокурсники не понимают, что является объектом, и что — предметом исследования. Например, в теме «В чем заключаются представления молодежи нашего города о жизненном успехе?» Объектом исследования является молодежь нашего города, а предметом — понимание молодежью нашего города жизненного успеха человека.
Цели и задачи проекта
Цель проекта — это то, что достигается посредством реализации проекта. Цель отвечает на вопрос «Что нужно сделать?», однако такая цель как «Я хочу купить еды» не позволяет сформулировать задачу.
Задача отвечает на вопрос «Как?». Необходимо сначала уточнить цель — какой еды? Только после этого узнать, где магазин, а потом пойти и купить.
Для формулировки цели исследования следует использовать глаголы или существительные, передающие смысл не процесса, а совершенного действия и получения каких-то содержательных результатов, например: не проведение анализа (это, кстати, инструмент, а не цель), а выявление роли, интерпретация смысла, формирование типологии и т.д. — то есть как раз то, что вы хотите получить как результат.
То же относится и к формулировке задачи:
Часто дети совершают ошибки при формулировке задачи, и в результате:
Гипотеза исследования
Очень часто школьники (да и научные руководители) забывают, что перед началом работы уже должна быть сформулирована гипотеза, доказательству которой и посвящена работа. А поэтому, кстати, литературу надо искать именно ту, которая подтверждает гипотезу исследования.
Гипотеза исследования — это тот результат, который вы хотите получить в конце. Это обязательно нужно объяснить ребенку. Понимание, чего от него ожидает учитель и каковы будут плоды его деятельности — важный аспект. В гипотезе всегда предполагается некая возможность. С оттенком возможности и нужно формулировать гипотезу:
«Введение такой меры, как „материнский капитал“ может привести к изменению рождаемости».
Это позволяет детям развивать критическое мышление, они учатся анализировать оттенки смысла.
Чем завершить отчет о работе:
Для того чтобы ученик (да и каждый человек) что-то понял, он должен пересказать в своей голове услышанное или прочитанное, как бы перевести на свой собственный понятный язык. Поэтому если ребенок три раза повторит одну и ту же мысль по-разному, это будет означать, что он хорошо понял идею. Попросите детей сформулировать собственное мнение по проблеме. Обычно это становится настоящим испытанием для школьников. В зарубежных вузах даже есть специальный вид задания: Position Paper — эссе, выражающее личное мнение студента. Кроме того, когда ребенок проникся работой и думает о том, что еще можно было бы сделать, ему можно предложить путь дальнейших исследований.
О пособиях для проектной деятельности
Пример из реального пособия по организации проектной деятельности для школьников:
Поисковый этап.
На данном этапе необходимо:
1. Найти информацию по теме.
2. Отобрать необходимые источники информации: словари, энциклопедии, справочники, Интернет-ресурсы.
3. Сопоставить и отобрать информацию, полученную из разных источников, структурировать ее и выделить главное.
4. Сформулировать ключевые слова.
Во-первых, непонятно, где искать источники. Во-вторых, перед началом работы необходимо понимать, каким типом источников пользоваться — первичным, вторичным или третичным.
Обратите внимание — пункт с формулировкой ключевых слов самый последний. Но ведь искать информацию без предварительного определения ключевых слов — нонсенс! А пункт 3 — сопоставить и отобрать информацию — это самый высокий уровень, 6-й в таксономии учебных целей Блума:
В пособии предлагается перескочить все уровни и сразу приступить к оценке суждений. Это тоже невозможно осуществить!
И еще один неудачный пример пособия из интернета:
I этап: выбор темы проекта
II этап: сбор информации
III этап: обдумывание плана работы над проектом
IV этап: реализация проекта
Нас просят сначала собрать информацию, а потом обдумать план работы. Но позвольте, как можно собирать информацию, если нет плана? Несомненно, план работы — это то, с чего начинается любая деятельность!
Как оценивать проект
Мы знаем, что многие из тех проектов, которые делают дети, носят описательный характер. Ребенок едва познакомился с темой и вникнуть во все детали не успел. Как оценивать такой проект? Давайте разберемся. ЮНЕСКО утверждает, что учителя должны формировать у детей два основных навыка:
Если проект носит описательный характер, но в процессе работы ребенок освоил поиск информации в интернете — он уже молодец. Понятно: скопировал — вставил, но ведь это не банальный «копипаст» — ребенок перед этим отобрал нужную информацию. Оба навыка, рекомендованные ЮНЕСКО, освоены. Что ж, работу стоит засчитать! Как говорил Эдуард Бернштейн, «Движение — все, цель — ничто!» Истинно так.
«Намного важнее те знания, которые ребенок усвоил в процессе подготовки к проекту. Именно методика в значительной степени определяет результат».
Если нужно, чтобы ребенок освоил ту информацию, которую вы хотите ему преподнести, дайте задание написать парафраз, то есть подготовить пересказ информации.
Как это осуществить? Прочитать материал, из которого нужно сделать парафраз, и постараться понять его. Найти значения сложных слов и оборотов в словарях и подобрать синонимы, перестроить структуру фраз или абзацев. Отложить текст в сторону и написать своими словами понятый смысл. Еще раз убедиться, что переписанный текст не нарушает смысла и не утратил первичную информацию. Парафраз должен получиться осмысленным. Нужно отредактировать его. Оформить ссылку на оригинальный текст.
Библиографическое описание
Соблюдение авторских прав предполагает наличие ссылки на оригинал материала. Скачайте документ с общими требованиями и правилами составления библиографических записей и описаний. Он подготовлен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Не обязательно изучать его целиком, но основные положения нужно знать, потому что дети должны научиться делать правильные ссылки. Если ссылка оформлена не так, то система антиплагиата выдаст плохой результат.
Пример библиографического описания:
Ю. В. Янушкина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. — Волгоград: ВолГАСУ, 2014. — ISBN 978-5-982766-693-9. — Раздел 1. — С. 8–61. — URL: http://vgasu.ru/attachments/oi_yanushkina_01.pdf (дата обращения: 20.06.2018).
Поиск информации
90% пользователей просматривают только первые 6 адресов в выдаче поисковой системы. Значит, очень важно, какие сайты будут выведены в топ. Поисковик выдает адреса сайтов, ориентируясь на ключевые слова в тексте. Ключевые слова синонимами не заменяются, а значит, выдача будет различной для пар близких по значению слов. Конечно же, в связи с этим очень важно научить детей грамотно формулировать ключевые слова.
Получив ответ, следует оценить информацию с точки зрения достоверности, точности и обоснованности. Общепринятым является использование методики CARS — Credibility, Accuracy, Reasonableness, Support — Доверие, Точность, Обоснованность, Источники информации (буквальный перевод — «поддержка»). Именно на этапе оценки информации в полной мере проявляется необходимость такого лингвистического умения, которое можно условно назвать лингвистическим анализом формы представления информации.
Траст — степень доверия к сайтам
Оценка соответствия текста возрасту и названию
К сожалению, дети часто не осознают, насколько важно название письменной работы. Порой после получения темы ученик использует формулировку темы в качестве названия. Более того, практически всегда название работы используется в качестве поискового запроса при поиске информации в интернете.
Несовпадение ключевых слов (и, как следствие, смысла) в названии и в тексте работы является признаком того, что тема не раскрыта или недостаточно сужена — в этом случае ключевые слова в названии и в тексте будут принадлежать к разным семантическим кластерам.
В системах поисковой оптимизации существуют интернет-сервисы для оценки качества поисковых запросов. По сути, решается задача оценки релевантности двух текстов. И первый пример — contenthelper.ru — сервис, который оценивает, насколько название релевантно тексту. Сайт ru.readability.io позволяет оценить сложность текста. Его могут использовать и дети, и учителя. Кстати, проверьте, соответствует ли то, что вы написали, возрасту детей. Часто одиннадцатиклассник может написать текст, который по уровню соответствует ребенку 11-12 лет. Владение словарным запасом, лексика, стиль языка — все это можно проверить в системе.
Проверка на плагиат
«Заимствование из одного источника — плагиат, из двух — компиляция, из многих — эрудиция. Поэтому студентам я всегда рекомендую использовать как минимум пять источников для написания любой работы».
Сервис « Адвего » позволяет провести семантический анализ текста. Если у ребенка маленький активный словарный запас, он не может использовать синонимы, и в этом случае классическая и академическая тошнота будут завышены.
При оформлении списка источников важно помнить, что, помимо самого издания, нужно упомянуть и страницу. Если использовать электронную версию бумажного сборника, то нумерация, конечно же, будет соответствовать оригиналу. А если ссылка будет на текст, размещенный на странице сайта, то номер не ставится.
Визуализация работы: облако тегов и семантическое ядро
Облако тегов позволяет увидеть наиболее часто используемые слова, вся работа укладывается в небольшую словарную картинку, где самые распространенные слова из текста начертаны крупнее, а более редкие — мельче. Важно, чтобы главным словом, которое расположено в середине и написано крупным шрифтом, было какое-то понятие, относящееся к теме, или утвердительное слово.
Популярные сервисы для создания облака тегов:
Если же и словарное облако не помогло разобраться в проблеме, можно изучить семантическое ядро текста — там будет показано точное количество наиболее популярных слов в тексте. Так легко можно увидеть, сужена ли тема в работе. Если не сужена, значит, ученик исследует несколько явлений, а это считается отклонением от тематики проекта.
Презентация проекта
Статистика говорит, что преподаватели более старшего возраста рекомендуют детям создавать презентацию в Power Point. Но сейчас есть много сервисов, которые позволяют быстро и красиво сделать слайды:
А вот Google Сайты — отличный конструктор, в котором любой легко сможет создать страницу без навыков html-верстки и web-дизайна. Этот инструмент очень хорош для учителей, которые практикуют проектную деятельность. Можно осуществить совместную работу над сайтом — тогда ученики смогут делиться с вами своими презентациями онлайн.
Основные этапы выполнения аналитической работы
Организация и проведение любой научно-исследовательского проекта обязательно сопровождается анализом конкретной проблемы, ситуации. Именно результаты аналитической работы служат основой для разработки эффективного решения, рекомендаций автора, обоснованием его позиции.
Организация и проведение любой научно-исследовательского проекта обязательно сопровождается анализом конкретной проблемы, ситуации. Именно результаты аналитической работы служат основой для разработки эффективного решения, рекомендаций автора, обоснованием его позиции.
Аналитическая работа свойственна не только студентам, но и уже практикующим специалистам. От правильной организации, точности действий и прогнозов может зависеть судьба предприятия в целом. Поэтому важно знать все нюансы, наиболее эффективные методики и пр.
Основные стадии аналитической работы
Любой научно-исследовательский проект имеет свои ограничения, ориентиры, а его результат должен способствовать решению актуальной и значимой проблемы. Для этого необходимо тщательно планировать каждый шаг.
Этап №1. Планирование аналитической работы.
Еще до проведения анализа ситуации необходимо ответить на ряд вопросов:
На этой стадии аналитик ставит ориентир, намечает основные мероприятия, которые будут способствовать прояснению и оценке ситуации, формирует график проведения аналитической работы, определяет необходимость привлечения дополнительных экспертов (делегирование полномочий), определяет подходящую методику анализа и пригодную для нее информационную базу. Важно учитывать период деятельности организации/объекта исследования, подвергаемый анализу (1 год, 2 года и пр.).
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этап №2. Работа в информационном поле.
После того, как были конкретизированы цель и задачи, предмет и объект, методы анализа необходимо собрать максимальный объем полезной и пригодной информации. В зависимости от цели анализа могут использоваться:
Аналитику предстоит не просто собрать все сведения о деятельности объекта, но и разобраться в них, выделить лишь ту часть, которая будет соответствовать цели и плану анализа, позволит оценить конкретную проблему и решить ее с учетом возможностей объекта. Перед использованием материалов необходимо убедиться в их точности, достоверности и надежности. Все сомнительные и противоречивые сведения должны быть моментально отброшены.
Сбор информации
На данной стадии эксперт проводит сбор и обработку первичной информации, проверяет ее достоверность и обоснованность, правильность заполнения и целесообразность использования.
В качестве методики аналитической работы может применяться утвержденная методика или применяться совокупность отдельных приемов. Инструментарий и возможности реализации анализа определяется исследователем с учетом располагаемых им сведений, сроков реализации исследования и пр.
Этап №3. Непосредственное проведение анализа.
Здесь исследователь занимается непосредственно обработкой подготовленной информационной базы с учетом выбранной методики. Как правило, эта стадия предполагает классификацию имеющихся сведений по блокам, расчеты различных коэффициентов, оценку динамики отдельных показателей, проводят анализ текущих показателей с плановыми/нормативными.
С помощью анализа эксперту удается проанализировать конкретную сферу деятельности объекта, диагностировать проблему, определить воздействующие на объект факторы и степень (характер) их влияния, оценить перспективы развития и пр.
Кто проводит непосредственно анализ?
Здесь специалист проводит связь между конкретными фактами и намеченной целью: что наблюдается сейчас, к чему необходимо стремиться, какие действия необходимо предпринять.
Если какие-то моменты остаются малоизведанными, неясными, то исследователю предстоит углубить аналитическую работу, затребовав дополнительные сведения для изучения. В этом случае намеченный «график анализа» может измениться.
Этап №4. Оформление выводов, интерпретация результатов анализа.
Данный этап предназначен для обобщения всех реализованных действий и конкретизации полученных итогов: что было диагностировано, о чем свидетельствуют изменения отдельных показателей и т.д.
Здесь же производится оформление всех расчетов. Как правило, детальных подсчетов коэффициентов и показателей (формул с подставлением соответствующих данных, цифр) в отчетах и научно-исследовательских работах нет. Достаточно в теоретической части расписать используемую методику анализа, в практической части указать результаты расчетов, представить сведения для анализа в табличной форме, в виде графиков, схем и диаграмм. Под каждым из указанных элементов должен присутствовать краткий и емкий выводов: что было проанализировано, выявлено и пр.
Оформление аналитической работы
По мере реализации комплекса действий аналитику необходимо грамотно сформулировать общий вывод, где будут отражены как отдельные наиболее важные отклонения, их интерпретация (на чем они сказываются, как появляются и к чему могут привести в дальнейшем). Также в нем необходимо показать единство выявленных отклонений в виде конкретной актуальной проблемы, требующей незамедлительного решения.
Этап №5. Разработка рекомендаций по решению проблемы, выявленной в ходе анализа.
Далее исследователю предстоит наметить план мероприятий, который позволит решить диагностированную проблему или смягчить ее воздействие на объект с учетом его возможностей, минимизировать потери и пр.
Рекомендации автора по решению выявленных проблем
На данном этапе эксперту предстоит также провести ряд аналитических действий: оценить эффективность предлагаемых мер, их допустимость и реалистичность (постижимость с учетом возможностей объекта).
Рекомендации опытных специалистов по организации и проведению аналитической работы
На этапе планирования деятельности важно точно определить цель и задачи, оценить собственные возможности по проведению анализа и необходимость привлечения сторонних экспертов. Притом в случае подключения дополнительных кадров важно поверить уровень их квалификации убедиться в их компетентности.
Чтобы организовать и провести анализ объекта или его отдельной стороны важно не только грамотно спланировать каждый шаг, но и делегировать полномочия. Квалифицированный эксперт сумеет выполнить задание быстро и правильно, нежели самому разбираться во всех нюансах, изучать их и вникать (что займет больше времени).
Организация и проведение анализа объекта
При сборе информации обратите внимание на ее подлинность и достоверность. Анализ должен строиться исключительно на проверенных и доказанных фактах, чтобы в дальнейшем предложенный план мероприятий по решению проблемы был максимально эффективным, учитывал возможности и способности объекта, его реальное положение.
Тщательно проверяйте все произведенные расчеты, чтобы убедиться в точности полученных результатов. В противном случае анализ итогов аналитической работы будет недостоверным.
Для удобства интерпретации собранных данных необходимо использовать специальные аналитические таблицы. В них автор располагает в определенном (чаще хронологическом порядке – по периодам, или по конкретному признаку) данные об объекте, отмечает их динамику и выявляет те или иные закономерности. Опытные эксперты рекомендуют сравнивать реальные сведения с действующими нормативами, данными предшествующих периодов.
При анализе полученных результатов необходимо оценивать как отклонение конкретного показателя, так и выявленные негативные тенденции в единой системе: о какой проблеме они свидетельствуют, какое из отклонений оказывает сильное воздействие и пр. В дальнейшем учет всех нюансов позволит сформировать рациональный и эффективный план мероприятий.
Оформление аналитической работы должно быть выполнено с учетом всех действующих требований если анализ оформляется в виде студенческого или научно-исследовательского проекта, то необходимо учесть методические рекомендации ВУЗа, ГОСТы. Если же итоги аналитической мысли оформляются на предприятии в виде специального отчета, то целесообразно учесть особенности его формирования (фирменный бланк организации, структура отчета и пр.). Для этого достаточно взглянуть на предыдущие подобные документы. При возникновении проблем лучше всего обратиться к квалифицированным экспертам.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Этапы оценки проекта: понятия, методы и полезные инструменты
Оценка помогает команде определить вектор развития проекта и вовремя его скорректировать. Однако для многих менеджеров оценка — сложный и пугающий процесс, из-за чего она часто упрощается или игнорируется вовсе.
Вместе с Андреем Кокшаровым, продюсером направления «Высшее образование» в Нетологии, разобрались, зачем проводить оценку проекта, из каких этапов она состоит и какие инструменты помогут в этом.
Статья будет полезна участникам проектных команд и начинающим предпринимателям.
Продюсер направления «Высшее образование» в Нетологии
Проект — это временное предприятие, которое направлено на создание уникального продукта или услуги. Проекты могут иметь различные формы и реализовываться в любой сфере и отрасли. Например, проектами можно считать:
Также к проектам относят стартапы — молодые компании без опыта операционной или проектной деятельности, работающие над идеей с высокой долей риска и неопределённости.
Любой проект начинается с идеи, а заканчивается, когда:
Оценка проекта как раз помогает избежать рисков не уложиться в бюджет или сроки проекта, потерять в качестве продукта или разработать фичи, которые никому не нужны.
Расскажу, зачем командам проводить оценку проекта и какие методы при этом используют.
Что такое оценка проекта и зачем её проводят
Оценка проекта — это способ выяснить, насколько вероятно выполнить задачу в нужные сроки, качественно и в пределах бюджета.
Оценка позволяет понять реальный статус проекта.
Она не призвана наказать отстающих, иначе участники будут приукрашать результаты или прятать неудобные данные и оценка станет необъективной и бесполезной.
Получить реальные данные для принятия решений возможно только, если оценка будет достоверной и актуальной. Чтобы в процессе оценки не возникало искажений, руководителю важно позволить участникам проектных команд высказывать опасения и предположения по ходу проекта.
Например, в некоторых компаниях используют анонимные ящики, которые устанавливают в общедоступных местах, чтобы любой участник команды мог положить туда записанные на листке бумаги сомнения и опасения. С определённой периодичностью менеджер проекта проверяет ящик и узнаёт о проблеме, о которой по какой-то причине подчинённые не говорят лично.
Оценку проекта можно разделить на оценку идеи проекта и оценку самого проекта. Данные блоки в свою очередь состоят из процессов, связанных с оценкой бюджета, сроков, качества и прочих компонентов в зависимости от уровня сложности проекта.
Оценка идеи проекта происходит на этапе, когда формируется бизнес-план и создаётся концепт продукта. Она позволяет руководителю обосновать решение о запуске проекта и его необходимости для бизнеса. В оценке идеи обычно участвуют аналитик, команда маркетинга, менеджер будущего проекта. По её результатам принимают решение об инициации проекта, подписывают устав проекта и набирают команду.
Оценка же самого проекта может происходить на всех этапах, начиная от планирования до этапа завершения. Её задача — скорректировать ход проекта. После проведения оценки проекта обычно вносят изменения в документацию, может измениться состав команды или перечень фичей продукта, либо вовсе решают закрыть проект. Если команда решила продолжать, то после этого оценивают потребности в дополнительных ресурсах.
Менеджер определяет, что важно рассмотреть в ходе оценки проекта. Он же решает, какие процессы нужно оценить и формирует список критериев для оценки каждого из них. В крупных компаниях — особенно тех, которые работают на зарубежном рынке, — инициирует оценку обычно отдельный специалист или команда специалистов отдела контроллинга, которые следят за ходом проекта. В перечень могут входить, например, такие процессы, как:
Состав оцениваемых процессов определяет менеджер на этапе инициации проекта. Чаще всего это называется процессом адаптации системы управления проектом к новому проекту — важно настроить его под среду и процессы внутри компании. Во время адаптации менеджер проекта тесно взаимодействует с командой проекта, с владельцем продукта и ключевыми стейкхолдерами. Адаптация помогает определить контролируемые точки в проекте, грамотно распределить ресурсы и разработать базовый план проекта.
Процесс адаптации — важный этап в работе над любым проектом, так как из-за уникальности разрабатываемого продукта каждый новый проект требует свой набор инструментов, компонентов и контрольных точек.
Менеджер проекта разрабатывает план управления выгодами проекта. И в процессе адаптации ему необходимо синхронизировать между собой основные бизнес-документы проекта — понять, нет ли расхождения между ними и бизнес-кейсом, который изначально представлялся руководству.
К основным бизнес-документам относят:
Прежде чем сформулировать бизнес-кейс, нужно провести оценку потребностей рынка. В неё будет входить первичная оценка бизнес-идеи, оценка бизнес-задач, потенциальных проблем и возможностей проекта.