какие действия должны выполнять участники ликвидации чс
Участники ликвидации чрезвычайной ситуации
Участники ликвидации чрезвычайной ситуации – это личный состав органов управления и подразделений пожарной охраны, территориальных и функциональных подсистем РСЧС, другие силы (в том числе нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования (АСФ), а также спасатели, население и отдельные граждане, не являющиеся спасателями, привлекаемые по решению руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации), привлеченные к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) на месте чрезвычайной ситуации (ЧС).
Участники ликвидации чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
Состав
Участниками ликвидации чрезвычайной ситуации должны выполняться обязанности по следующим основным должностям:
а) нештатные должности в составе оперативного штаба на месте ЧС:
б) нештатные должности на месте ЧС:
в) штатные должности на месте ЧС:
Полномочия, обязанности и права
Участники ликвидации чрезвычайной ситуации
Участниками ликвидации ЧС должны:
Подробнее о том, кто такие участники боевых действий по тушению пожаров и каковы их права и обязанности
Источник: приказ МЧС России № 444 от 16.10.2017 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».
Какие действия должны выполнять участники ликвидации чс
V. Полномочия участников ликвидации ЧС
237. Участниками ликвидации ЧС являются личный состав органов управления и подразделений пожарной охраны, территориальных и функциональных подсистем РСЧС, другие силы (в том числе нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования, а также спасатели, население и отдельные граждане, не являющиеся спасателями, привлекаемые по решению РЛЧС), привлеченные к проведению АСР и других неотложных работ на месте ЧС.
238. Участники ликвидации ЧС, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
239. Участниками ликвидации ЧС должны:
выполняться требования настоящего Боевого устава, а также проводиться действия, необходимые для выполнения поставленных задач и не противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации, правилам охраны труда;
обеспечиваться бесперебойная работа закрепленной пожарной и аварийно-спасательной техники, имущества, оборудования и оснащения, необходимого для проведения АСР и других неотложных работ, осуществляться контроль за их сохранностью, приниматься меры по выявлению и устранению неисправностей;
осуществляться контроль за изменением обстановки в зоне ЧС, подаваемыми командами и сигналами, на основании подаваемых команд и сигналов вноситься коррективы в собственные действия с последующим докладом непосредственному руководителю;
поддерживаться связь при проведении АСР и других неотложных работ;
соблюдаться правила охраны труда;
осуществляться эвакуация из зоны ЧС людей и имущества;
проявляться взаимовыручка и оказывается первая помощь пострадавшим.
240. Участниками ликвидации ЧС должны выполняться обязанности по следующим основным должностям:
а) нештатные должности в составе оперативного штаба на месте ЧС:
начальник оперативного штаба;
заместитель начальника оперативного штаба;
ответственный за охрану труда;
должностные лица ОГ;
б) нештатные должности на месте ЧС:
в) штатные должности или исполнение обязанностей по штатным должностям на месте ЧС:
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 N 129)
(см. текст в предыдущей редакции)
начальник аварийно-спасательного расчета;
241. Начальник оперативного штаба на месте ЧС подчиняется непосредственно РЛЧС и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на оперативный штаб на месте ЧС. В непосредственном подчинении начальника оперативного штаба на месте ЧС находятся должностные лица оперативного штаба на месте ЧС.
Начальником оперативного штаба на месте ЧС по согласованию с РЛЧС назначаются заместитель и помощники, между которыми распределяются обязанности по выполнению задач в соответствии с требованиями настоящего Боевого устава, с передачей указанным лицам части своих полномочий.
Начальник оперативного штаба на месте ЧС:
осуществляет подготовку и своевременное доведение до РЛЧС на основе данных разведки ЧС, докладов участников ликвидации ЧС, информации диспетчера гарнизона (подразделения пожарной охраны), сведений потребности в оборудовании, предложений по организации действий по ликвидации ЧС, созданию резерва сил и средств;
организует доведение указаний РЛЧС до участников ликвидации ЧС, обеспечивает их регистрацию и контроль исполнения, ведение документов оперативного штаба на месте ЧС;
организует расстановку и учет подчиненных сил и средств;
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 N 129)
(см. текст в предыдущей редакции)
докладывает РЛЧС и сообщает диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) оперативную информацию об обстановке на месте ЧС;
организует взаимодействие с судебно-экспертными учреждениями.
Начальник оперативного штаба на месте ЧС имеет право:
отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам ликвидации ЧС, должностным лицам служб жизнеобеспечения населения, организаций, на территориях которых проводятся АСР и другие неотложные работы, а также другим должностным лицам, прибывшим на место ЧС;
отдавать от лица РЛЧС указания участникам ликвидации ЧС с последующим обязательным докладом о них РЛЧС;
требовать от участников ликвидации ЧС и должностных лиц служб жизнеобеспечения населения, организаций, а также других должностных лиц, прибывших на место ЧС, исполнения своих обязанностей, а также указаний РЛЧС и собственных указаний;
отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников ликвидации ЧС (вероятность обрушения конструкций, взрыва и других изменений обстановки на месте ЧС, требующих принятия безотлагательных решений).
242. Заместитель начальника оперативного штаба на месте ЧС назначается начальником оперативного штаба на месте ЧС, должен выполнять указания РЛЧС и начальника оперативного штаба на месте ЧС, а также выполнять переданные ему полномочия начальника оперативного штаба на месте ЧС.
243. Начальник тыла подчиняется непосредственно начальнику оперативного штаба на месте ЧС и несет персональную ответственность за организацию работы тыла на месте ЧС, включающего в себя силы и средства подразделений пожарной охраны, РСЧС, не участвующие в ликвидации ЧС, а также резерв имущества, оборудования и оснащения, необходимого для проведения АСР и других неотложных работ. Для обеспечения работы тыла на крупных ЧС по решению РЛЧС назначаются помощники начальника тыла.
сосредоточивает резерв сил и средств, необходимый для проведения АСР и других неотложных работ;
принимает меры к обеспечению личного состава подразделений защитной одеждой и средствами защиты;
организует своевременное обеспечение аварийно-спасательной техники и пожарной техники горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами;
принимает меры по восстановлению (в случае выхода из строя), работоспособности аварийно-спасательной техники, имущества, оборудования и оснащения, необходимого для проведения АСР и других неотложных работ;
принимает меры по обеспечению участников ликвидации ЧС питанием при ликвидации затяжных ЧС;
обеспечивает ведение документации.
Начальник тыла имеет право:
отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам ликвидации ЧС, задействованным в работе тыла;
требовать от участников ликвидации ЧС и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, организаций, а также других должностных лиц, прибывших на место ЧС, исполнения своих обязанностей, а также указаний оперативного штаба на месте ЧС и собственных указаний;
вносить предложения РЛЧС и начальнику оперативного штаба на месте ЧС о необходимости создания резерва сил и средств для проведения действий по ликвидации ЧС;
отдавать с согласия РЛЧС (начальника оперативного штаба на месте ЧС) указания диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) о доставке к месту ЧС необходимых материально-технических ресурсов.
244. Ответственный за охрану труда должен контролировать соблюдение требований охраны труда на месте ЧС участниками ликвидации ЧС, давать рекомендации РЛЧС по безопасному проведению АСР и других неотложных работ.
245. Должностными лицами ОГ выполняются задачи, возложенные на ОГ.
246. Начальник БУ (СПР) непосредственно подчиняется РЛЧС, несет персональную ответственность за выполнение поставленных на БУ (СПР) задач и постоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РЛЧС.
Начальнику БУ подчинены участники ликвидации ЧС на указанном БУ. Начальнику СПР подчинены начальники БУ.
проводит разведку ЧС, сообщает о ее результатах РЛЧС;
обеспечивает спасение людей и эвакуацию имущества на БУ (СПР) и выполнение иных решений РЛЧС, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории БУ (СПР);
проводит расстановку подчиненных сил и средств;
запрашивает в случае ухудшения обстановки на БУ (СПР) дополнительные силы и средства для выполнения поставленных задач;
обеспечивает соблюдение правил охраны труда, доводит до участников ликвидации ЧС информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;
принимает меры к сохранению обнаруженных на БУ (СПР) возможных вещественных доказательств и имущества, имеющих отношение к расследованию причин возникновения ЧС;
докладывает РЛЧС информацию о выполнении поставленных задач.
Начальник БУ (СПР) имеет право:
отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам ликвидации ЧС на БУ (СПР);
получать необходимую для организации АСР и других неотложных работ информацию от РЛЧС, оперативного штаба на месте ЧС, администрации организаций и служб жизнеобеспечения;
определять порядок убытия с БУ (СПР) подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.
247. Оперативный дежурный является РЛЧС в безусловном порядке по прибытии к месту ЧС.
В случае, если руководство ликвидацией ЧС передается старшему по должности должностному лицу или уполномоченному РЛЧС, оперативный дежурный должен доложить ему информацию об обстановке на пожаре и поступить в его распоряжение.
248. Начальник караула возглавляет караул и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на караул задач.
По прибытии к месту ЧС начальник караула организует работы по ликвидации ЧС.
В случае, когда руководство ликвидацией ЧС осуществляется старшим по должности лицом, начальник караула должен доложить ему о прибытии и поступить в его распоряжение.
Начальник караула руководит личным составом караула при проведении АСР и других неотложных работ, в том числе:
обеспечивает взаимодействие отделений караула, а также караула и других подразделений, прибывших к месту ЧС;
ставит задачи подчиненному личному составу;
обеспечивает выполнение подчиненным личным составом команд и сигналов;
контролирует соблюдение подчиненным личным составом правил охраны труда;
контролирует работу подчиненного личного состава на аварийно-спасательной технике, с имуществом, оборудованием и оснащением, необходимым для проведения АСР и других неотложных работ;
поддерживает связь со старшим должностным лицом гарнизона, своевременно докладывает ему об изменении обстановки.
При прибытии к месту ЧС в составе караула командир отделения выполняет задачи, поставленные ему начальником караула, в том числе:
руководит действиями подчиненного личного состава;
обеспечивает выполнение подчиненным личным составом поставленных задач;
контролирует соблюдение подчиненным личным составом правил охраны труда при выполнении поставленных задач;
поддерживает связь с начальником караула;
обеспечивает работу закрепленной техники;
проверяет наличие личного состава, аварийно-спасательного оборудования и инструмента по завершении сбора сил и средств после ликвидации ЧС и докладывает начальнику караула или иному старшему должностному лицу о готовности отделения к возвращению в место постоянной дислокации;
организует проведение АСР и других неотложных работ по прибытии на место ЧС в составе отделения.
В случае, когда руководство ликвидацией ЧС осуществляется старшим по должности лицом, командир отделения должен доложить ему о прибытии и поступить в его распоряжение.
250. Начальник аварийно-спасательного расчета возглавляет аварийно-спасательный расчет на АСА или иной аварийно-спасательной технике, оснащенной аварийно-спасательным оборудованием, и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на аварийно-спасательный расчет задач.
По прибытии к месту ЧС начальник аварийно-спасательного расчета должен выполнять задачи, поставленные ему РЛЧС на месте ЧС, в том числе:
доложить РЛЧС о прибытии на место ЧС в составе аварийно-спасательного расчета и поступить в его распоряжение;
руководить действиями подчиненного личного состава;
указывать подчиненному личному составу способы и технические средства спасения людей, животных, материальных ценностей, направление и способы прокладки рукавных линий, электрических кабелей, места установки аварийно-спасательного оборудования, его количество и виды;
обеспечивать выполнение подчиненным личным составом поставленных задач;
контролировать соблюдение подчиненным личным составом правил охраны труда при проведении АСР и других неотложных работ;
поддерживать связь с РЛЧС;
обеспечивать работу закрепленного АСА и аварийно-спасательного оборудования;
проверять наличие личного состава и аварийно-спасательного оборудования при завершении сбора сил и средств после ликвидации ЧС и доложить РЛЧС о готовности аварийно-спасательного расчета к возвращению в место постоянной дислокации.
251. Связной осуществляет передачу информации между должностными лицами в зоне ЧС и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Связной назначается РЛЧС, начальником оперативного штаба на месте ЧС, начальником БУ (СПР).
передает своевременно достоверную информацию;
докладывает РЛЧС, начальнику оперативного штаба на месте ЧС, начальнику БУ (СПР) о выполнении поставленных задач;
выполняет правила ведения связи;
ведет учет передаваемой (получаемой) информации.
252. Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется начальнику караула, а также командиру отделения (начальнику аварийно-спасательного расчета), если иное не установлено РЛЧС.
устанавливает ПА (АСА) на место, указанное вышестоящим руководителем, с учетом требований настоящего Боевого устава и правил охраны труда;
обеспечивает возможность передислокации ПА (АСА) в безопасное место в случае осложнения обстановки в зоне ЧС;
обеспечивает бесперебойную работу узлов и агрегатов ПА (АСА), постоянно следит за обстановкой в зоне ЧС;
контролирует запасы горюче-смазочных, других эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ, своевременно докладывает старшему начальнику о необходимости их пополнения;
выполняет техническое обслуживание закрепленного ПА (АСА);
работает по решению командира отделения (начальника аварийно-спасательного расчета), начальника караула на штатной радиостанции ПА (АСА);
участвует в проведении АСР и других неотложных работ.
253. Пожарный непосредственно проводит АСР и другие неотложные работы на месте ЧС и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Пожарный подчиняется командиру отделения, начальнику караула, начальнику БУ с обязательным докладом начальнику командиру отделения (начальнику караула).
254. Спасатель непосредственно проводит АСР и другие неотложные работы на месте ЧС и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Спасатель подчиняется начальнику аварийно-спасательного расчета, начальнику БУ с обязательным докладом начальнику аварийно-спасательного расчета.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение.
Аварийно-спасательные работы
Представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
Неотложные работы
Проводятся в целях всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно подразделяется на 3 этапа:
Для ведения аварийно-спасательных работ создается группировка сил гражданской обороны. В зависимости от обстановки эта группировка может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка может выдвигаться к очагу по нескольким маршрутам. Успешное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается быстрым вводом формирований в очаг поражения, высокой выучкой личного состава формирований, знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы, непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований, непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток и время года.
Силы и средства группировки выводятся из зоны работ на основании решения руководителя или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В целях организованного вывода разрабатывается, специальный план, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.
Какие действия должны выполнять участники ликвидации чс
Методические рекомендации по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций
Методические рекомендации разработаны во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина от 28.11.2014 N РД-П4-8793 с учетом опыта ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в г.Крымске, Дальневосточном, Сибирском и Южном федеральных округах, а также изменений и дополнений в федеральном законодательстве в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Настоящие методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Методические рекомендации следует использовать с учетом издаваемых нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, особенностей местных условий и складывающейся обстановки при возникновении ЧС.
Обозначения и сокращения
Единые дежурные диспетчерские службы
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Функциональные подсистемы РСЧС
Территориальные подсистемы РСЧС
Федеральные органы исполнительной власти
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Органы местного самоуправления
Центр управления в кризисных ситуациях
Комиссия по ЧС и ОПБ
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций
Исполнительные органы государственной власти
Основные понятия
В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины и определения:
Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
от 16 октября 2017 г. N 444
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БОЕВОГО УСТАВА
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» «1», от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» «2», от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» «3», подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «4», пунктом 36 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «1», подпунктом 17 пункта 6 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 «2», приказываю:
«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 46, ст. 6407, N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1, ст. 88, N 10, ст. 1407, N 18, ст. 2621, N 27, ст. 3951, N 29, ст. 4359, ст. 4360, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 15, ст. 2066, N 22, ст. 3089, N 26, ст. 3887; 2017, N 22, ст. 3069, N 27, ст. 3938, N 31, ст. 4765.
«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, ст. 3477, N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408, N 18, ст. 2622, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 7, ст. 919, N 26, ст. 3887.
«3» Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341, N 33, ст. 3348, N 46, ст. 4537; 2003, N 46, ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 15, N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2012, N 41, ст. 5525; 2013, N 27, ст. 3477; 2017, N 30, ст. 4447.
«4» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51, ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643, N 19, ст. 2329, N 47, ст. 6455; 2013, N 26, ст. 3314, N 52, ст. 7137; 2014, N 11, ст. 1131, N 27, ст. 3754; 2015, N 4, ст. 641, N 11, ст. 1588; 2016, N 1, ст. 211, N 31, ст. 4987, N 39, ст. 5626; 2017, N 13, ст. 1913.
«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 17, ст. 2009; N 37, ст. 5002; N 44, ст. 6026; N 46, ст. 6339; 2013, N 24, ст. 2999; N 30, ст. 4114; 2015, N 16, ст. 2389; 2016, N 43, ст. 6042; N 49, ст. 6929; 2017, N 6, ст. 928, N 21, ст. 3024.
«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст. 2649; 2010, N 1, ст. 116; 2011, N 26, ст. 3807; 2013, N 23, ст. 2910; 2014, N 21, ст. 2694; 2015, N 1, ст. 262; 2016, N 27, ст. 4500.
2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2011 г., регистрационный N 20970).