какие действия должна применить локомотивная бригада в случае если пожар не может быть ликвидирован
4.2. Требования безопасности в случае пожара (загорания) на локомотиве
4.2. Требования безопасности в случае пожара (загорания) на локомотиве.
4.2.1. При обнаружении пожара в локомотиве или в составе поезда при следовании по перегону машинист должен остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов). Запрещается останавливать поезд с горящими вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгораемых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров.
4.2.2. Остановка поезда на электрифицированных линиях железных дорог должна производиться с таким расчетом, чтобы горящие вагоны или локомотив не располагались под жесткими или гибкими поперечинами, секционными изоляторами, воздушными стрелками.
4.2.3. После остановки поезда локомотивная бригада обязана:
принять меры по его закреплению на месте и уточнить вагон, в котором обнаружен пожар;
вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование груза в горящем и рядом стоящих вагонах, а при наличии опасного груза его количество, номер аварийной карточки, размеры опасной зоны.
4.2.4. Одновременно с принятием мер по остановке поезда машинист должен подать звуковой сигнал пожарной тревоги и, используя поездную радиосвязь или любой другой возможный в создавшейся ситуации вид связи, сообщить о пожаре диспетчеру поездному, дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, для вызова пожарных подразделений и энергодиспетчеру (при возникновении пожара на электрифицированном участке пути) для снятия напряжения с контактной сети.
4.2.6. Если пожар возник на локомотиве или в поезде и для его тушения необходимо приближаться к находящимся под напряжением проводам ближе 2 метров, машинист через диспетчера поездного должен потребовать снятие напряжения с контактной сети (ВЛ) и ее заземления.
Запрещается до снятия напряжения приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 метров, а к оборванным проводам контактной сети и ВЛ на расстояние менее 8 метров до их заземления.
4.2.7. До снятия напряжения с контактной сети или ВЛ тушение горящих предметов, находящихся на расстоянии менее 2 метров от контактной сети и проводов ВЛ, разрешается производить только порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети и ВЛ ближе 2 метров.
Тушение указанных горящих предметов водой, химическими, пенными или воздушно-пенными огнетушителями можно производить только при снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления.
4.2.8. При возникновении пожара на тепловозе и электровозе локомотивная бригада обязана:
перевести в нулевое положение контроллер машиниста, остановить поезд, выключить вспомогательные машины, отключить главный (быстродействующий) выключатель, опустить токоприемник (на электровозе), остановить дизель-генераторную установку (на тепловозе);
подать звуковой сигнал пожарной тревоги и сообщить о пожаре диспетчеру поездному или дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон;
после закрепления поезда на месте отключить приборы управления и рубильник аккумуляторной батареи локомотива;
на электровозе убедиться, что токоприемник опущен и контактный провод не касается крыши или имеющегося на ней оборудования и если очаг расположен не ближе 2 метров к контактному проводу, принять посильные меры по ликвидации очага загорания, используя имеющиеся огнетушители, сухой песок, систему автоматического пожаротушения в зависимости от конструкционных особенностей локомотива. Запрещается находиться в помещениях локомотива при приведении в действие системы стационарного пожаротушения;
если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, отцепить локомотив и отвести его от состава поезда на расстояние не менее 50 метров и после этого при опасности распространения огня с горящей секции на другую расцепить их с отводом на безопасное расстояние, предварительно закрепив горящую секцию.
4.2.9. Приступать к оказанию посильных мер по локализации очага загорания силами локомотивной бригады допускается только в случае исключения риска для жизни и здоровья работника.
4.2.10. При возникновении очага загорания на газотепловозе (газотурбовозе) локомотивная бригада должна:
произвести остановку двигателя (силового блока);
обеспечить отсечку потока газа из криогенной емкости с помощью системы автоматического управления;
привести в действие систему пожаротушения. Запрещается находиться в машинном отделении газотурбовоза при приведении в действие системы пожаротушения;
после приведения в действие системы пожаротушения, следует надеть средства защиты органов дыхания и глаз, прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия, и покинуть локомотив на безопасное расстояние, но не менее 800 м.
(в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 20.01.2020 N 81/р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Запрещается приближаться к горящей криогенной емкости.
4.2.11. При возникновении очага загорания на паровозе локомотивная бригада должна перекрыть кран на питательном кувшине, не допустить в нефтяной бак притока воздуха, плотно закрыв люки, после чего принять меры к остановке поезда.
4.2.12. Устранять очаг загорания на паровозе (тендере паровоза) допускается при отсутствии риска для жизни и здоровья работников, используя имеющиеся на паровозе первичные средства пожаротушения.
4.2.13. В случае утечки и воспламенения нефтетоплива под паровозом или тендером пламя следует немедленно сбить песком, а паровоз по возможности передвинуть на другое место.
4.2.14. При загорании электрооборудования для его тушения следует применять только хладоновые огнетушители, углекислотные, оснащенные диффузором из полимерных материалов, а также воздушно-эмульсионные с тонкораспыленной струей.
При тушении электроустановок, находящихся под напряжением, не следует подносить раструб огнетушителя ближе 1 метра к электроустановке и пламени.
При пользовании углекислотным огнетушителем необходимо использовать хлопчатобумажные рукавицы (перчатки) во избежание термического ожога рук.
Запрещается пользоваться водными и воздушно-пенными огнетушителями и водой при тушении электроприборов, аппаратуры, кабелей, электрических машин, находящихся под напряжением.
4.2.15. После ликвидации пожара подача напряжения на локомотив (запуск двигателя, силового блока, дизель-генераторной установки), где имело место повреждение электрооборудования и проводов, запрещается. Локомотив, поврежденный пожаром, должен следовать в депо с опущенными токоприемниками, отключенными цепями управления и отключенными тяговыми двигателями.
4.2.16. При пользовании огнетушителями струю огнетушащего вещества нельзя направлять на людей.
4.2.17. При тушении горящих твердых материалов струю огнетушащего вещества следует направлять в точку наибольшего горения, сбивая пламя снизу.
При попадании огнетушащего вещества на незащищенные участки тела необходимо стереть его платком или другим материалом и обильно промыть слабой струей проточной воды.
4.2.18. При тушении очага загорания кошмой пламя следует накрывать так, чтобы огонь из-под нее не попал на человека.
4.2.19. При тушении очага загорания песком совок или лопату не следует поднимать на уровень глаз, во избежание попадания в них песка.
4.2.20. Если на человеке загорелась одежда, нужно как можно скорее погасить огонь. При этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками.
Воспламенившуюся одежду нужно быстро сбросить, сорвать, либо погасить, заливая водой, а зимой присыпая снегом. Можно сбить пламя, катаясь в горящей одежде по полу, земле. На человека в горящей одежде можно также накинуть плотную ткань, одеяло, брезент, которые после ликвидации пламени необходимо убрать, чтобы уменьшить термическое воздействие на кожу человека. Человека в горящей одежде нельзя укутывать с головой, так как это может привести к поражению дыхательных путей и отравлению токсичными продуктами горения.
Действия локомотивной бригады при возникновении пожара на электровозе
При возникновении пожара на электровозе машинист обязан:
а). Перевести в нулевое положение рукоятку контроллера машиниста, выключить кнопки управления вспомогательных машин, быстродействующего выключателя, токоприёмников на кнопочном выключателе;
б). Подать сигнал пожарной тревоги;
в). Остановить поезд, сообщить по поездной радиосвязи о пожаре машинистам встречных и вслед идущих поездов, поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции;
г). Принять меры к закреплению поезда от самопроизвольного ухода;
д). Убедиться в том, что токоприёмники опущены, и что контактный провод не касается крышевого оборудования и отключить рубильники аккумуляторных батарей;
е). Приступить вместе с помощником машиниста к тушению пожара, используя имеющиеся огнетушители и сухой песок;
ж). Если пожар возник на крыше электровоза или имеется опасность поражения током во время действий по тушению пожара, машинист обязан сообщить об этом поездному диспетчеру или дежурному по станции и потребовать снятия напряжения с контактной сети;
До снятия напряжения запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети на расстояние менее 2-х метров;
з). Тушение горящих частей электровоза расположенных на расстоянии менее 2-х метров от проводов и конструкций контактной сети, находящихся под напряжением, разрешается производить только углекислотными и порошковыми огнетушителями;
к). Применение для тушения пожаров воды или пенных средств допускается только после снятия напряжения с контактной сети и заземления её установленным порядком. Контактная сеть без заземления рассматривается, как находящиеся под напряжением, даже, если напряжение снято;
м). Тушение очагов пожара внутри электровоза допускается без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети и других предметов, находящихся под напряжением;
о). После ликвидации пожара подача напряжения (из контактной сети) на электровоз, где имело место повреждение электрических аппаратов и проводов запрещается.
п). Электровоз, повреждённый пожаром должен следовать в депо с опущенными токоприёмниками и отключённой цепью управления.
р).По прибытию в депо локомотивная бригада должна дать рапорт на имя начальника депо.
Обязанности в пути следования.
Во время следования с грузовым поездом, локомотивная бригада должна следить за вагонами поезда с целью своевременного обнаружения пожара и своевременного принятия мер.
Там, где конструкция высоковольтных камер и шкафов с электроаппаратами позволяет (наличие окон, сеток и т.п.) осуществлять их осмотр без открытия дверей, следует периодически контролировать отсутствие искрений контактов.
При необходимости сборки аварийной электрической схемы она должна собираться непосредственно машинистом или под его руководством электрическими проводами сечения, соответствующего данной цепи с применением зажимов. Отключать аппараты защиты при введении аварийной схемы, если они сами не явились причиной ее сборки, не допускается.
О всех случаях сборки аварийной электрической схемы машинист обязан сделать запись в журнале технического состояния ТУ-152, с указанием причины и места подключений.
Плавкие вставки разборных предохранителей и неразборные предохранители должны заменяться только типовыми, соответствующими требованиям электрической схемы.
При срабатывании сигналов автоматической пожарной сигнализации локомотивная бригада должна немедленно проверить правильность сигнала о возникновении пожара и приступить к его тушению в соответствии с правилами, изложенными в п. 4.4 настоящей инструкции.
Если сигнал оказался ложным, из-за неправильного срабатывания пожарного извещателя, принимаются меры для восстановления системы автоматической пожарной сигнализации и приведение ее в исходное положение.
Порядок действий при возникновении пожара в поезде
Вопрос №47 Аттестация локомотивных бригад
6.7. При возникновении пожара в локомотиве или в составе поезда при следовании по перегону локомотивная бригада обязана:
перевести в нулевое положение контроллер машиниста, остановить дизель (на тепловозе), выключить вспомогательные машины, отключить главный выключатель, опустить токоприемник и остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов);
подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный, два коротких) и, используя поездную радиосвязь или любой другой возможный в создавшейся ситуации вид связи, сообщить о пожаре ДНЦ и ДСП для вызова пожарных подразделений и энергодиспетчеру (при возникновении пожара на электрофицированном участке пути) для снятия напряжения с контактной сети;
принять меры к закреплению поезда на месте и отключить приборы управления и рубильник аккумуляторной батареи локомотива;
на электровозах убедиться, что токоприемник опущен и контактный провод не касается крыши или имеющегося на ней оборудования и, если очаг расположен не ближе 2 м к контактному проводу, приступить вместе с помощником машиниста к тушению пожара, используя имеющиеся первичные средства пожаротушения;
включить систему стационарного пожаротушения в зависимости от конструкционных особенностей локомотива;
если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, необходимо отцепить локомотив и отвести его от состава поезда на расстояние не менее 50 метров и после этого, при опасности распространения огня с горящей секции на другую, расцепить их с отводом на безопасное расстояние, предварительно закрепив горящую секцию.
6.8. Запрещается останавливать поезд с горящими вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгораемых строений или в других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара.
В отдельных случаях, когда поезд находится на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь и т.д.) или когда пожар потушить имеющимися средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии опасных грузов 1 — 3 классов в горящем и рядом стоящих вагонах по согласованию с ДНЦ может продолжить следование до ближайшей станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза ДСП, на которую следует поезд, для принятия ими мер.
6.9. Остановка поезда на электрифицированных линиях железных дорог должна производиться с таким расчетом, чтобы горящие вагоны или локомотив не располагались под жесткими или гибкими поперечинами, секционными изоляторами, воздушными стрелками.
До получения приказа энергодиспетчера о снятии напряжения в контактной сети и ее заземления работниками дистанции энергоснабжения запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 метров, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 метров до их заземления.
До снятия напряжения с контактной сети тушение горящих объектов разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.
Использование воды, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.
6.10. При пожаре на локомотиве с падением на него контактного провода локомотивная бригада должна сойти с локомотива. При сходе с локомотива следует надеть диэлектрические перчатки, скинуть на землю диэлектрический ковер и осторожно, лицом к локомотиву, спуститься на ковер. Во время и после спуска нельзя касаться незащищенными частями тела корпуса локомотива, земли или рельса.
Выходить из опасной зоны на безопасное расстояние (не менее 8 метров) следует небольшими (не более 0,1 метра) шагами, передвигая ступни ног по земле, не отрывая одну от другой.
Указанные меры безопасности следует применять и в других случаях обнаружения оборванных проводов контактной сети и воздушных линий электропередач.
6.11. Организация работ по тушению пожара в поезде до прибытия пожарных подразделений осуществляется:
на железнодорожной станции начальником станции, его заместителем, а в их отсутствие дежурным по станции;
на перегоне: в пассажирском поезде — локомотивной бригадой по указанию начальника поезда, который является ответственным за организацию и руководство тушением пожара; в грузовом поезде или одиночном локомотиве — локомотивной бригадой.
6.12. Локомотивной бригаде необходимо при пожаре:
— вагонов с горючими грузами одновременно с вызовом пожарного подразделения закрепить оставляемые вагоны тормозными башмаками и расцепить поезд, отведя горящие вагоны от состава на расстояние 200 м и где в радиусе 200 м нет пожароопасных объектов;
— цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями горящие цистерны отвести от поезда на расстояние, где в радиусе 200 м отсутствуют пожароопасные объекты;
— вагонов со сжатыми и сжиженными газами в баллонах — отцепить и отвести горящий вагон от поезда на 200 м, закрепить его и одновременно приступить к его тушению имеющимися в распоряжении бригады средствами пожаротушения;
— цистерн со сжиженным, сжатым под давлением газом и возникновении опасности его взрыва горящую цистерну отвести на безопасное расстояние и организовать ее охрану (тушение такой цистерны огнетушителями запрещается);
— вагонов со взрывчатыми материалами (ВМ) немедленно расцепить поезд, отвести горящие вагоны на безопасное расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 800 м и действовать далее в соответствии с требованиями, изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции, находящейся у сопровождающих груз лиц.
Во всех случаях расцепки вагонов и их закрепление производится установленным порядком.
6.13. При возникновении пожара на паровозе необходимо прежде всего перекрыть кран на питательном кувшине, не допустить в нефтяной бак притока воздуха, плотно закрыв люки, после чего принять меры к остановке поезда и ликвидации пожара.
В случае утечки и воспламенения нефтетоплива под паровозом или тендером пламя следует немедленно сбить песком, а паровоз по возможности передвинуть на другое место.
6.14. После ликвидации пожара подача напряжения на локомотив (запуск дизеля), где имело место повреждение электрооборудования и проводов, запрещается. Локомотив, поврежденный пожаром, должен следовать в депо с опущенными токоприемниками и отключенными цепями управления.
XIII. Порядок действий в случае возникновения пожара на тепловозе
36. При возникновении пожара на тепловозе машинист должен:
перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, остановить дизель горящей секции и принять меры к остановке поезда;
выключить все приборы управления, отключить рубильник аккумуляторной батареи (АБ);
подать оповестительный сигнал пожарной тревоги и сообщить о пожаре ДНЦ, ДСП, ограничивающим перегон;
так как распространение огня при пожаре на тепловозе происходит быстро, то незамедлительно, если позволяют обстоятельства, не дожидаясь остановки поезда, направить помощника машиниста на тушение пожара;
на тепловозах, оборудованных установкой пожаротушения, при значительном пожаре или когда огнетушителями потушить пожар не удается, привести в действие установку и приступить к тушению пожара при помощи установки;
если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, отцепить тепловоз и переместить на 50 метров от вагонов, трансформаторных подстанций, деревянных строений и других пожароопасных объектов;
принять меры к удержанию поезда на месте путем приведения в действие ручных тормозов вагонов или путем укладки под колесные пары вагонов тормозных башмаков.
После этого, при опасности распространения огня с горящей секции на другую секцию, секции расцепить и отвести на безопасное расстояние. Для односекционных тепловозов, если отсутствует возможность локализовать распространение огня, локомотивная бригада по возможности должна определить необходимость отцепки от состава после полной остановки поезда.
При срабатывании пожарной сигнализации или обнаружении возгорания на локомотивах, оборудованных автоматической системой пожаротушения, необходимо руководствоваться и действовать согласно инструкции по эксплуатации локомотива соответствующей серии.
XIV. Порядок действий в случае возникновения пожара в грузовом поезде
37. При возникновении пожара в грузовом поезде машинист:
останавливает поезд, подает оповестительный сигнал пожарной тревоги и одновременно сообщает о пожаре ДНЦ, ДСП, ограничивающим перегон, о возгорании груза, передавая подробную информацию (номер поезда, координаты остановки, причину остановки, тип вагона, в котором возникло возгорание и его расположение в поезде);
вскрывает пакет с перевозочными документами для установления наименования груза в горящем и смежных вагонах, а при наличии опасного груза устанавливает его количество, номер аварийной карточки и размер опасной зоны;
в случае пожара в вагонах с горючими грузами, легковоспламеняющимися грузами и горящими жидкостями локомотивная бригада, одновременно с вызовом пожарного подразделения, осуществляет расцепку поезда и отвод горящих вагонов от других на расстояние
200 метров, где в радиусе примерно 200 метров отсутствуют пожароопасные объекты.
В случае пожара в вагоне с взрывчатыми материалами локомотивная бригада должна немедленно расцепить поезд, отвести горящий вагон от другого подвижного состава на безопасное расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее чем на 800 метров и действовать далее в соответствии с требованиями, изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции, находящейся у сопровождающих лиц, при наличии таковых. При наличии в поезде опасного груза, кроме перечисленных выше требований, должны выполняться указания, содержащиеся в аварийной карточке на данный опасный груз. При этом локомотивная бригада вскрывает пакет с поездными документами и передает ДНЦ номер аварийной карточки и далее действует согласно инструкциям, передаваемым ДНЦ по радиосвязи или иным средствам связи.
XV. Порядок действий при срабатывании комплексов технических средств многофункциональных (КТСМ)
38. При получении информации от речевого информатора или ДСП команды «ТРЕВОГА-1» машинист:
снижает скорость до 20 км/час служебным торможением, обеспечивает остановку поезда на станции, не проезжая выходного сигнала (в пассажирском поезде сообщает начальнику (бригадиру поезда);
в случае отсутствия на станции осмотрщика вагонов осматривает указанные вагоны (помощник машиниста или машинист), а также не менее двух смежных вагонов с каждой стороны. Пассажирский поезд осматривает совместно с бригадиром поезда, докладывает ДНЦ, ДСП о результатах осмотра поезда, принятых мерах, возможности дальнейшего следования вагона или локомотива в составе поезда или о необходимости вызова осмотрщика вагонов с ближайшей станции при выявлении у грузового вагона нагревшегося буксового узла или дефектов на поверхности катания;
после отцепки, ремонта или неподтверждения нагрева следует далее с установленной скоростью, согласовав с ДСП, и по прибытию на станцию должен быть составлен акт установленной формы (на станции, где есть осмотрщики вагонов акт составляется на месте, в пассажирском поезде акт составляется совместно с начальником или бригадиром пассажирского поезда).
39. При получении информации от речевого информатора или ДСП команды «ТРЕВОГА-2» машинист:
осматривает указанные вагоны, а также не менее двух смежных вагонов с каждой стороны;
докладывает ДНЦ/ДСП о результатах осмотра поезда, принятых мерах, возможности дальнейшего следования вагона или локомотива в составе поезда или о необходимости вызова осмотрщика вагонов с ближайшей станции при выявлении у грузового вагона нагревшегося буксового узла или дефектов на поверхности катания;
в случае остановки пассажирского поезда, машинист сообщает об этом начальнику поезда, совместно с ним осматривает неисправные вагоны и в зависимости от состояния узлов и деталей принимает решение о возможности их следования с поездом, о чем докладывает ДСП/ДНЦ.
При невыявлении причины срабатывания КТСМ (нагрев буксовых узлов и поверхности катания колесных пар отсутствует) грузовому поезду разрешается следовать со скоростью не более 20 км/час до ближайшей станции с особой бдительностью и осмотром состава. На ближайшей станции состав должен быть повторно осмотрен машинистом и специалистом-вагонником.
40. В случае подтверждения нагрева и невозможности следования поезда с перегона на станцию специалисты-вагонники должны принять соответствующее решение и обеспечить вывод поезда с перегона с исключением возможности вращения неисправной колесной пары и со скоростью не более 5-7 км/час с буксой без смотровой крышки и исключением движения поездов по соседнему пути.
В случае подтверждения нагрева и отсутствии на близлежащей станции работников вагонного хозяйства локомотивная бригада принимает решение о выводе поезда с перегона с исключением возможности вращения неисправной колесной пары и со скоростью не более 10 км/час либо затребовании восстановительных средств, если отсутствует возможность вывести неисправные вагоны самостоятельно.
XVI. Порядок действий при разъединении соединительных рукавов магистрали вспомогательного тормоза одиночного локомотива
41. В случае разъединения соединительных рукавов магистрали вспомогательного тормоза двухсекционного локомотива между секциями локомотивная бригада должна:
применить экстренное торможение поезда и создать максимальное давление в тормозных цилиндрах локомотива вспомогательным тормозом с одновременной подачей песка под колесные пары локомотива;
задействовать реостатный (электрический/электродинамический) тормоз;
привести в действие ручной тормоз локомотива или стояночный тормоз;