какие действия должен предпринять гражданин если должностное лицо требует денежное вознаграждение
Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?
Вопросы совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания Государственной Думы. Работа в этом направлении из созыва в созыв растет: если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.
Основные положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым
Мне предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон защищает мои права?
Важно помнить, что закон всегда на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.
И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.
Ответственность грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?
Да, дача взятки – точно такое же нарушение закона, как и ее получение.
За дачу взятки должностному лицу ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15 лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн рублей), а также значительные штрафы.
Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.
А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?
В России для лиц, совершающих коррупционные преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.
При этом введена система дополнительных санкций, таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.
Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве – до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения свободы.
И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс. рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы — до одного года.
И уголовной ответственности за получение взятки можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.
Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?
Нет, по российскому уголовному законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного характера. Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного законодательства.
Государственным и муниципальным служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок или развлечений, или того же лечения. Все подарки, полученные на протокольных, официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы. Они признаются государственной или муниципальной собственностью.
И даже подарки, которые, на первый взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности за получение взятки.
Как контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит за сокрытие информации?
По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних детей.
За непредоставление такой информации или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости, транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.
Но в минувшем году мы усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество, законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.
Порядок действия граждан при столкновении с фактами коррупции
Борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений деятельности российской полиции. Злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, коммерческий подкуп, создание искусственных «барьеров» и ограничений при подаче заявок на участие в аукционах и котировочных комиссиях либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг для третьих лиц – это все коррупционные проявления.
Получение взятки – одно из самых опасных должностных преступлений. Особенно, если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).
Что же делать, если у вас вымогают взятку? Как распознать и что предпринять?
Если кто-либо требует незаконное денежное вознаграждение за свои услуги или за то, чтобы на что-либо закрыть глаза, гражданину следует:
– вести себя крайне осторожно, вежливо, но без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться либо как готовность, либо как отказ дать взятку или совершить подкуп;
– внимательно выслушать и точно запомнить поставленные условия (размеры сумм, наименование товара и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форму подкупа, последовательность решения вопросов);
– постараться перенести выбор времени и места передачи взятки до следующей беседы или предложить хорошо знакомое место для следующей встречи;
– поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа;
– не беря инициативу в разговоре на себя, позволить потенциальному взяткополучателю «выговориться», чтобы сообщить как можно больше информации.
Для того чтобы пресечь деятельность коррупционера, надлежит незамедлительно обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в отделение полиции по месту жительства или подготовить заявление в прокуратуру.
Устные сообщения и письменные заявления принимаются в правоохранительных органах круглосуточно, независимо от места и времени совершения преступления.
При обращении гражданину необходимо изложить суть проблемы, рассказать каким образом на него пытаются воздействовать. Здесь пригодятся все те подробности, которые он запомнил в кабинете вымогателя.
В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о коррупционном преступлении Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях, а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в прокуратуру региона, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющих прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов.
Помните: правоохранительные органы располагают широчайшим спектром возможностей по борьбе с коррупцией, но без обращений и активной помощи граждан эта борьба значительно замедляется.
Прокурор разъясняет
Состав административного правонарушения, предусмотренногост. 19.28 КоАП РФ, образуют действия, совершаемые от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица, по незаконной передаче, предложению или обещанию денег, ценных бумаг или иного имущества, оказанию услуг имущественного характера либо предоставлению имущественных прав должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации за совершение в интересах организации этим должностным лицом действия (бездействия), связанного с занимаемым им служебным положением. Состав названного административного правонарушения имеется также в случае, если по поручению должностного лица денежное вознаграждение передается, предлагается или обещается, услуги имущественного характера оказываются, имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу.
В случаях незаконного предложения или обещания вознаграждения от имени или в интересах юридического лица без указания конкретной суммы такого вознаграждения организация подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ.
В качестве субъекта административной ответственности, установленной ст. 19.28 КоАП РФ, выступают только юридические лица.
Привлечение физических лиц к уголовной ответственности за дачу взятки или передачу предмета коммерческого подкупа не освобождает юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие незаконные действия, от административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ.
Действия, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, признаются совершенными от имени юридического лица, если физическое лицо, их совершившее, представляет юридическое лицо в силу закона, иного правового акта, устава организации или доверенности, в том числе является должностным лицом организации или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации.
Физическое лицо, не связанное трудовыми, договорными или иными правовыми отношениями с юридическим лицом, может быть признано действующим в интересах этого юридического лица, если действия, предусмотренные ст. 19.28 КоАП РФ, совершены им по указанию, с ведома или одобрения лиц, уполномоченных действовать от имени организации.
В обязательном порядке подлежит доказыванию наличие экономической или иной (например, репутационной) заинтересованности организации в совершении действий (бездействия), за которые незаконно передано, предложено или обещано денежное вознаграждение, оказаны, предложены или обещаны услуги имущественного характера либо предоставлены, предложены или обещаны имущественные права.
Под предложением денежного вознаграждения, услуг имущественного характера, передаче имущественных прав следует понимать выраженное в любой форме и любыми средствами сообщение физического лица, действующего от имени или в интересах юридического лица, о возможной передаче денежного вознаграждения, возможном оказании услуг или возможном предоставлении прав должностному лицу незамедлительно или в будущем.
Обещанием денежного вознаграждения, услуг, прав следует признавать добровольное обязательство физического лица, действующего от имени или в интересах юридического лица, передать должностному лицу денежное вознаграждение, права, оказать услуги.
Административная ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ, установлена в виде административного штрафа с применением дополнительного административного наказания в виде конфискации денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Примечанием 5 к ст. 19.28 КоАП РФ установлены возможность и условия освобождения юридического лица от административной ответственности: если юридическое лицо способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
При этом освобождение физического лица от уголовной ответственности по основанию, предусмотренному в примечании кст. 291 УК РФ, не является достаточным основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности на основании примечания 5 к ст. 19.28 КоП РФ. Для применения примечания должна быть установлена совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением.
Отсутствие обвинительного приговора в отношении физического лица, действующего от имени или в интересах юридического лица, само по себе не препятствует привлечению юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.
Разъяснения подготовлены помощником прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции И.В. Ковалева
Московская межрегиональная транспортная прокуратура
Московская межрегиональная транспортная прокуратура
11 августа 2020, 18:02
Административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица
Состав административного правонарушения, предусмотренногост. 19.28 КоАП РФ, образуют действия, совершаемые от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица, по незаконной передаче, предложению или обещанию денег, ценных бумаг или иного имущества, оказанию услуг имущественного характера либо предоставлению имущественных прав должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации за совершение в интересах организации этим должностным лицом действия (бездействия), связанного с занимаемым им служебным положением. Состав названного административного правонарушения имеется также в случае, если по поручению должностного лица денежное вознаграждение передается, предлагается или обещается, услуги имущественного характера оказываются, имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу.
В случаях незаконного предложения или обещания вознаграждения от имени или в интересах юридического лица без указания конкретной суммы такого вознаграждения организация подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ.
В качестве субъекта административной ответственности, установленной ст. 19.28 КоАП РФ, выступают только юридические лица.
Привлечение физических лиц к уголовной ответственности за дачу взятки или передачу предмета коммерческого подкупа не освобождает юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие незаконные действия, от административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ.
Действия, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, признаются совершенными от имени юридического лица, если физическое лицо, их совершившее, представляет юридическое лицо в силу закона, иного правового акта, устава организации или доверенности, в том числе является должностным лицом организации или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации.
Физическое лицо, не связанное трудовыми, договорными или иными правовыми отношениями с юридическим лицом, может быть признано действующим в интересах этого юридического лица, если действия, предусмотренные ст. 19.28 КоАП РФ, совершены им по указанию, с ведома или одобрения лиц, уполномоченных действовать от имени организации.
В обязательном порядке подлежит доказыванию наличие экономической или иной (например, репутационной) заинтересованности организации в совершении действий (бездействия), за которые незаконно передано, предложено или обещано денежное вознаграждение, оказаны, предложены или обещаны услуги имущественного характера либо предоставлены, предложены или обещаны имущественные права.
Под предложением денежного вознаграждения, услуг имущественного характера, передаче имущественных прав следует понимать выраженное в любой форме и любыми средствами сообщение физического лица, действующего от имени или в интересах юридического лица, о возможной передаче денежного вознаграждения, возможном оказании услуг или возможном предоставлении прав должностному лицу незамедлительно или в будущем.
Обещанием денежного вознаграждения, услуг, прав следует признавать добровольное обязательство физического лица, действующего от имени или в интересах юридического лица, передать должностному лицу денежное вознаграждение, права, оказать услуги.
Административная ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ, установлена в виде административного штрафа с применением дополнительного административного наказания в виде конфискации денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Примечанием 5 к ст. 19.28 КоАП РФ установлены возможность и условия освобождения юридического лица от административной ответственности: если юридическое лицо способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
При этом освобождение физического лица от уголовной ответственности по основанию, предусмотренному в примечании кст. 291 УК РФ, не является достаточным основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности на основании примечания 5 к ст. 19.28 КоП РФ. Для применения примечания должна быть установлена совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением.
Отсутствие обвинительного приговора в отношении физического лица, действующего от имени или в интересах юридического лица, само по себе не препятствует привлечению юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.
Разъяснения подготовлены помощником прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции И.В. Ковалева
Правительство
Республики
Хакасия
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Памятка госслужащим о подкупе, получении и даче взятки
государственным гражданским служащим
Министерства образования и науки Республики Хакасия по вопросу противодействия коррупции, в том числе об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, об увольнении в связи с утратой доверия
1. КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП
Коммерческий подкуп (ст. 204):
Передача денег и оказание услуг имущественного характера одним лицом
§ штраф в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа;
§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет;
§ ограничение свободы на срок до двух лет;
§ лишение свободы на срок до пяти лет
Передача денег и оказание услуг имущественного характера группой лиц
§ штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа;
§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
§ арест на срок от трех до шести месяцев;
§ лишение свободы на срок до шести лет
Получение денег и пользование услугами имущественного характера одним лицом без вымогательства
§ штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа;
§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
§ лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа
Получение денег и пользование услугами имущественного характера одним лицом без вымогательства
§ штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа;
§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
§ лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа
Получение денег и пользование услугами имущественного характера одним лицом без вымогательства
§ штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа;
§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
§ лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа
Получение денег и пользование услугами имущественного характера по предварительному сговору или сопряженное с вымогательством
§ штраф в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа;
§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
§ лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа
2. ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ
Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации, как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки.
Привлечение к уголовной ответственности за получение взятки
Взяткой могут быть:
· Услуги и выгоды— лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
Получение взятки (ст. 290):
Получение взятки должностным лицом лично или через посредника
§ штраф в размере от двадцатипятикратной до стократной суммы взятки;
§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо;
§ лишение свободы на срок от трех до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки
Получение взятки должностным лицом за незаконные действия (бездействие)
§ штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки;
§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
§ лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки
Совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления
§ штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки;
§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
§ лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством или в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.)
§ штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;
§ лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки;
§ лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет;
Дача взятки (ст. 291):
Дача взятки должностному лицу лично или через посредника
§ штраф в размере от пятнадцатикратной до девяностократной суммы взятки;
§ лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки;
Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие)
§ штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки;
§ лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.)
§ штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки;
§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
§ лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки
4. ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ
Взятка нередко дается и берется через посредников — подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм.
Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1)
Посредничество во взяточничестве
§ штраф в размере от двадцатикратной до девяностократной суммы взятки;
§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
§ лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере от двадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки
Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие)
§ штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки;
§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
§ лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.)
§ штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки;
§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
§ лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки
Обещание или предложение посредничества во взяточничестве
§ штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки;
§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
§ лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки
Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп, может быть освобожден от ответственности, если:
Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.
Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст. 306).
5. ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО ПРИ ПОПЫТКЕ ДАЧИ ЕМУ ВЗЯТКИ
Даже если все Ваши действия законны, и Вы добросовестно исполняете свои должностные обязанности. Вас могут провоцировать на получение взятки с целью компрометации.
В этой связи настоятельно рекомендуется руководствоваться следующими принципами.
1. В процессе выполнения служебных обязанностей государственный служащий обязан принимать меры по безусловному и полному соблюдению административных регламентов, а также:
— не должен брать на себя никаких обязательств перед лицами, имеющими отношение к вопросам, рассматриваемым Министерством образования и науки Республики Хакасия, давать им обещания относительно их решения.
— не должен посещать, не имея на то полномочий от непосредственного руководителя, неофициальных встреч с кем-либо, имеющим отношение к его служебным обязанностям.
2. При проведении проверок государственный служащий:
— не вправе вступать в такие отношения с руководством и сотрудниками проверяемой организации, которые могут его скомпрометировать или повлиять на его способность действовать независимо.
— все переговоры с руководителем проверяемой организации или его представителем обязан вести в присутствии не менее еще одного члена комиссии.
— по завершению проверки и до принятия решения в отношении проверяемой организации все переговоры с лицами, так или иначе имеющим отношение к ней вести в порядке, определенном нормативными актами РФ.
Гражданские служащие должны в свое отсутствие закрывать служебные помещения на ключ.
3. Гражданский служащий не должен принимать какие-либо документы или материалы, касающиеся служебной деятельности от любых лиц (в том числе знакомых, сослуживцев, членов общественных организаций) за пределами служебного помещения. Все документы должны представляться заявителем и проходить официальную регистрацию в канцелярии.
4. Все находящиеся в служебных помещениях гражданских служащих предметы интерьера и технические средства должны стоять на балансе Министерства образования и науки Республики Хакасия либо иметь подтверждающие документы на их приобретение гражданскими служащими.
5. Рекомендуется не использовать фразы, выражения и жесты, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки при взаимодействии с гражданами.
К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д.;
6. Избегать обсуждений определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий служащих и работников, может восприниматься как просьба о даче взятки.
К числу таких тем относятся, например:
— низкий уровень заработной платы служащего, работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
— желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
— отсутствие работы у родственников служащего, работника;
— необходимость поступления детей служащего, работника в образовательные учреждения и т.д.
7. Необходимо понимать, что определенные исходящие от государственного служащего предложения, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче взятки.
Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой государственного служащего, работника.
К числу таких предложений относятся, например, предложения:
— предоставить служащему, работнику и/или его родственникам скидку;
— воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;
— внести деньги в конкретный благотворительный фонд;
— поддержать конкретную спортивную команду и т.д.;
8. Совершение определенных действий может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.
К числу таких действий относятся, например:
— регулярное получение подарков, даже (если речь идет не о государственном гражданском служащем) стоимостью менее 3000 рублей;
— посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего или работника.
9. В случае если Вам предлагают взятку (вознаграждение), то необходимо вести себя крайне осторожно, вежливо, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться гражданами либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;
— внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
— постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
— не берите инициативу в разговоре на себя, больше слушайте, позволяйте потенциальному взяткодателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;
— при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке.
ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ
1. Статья 9 Закона о противодействии коррупции предписывает
государственным и муниципальным служащим уведомлять об обращениях в
целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный гражданский служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными гражданскими служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений утверждён приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 04.02.2010 № 100-106.
6. УВОЛЬНЕНИЕ В СВЯЗИ С УТРАТОЙ ДОВЕРИЯ
(ст. 59.2 Федерального закона о государственной гражданской службе Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 № 231-ФЗ)
3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
2. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.