какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова. Смотреть фото какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова. Смотреть картинку какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова. Картинка про какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова. Фото какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова

Пармезан Черница

доклад на тему «Детские впечатления Н.А.Некрасова»

Лучший ответ:

какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова. Смотреть фото какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова. Смотреть картинку какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова. Картинка про какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова. Фото какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова

Суррикат Мими

Творчество Некрасова не оторвано от жизни, поэт знает о страданиях крестьян отнюдь не понаслышке. Уже в раннем детстве Некрасов обращал внимание на трагическую судьбу простых людей. Однажды он увидел бурлаков, бредущих вдоль реки. Они стонали от тяжелой работы, были измучены до полусмерти. Зрелище навсегда запомнилось мальчику.

О горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски.

«Зрелище бедствий народных» волновало мальчика. Он видел, как по дороге в Сибирь гнали закованных в кандалы арестантов; навсегда Некрасов запомнил «печальный звон « кандальный звон».

Особое место в лирике Некрасова занимает жизнь русской женщины. Судьба его родной матери, Елены Андреевны, была незавидна. Деспотичный, необразованный муж, небогатый помещик, относился к ней очень плохо. В собственном доме она была бесправным существом. Мать Некрасова неоднократно вступалась за крепостных крестьян, но разжалобить мужа не удавалось. Впоследствии Некрасов в своих стихах неоднократно воскрешал образ матери. Ее трагическая судьба заставила поэта задуматься о бесправных, угнетаемых женщинах. Ведь даже дворянское происхождение зачастую не спасало женщин от домашнего произвола. А жизнь простых крестьянок была еще более трагичной. Сам поэт считал, что страдания его родной матери вызвали в нем протест против угнетения женщины. Эта тема поднималась в стихах: «Тройка», «Мороз, Красный нос», «В полном разгаре страда деревенская», а также многих других.

Источник

Детские впечатления Некрасова

Творчество Некрасова не оторвано от жизни, поэт знает о страданиях крестьян отнюдь не понаслышке. Уже в раннем детстве Некрасов обращал внимание на трагическую судьбу простых людей. Однажды он увидел бурлаков, бредущих вдоль реки. Они стонали от тяжелой работы, были измучены до полусмерти. Зрелище навсегда запомнилось мальчику.

О горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски.

«Зрелище бедствий народных» волновало мальчика. Он видел, как по дороге в Сибирь гнали закованных в кандалы арестантов; навсегда Некрасов запомнил «печальный звон « кандальный звон».

Особое место в лирике Некрасова занимает жизнь русской женщины. Судьба его родной матери, Елены Андреевны, была незавидна. Деспотичный, необразованный муж, небогатый помещик, относился к ней очень плохо. В собственном доме она была бесправным существом. Мать Некрасова неоднократно вступалась за крепостных крестьян, но разжалобить мужа не удавалось. Впоследствии Некрасов в своих стихах неоднократно воскрешал образ матери. Ее трагическая судьба заставила поэта задуматься о бесправных, угнетаемых женщинах. Ведь даже дворянское происхождение зачастую не спасало женщин от домашнего произвола. А жизнь простых крестьянок была еще более трагичной. Сам поэт считал, что страдания его родной матери вызвали в нем протест против угнетения женщины. Эта тема поднималась в стихах: «Тройка», «Мороз, Красный нос», «В полном разгаре страда деревенская», а также многих других.

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начал писать сразу же после отмены крепостного права. Поэт хорошо сознавал, что несчастья народа не окончились, по-прежнему крестьяне находятся в бесправном, зависимом положении.

На место сетей крепостных Люди придумали много иных.

Некрасов выбрал в качестве героя для своей поэмы весь русский народ, «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Поэма показывает, насколько тягостной и печальной была народная жизнь. Поэт выбирает выразительные названия деревень: Дырявино, Заплатово, Разутово, Горелово, Знобишино, Неелово, Неурожай-ка. В каждой главе поэмы изображены человеческие страдания.
Эй, счастье мужицкое! Дырявое с заплатами. Горбатое с мозолями

Каждый персонаж поэмы рассказывает о своей трагедии. Среди крестьян нет никого, на чью долю не выпали бы страдания. Крестьянка говорит о женской доле:

Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны Убога самого.

Его волновала судьба декабристов; и особое отношение было у него к женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями на край света, оставив все, что было для них дорого и привычно. Поэма «Русские женщины», написанная в 1871—1872 годах, рассказывает о женах декабристов.

Некрасов в этой поэме ясно показывает свою ненависть к царю, ко всему суще-ствующему строю. Он называет царя Николая «мучителем», «мстительным трусом», «палачом свободных и святых».

Творчество Некрасова имеет немало особенностей. Например, он не заботится о красивой речи. С точки зрения существующих эстетических требований его поэзия выглядит неправильной. Критики-современники

Некрасова нередко называли его речь «корявой», «топорной», «вульгарной». Однако самого поэта такие характеристики совершенно не беспокоили. Он считал:

Некрасов отвергал теорию чистого искусства, его творения направлены на об-личение существующих недостатков. Критикам, которые осуждали творчество Некрасова, он отвечал:

Против твоей, я публики грешу. Но только я не для нее пишу.

Творчество Некрасова не было предназначено для увеселения и развлечения скучающих представителей высшего общества. Картины народных страданий вряд ли впечатлили бы тех, кто не обращал на крестьян никакого внимания. Но, несмотря на нелестные отзывы некоторых современников, творчество Некрасова пережило их и остается важным и актуальным по сей день.

Источник

доклад на тему «Детские впечатления Н.А.Некрасова»

какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова. Смотреть фото какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова. Смотреть картинку какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова. Картинка про какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова. Фото какие детские впечатления отразились на творчестве некрасова

Творчество Некрасова не оторвано от жизни, поэт знает о страданиях крестьян отнюдь не понаслышке. Уже в раннем детстве Некрасов обращал внимание на трагическую судьбу простых людей. Однажды он увидел бурлаков, бредущих вдоль реки. Они стонали от тяжелой работы, были измучены до полусмерти. Зрелище навсегда запомнилось мальчику.

О горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски.

«Зрелище бедствий народных» волновало мальчика. Он видел, как по дороге в Сибирь гнали закованных в кандалы арестантов; навсегда Некрасов запомнил «печальный звон « кандальный звон».

Особое место в лирике Некрасова занимает жизнь русской женщины. Судьба его родной матери, Елены Андреевны, была незавидна. Деспотичный, необразованный муж, небогатый помещик, относился к ней очень плохо. В собственном доме она была бесправным существом. Мать Некрасова неоднократно вступалась за крепостных крестьян, но разжалобить мужа не удавалось. Впоследствии Некрасов в своих стихах неоднократно воскрешал образ матери. Ее трагическая судьба заставила поэта задуматься о бесправных, угнетаемых женщинах. Ведь даже дворянское происхождение зачастую не спасало женщин от домашнего произвола. А жизнь простых крестьянок была еще более трагичной. Сам поэт считал, что страдания его родной матери вызвали в нем протест против угнетения женщины. Эта тема поднималась в стихах: «Тройка», «Мороз, Красный нос», «В полном разгаре страда деревенская», а также многих других.

Источник

Литературный классный час «Тема детства в произведениях Некрасова»

В процессе проведения классного часа ученики знакомятся с детством Накрасова, с эпохой, в которой он родился, с его произведениями о тяжёлом детстве крестьянских детей.

Просмотр содержимого документа
«Литературный классный час «Тема детства в произведениях Некрасова»»

Беседа «Тема Детства в произведениях Некрасова».

Цели: познакомить учащихся с детством писателя, с эпохой, в которой он родился, со стихами о детях; развивать представления учащихся о сословиях; воспитывать любовь и уважение к матери, чувство сострадания к бедным людям.

Учитель: Задорожняя О.В.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг Некрасова, картина репина «Бурлаки на Волге».

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года (по новому стилю) в местечке Немирове, Каменец — Подольской губернии, ныне Винницкой губернии.
Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил здесь в 36-м егерском полку в чине капитана. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в ярославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги.
Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоили няньке крикнуть: «Барин, барин идет!» — как они мгновенно исчезали.
Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество.
Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость — качества, которые он постоянно развивал и сохранил до конца жизни. Сестра поэта Анна Алексеевна вспоминала, как брат учился ездить верхом: «Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды восемнадцать раз упал с лошади. Дело было зимой — мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца». Еще один случай произошел на охоте. Случилось ему подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную воду. Но молодой охотник сом поплыл и достал утку. «Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило»,- писала сестра.
Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал о этих встречах:

Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турки, про чудных зверей…
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
«Гляди, чертенята?» а дети и рады,
Как пилишь, как лудишь, — им все покажи.

Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.
Также близки с детства стали ему родные поля, луга. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи:
Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,
Но я нигде так сладко не дышал,
Как в Грешневе…
Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки:

(беседа по картине «Бурлаки на Волге»)

Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Они стонали от непосильной работы.
Некрасов позднее писал:
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски.

Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.
Еще одно горе постоянно было рядом с ним. Это горе в родной семье.
Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая, был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни, когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Некрасов писал: «Она была певица с удивительным голосом». В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив, навеянный ему песнями матери:

Играла ты и пела гимн печальный,
Ту песню, вопль души многострадальной,
Твой первенец наследовал потом.

Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты!
Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком Некрасов вспоминал в стихотворении «Мать»:

И голос твой мне слышится впотьмах,
Исполненный мелодии и ласки,
Которым ты мне сказывала сказки
О рыцарях, монахах, королях.
Потом, когда читал я Данте и Шекспира,
Казалось, я встречал знакомые черты:
То образы из их живого мира
В моем уме напечатлела ты.

Любовь к матери описана в многих стихах поэта: «Родина», «Мать», «Баюшки-баю», «Рыцарь на час» и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотношения, их нравы и обычаи.
Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.

Тема детства в стихах Некрасова

Н. А. Некрасов-поэт уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как “Стихотворения, посвященные русским детям” (1867, 1870), “Школьник” (1856), “Плач детей” (1860) и многие другие.
Тема детства постоянно перекликается в стихотворениях Некрасова с темой России и русского народа. Вспоминает ли Некрасов свое собственное детство (“На Волге”), размышляет ли над судьбой крестьянского мальчика (“Школьник”) — везде мы замечаем образ России, ее прошлое, настоящее и будущее.
Моим самым любимым стихотворением является произведение “Крестьянские дети”. Оно, как мне кажется, занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что “Крестьянские дети” появились на свет в 1861 г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем России.

Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.

“Воля” — это не только освобождение от гнета и крепостной зависимости, это еще и слияние с природой. Известно, что Некрасов писал это стихотворение в Грешневе. Здесь он полностью посвящает себя любимым занятиям: творчеству и охоте. В этот период и по-
является стихотворение “Крестьянские дети”. Первоначально автор хотел назвать произведение “Детская комедия”, указывая тем самым на особенность жанра.
По жанру это небольшая лиро-эпическая поэма, в которой отражаются чувства автора и его личные воспоминания о своем собственном детстве. Основу стихотворения составляют отношения Некрасова и крестьянских детей. Перед нами предстают сцены из обыкновенной деревенской жизни: в этих сценах на первый взгляд нет даже трагического отзвука.
В целом можно сказать, что стихотворение внешне являет собой идиллию — “описание мирных бытовых картин, безмятежной жизни крестьян”. Суть же “детской комедии” — поэтическая реальность, пропитанная игрой.
Н. А. Некрасов огромное внимание уделял в своих стихотворениях описанию природы. Так и в этом произведении мы можем отметить, что в самом начале поэт описывает солнечный, радостный пейзаж, а затем он начинает рассказ о главных героях — 9 ребятах. У каждого ребенка свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный. Но все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение. Дети убегают, но вскоре возвращаются.

И видно не барин: как ехал с болота,
Так ряд ом с Гаврилой.

В итоге ребята признают в охотнике своего — и между ними исчезают напряженность и недоверие. Особенно ярко восхищение и умиление Некрасова крестьянскими детьми проявляется в следующей части стихотворения:

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей.

Но дети скоро станут взрослыми — и им придется выбирать свой путь в этой жизни. И именно в детстве закладываются предпосылки для этого выбора.

Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
“Гляди, чертенята!” А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь — им все покажи.

В стихотворении Некрасова мы наблюдаем людей труда — талантливых, сильных и добрых.
Главная тема произведения — поэзия деревенского детства — прерывается на миг:

Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной —
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной.

До чего же верно подметил Некрасов, что детство — это прежде всего игра, которая является прообразом будущей жизни. Той жизни, которая будет наполнена трудом до “пота и крови”. Автору удается подметить то, что действительно стоит за крестьянской жизнью, точнее за ее безоблачностью и театральной веселостью:

И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой мертвящей зимы.

Эти строки создают контраст картинам природы, передающим гармонию мира. Интересно и лирическое отступление (“Играйте же, дети! Растите на воле. ”). Оно возвращается к дням отмены крепостного права. Тема вечности также представлена здесь: из детства, из игры поэт ведет нас в будущее!
Все стихотворение Н. А. Некрасова проникнуто “обаянием поэзии детства”, которое рождает надежды на лучшее будущее русских детей!

Источник

Н.Некрасов. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети».

познакомить обучающихся с фактами биографии Н.А.Некрасова

Просмотр содержимого документа
«Н.Некрасов. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети».»

Тема. Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети».

познакомить ребят с фактами биографии Н.А.Некрасова, оказавшими влияние на становление личности поэта; рассказать о творческой истории стихотворения «Крестьянские дети»;

формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником;

воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.А.Некрасова, формировать гуманистическое мировоззрение.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся по плану.

Родился Н.А.Некрасов в местечке Немирове 28 ноября (10 декабря) 1821 г.

Отец поэта – Алексей Сергеевич Некрасов.

Мать поэта – Елена Андреевна Закревская.

Общение с крестьянскими детьми.

1832 г. Ярославская губернская гимназия.

2.1.Николай Алексеевич Некрасов родился в украинском местечке Немирове 28 ноября (10 декабря) 1821 г.

Отец поэта принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. И он, и его братья избрали военную карьеру. Алексей Сергеевич принимал участие в Отечественной войне 1812 г., а его братья погибли в Бородинском сражении. Отец Некрасова – типичный служака из дворян-крепостников, чуждый каких бы то ни было интересов. Офицерские похождения, безудержный разгул и карты наполняли его жизнь в часы, свободные от службы.

В 1817 г., вероятно, на одном из традиционных офицерских балов, он познакомился с дочерью украинского дворянина А.С.Закревского. Вскоре Елена Андреевна стала женой Алексея Сергеевича Некрасова. Брак этот был во многом неравный и не сулил ничего хорошего юной Закревской.

В конце 1824 г. семья переехала в своё родовое имение Грешнево, в двадцати верстах от Ярославля.

Усадьба Некрасовых стояла на столбовом почтовом тракте, между Ярославлем и Костромой. Этот участок дороги называли ещё Сибиркой или Владимиркой. По ней в 1826 г. провезли в Сибирь декабристов, а в 1849-м – Ф.М.Достоевского. Неподалёку, в селе Тимохине, находился и «этапный дом», где останавливались следовавшие в Сибирь арестанты.

2.2. Обращение к репродукции картины художника И.И.Левитана «Владимирка».

2.3. Сообщение учащегося о картине И.И.Левитана «Владимирка».

1892. Холст, масло. 79 x 123.

Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Лето 1892г. Левитан провел вместе с Кувшинниковой во Владимирской губернии. Однажды во время дальней прогулки по лесу они случайно вышли на старую Владимирскую дорогу. Этот печально известный тракт, по которому в Сибирь отправляли каторжников, произвел на художника гнетущее впечатление. Левитан стал активно работать над будущей картиной, создавая для нее эскизы.

«Владимирка» изображает уходящую вдаль пустынную грунтовую дорогу, в середине которой – изъезженная экипажами колея, а по краям – истоптанные сотнями тысяч закованных в кандалы ног глубокие тропинки. Полотно оставляет ощущение безысходности.

Картина «Владимирка», или, как написал сам художник в ее правом нижнем углу, «Володимирка», отразила его невеселое знание о бесправии и вековечных горестях народа на нашей многострадальной земле.

Создание этого полотна имело для Левитана смысл гражданского поступка. Не дожидаясь публичных осуждений, он подарил картину Павлy Третьякову, которого считал «великим гражданином» и в собрании которого видел «колоссальное» общественное значение.

В усадьбе Некрасовых царил суровый порядок. Деспотичный характер и годы военной службы укрепили в Алексее Сергеевиче склонность к властолюбию, чёрствость души. К тому же он был убеждён в незыблемости помещичьего права полновластно распоряжаться жизнью и судьбой крепостных. Поэтому он ввёл в самую тяжёлую барщину. Среди поощрительных мер в малодоходном некрасовском имении преобладали розги и кулачная расправа.

Особое место в жизни Некрасова-отца занимала охота. Едва сводя концы с концами, он, тем не менее, держал до двадцати псарей и множество собак самых отменных пород.

В пятнадцать лет я был вполне воспитан,

Как требовал отцовский идеал:

Рука тверда, глаз верен, дух испытан.

И кто знает, как пошло бы развитие юного Некрасова, если бы не оказалось сил, способных противостоять жестоким нравам. Это прежде всего его мать – Елена Андреевна. Её роль в воспитании сына была велика и благотворна. Она получила хорошее образование в женском пансионе в Виннице, где вместе с тремя сёстрами изучала языки, знакомилась с иностранной литературой, хорошо играла и пела. Позднее Некрасов засвидетельствовал, что первые понятия о Данте и Шекспире он получил от матери: она умело превращала их творения в «сказки» о рыцарях, монахах, королях.

Во всём противоположная своему мужу, Елена Андреевна была явлением как бы иного мира. «Русокудрая, голубоокая, с тихой грустью на бледных устах», она меньше всего была похожа на помещицу, барыню, владелицу усадьбы. С молчаливым осуждением наблюдала она разгульную жизнь и жестокость помещика, который был её мужем, и первая принимала на себя ярость его гнева. К Елене Андреевне приходили искать защиты и помощи грешневские крестьяне, и она, как могла, помогала им.

2.5. Сообщение учащегося о дружбе Некрасова с крестьянскими детьми.

Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.

При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоили няньке крикнуть: «Барин, барин идет!» — как они мгновенно исчезали.

Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество.

Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость — качества, которые он постоянно развивал и сохранил до конца жизни. Сестра поэта Анна Алексеевна вспоминала, как брат учился ездить верхом: «Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды восемнадцать раз упал с лошади. Дело было зимой — мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца». Еще один случай произошел на охоте. Случилось ему подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную воду. Но молодой охотник сам поплыл и достал утку. «Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило»,- писала сестра.

— Ещё одно яркое детское впечатление Некрасова – это вид бурлаков на Волге.

2.6. Обращение к репродукции картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

Изнемогая от жары и усталости, по берегу великой реки бурлаки медленно тянут тяжелую неповоротливую баржу. Композиция картины построена таким образом, что группа как будто движется на зрителя, но фигуры при этом не закрывают друг друга. Перед нами – одиннадцать персонажей, все, как один, – нищие и обездоленные, но каждый – со своей индивидуальностью и характером.

Впереди – тройка «коренников» во главе с бурлаком Каниным. Этот пожилой бурлак с лицом античного философа олицетворяет лучшие черты русского мужика: спокойствие, мудрость, упорство. Рядом с ним – бородач, воплощение первобытной силы, и Илька-матрос с тяжелым, ожесточенным взглядом разбойника из-под спутанных волос. Бессильно опущены руки бурлаков, ноги напряжены, а в лицах читаются разные чувства – здесь и покорность судьбе, и протест, и простодушие, и озлобленность…

Солнце ласково освещает побережье, но бурлакам не до красот природы – работа требует от них нечеловеческих усилий. Ветхие рубахи потемнели от пота, плечи болят от натянувшейся бечевы, ноги утопают в глубоком песке, а путь кажется бесконечным… Но не жалость вызывают у зрителя их фигуры, а ощущение внутренней могучей силы. Эта грозная сила, пока еще не осознаваемая ими, зреет внутри каждого помимо его воли, и уже нет возможности остановить этот процесс.

В картине Репина «Бурлаки на Волге» народная тема звучит жизнеутверждающе. Полотно говорит о народной мощи, будит мысль о необходимости борьбы, рождает веру в светлое будущее народа.

2.7.Выразительное чтение наизусть подготовленными учениками фрагмента стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге».

О Волга. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зарям,

Когда еще всё в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке.

Иду на помощь к рыбакам,

Катаюсь с ними в челноке,

Брожу с ружьем по островам.

То, как играющий зверок,

С высокой кручи на песок

Скачусь, то берегом реки

Бегу, бросая камешки,

И песню громкую пою

Про удаль раннюю мою.

Тогда я думать был готов,

Что не уйду я никогда

С песчаных этих берегов.

Когда б, о Волга! над тобой

Не раздавался этот вой!

Давно-давно, в такой же час,

Его услышав в первый раз,

Я был испуган, оглушен.

И долго берегом реки

Бежал. Устали бурлаки,

Котел с расшивы принесли,

Уселись, развели костер

И меж собою повели

Один сказал.- Когда б попасть

Другой, с болезненным лицом,

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

Так лучше было бы еще. «

Он замолчал и навзничь лег.

Я этих слов понять не мог,

Но тот, который их сказал,

Угрюмый, тихий и больной,

С тех пор меня не покидал!

Он и теперь передо мной:

Лохмотья жалкой нищеты,

Без шапки, бледный, чуть живой,

Лишь поздно вечером домой

У всех ответа я просил

На то, что видел, и во сне

О том, что рассказали мне,

Я бредил. Няню испугал:

«Сиди, родименькой, сиди!

Гулять сегодня не ходи!»

Но я на Волгу убежал.

Бог весть что сделалось со мной?

Я не узнал реки родной:

С трудом ступает на песок

Моя нога: он так глубок;

Уж не манит на острова

Их ярко-свежая трава,

Прибрежных птиц знакомый крик

Зловещ, пронзителен и дик,

И говор тех же милых волн

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски.

Что я в ту пору замышлял,

Пускай умрет в душе моей,

Чтоб кто-нибудь не осмеял!

Обеты юношеских лет,

Зачем же вам забвенья нет?

И вами вызванный упрек

Так сокрушительно жесток?

В августе 1832 г. Алексей Сергеевич Некрасов «представил для обучения» в ярославскую гимназию двух своих сыновей – Андрея и Николая. Первому в это время было 12, второму – 11 лет.

В первом классе Николай Некрасов учился хорошо, но в дальнейшем его успехи были более чем скромны. В гимназии господствовали рутина и схоластика. Многие учителя слабо знали свой предмет и вели занятия по учебнику. Товарищи любили Некрасова за живой, общительный характер и особенно за увлекательные рассказы, на которые он был большой мастер.

Тогда же Некрасов начал писать стихи – сначала сатиры на товарищей, а затем и другие. Через некоторое время у пятнадцатилетнего гимназиста была уже целая тетрадь стихов, что вызывало желание тогда же ехать в Петербург.

В июле 1837 г. Николай Некрасов навсегда расстался с гимназией и отправился домой. В Грешневе он провёл целый год. По делам службы Алексей Сергеевич ездил по окрёстным сёлам, разбирал всевозможные дела, вёл следствия. Иногда случалось ему брать с собой сына. Юноше не раз приходилось присутствовать при различных случаях народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах. И эти тяжёлые условия народной жизни производили глубокое впечатление.

Вопрос о своём будущем Некрасов связывал с Петербургом. Отец не сразу согласился отпустить сына, но поставил непременное условие: сын должен быть военным и поступить в дворянский полк.

Однако Некрасова меньше всего привлекала военная служба. Он думал об университете, о литературных занятиях.

В июле 1838 г. отправился в далёкий Петербург с тетрадкой стихов, ста пятьюдесятью рублями ассигнаций и свидетельством об обучении в Ярославской Губернской гимназии.

2.9. Обращение к учебнику. Чтение статьи «По некрасовским местам».

2.10. Заочная экскурсия в Грешнево.

Из Петербурга в родное Грешнево он приезжал неоднократно. Однако когда отец в 1861 г. предложил сыну навсегда обосноваться в Грешневе, он отказался.

Грешневская усадьба сгорела при неясных обстоятельствах ещё при жизни поэта и не восстанавливалась. Лишь старые липы да ели отмечают место, где она находилась. От бывшей усадьбы сохранился каменный флигель начала XIX века. По преданию, в этом доме А.С.Некрасов держал своих крепостных музыкантов. В конце XIX века был надстроен второй, деревянный этаж, и в бывшей «музыкантской» зашумел придорожный трактир «Раздолье». Сохранился небольшой уголок усадебного парка и липы, посаженные матерью поэта…

Возле церкви Петра и Павла села Абакумцева, построенной в 1791 г., похоронены дед поэта, его мать и отец, его дядюшки, братья.

Могила Е.А.Некрасовой, матери поэта, находится в самой почётной части церковного кладбища, у алтаря. В 1841 г. отец поэта поставил на могиле простой деревянный крест…

Очень мало известно об этой замечательной женщине, которая оказала столь сильное влияние на формирование лучших душевных качеств поэта. Не сохранилось ни её портрета, ни писем, ни личных вещей.

Недалеко от церкви – двухэтажный деревянный дом. Это школа для крестьянских детей, построенная Н.А.Некрасовы на его средства в 1872 г.

Выводы. На становление мировоззрения Н.А.Некрасова в большой степени повлияла обстановка грешневской усадьбы, нечеловеческий труд бурлаков, его представление о высоком предназначении поэта.

3. Творческая история стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

К крестьянской теме обращались многие русские художники XIX в.

3.2.Обращение к репродукциям картин А.Г.Венецианова «Крестьянские дети в поле», «Гумно», «Жатва»; В.Е.Маковского «Игра в бабки».

Стихотворение «Крестьянские дети» было написано» летом 1861 г. после отмены крепостного права. «Освобождение крестьян» (1861 г.) протекало в обстановке исключительной важных, нередко поистине трагических событий. Крестьянская реформа была грабительской.

Крестьян «освобождали» в России сами помещики, правительство самодержавного царя и его чиновники. И они вышли «на свободу» ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам.

В эти годы Некрасов подружился с Гаврилой Яковлевичем Захаровым, крестьянином деревни Шоды. Ходил с ним на охоту, подолгу слушал его рассказы. Ему посвятил свою поэму «Коробейники». В первом книжном издании поэмы посвящение внешне было оформлено так, как оформляли посвящения самым достопочтимым особам или каким-нибудь высочайшим лицам. Личное посвящение становилось и общим обращением ко всем крестьянам, и одновременно – уважительным обращением к каждому крестьянину отдельно.

Во время одного из приездов в Грешнево и создаёт Некрасов стихотворение «Крестьянские дети». Стихотворение написано в жанре записок охотника. Начало и конец его – это рассказ о встрече охотника с ребятишками. Поэт показывает, что общение с природой, труд формируют в крестьянских детях находчивость, любознательность, терпение. В произведении показаны разные стороны жизни крестьянских детей, переданы лирические раздумья поэта о нелёгкой крестьянской доле.

IV. Подведение итогов урока.

1.Прочитать статью учебника о Н.А.Некрасове, с.261, ч.1.

2.Прочитать стихотворение «Крестьянские дети», с.263-271, ч.1.

3.Инд.задание: подготовить чтение по ролям фрагмента стихотворения «Крестьянские дети» (диалог ребят).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *