какие детские образы в этом произведении показались вам самыми интересными запоминающимися расскажи
СИСТЕМА УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
СИСТЕМА УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
Тема детства – одна из магистральных тем мировой художественной литературы. Концепции детства и отношение к образу ребенка на протяжении времени кардинальным образом менялись. Научное изучение художественных концепций детства и детских образов как в истории английской и американской литературы в целом, так и в творчестве отдельно взятых авторов, даёт ценную информацию о культуре и ментальности западной цивилизации.
В литературной традиции тема детства восходит к опытам овладения патристикой направлений развития детской души и формирования человека, полезного обществу и семье. Тема детства прошла большой путь эволюционного развития от зарождения в строго нравоучительной духовной средневековой литературной традиции до проникновения в потаенные уголки детской души и возведения ребенка на пьедестал романтиками, видевшими в неиспорченной воспитанием юной душе потенциальную возможность постижения истины, недоступной для огрубевшего восприятия взрослого. Сокровенную тайну для взрослого представляет внутренний мир ребенка – самоценной личности – чистый и хрупкий. Именно детской незамутненной душе доступно ясное видение истинных ценностей мира. Так романтизм принципиально по-новому осмысливает тему детства.
Мир Детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Открытие таинственного «племени» детей, живущего в мире взрослых по своим собственным законам, имеет важные теоретические и практические последствия. Творческие, интеллектуальные, нравственные возможности ребенка неисчерпаемы.
В качестве материала мною были исследованы художественные тексты, сыгравшие важную роль в развитии литературного образа ребенка, а также основные методики, использующиеся при работе с художественным произведением в 5 классе.
Система уроков, представленная ниже, представляет собой 4 урока.
Первый урок – «Мир детства в художественной литературе», обзорный, урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. В классе рассматриваются следующие произведения: В. Гюго «Отверженные», (фрагменты, «Козетта», «Гаврош»); Ч. Диккенс «Оливер Твист» (фрагменты). На уроке идет речь об о бразах детей в произведениях для взрослых и для детей, рассматриваются проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых, на материале обсуждаемых произведений обнаруживается серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Происходит обсуждение темы «ребенок в мире взрослых и среди сверстников». Из теории литературы рассматривается образ персонажа и средства его создания (портрет, описание поступков, речь). Задействована методика развития речи – ученики готовят устную характеристику героя. Либо второе задание на выбор – мини-проект: презентация книги, сборника, литературного журнала для школьников.