какие детские каши самые лучшие для первого прикорма
Каши для первого прикорма
Каша является одним из самых полезных и важных продуктов в рационе ребенка первого года жизни. Именно каша чаще всего рекомендуется для введения в качестве первого прикорма, так как она является богатым источником полезных углеводов, растительных белков, жиров и пищевых волокон.
Как известно, прикорм может быть введен в интервале с 4 до 6 мес, в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка, соответственно и каша в качестве первого прикорма может быть назначена как с 4 так и с 6 мес., или в этом интервале [1, 2].
Начинают прикорм с каши, обычно, в случае если у ребенка есть недостаточность веса или склонность к разжиженному стулу. Но и здесь все не так однозначно.
Каша каше – рознь, поэтому их ценность и безопасность в питании ребенка определяется многими моментами.
Каши бывают разные.
В зависимости от производства детские каши делятся на промышленные и домашние.
Среди промышленных каш выделяют:
Такие каши не нужно варить. Они бывают молочными и безмолочными.
Молочные каши перед употреблением разводятся теплой кипяченой водой.
Безмолочные каши перед употреблением можно разводить или сцеженным грудным молоком или той смесью, которую ест малыш. Начинать прикорм нужно с безмолочной каши, так как белки коровьего или козьего молока, содержащиеся в молочных кашах могут быть сильными аллергенами для ребенка первого года жизни.
В промышленные каши часто добавляют необходимые для роста и развития
ребенка витамины и минералы, в том числе железо, запасы которого существенно снижаются к возрасту 4-6 мес. Такие каши называются обогащенными и они лучше всего подходят для первого прикорма.
Необогащенные каши состоят только из зерновой муки.
Если каша состоит из муки только одного вида зерна – это монокомпонентная каша, если в состав каши входит мука нескольких видов зерновых культур – это многокомпонентная каша (может содержать до 2, 4 и более злаков). Начинать прикорм следует с монокомпонентной каши, чтобы в случае появления у ребенка аллергической реакции было легче выявить возможный аллерген.
Также каши делятся на глютенсодержащие и безглютеновые.
Каши, содержащие глютен – это каши из пшеницы, ржи, спельты, ячменя, овса. В крайне редких случаях глютен не усваивается организмом и тогда речь идет о серьёзном заболевании под названием целиакия, при котором эти каши исключаются из питания ребенка. Но на всякий случай так делать не нужно. Подавляющее большинство детей хорошо переносят глютенсодержащие каши, хотя в ряде случаев на глютен могут развиваться аллергические реакции, поэтому прикорм лучше начинать с безглютеновых каш (рис, гречка, кукуруза).
Какие каши лучше: промышленного или домашнего производства?
Важным преимуществом каш промышленного выпуска является то, что они производятся из экологически чистого сырья, имеют стабильный, гарантированный состав, необходимую степень измельчения, а также, что в их состав включены необходимые для ребенка первого года жизни витамины и минеральные вещества, дефицит которых широко распространен и опасен для здоровья ребенка. Количество вводимых в промышленные каши витаминов рассчитывается производителем с учетом их потерь в процессе промышленного производства и хранения.
В кашах же домашнего приготовления содержание витаминов и минеральных веществ гораздо ниже, кроме того оно еще больше снижается в процессе варки. «Домашние» каши конечно также можно использовать в питании ребенка на первом году жизни, но лучше не в качестве первого прикорма, а чуть позже – после 8-9 мес.
Итак, идеальная каша для первого прикорма — это каша промышленного производства, растворимая, безмолочная, монокомпонентная, безглютеновая, обогащенная, без сахара.
Когда лучше давать кашу?
Кашу лучше всего предложить малышу на завтрак. С 8-9 мес каша может быть предложена и на ужин, как основное блюдо или в качестве гарнира (к овощам, мясу).
Как лучше давать первую кашу для прикорма: с ложки или из бутылочки?
В идеале, как и любой прикорм, кашу лучше давать ребенку только с ложки. Сначала она может быть более жидкой консистенции, а позже, когда ребенок привыкнет, кашу можно делать более густой. Исключение могут составлять малыши с особыми потребностями (например, недоношенные дети), когда им сложно есть еду с ложки, и тогда каша наливается в бутылочку.
Как правильно ввести первую кашу?
Введение первой каши должно быть постепенным, но как это?
в 1 день дайте малышу 1 ч.л. каши перед кормлением грудью или смесью.
во 2 день – 3 ч.л. (15 г)
на 3 день – 6 ч.л. (30 г)
Кашу маслом не испортишь.
1 Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации, Москва 2019, 110с.
2 Complementary Feeding: A Position Paper by the European Society for Paediatric Gastroenterology, Hepatology, and Nutrition (ESPGHAN) Committee on Nutrition. J Pediatr Gastroenterol Nurt. 2017; 64(1):119-132
Д.м.н.. ведущий научный сотрудник
лаборатории питания здорового и больного ребенка,
Как вводить прикорм?
В мире существует множество схем введения прикорма детям первого года жизни. Зависит это от национальных особенностей питания и доступности специализированного детского. Даже в нашей стране есть региональные особенности по рекомендациям от педиатров.
В этой статье будет предложен подход питерской школы педиатров пошагового введения прикорма, предложенный профессором Воронцовым И.М. с учётом современных позиций.
1 шаг – каша или пюре из надземных овощей
2 шаг – пюре из подземных овощей или каша
3 шаг – мясное пюре
4 шаг – масло растительное
5 шаг – кисломолочный продукт
6 шаг – сливочное масло
7 шаг – творог
8 шаг – желток яйца
9 шаг – рыбное пюре
10 шаг – фруктовое пюре
11 шаг – хлебобулочные изделия
Чтобы совершить первый шаг, ребенку необходимо быть готовым к нему.
Признаки готовности к введению первого прикорма:
Наличие только одного признака готовности не является основанием для ввода прикорма. При наличии всех признаков следует начать вводить прикорм. При наличии нескольких, получить совет у педиатра.
После решения ввести прикорм следует выбрать первый продукт. Сначала определяемся с типом. Это может быть каша или овощ.
Основания для первого прикорма кашей:
Основания для первого прикорма овощами:
Нецелесообразно начинать с молочных продуктов и фруктов из-за высокого риска аллергии, пищевой непереносимости и нарушений пищевого поведения.
После выбора типа продукта определяем вид и форму.
Каши для первого прикорма: гречневая, кукурузная, рисовая
Форма: жидкая, безмолочная, без добавок, гипоаллергенная
Приготовление: на грудном молоке или основной смеси
Овощи для первого прикорма: кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква
Форма: пюре без добавок, гипоаллергенное
Выберите только один продукт по типу, виду и форме. Например, гречневая гипоаллергенная каша на грудном молоке.
Согласно современным требованиям к безопасности детского питания предпочтение отдаётся специализированным продуктам: «коробкам» и «банкам» с указаниями «гипоаллергенно» и/или «для первого прикорма». Изучайте состав, чтобы ничего другого, кроме овоща или крупы не было. Тем не менее, если родители уверены в качестве и безопасности тех продуктов, что едят сами, то допустимо использовать их для приготовления детского питания в домашних условиях.
Далее выбираем время когда даем первый прикорм. Обычно это после первой прогулки или продолжительного ночного/дневного сна без кормления. Стратегически помним, что каши дают на завтрак, а овощи на обед.
Затем определяемся с посудой, нужны индивидуальные две ложки и тарелка. Помните о безопасности и приобретайте качественную детскую посуду. Не кормите детей прямо из банок и иных упаковок для детского питания. Это формирует неправильное пищевое поведение, ведь сами вы едите с тарелки. Вручите во время кормления ребенку его ложку и позвольте подражать действиям взрослых за столом. Обязательно кушайте одновременно с ребенком, чтобы он закреплял свой пищевой интерес.
Блюдо прикорма готовим непосредственно перед кормлением. Количество не больше 150 грамм. Температура должна быть не выше температуры тела, а густота такая, чтобы не стекало с ложки при наклоне. Ребёнок снимает пищу с ложки губами и само собой почти сразу глотает.
В первый день дайте одну-две ложки для оценки первичного навыка и переносимости. Затем докормите основным питанием – грудным молоком или смесью. Приготовленный прикорм не храните до завтра.
На следующий день примерно в то же время предложите съесть в два раза больше, то есть две-четыре ложки. И каждый день увеличивайте в два раза предыдущий объём порции в тарелке. Ребёнок не обязан съесть всё, мы лишь предлагаем всё большие порции новой еды.
При вводе прикорма оцениваете следующие моменты:
При появлении отклонений от привычного состояния, позвоните педиатру или обратитесь на приём, временно остановив ввод прикорма.
При достижении предлагаемого объёма 150 грамм ввод первого прикорма можно считать состоявшимся.
Очень важный момент – речь идет о предлагаемом объеме питания, а не о съедаемом. Если ребенок из 150 грамм съест несколько ложек, то не нужно пытаться заставить съесть остальное.
Если хочется разнообразить блюдо первого прикорма, то новый продукт добавляем к введенному. Например, перед гречневой кашей предлагаем 2-4 ложки рисовой. На следующий день 4-8 ложек. И так далее до объёма 150 грамм. При этом количество гречневой будет уменьшаться, чтобы не увеличивать порцию.
Если разнообразие не очень важно, а хочется чаще кормить, то переходим ко второму шагу.
Второй шаг совершается по тем же принципам, что и первый. Формируем второй приём пищи. Выбираем другое время для приема пищи и другой продукт. Если первым вводили кашу на завтрак, то вводим овощное пюре на обед. Если первым вводили овощное пюре, то вводим кашу на завтрак или пюре из подземных овощей: картофель, свекла, морковь. Обратите внимание, что подземные овощи не заменяют надземные, но вполне могут заменить кашу.
Если на момент второго шага ребенку исполняется 7 месяцев, то ему предлагаем не более 170 грамм на прием. Съедать он может как все 170, так и 10 грамм. В этом нет ничего особенного. Наша задача – предлагать прикорм, а не заставить его съедать.
Если хочется разнообразия второго приема пищи, то далее предлагаем новые каши или новые овощи из перечисленных 10 продуктов (рис, гречка, кукуруза, кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква, картофель, свекла, морковь).
Если хочется быстрее накормить мясом, то переходим к третьему шагу. Добавляем к овощному пюре на обед мясное.
Вид мяса для первого знакомства, одно из трех самых гипоаллергенных: кролик, индейка, конина
Форма подачи: мясное пюре.
Приготовление: детские консервы или самостоятельно сваренное и протертое по старинке через сито (пропущенное в современном мире через самый крутой блендер).
Доводим до соотношения к овощному 1:3. Например, если овощного пюре ребенок ест 150 грамм, то мясного можем положить не более 50 грамм.
И снова, если хотим разного мяса, то после ввода одного, пробуем следующее из перечисленной выше тройки.
Если хочется разнообразия овощей и каш, то на четвертом шаге можем вполне этим заняться. Добавка растительного масла как раз производится вместе с вводом новых каш и овощей для формирования третьего приёма пищи. Масло выбираем то, которое любят папа с мамой. Подсолнечное, оливковое или рапсовое – не важно. Количество – не более чайной ложки на порцию каши или овощного пюре.
Напоминаю, что к этому шагу у нас есть завтрак и обед. Теперь можно озадачиться ужином. Принцип выбора всё тот же, что и для первого прикорма. Если ребёнку к этому шагу исполнилось 8 месяцев, то можем предлагать злаковые каши: овсянка, пшеничная, перловая. Если ещё не исполнилось, то пшенка. Из овощей можем предлагать помидоры, огурцы, сладкий перец, капусту белокочанную или брюссельскую.
С 8 месяцев в тарелку можно положить уже до 180 грамм овощей/каши. И это уже не пюре и жидкие каши, а блендированные овощи и густые каши для формирования начала жевания. А на обед варить суп с кусочками разваренных овощей и с добавкой нового мяса: свинина нежирная или мясо поросенка, говядина, курица.
С этого момента ребенок знакомится с аллергенными в нашем регионе продуктами и готов к пятому шагу. Это время кисломолочного прикорма.
Для детей на искусственном вскармливании это может быть кисломолочная смесь. Ребенок должен быть не младше 8 месяцев и учиться пить из чашки/поильника для ввода кефира или йогурта. Обычно эти продукты предлагаются на полдник или второй ужин в зависимости от режима конкретного ребенка.
Молочные продукты можно покупать готовые или готовить сами с помощью заквасок.
Помним, что начинаем с 1-2 чайных ложек и увеличиваем каждый день в два раза как каши/овощи. Количество конечного предлагаемого жидкого кисломолочного продукта не должно быть более 200 мл.
Если молочный прикорм прошёл без аллергии, то можем каши готовить на молоке и добавить сливочное масло, не более чайной ложки на порцию 200 грамм с 9 месяцев. Это шестой шаг, на котором можно пробовать новые каши и их сочетания. Или шагать дальше.
Седьмой шаг знакомит ребёнка с творогом. Покупаем в магазине детский или готовим сами с помощью заквасок. Такие можно давать ежедневно. Осаждённый хлоридом кальция или покупной, без маркировки «детский» из магазина, можем давать через один-два дня.
Время для творога – второй завтрак или полдник. Увеличиваем так же медленно, как мясо – по 1-2 чайных ложки в день. Максимальное количество предлагаемого – не более 50 грамм. А съедаемого, как и всегда, по аппетиту малыша.
На восьмом шаге вводим ещё один аллергенный продукт – желток яйца. Используем те, что ест семья – куриное или перепелиное, а может индюшки или цесарки – не имеет значения. Начинаем с 1/4 куриного (индюшки, цесарки) или 1/2 перепелиного. Добавляем к готовым блюдам из овощей или просто вприкуску на обед. Давать можно ежедневно в течение 10-14 дней, оценивая реакцию. Если она не возникла, то можно либо расширять ассортимент каш, овощей, мяса, либо шагать дальше.
Девятый шаг знакомит с рыбой. Если семья её не ест, то можно и пропустить. Если ест, выбираем сначала белую и даём вместо мясного пюре два раза в неделю. Соотношение к овощам 1:4. То есть, если овощей едим уже 200 грамм с 9 месяцев, то рыбы можно положить не более 50 грамм.
Не требуется медленного увеличения продукта, так как реакции не зависят от количества, а организм после ввода мяса рыбу переварит уже хорошо. Если реакции за две недели знакомства не возникло, то можно предложить красную в следующие две недели. Или шагать дальше.
Десятый шаг – фрукты. Да, время для них пришло только сейчас, поскольку это самый вкусный продукт. А вкусное даётся на десерт или второй завтрак. Для первого знакомства выбираем: яблоко, грушу, банан.Количество с 1-2 чайных ложек, но после уже введенных блюд прикорма, увеличивая ежедневно в два раза.
Форма: пюре, протертые фрукты, ниблер, компот.
Время для того чтобы предложить ребенку фрукты: второй завтрак, как десерт на обед или ужин, полдник с творогом.
Максимальное количество на прием определяется количеством месяцев, умноженным на десять. То есть, в 9 месяцев это 90 мл компота или 90 грамм пюре. Число приемов в пищу фруктов может доходить и до пяти, но не вместо каши, овощей, мяса и молочного, а именно в качестве десерта.
Не стоит использовать компоты в качестве питья между приемами пищи. Не нужно использовать фрукты в качестве перекуса между приемами пищи. Содержащиеся в них простые сахара меняют пищевое поведение детей, а так же угрожают развитием кариеса.
На текущий момент признано нецелесообразным использование в питании детей первого года жизни фруктовых соков. В качестве питья между основными приемами пищи используйте воду или просто дайте грудь.
На ввод одного фрукта 7-10 дней, затем предлагаем следующий, если хотим разнообразия. Можно уже предлагать фрукты кусочками для формирования навыков откусывания и продолжения жевания. Или шагаем дальше.
Одиннадцатый шаг знакомит с последним аллергеном и самым распространенным продуктом в нашем регионе – пшеницей. Выбор здесь огромный, но сначала предложим хлебобулочное изделие в качестве добавки к нашим пяти приемам пищи: хлеб, сухари, сушки, простое печенье. Количество не более 5-10 грамм на прием. Число приемов тоже может доходить и до пяти.
Реакцию оцениваем две недели, затем можем разнообразить или начать вводить все остальные изделия из пшеницы, которые любят папа с мамой.
На этом шаги прикорма заканчиваются и все новые продукты просто добавляются к имеющимся один раз в 7-10 дней.
Ребенок питается по режиму
завтрак: молочная каша+масло+компот
2 завтрак: фрукты и йогурт/кефир
обед: овощи+мясо+масло+желток+хлеб+/-компот
полдник: фрукты и творог+сушка/печенье
ужин: овощи+/-рыба +хлеб+/-фрукты
Ребенок продолжает получать грудное молоко так, как удобно маме. На искусственном вскармливании происходит полная замена бутылочки и перевод на питье смеси из чашки.
Все возникающие проблемы питания обсудите с Вашим педиатром.
Современный взгляд на роль детских каш в питании детей грудного возраста
Оптимальным питанием для младенца является материнское молоко, однако к концу первого полугодия жизни грудное вскармливание перестает полностью удовлетворять возрастающие потребности организма ребенка в питательных веществах и энергии. Даже в развитых
Оптимальным питанием для младенца является материнское молоко, однако к концу первого полугодия жизни грудное вскармливание перестает полностью удовлетворять возрастающие потребности организма ребенка в питательных веществах и энергии. Даже в развитых странах ребенок в возрасте 6 мес получает с материнским молоком менее 50% необходимого количества микроэлементов (железа, цинка, марганца и др.) и практически всех основных витаминов [1]. Поэтому рацион 4–6-месячных детей должен быть расширен за счет назначения продуктов и блюд прикорма, обеспечивающих дополнительное введение пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком или детской молочной смесью становится недостаточным. В этом возрасте для обеспечения интенсивных процессов роста и развития ребенок уже нуждается в растительных белках, разнообразных углеводах, комплексе микроэлементов, витаминов, жирных кислот.
Под прикормом подразумевают новые продукты и блюда на основе фруктов, овощей, круп, а также творог, желток, мясное, растительно-мясное пюре, кефир и другие кисломолочные продукты, рыбное и растительно-рыбное пюре и др. (табл.). За счет прикорма обеспечивается потребность детей второго полугодия жизни в энергии на 25–50%, цинке — на 50%, железе — на 100% [2].
Возможность введения в рационы детей в конце первого полугодия жизни различных видов прикорма обусловлена тем обстоятельством, что гастроинтестинальный тракт по мере роста ребенка становится более зрелым: снижается изначально повышенная проницаемость слизистой оболочки кишечника, созревает ряд пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета.
Продукты и блюда прикорма, получаемые ребенком, стимулируют ферментативную и соковыделительную деятельность пищеварительного тракта, моторную функцию кишечника, развитие жевательного аппарата и формирование пищевых вкусовых привычек. На фоне прикорма начинает меняться состав микрофлоры кишечника, в которой увеличивается доля аэробной флоры и снижается уровень бифидобактерий [3].
Сроки введения прикорма определяются физиологическими особенностями развития органов и систем ребенка, его подготовленностью к восприятию новой пищи, и во многом являются индивидуальными для каждого младенца. Доказано, что как раннее, так и отсроченное введение прикорма одинаково неблагоприятно отражаются на росте и развитии ребенка. Так, при раннем назначении прикорма повышается частота диспепсических нарушений, аллергических реакций, дисбиотических нарушений, необоснованно вытесняется материнское молоко или детская молочная смесь, резко стимулируется ферментативная активность гастроинтестинального тракта. Поздний прикорм приводит к дефициту микронутриентов (железа, цинка и др.), необходимости быстрого введения многих продуктов, большой антигенной нагрузке, задержке формирования навыков жевания и глотания густой пищи.
Минимальный возраст детей, при котором возможно введение первых продуктов прикорма — 4 мес, до этого срока ребенок еще не подготовлен к усвоению иной пищи, чем женское молоко или детские молочные смеси. К данному возрасту ребенок приобретает способность проглатывать полужидкую и более густую пищу, что связано с угасанием «рефлекса выталкивания ложки» [4].
В последнее время активно дискутируются вопросы, относящиеся к срокам введения прикорма, особенно при естественном вскармливании. Согласно Резолюции 55-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (2002), детям, находящимся исключительно на грудном вскармливании, рекомендуется назначать прикорм с 6 мес [5].
Наши исследования также подтверждают, что при полноценном питании кормящей матери с использованием специализированных продуктов («Фемилак», «Лактамил», «МD мил Мама», «Мадонна» и др.), удлиняющих продолжительность лактации и улучшающих состав грудного молока, введение прикорма здоровым детям, родившимся с нормальной массой тела, возможно с 6-месячного возраста. В данном случае первым видом прикорма должны быть не традиционно используемые в России фруктовые соки и пюре, а продукты с высокой энергетической ценностью — каша или овощное пюре промышленного производства, обогащенные микронутриентами. Детям с отклонениями в состоянии здоровья (гипотрофия, железодефицитная анемия и др.), а также при неполноценном питании кормящих матерей, прикорм вводится в более ранние сроки [4].
Вместе с тем в рекомендациях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) подчеркивается необходимость учета национальных особенностей и традиций питания в различных странах и регионах. В нашей стране, где большинство детей находится на смешанном или искусственном вскармливании, используются утвержденные Министерством здравоохранения РФ в 1999 г. Методические указания № 225 «Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни». Остается незыблемым принцип индивидуального подхода к ребенку с учетом особенностей его развития и состояния здоровья [6].
Вопрос, какой продукт предпочтительно использовать в качестве первого прикорма, активно обсуждается среди педиатров и нутрициологов, однако универсальные рекомендации до сих пор отсутствуют, так как нет единого мнения по этому вопросу. На практике эта проблема решается индивидуально, и необходимо стремиться к тому, чтобы для каждого ребенка, с учетом состояния его здоровья и особенностей развития, педиатр разрабатывал индивидуальный «пищевой календарь», где будут определяться сроки и порядок введения продуктов и блюд прикорма. Так, целесообразным считается у детей с недостаточной прибавкой в массе тела, железодефицитной анемией, неустойчивым стулом в качестве первого прикорма использовать каши промышленного производства, при запорах, паратрофии — овощное пюре.
Традиционно во многих странах одним из первых блюд прикорма является каша как продукт, наиболее близкий по вкусовым ощущениям и консистенции (жидкой или вязкой) к грудному молоку и его заменителям.
Прикорм на основе зерновых (каши) — важный источник углеводов, пищевых волокон, железа, селена, витаминов В1, В2, РР и др. и, в определенной мере, белков и жиров для детей первого года жизни. Пищевая ценность круп зависит от химического состава зерна и технологии его обработки.
Гречневая крупа является одним из наиболее ценных зерновых продуктов в питании детей первого года жизни, содержит большое количество белка, пищевых волокон минеральных веществ (магния, железа, цинка, меди), витаминов В1, В2, РР. Рис — характеризуется самым высоким среди круп содержанием крахмала, в нем немного белка, он относительно беден минеральными веществами и витаминами, содержание которых в рисовой муке зависит от степени очистки зерна. Несколько меньшее количество крахмала содержится в кукурузной крупе, но в ней больше белка и клетчатки, выше содержание железа. Овсяная крупа богата растительным белком, минеральными веществами (магний, кальций, железо, медь, марганец, цинк) и витаминами В1, В2, РР, содержит максимальное для круп количество жира и клетчатки. Манная крупа богата растительным белком и крахмалом, а витаминов и минеральных веществ в ней меньше, чем в других крупах. Перловая и ячневая крупы вырабатываются из ячменя, они содержат такое же количество крахмала, как манная крупа, но значительно больше клетчатки, относительно богаты витаминами В1, В2, РР [4].
В документе ВОЗ и ЮНИСЕФ (1979) указывалось, что для прикорма следует использовать питание, приготовленное в домашних условиях из натуральных продуктов, так как оно более доступное и относительно дешевое [7]. В последние годы многочисленные исследования выявили недостатки «домашнего» прикорма, который провоцировал развитие дефицита таких микронутриентов, как витамины А, Е и группы В, цинка, железа. В связи с чем в рекомендациях ВОЗ (2002) подчеркивается, что продукты прикорма промышленного изготовления «должны использоваться в питании детей, если у матери есть средства и возможности для их приобретения» [5].
Важным преимуществом каш промышленного приготовления является включение в их состав необходимых для детей грудного возраста витаминов и микроэлементов. Для обогащения детских каш используются именно те нутриенты, дефицит которых реально существует, широко распространен и опасен для здоровья ребенка. Количество вводимых минеральных веществ и витаминов рассчитывается с учетом их потерь в процессе промышленного производства и сроков хранения. В каше «домашнего» приготовления имеется определенное количество микронутриентов, однако в процессе варки уровень витамина С уменьшается до 30–50%, витаминов группы В — до 70–75% от исходного содержания в зерне.
Необходимо отметить, что детские каши производятся из экологически чистого сырья, имеют стабильный, гарантированный состав, длительный срок хранения, соответствуют строгим микробиологическим и гигиеническим требованиям, предъявляемым к продуктам детского питания, тогда как достичь абсолютной химической и микробиологической безопасности продукта домашнего приготовления достаточно сложно.
В настоящее время благодаря совместным исследованиям врачей-нутрициологов и фирм-производителей детского питания разработан широкий ассортимент так называемых инстантных (не требующих варки) каш, предназначенных как для здоровых детей, так и для лечебно-профилактического питания [8].
Каши промышленного производства состоят из одного вида круп (монокомпонентные) или двух и более зерновых (поликомпонентные). Они могут быть молочными или безмолочными. В состав отдельных продуктов введены натуральные сухие порошки из фруктов, ягод и овощей (яблоки, груши, абрикосы, апельсины, малина, черника, вишня, морковь, тыква, пряная зелень и др.), повышающие пищевую ценность и улучшающие вкусовые качества каш (рис.).
Безмолочные каши используются в лечебном питании детей с различными формами непереносимости молока — аллергия к белкам коровьего молока, лактазная недостаточность, в остром периоде целиакии и кишечных инфекций и при других состояниях. Известно, что наиболее часто причинно-значимым аллергеном при пищевой гиперчувствительности у младенцев являются белки коровьего молока. Показано, что на первом году жизни аллергия к молочным протеинам встречается у 0,5–1,5% младенцев, находящихся на естественном и у 2–7% на искусственном вскармливании. Среди больных атопическим дерматитом 85–90% детей страдают аллергией к белкам коровьего молока [9].
Известно, что употребление цельного коровьего молока сопряжено с повышенной нагрузкой на пищеварительный тракт и мочевыделительную систему ребенка, а также может приводить к возникновению микродиапедезных кровотечений с развитием железодефицитных состояний [4].
В настоящее время безмолочные каши большое распространение получили и в питании здоровых детей. Указанные продукты рекомендуется разводить грудным молоком или той детской смесью, которую получает ребенок. Использование цельного коровьего молока для разведения каш в настоящее время не приветствуется.
Новым направлением является производство инстантных каш с добавлением детских смесей молочной или соевой вместо цельного коровьего молока. В России пионером в этой области стала Группа Нутритек, начавшая выпуск таких каш, как «Нутрилак — кукуруза на основе детской молочной смеси», «Нутрилак — гречка на основе соевой смеси».
В последние годы в медицинской литературе появились множественные сообщения о развитии гастроинтестинальных (энтеропатия), кожных (атопический дерматит) и респираторных (аллергический ринит, бронхиальная астма) проявлений, связанных с приемом глютенсодержащих продуктов (на основе пшеницы, ржи, ячменя, овса) [10, 11, 12].
Безглютеновые каши (гречневая, рисовая и кукурузная) применяются в лечебном питании детей с непереносимостью глютена — целиакией, аллергией к злакам.
При исследовании этиологической структуры непереносимости злаков у детей грудного возраста с пищевой аллергией специфические иммуноглобулин G (IgG)-антитела в сыворотке крови к глютену пшеницы обнаружены в 53%, рису — в 50%, грече — в 28% и кукурузе — в 12% случаев. Наряду с сенсибилизацией к глютену, у данных пациентов наблюдалась поливалентная аллергия, а именно к 3–4 и более пищевым белкам, поэтому при составлении гипоаллергенного питания необходимо учитывать весь спектр этиологически значимых пищевых аллергенов, возможные перекрестные аллергические реакции, а также особенности нутритивного статуса и функционального состояния желудочно-кишечного тракта ребенка [10].
У детей с атопическим дерматитом и пищевой аллергией даже при отсутствии сенсибилизации к глютену на первом году жизни не рекомендуется введение каш из круп, содержащих глютен, так как он способен потенцировать реакции пищевой непереносимости. В питании больных с данной патологией в возрасте до года используются также безмолочные варианты безглютеновых каш.
В нашей стране для детей с глютеновой непереносимостью, в том числе с целиакией и пищевой аллергией к глютену, имеется широкий ассортимент современных специализированных безглютеновых каш промышленного производства, которые могут быть как молочными, так и безмолочными [8, 13].
Безглютеновые и безмолочные каши, как обладающие меньшим аллергическим потенциалом, могут с минимальным риском использоваться в рационе детей с пищевой аллергией. К ним относятся монокомпонентные каши на основе одного вида круп, которые помимо глютена, коровьего молока, не содержат фруктовые и овощные добавки, сахар. Это гипоаллергенные каши: гречневая, кукурузная, рисовая (Хайнц, Нутриция), рисовая и гречневая (Нестле), рисовая (Гербер), рисовая, кукурузная (Бич-Нат), «Рисовая каша Фрисокрем», «Кукурузная каша Фрисокрем» (Фризленд Фудс) и др. Для их разведения используются лечебные смеси (соевые или на основе гидролизатов белка), которые получает ребенок. В состав каши «Хумана СЛ» уже введен изолят соевого белка, «Хумана ГА» (Хумана) — гидролизат молочного белка.
Таким образом, большой ассортимент гипоаллергенных каш промышленного производства в настоящее время позволяет обеспечить полноценным, разнообразным и вкусным питанием детей, страдающих пищевой непереносимостью, рацион которых бывает порой достаточно скудным.
В последнее время безглютеновые каши все шире применяются и в питании здоровых детей. Считается, что одним из факторов риска возникновения целиакии является количество глютена в рационе и возраст ребенка при первом контакте с антигеном [14]. Проведенные в ряде европейских стран эпидемиологические исследования, показали, что грудные дети в Швеции и Италии потребляют большее количество злаковых, чем дети аналогичного возраста в Финляндии и Дании, в связи с чем частота развития целиакии у них выше [15].
Ранее бытовало мнение, что чем раньше вводится глютенсодержащий продукт, тем выше риск развития целиакии. Это положение в настоящее время, пересматривается. Исследования, проведенные у детей 4–6 мес, показали, что важную роль играет не столько возраст введения глютенсодержащего продукта, сколько наличие или отсутствие в этот период грудного вскармливания [16]. Грудное вскармливание, по-видимому, играет определенную защитную роль и снижает риск развития целиакии в раннем детстве и/или увеличивает продолжительность латентного периода от момента введения глютенсодержащего прикорма до начала клинических проявлений. Эти данные позволяют дифференцированно подойти к назначению каш детям при естественном и искусственном вскармливании. Тем не менее для первого прикорма целесообразно использовать безглютеновую гречневую, кукурузную или рисовую каши.
Каши с про- и пребиотиками. В последние годы в мире значительно возросло количество исследований, посвященных роли кишечной микрофлоры как одного их важнейших факторов, влияющих на здоровье человека [17]. В связи с этим активно изучается влияние кишечного биоценоза на развитие и течение различных заболеваний, а также разрабатываются способы устранения его нарушений. Диетологические методы коррекции и поддержки состава микрофлоры кишечника имеют безусловное преимущество, поскольку наиболее физиологичны и не ограничены по времени применения. Создание каш, обогащенных про- и пребиотиками, является новым направлением в этой области.
Пробиотики — живые микробные добавки, содержащие представителей нормальной микрофлоры кишечника человека, к ним прежде всего относятся бифидобактерии и лактобактерии. Они благоприятно влияют на организм человека путем формирования полноценного барьера слизистой оболочки кишечника, препятствуют прикреплению к ней патогенов, усиливают иммунный ответ и улучшают состав кишечной микрофлоры [18].
Пробиотики входят в состав ряда детских молочных смесей, предназначенных для смешанного и искусственного вскармливания, а в настоящее время они введены в некоторые каши промышленного производства. Так, компания Нестле выпускает кашу «8 злаков с бифидобактериями». При приготовлении «Детской каши кисломолочной с фруктами» (Анеко Апс), «Молочной каши с южными фруктами и йогуртом» (Хипп) и «Молочной каши с клубнично-йогуртным пюре» (Хумана) используется йогуртная культура. Наш опыт применения этих каш свидетельствует об их хорошей переносимости, сохранении оптимального состава микрофлоры кишечника, положительном влиянии на иммунный статус ребенка.
В состав продуктов пребиотической направленности входят неперевариваемые в верхних отделах гастроинтестинального тракта нутриенты, которые способствуют селективному росту бифидо- и лактобактерий в кишечнике. Нерасщепленные пищевые компоненты доходят до толстой кишки, где подвергаются процессам ферментации бифидобактериями, что приводит к увеличению бактериальной массы и объема, мягкости стула.
К пребиотикам относятся: пищевые волокна, инулин, олигосахариды, лактулоза [19].
Пищевые волокна — это сумма полисахаридов и лигнина, которые не перевариваются в пищеварительном тракте, обладают способностью сорбировать и выводить токсичные вещества, повышать частоту дефекаций за счет улучшения моторной функции толстой кишки и удержания воды в ее просвете. Количество пищевых волокон в питании ребенка не должно превышать 5 г в сутки, так как их избыток снижает всасывание некоторых витаминов, минеральных веществ (кальция, железа, цинка).
Инулин — полимер фруктозы, содержится в цикории, топинамбуре, спарже, артишоках, чесноке и др., оказывает положительное влияние на процессы пищеварения и повышает всасывание кальция. Он добавлен в состав детских безмолочных каш: «Кукурузная низкоаллергенная каша с инулином» (Колинска) и «Фрутолино Кукуруза с инулином» (Подравка), «Низкоаллергенная рисовая кашка с пребиотиками» и «Первая овсяная кашка с пребиотиками» (Хайнц).
В Научном центре здоровья детей РАМН проводились клинико-лабораторные исследования по оценке эффективности и безопасности четырех вариантов безглютеновых каш «Фрутолино» (Подравка, Хорватия): «Гречка», «Рис с персиком», «Три злака», «Кукуруза с инулином». Безглютеновые безмолочные каши использовались в питании 46 детей в возрасте от 5–12 мес с атопическим дерматитом, лактазной недостаточностью, целиакией и 12 практически здоровых детей аналогичного возраста. Наибольший интерес представляла каша «Фрутолино Кукуруза с инулином», которую получали 19 детей первого года жизни с метеоризмом и неустойчивым стулом. Больным детям каши разводили лечебными смесями (низколактозной, соевой или на основе гидролизата молочного белка), здоровым детям — детскими молочными смесями.
Установлены приятные органолептические свойства изучаемых продуктов, хорошая переносимость всех вариантов каш как здоровыми, так и больными детьми. Существенное значение имело обогащение состава каш витаминами РР, группы В, солями кальция, магния, железа, йода, которые играют важную роль в обмене веществ и развитии ребенка раннего возраста. Кроме того, введение в состав каши «Фрутолино Кукуруза с инулином» пребиотика инулина оказывало положительное влияние на процессы пищеварения у детей с функциональными нарушениями гастроинтестинального тракта и состав кишечной микрофлоры, что подтверждено увеличением количества лакто- и бифидобактерий при одновременном подавлении роста условно-патогенных микроорганизмов.
Лактулоза — дисахарид, полученный путем химического синтеза из галактозы и фруктозы. Она, как и все пребиотики, не переваривается в верхних отделах пищеварительного тракта, транзитом проходит в толстую кишку, где гидролизуется микробными ферментами до моносахаридов, в дальнейшем расщепляющихся с образованием короткоцепочечных жирных кислот, которые способствуют смещению рН кала в кислую сторону, что оказывает воздействие на рецепторы толстой кишки и способствует усилению перистальтики. Кроме того, короткоцепочечные жирные кислоты являются дополнительным источником энергии для эпителиальных клеток слизистой оболочки кишечника и обладают трофическим эффектом.
В настоящее время Группа Нутритек (Россия) для детей грудного возраста разработала рецептуры каш, в состав которых входит пребиотик-лактулоза: «Кукуруза с лактулозой» и «Овсянка с лактулозой». Проведенные нами клинические исследования показали их выраженную эффективность в виде послабляющего эффекта при нарушениях моторной функции кишечника (запорах), а также положительное влияние на состав кишечной микрофлоры у детей [19, 20].
Детские каши промышленного производства сбалансированы по содержанию сахара и соли.
Растущий организм ребенка нуждается в достаточном поступлении сахаров, которые выполняют важные функции: пластическую, энергообеспечение, питание мышечной ткани, а также обеспечивают функционирование центральной нервной системы, поддерживают постоянный уровень глюкозы в крови, влияют на формирование вкусовых привычек и др. Однако известно, что избыток сахара приводит к отложению жировой ткани, повышенной нагрузке на инсулярный аппарат поджелудочной железы, ограничению или прекращению поступления в организм других важных продуктов, развитию кариеса и катаракты и др. [21].
В детские продукты сахарозу добавляют не только для улучшения их вкуса, а также в качестве консерванта. Замена сахарозы на фруктозу считается нецелесообразной за счет ее более высокой стоимости и, кроме того, в последние годы стало известно, что фруктоза (в отличие от сахарозы) не вызывает секреции инсулина и лептина, но способствует повышению уровня липопротеинов очень низкой плотности и отложению жира в организме [22].
Европейский комитет по питанию приводит следующие рекомендации по содержанию сахара в продуктах прикорма: в детских молочных кашах при добавлении сахара, меда, глюкозы уровень углеводов из этих источников не должен превышать 5 г/100 ккал, уровень фруктозы — 2,5 г/100 ккал, в безмолочных кашах при добавлении вышеперечисленных углеводов их уровень не должен превышать 7,5 г/100 ккал, уровень фруктозы — 3,75 г/100 ккал [23, 24].
При производстве детских каш компанией Нестле применяется легкий ферментативный гидролиз крахмала, в результате которого образуются декстрины, обладающие сладковатым вкусом, что позволяет снизить уровень сахара [25].
Влияние хлорида натрия на состояние здоровья детей широко обсуждается педиатрами. Известно, что избыточное количество соли повышает гидрофильность тканей и приводит к развитию отеков, способствует образованию оксалатов и их повышенной экскреции с мочой, отрицательно влияет на механизм регуляции артериального давления. Считается, что повышенное потребление соли в раннем детском возрасте может вызывать нарушения функций почек и сопряжено с высоким риском развития артериальной гипертонии у подростков и взрослых [21, 26, 27].
Содержание соли в детских кашах регламентируются Кодексом Алиментариус — не более 100 мг%, Европейским комитетом по питанию — 100 мг/100 ккал [23, 24].
Таким образом, каши играют важную роль в питании детей первого года жизни. Сегодня им отведен целый раздел детской нутрициологии. Детские каши промышленного производства, обогащенные микроэлементами и витаминами, являются главным, порой эксклюзивным источником важнейших микронутриентов, оказывающих определяющее влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей. Широкий выбор каш, предназначенных для профилактического и лечебного питания, позволяет подобрать оптимальный прикорм для каждого ребенка, в том числе при различной патологии.
Литература
Т. Э. Боровик, доктор медицинских наук, профессор
К. С. Ладодо, доктор медицинских наук, профессор
С. Г. Макарова, кандидат медицинских наук
В. А. Скворцова, кандидат медицинских наук
НЦЗД РАМН, Москва