какие дети допускаются к занятиям гимнастикой
Особенности отбора в гимнастике
Просмотр содержимого документа
«Особенности отбора в гимнастике»
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОТБОРА ДЕТЕЙ В ГРУППЫ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ.
Спортивная гимнастика вид спорта, сделавший своим предметом двигательные действия, не известные в повседневном обиходе, далёкие от естественных движений человека. Таким образом, тренировочный процесс имеет свою определённую специфику, особенно на начальном этапе в группах начальной подготовки первого года обучения. Тренировка детей 5-6 лет в спортивной гимнастике довольно сложный и обязательно творческий процесс, имеющий характерные средства, методы и формы организации занятий.
Здесь нельзя работать по общепринятым законам спортивных тренировок, применяемых у более взрослых учащихся. Если мы хотим, с одной стороны, привить в раннем возрасте ребёнку любовь к занятиям гимнастикой и в дальнейшем превратить в потребность, в определённые дни идти на занятия в спортивный зал и учиться сложному многообразию гимнастических упражнений, а с другой стороны создать качественный базовый уровень необходимый при дальнейшем обучении более сложным упражнениям. Задачей тренера, воспитателя является не только обучение спортсмена тем или иным техническим действиям, соответствующим данному виду спорта, но и формирование личностных качеств, способствующих достижению им высоких результатов. Ведение воспитательной работы, выработка позитивной мотивации к занятиям гимнастикой; Создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе, но с учётом каждой личности; Владение психологопедагогическими приёмами взаимодействие с учеником на тренировках и соревнованиях для создания благоприятного эмоционального фона.
В настоящее время значительно снизился возраст гимнастов, достигающих высоких спортивных результатов. В связи с этим этапу отбора и предварительной подготовке следует уделять большое внимание. В результате хорошо организованной работы с детьми до поступления в ДЮСШ можно выявить их двигательные способности и привить им интерес к занятиям гимнастикой.
Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей. Учитываются исходный уровень, изменение показателей обследования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов. В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях.
Проблема исследования заключается в систематизации процесса отбора детей в группы спортивной гимнастики, а именно: разработке оптимальных критериев отбора и подборе адекватных тестов на соответствие задатков будущих занимающихся требованиям избранного вида спорта, а так же разработки чёткого алгоритма
Предполагается, что проведение уроков физической культуры в дошкольных учреждениях увеличит количество детей способных в дальнейшем достичь высоких спортивных результатов, а так же это позволит быстрее и качественнее осваивать разрядные требования если:
– осуществлять отбор детей на уроках физической культуры в дошкольных учреждениях, проводимых непосредственно самим тренером;
– консультироваться с воспитателями и родителями о способностях ребёнка.
Особенности отбора детей в группы спортивной гимнастики
Достижение высоких спортивных результатов на уровне современных требований в гимнастике доступно не каждому ребенку, желающему заниматься этим видом спорта. Выдающиеся гимнасты, как правило, еще с детства отличались от своих сверстников двигательной активностью, стремлением к соперничеству в различных видах физических упражнений, в проявлении способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями, трудолюбием, дисциплинированностью, самоорганизованностью.
Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов.
Способность и пригодность людей всегда определяется только людьми. Поэтому для подобного разделения остаётся только один критерий – осознанность отбора тем, кто его производит. Вовлечение детей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике избранного вида спорта.
Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации. При ориентации учитываются: устойчивость интереса ребёнка к занятиям гимнастикой, его склонности, способности, условия жизни в семье, школьная успеваемость, обучаемость, воспитуемость и другие индивидуальные особенности, необходимые для успешного овладения этим видом спорта. В формировании осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой большое значение имеет убеждение детей в пользе занятий для здоровья, для обогащения опытом – двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным, – необходимым для будущей трудовой деятельности.
Поскольку гимнастика вид спорта со сложной координацией, особый интерес представляет способность спортсмена обучаться новым движениям, для этого ребёнку предлагается выполнить простое, не знакомое ранее гимнастическое упражнение.
Обычно уровень, двигательных умений и навыков в области гимнастики оценивает учитель физической культуры и тренер осуществляющий набор детей получает от него необходимую информацию. Нами же в целях полной оценки качеств необходимых для спортивной гимнастики проводятся уроки физической культуры в детских садах.
Организационно отбор проводится в три этапа. На первом – агитационные мероприятия проведение уроков физической культуры в дошкольном учреждении с целью вызвать интерес к занятиям спортивной гимнастикой и наблюдения; на втором – тестирование уровня развития физических качеств; на третьем – для определения особенностей поведения, характера и т.д.
Оценка физического развития и особенностей телосложения. На первом этапе при отсутствии в зале ростомера о длине тела можно судить по эталонам, нанесенным на стенку. Для мальчиков 6-7 лет предпочтительна длина тела в пределах 116-128 см, вес 17-21 кг.
При наружном осмотре обращается внимание на длину рук (она считается нормальной, если при вытянутых вдоль тела руках средний палец заходит за линию середины бедра) и форму. Излишнее переразгибание в локтевых суставах часто является причиной травм.
Осмотр ребенка в основной стойке сбоку дает возможность судить о естественных изгибах позвоночника.
Помимо основных параметров физического развития при углубленном антропометрическом обследовании оцениваются (как хорошее, удовлетворительное или плохое): мускулатура, жироотложение, длина (ног, рук, туловища, шеи), форма (спины, рук, ног), ширина (плеч, таза и т. д.).
Предварительный осмотр ребёнка происходит на занятиях физической культурой проводимых тренером (6 недель в начале учебного года в детском саду один раз в неделю по 20 минут), где визуально выявляются дети пригодные по антропометрическим данным и по пропорциям тела к занятиям спортивной гимнастикой.
Определены следующие критерии для предварительного осмотра детей:
Физическое развитие и особенности телосложения.
Соотношение длины ног и туловища.
Невысокий рост (относительно сверстников).
Наличие правильной осанки.
Психологические обследования (общение с воспитателями и родителями) позволяют оценить наличие таких качеств, как активность, самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, а так же поведенческие особенности проявляемые в процессе различных игр (темперамент, волевые качества, психическая устойчивость, работоспособность, творческие способности, мотивация и др.)
Окончательное решение о привлечении детей к занятиям гимнастикой основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных.
Определение уровня развития физических качеств
Второй этап отбора предусматривает более детальное изучение юного гимнаста, и прогнозирование его возможности справится с программой углубленной спортивной подготовки, достичь высших спортивных результатов. Наряду с этим выявляются лица, не перспективные в данном виде спорта.
Как бы рано ни проявлялись склонности, способности, интересы детей к спортивной гимнастике, официально занятия разрешены с 7-летнего возраста. К этому возрастному периоду в достаточной мере созревают функции органов и систем организма, формируются психические и личностные свойства, необходимые для осознанного овладения движениями.
При определении пригодности детей к занятиям спортивной гимнастикой объектом внимания становятся, прежде всего, факторы, которые поддаются количественной оценке. К ним можно отнести следующие:
1. Физическое развитие и особенности телосложения.
2. Состояние и развитие физических качеств: а) скоростносиловых (быстроты и прыгучести); б) мышечной силы в двух проявлениях — в статическом и динамическом режиме; в) гибкости, подвижности в суставах (активной и пассивной).
3. Координация движений.
4. Вестибулярная устойчивость. Основной метод начального отбора – тестирование (измерение) задатков и уровня развития физических качеств. В случаях, когда изучаемые признаки, или свойства, личности не поддаются количественной оценке, используются методы педагогических, психологических и врачебно-педагогических наблюдений.
В отличие от отбора по внешним данным который нередко требует альтернативного заключения («годен», «не годен»), при первых испытаниях физического состояния ребенка преследуется лишь цель получения информации об уровне развития скоростно-силовых качеств, гибкости, мышечной силы, координации движений и вестибулярной устойчивости; важно измерить и оценить качество, а не возможный двигательный опыт и умения. Это основной принцип, которому необходимо следовать при тестировании физического развития ребёнка.
Для оценки физического состояния в начальном отборе используется комплекс тестов, которые составляют программу испытаний по специальной физической подготовке. Для этого используются следующие контрольные тесты:
Наклон в седее ноги вместе.
Наклон в седее ноги врозь.
Сгибание-разгибание рук в висе на перекладине.
Поднимание прямых ног на гимнастической стенке.
Возраст детей для допуска к занятиям в различных видах спорта
Содержание
Сенситивные периоды развития отдельных физических качеств, официальные сроки допуска к занятиям отдельными видами спорта и принципы организации начального этапа подготовки [ править | править код ]
В возрасте 10-17 лет прирост физических качеств у школьников проходит неравномерно (табл. 1).
Таблица 1. Периоды наибольшего прироста физических качеств у школьников в возрасте 10-17 лет
Официально установленные сроки допуска к занятиям в ДЮСШ таковы.
В зависимости от вида спорта формирование последовательных групп спортивной подготовки проводится в следующих возрастах (табл. 2).
Возраст допуска к занятиям, лет
Группа начальной подготовки
Группа спортивного совершенствования
Гимнастика спортивная, девушки
Гимнастика спортивная, юноши
Лыжный спорт, гонки и биатлон
Теннис и настольный теннис
Примерное число соревнований для юных спортсменов на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта и ориентировочный масштаб спортивных соревнований в определенных возрастных группах приведены в табл. 3 и 4.
Таблица 3. Примерное число соревнований для юных спортсменов на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта
Бег на средние дистанции
Гребля на байдарках и каноэ
Таблица 4. Ориентировочный масштаб спортивных соревнований в определенных возрастных группах
Масштаб спортивных соревнований
Районные и городские
Большинство ведущих специалистов в области теории и методики спорта считают, что основной задачей начального этапа подготовки служит гармоничное физическое развитие, которое может быть как результатом правильно организованного тренировочного процесса, так и естественных условий жизни.
Еще в 1955 г. Mateef разделил процесс многолетней подготовки юных спортсменов на два этапа. Первый этап был назван этапом раннего обучения и охватывал возрастной период от 7 до 13-14 лет. Цель спортивных занятий на данном этапе, по мнению автора, физическое, а также духовное развитие ребенка, формирование основных двигательных навыков, что впоследствии позволит занимающимся наиболее правильно выбрать вид спорта для углубленной специализации.
В видах спорта, требующих повышенной выносливости (бег на средние дистанции, на коньках, гонки на лыжах, велоспорт и др.), начальную подготовку должны начинать не раньше чем в возрасте 15-17 лет.
Увлечение слишком ранней специализацией имеет существенные издержки. Она может стать серьезным тормозом на пути к спортивному успеху. В перспективном поиске оптимальных сроков начала специализированных занятий спортом следует опираться не на интуицию и желание ребенка, а на объективные, проверенные многолетней практикой работы с юными спортсменами данные. Несмотря на встречаемые в спорте случаи ранних успехов, спорт высших достижений требует установления жестких возрастных рамок, в которых должны быть реализованы потенциальные задатки.
По некоторым данным, ранняя и очень ранняя специализация не дает реально ощутимых преимуществ с точки зрения сроков выхода на уровень высших спортивных результатов. При этом спортсмены, рано достигшие высоких результатов, быстрее уходят из большого спорта в связи с психологической усталостью, нарушениями в состоянии здоровья, плохой переносимостью нагрузок (исследования проведены на высококвалифицированных пловцах).
Установление наивысших результатов предполагает строгую преемственность на различных этапах многолетней подготовки, ее преимущественную направленность, состав средств, методов и особенностей построения.
Пути обеспечения такой преемственности еще не вполне обоснованы. До сих пор, несмотря на чрезвычайную важность вопроса, нет единого мнения в том (и об этом свидетельствует беспрерывное бурное обсуждение положения о спортивных школах), какой должна быть начальная подготовка. Понятно, что ни в коей мере не специализированной. Но должна ли она быть многоборной?
Одни авторы считают, что на начальном этапе подготовки разумно предоставить возможность юному спортсмену проверить свои силы в различных видах спорта и затем выбрать предмет будущей специализации. По мнению же других, решить задачу начальной подготовки на основе занятий каким-либо одним видом спорта невозможно даже с установкой на разносторонний тренировочный процесс (что предполагает преобразование большинства ДЮСШ в школы общефизической подготовки).
В настоящее время совершенно очевидна только необходимость использования щадящих нагрузок на первом этапе многолетнего совершенствования.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что ранняя специализация, и в частности использование больших объемов работы аэробной направленности, приводит к достаточно быстрому росту спортивных результатов, особенно на длинных и сверхдлинных дистанциях. Однако в дальнейшем (приблизительно к концу 3-го года тренировки) в связи с низким уровнем развития остальных физических качеств, определяющих достижения в беге, рост спортивного мастерства резко замедляется.
Отсутствие должного общего физического развития до определенного момента не препятствует росту спортивных достижений. Однако позже, на фоне возрастающих по объему и интенсивности нагрузок, обнаруживают нарушение силовой равнозначности звеньев кинематической цепи, что становится одной из главных причин не только снижения скоростно-силовых возможностей, но и хронического перенапряжения, а также различных заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата у легкоатлетов.
При организации начального этапа подготовки в первую очередь следует обращать внимание на детей с хорошими двигательными способностями. В идеальном случае первые два года ребенок должен заниматься в неспециализированной спортивной группе, после чего, обнаружив соответствующие способности, начинать специализироваться в том или ином виде спорта.
В период с 5-6 до 10-11 лет ребенок должен попробовать себя во всех видах спорта, начиная с тех, успех в которых зависит от качеств, закрепленных наследственно и слабо поддающихся тренировке. Необходимо также учитывать фенотипическую изменчивость и генетическую детерминированность различных физических качеств.
Наследственно закреплены и слабо поддаются тренировке следующие качества:
Высокая фенотипическая изменчивость характерна для:
Сообразуясь с этими данными, ребенок в первую очередь должен заниматься сложнокоординационными видами спорта. Через 1-2 года можно начинать заниматься видами спорта, требующими не только хорошего развития координации, но и более высокого уровня мышления и сообразительности. К таким видам относят спортивные игры и единоборства, не требующие проявления силы (настольный теннис, фехтование). Еще через год-два дети могут попробовать себя в скоростносиловых видах, а также силовых единоборствах (борьба, теннис). Подростки, достигшие 10-12-летнего возраста, могут начать заниматься циклическими видами спорта, тяжелой атлетикой или многоборьями.
Зачисление в соответствующие спортивные школы должно проходить в период с 10 до 16 лет, поскольку сюда могут прийти подростки, длительное время занимавшиеся другими видами спорта, но прекратившие занятия в силу различных причин (травмы, бесперспективность, бытовые условия и др.).
Младший школьный возраст [ править | править код ]
Изменение режима жизни, связанное с началом учебы в школе, равно как и незавершенный еще процесс формирования двигательного аппарата обусловливают необходимость осторожности при дозировании физических нагрузок. Ограничения касаются применения силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость и времени проведения отдельных занятий.
В этот период происходит становление индивидуальных интересов и мотиваций к занятиям физическими упражнениями, в том числе и спортивными.
В младшем школьном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность ребенка. Однако в начале периода эти системы еще далеки от созревания, сам процесс развития моторики еще далек от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности.
Способности детей к освоению техники движений настолько велики, что многие новые двигательные умения они приобретают без специального инструктажа, а сложные элементы техники различных видов спорта зачастую осваивают быстрее, чем подростки и юноши.
В младшем школьном возрасте почти все физические качества имеют очень высокие темпы прироста. Исключение составляет лишь показатель гибкости, темпы прироста которого в этот период начинают снижаться.
В возрасте 7-10 лет происходит бурное развитие биодинамики движений ребенка, и прежде всего координационного компонента, активное формирование физического и функционального потенциала организма. Если двигательная активность ребенка в этот период по каким-либо причинам ограничена, то на последующих этапах онтогенеза потери в развитии двигательного анализатора наверстать практически невозможно.
Организация правильного тренировочного режима ребенка в целях обеспечения общей физической подготовки при акцентированном повышении координационных способностей оказывается наиболее адекватной возрастным особенностям развития двигательного потенциала человека в этот период жизни.
В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выражена специфика индивидуальных моторных признаков, предрасположенность к тем или иным видам спорта.
Наиболее важным моментом в физическом воспитании ребенка этого периода жизни является формирование личностного отношения к физической тренировке, воспитание активной позиции в отношении к своему здоровью.
Физическую активность младшего школьника в виде организованных занятий должны дополнять ежедневной утренней зарядкой и двумя-тремя тренировочными занятиями в неделю.
Средний школьный возраст [ править | править код ]
Средний школьный возраст (11-14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. В это время окончательно оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. Для подростков характерно ухудшение двигательной координации при интенсивном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирования интересов, склонностей и вкусов.
Подростковый возраст [ править | править код ]
При осуществлении физического воспитания подростков необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации. Так, чрезмерные мышечные нагрузки как факторы ускорения процесса окостенения могут замедлить рост трубчатых костей в длину, что отрицательно влияет на сбалансированность ритма роста ребенка.
Пристальное внимание необходимо уделять формированию осанки, так как возникающие нарушения вследствие слабого мышечного корсета могут приводить к серьезным изменениям функций различных органов и систем организма подростка.
При действии сверхсильных или монотонных раздражителей у подростков развивается резко выраженное запредельное торможение, что следует учитывать при выполнении детьми этого возраста нагрузок, связанных с выносливостью, и разнообразить виды нагрузок.
В подростковом возрасте наиболее успешно развиваются те компоненты физического потенциала ребенка, которые обеспечивают повышение уровня скоростных и скоростно-силовых способностей. При этом базовым элементом всего комплекса физических качеств служит быстрота.
Основной акцент в физической подготовке ребенка должен быть сделан на использовании тех физических упражнений, которые наиболее адекватны особенностям ритма развития двигательной функции в подростковом возрасте. В этом смысле очень важен соответствующий подбор спортивных снарядов.
Возрастное развитие старших школьников [ править | править код ]
Для возрастного развития старших школьников (15-17 лет) характерно достижение самых высоких темпов развития физического потенциала в целом. Отмечают наиболее интенсивный рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательной координации. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования.
Наиболее важными задачами физического воспитания юношей и девушек считают развитие силовых качеств, повышение уровня выносливости и совершенствование техники выполнения физических упражнений.
Программа физической активности старшего школьника должна быть весьма насыщенной и разнообразной. Наиболее целесообразными в этот период будут занятия несколькими видами спорта одновременно, возможно, с сезонной их сменой. Однако в этом возрасте хорошей и эффективной формой физической активности может быть признана и углубленная специализация при занятиях спортом.
Помимо этого, полезно ходить в туристические походы, участвовать в различных соревнованиях, заниматься спортивными играми (самодеятельный футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис, настольный теннис, гандбол и др.). Немаловажную роль в этом отношении могут сыграть занятия ритмической гимнастикой.
Обязательной считают ежедневную утреннюю зарядку.
Большинство авторов, специально изучавших этот вопрос, считают, что в начальном периоде физического воспитания детей необходимо использовать разнообразные упражнения, направленные на их гармоническое развитие.
При этом необходимо:
Отбор детей для занятий художественной гимнастикой
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ
ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
ОТБОР ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
МАОУ ДО ПУРОВСКАЯ РАЙОННАЯ
1. Первое представление о художественной гимнастике……………
2.Определение пригодности детей для художественной гимнастики
Возраст для начала занятий художественной гимнастикой 4-5 лет, отбираются дети, которые имеют соответствующие данные для этого вида спорта. Художественная гимнастики мир жесткого контроля, многочасовых тренировок и железной дисциплины. В первую очередь, от ребенка требуется соблюдение диеты, для необходимого веса; многие тренеры строго относятся к его колебаниям. От девочки, пришедшей в этот вид спорта, требуется не послушно выполнять указания тренера, а полюбить гимнастику как смысл своей жизни
Изучение отбора спортсменов для участия в соревнованиях в художественной гимнастике и определили актуальность темы нашего исследования.
Цель нашего исследования – изучение отбора спортсменов для участия в соревнованиях в художественной гимнастике.
Для достижения цели решались следующие задачи:
Изучить современное начальное представление о художественной гимнастике. Дать характеристику критериям пригодности детей для художественной гимнастики.
Теоретическая и практическая значимость исследования диктуется тем, что изучение отбора спортсменов для участия в соревнованиях в художественной гимнастике относится к приоритетной задаче подготовки специалиста отрасли.
Структура работы соответствует логике исследований и включает введение, теоретическую часть, заключение, список литературы.
1. Первое представление о художественной гимнастике.
Критерии отбора на гимнастику очень жесткие и многоэтапные. Желательный возраст для начала занятий 4-5 лет, но отбираются только те дети, которые имеют соответствующие данные, необходимые для этого вида спорта. Пройдя отбор, девочка попадает в совершенно другой мир, о котором даже и не догадывалась. Это мир жесткого контроля, многочасовых тренировок и железной дисциплины. В самую первую очередь, от ребенка требуется соблюдение диеты, дабы поддерживать необходимый вес. Многие тренеры очень строго относятся к его колебаниям. Родителям, отдавшим ребенка в гимнастику, необходимо интересоваться, чем занимается ребенок на тренировке и внимательно следить за состоянием здоровья, ведь это гораздо важнее, чем награды и признание. Да, художественная гимнастика – очень красивый вид спорта, имеющая массу положительных моментов:
— приобретается красивая осанка;
— вырабатывается потрясающая гибкость;
— формируется красивая фигура;
— умение красиво двигаться;
— лечит «легкий» сколиоз. [2]
Но, от девочки, пришедшей в этот вид спорта, требуется не просто послушно выполнять указания тренера, а полюбить гимнастику, сделать ее смыслом жизни. В противном случае, она просто не выдержит многочасовых, изнуряющих тренировок, сопровождающихся сильнейшей болью во время растяжек. Ребенок вынужден будет вести постоянную, титаническую работу над собой. Без этого девочка не сможет полноценно и на должном уровне провести тренировку. Постоянное «еще чуть-чуть, еще немножко», будет толкать ее на дальнейшие действия, переход в более качественное выполнение движения. Поэтому «художницы» вырастают очень сильными, с железной волей личностями, относящимися к тренировкам, как к своей работе. У них вырабатывается внимание, дисциплина, ведь кроме тренировок есть еще и школа, где нужно учиться и выполнять домашние задания. Немаловажным плюсом есть еще и невольное ограждение от соблазнов улицы, в связи с тем, что совершенно нет времени. Хотя отсутствие времени на расслабление может аукнуться в будущем.
Не смотря на все многочисленные плюсы художественной гимнастики – это тяжелейший и очень травматичный вид спорта. В нем присутствуют как легкие переломы, растяжения, так и травмы, не совместимые с жизнью.
В первую очередь – это вина тренера. Если он не достаточно опытен или непрофессионал, то может не только искалечить тело ребенка, но и его психику. Причем это уже невозможно будет потом исправить. Таким маленьким детям в первый год занятий необходимы щадящие, легкие, как бы игровые тренировки, знакомящие их с самим понятием «гимнастика», приобщающие к самоконтролю и умению слушать. На самом деле, в реальности, редко кто из тренеров этого придерживается. С самых первых уроков начинается прессинг на ребенка, рассчитанный на воспитание очередных «звезд». А ведь от правильно выбранной нагрузки, грамотной разминки, индивидуального подхода к каждому, зависит здоровье ребенка в будущем. В самую первую очередь, тренер должен на занятии посвятить много времени непосредственно растяжке. Растяжка играет очень большую роль в профилактике травм. Чем большее количество времени (не меньше 40 минут) спортсменка растягивается, тем меньшая вероятность получить растяжение мышц и переломы. Нагрузка должна расти постепенно, а не с первых занятий ребенка принуждать работать на износ. Многие тренеры очень гордятся тем, что сумели добиться небывалой гибкости или какого-то другого качества у спортсменки, но они вовсе не думают, что длительное превышение возможностей человеческого организма чревато серьезными последствиями в будущем. [3]
Самые распространенные травмы в художественной гимнастике:
— травмы нижних конечностей;
— растяжения мышц и связок;
— сильное влияние на женское здоровье. Длительные тренировки вызывают хронические заболевания в половой сфере.
Нельзя забывать, что психическое и физическое здоровье детей должно стоять на самом первом месте в семье и обществе. [1, с.63]
2.Определение пригодности детей для художественной гимнастики.
Критерии зачисления детей на секцию спортивной гимнастики зависят от индивидуальных особенностей детей и их склонностей к занятию данным видом спорта. Обычно отбор проходит среди детей в возрасте 5-6 лет. Определяют спортивную пригодность ребенка специалисты, а затем выдают медицинское свидетельство о степени пригодности ребенка к художественной гимнастике. [4, с.53]
Тренеры определяют критерии отбора не только по состоянию здоровья, но и по другим показателям, которые можно измерить метрически.
1. Внешние данные. К ним относят такие показатели ребенка как его рост, вес, длина тела и некоторые другие показатели. Длина тела измеряется при помощи ростометра. Каждому показателю в дальнейшем будет присвоена индивидуальная оценка. Она зависит от того, в какую полученную группу статистических данных она попадет.
2. Координация. Проверка данных по такому показателю проводится посредством специальных упражнений. Они представляют собой чередующиеся и одновременные движения руками. По сложности упражнения подразделяют на три группы:
- Минимальные, когда чередующиеся упражнения проводятся на 4 счета, при этом ребенок не двигается. Средней сложности – выполнение с последовательными движениям конечностей на 8 счетов.
Сложные – выполнение ассиметричных движений руками на 8 счетов.
3. Равновесие. Здесь оценивается способность человека к равновесию, способностям вестибулярного аппарата. Проверка происходить по нескольким типам. Первый тип направлен на выявление возможных отклонений в работе вестибулярного аппарата. Например, испытуемому предлагают закрыть глаза и вытянуть руки перед собой. Далее он должен поставить правую ногу перед левой или наоборот, по одной линии. Далее способности координации выявляются у молодых гимнасток тремя способами: обычное хождение по бревну, с расставленными в сторону руками; хождение на низко расположенном бревне. Три шага вперед, а после поворот вокруг себя, выполнение упражнения на стандартном бревне. Совершаются 2 шага вперед с расставленными руками, далее поворот руки на поясе.
Полученные оценки суммируются и общий балл определяет пригодность ребенка к занятиям художественной гимнастикой. [5, с.86]
Первые годы тренировок посвящаются физической подготовке с особым упором на растяжку и ритмику Интенсивные тренировки все-таки скорее полезны, чем вредны, так как мобилизуют организм. Включаются резервы, усиливается иммунитет, повышается сопротивляемость неблагоприятным внешним факторам.
Среди значительного комплекса показателей, лимитирующих результативность соревновательной деятельности в художественной гимнастике, важное место занимают координационные способности. Высокая генетическая обусловленностью данных показателей дает основание специалистам принимать их во внимание в качестве достаточно существенных критериев спортивного отбора и оценки перспективности юных спортсменов. Структуру координационной подготовленности в художественной гимнастике составляют: способность к реагированию; к ориентированию; согласованию; равновесию; кинестетическая способность; темпо-ритмовая способность; статокинетическая устойчивость.
Оценка координационной подготовленности на любом этапе спортивной подготовки, должна носить комплексный характер, необходимо использовать блок тестовых заданий, на основе которых можно судить о сформированной всей координационно-двигательной сферы юного и квалифицированного спортсмена. На этапе начальной подготовки следует использовать простые доступные тестовые задания: передвижение в упоре сзади; перешагивание через гимнастическую палку; перекладывание мячей; падающая линейка; поза «Фламинго»; поза «Ромберга» (равновесие без зрительного контроля); способность воспроизводить и дифференцировать положение углов в суставах (кинематометр «Жуковского»); прыжки смена положения ног под метроном (воспроизведение); прыжок с вращением «Староста», др. [1, с.77]
С ростом спортивной квалификации часть двигательно-моторных тестов может исключаться из программы тестирования, другие незначительно модифицироваться и усложняться. Необходимо использовать на этом этапе и компьютерно-диагностическое оборудование. В качестве компьютерно-диагностического оборудования целесообразно использовать программу «Методика исследования временных и пространственных свойств человека», автор Коряги на результатов двигательно-моторных тестов и компьютерных программ позволит наиболее точно и дифференцированно оценить динамику координационной подготовленности в подготовке специалиста, спрогнозировать его перспективность. [3]
Современная художественная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности и тренировок, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надежных технических навыков, др. Критерии зачисления детей на секцию спортивной гимнастики зависят от индивидуальных особенностей детей и их склонностей к занятию данным видом спорта. Обычно отбор проходит среди детей в возрасте 5-6 лет. Определяют спортивную пригодность ребенка специалисты, а затем выдают медицинское свидетельство о степени пригодности ребенка к художественной гимнастики.
Тренеры определяют критерии отбора не только по состоянию здоровья, но и по другим показателям, которые можно измерить метрически. Это:
Полученные оценки суммируются и общий балл определяет пригодность ребенка к занятиям художественной гимнастикой. Первые годы тренировок посвящаются физической подготовке с особым упором на растяжку и ритмику.
Актуальность спортивного отбора на современном этапе развития спорта только возрастает. Это связано с тем, что существующая практика отбора не может быть оценена, как эффективная и соответствующая современным требованиям стремительно развивающегося спорта высших достижений. Интенсивные тренировки в художественной гимнастике более полезны, чем вредны, так как мобилизуют организм. Включаются резервы, усиливается иммунитет, др.
Считаем свою работу выполненной, цели, задачи достигнутыми.