какие детали рассказа помогают понять характер героев приведите примеры чистый понедельник

Анализ рассказа «Чистый понедельник» (И.А. Бунин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 14.01.2020 · Обновлено 14.01.2020

История создания

Иван Алексеевич Бунин пребывал в эмиграции во Франции, когда написал книгу «Темные аллеи», над которой трудился с 1937 по 1945 г. Работа над книгой была для писателя в какой-то мере спасением от трагизма жизни: в то время он сильно нуждался в деньгах и был одинок. У него пропали всякие надежды на возвращение домой. Кроме того, на него оказывала свое влияние депрессивная обстановка военного времени в Европе, где вовсю свирепствовала коричневая чума фашизма. «Чистый понедельник» входит в этот цикл рассказов. Он был написан в мае 1944 г.

Автор очень любил это произведение и по праву считал его лучшей своей работой. В своих мемуарах он оставил памятную запись:

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Действие в рассказе «Чистый понедельник» происходит в 1913 году — во время творческого расцвета и личного счастья писателя. Интересно, что Бунин не наделил героев именами, но время указал достаточно точно. Видимо, вспоминая о том периоде, писатель испытывал ностальгию, которая помогала ему, изгнаннику, забыться от тоски по тем самым местам, куда ушла главная героиня новеллы. С рассказчиком Бунина роднит горькое ощущение утраты: он тоже потерял любовь — свою царскую Россию. Читатель видит ее во всем: описании капустников, вечеров Андрея Белого, современной литературы. С особым трепетом Бунин вспоминает прогулки на Ордынке, бой часов Спасской башни, восточный стиль древней столицы.

Жанр, направление

Жанр произведения «Чистый понедельник» – новелла. Этому жанру присущ неожиданный поворот сюжета, который заставляет переосмыслить смысл произведения. В данном рассказе – это неожиданный уход героини в монастырь.

Направление творчества Бунина тесно связано с символизмом. Несмотря на то, что «Темные аллеи» многие критики воспринимают как дань классической русской прозе, в новелле читатель увидит новые модернистские черты:

Смысл названия

Чистый понедельник – это первый день Великого Поста, наступающий после языческой Масленицы и прощенного воскресения. Религиозный смысл названия сводится к тому, что после падения (близости с мужчиной) героиня искупает грех, начиная новую жизнь в стенах монастыря. Этот праздник является символом перелома и перехода: от легкомыслия к воздержанию. Иван Бунин на протяжении всей новеллы рисует нить жизни героини, начиная от разных забав и потех, заканчивая принятием религии, решением девушки служить Богу.

Автор проводит параллель с заголовком новеллы, где главной героиней является девушка, которая не может сделать выбор и не знает, что ей нужно от жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, не просто первого дня недели, а религиозного празднества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своей прежней обстановки.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Чистый понедельник» базируется на трёх частях:

Особенность композиции рассказа «Чистый понедельник» заключается в том, что фабула не совпадает с сюжетом: о знакомстве рассказывает именно герой.

Читатель становится свидетелем противостояния в рамках одной любви: герои противопоставлены друг другу. Рассказчик — земной человек, привыкший ставить мирские удовольствия выше духовных. Его влечение к женщине находит выражение в страсти. Он не отличается силой духа и довольствуется праздной жизнью в ресторанах и театрах. Она — возвышенная духовно, устремленная к высшим сферам. Автор не раз описывает вопросительное выражение ее лица, ведь она постоянно думает и тяготится своим положением. Лишь уход в монастырь позволяет разрешить ее внутреннее противоречие.

Суть: о чем?

Героиня рассказа стоит перед выбором между любовью к Богу, чистой и непорочной, и любовью к мужчине, греховной и нечистой. В Чистый понедельник они стали близки, а утром расстались. Героиня написала письмо, в котором сказала, что собирается пойти в монастырь, и просит ее не искать. Главный герой долго не мог смириться с расставанием.

Спустя пару лет после того Чистого понедельника, он случайно заметил ее в веренице инокинь. Она тоже будто почувствовала его присутствие в темноте. Более подобно основные события рассказа изложены в кратком содержании.

Главные герои и их характеристика

Важной деталью новеллы можно отметить, что повествование ведется от первого лица, но у главных героев отсутствуют имена. Почему нет имен у героев «Чистого понедельника»? Это следствие типизации образов. Автор изобразил типичных представителей своей среды, но лишь женщины вышла из рамок, навязанных ей происхождением. Однако автор захотел выдержать тон таинственности до конца, поэтому не назвал ее.

Главная героиняпротиворечивая натура: ее характеризуют таинственность, стремление к уединению, вопросительный взгляд. Девушка ходит на курсы, но не понимает, зачем ей учеба. Героиня образованная, утонченная и умная, но отстранённая от всего, что окружает ее. При этом, стоить отметить, что она умеет получать удовольствие от жизни: читает книги, любит красивые вещи, вкусную еду. Её влечет роскошная и веселая жизнь, но она чувствует свое призвание в чем-то другом и не может найти себя. В первый день Великого поста, герою открывается другая жизнь девушки. Оказывается, она посещает церкви, соборы, разбирается в религиозных обрядах, может процитировать житийную литературу. Только в единении с Богом она почувствовала себя цельной натурой, только в монастыре она смогла найти ответы на серьезные нравственные вопросы.
Главный геройГоворя о главное герое, стоит отметить, что он красивый, молодой и богатый дворянин, который искренне влюблен в девушку, всячески пытается ей угодить: выполняет просьбы, капризы, дарит цветы, конфеты, книги. С одной стороны, она отвечает ему взаимностью, но с другой, не соглашается вступить в брак и не заводит разговоров о дальнейшей жизни и совместном будущем. Герой страдает от такой неопределенности, пытается понять ее, отношения становятся смыслом его жизни. После расставания с любимой он мучается и страдает, не может найти покоя, много пьет, посещает кабаки. Однажды он встречает её среди монахинь и уходит, так и не заговорив.

Образы героев в рассказе «Чистый понедельник» противопоставлены друг другу, несмотря на внешнее сходство. Этот контраст говорит о непостижимости природы любви, которая соединяет двух совершенно разным существ. Им не суждено понять друг друга.

Тематика рассказа «Чистый понедельник» может быть описана более подробно, если читатель напишет в комментариях, чего не хватило в статье Многомудрого Литрекона.

Проблемы

Проблематика рассказа «Чистый понедельник» тоже будет дополнена, если Многомудрый Литрекон получит весточку от читателя.

Основная идея

На протяжении книги автор с помощью описания цвета изобразил путь души от темного начала к светлому. Главная мысль рассказа «Чистый понедельник» созвучна названию — это очищение души от скверны и пошлости праздного прозябания. Герои молоды, богаты, красивы, но все это не дает им призвания, смысла, света. Поэтому женщина стала искать его в аскезе и нашла. Ее духовные запросы обрели ответ в вере. Если сначала Бунин описывает пурпурные, черные и золотые оттенки в описании героев (цвета греха, крови и смерти) и их обстановки, то в последних строках мы все чаще встречаем белый цвет — символ непорочности и очищения души, которая избрала свой путь.

Смысл новеллы «Чистый понедельник» заключается в том, героиня ушла не из дома, не от любви, а в свой дом и к своей мечте. «Нет, в жёны я не гожусь» — решила она для себя и была права. Каждый из нас должен иметь смелость, чтобы пойти своим путем, даже если это заденет чьи-то чувства. Главный герой все равно испытал великое счастье любви, которое, как любая вспышка, не могло длиться долго, но оставило в его душе яркий свет.

Чему учит?

Мораль, которую автор заложил в новеллу «Чистый понедельник», – это призыв к тому, чтобы каждый стремился к самоопределению. Не нужно бояться осуждения с чьей-либо стороны. Если ты уверен в своем решении, то это твое призвание. Если бы героиня уступила и сыграла не свою роль, то едва ли оба персонажа смогли быть счастливы в театральной позе несвойственных им ролей. Не зря автор постоянно подчеркивает бутафорию их образа жизни:

Нравственные уроки «Чистого понедельника» склоняют читателя к размышлению о своем пути и месте в жизни.

Критика

Как говорил Максим Горький:

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».

Действительно, художественные особенности «Чистого понедельника» позволяют причислить его к золотому фонду русской литературы.

Читателя наверняка волнует вопрос, почему героиня ушла в монастырь. О об этом рассуждали многие критики, например, М.В. Михайлова:

Причина этой «странности» — в противоречиях русского национального характера, которые сами являются следствием нахождения Руси на перекрестке Востока и Запада. Вот откуда в рассказе постоянно акцентируемое столкновение восточных и западных начал. Не менее важна и внутренняя противоречивость героини, которая изображена писателем на духовном распутье. Нередко говорит она одно, а делает другое: удивляется гурманству других людей, но сама с отличным аппетитом обедает и ужинает, то посещает все новомодные собрания, то вообще не выходит из дома, раздражается окружающей пошлостью, но идет танцевать полечку Транблан, вызывая всеобщее восхищение и рукоплескания, оттягивает минуты близости с любимым, а потом внезапно соглашается на нее…

Источник

Характеристика героев рассказа Бунина «Чистый понедельник»

Главными персонажами в этом произведении являются красивая молодая пара. Этот рассказ о чистой любви, о влюбленной паре, которой пришлось пройти душевные переживания и разлуку. Но конец у рассказа не совсем счастливый, а даже печален и трагичен по крайней мере для одного из них, хотя их любовная история начиналась очень красиво и идеально.

Молодой человек

Одним из главных героев является молодой человек красивой внешности из дворянской семьи. Он самоуверен и хорошо образован, веселый.

Влюблен в свою девушку, осыпает ее разными подарками, выполняет все ее прихоти. Она хоть и принимает все его ухаживания, но не соглашается выходить за него замуж и не строит планы на будущее. Юноша не понимает почему девушка не хочет замуж за него и вообще иметь семью, но не злится и не торопит любимую, ведет себя сдержанно. После того как они расстались, он сильно страдает, переживает, начинает пить, ходит в церковь. Потом все-таки приходит в себя. Ведь прошло уже года два после того, как его любимая ушла от него. И в один день встретил ее в храме среди монахинь, но его возлюбленная его не узнала. И он навсегда попрощался со своей мечтой и надеждой.

Девушка

Молодая и богатая девушка, проживающая в самом центре столицы. Она красива и стройна, всем нравится. Девушка умная, но в одно время она как будто бы отстраненная от всего. Ей не нужны были ухаживания, цветы, сладости. Свое удовлетворение красавица находила в другом, например в чтении или каких-нибудь интересных увлечениях. Она находится в поисках самой себя и несколько странновата, не хочет связывать себя семейными узами. Девушка-загадка, которую ее возлюбленный долго не мог отгадать. Имеет большую силу воли, она не такая как другие девушки. Она любит дорогую одежду, любит читать книги, может даже по долгу никуда не выходить из дома, увлекшись чтением. Девушка молчалива, спокойна. Она часто ходила в монастыри, а также на кладбище. Девушка имеет очень тонкую натуру, она все пропускает через себя. Даже манера говорить у нее было достойная, речь она произносила тихо и медленно. Девушка меняет свою роскошную жизнь, дорогие наряды на уединение с Богом. Она уходит в монастырь.

Влюбленные оказались совсем противоположными людьми, их внутренний мир совсем разный.

Старушка с монастыря

Второстепенной героиней произведения является некая старушка, которую юноша встретил в церкви, когда зашел туда в слезах после того как расстался с возлюбленной. Старая героиня поведала ему, что страдание является грехом.

Другие темы: ← Анализ произведения Солнечный удар↑ БунинОбраз Господина из Сан-Франциско →

История создания

С 1937 по 1945 гг. Иван Бунин пишет интригующее произведение, в последующем оно войдет в сборник «Темные аллеи». Во время написания книги автор эмигрировал во Францию. Благодаря работе над рассказом, писатель в некоторой степени был отвлечен от черной полосы, проходящей в его жизни.

Бунин говорил, что «Чистый понедельник» — это наилучшая работа, которая была им написана:

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Жанр, направление

«Чистый понедельник» написан в направлении реализма. Но до Бунина о любви так не писали. Писатель находит те единственные слова, которые не опошляют чувства, а каждый раз заново открывают знакомые всем эмоции.

Произведение «Чистый понедельник» — новелла, небольшое бытовое произведение, чем-то схожее с рассказом. Отличие можно найти лишь в сюжетном и композиционном построении. Жанру новелла, в отличие от рассказа, свойственно присутствие некоего поворота событий. В данной книге таким поворотом является изменение взглядов на жизнь у героини и резкая смена ее образа жизни.

«Герои рассказа «Чистый понедельник»»

Нельзя сказать просто о любви, нужно вдуматься в название глубже, понять, почему Бунин употребил именно эти слова. В словаре чистый понедельник объясняется как первый день Великого поста, наступающего после разгульной Масленицы. Эта трактовка также указывает на некое очищение. От заката до рассвета.

Любовные рассказы Бунина давно стали классикой жанра; в стерильные советские времена их неброская, но чрезвычайно интенсивная эротика кружила голову многим юным особам обоего пола. Между тем, если вдуматься, сюжетно и композиционно бунинские рассказы на удивление однообразны. Он (изредка она), натолкнувшись на внезапное напоминание о прошлом, начинает бередить давно затянувшуюся рану, восстанавливая в памяти все детали юношеской счастливой (несчастной, несостоявшейся) влюбленности. Выныривая из омута воспоминаний, он (она) осознает, что жизнь не удалась. Вот, собственно, и все. Отступлений от этой схемы сравнительно немного.

Герои рассказа «Чистый понедельник» богаты, и между ними возникает любовь. Они отдыхают, посещают рестораны, театры, то есть приятно проводят время…

В самом начале произведения автор употребляет восемь раз в описании зимнего московского вечера слова, означающие темные оттенки. Заметим, что с первых строк И.А Бунин готовит нас к трагедии двух любящих людей. Но и в описании главной героини писатель также продолжает использовать черный цвет: «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком..»

Возможно, такое описание девушки указывает на ее греховность. Черты ее внешности очень похожи на черты какого-то дьявольского существа. Описание одежды сходно с ее чертами внешности в плане цветовой гаммы: «Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью…» Именно такое описание заставляет нас подумать о главной героине как о существе загадочном, таинственном, дьявольском.

В статье Е.Ю. Полтавец и Н.В. Недзвицкого «Криптография любви. Рассказ И. Бунина «Чистый понедельник» это предположение подтверждается: «Подчеркнутая детализация в описании комнат и наряда героини содержит мотивы магического действа: «черный дьявольский цвет платья и зловещий угольный бархат глаз», «лоснящиеся косички» и «припудренные щеки» — намек на волшебную мазь ведьм, раздающиеся в квартире звуки сомнамбулически-блаженной «Лунной сонаты», аналога гипнотизирующей ведьму луны».

Не только в развлечениях думает героиня, мысль о Боге, о церкви проскальзывает в ее голове. Не зря Бунин упоминает о соборах Василия Блаженного и Спаса-на-Бору, Новодевичьем монастыре, храме Христа Спасителя, Марфо-Мариинской обители. Эта деталь в тексте указывает на нравственную чистоту души, говоря этим о кульминации рассказа, то есть об уходе девушки в монастырь.

В тексте прослеживается метание героини между очищением и грехопадением. Это мы можем увидеть в описании губ и щек; «Черный пушок над губой и розовый янтарь щек». Сначала кажется, что героиня только задумывается об уходе в монастырь, посещает рестораны, пьет, курит, но затем резко меняет свои взгляды и неожиданно отправляется служить Богу. С монастырем связана духовная чистота, отречение от грешного мира, от мира жестокостей, безнравственности. Известно, что белый цвет символизирует чистоту. Поэтому после ухода героини в монастырь писатель отдает предпочтение именно этому цветовому оттенку, указывая на очищение, перерождение души. В последнем абзаце слово «белый» употребляется четыре раза, указывая на идею рассказа, то есть на перерождение души, переход от греха, черноты жизни к духовной, нравственной чистоте. Так прослеживается движение от «черного» к «белому» — от греха к чистоте.

Фольклористы давно знают, что сюжетов на свете в принципе очень мало. Еще ни один писатель не удостоился чести войти в историю мировой литературы благодаря одному лишь сюжетному мастерству и разнообразию. Бунину удавалось создать образ неожиданным сочетанием слов, умолчанием, намеком, передать атмосферу зыбкости, непрочности и обреченности чувства при помощи всей накопленной за несколько веков силы родного языка. Недаром так пристрастно и недоброжелательно относился к его прозе Набоков: Бунин максимально приблизился к той делянке, на которую автор «Весны в Фиальте» никого не хотел пускать.

Бунинский мир в «Темных аллеях» четко делится на мужской и женский. Мужской напитан обманом, неискренностью, лицемерием, корыстью, слабоволием и трусостью. Женский полон сильных чувств, страстей, преданности, естественности. Только в сказке основные противоречия бунинского мира в гегелевском смысле «снимаются»: добрый молодец получает невесту неоскверненной, порок наказан, а злодей к тому же еще и раскаивается.

В том мире, который Бунин предлагает читателю в качестве реального, все происходит совершенно наоборот.

В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное этой теме. Мне кажется, что особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека. Любовь — таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.

Попытка понять природу любовного чувства автором и в рассказе «Солнечный удар»(1925). » Странное приключение», потрясает душу поручика. Расставшись с прекрасной незнакомкой, он не может обрести покой. При мысли о невозможности вновь встретить эту женщину «он почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяния». Автор убеждает читателя в серьезности чувств, переживаемого героем рассказа. Поручик ощущает себя «страшно несчастным в этом городе». «Куда идти? Что делать?» — потерянно думает он. Глубина духовного прозрения героя ясно выражена в финальной фразе рассказа: «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет». Как объяснить то, что случилось с ним? Может быть, герой соприкоснулся с тем великим чувством, которое люди называют любовью, и ощущение невозможности потери привело его к осознанию трагичности бытия?

Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний — такие незаживающие раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней.

В рассказе «Темные аллеи»(1935) изображена случайная встреча людей, любивших друг друга тридцать лет назад. Ситуация достаточно заурядная: молодой дворянин легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга. А Надежда, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора и так и не вышла замуж, не имела семьи, детей, не узнала обыкновенного житейского счастья. «Сколько ни проходило времени, все одним жила, — признается она Николай Алексеевичу. — Все проходит, да не все забывается.Е Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Она не могла изменить самой себе, своему чувству. А Николай Алексеевич понял, что потерял в Надежде «самое дорогое, что имел в жизни». Но это минутное прозрение. Покидая постоялый двор, он «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда». И все-таки ему трудно представить Надежду своей женой, хозяйкой петегбугского дома, матерью своих детей.ЕЭтот господин придает слишком большое значение сословным предрассудкам, чтобы предпочесть им подлинное чувство. Но он расплатился за свое малодушие отсутствием личного счастья. Как по-разному осмысливают происшедшее с ними герои рассказа! Для Николая Алексеевича это «история пошлая, обыкновенная», а для Надежды — не умирающие воспоминания, многолетняя преданность любви.

Да, любовь многолика и часто необъяснима. Это вечная загадка, и каждый читатель бунинских произведений ищет собственные ответы, размышляя над тайнами любви. Восприятие этого чувства очень личностно, и поэтому кто-то отнесется к изображенному в книге как к «пошлой истории», а кто-то будет потрясен великим даром любви, который, как и талант поэта или музыканта, дается отнюдь не каждому. Но одно, несомненно: бунинские рассказы повествующие о самом сокровенном, не оставят равнодушными читателей конца 20-ого века. Каждый юный человек найдет в бунинских произведениях что-то созвучное собственным мыслям и переживаниям, прикоснется к великой тайне любви. Именно это делает автора «Солнечного удара», всегда современным писателем, вызывающий глубокий читательский интерес.

Смысл названия

Иван Бунин наглядно проводит параллель с названием произведения, сделав главной героиней девушку, которая мечется между противоположностями, и еще пока не знает, что ей нужно в жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, причем не просто первого дня новой недели, а религиозного торжества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своего прежнего быта.

Чистый понедельник – это первый в календаре праздник Великого Поста, и ведущий к прощеному воскресенью. Автор протягивает нить переломной жизни героини: от различных забав и ненужных потех, до принятия религии, и ухода в монастырь.

Рассказ ведется от первого лица. Основные события таковы: рассказчик каждый вечер посещает девушку, проживающую напротив храма Христа спасителя, к которой испытывает сильные чувства. Он безмерно болтлив, она очень молчалива. Между ними не было близости, и это держит его в недоумении, и каком-то ожидании.

На протяжении определенного времени они продолжают ходить по театрам, вместе проводить вечера. Близится прощеное воскресенье, и они едут в Новодевичий монастырь. По пути героиня ведет беседу о том, как вчера была на раскольничьем кладбище, и с восхищением описывает обряд захоронения архиепископа. Рассказчик не подмечал в ней раннее некую религиозность, и поэтому слушал внимательно, горящими влюбленными глазами. Героиня примечает это, и поражается тому, как сильно он ее любит.

Вечером они идут на капустник, после чего повествователь провожает ее домой. Девушка просит отпустить кучеров, чего раньше не делала, и подняться к ней. Это был только их вечер.

На утро героиня говорит, что уезжает в Тверь, в монастырь — ее не нужно ни ждать, ни искать.

Герой пускается по кабакам, и лишь спустя два года приходит в себя. Это было прощенное воскресенье. Он подходит к Марфо-Мариинской обители, где в то время шел крестный ход, в котором он увидел любимую женщину. Их взгляды пересеклись. Но герой повернулся и спокойно вышел из ворот. Сюжет раскрыт более подробно в нашем кратком содержании.

Странная красавица

Девушка, в которую влюблен молодой человек, удивляет и интригует с первых строк. Ее внешность яркая и необычная: она красива как персиянки, индийские девушки. Героиня богата, ее влюбленный спутник тоже. Идеальные отношения должны были заинтересовать красавицу, но она отводит разговор в сторону, когда речь заходит о браке. Красавица живет самостоятельно, но это не повод заводить настоящую связь с мужчиной. Она, наоборот, держит юношу

«в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании…».

Девушка не отказывает себе в развлечениях: ездит в рестораны, посещает театры, концерты, любит представления цыган. Любовь между молодыми людьми автор называет странной. Читатель замечает странности, но только со стороны женщины.

Красавица любит дорогую стильную одежду, может съесть целую коробку шоколада, много ест за обедом, не отказывает себе в ужине. Героиня чаще молчит, по три дня не выходит из дому, увлекшись чтением книг. Интересна манера поведения героини. Она несет себя с достоинством, зная о своем уме и привлекательности. Девушка говорит медленно, ровно, тихо, оценивая каждое произносимое слово.

Странность усиливается, когда автор рассказывает о ее увлечении посещать соборы. В конце рассказа, когда уже все предвещала тесные узы между влюбленными, девушка уходит в монастырь. Достаток, счастье с любимым не могут заменить ей стремление соединиться с Богом. Душа делает свой выбор: светские наслаждения, дорогие модные наряды остаются в прошлом. Душа ищет покоя в молитвах и песнопении.

Главные герои и их характеристика

Образ главной героини можно рассмотреть с нескольких ракурсов повествователя: влюбленный юноша оценивает избранницу как участник событий, также он видит ее в роли человека, который лишь вспоминает прошлое. Его взгляды на жизнь после влюбленности, после страсти — меняются. К концу новеллы читатель видит теперь уже его зрелость и глубину мыслей, а вначале герой был ослеплен своей страстью и за ней не видел характер своей возлюбленной, не чувствовал ее душу. В этом причина его потери и того отчаяния, в которое он погрузился после исчезновения дамы сердца.

В произведении нельзя найти имя девушки. Для рассказчика это просто та самая — неповторимая. Героиня – неоднозначная натура. Она имеет образованность, утонченность, ум, но при этом отстраняется от мира. Ее влечет недостижимый идеал, к которому она может стремиться только в стенах обители. Но в то же время она полюбила мужчину и не может просто так уйти от него. Контраст чувств приводит к внутреннему конфликту, который мы можем мельком проследить в ее напряженном молчании, в ее стремлении к тихим и укромным уголкам, к раздумью и одиночеству. Девушка еще пока не может понять, что ей нужно. Ее соблазняет шикарная жизнь, но, в то же время, она сопротивляется ей, и пытается найти что-то другое, что осветит ее путь смыслом. И в этом честном выборе, в этой верности самой себе кроется великая сила, находится великое счастье, которое с таким удовольствием описал Бунин.

Характеристика персонажей

Основными героями рассказа являются двое влюблённых. Если провести между ними сравнительную характеристику, то становится понятно, что и девушка, и юноша из богатых семей. Их объединяет общая страсть к развлечениям и роскоши. Оба отдают предпочтение светскому образу жизни. Однако есть между ними и большие различия — это внутренний мир.

Молодой человек

Главный герой — страстно влюблённый юноша. Кроме своего чувства, его больше ничто не интересует. Единственное его желание — обладать предметом своего вожделения. Он богат и умён, хорошо воспитан. Именно воспитание не даёт ему перейти тонкую черту между ухаживаниями и животной страстью. Цитатный монолог героя о себе выглядит следующим образом:

какие детали рассказа помогают понять характер героев приведите примеры чистый понедельник. Смотреть фото какие детали рассказа помогают понять характер героев приведите примеры чистый понедельник. Смотреть картинку какие детали рассказа помогают понять характер героев приведите примеры чистый понедельник. Картинка про какие детали рассказа помогают понять характер героев приведите примеры чистый понедельник. Фото какие детали рассказа помогают понять характер героев приведите примеры чистый понедельник

«Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой… И характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке.»

Его образ довольно понятен. Он любит и хочет ответного чувства. Однако именно эта страсть застилает глаза, так как он не способен понять тонкий внутренний мир избранницы. В его понимании поведение женщины выглядит странным.

Юноша смотрит только на внешнюю оболочку и видит:

Классический портрет мужчины, который не может справиться с вожделением. Для него непонятна задумчивость избранницы и её тяга к чтению умных книг. Молодой человек не старается заглянуть в душу девушки, он полностью поглощён своими переживаниями. В его понимании замужество должно интересовать возлюбленную. Возможно, поэтому решение уйти в монастырь ставит героя в тупик.

На первый взгляд, мужчина вызывает жалость. Его бросила девушка, и он тяжело переживает разлуку. Но если взглянуть глубже, то такое поведение больше напоминает эгоизм.

Герой не смог получить желаемое и страдает от этого. Он понимает, что тягаться с Господом ему не по силам, но от этого не легче.

Задумчивая красавица

Молодая женщина, главная героиня «Чистого понедельника» — дочь обеспеченных родителей, привыкшая к роскоши с самого детства. Девушка:

Обладает отменным аппетитом, который никоим образом не отражается на её фигуре. Героиня красива и знает об этом. Умело пользуется своей внешностью, чувствует и понимает мужчин. Женщина религиозна, но не афиширует это, чтобы не испортить свой образ светской красавицы.

В глубине души девушка понимает, что материальные блага никогда не принесут внутреннего удовлетворения, а светская жизнь только развращает мысли. Она по-своему любит избранника, но видит, что ему нужно только её тело.

Приглашая мужчину на прогулку по святым местам, героиня как бы даёт ему второй шанс понять её настоящую. Но этого не происходит. Тогда, поддавшись страсти, она проводит ночь с возлюбленным. Но поняв, что это ничего не меняет, принимает окончательное решение о монастыре.

Для неё решение о постриге в монахини было продуманным. Она к этому долго шла и размышляла. Её желание посетить «капустник» — не что иное, как анализ ценностей.

Своеобразное сравнение светской жизни с душевным покоем. Именно тогда она и приняла окончательное решение, которое стало для неё единственно верным.

Темы и проблемы

Главные герои

Молодой человек

Красивый, молодой богатый дворянин. Искренне любит девушку, терпеливо выполняет её просьбы и капризы, дарит цветы, шоколад, книги. Она отвечает ему взаимностью, но не соглашается на брак, не говорит о любви и совместном будущем. Он пытается понять её, страдает от неполноты ответных чувств, неопределённости. Эти отношения становятся смыслом его жизни, заглядывать в завтрашний день он боится. После расставания с любимой страдает, не находит себе покоя, посещает храмы, много пьёт. Однажды встречает её среди монахинь, она не узнаёт его.

Девушка

Дочь богатого отца, живёт одна в центре Москвы. Красивая, стройная, все восхищаются ей. Любит светскую жизнь, многое считает пошлым, но не отказывается от неё. Материальные блага ей не чужды, но достаток не даёт почувствовать вкус жизни. Она странна, не похожа на других, глубокий внутренний мир открывает перед молодым человеком незадолго до расставания. Страдает от поиска себя, считает, что семейная жизнь – не для неё. Обладает огромной силой воли и твёрдым характером. Позволяет душе сделать свой выбор, заглушая чувства и желание светских наслаждений.

Главная мысль

Писатель пишет о подлинной любви, которая в итоге заканчивается разрывом. Герои сами принимают такие решения, у них полная свобода выбора. И смысл их поступков – это идея всей книги. Каждый из нас должен выбрать именно ту любовь, которой мы сможем безропотно поклоняться всю жизнь. Человек должен быть верным себе и той страсти, которая живет в его сердце. Героиня нашла в себе силы пойти до конца и, несмотря на все сомнения и соблазны, прийти к заветной цели.

Основная мысль новеллы – это горячий призыв к честному самоопределению. Не нужно бояться, что кто-то не поймет или осудит твое решение, если ты уверен, что это и есть твое призвание. Кроме того, человек должен суметь противостоять тем препонам и соблазнам, которые мешают ему услышать свой собственный голос. От того, сумеем ли мы его услышать, зависит судьба, причем и наша собственная участь, и положение тех, кому мы дороги.

Автор: Виктория Арфано
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Время разбрасывать и время собирать

Многие литературоведы считают, что главные герои «Чистого понедельника» списаны с реальных прототипов: это сам автор и его первая, как сейчас принято говорить, гражданская жена — Варвара Пащенко. Однако в этой версии есть много видимых нестыковок, хотя разрыв с Варварой Бунин переживал так же болезненно, как и персонаж рассказа. Наиболее важен в рассказе «Чистый понедельник» образ главной героини.

На разных полюсах

По внутренней организации главные действующие лица настолько противоположны, что это служит причиной их сближения. Знакомство состоялось «на лекции Андрея Белого», где он «вертелся и хохотал» так, что невольно привлек ее внимание.

Несмотря на то что персонажу, от имени которого ведется повествование, в истории уделяется места не меньше, чем предмету его любви, он в большей степени служит контрастным фоном для героини. Образный анализ героев «Чистого понедельника» — внешнее сходство, которое их объединяет, и духовная полярность — наиболее наглядно демонстрируется таблицей с цитатной характеристикой.

Характерное качествоОнОна
Уровень материального благосостояния, сословиеБогат, скорее всего, помещик «родом из Пензинской губернии».Богата, «знатного купеческого рода».
Физическое состояниеЗдоров и молод.Здорова и молода.
Внешность«Неприлично красив южной горячей красотой».«Красота какая-то индийская, персидская».
Тип темпераментаСангвиник.Флегматик-меланхолик.
Внешние проявления внутреннего состояния«Характер южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке», «болтлив и непоседлив».«Молчалива», задумчива и малообщительна, «дня три-четыре совсем не выходит и не выезжает из дому».
Взаимные отношенияЛюбит ее и мечтает о браке.Говорит, что он «первый и последний», хотя от предложения выйти замуж отказывается — «в жены я не гожусь».

«Неполная близость» отношений доставляет ему мучение и наслаждение. Та, в которую без памяти влюблен, «непонятна», но он не может и не желает отказаться от нее, полагаясь на время.

В этой истории есть и другие странности и тонкости:

Многие литературные критики прослеживали в рассказе некую аллегорию с намеком на возрождение послереволюционной России через духовное очищение. Однако какие-либо авторские свидетельства в пользу этой версии отсутствуют.

Философия жизни и смерти

Почему она живет в Москве, учится на «курсах», утром посещает монастыри и храмы, а вечером в «летящих санках» мчится с ним в театр и рестораны? Сама героиня ставит под сомнение объяснимость человеческих поступков. Складывается впечатление, что она пытается понять, «зачем все делается». Только этим можно объяснить противоречивость мыслей, желаний и реакций на внешние проявления:

Список внутренних диссонансов продолжает слабость героине к хорошей одежде и дорогому меху и желание уйти в монастырь.

Создается ощущение, что она опытным путем изучает жизнь во всех ее проявлениях, чтобы узнать, есть ли в ней что-то ценное, способное оправдать существование на коротком отрезке времени между жизнью и смертью. Этим объясняется ее интерес к истории, где она пытается отыскать прецеденты, дающие ответы. Посещая кладбища, присутствуя на похоронах, девушка словно пытается разглядеть — что ждет человека по ту сторону жизни.

До последнего момента она балансирует на границе, разделяющей мирские и духовные ценности. Она не может решить, есть ли в этой жизни любовь и счастье, а если есть, то насколько они ценнее «нежной грусти и чувства родины», которые она испытывает во время монастырской службы.

Телесная близость с красивым влюбленным в нее человеком (в силе его любви она убеждена) ставит точку в ее сомнениях. Она уезжает из Москвы и присылает ему письмо, в котором просит не отвечать и сообщает, что уходит послушницей в монастырь и, возможно, решится на «постриг».

Опьяненный дурманом любви

Портрет героя рассказа нарисован восторженными красками большой влюбленности. Он с душевным трепетом и благодарностью принимает даруемую возможность находиться рядом с той, которую безумно любит. Она занимает все его мысли и чувства, но при этом он сохраняет тактичное терпение, не переходя границу дозволенного. Чувствуется, что молодой человек получил хорошее светское воспитание.

Для него не стоит вопрос о том, что будет, когда жизнь иссякнет. Он живет здесь и сейчас:

Неразрешимые вопросы он передает времени, не вмешиваясь в ход событий.

Автор не указывает источник доходов героя и род занятий. Читатель видит только щедрость, с которой тратятся деньги на шоколад и цветы, на рестораны и театры. Он соглашается с любой ее прихотью, не раздумывая и не сомневаясь. Разрыв переживает тяжело, спиваясь и спускаясь до полного дна, откуда его вырывает все та же любовь к жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *