какие деревья у марийцев были священными
Священные рощи марийцев
Деревня Оролы находится в 10 км от поселка Параньга в республике Марий Эл. Согласно преданию, основана она была марийскими переселенцами с берегов реки Вятки, возле старинных поселений удмуртов. Однако через некоторое время они покинули эти места.
Так выглядит типичная священная роща (кусото) в Марий-Эл. Всего же в Марий Эл насчитывается около 600 рощ
Считается, что название деревни происходит от слова «орол» (то есть «охранник») и обусловлено тем, что марийцам постоянно приходилось стеречь свое поселение от набегов разбойников. Вокруг деревни Оролы располагаются 6 кусото (кюсото) (священных рощ). В XX веке на реке строили плотину, и одна из рощ оказалась на территории котлована. Никто из местных жителей не согласился рубить священные деревья «пумаш».
Тогда для этого наняли приезжих рабочих, которые охотно повалили лес. Однако на обратном пути трое из четверых погибли в автокатастрофе. Говорят, что после выздоровления выживший вернулся в Оролы. Он слышал рассказы местных жителей о том, что уничтоженная им роща была священной, и после случившейся трагедии уверовал в то, что понес наказание за свой неблаговидный поступок. Рабочий покаялся в совершенном злодеянии и даже принес дары богам марийцев.
Верования у этого народа достаточно просты. Люди обожествляют природу в целом и каждое ее явление в отдельности. Священные рощи, согласно верованием марийцев, являются местами счастья на земле, где можно напрямую пообщаться с силами природы.
В каждой такой роще непременно выделяется главное дерево, которое называют «онапу». Считается, что оно связывает земной мир с небесным. Поскольку рощи священны, вход туда разрешен лишь чистым душой и телом.
Среди местного населения до сих пор бытует такая легенда: «один карт на богослужение пришел не очень трезвым, люди пороптали про себя, но смолчали. А вечером на деревню обрушился сильнейший град, который выбил все посевы. Это была кара небесная».
Особенно почитаются у марийского народа липа, дуб и береза. С глубокой древности и по сей день люди верят в то, что лес может исцелить практически любой недуг. Для этого мужчине нужно идти за помощью к дубу, женщине — к липе, а детям — к березе.
Праздник в священной роще
Из интервью с Ираидой Степановой, автором вышедшей в 2012 году в Йошкар-Оле книги «Кусото»:
— Сколько в Марий-Эл основных рощ?
Ираида Степанова: На Ваш вопрос нельзя ответить однозначно, потому что есть рощи действующие, а есть не действующие. Где-то и деревни исчезли, а люди приходят или приезжают в рощу молиться. А есть такое, что и деревня жива, но в рощу не ходят.
— С чем это связано?
— Это связано с тем, что когда шла атеистическая политика советской власти, были сильные гонения на людей, которые ходили молиться в рощи, – не давали посещать рощи, милиция выгоняла людей во время молений… Это были страшные времена. Также в настоящее время у нас нет института для подготовки старейшин, которые могут проводить моления. А ведь здесь должны быть большие познания в области религии, обрядов, да и человек к этому должен быть готов морально и духовно.
Положительно сказывается то, что в республике работает общественная организация «Мари кумалтыш», которая помогает людям возрождать моления в священных рощах. И можно сказать, что за последние годы людей, которые стали возвращаться и интересоваться своей традиционной религией, стало больше.
— Какое отношение у молодежи к традиционной марийской религии? Посещает ли молодежь моления?
— Молодежь в последние годы стала больше интересоваться марийской религией, ее национальное самосознание постепенно просыпается. Важно сказать то, что в рощи на моления никто никого не заставляет идти. Если ты хочешь, ты идешь – все должно быть по велению души.
Молодые люди чаще всего сначала просто приезжают посмотреть, потому что им это интересно, либо помочь старшим, а потом уже постепенно сами начинают интересоваться. Также я думаю, что молодежь, находясь в роще, начинает чувствовать силы природы – они притягивают. Ведь издревле так сложилось, что моление – это праздник для души. В такие моменты твоя душа наполняется радостью и тебе хочется раствориться в этом.
Что марийцы просят у деревьев в Священной роще
Ежегодно представители марийского народа со всех уголков России съезжаются в Кировскую область на Чумбылат гору, чтобы помолиться деревьям. Считается, что все загаданное в этот день сбывается. Так это или нет, решила испытать на себе корреспондент «МК в Волгограде», отправившись на всероссийские марийские моления.
Фото: Ольга Бондарева
Дело мистики
В столицу Республики Марий Эл Йошкар-Олу делегацию из Гильдии межэтнической журналистики пригласила наша коллега Наталья Пушкина. Она и стала нашим личным гидом в мир марийской культуры.
Моления бывают семейными, деревенскими и всероссийскими. Служат их в Священных рощах. На всероссийские, на которые мы и отправимся, съезжаются марийцы со всех уголков страны. Проходят они традиционно в Кировской области на горе Чумбылата.
Фото: Ольга Бондарева
С ней у марийцев связано предание. В давние века жил князь Чумбылат, который отличался силой и крепостью. Всю жизнь он защищал свой народ от врагов, а перед смертью сказал: «И мертвый я не дам вас в обиду. Когда нужна будет помощь, подойдите к моей могиле и скажите: «Вставай, Чумбылат! Враги у ворот!» Я встану и защищу вас».
Чумбылата похоронили в горе. В момент опасности он не раз выручал марийцев. Но однажды дети, подслушав заклинание у взрослых, трижды вызвали его и все напрасно. С тех пор богатырь, говорят марийцы, обиделся и перестал выходить, но сказал, что его энергии всегда будет их защищать.
В 16 веке марийцы оказались присоединенными к Московскому царству, и тогда их стали пытаться обратить в православие. В 1830 году митрополит Московский Филарет одобрил меры по насильственному обращению марийцев в православие. Скалу на вершине горы Чумбылата взорвали. Сегодня куски взорванного утеса разбросаны по склону. Однако веру это не отбило. И все годы в Кировскую область продолжают стекаться сотни верующих.
Как назло, почти всю дорогу стеной льет дождь, но недалеко от места моления он, мистика, резко прекращается. По размытой дороге машина проехать не может, и, боясь увязнуть, дальше мы решаем двигаться пешком. Одежда сразу промокает от травы и больно кусают комары, но три километра до Чумбылат горы мы, как ни странно, проходим легко, даже не устав.
Посторонним вход в…
В этот раз здесь собрались сотни марийцев от мала до велика из Марий Эл, Татарстана, Башкортостана, Кировской и Свердловской областей, а также Пермского края.
Почти все верующие здесь в марийских национальных костюмах, отмечаю я. К слову, многие по старинке шьют их своими руками. На обратном пути Наташа обещает познакомить нас с одной из мастериц народного костюма, слава о мастерстве которой давно вышла за пределы республики.
Чуть поодаль на костре в огромных котлах мужчины готовят из принесенных в жертву продуктов бульон и кашу.
Как говорит мне участник ритуала Александр Мокеев, для каши подходят любые крупы, в нее добавляют соль и масло, а во время варки ее нельзя мешать.
Одному из картов она объясняет, что я журналист из Волгограда и хочу познакомиться с традициями марийского народа. Дальнейший ритуал чем-то напоминает мне исповедь в православном храме. Наташа подходит к жрецу и что-то говорит ему на марийском языке, он читает молитвы и после забирает у нее полотенце.
Следующая очередь – моя. Объясняю, что на молениях я в первый раз и просить за себя мне неудобно, потому озвучиваю пожелания близким. Выслушав меня, карт решил попросить у богов кое-что и для меня лично. После он читает надо мной молитвы, переводя их на русский язык и обращая взор на деревья.
Ну а все вместе, по словам жрецов, молельщики просят плодородия и здоровья всему живому миру.
По древним знакам
Пока идут моления, Наташа решает показать нам саму гору. По вырубленным в земле ступенькам с деревянными перилами медленно спускаемся вниз по крутому склону горы. Нетронутая природа, вековые ели и пение птиц настраивают на соответствующий лад. У подножия утеса в небольшом роднике журчит вода.
На дне установлен таз, в котором блестят от солнца серебряные монетки. Вслед за Наташей, пожелав всем добра, омываю руки и лицо и пробую на вкус ледяную воду.
Наташа прижимает ладони к скале, обращаясь с просьбой добра, энергии и силы к Хозяину горы. Здесь же верующие оставляют монеты и хлеб.
Когда мы вернулись назад, Наташа отправилась на моления, оставив нас передохнуть на поляне.
Молельщики встают на колени, подстелив под них еловые лапы. Начинается долгая молитва. В завершении ее кусочки хлеба карты бросают в костер. Затем верующие расходятся, чтобы вкусить приношения. В памяти у меня снова невольно возникают ассоциации с причащением в православном храме.
Пока Наташа стоит в очереди за бульоном, а остальные накрывают импровизированный стол, мне поручено получить кашу. Очередь движется медленно, а когда, наконец, я оказываюсь у котла, мужчины, разливающие бульон всячески игнорируют мою чашку.
Пропустив всех стоящих позади, решаю попытать удачи в соседней очереди, тем более что мне нужно принести кашу, а тут разливают бульон. Но меня снова ждет фиаско – каша кончается буквально передо мной. Назад возвращаюсь, провалив задание.
После непродолжительной трапезы моления завершаются. Марийцы подходя, к картам, поздравляют друг друга и благодарят их. В это время верующим раздают освященные платки и ткань. Полотенце оказывается и у нас.
Мы собираем провиант и отправляемся в обратный путь. Впереди нас ждет встреча с мастерицей из поселка Сернур Сернурского района Республики Марий Эл.
Розетка от сглаза
Лидия Веткина по образованию медик. Но ее аутентичные костюмы известны далеко за пределами региона. Да и на самой рукодельнице платье с национальным марийским орнаментом.
Нас она сразу провожает в своеобразный музей марийского народа, уютно расположившийся на втором этаже жилого дома.
Женские, мужские наряда, косынки и пояс – все традиционные марийские костюмы щедро украшены ручной вышивкой.
Марийские рукодельницы издавна славились вышивкой крестом, украшая орнаментами солнца, животных и природы всю одежду. Ткани брали домотканные, изо льна и конопли. Азам рукоделия женщину обучила ее мама.
По этим узорам можно было узнать, где проживает человек, из какой он семьи. Мастерица вышивает по старым схемам и образцам из местного музея. Именно так, как делали это сотни лет назад – с лица и изнанки. Процесс создания двусторонней вышивки весьма трудоемкий – ведь высчитывать приходится буквально каждый крестик.
…Уже дома я решаю послушать диктофонную запись с моления – мистика да и только! Она исчезла с моего диктофона, словно ее и не было. Видимо, природа оказалась на моей стороне, не дав нарушить правила. Не зря говорят: все загаданное в роще обязательно сбывается. Правда, после надо обязательно прийти и поблагодарить деревья за помощь. А значит, через год меня ждет тот же маршрут.
Автор: Бондарева Ольга
Команда Кочующие
Командный раздел
Марий Эл
Татарстан
Регионы
Окно в природу
Блог от Лоцмана
Последние комментарии
Популярное содержимое
За сегодня:
За всё время:
Почитаемые и священные деревья Марий Эл
В отдельной статье на нашем сайте был сделан обзор про священные марийские рощи, хотелось бы рассказать про почитаемые и известные деревья Марийского края.
Некоторые деревья, как Дуб Пугачева, известны в силу исторических событий и большого размера, а такие деревья, как Юронгская лиственница, имеют культовое значение в истории мари.
Отметим, что часть священных марийских деревьев расположена вне марийской республике, а в соседних регионах, в местах компактного проживания марийского народа.
Но наша статья не будет ограничиваться только священными деревьями, мы расскажем также о примечательных и интересных деревьях Марийского края.
На окраине горномарийской деревни Запольные Пертнуры растет уникальный дуб (на левой стороне р.большая Юнга, в 5 км от с.Емешево, 40 км. от г. Козьмодемьянск). Это почти на старом Сибирском тракте.
Дуб очень долговечное дерево, которое может прожить более тысячи лет.
Кстати, первые 80 лет своей жизни дуб растёт в высоту, а всю оставшуюся жизнь «набирает вес», то есть прирастает в ширине.
Сколько эпох, сколько правителей он пережил!
В древнемарийской народной песне поется:
Салым сола покшелнет,
Ачий манын мийшымат,
Эргым тол ман ыш ман,
Авий маныи мийшымат,
Эргым тол ман ыш ман.
Ветвистый дуб стоит.
Здравствуй, отец, подхожу.
Подойди, сынок, не ответил мне.
Здравствуй, мама, подхожу.
Подойди, сынок, не ответил мне.
Было предание и о Змеином дереве, что росло на луговинах, которые располагались около Татарской мельницы, вдоль поймы Арбайки. Это было одинокое дерево (скорее всего липа или молодой дуб), которое стояло посреди луга, вокруг него всегда было много змей (болотные гадюки). То ли плодились они тут, то ли что-то их сюда притягивало. Про это сложно сказать, но местные старались не подходить близко к дереву!
Когда эти луга выкашивали, то марийцы всегда оставляли вокруг этого дерева островок нескошенной травы, чтобы не разбудить змеиное гнездо! Мол, прибыток от этого сена небольшой, а заденешь – то потом бед не оберёшься…
Раньше тут росло легендарное Змеиное дерево
Около Змеиного дерева часто находили остатки сброшенной змеиной шкуры, вероятно, что змеи тёрлись о кору и нижние поросли этого дерева, и так избавлялись от старой кожи…
Такое змеиное место не могло остаться незамеченным у местного населения, ходили также слухи, что раз в году – на это место из подземного хода выползает сам змеиный царь, именно поэтому сюда спешат все окрестные гадюки, медянки, ужи и прочие гады, которые получают здесь благословение своего Владыки. Случается это всегда ночью или перед рассветом, так как подземный Змей не может терпеть солнечного света, и как только восходит солнце, то он снова уходит под землю.
Такие легенды об огромном подземно Змее достаточно распространены среди мари Волжского, Звениговского и Моркинского районов. Например, по преданию большой Змей живет в подземной реке, которая соединяет и питает карстовые озера Кленовой горы и Сотнурского нагорья, в частности, он появлялся в озере Елан-ер. Учитывая, что Кленовая гора расположена буквально рядом – а эти места изобилуют карстовыми провалами – можно не удивляться таким преданиям и легендам (буквально рядом расположено пойменное озеро Лапка-ер, углублённое карстовым провалом).
А наличие подземной реки под Кленовой горой (и даже солёного моря) уже много лет назад доказано геологами при помощи бурения.
Самая примечательная роща – Пистер, то есть Липовая роща, расположена она с северной части села, в лиственном лесу.
В этой роще, около Онапу проводились замеры магнитного поля и комплексные исследования.
Это замер по периметру, жаль не сфоткала замеры в центре Рощи. Просто не догадалась.
Ходили с Севера на Юг и с Запада и Восток, каждый раз заново замеряли магнитное поле в центре Рощи и по всему периметру. По всему периметру заметные отклонения, т.е. магнитная аномалия.
Роща называется Шунур-Ото. По периметру рощи, где бы вы не заходили, возникает довольно сильно чувство страха и нежелания идти дальше в рощу, а точнее даже хочется убежать, но чем глубже мы заходим, тем приятнее ощущения, спокойнее на душе.
Сосну можно отнести к памятнику природы (она сравнима с Дубом Пугачева).
Организация моления выглядит так: рано утром в священную рощу приходят карты и их помощники из числа членов местной общины. Карты выбирают Онапу — священные деревья, через которые молитвы людей будут услышаны Богами. В этом году жрецы выбрали пять таких Онапу – больших старых деревьев. Вблизи этих деревьев ставятся длинные столы-помосты, на которые укладывается принесенный людьми для освящения пресный выпеченный хлеб. Онапу
Рядом же на длинных перекладинах вешаются с той же целью принесенные платки, покрывала, полотенца. На длинных рядах костров варят жертвенных животных и принесенных верующими гусей, а также варится каша. Всю работу исполняют только мужчины.
марийцы верят, что это приносит исцеления при разных болезнях.
В эту рощу (Юмыното) Эманов Логин Афанасьевич перевез большой камень из исчезнувшей деревни Старый Завод, который таки назывался «Кумалме кӱ». Этот камень до сих пор сохранился. Вот сюда выходили молиться каждый год с хлебом – солью 22 мая (день Святителя Николая Чудотворца) после посевных работ на праздник Агавайрем. С собой приносили блины, туара, крашеные яйца и квас. Никакого жертвоприношения не было, потому что молились только хлебом-солью. После моления все вместе угощались принесенными блюдами, менялись яйцами. А потом качались на качелях, прося у бога легкости в жизни.
Информатор – Ильина Татьяна Михайловна, 1934 г.р. жительница д. Кучко-Памаш.
Место моления – камень «Кумалме кӱ».
СВЯЩЕННЫЙ ДУБ РОЩИ АГАВАЙРЕМ
Агавайрем ото
д. Изикугунур Моркинского района.
В эту рощу ходили молиться, начиная с конце мая, после праздника Миколо до праздника Семик. Для этого специально сначала старожилы приготавливали место для моления. В Агавайрем ото ходили молиться после обеда с деревень Изикугунур и Юшуттур. На моления приходили в белых одеждах со всей семьей. В день Агавайрема празднество начиналось у огромного священного дуба. Люди просили достатка хлеба и счастья дома в семье (но, к сожалению, на 2016 год этого дуба уже нет). После заходили в рощу, в специально отведенном месте сначала клали ветки из ели, расстилали белые полотенца, на бересту ставили блины, вокруг пироги, а в центр – творжник (туара). На празднике славили: «Кава юмо», «Юмын ава», «Тӱня юмо», «Шочын ава», «Мланде ава», для того, чтобы получить животворящие силы человеку, посевам, животным и предупредить какие-либо негативные неожиданности – засуху, ураганы, затяжные дожди, заморозки.
Информатор. Иванова Валентина Егоровна 07.10 1930 г. р., уроженка д. Весьшурга.
Рядом с деревней Коркатово, находится гора Корка-Курык (прародительница Шерегановой горы), Священная Роща и в ней Священная Липа, которой 300 лет.
Место с потрясающей энергетикой, так сказать намоленное.
Жители окрестных деревень ходят к Липе молится о здоровье, и говорят, здорово помогает: у кого голова болит, те шапки, да платки оставляют, у кого внутренние органы- рубаху, либо платье, у кого ноги- те оставляют носки, да ботинки, через год приходят с жертвоприношением. так как излечиваются.
Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.
Чембулат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи-самоходы.
Перед смертью заступник народа, как сообщает предание, уходит в горы и перестает общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско, слуг, домашних животных.
Несметные сокровища закопаны под старой сосной в лесу близ деревни Азяково. Десятки лет «охотники за удачей» пытаются найти сундуки с золотом, но секрет клада знают только местные колдуны!
Началась погоня. Чтобы богатство не досталось бандитам, купец выбросил сундук. В темноте разбойники не нашли ни золота, ни купца. Но и хозяин богатства впоследствии не смог отыскать то место, куда упали деньги.
А через некоторое время огромная сосна стала по ночам светиться золотистыми огоньками.
В народе дерево так и прозвали: «золотая сосна».
Следует накануне вечером тайно подойти к тому месту и спрятаться в придорожных кустах. Потом сидеть тихо и ничем себя не выдавать! Вещает про это сокровенное время такой знак – мол, в самую полночь на одной из огромных еловин должен заухать филин, громко, зычно – на весь лес! Филин тот необычный, голова у него словно кошачья, с горящими глазами. Из глаз тех, словно из горящих угольев, сыплются искры, на лапах огромные булатные когти! Ухает он на весь лес, а со всех сторон откликается ему вся лесная нечисть: то рёвом медвежьим, то волчьим воем, то криком лешачьим, и ещё чёрт знает чем! Да и лес начинает гудеть так, словно сотня вихрей разом бродят по нему! Страхотища такая, что волосы дыбом встают!
высокие ели венчают это таинственное место, клад
Не стоит человеку робкого десятка ходить за тем кладом – не всякий выдержит, и останется стоять на том же месте! Стоит только побежать, сломя голову, по полуночной тайге, как можно сгинуть без вести, или лишиться рассудка! После таких случаев, говорят, и языка лишаются до конца жизни! Но если человек выстоял эту напасть, да ещё зорко приметил то место, куда в подножье еловых великанов упали искры от глаз пугача-филина, то, как всё стихнет – он должен без промедленья трижды плюнуть через левое плечо и сразу идти к Царским воротам! Там надо встать лицом к дереву и копать в примеченном месте, но при этом не оборачиваться назад, даже если человеку слышится, что его по имени зовут самые близкие ему люди! Также человеку могут послышаться рёв зверей и крики диких птиц, но стоит только обернуться, как волшебное место потеряется!
По их рассказам, как в царские времена, так и в советское время, власть не одобряла проведение языческих обрядов у народа мари. Интересно, что исключение составлял промежуток времени от 1943 по 1954 годы – при товарище Сталине, когда указом было объявлено, что каждый народ СССР может свободно исповедовать свою религию. При «либерале» Хрущёве таких свобод снова не стало!
Поэтому мари различными способами скрывали или маскировали свои обряды, например, в царское время языческие праздники отмечали во время общепринятых церковных праздников, в эти праздники марийцы отмечали свои обряды. В частности, это было на Семик (Семык), Троицу (Агавайрем), на Иванов и Петров день, также на Ильин день.
В советское время одним из способов языческих молений – стало их совершение рано утром или даже ночью. По рассказам очевидцев – ночное языческое моление очень впечатляет! Особенно со свечами и с жертвенным костром! В наше время это практически не сохранилось, вероятно, что только в Васильсурской роще, или ещё где… Однако власти также не дремали, очень часто милиция врывалась в священные рощи, разбрасывала котлы и жертвенную пищу, затаптывала костры, а до Войны практически все карты были арестованы или сосланы из Марий Эл.
ОЧЕНЬ МНОГО ПОЧИТАЕМЫХ И СВЯЩЕННЫХ ДЕРЕВЬЕВ НА ВОСТОКЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ГДЕ ДО СИХ ПОР ПРОЖИВАЮТ МАРИЙЦЫ.
Находится она в заброшенной ныне деревне Малая Юронга Воскресенского района, добраться до которой можно лишь сплавляясь по реке Юронга или на высокой машине по убитой дороге до разрушенного моста перед Малой Юронгой, дальше только пешком.
Единственный мост через речку Куга в деревню Малая Юронга. Ехать по нему я бы не советовал Лиственница Юронгская. Хорошо видна Ведьмина метла (густой пучок ветвей перед макушкой)
Огромная лиственница на въезде в деревню Кузнец
Второй по высоте (из описываемых деревьев) является Сосна-долгожитель в деревне Улангерь.
Сосна-долгожитель в деревне Улангерь.
В имеющемся описании пишется:
«Сосна-долгожитель находится от районного центра г.Семенов на северо-запад 24 км, в деревне Улангерь.
Является ботаническим памятником природы. ООПТ организована решением исполнительного комитета Горьковского областного Совета народных депутатов от 14 февраля 1984 года № 56.
Площадь памятника природы: является точечным объектом
Назначение: научное (ботаническое)
Это уникальное высоковозрастное дерево сосна-долгожитель, возраст которой превысил 350 лет, растет на краю деревни Улангерь, упоминаемой в романе «В лесах» П.И. Мельникова-Печерского. Диаметр ствола сосны – 120 см.»
А немного к северо-западу от Хмелевки, на самом берегу реки Волга у церкви Казанской иконы Божией матери, стоит одиночная сосна- «Марийская Священная сосна Хмелевская»
С виду это самая обыкновенная сосна, но в сочетании с берегом Волги и Казанской церковью образует самый настоящий неповторимый ансамбль. Все вместе они смотрятся очень живописно. В этом месте великая река Волга покидает Нижегородские земли и прощается и с сосной, и с Казанской церковью.
история говорит о том, что в семиозерном лесу располагалась марийская молельная роща, где стояли огромные дубы и сосны, на которые марийцы вешали шкуры животных, принесенных в жертву своим богам.
История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России.
В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы (там было их мольбище), поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь.
Монастырь известен Семиозерным образом Богородицы, которая спасла Казань от чумы 1654 году (Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери).
С этого времени по указанию митрополита Казанского Лаврентия, ежегодно 26 июня из монастыря совершался крестный ход с чудотворной иконой, причем Седмиозерный образ торжественно встречали на том самом месте, где позже был построен Кизический монастырь. В течение месяца икона переносилась из одного казанского храма в другой. Кроме того, еще один крестный ход в Казань с иконой ежегодно проходил с 9 сентября по 1 октября. Чудотворения от Смоленско-Седмиозерной иконы Божьей Матери прославило монастырь, куда ежегодно приходили тысячи паломников. В настоящее время эта чудотворная икона находится в Петропавловском соборе Казани.
КАКИХ ДЕРЕВЬЕВ В МАРИЙ ЭЛ БОЛЬШЕ ВСЕГО
Леса — главное природное богатство Марий Эл. Их у нас много — они занимают свыше половины всей территории. А какие деревья преобладают?
По данным Минлесохоты республики, первые два места фактически делят между собой береза и сосна. За ними со значительным отрывом идет ель, далее следуют липа и осина. В топ-10 вошли также древовидная ива, по две породы ольхи и дуба.
Ирина ГОЛОВЕНКИНА, консультант Министерства лесного и охотничьего хозяйства РМЭ:
Разнообразие флоры Марий Эл обусловлено тем, что ее территория находится на стыке трех природных зон: южной тайги, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. При этом породный состав в разные годы менялся. Так, до 2010-го преобладали хвойные породы (в основном сосна). Затем их доля в лесном фонде сократилась: от масштабных лесных пожаров больше всего страдали именно сосны, а одним из последствий небывалой жары стало усыхание ельников. В последние годы наше министерство держит курс на создание смешанных хвойно-лиственных насаждений, которые более пожароустойчивы.
Площадь, которую в Марий Эл занимают отдельные породы деревьев (тыс. гектаров)
1. Береза — 409,3
2. Сосна — 408
3. Ель — 106,4
4. Липа — 64,6
5. Осина — 55,6
6. Ольха черная — 28,7
7. Дуб высокоствольный — 5,2
8. Ольха серая — 3,1
9. Дуб низкоствольный — 2,9
10. Ива древовидная — 1,4
САМЫЕ РЕДКИЕ ДЕРЕВЬЯ МАРИЙ ЭЛ
О них сообщили в региональном Минлесхозе
В Комитете экологии и природопользования Марий Эл рассказали, что в республике насчитывается всего три дерева, которые внесены в Красную книгу:
— Это береза приземистая, которая растет практически во всех районах Марий Эл, ясень обыкновенный — встречается в Горномарийском районе и тополь черный, осокорь — также встречается во многих районах Марий Эл.
________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
Энциклопедия Республики Марий Эл / отв. ред. Н. И. Сараева.- Йошкар-Ола, 2009.- С.521-522
Статья «Марийцы» // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
Достопримечательности Марий Эл
Памятники природы Марий Эл
Марийский мир. 2010, N.1. Журнал.
Священные рощи Марий Эл.