какие деревья росли вдоль школьной ограды мимо которой шли автор и акимыч
Урок по литературе на тему » Е.И. Носов. Рассказ «Кукла»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертельно для души человека»
(по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
— развивать читательскую культуры учащихся; совершенствовать умения учащихся читать текст и анализировать прочитанное: выражать собственное суждение, впечатление, а также раскрывать авторское отношение к героям и событиям;
— совершенствовать навыки монологической речи;
— воспитывать нравственные качества школьников;
— развивать память, логическое мышление, речь, способности, эмоции; формировать навыки исследовательской работы, продуктивного интеллектуального труда школьников.
личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
регулятивные: планирование действий, направленных на решение поставленной задачи.
познавательные: отрабатывание навыков поиска необходимой информации;
коммуникативные: умение аргументировать свое мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
предметные: умение воспроизводить текст, анализировать его с различных точек зрения.
Методы обучения: проблемно-поисковый, познавательный, практический, метод обобщения.
— Девочки, какая игрушка в детстве была у вас любимой и почему? (У многих кукла!). Вспомните, в каком произведении, изученном в 5 классе, кукла принесла много радостных минут умирающей девочке: «Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку…»( В.Г.Короленко «В дурном обществе»)
А каково значение этого слова в словаре С.Ожегова? (Кукла –это детская игрушка в виде фигурки человека.)
— Что же может произойти в рассказе с таким названием? Почему писатель назвал своё произведение «Кукла»? Прочитаем рассказ и разберемся.
3. Стадия «Осмысление»
1.Чтение с остановками
1)Чтение отрывка. (Первый отрывок вслух, следующие про себя)
Теперь уже редко бываю в тех местах: занесло, затянуло, заилило, забило песком последние сеймские омута.
Вот, говорят, раньше реки были глубже…
Зачем же далеко в историю забираться? В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратнокруговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают
страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснёт по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом.
Как-то застал я перевозчика Акимыча возле своего шалаша за тайным рыбацким делом. Приладив на носу очки, он сосредоточенно выдирал золотистый корд из обрезка приводного ремня — замышлял перемет. И все сокрушался: нет у него подходящих крючков.
Я порылся в своих припасах, отобрал самых лихих, гнутых из вороненой двухмиллиметровой проволоки, которые когда-то приобрел просто так, для экзотики, и высыпал их в Акимычеву фуражку. Тот взял один непослушными, задубелыми пальцами, повертел перед очками и насмешливо посмотрел на меня, сощурив один глаз:
— А я думал и вправду крюк. Придется в кузне заказывать. А эти убери со смеху.
Не знаю, заловил ли Акимыч хозяина Липиной ямы, потому что потом по разным причинам образовался у меня перерыв, не стал я ездить в те места. Лишь спустя несколько лет довелось, наконец, проведать старые свои сижи.
1-я остановка. Аналитическая беседа.
— Почему автор начинает рассказ с описания природы?
— В этом отрывке звучат тревожные ноты, которые омрачают восторженное настроение читателя. С чем это связано?
— Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Бывало, готовишь снасть для проводки, а пальцы никак не могут попасть лесой в колечко — такой охватывает азартный озноб при виде крутых, беззвучно расходящихся кругов. Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прёт черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей.
«Ну уж,— думаю,— с Липиной ямой ничего не случилось. Что может статься с такой пучиной!» Подхожу и не верю глазам: там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке — старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгоняя блох из-под оттопыренного крыла. И невдомёк глупому, что еще недавно под ним было шесть- семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкой.
Глядя на зарастающую реку, едва сочившуюся присмиревшей водицей, Акимыч горестно отмахнулся:
— И даже удочек не разматывай! Не трави душу. Не стало делов, Иваныч, не стало!
Вскоре не стало на Сейме и самого Акимыча, избыл его старый речной перевоз..
На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи. Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он — в Углич.
Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: дальнобойным фугасом завалило в окопе и контузило так, что и теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом острые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо.
«Уж не помер ли?» — нехорошо сжалось во мне, когда я набрел на обгорелые останки Акимычева шалаша.
Ан-нет! Прошлой осенью иду по селу, мимо новенькой белокирпичной школы, так ладно занявшей зеленый взгорок над Сеймом, гляжу, а навстречу — Акимыч! Торопко гукает кирзачами, картузик, телогреечка внапашку, на плече — лопата.
— Здорово, друг сердечный! — раскинул я руки, преграждая ему путь.
Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило.
— Ты куда пропал-то?! Не видно на реке.
Акимыч вытянул губы трубочкой, силясь что-то сказать.
— Гляжу, шалаш твой сожгли.
Вместо ответа он повертел указательным пальцем у виска, мол, на это большого ума не надо.
— Так ты где сейчас, не пойму?
Все еще не приходя в себя, Акимыч кивнул головой в сторону школы.
— Ясно теперь. Сторожишь, садовничаешь. А с лопатой куда?
2-я остановка. Аналитическая беседа.
— Что произошло за это время с рекой? Какой автор увидел реку?
— Какое чувство он испытывает, вновь оказавшись в дорогих его сердцу местах?
— О чем вы думаете, читая эти строки, невольно сравнивая вместе с автором прежнюю и нынешнюю реку?
— Кто виноват в трагическом состоянии природы? Почему люди? Какие они?
— На фоне изменившейся природы автор знакомит нас с Акимычем. Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним?
— Что вы можете сказать о нем как о человеке?
— Почему «заклинило» Акимыча?
— Кто и почему сжёг шалаш Акимыча? Как можно назвать такого человека?
— А с лопатой куда? – спрашивает автор. Как вы думаете, куда идёт Акимыч?
— А-а? — вырвалось у него, и он досадливо сунул плечом, порываясь идти.
Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой. В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной
хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия.
Все это время Акимыч шел впереди меня молча и споро, лишь когда минули угол ограды, он остановился и сдавленно обронил:
— Вот, гляди…
3-я остановка. Аналитическая беседа
— О чём вы узнали из этого отрывка?
— Почему автор прерывает рассказ об Акимыче описанием природы?
— Какие эпитеты встречаются в описании пейзажа?
— Почему Акимыч не замечает красоты вокруг?
— Что его так взволновало? Куда идет Акимыч?
— На что призывает смотреть Акимыч?
2. Физминутка. Гимнастика для глаз.
В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.
4-я остановка. Аналитическая беседа
О какой еще жестокости повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой)
3. Работа со словарем Ожегова.
Святотатство- поругание,оскорбление чего-нибудь заветного, святого
Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям
Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь
( из «Словаря русского языка»
Акимыч воспринимает глумление над куклой, к ак серьезную трагедию.
Как это объясняет Акимыч? Зачитайте.
(ведь кукла имеет человеческий облик. « Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)
— С кем при описании сравнивает писатель куклу?
— Какое чувство вызывает у вас отрывок?
— А вам доводилось видеть такую картину в жизни? Ваше отношение к этому?
Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы. Назовите, кто?
Я уже знал, что Акимыча опять «заклинило» и заговорит он теперь нескоро.
Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же
молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и
опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.
И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:
— Всего не закопать.
4-я остановка. Аналитическая беседа.
— Почему так сильно страдает Акимыч?
— Что более всего потрясает Акимыча в истории с куклой
— Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего?
— Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?
— Вначале писатель назвал свой рассказ «Акимыч», а затем уже «Кукла». Как вы думаете, почему?
— Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать».
— Кто борется с равнодушием, злом в рассказе?
— А кому всё равно, кто проходит мимо, не замечая происходящего вокруг?
Что может вынести детство из этих картин жизни?
4.Чтение стихотворения Вероники Тушновой «Кукла»
Много нынче в памяти потухло,
а живет безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.
Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя.
Теплый дождь шушукался в березах,
но никто не замечал дождя.
Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.
Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,—
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.
Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.
Маленькая смерти не поверит,
и разлуки не поймет она.
Так хоть этой крохотной потерей
дотянулась до нее война.
Некуда от странной мысли деться:
это не игрушка, не пустяк,—
это, может быть, обломок детства
на железных скрещенных путях.
Что общего между произведением Е.Н. Носова и этим стихотворением?
— Ребята, у вас на парте лежат карточки с афоризмами. Выберите из них те, которые характеризуют людей равнодушных, жестоких.
1. «Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе» А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
2. «Действия являются самым ясным и выразительным раскрытием человека» Г. Гегель
3. «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека». Саади
4. «Самая страшная вещь – безразличие. Если с ним не бороться, оно, как трясина, может погубить любого человека» М. Твен
5. «Трудно быть добрым» Питтак
6. «Цена человеку – дело его» Ю. Ряшенцев
7. «Человек – самый страшный на земле зверь» Ю. Семенов
8. «Человек – это тот, кто заплачет не над своей, а над чужой болью» О. Кожухова «Ранний снег»
9. «Человек есть существо, ко всему привыкающее» Ф. Достоевский «Записки из мертвого дома»
10. «Человек является тем, чем он становится наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть» В. Сухомлинский
11. «Человеком не рождаются, им становятся» Э. Роттердамский
13. Хорошие люди всегда незаметны, как воздух, которым мы дышим. Их отсутствие замечаешь только тогда, когда их уже нет» О. Кожухова «Ранний снег»
(Равнодушие может привести к проявлению зла, жестокости и в итоге к преступлению)
2. Составить синквейн на тему «Равнодушие», «Кукла», «Акимыч» (на выбор)
6.Домашнее задание: написать письмо людям от имени куклы.
7.Выставление оценок. Учащиеся сами себя оценивают. Ребята, я вам приготовила необычную ромашку. Сорвав лепесток, исполнится ваше желание. Красный-5, розовый-4, голубой-3.
Открытый урок по литературе в 7 классе на тему: «Кукла» Евгения Ивановича Носова
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла».
Тема урока. Рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла».
познакомить учащихся с творчеством писателя, раскрыть идейно – художественные особенности рассказа Е.И. Носова «Кукла»;
выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»;
показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;
уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения;
формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;
воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе.
Методические приемы: кластер, словарная работа, чтение текста, беседа по вопросам, работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, опорные листы.
Сегодня мы будем работать не в обычных тетрадях, а на опорных листах. Все необходимые записи вы будете вести на них.
Какой проблемный вопрос звучал на последних уроках литературы?
(мы говорили о достоинствах и недостатках человека, об его отношении к миру.)
Поставьте в правом верхнем квадрате оценку, на которую вы готовы сегодня работать.
Предлагаю вам прослушать песню «Старая кукла» и подумать над вопросом: Что общего между содержанием песни и произведением Носова «Кукла»?
(И то, и другое о бережном и ответственном отношении к куклам.)
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Кукла»? Для ответа на вопрос, составьте, пожалуйста, кластер.
Давайте узнаем, как раскрывается значение слова Кукла в словаре Ожегова.
Итак, тема нашего урока: Рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла».
Запишите ее в опорный лист.
(рассказ- это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).
Герой рассказа кто? (Акимыч, автор)
Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему?
(Б рошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).
С егодня на уроке мы продолжим размышлять о человеке, его достоинствах и недостатках; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души.)
Эпиграфом к уроку послужат слова Евгения Ивановича Носова:
«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского
человека, его нравственные истоки, отношение к земле,
природе и ко всему современному бытию»
Осмысление новой информации.
С чего начинается рассказ?
(с описания природы)
— Почему автор начинает рассказ с описания природы?
(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).
Зачитайте фрагмент пейзажной зарисовки и ответьте на вопрос: о чем повествует автор, какие использует краски и художественно-выразительные средства?
Работать будете в группах. На выполнение задания – 5 минут.
Попросить зачитать отрывки.
«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия».
( пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют»пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает через них гармонию в природе.)
«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин,где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав,прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей. Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».
( вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представившейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».)
Что и чему противопоставлено в этих отрывках?
Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.
Кто виноват в трагическом состоянии природы?
Почему люди? Какие они?
(Люди стали жестокими и бессердечными ).
О какой еще жестокости повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой)
Тестирование по русской литературе 20 века
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Академиком чего был отец Б. Л. Пастернака?
а) музыки; б) живописи; в) драматургии.
2. Что «везде некстати» делает домовой, о котором говорится в стихотворении Б. Л. Пастернака «Июль»?
а) болтается; б) мешает; в) срывает скатерть.
3. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в приведённых ниже строках из стихотворений Б. Л. Пастернака?
Тишину шагами меря,
Ног у порога не обтёрши,
Вбегает в вихре сквозняка
а) эпитет; б) антитеза; в) сравнение.
4. Какая тема является ведущей в стихотворении А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие. »?
а) тема поэта и поэзии; б) тема природы; в) тема родины.
5. Пыльца какого дерева в стихотворении «Снега потемнеют синие. », «как тень, коснётся лица»?
а) ольхи, б) липы; в) берёзы.
6. Какая птица упоминается в стихотворении «Июль — макушка лета. »?
а) жаворонок; б) соловей; в) кукушка.
7. Какой «палочкой» лирический герой стихотворения А. Т. Твардовского «На дне моей жизни. » подведёт черту?
а) дедовской б) старческой в) стариковской.
8. Какое из стихотворений А. Т. Твардовского написано амфибрахием?
а) Снега потемнеют синие Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами В прозрачный ещё лесок. («Снега потемнеют синие. »);
б) Июль — макушка лета, —
Но прежде всех газет —
Дневного убыль света. («Июль — макушка лета. »).
9. Какое стихотворение, по мнению литературоведов, критиков, считается первым памятником Неизвестному Солдату, первым в его честь зажжённым вечным огнём?
а) стихотворение А. Твардовского «Я убит подо Ржевом»;
б) стихотворение К. Симонова «Сын артиллериста»; в) стихотворение А. Ахматовой «Мужество».
10. В стихотворении Ю. Г. Разумовского «Я обращаюсь к молодым. » есть строки:
Я помню этот тяжкий бой:
В ту ночь два раненых солдата
Бежали тайно из санбата
К себе домой — к передовой.
Определите способ рифмовки в стихотворении.
а) перекрёстная; б) парная (смежная); в) опоясывающая (кольцевая, охватная)
11. Куда любил наведываться автор рассказа «Кукла»?
а) под Липино; б) под Дубино; в) под Соснино.
12. Кем раньше работал Акимыч, герой рассказа «Кукла»?
а) сторожем; б) лесником; в)перевозчиком.
13. Какие деревья росли вдоль школьной ограды, мимо которой шли автор и Акимыч?
а) сосны; б) дубы; в) ивы.
14. Что символизирует описанный в рассказе случай, произошедший с куклой на фоне окружающей природы?
а) общее запустение сёл, деревень, небольших городов;
б) неблагоприятную экологическую обстановку;
в) что люди стали более жестокими и бессердечными.
15. На чём сидела тётя Оля и раскладывала семена?
а) на пеньке; б) на скамейке; в) на завалинке.
16. В каком городе родился Д. С. Лихачёв?
а) в Санкт-Петербурге; б) в Москве; в) в Смоленске.
17. С какой пословицей можно сравнить приведённое ниже выражение, употреблённое в книге
Наша молодость — это и наша старость,
а) Что посеешь, то и пожнёшь; б) Ученье — свет, а неученье — тьма; в) Старый что малый.
а) втолковывается; б) внушается; в) вбивается.
19. У кого из поэтов настоящее имя — Фёдор Кузьмич Тетёрников?
а) В. Брюсов; б) Ф. Сологуб; в) Н. Заболоцкий.
20. Какую композицию имеет стихотворение «Первый снег»?
а) линейную; б) кольцевую; в) зеркальную.
21. Что делает лирический герой стихотворения «Забелелся туман за рекой. »?
а) переживает тяжёлую утрату; б) боится своего одиночества; в) ощущает своё одиночество.
22. Какое время года упоминается в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой. »?
а) лето; б) осень; в) весна.
23. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в приведённых ниже строках из стихотворения Н. А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой. »?
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт.
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
а) сравнение; б) эпитет; в) олицетворение
24. Каким трёхсложным размером написано стихотворение Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина»
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил.
а) дактилем; б) амфибрахием; в) анапестом.
25. Кто завёлся «среди белого дня» у лирического героя стихотворения А. Н. Вертинского «Доченьки»?
а) котята; б) орлята; в) ангелята.
1. Какое слово отсутствует в стихотворной строке Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме, кроме. »?
а) сумерек; б) звёзд; в) луны.
2. Чего в одноимённом стихотворении Б. Л. Пастернака июль не таскал «в одёже»?
а) лопуха; б) воздуха; в) пуха одуванчиков.
3.Какую поэму не писал А. Т. Твардовский?
а) «Василий Тёркин»; б) «За далью — даль»; в) «Русские женщины».
4. Что для лирического героя стихотворения «Снега потемнеют синие. » главное?
а) ощущение особой свежести любого времени года, разлитой в природе;
б) созерцание признаков прихода ранней весны;
в) мечты о скорейшем приходе лета.
5. К какому типу лирики относится стихотворение «Июль — макушка лета. »?
а) к пейзажной; б) к философской; в) к патриотической.
6. Что означает выражение «июль — макушка лета»?
а) начало лета; б) середина лета; в) конец лета.
7. В стихотворении «На дне моей жизни. » есть строки:
Какой значок поставил лирический герой стихотворения?
а) звёздочку; б) галочку; в) чёрточку.
8. Кто написал стихотворение «Жди меня»?
а) Ю. Друнина; б) К. Симонов; в) А. Ахматова.
9. Какое произведение А. Т. Твардовского, по мнению Ю. Г. Разумовского, является «энциклопедией Великой Отечественной войны»?
а) «За далью — даль»; б) «Василий Тёркин»; в) «Дом у дороги».
10. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в приведённой ниже строфе из стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины. »?
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди.
а) эпитет; б) сравнение; в) гипербола.
11. Какие птицы в рассказе Е. И. Носова «Кукла» «против древнего обезглавленного кургана. в знойные дни завсегда парили»?
а) орлы; б коршуны; в соколы.
12. Какая из особенностей не относится к Акимычу?
а) он носил очки; б) он ходил хромая; в) иногда терял дар речи.
13. Почему Акимыча ужаснул вид куклы?
а) так как кукла выглядела очень страшно; б) так как Акимыч очень любил игрушки;
в) так как кукла напомнила Акимычу о войне.
14. Что имел в виду Акимыч, когда говорил: «Всего не закопать. »?
а) все последствия войны; б) все поломанные игрушки и мусор у дороги;
в) жестокость людей, совершивших этот поступок.
15. Какое отчество было у тёти Оли из рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»?
а) Ивановна; б) Петровна; в) Сергеевна.
16. Какую учёную степень имел Д. С. Лихачёв?
а) доктор технических наук; б) доктор педагогических наук; в) доктор филологических наук.
17. В чём, по мнению Д. С. Лихачёва, «величайшая и ценнейшая черта русской культуры состояла»?
а) в её славе и красоте; б) в её мощи и доброте; в) в её силе и любви.
18. Как Д. С. Лихачёв в книге «Земля родная» отвечает на вопрос: «Но как научиться писать? »
а) надо читать книги, газеты и журналы; б) надо как можно больше переписывать;
в) надо писать письма, дневники.
19. Кто, по мнению А. Блока, «талантливый крестьянский поэт-самородок»?
а) С. А. Есенин; б) Н. А. Заболоцкий; в) Н. М. Рубцов.
20. Как лирический герой стихотворения «Первый снег» воспринимает первый снег?
а) как чьё-то коварство; б) как волшебный мир;
в) никак, так как не видит очарования первого снега.
21. Что именно, «завидев вдали», лирический герой стихотворения «Забелелся туман за рекой. » «будет знать», что близок его дом?
а) огоньки; б) фонари; в) звёзды.
22. К какому типу лирики относится стихотворение Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина»? а) к любовной; б) к пейзажной; в) к патриотической.
23. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в приведённых ниже строках из стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя родина»?
Новый забор перед школою, а) гипербола;
Тот же зелёный простор. б)сравнение;
Сяду опять на забор!
24. Какое стихотворение написано И. А. Гофф?
а) «Русское поле»; б) «По Смоленской дороге»; в) «Доченьки».
25. Что «теперь восхищает» лирического героя стихотворения А. Н. Вертинского «Доченьки»?
а) то, над чем он грустил когда-то; б) то, над чем он смеялся когда-то;
в) то, над чем он задумывался когда-то.
1. В стихотворении Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме. » есть строки:
Зимний день в сквозном проёме Незадёрнутых.
Какое слово отсутствует?
а) штор; б) гардин; в) занавесок.
2. В стихотворении «Июль» есть строки:
На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаём.
Что означает слово «роздых»?
а) обеденный перерыв; б) трёхнедельный отпуск; в) кратковременный отдых, передышка.
3. Редактором какого журнала был А. Т. Твардовский?
А) «Новая жизнь»; б) «Новый день»; в) «Новый мир».
4. Куда в стихотворении «Снега потемнеют синие. » «воды зайдут низинами»?
а) в тёмный лесок; б) в сказочный лесок; в) в прозрачный лесок.
5. Какая тема является ведущей в стихотворении «Июль — макушка лета. »?
а) тема родины; б) тема природы; в) тема поэта и поэзии.
6. С чем в стихотворении «Июль — макушка лета. » ассоциируется середина года?
а) с юностью; б) со зрелым возрастом; в) с расцветом всего живого на земле.
7. В стихотворении «На дне моей жизни. » есть строки:
И пусть оно так, что морока немалая —
Твой век целиком, да об этом уж нечего.
Что означает слово «морока»?
а) нечто неизведанное или неиспытанное; б) нечто понятное, лёгкое для понимания;
в) нечто путаное, непонятное, в чём трудно разобраться.
8. Кто сочинил «Балладу о трёх шагах», «Балладу о бомбёжке»?
а) А. Жигулин; б) В. Высоцкий; в) Ю. Разумовский.
9. В стихотворении О. Берггольц «Твой путь» есть строки:
Какое слово пропущено?
а) хитрить; б) любить; в) чудить.
10. Как называется рифмовка, использованная в приведённых ниже строках из стихотворения Е. Винокурова «Москвичи»?
А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
а) перекрёстная; б) парная (смежная); в) опоясывающая (кольцевая, охватная).
11. Какая рыба была «матёрым хозяином» «одной заветной ямы», о которой говорится в рассказе «Кукла»?
а) сом ; б) щука; в) карась.
12. Что объединяло автора и Акимыча?
а) участие в войне; б) увлечение рыбалкой; в) родственные связи.
13. Как заканчивается фраза, произнесённая Акимычем: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя. »?
а) черна; б) глуха; в) равнодушна.
14. Что лежит в основе рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»?
а) обычные жизненные случаи послевоенной поры; б) воспоминания тёти Оли;
в) трагические события Великой Отечественной войны.
15. Почему стало пусто на клумбе без маков, посаженных автором рассказа «Живое пламя?»
а) потому что остальные цветы быстро завяли; б) потому что маки были самыми яркими и запоминающимися; в) потому что там ничего не росло, кроме маков.
16. Специалистом в какой области был Д. С. Лихачёв?
а) современной литературы; б) западноевропейской литературы; в) древнерусской литературы.
17. В книге «Земля родная» есть предложение: «Не будем бояться нового и не будем с порога отшибать всё, что мы ещё. » Какое слово пропущено?
а) не увидели; б) не поняли; в) не почувствовали.
18. Каким крылатым выражением заканчивается глава «Учиться говорить и писать » из книги Д. С. Лихачёва «Земля родная»?
а) «Береги честь смолоду»; б) «Труд сделал из обезьяны человека»;
в) «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
19. К какому типу лирики относятся стихотворения В. Я. Брюсова «Первый снег», С. А. Есенина «Топи да болота. »?
а) к любовной; б) к пейзажной; в) к патриотической.
20. К какому типу лирики относятся стихотворения Ф. Сологуба «Забелелся туман за рекой. », Н. А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой. »?
а) к любовной; б) к пейзажной; в) к философской.
21. Какая птица не упоминается в стихотворении С. А. Есенина «Топи да болота. »?
а) синица; б) косарь; в) тетерев.
22. Какая тема в стихотворении «Тихая моя Родина» является ведущей?
а) тема Родины; б) тема свободы; в) тема природы.
23. Как называется рифмовка, использованная в приведённых ниже строках из стихотворения Ф. Сологуба «Забелелся туман за рекой. »?
в) опоясывающая (кольцевая, охватная).
Я в кустах поищу хворостин,
И в костёр их на берег сношу,
И под ними огонь воскрешу,
Посижу, помечтаю один.
24. В известном стихотворении И. А. Гофф есть строки:
Пусть я давно человек городской,
Вдруг обожгут меня прежней.
Чем «запах полыни, вешние ливни» обожгут лирического героя стихотворения?
а) грустью; б) лаской; в) тоской.
25. О чём будет просить «доброго Бога» лирический герой стихотворения А. И. Вертинского «Доченьки»?
а) чтоб его доченьки жили весело; б) чтоб его дочурки были счастливы;
в) «чтоб продлил его грешные дни».
1. Что в стихотворении «Никого не будет в доме. » «нежданно по портьере пробежит»?
а) вторженья дрожь; б) солнечный зайчик; в) тень.
2. Какой частью речи является подчёркнутое слово, употреблённое в приведённых ниже строках из стихотворения «Июль»?
Всё громко говорящий вслух.
а) причастие; б) деепричастие; в) имя прилагательное.
3. К какому типу лирики относится стихотворение А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие. »?
а) к пейзажной; б) к любовной; в) к патриотической.
4. В какое время суток воды «в поход отовсюду ринутся, из русел выбив ручьи»?
а) утром; б) днём; в) ночью.
5. Что в одноимённом стихотворении А. Т. Твардовского напомнило о том, что июль — макушка лета?
а) газета; б) журнал; в) каталог.
6. Чем наполнено стихотворение А. Т. Твардовского «На дне моей жизни. »?
а) ностальгическими воспоминаниями о молодости; б) светлой грустью о прожитой жизни;
в) переживаниями за судьбу поколения.
7. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в приведённых ниже строках из стихотворения «Июль — макушка лета. »?
А с липового цвета
Июль — макушка лета.
а) анафора; б) эпифора; в) инверсия.
8. Кому принадлежит выражение «час мужества»?
а) Ю. Друниной; б) К. Симонову; в) А. Ахматовой.
9. Что означает слово «кринка», употреблённое в приведённой ниже строфе из стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины. »?
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди..
а) медная кружка; б) стеклянная банка; в) глиняный кувшин.
10. В каком селе родился Е. И. Носов?
а) в Тарханах; б) в Грешневе; в) в Толмачёве.
11. Какой глубины была «одна заветная яма», о которой говорится в рассказе «Кукла»?
а) 6 — 7 м; б) 10—11 м; в) больше 15 м.
12. В каком городе находился госпиталь, в который попал Акимыч?
а) в Серпухове; б) в Угличе; в) в Курске.
13. Что сделали с истерзанной куклой автор и Акимыч?
а) сожгли; б) похоронили; в)починили.
14. К какому роду литературы относится рассказ «Живое пламя»?
а) к эпосу; б) к лирике; в) к драме.
15. В память о ком тётя Оля посадила целую клумбу маков?
а) о сыне; б) о муже; в) о брате
16. Когда, по мнению Д. С. Лихачёва, «формируется не только человек — формируется вся его жизнь, всё его окружение»?
а) в детстве; б) в молодости; в) в зрелости.
17. Каков, по мнению Д. С. Лихачёва, «вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер. »?
а) прислушаться к тому, как он говорит; б) пойти с ним в разведку;
в) посмотреть, как он пишет.
18. Какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении из книги «Земля родная»:
а) наречие; б) частица; в) глагол.
19. Какая тема в стихотворении В. Я. Брюсова «Первый снег» является ведущей?
а) тема свободы; б) тема природы; в) тема толпы.
20. Какая тема в стихотворении Ф. Сологуба «Забелелся туман за рекой. » является ведущей? а) тема одиночества; б) тема природы; в) тема свободы.
21. В стихотворении «Топи да болота. » есть строки:
По лугу со скрипом а) липой;
Тянется обоз — б) осиной;
Суховатой. в) сосной.
Чем пахнет от колёс?
22. Как называется подчёркнутая стилистическая фигура языка в приведённых ниже строках из стихотворений?
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра! (В. Я. Брюсов. «Первый снег»)
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной. (С. А. Есенин. «Топи да болота. »)
а) анафора; б) эпифора; в) аллитерация.
23. Какое из стихотворений написано анапестом?
а) Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым. (В. Я. Брюсов. «Первый снег»)
б) Я в кустах поищу хворостин,
И в костёр их на берег сношу,
И под ними огонь воскрешу,
Посижу, помечтаю один. (Ф. Сологуб. «Забелелся туман за рекой. »)
Тёмным елям снится
Гомон косарей. (С. А. Есенин. «Топи да болота. »)
24. Что гонит из дому лирического героя стихотворения Б. Ш. Окуджавы «По Смоленской дороге»?
а) тоска; б) дела; в) беда.
25. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в строках из стихотворения А. Н. Вертинского «Доченьки»?
Я был против. Начнутся пелёнки,
Для чего свою жизнь усложнять?
Но залезли мне в сердце девчонки,
Как котята в чужую кровать.
а) сравнение; б) метафора; в) эпитет.
26. Как называется рифмовка, использованная в приведённых ниже строках из стихотворения А. И. Вертинского «Доченьки»?
Будет дом, будет много игрушек.
Мы на ёлку повесим звезду.
Я каких-нибудь добрых старушек Специально для них [дочек] заведу.