какие деревья растут в летнем саду петербурга
Ковид пошёл на пользу петербургским деревьям
Липам на аллее старовозрастных деревьев Летнего сада приблизительно 280 лет
Миллион за сезон
Карантин – и так говорят сотрудники других петербургских «институций», дендрария, к примеру – пошёл Летнему саду на пользу. Во-первых, за эти месяцы здесь успели переделать огромный объём работы, несравнимый с обычными объёмами весенней просушки.
Слезы Горгоны
Последствия снятия карантина Летний сад испытал в полной мере – и им не обрадовался. Случаи вандализма сегодня здесь фиксируют гораздо чаще, чем раньше. Выкапывают и обрывают что-то едва ли не каждый день.
Пострадал сад из из-за шторма 10 сентября: впервые на всех территория Русского музея упало так много возрастных деревьев – одиннадцать вместо 1-2, как обычно в такую погоду.
Дуб выходит в онлайн
Этими «возрастными» деревьями Летний сад гордится. Здесь находится самое старое петербургское дерево – Петровский дуб. Недавно он праздновал свой день рождения, ему – чуть больше 360 лет, точную дату установить невозможно.
Битва за жёлуди
Обычно, говорят специалисты, дубы доживают до 600 лет. Так что наш – «в самом расцвете сил», активно плодородит. Чем и пользуются петербуржцы и гости города, которые собирают жёлуди с тем, чтобы посадить их у себя дома.
На втором месте после дуба по старшинству – липы на аллее старовозрастных деревьев, им больше 280 лет, что тоже подтверждено исследованиям и документам. В конце сентября завершилось очередное исследование их возраста, для проекта «Живые свидетели истории». Его результаты тоже могут добавить несколько десятков лет любому из «питомцев» Летнего сада.
«Это – не Петергоф!»
О самых старых деревьях и обо всех остальных Летний сад рассказывает всем посетителям на своих эксклюзивных экскурсиях, которые анонсирует на сайте. И – старается бороться с «нелегальными».
Лебеди вернутся
В следующем сезоне в Летнем саду откроется «новая» локация – территория вокруг домика Петра на Петровской набережной и отреставрированная историческая ограда. Специалисты говорят, будет очень красиво, с золотом, как на оригинальной.
— А сам сад недавно отреставрирован, потому сейчас наша задача – всё это сохранять. Нам бы хотелось воссоздать боскетный лабиринт с беседками и Яблочным фонтаном на закрытых сейчас для прогулок территориях. Но это пока в дальней перспективе, КГИОП не разрешает нам заменять эти, посаженные после войны, деревья: «Ждите, пока сами уйдут»… Вернутся ли в следующем сезоне наши лебеди? Да, сейчас «наши», на самом деле принадлежащие зоопарку, Руслан и Людмила в декретном отпуске, нянчат Королевича Елисея.
В Петербурге выясняют возраст старейших деревьев Русского музея
28 сентября 2020 года завершилось исследование возраста деревьев, растущих в Михайловском и Летнем садах Санкт-Петербурга
Это главные сады города на Неве, и в них растут одни из старейших деревьев Северной столицы. До сих пор точный возраст многих из них был неизвестен.
Фото предоставлено организаторами проекта «Живые свидетели истории»
УНИКАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
В Санкт-Петербурге немало деревьев, которые не только застали наших родителей, но и были свидетелями значимых исторических событий. Наибольшая «коллекция» таких деревьев находится в Михайловском и Летнем садах.
— В садах Русского музея у старых деревьев больше шансов сохраниться — по причине ухода и некоторой удаленности от автострад, — пояснила главный хранитель садов Русского музея Ольга Альбертовна Черданцева.
— На территории садов много «счастливых» деревьев, которые дожили до почтенного возраста. Но есть рекреационная нагрузка — мы ее стараемся регламентировать, не разрешаем проход по газонам и под деревьями, чтобы почвы не переуплотнять. У нас, конечно, деревьям легче, чем на городских улицах, и многие из них в лучшем состоянии, — говорит заведующая сектором учета и мониторинга зеленых насаждений садов Русского музея Екатерина Алексеевна Жукова. — Летний сад получил второе дыхание после реставрации сада, поскольку рядовые посадки из липы вокруг боскетов не дают возможности ходить по газонам, что помогает разуплотнению почв. А это благоприятно сказывается на состоянии деревьев.
Как сообщили в музее, самим сотрудникам очень интересно узнать возраст деревьев.
— Он определяется в инвентаризациях, но не всегда точно. Такой способ, как кернение, применяется редко и в особых случаях, — сообщила Ольга Черданцева.
Время «особого случая» наступило. В Санкт-Петербурге начались работы по подготовке туристического маршрута по деревьям-памятникам в Летнем и Михайловском садах Государственного Русского музея в рамках уникального петербургского проекта «Живые свидетели истории», реализуемого с использованием гранта президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.
Как сообщила Ольга Альбертовна, в рамках соглашения ФГБУК «Государственный Русский музей» и региональной общественной организации «Новый экологический проект» проверят, в частности, возраст дубов, растущих у самой ограды Парланда в Михайловском саду.
— Необходимо отметить, что точные возрасты деревьев в Михайловском саду нам не известны. В Летнем саду инвентаризации проходят с 1940-го года. Мы можем отслеживать динамику и точно знаем группу старовозрастных деревьев. Это аллея старовозрастных лип около партера. В Михайловском саду, так сложилось, не было инвентаризации возрастов деревьев. Их мы определяем умозрительно, по толщине стволов деревьев и их высоте, но толщина ствола — далеко не показатель возраста дерева, — сообщила Ольга Черданцева.
ВИДЕЛИ ЛИ ДУБЫ РОССИ?
22 сентября кандидат биологических наук, доцент, преподаватель Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета Леонид Леонидович Леонтьев с помощью специального инструмента — бурава Пресслера — произвел кернение нескольких деревьев.
МК СПРАВКА
Кернение — способ отбора проб из стволов деревьев с целью определения возраста и состояния растения. С помощью бурава Пресслера это можно сделать с минимальным вредом для исследуемого дерева. По керну можно сосчитать годичные кольца, определить возраст растения и скорость его роста. Кернение старейших деревьев Летнего и Михайловского садов производилось 22 сентября под руководством Ольги Черданцевой и Екатерины Жуковой. Чтобы защитить дерево от заражения и насекомых, работа проводится обработанным инструментом и место кернения закрывают садовым варом. В итоге маленькое отверстие быстро зарастает новой древесиной.
Леонид Леонтьев произвел кернение нескольких деревьев в садах Русского музея. Фото предоставлено организаторами проекта «Живые свидетели истории»
Первым «подопытным» стал древний дуб, растущий в Михайловском саду, неподалеку от собора Спаса на Крови.
— Взятый нами керн показывает, что годовые слои древесины у этого дерева широкие. То есть дерево росло быстро — и вширь, и вверх. Дерево здоровое, — сообщил Леонид Леонтьев. Надо отметить, что первое же исследование несколько удивило специалиста. — Дерево моложе, чем мы думали. Это видно сразу, невооруженным взглядом. Точные датировки узнаем в лаборатории, рассмотрев годовые слои под микроскопом.
Как пояснили эксперты, ширина дерева — обманчивый параметр для измерения возраста дерева. Высота и толщина растения зависит в первую очередь от условий роста. Если они хорошие, дерево стремительно набирает толщину. А в условиях скученности («тесноты»), на продуваемом участке с бедными почвами, где мало света, дерево становится более «сжатым». Достоверно возраст можно измерить только кернением.
— Когда мы узнаем точный возраст, мы сможем сопоставить с теми историческими периодами, когда было посажено данное дерево. Зная историю этих садов, мы сможем понять, на какой период деятельности архитекторов по перепланировке территории это выпало — Растрелли или Росси. Или посадки были сделаны в более позднее время — например, в советскую эпоху, когда здесь были теннисные корты, — говорит Ольга Черданцева. — Это важно для нас, сотрудников музея, и для создания туристических маршрутов по историческим деревьям в городе Санкт-Петербурге.
Эти дубы всегда привлекают внимание по своему «габитусу», то есть внешнему виду, они достойны особого внимания в нашем Михайловском саду.
ЛИПА ВРЕМЕН ИМПЕРАТРИЦЫ
Одной из долгожительниц садов Русского музея является липа. У сотрудников музея было предположение, что это уникальное древнее дерево росло здесь еще со времен закладки Михайловского сада, то есть около 300 лет. Специалисты опасались, что гниль внутри (а это свойственно старым липам) затруднит определение возраста. Но исследование прошло успешно.
— В данном случае гниль была не столь большой. На керне удалось сосчитать 267 годичных колец, — сообщила Екатерина Жукова. — Это много для дерева с небольшим диаметром ствола. Но это объясняется тем, что в XVIII веке деревья в регулярных садах подвергались формовочной обрезке. Из-за этой постоянной обрезки прирост липы по диаметру был незначительным. Она тратила свои ресурсы на выгонку и прирост побегов. Потому и годичные кольца у нее оказались достаточно тонкие. Надо отметить, что и в XXI веке для профессионалов остается видна работа садовников XVIII века. Такая вот связь времен.
В историческом саду о возрасте некоторых деревьев можно судить и по таким признакам, как наличие капов на стволах (в рассматриваемом случае наросты антропогенного происхождения, являющиеся следствием регулярной обрезки образующихся многочисленных побегов и формированием свилеватой древесины). Именно по ним специалисты Русского музея пришли к выводу, что липы были посажены еще в начале 18 века. Теперь их предположения подтверждены лабораторными исследованиями.
К слову, 267 лет — это не много для лип, растущих в хороших условиях. Липа-долгожитель может жить и по 500-600 лет. Но для липы в центре мегаполиса и не в своей зоне распространения — это рекорд.
— Надо отметить, что наша липа развивается достаточно благополучно, — говорит Екатерина Жукова. — Надеемся, что она еще долго будет нас радовать.
КСТАТИ
Возраст деревьев в аллее старовозрастных лип в Летнем саду определили благодаря кернению. Информация о возрасте деревьев в инвентаризациях зеленых насаждений сада оказалась неточной. Специалисты фирмы, производившей исследование, сообщили, что одному из деревьев 303 года.
— Я думаю, это неверно. Все-таки с точностью до года определить возраст дерева невозможно. Почему? Не всегда ясно, когда был посажен саженец — было ему 5 или 10 лет. Поэтому, думаю, даже кернение показывает возраст с погрешностью в диапазоне 10-15 лет, — заявил Леонид Леонтьев.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ
Проведенное в рамках проекта «Живые свидетели истории» кернение деревьев позволяет специалистам Русского музея не только выяснить возраст деревьев, но и уточнить данные по инвентаризации, в том числе Летнего сада, в котором ранее проводились исследования. Например, данные по старейшей лиственнице.
— Согласно данным инвентаризации, на 2012 года этому дереву было 190 лет, но оно может быть и моложе. У нее очень узкие кольца. Возраст дерева станет известен благодаря кернению — это важное уточнение для научной работы сотрудников музея, — сообщила Екатерина Жукова.
ЕСТЬ ЛИ ШАНС У ГОРОДСКИХ ДЕРЕВЬЕВ?
Пока что «уличные» деревья могут лишь позавидовать своим сородичам из садов Русского музея. Выхлопные газы, горожане, уплотняющие почву своими прогулками по газонам, пыль, засоление почвы во время зимней борьбы со снегом — все это убивает деревья раньше срока. Вырубка деревьев на улицах и набережных Петербурга — боль активистов и местных жителей. Чиновники уверяют, что старое и больное дерево несет больше опасности, нежели эстетики. Кто же прав?
— В некоторых случаях петербуржцы сами просят спилить деревья, когда им видится опасный крен. Иногда, наоборот, подают в суд, чтобы отстоят тополь, который и спасать поздно: он весь в сухобокости, в гнили, а если вокруг асфальт, значит, корни слабые, он может сам упасть. Конечно, такие тополя опасны, их надо убирать. В довоенное и послевоенное время было высажено много тополей, но их век подошел к концу, — заявил Леонид Леонтьев.
Эксперт Русского музея Екатерина Жукова сравнивает тополя с «хрущевками». Дома этого типа можно было возвести очень быстро, «на потоке». Так и с неприхотливыми тополями. Но во время массового озеленения тополями мало кто думал о том, что срок жизни тополей достаточно короток — всего 60-70 лет в городской среде. После этого они становятся опасными и могут просто не выдерживать собственного веса.
По мнению экспертов, на месте тополей обязательно нужно сажать что-то долгосрочное. Как раз с этим в городе проблемы.
— Для города это дорого, так как в Петербурге нет своих питомников, — делится знаниями Екатерина Жукова.
И в этом мнение специалиста Русского музея также сходится с выводами преподавателя Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета.
— Городу нужны свои питомники. Сейчас все закупается импортное, и стоит дорого. Государство и город не развивают сферу воспроизводства саженцев, — говорит Леонид Леонтьев. — А эту сферу, если мы хотим, чтобы Санкт-Петербург был зеленым городом, развивать нужно.
Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch
Вы здесь
Летний сад в Санкт-Петербурге
Место для своей летней резиденции Петр I выбрал на левом берегу Невы, в устье р. Ерика (Фонтанки), почти напротив Петропавловской крепости. Сад был заложен в 1704—1706 гг. и занял поначалу лишь северную часть участка, которая выходит непосредственно на Неву. Тогда же определились основные контуры той системы прямых перпендикулярных друг к другу аллей, которая в общих чертах дошла до нашего времени. Некоторые исследователи полагают, что владелец сада сам наметил направление аллей, положение первых цветников и фонтанов, но первый известный нам план Летнего сада составлен Я. Роозеном. На этом плане уже показан только что выстроенный по проекту Д. Трезини дворец, занявший не центральное положение на участке, а его северо-восточный угол рядом с маленькой гаванью на Фонтанке. Такое решение характерно для самых ранних регулярных ансамблей, в дальнейшем его сменит тенденция более парадного размещения дворца на центральной оси паркового ансамбля.
В основе планировочной схемы сада лежит центральная продольная аллея, на которую выходят фигурные, вписанные в квадраты цветники с изображением волют, картушей и других орнаментальных мотивов, а также площадки с мраморными фонтанами. Каждый из цветочных квадратов пересекался диагональными дорожками и имел в центре по беседке-люстгаузу. За цветниками были расположены участки, засаженные рощами молодых лип.
Параллельно центральной были проложены еще две продольные аллеи. Одна из них — восточная — отделяла «жилую» часть сада с дворцом. Другая, представляющая собой сплошной зеленый трельяж, отделяла боскеты вдоль Лебяжьей канавки и вела к Карпиевому пруду и южному входу в сад. Гравюра А.Ф. Зубова, относящаяся к 1717 г., дает наглядное представление о первоначальном виде этого регулярного ансамбля, в котором преобладали строго расчерченные прямые линии, подчеркнутые метрической рядовой посадкой подстриженных деревьев, кустарниками-шпалерами, каменными стенками набережных. На Неву сад выходит многоколонной галереей, которая поставлена точно по главной оси, непосредственно у воды. Ее дополняют также выведенные к реке симметрично к оси два других обильно декорированных павильона. Эти постройки связывали сад с широкими пространствами Невы, придавали ему парадность и торжественность. Дворец Петра играл в этой композиции подчиненную роль, ансамбль сада существовал как бы независимо от него, имел самодовлеющее значение.
Летний сад отличался разнообразной и богатой флорой. А.Э. Регель [1896] сообщает, откуда доставлялись растения: липы и лилии из Нарвы, ильмы из Москвы, грабы из Киева, кедры из Соликамска, яблони из Швеции, пионы и барбарис из Голландии и Германии, «гороховник», таволга, «зеленица» из Сибири и т. д. В саду шла, по сути дела, экспериментальная (и не всегда, конечно, удачная) работа по пересадке взрослых деревьев, акклиматизации иноземных сортов и видов.
В 1717 г. А. Леблон составляет новый план Летнего сада, в котором в основном фиксирует его сложившуюся планировку, лишь внося необходимые дополнения и улучшения. Главное достижение этой работы заключается в широком градостроительном подходе. Проект не ограничен узкими рамками самого сада и включает в себя огромные прилегающие территории, которые в будущем займут Марсово поле, Михайловский дворец и сад, Инженерный замок. Это одна из первых в России парковых систем, объединяющая несколько больших садов, набережных, дворцов и каналов. В широте такого подхода ощущаются руководящие идеи самого Петра, который уделял всему, что связано с развитием города, исключительное внимание.
Основные декоративные средства сосредоточивались на царских Летних садах. А. Леблон детально разработал планировку цветников вдоль Лебяжьей канавки, которые были намечены в «собственноручном» эскизе Петра годом раньше, сделал предложения по каждому из многочисленных фигурных партеров и боскетов, причем решил их как обособленные и неповторяющиеся микрокомпозиции. В некоторых из них, например в боскете с птичником, развивается старая традиция использования утилитарных сооружений в архитектурно-художественной композиции. Здесь своеобразная узорчатость по принципу контраста дополняет очень строгие и ясные общие контуры планировки, геометрическую четкость рисунка главных аллей и каналов. Художественное убранство сада обогащается, вводится ряд новых скульптурных групп, зеленых кабинетов, беседок, водоемов и фонтанов, в частности у грота, расположенного на берегу Фонтанки, поблизости от дворца Петра.
Обмерный чертеж, выполненный М.Г. Земцевым в 1723—1725 гг., отражает состояние Летнего сада в последние годы царствования Петра I. Из новых архитектурных элементов выделяется каменный дворец в том месте, где Лебяжья канавка соединяется с Невой. Здание это имело большую террасу и лестничные спуски к воде. Иную, чем прежде, планировку получили центральные боскеты. В 1725 г. М.Г. Земцев строит рядом со вторым дворцом «Залу для славных торжествований» и дает новую разбивку примыкающих к ней цветников. При этом территория Летнего сада расширена за счет отвоеванного у реки подсыпанного участка, однако проезда вдоль набережной все еще нет, он пробивается значительно позже. В эту пору перестраивается и украшается золоченой скульптурой грот на Фонтанке, создается большой лабиринт с богатым скульптурным оформлением на темы из «эзоповых притчей».
Сад предназначался не только для прогулок, он рассматривался как место общения, развлечений, пространство для самых разнообразных церемоний, дипломатической, просветительной и иной деятельности. Сад был очень заметным объектом в повседневной жизни всего круга приближенных царского двора.
Приведем отрывок из дневника камер-юнкера Ф.Б. Берхгольца, относящийся к 1721 г. (с комментариями В.Я. Курбатова [1916. С. 122—124]):
«Рассмотрю по порядку все что есть там замечательного. С севера (Невы) стоят три длинные открытые галереи, из которых длиннее всех средняя, где во время больших празднеств еще до танцев ставятся столы со сластями, тогда как в боковых накрывают столы с холодными блюдами для гвардейских офицеров. В средней галерее стоит мраморная статуя Венеры, которою Царь так дорожит, что по его приказу там всегда стоит часовой. От этой галереи начинается широкая аллея (та, что идет теперь от ворот), в которой устроены красивые высоко бьющие фонтаны. Вода для них накачивается большою колесною машиною из канала в особые бассейны и потому ея всегда достаточно. У первого фонтана — место, где обыкновенно бывает Царица со своими дамами (вероятно, это первый перекрест аллей), а у следующего стоят три или четыре стола, за которыми пьют или курят табак. Это место Царя. Вправо (т. е. к северо-западному краю сада) от этой площадки (от второго перекреста) с одной стороны (главной аллеи) стоит прекрасная статуя с покрытым лицом (из нынешних статуй под это определение с натяжкой подошла бы «ох», но скорее это была аллегория «стыдливости»), у подножия которой течет или, вернее сказать, бьет вода во все стороны, а с другой (т. е. на северо-востоке) находится большой птичник, где много птиц частью свободно расхаживают, а частью находятся в небольших клетках. На другую сторону (т. е. к юго-западу) против только что упомянутой статуи устроена в куще деревьев небольшая беседка, окруженная со всех сторон водою, там Царь проводит время, когда хочет быть одним или когда хочет кого-нибудь хорошенько напоить, потому что нельзя уйти с островка, когда от него отчален ботик, служащий для переправы. ».
Здесь следует отметить, что Летний сад уже в эти годы обладал самой крупной в России коллекцией садовой скульптуры. Это был сад-музей, сад-школа. Многие статуи по заказу Петра были выполнены известными венецианскими мастерами, такими, как П. Баратта, Д. Бонацца, Д. и П. Гропелли. Приобретались также ценные античные статуи, например найденная в Риме фигура Венеры, которая была куплена у Папы Римского (находится ныне в Эрмитаже).
Скульптуры заказывались, как правило, сериями или парами, что становится понятным, если учесть строго симметричный характер планировки сада. Эти серии посвящались какой- либо одной теме, отражали в символической условной форме то или иное историческое событие, наглядно демонстрировали тот круг понятий, который Петр I стремился привить не только своим приближенным, но и более широким слоям русских людей. Группа скульптур под названием «Мир и Изобилие» посвящена победоносному завершению войны со шведами. Аллегорическое содержание заложено в такие скульптуры, как «Милосердие», «Утро», «Вечер» и др. По-своему выражают характер эпохи Петра изображения «Навигация», «Слава».
В Летнем саду впервые в практике русского садового искусства был сооружен крупный комплекс разнообразных фонтанных устройств. Еще в 1705—1706 гг. под руководством мастера И. Матвеева было положено начало сложной водонапорной системе Летнего сада. Уже в 1710—1711 гг. действует машина для подъема воды, вырыты Лебяжий и Красный каналы, а речку Ерик называют Фонтанкой. Позже строятся водовзводные башни, приступают к сооружению Лиговского канала, чтобы обеспечить водой бассейны, питающие фонтаны сада.
Источник: «Русские сады и парки». Вергунов А.П., Горохов В.А. Издательство «Наука», Москва, 1987
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Надо знать: 8 старинных и знаменитых деревьев Петербурга
Город на Неве дышит чудесными местами, арт-объектами, архитектурными шедеврами и парками. В последних, например, скрываются на первый взгляд незаметные, но очень важные достопримечательности — памятники живой природы — сосны и клёны-долгожители, а также 350-летние дубы, которые пришлись бы по вкусу учёному коту из пушкинской поэмы.
Дуб в Летнем саду
Клён у Летнего дворца Петра
Не выходя из Летнего сада, в восточной его части, можно встретить ещё одну зелёную достопримечательность. Правда, на сей раз не дуб, а клён. Этому долгожителю практически 200 лет. За долгое время он успел вымахать на 22 метра ввысь и пережить абсолютно всех «соседей», которые были высажены в «голландском саду», а как результат остался один-одинешенек.
Дуб в Михайловском саду
На Масленом лугу Михайловского сада тоже стоит вековой дуб, которому больше 350 лет. Его габариты напоминают о сказках Пушкина, а если бы его украшала златая цепь, то вполне вероятно, что он мог бы приглянуться учёному коту. Поговаривают, что дуб высадили ещё в те времена, когда на этом месте стояла шведская усадьба и простирались охотничьи угодья.
Дуб Петра I
По легенде, в 1715 году Пётр I посадил на этом месте один из двух дубов (второй находится на Охте). Сейчас исторического дерева уже нет, сначала его спилили, а к 300-летию города и пень выкорчевали. Теперь здесь растёт новый дубок.
наб. реки Крестовки, 2
Линдуловская роща
Просторы старейшей в Европе рукотворной лиственной рощи занимают практически тысячу гектаров земли на берегу реки Линдуловки. Роща была заложена по приказу Петра I, местные деревья выращивали для постройки кораблей Кронштадской верфи. Линдуловская роща — один из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
от Финляндского вокзала до ж/д ст. Рощино, далее пешком 1,5 км. На машине: по Приморскому шоссе 70 км, по Курортному району до указателя «Линдуловский заказник», от него — по грунтовой дороге до входа в рощу
Сестрорецкие дубки
Принято считать, что старейший парк Сестрорецка «Дубки» открыли в 1714 году по приказу императора Петра I. Поговаривают, правителю так понравилось сие живописное место, что он сразу же распорядился обустроить здесь парк с летней резиденцией. В 1717 году тут высадили несколько тысяч молодых дубов, при этом около 200 государь высадил собственными руками.
Сестрорецк, Дубковское шоссе, 59
Петровская сосна на Елагином острове
Знаменитейший парк города на Неве украшает множество деревьев Петровской эпохи, а среди них возвышается 250-летняя сосна.
Черешчатый дуб
В заказнике «Северное побережье Невской губы» вот уже с XVIII века растёт черешчатый дуб — величественное дерево, на фоне которого человек кажется крошечным лилипутом. Его высота — 21 метр, диаметр ствола — полтора метра, а живой кроны — 25 метров. Несмотря на то что дерево уже очень старое, оно находится в хорошем состоянии и восхищает своим величием. К слову, дуб внесли в Национальный реестр старовозрастных деревьев.
Как добраться до заказника — здесь.
Приморский район Санкт-Петербурга, пос. Лисий Нос
Фото: iskusstvo.tv, nevnov.ru, worldofcomfort.ru, strana.ru, Дмитрий Ратников / karpovka.net, panoramio.com, photoforum.ru/photo/476834/index.ru.html / Балховитин Дмитрий