какие деревья растут на острове канта
Красный свет философии: как благоустроили остров Канта за 150 млн рублей (фото)
В четверг, 3 сентября, в Калининграде отметили завершение работ по благоустройству острова Канта. Открыть остров решили концертом Дениса Мацуева у Кафедрального собора. Перед мероприятием журналистов позвали на «прогулку с губернатором» по обновлённому парку. Правда, губернатор Антон Алиханов в итоге скромно держался в стороне, а экскурсию для прессы провёл его советник, архитектор Вячеслав Генне. «Недвижимость Нового Калининграда» рассказывает и показывает, как выглядит остров Канта после благоустройства за полторы сотни миллионов рублей.
Завершить работы на острове Канта планировали ещё в августе — к фестивалю «Калининград Сити Джаз». На удачу строителей фестиваль отменился, так что официальное открытие сдвинули на начало сентября. Сейчас кое-где ещё идут работы — не до конца собраны павильоны кафе у собора, не завершён монтаж освещения, торчащие по периметру собора провода будущей подсветки прикрыты пластиковыми вёдрами.
Подсветку фронтального фасада Кафедрального собора, загоревшуюся в финале концерта Мацуева, Генне называется «неокончательным сюжетом, который практически был создан для сегодняшнего мероприятия».
«Дополнительно будет два сюжета подсветки — это праздничное, которое будет включаться крайне редко. А второй сюжет — классический, спокойный — это подсветка самих стен, контрфорсов и заливка кровли. Белая кровля будет очень хорошо просматриваться с эстакадного моста, это будет светящийся объект», — поясняет он.
Полностью завершить работы по монтажу освещения планируется до конца сентября, но уже сейчас вечером помимо фонарей в парке зажигаются красные и синие огни у скульптур и отдельных деревьев.
Парк скульптур решили не трогать — все они остались на своих местах. В планах — установить таблички с пояснениями. Сейчас о смысле отдельных композиций остаётся только догадываться. С деревьями, утверждает Генне, тоже ничего не происходило — разве что вырубили самосевный кустарник и подрезали кое-где кроны.
В парке периодически попадаются группы крупных камней.
«Эта конкретная площадка — это альпийская горка, которая пока не доделана, — показывает советник губернатора на такую группу валунов на склоне напротив Биржи. — Все те камни, которые вы видите, они здесь были на территории. Часть лежала под мостом в этом месте. И чтобы их не возить, мы их с архитекторами просто расставили в ландшафтные группы. Туда будут интегрированы кизильник, ползучие растения, такие будут ландшафтные композиции, в которые будет включен камень».
Второй и основной этап благоустройства острова начался зимой 2020 года. Контракт стоимостью 116,7 млн рублей в конце января заключили с гурьевской компанией «Обмен плюс». Этот же подрядчик занимался обустройством парка «Муза» в Светлогорске. Отдельно власти выделяли деньги на пешеходные дорожки и освещение. Генподрядчик благоустройства претендовал на оба контракта, но в итоге компания учредителя «Обмен плюс» Андрея Гавриленко «ИНПО» получила 17,5 млн рублей на монтаж подсветки (работы ещё идут), а контракт стоимостью 16,4 млн рублей на устройство пешеходных дорожек отошёл калининградской фирме «Гала Строй».
По словам Вячеслава Генне, на острове заменили 5 тысяч квадратных метров брусчатки, в том числе вокруг собора, где вперемешку был уложен асфальт, булыжник и бетонная плитка. «Брусчатку получили от города. Мы за нее отчитались за каждую тонну, потому что всех беспокоит на какие конкретно дачи всё это увозилось», — говорит он.
Советскую сеть дорожек строители сохранили, но полностью поменяли покрытие. Всю демонтированную плитку, говорит архитектор, вывезли для повторного использования. Та же судьба ждёт фонари, которые поменяли уже второй раз за несколько лет.
Появились новые пешеходные дорожки, часть из них вымощена плиткой, часть — тенниситом. Это грунтовое покрытие ежегодно надо будет подсыпать, признаёт Генне. Заниматься этим должен Кафедральный собор.
На центральной аллее брусчатку не перекладывали и перекладывать не собираются. В планах, разве что, заменить бортовой камень, потому что кое-где грунт уже вываливается на покрытие.
На аллее бордюры будут устанавливать из гранита, в отличие от газона у собора, где уже стоят поребрики из «ржавой» стали. В том же «ржавом» стиле оформлены урны, указатели и другие архитектурные элементы, в том числе — постамент бронзового макета Кёнигсберга, что вызвало особое недовольство у автора композиции.
«Это довольно популярный материал, который используется в исторических городах Европы — кортен, то есть сталь, обработанная специальным образом, покрытая кислотой. Она очень устойчива к мокрой среде, к примыканиям к газону, грунту и так далее. Её здесь не так много, это скорее такой декоративный элемент. По этому же принципу подобрано всё светотехническое оборудование. Этот материал очень контекстный, и в нём есть пигмент и цвет кирпичной кладки собора, а он здесь доминирует. По-моему, очень хороший цвет», — разъясняет Вячеслав Генне. Он отдельно отмечает, что кортеновская сталь не подвержена коррозии и в целом «хорошо заходит» в историческую среду.
Мини-рынок, располагавшийся за собором, демонтировали. Теперь сувенирные магазины, кассы и кофейни расположены в одном месте — на соборной площади, чуть правее центрального входа. Прямо перед центральный входом уложены трамвайные рельсы из ниоткуда в никуда. По мнению проектировщиков, это должно напоминать о том, что когда-то здесь ходил трамвай.
Дальше в планах — благоустройство набережных (пока что там только залатали дыры, чтобы бегуны не ломали ноги) и подмостовое пространство. Под эстакадой дополнительно к уже существующим детской и баскетбольной площадкам хотят открыть площадку для сквоша, летний кинотеатр, рампу и туалеты. Сейчас туалетов на острове нет, не считая здания у Кафедрального собора, куда нельзя попасть во время концертов.
Особое внимание советник губернатора обращает на подпорную стенку у собора, плавно переходящую в лавки. Она, подчеркивает Генне, имитирует контуры исторических кварталов. Изначально в проекте на стенке должны были появиться указатели с оригинальными названиями улиц, но в итоге вместо аншлагов появились всё те же кортеновские таблички с цитатами Иммануила Канта.
В целом, роль философа на острове имени его свелась к должности распорядителя аттракциона. На огромных качелях в парке по кругу можно прочитать про звёздное небо и моральный закон, а его могила в ночи горит инфернальным красным светом. Всех уходящих с острова вечером провожает огромная светящаяся голова Канта в кроне дерева у Медового моста. «Это такой арт-объект, просто голова Канта. Она ни к чему не обязывает, это такой перфоманс световой», — говорит Вячеслав Генне.
Текст: Татьяна Зиберова, фото: Виталий Невар / Новый Калининград
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter
Калининград. Гуляя по острову Канта
Напомню, что Калининград, до 4 июля 1946 года — Кёнигсберг (нем. Königsberg). До 2009 года Калининград территориально делился на районы: Центральный, Октябрьский, Балтийский, Ленинградский и Московский.
Но помимо самой главной достопримечательности острова Канта — Кафедрального собора хотелось бы рассказать о тех скульптурах, которые установлены на острове. Наполнять остров скульптурами стали в 1984 году. Было принято решение о благоустройстве города и присланы скульптуры, объединенные общей темой «Человек и Мир».
На этом с третьей группой закончили и переходим ко второй, к историческим личностям, и первый памятник среди них посвящен Петру I.
Но если с Петром нам все ясно, то далее памятники Блоку и Горькому, не очень понятны их связи с Калининградом, их я не нашла, если только когда то были проездом.
Конечно в последние годы Блок очень сильно болел астмой, сердечно-сосудистыми заболевания, но как то очень плечи широки у него, шинель и валенки почему то, совсем этот образ у меня не связывается с образом Александра.
А вот что касается Горького, именно такое фото было на сборнике его произведений, которые я читала в школьные годы, обложка была с изображением матери. Основные произведения которые там были Мать, Буревестник и Старуха Изергиль.
В гневе грома,- чуткий демон,- он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца,- нет, не скроют! … так и Горький какой то совсем усталый по образу памятника.
Далее идут бюсты Генделю, Шопену и Чайковскому
Конечно фотографии Генделя не может быть по определению, однако если сравнивать образ бюста с картинами портретам, наш очень уж упитанный, и какой то легкий, воздушный, хотя на мой личный слух его музыка значительно воспринимается тяжелее.
Шопен же своим надменным взглядом напомнил мне Александра Абдулова именно каким то пренебрежением ко всему. Хотя с другой стороны если представить, что он играет и откинул голову, то вполне возможно именно такое выражение лица и было. Что удивительно, но мало великих композиторов чьи имена звучит в простых песнях, а именно Шопену в этом плане повезло больше.
Обманув саму себя попала в плен
Мне всю ночь играл рояль — Шопен Шопен
Поцелуй на моих губах горит огнем
И вся музыка сейчас ему, о нем © Ваенга
Кроме Ваенги, есть тексты и у Евы Польны, и других авторов, у многих он связан с лирикой, с бездной эмоций.
Звуки нежного блаженства
есть приделы совершенства
в рай душа вновь улетает
за роялем он играет
Сыграй ноктюрн свой пианист
и путь кричат еще на бис
ведь Вас видали сотни сцен
ваше величество Шопен
Лишь льется, победив века,
жемчужной нитью музыка
и нет преград воздушных стен
ваше величество… © Влад Каращук
И хотя с Чайковским мы лучше познакомились будучи в Удмуртии, и частично в Эстонии, все равно приятно, что именно его бюст есть в парке на острове Канта.
В 1975 еще был пик времени когда космос будоражил умы, и конечно главный герой Юрий Гагарин, что и демонстрирует данное изображение, с невероятной силой во взгляде героя и с каким то внутренним состредоточением всех эмоций.
Адама Мицкевича просто рвут на части все близлежащие территории, по принадлежности к ним, но мне изначально показался Пушкин, оказалось не он, и переходим к заключительному блоку «Человек и Мир».
Мир бывает разный. А вот внутренний мир у каждого свой. Помните именно такая Багира была у девочки Насти в фильме «Ох, уж эта Настя», она гордо шествовала с ней рядом, важно кивала в ответ. Наша Багира имеет блестящие бока, кстати сидеть на ней очень комфортно.
Мне почему показалось, что именно этот фильм вдохновил скульптора на создание такой шикарной статуи.
Современница и Современник именно так в 80 х годах прошлого века представляли рабочих людей, по сути продолжение темы рабочий и крестьянка. Люди рабочих профессий, целеустремленные взгляды, как будто на минуту отвлеклись от своей работы, и вновь вернулись к ней.
Скромные наряды, да они и не главные были тогда для советского человека.
Мальчик жил у моря. Каждый день он мастерил кораблики и пускал их в плаванье. Кораблики кружились у берега и, накрытые сильной волной, разбивались о прибрежные камни. Мальчик подбирал обломки и терпеливо мастерил новые кораблики. Но их постигала та же участь. Мальчик совершенствовал свою мечту – кораблики отплывали от берега дальше. Но дневной бриз пригонял их обратно, изорвав в клочья паруса. И однажды мальчик прекратил мастерить кораблики.
Теперь он часами сидел на берегу, вглядываясь вдаль, словно ожидая чего-то. Волны с шумом набегали на берег, разбивались о камни и отступали назад, оставляя белые ракушки. © Алёна Цами
К берегу приближался трёхмачтовый корабль с белыми парусами, которые ветер проверял на прочность. На некотором расстоянии от берега корабль остановился. По палубе забегали матросы. Они спустили на воду шлюпку и поплыли к камням. Молодой человек рванулся навстречу. Под весёлые возгласы моряков он забрался в шлюпку, и она отчалила от берега. На капитанском мостике корабля их ждал человек в белой фуражке. Он сдержанно улыбался. – Полный вперёд! – скомандовал капитан. Корабль повернул в открытое море.© Алёна Цами
И допустим, что именно так сидела маленькая Алёна и придумывала свои рассказы, конечно все три скульптуры не связаны между собой в парке, их объединила я в своем восприятии.
Мир без войны начинается с освобождения от старых доспехов и устремления навстречу всему самому яркому, доброму, светлому, как то очень верится глядя на скульптуру в то, что автор хотел выразить.
Глядя на поющих детей нет ощущения, что они поют детскую песню, да и к тому же их одежда скорее напоминает рабочие робы. Скульптура вызывает ощущение, что автор сначала хотел делать что то иное. Единственная песня которая подходит под их эмоции, мимику:
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон —
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон © Бухенвальдский набат
Этот памятник скорее продолжит тему с Горьким, и несмотря на то, что нет лица, очень выразителен, матери они такие, постоянно в заботе, в мыслях о своих детях, в излишней как нам кажется заботе и суете, но всегда стремящиеся отдать все самое лучшее детям и молящие небо обо всем для своих детей.
Покой мне не очень понятна скульптура, по фигурам две женщины, отчего покой у них наступил? логично было бы под таким названием рассмотреть семейную пару и тогда картинка бы сложилась.
Практически по классическим канонам Венеры изготовлена одна из скульптур парка Женский торс. Собственно и сказать о ней больше нечего. Как сказал бы Мюнхгаузен я понял, в чем ваша беда… в повторении образа.
Мир и видение данного скульптора как я поняла мне не понятно, чуть выше была его работа Покой и вот теперь к Свету, что хотел показать не понятно.
Именно так и начинается начало трудового дня, встали, потянулись, а глаза не открыть… практически про меня.
И крупным взглядом сонное лицо на женском портрете. В заключении Созидание, хотя работа больше похожа на древнее представление мира, только вместо китов или черепах — люди.
И с другого ракурса
В любом случае посещение острова Канта доставит удовольствие Вам если Вы любитель побродить в тишине и покое в парке. В основном в парке растут каштаны, и прочие кустарники, практически нет клумб с цветами, немного парк кажется диким, но так даже лучше чем видеть ровно подрезанные кусты.
Скульптуры запечатлены все в полном объеме на момент нашего визита, не скажу что все мне понравились, но ведь каждому их нас, что то ближе, а что то нет. Городской шум остается в стороне, а Вас окутает атмосфера тишины, покоя и отрешенности от суеты, только за одно это стоит прогуляться по аллеям парка, и заодно усладить свой взор творениями рук человека. Входной платы за посещения парка нет, хотя парк является филиалом Калининградского областного историко-художественного музея.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 парк скульптуры получил статус объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Скульптуру «Современница» автор В.Семенова делала с моей мамы. В оригинале и в каталогах у скульптуры другое название. Вот какой запрос я делала недавно в различные художественные музеи нашей страны, а также искусствоведам, занимавшимся советским периодом:
28 февраля 1975 года (по некоему стечению обстоятельств, это дата моего рождения) в г.Томске состоялось открытие четвертой зональной выставки «Сибирь социалистическая». Открывалась выставка мраморной скульптурой автора В.Е.Семёновой «Портрет Галки Северюгиной — повара Нижне-Табаганской буровой», которую скульптор делала с моей мамы — в девичестве Северюгиной Галины Ивановны осенью 1973-го года.
Находясь во время экспонирования выставки в роддоме, мама так и не смогла «полюбоваться» на свой портрет воочию. Друзья и знакомые мамы, побывавшие на выставке и экскурсии, делились с ней своими впечатлениями. Позднее об этой выставке, и об этой скульптуре в частности, писали в тогдашних СМИ и в журнале «Художник» (к сожалению, уже не помним № выпуска, примерно 1975-1976гг.). Там же размещалась фотография скульптуры.
Сейчас моей маме 65 лет, но она не теряет надежды увидеть когда-нибудь этот портрет. Того же желаем и мы — её дети.
К сожалению, мы не знаем, где скульптура находится в настоящий момент, сохранилась ли она вообще, и возможен ли к ней доступ? У мамы сохранились только газетные вырезки и фотографии скульптуры на разных этапах работы (гипсовые миниатюры и мраморные заготовки) и фото самого скульптора за работой.
Не знаем мы и о судьбе, контактах скульптора. Известно только, что сначала В.Е Семенова жила и работала в Новосибирске, затем переехала в Москву. Состояла в Московском союзе художников.
Мама проживает в Сибири, в селе Молчаново Томской области. В молодости работала вахтовым методом на сибирских буровых. Там её и «присмотрела» В.Е.Семёнова для своей работы. Местонахождение скульптуры долго не могли определить именно из-за несовпадения названий. Но поиск по фотографии дал свои результаты, и нам дали ссылки на множество сайтов, где она «засветилась». Так что спасибо огромное и низкий поклон от мамы всем авторам, разместившим фото теперь уже калининградской «современницы» в интернете.