какие деревья принимают участие в весенних праздниках

Деревья славянского мира: ЕЛЬ (окончание)

какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть картинку какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Картинка про какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках

Глава II. ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ СО СРУБЛЕННОЙ ЕЛЬЮ, ЕЁ ЧАСТЯМИ

1) ЕЛЬ В ОСЕННИХ И ЗИМНИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКАХ


В Словакии (р-н Спиша)хозяева в Сочельник затыкали хвойные деревца над дверями всех хозяйственных построек с целью защиты от вредоносных сил и душ умерших, посещавших в эту пору землю (СД).

какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть картинку какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Картинка про какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках

какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть картинку какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Картинка про какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках

«До сих пор продолжаются споры, где и когда была впервые документально зафиксирована установка рождественской ёлки. Есть краткие упоминания о похожей церемонии в канун 1510 года в Риге. Деталей очень мало, но написано, что после празднества дерево было сожжено. Это указывает на то, что празднество всё ещё объединяло в себе христианские и языческие элементы» (Викепедия). Но где бы это ни случилось, очевидно, что этот сравнительно недавний ритуал прижился в народе именно потому, что имеет глубокие общеевропейские языческие корни и многовековую практику украшения елей на многие значимые календарные события.


Из ели и других вечнозелёных растений в зарубежной Европе изготовляют Рождественские венки, которые охраняют жилища от нечисти в дни зимних Святок.

2) МАЙСКОЕ ДЕРЕВО, ель в весенних и летних праздниках

какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть картинку какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Картинка про какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках

Весной по всей зарубежной Европе, в том числе и в славянских странах, начинается вырубка высоких, стройных деревьев для установки так называемых «Маев». Порода деревьев может быть любой – всё зависит от местной флоры, но в большинстве своём это ели или сосны. Им обрубают нижние ветки (на которых образуются мужские цветы) якобы потому, что в них прячется нечисть, то есть верхушки елей с женскими цветами мыслились чистыми. Деревья приволакивают в населенные пункты, где украшают (венками, лентами, плодами, различными фигурками) и водружают на площадях селений, у церквей, ратушей, жилищ уважаемых людей, а так же в честь победителей различных соревнований, под окнами красивых и порядочных девушек (не порядочным подсовывают разные вещи с отрицательной семантикой, типа терновника, репья, черепа на палке и т.п.).


Иногда майское дерево изготовляют из подходящего шеста (палка без зелёных веток, плоский каркас), но и тогда своим внешним видом это сооружение копирует ель.

какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть картинку какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Картинка про какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках

какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть картинку какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Картинка про какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках

какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть картинку какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Картинка про какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках
Германия


Ни в одном из доступных мне источников не говориться о том, что вырубаемые для мая большие ели были в цвету, причём цветении первом, однако по срокам (ель «пылит» в мае) это вполне может быть, так как в густых лесах ели впервые зацветают в 30-40-летнем возрасте. Вот как выглядит ельник в этот период: «В разгар цветения они (тучки золотистой еловой пыльцы) образуют в еловом лесу лёгкую, почти сплошную пелену пыльцевого тумана» (С. Иванченко «Книга о деревьях», М. 1973,С. 24). То есть ели выглядят как невесты под золотистой фатой.

У восточных славян нет такого дружного названия как западноевропейский «май», но есть сходные обряды под иными именами и аналогичные действия с установленными деревьями. В Италии «…парни и девушки 30 апреля шли в лес на ночную прогулку. Они вырывали с корнем какое-либо дерево (буковое, сосну или ель) и устанавливали его на деревенской площади. К вершине дерева затем подвешивали подарки…Молодёжь веселилась вокруг дерева, и праздник завершался соревнованием – кто из парней первым влезет на вершину дерева…» (Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. М. 1977, С. 26).

Эти же причины побуждали парней выбирать хвойные деревья для относительно небольших «маев», предназначавшихся любимым девицам. В Чехии и Словакии: «В эту ночь перед первым маем юноши ставят первые деревца – май. Это высокая тонкая пихта или ель, тщательно очищенная от коры с оставленной верхней кроной…ниже кроны подвешивают широкий венок из весенних цветов. В каждом посёлке ставят несколько майских деревцев, самое высокое из них – на площади для всей деревни… Кроме того, каждый юноша ставит деревце (чаще всего берёзку) перед домом своей милой» (Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. М. 1977, С. 233). В этом примере, помимо прочего, мы опять видим (см. выше) связь ели с берёзой – символом девичества, их взаимозаменяемость.

какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть картинку какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Картинка про какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках

какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть картинку какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Картинка про какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках
Зарубежные «кадрели» возле ели

И этот факт чешского обычая, который уже в начале 15 века считался старым по которому воткнутая под окнами девицы ель или берёза означали то, что её, девицу «застолбили», заняли и брак неизбежен, отсылает нас к хорошо сохранившимся до нашего времени свадебным обычаям восточных славян, у которых ёлочка или берёзка во дворе или на доме означала, что здесь живёт просватанная девушка и скоро свадьба: ««Ёлочку» прикрепляли к углу, крыше или коньку избы, к крыльцу, воротам или к дереву около дома. Если деревце было высоким, то его просто втыкали в землю» (Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре, СПб 2005, С. 548).

То есть чешский май и русское свадебное деревце в некоторых ситуациях полностью идентичны. В странах западной Европы с течением времени привязка установки мая из ели к свадьбе оказалась утраченной, и это действо стало символизировать просто симпатию, ухаживание, а у восточных славян сохранилось именно в брачных обрядах. С другой стороны, западноевропейский май процветает и ныне, а наши свадебные ёлочки канули в Лету в начале ХХ века.

Помимо празднования 1 мая, срубленная ель и её ветки используются и в другие весенние и летние праздники. Например, на Масленицу в одно м из сёл Переславского Залесья к приезду к тёщам зятей «из ёлок делают специальные ворота, у дома ставят куклу и гостей встречают выстрелами» («Переславское Залесье. Фольклорно-этнографическое собрание С.Е. Елховского. Выпуск 2» М. 2012, С. 70). Аналогичные ворота («майна брама») сооружали и в Польше накануне «зеленых свенток»: парни ставили из на пути к домам своих избранниц (Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. М. 1977, С. 215).

У народов бывшей Югославии на Масленицу был распространён обычай шуточной свадьбы холостой молодёжи с хвойными деревьями. Девушек женили со срубленным бором (сосной), а юношей с ёлкой (Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. М. 1977, С. 247). Там же, начиная с Масленицы и далее на все весенние праздники, было принято ритуальное качание в целях стимуляции плодородия полей и здоровья людей. Качались не только на специально поставленных качелях (с зелёными ветками в руках), но и непосредственно на ветках деревьев. Очевидно, что в марте лиственные деревья не всегда успевают зазеленеть и тогда в ритуале могла быть использована ель и её ветки.

Лужичане вешали пасхальные яйца на майские деревья, которые являли собой сосну или ель (Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. М. 1977, С. 239-240). Причём, если Пасха (праздник «кочующий» по датам) случалась ранее 1 мая, то есть установки «свежих» хвойных маев, то яйца вешали на прошлогодние, сухие, осыпавшиеся маи.

«На Украине еловые ветки (вместе с ветками шиповникаи крапивой) втыкали накануне купальской ночи перед воротами, хлевом, в стреху крыши и другие места, чтобы уберечь скот от ведьм, свиней — от болезней и др. Поляки…при первом удое процеживали молоко через положенные крест-на- крест еловые веточки, чтобы оно не испортилось, а на Троицу обводили овец вокруг воткнутой в кошаре елочки и давали им взамен корма молодые еловые побеги, смешан ные с освященной солью. Еловые ветки широко использовались для защиты строений и культурного пространства от непогоды» (Славянские древности, том 2, С. 183).

3) ЕЛЬ В СВАДЕБНЫХ И РЕКРУТСКИХ ОБРЯДАХ

Ритуальные свадебные атрибуты «девичья краса» и «свадебное деревце» хотя и изготовлялись из различных материалов и имели разнообразную форму, но чаще всего делались из макушки ели: «Девья краса – это верхушка елки, убранная лентами…» (Обрядовая поэзия. Книга 2. М. 1997, С.183). Ель с отломанной для изготовления «Красы» вершиной оплакивалась и сравнивалась с девичьим сообществом, которое покинула их подружка-невеста:

Из этих примеров очевидно, что образы ветвистых деревьев с пышной листвой или богатые хвоей в фольклоре являли собой метафору многочисленности человеческого общества; и что у девушки, не имевшей родственников и подруг «дивья краса» не могла быть сделана из ели или другого дерева, то есть материал для изготовления ритуального свадебного предмета выбирался «с умом», а не случайно.


Свадебные караваи украшались изображением шишек и елей из теста или просто насечками в виде ёлочки (А. Гура, 263, 426). «…разгонный пирог с различными фигурками, воткнутыми в него ёлочками, служил условным знаком к отъезду в церковь (вятская губ.) (А. Гура, С.350).

В свадебном обряде «У словаков Оравы признаки деревца и знамени сочетает в себе …- маленькая ёлочка на вершине высокого шеста, украшенная платком и лентами, которую несёт дружба во главе свадебной процессии с невестой в дом жениха» (А. Гура, С.264). Точно таким же способом могло изготовляться и майское дерево.


«… в западной Моравии участники поезда по пути в дом жениха махали «флажками»…, представлявшими собой верхушками елочки или пихты, украшенными лентами, плодами и лепешками» (А.Гура, С. 183). В Болгарии: «С собой у свата или свахи была…ветка сливы, черешни, ели… » (А.В.Гура «Брак и свадьба в славянской народной культуре: Семантика и символика» М. 2012, С. 57-58).

В украинском фольклоре существует обрядовая песня, в которой описывается процесс изготовления аналогичного свадебного атрибута:

«В дорогу, буяри, в дорогу,
Та рубайте ялину здорову,
Та рубайте ялину-деревце
Молодiй Марусi на гiльце» (Украинская свадебная песня. Блог О. Щербань «Украинская свадьба»).

«В одной местной традиции допускалось применение разных растений для свадебного деревца в зависимости от сезона: так, в Тверской и Ярославской губерниях во время цветения деревьев свадебное деревце делали из черемухи или яблони в цвету, а в другое время – из ели » (Мужики и бабы. СПб, 2005, С. 547). То есть ель являлась заменителем плодовых деревьев и наоборот.

Во время проводов рекрутов «В Кологривском районе Костромской области чаще всего использовали верхушки молодых берёз или елей (очередной пример взаимозаменяемости этих деревьев в народной культуре). Девушки или сам некрут (рекрут) приносили из леса маленькую ёлочку и, украсив её, ставили в переднем углу дома новобранца, а после проводов приколачивали под конёк или на угол дома. В других местностях Кологривского района…в этом качестве выступало дерево (ель, рябина, клен, береза), высаженное перед домом после рождения ребенка. Парень перед уходом в армию, а девушка перед замужеством украшали его разноцветными лентами (Мужики и бабы. СПб., 2005, С. 401).

Разумеется, в свадебных обрядах вообще, и для изготовления свадебного деревца в частности, кроме ели использовались и другие растения. Однако весьма показательна простая статистика: во всеобъемлющей монографии А.Гура, в которой он анализирует свадебные обряды всех славянских народов, ель упоминается на 44 страницах, берёза – на 29, дуб – на 23.

Мы видим, что в большинстве праздничных случаев предпочитались хвойные деревья, в первую очередь ель. Очевидно, что в культуре славян ель была универсальным маркером общественно значимых событий.

4) ЕЛЬ В ПОХОРОННЫХ ОБРЯДАХ


Роль ели в похоронных обрядах несравнимо меньше по сравнению с её ролью в вышеописанных календарных и семейных праздничных действиях. Однако в этнолингвистическом словаре «Славянские древности» статья «Ель» начинается с упоминания именно этой малозначительной роли: «ЕЛЬ – дерево, в народной дендрологии славян связанное с похоронно-поминальными ритуалами и верованиями…», а уж потом добавляется: «…а также функционирующие в качестве обрядового деревца» (С.Д., том 2, С. 184), чем вводит читателей в заблуждение.

В научных изданиях принято сначала говорить о наиболее значимых, чаще всего упоминаемых, количественно бОльших данных, а таковыми в отношении ели являются данные о её использовании в качестве обрядового дерева, причём даже на похоронах: Похороны неженатой молодёжи включали в себя элементы свадьбы, в том числе и изготовление свадебных деревьев, полностью аналогичных выше описанным (подпункт 3 Ель в свадебных и рекрутских обрядах). После проноса в похоронной процессии его бросали в могилу или втыкали рядом с крестом (Л. Виноградова «Похороны – свадьба», «Славянские древности, том 4», М. 2009, С.225).

Н. Толстой описывает похороны своего соседа по даче в Вербилках (Талдомский р-н М.О.) в октябре 1993 года: «…могила была обложена еловым лапником, а путь от дверей его дома до калитки и далее до первой обозначенной остановки с гробом… был устлан еловыми ветками». И далее автор приводит цитату из И.Бунина (рассказ «Чистый понедельник»): «А могила внутри выложена блестящими еловыми ветками…» («Очерки славянского язычества», М. 2003, С.453). В Заонежье еловым лапником засыпали пол, порог и ступеньки крыльца, а сразу после выноса тела лапник убирали и уничтожали. Ныне венки и гирлянды из еловых веток являются основным украшением могил у всех славянских и других европейских народов.

Общеславянский обычай сажать на могиле дерево не даёт нам примеров предпочтения ели. Разным людям сажали разные деревья, чаще берёзки и рябинки. То же находим в легендах о трагической смерти влюблённых или сирот, на месте захоронения которых вырастают цветы или деревья: нет никаких чётких представлений о том или ином дереве, даже половое разделение соблюдается не всегда: на могиле у казака вырастает берёзка, у девушки Насти – тополь или явор, у парня – ёлка или тополь (В. Усачева, в сборнике «Славянский и балканский фольклор 2000. М. 2000, С. 275).

Ель, как материал для изготовления последнего пристанища, гроба встречаем в колядке скупому хозяину:
«На Новый год
Еловый тебе гроб,
Осиновую крышку…» (И.Шангина «Русские традиционные праздники» С.-П. 2003. С.23).

Помимо изготовления гробов еловые доски применяли для обустройства могилы: «Иногда (в могиле) делают полати («чтобы земля не душила», «чтобы легче дышать»): ставят две продольные стойки, на них укладывают доски (используют сосну или ель) (В. Бернц, Л. Горячкин, Л. Макаров «Некоторые элементы погребального обряда русского населения Частиского района Пермской области» в сборнике «Культура русских в археологических исследованиях», Омск 2005, С. 345).

С таким же успехом в похоронных обрядах применяли и другие растения, в том числе и берёзу: «Внутрь гроба кладут березовые листья с древесной стружкой (на дно) и подушку». Берестой покрывали гроб вместо крышки, оборачивали тело, перед положением в горб, хоронили и просто в бересте («Г. Самигулов «К вопросу о погребальном обряде русских Урала и Сибири», Там же. С. 155).

« В…славянском, позже русском погребальном обряде береста использовалась вятичами – известны погребения 12 века в берестяных саванах и долбленых колодах в Морскве…кроме того, покрытие гроба берестой зафиксировано при раскопках в Новгороде…» («Г. Самигулов «К вопросу о погребальном обряде русских Урала и Сибири», Там же. С. 158).

Разве на основе этих данных мы можем делать выводы о берёзе как дереве смерти? Конечно, нет. Но почему же ели так «везёт»? История вопроса такова: Среди работ академика Н.И. Толстого имеется небольшая, замечательно написанная статья «Между двумя соснами (елями)» («Очерки славянского язычества», М. 2003, С. 447-44453), которая, собственно, и пробудила мой интерес к теме ели. В этой статье Толстой, на основе нескольких данных южнославянского фольклора и единичного примера восточнославянской этнографии делает предположение о том, что: «…образ двух хвойных деревьев и занятого между ними промежуточного пространства (деревом, колодцем, могилой) является …символом, знаменующим и указующим на трагическую смерть» (Там же, С.448). В конце работы он пишет: «Дополнительной аргументации также требует предположение, что именно хвойное дерево – ель или сосна – выступает как «древо смерти», или «древо того света», в то время как лиственные деревья (какие преимущественно?) относятся к «древам живота», деревьям, знаменующим жизнь» (Там же, С. 453).

Понимаете, академик сделал «ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, требующее дополнительной аргументации», которую никто из его коллег и последователей собрать не потрудился. Все просто априори согласились с авторитетом отечественной науки, а у некоторых учёных та же вышеприведённая цитата академика выглядит так: «Хвойные, по замечанию Н.И. Толстого, «выступают как «дерево смерти», в то время как лиственные…относятся к «древам живота»» (Толстой, 19)» (В.В. Пазынин в сборнике «Поэтика фольклора», С. 167). То есть волшебным образом под пером Пазынина гипотеза академика становиться аксиомой.

Вполне доверяя академику, я решила расширить доказательную базу, то есть поискать подтверждения этой гипотезы в других, не приведенных Толстым источниках. Удивлению моему не было предела: первый же экскурс в фольклор славян показал, что академик ошибался. Например, он пишет: «Нет ели в троицких обрядах». Верно, но на Троицу у восточных славян нет зелени и многих других пород деревьев:

«Ну, не радуйся ты, дубняк, клённiк,
Што дубняк, клённiк, ель кудравая,
Ель кудравая, зелена сасна.
Толькi радуйся, бела бяроза…» (Каляндарна – абрадавая паэзiя, Мiнск 2001, С.301).

А что касается конкретно ели – так её ветки на Троицу просто «противопоказаны»: дело в том, что по народным поверьям в период Троицы (русальная неделя) души умерших выходят из могил на Свет Божий и незримо присутствуют в жилищах родственников. А ветки ели, как могучий оберег, помещённый в дом, не давали бы им этой возможности.

Спорить с покойным академиком трудно. Более подробно, по пунктам я разберу его ошибочную гипотезу в отдельной статье. Но я верю, что если бы он был жив, то, поступил бы так, как представлял себе поэт Вознесенский реакцию Пушкина на обнаруженную ошибку:

«Так Пушкин порвал бы, услышав,
что не ядовиты анчары,
великое четверостишье
и начал сначала!» (А. Вознесенский «Сначала»)


Из ели мыслились орудия контакта с нелюбимыми родственниками:

«Есть ещё про тещеньку три дубины:
Первая дубинушка – березовая,
Вторая дубинушка – еловая,
Третья дубинушка – осиновая» (А.Некрылова «Русский традиционный календарь» С.Пб., с.654).

В сказке «Про медведя» (типа «медведь на липовой ноге»), находим, что этот костыль или протез мог быть и из ели:
«Скрипи, скрипи нога,
Скрипи еловая…» ( «Волжские сказки», Саратов 1993, с. 44).

Древесина ели умеренно крепкая и мягкая, легкая и умеренно усыхающая. Она хорошо раскалывается в радиальном и тангентальном направлениях, еловая древесина гораздо легче и мягче сосновой, что делает её привлекательной для использования в качестве дров: «Ель да берёза, чем не дрова?»

Ель часто использовали в домостроительстве. В одной из каравайных песен находим матицу из ели:

«Пекись, пекись, сыр каравай,…
Выше матицы яловой…» (Обрядовая поэзия. Книга 2. М. 1997, № 448, С.273).

Заметим, что матица была не только чрезвычайно важной конструктивной деталью дома, но и сакральным локусом, границей. Под ней совершались различные магические действия по излечению различных недугов, за матицей хранили ценные предметы и прочее. У плотников существовал обряд поднятия матицы (Попов А.В. «Реконструкция ТРАДИЦИОННЫХ ОБРЯДОВ, СВЯЗАННЫХ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ, В МУЗЕЕ НАРОДНОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА «ВИТОСЛАВЛИЦЫ» В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ»).

Поднятие матицы. Обход сруба

В поговорке «Изба елова, да сердце здорово» чувствуется некоторая заниженная оценка жилища из ели. Но такое отношение было не везде, например, в Омской области записано такое сообщение: «- А из чего делали эти половицы, из какого леса? –А тоже с красного леса (как и избы), с ели большинство. Сосна большинство не шла на строительство домов, шла лиственница, шла ель. А сосна она быстро гниёт. Быстро разлагается, ель дольше лежит» (Л. Татаурова, П. Орлов, «Экранное сообщение «это я помню»» в сборнике «Культура русских в археологических исследованиях», Омск 2005, С. 396). А в Архангельской губернии, наоборот «Жилища в Золотице строят по большей части из соснового леса, редко из елового» (П.С. Ефименко «Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии», М. 2009, С. 130). Видимо, дело зависело от породы и мест произрастания елей. По сообщению с Витебщины, освященные еловые ветки вместе с ладаном подкладывали при закладке дома под четыре утла, чтобы предохранить его от грома(«Славянские древности», С. 184). В смоленском уезде дети пели о целом городе (укреплении) из елей: «Шла вода мимо градА,/ которому еловому…» (Г. Виногадов «Страна детей», СПб., 1998, С. 340).

Ель в славянском фольклорном «дендрарии» занимает одно из первых мест по частоте упоминания и широте использования её образа в самых разных обрядах всего годового цикла. И это важная отличительная черта ели. Другие популярные у славян деревья (дуб, липа, берёза) использовались только в определённые годовые праздники и никогда – круглый год. То есть ель можно назвать универсальным маркером славянских праздников. Особенно ярка роль ели в весенних обрядах, связанных с любовью и браком и шире – плодородием вообще. Никакой прямой привязки ели к миру мертвых в славянском фольклоре не обнаруживается. Современное предпочтение ели для оформления похорон и украшения могил – явление сравнительно недавнее, а в прошлом в похоронах славяне использовали наряду с елью и другие деревья, в том числе и берёзу. По данным фольклора и этнографии ель связана с такими мифологическими персонажами славянского пантеона как Ярило и Макошь.

Т. Блинова. Зима- весна 2013.

P.S. Выжимки статьи для романтиков и не любителей читать большие тексты:

Ель не вдова и не черница,,
Ель не бобыль и не евнух,
Девица, парень, роженица,
Ярило, Макошь – Божий Дух.

Ель не впивается корнями
В родную Землю глубоко,
Ель Землю нежно обнимает,
Раскинув корни широко.

Она строга своей системой,
Являя ярусы ресниц.
И сами просятся колена
Упасть под ней на хвою ниц.

О, зелье вееров горизонтальных!
О, стана ось – как рыбья кость!
О, терпкий мёд – еловый пот!
О, дух, сметающий недуг!

Источник

Какие деревья принимают участие в весенних и осенних праздниках на Руси?

какие деревья принимают участие в весенних и осенних праздниках на Руси

какие деревья принимают участие в весенних и осенних праздниках в России

Проект «Роль дерева в христианских праздниках»

осенние и весенние праздники и связанные с ними обряды, традиции

значение деревьев и символы осенних праздников

значение деревьев и символы весенних праздников

какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть картинку какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Картинка про какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках

Ни один праздник на Руси не отмечали без обрядов, связанных с деревьями. Символом весны считается березка, символом осени рябина. Рябина символизирует в русской культуре мир и счастье в семье, осенью после сбора урожая традиционно играли свадьбу, поэтому обряды проводились с ветками рябину. Дерево сажали около дома, чтобы оберегало счастье в семье.

Перечислим осенние праздники, которые традиционно отмечали на Руси

В конце лета отмечали Яблоневый Спас, он также считается осенним праздником, символ праздника яблоня.

27 сентября – Воздвиженье, капустный день.

14 октября отмечали Покров, в этот день иногда выпадает первый снег

14 ноября – Кузьминки, в этот день провожали осень

Особое место в жизни славян занимает верба, праздник Вербное воскресение

осина также считала оберегом в славянской мифологии, ветки осины использовали в качестве оберега на Купалу и в Юрьевскую ночь.

какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть картинку какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Картинка про какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках

Крестителем Руси стал Киевский князь Владимир. Существует так же легенда, что христианство на Русь Киевскую принес сам апостол Андрей Первозванный.

какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть картинку какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Картинка про какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках

Сочинение «Моя будущая профессия».

В первой части своего сочинения можно написать о своих долгих раздумьях на тему выбора будущей профессии. Как много есть интересных профессий, которые привлекали вас в детстве.

В основной части плавно переходите к своему выбору. Как в один прекрасный момент вы конкретно поняли, что хотите стать именно этим специалистом. Где-то увидели как работает человек, что-то зацепило и вы уже представили, что вы выросли работаете. И работа доставляет удовольствие. В этой же части описываете свой интерес, который заставил поинтересоваться о будущей профессии. Чем она оказалась в действительности, что вас в ней привлекло еще больше. Можно написать фамилии известных людей в этой сфере.

И последнее. Желание приносить полбзу обществу и быть счастливым, работая на любимой работе.

какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть картинку какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Картинка про какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках

какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Смотреть картинку какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Картинка про какие деревья принимают участие в весенних праздниках. Фото какие деревья принимают участие в весенних праздниках

Это зависит от того «первичка» или «вторичка». Для «первички» нужно смотреть, кто застройщик: какова его репутация, были ли «нехорошие» ситуации в прошлом, помониторить интернет-ресурсы, пообщаться с потенциальными соседями. Типичные проблемы в «нехороших домах»:

В принципе, таких домов в каждом городе не так много, всё они на слуху, а квартиры в них пытаются продать сильно «ниже рынка». Последнее сразу должно насторожить.

Теперь что касается «вторички». Основные проблемные моменты:

Ну вот, наверное, и все основные «подводные камни».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *