какие деньги в дагестане рубли
Какие деньги в дагестане рубли
Революция и Гражданская война создали сложнейшую политическую и экономическую ситуацию на Северном Кавказе. Войска Добровольческой армии под командованием Антона Ивановича Деникина в борьбе за «единую и неделимую Россию» беспощадно подавляли освободительное движение горцев.
Однако к середине 1918 года для борьбы с белогвардейскими армиями началось объединение горцев вокруг шейха Аварии, панисламиста Узун-Хаджи. Узун-Хаджи с небольшим отрядом горцев занял аул Ведено, являвшийся мощным укреплением, и объявил войну Деникину. Вскоре было провозглашено образование эмирата Северного Кавказа, который стал обзаводиться всеми атрибутами государства, в том числе собственными деньгами.
_________________________________________________________________________________
Создание Северо-Кавказского эмирата
В сентябре 1919 года в аул Ведено к Узун-Хаджи прибыл гонец, некий Иналук Арсанукаев Дышнинский, с грамотой якобы от турецкого султана. Личность его была весьма примечательной. Чеченец по национальности, в царской России он служил приставом — начальником полиции небольшого селения. После женитьбы на грузинской княжне Дышнинский присвоил себе титул князя. Впоследствии он стал верным соратником Узун-Хаджи в борьбе с «неверными».
В доставленной грамоте указывалось, что горцам Северного Кавказа следует создать эмират, который должен находиться под протекторатом Турции. После ряда совещаний со своими сподвижниками Узун-Хаджи, по сведениям историков, объявил о создании эмирата Северного Кавказа в качестве самостоятельной шариат¬ской монархии под протекторатом халифа (верховного правителя мусульман) Муса Мамек его величества оттоманского императора Магомета Вахитт Дина Шестого.
Временная столица эмирата была учреждена в ауле Ведено, предполагалось при этом иметь постоянную столицу в городе Грозном. Себе Узун-Хаджи присвоил громкий титул: его величество имам и эмир Северо-Кавказского эмиратства, шейх Узун Хаир Хаджи Хан.
В созданном эфемерном эмирате, как и в других монархических государствах, стали образовывать привилегированные сословия. Появились не только доморощенные дворяне, но даже князья.
Вооруженные силы эмирата, численность бойцов в которых доходила до 10 000, состояла из 6 армий под командованием 6 генералмайоров. В армиях щедро раздавались военное звание полковника и другие высшие чины.
Для управления страной было сформировано правительство во главе с великим визирем (высшим сановником) князем Дышнинским, являвшимся одновременно главнокомандующим Северо-Кавказского эмирата в звании ни мало ни много фельдмаршала.
В состав правительства входило 8министров, имевших, за исключением министра юстиции, звание генерал-майора, причем 2 из них были вообще неграмотными, а 3 — «грамотны по-русски». Только министр финансов Абдул Абдуллов был «грамотен по-русски и по-арабски». Все эти «красочные» сведения о составе правительства были приведены князем Дышнинским 9 декабря 1919 года в докладе председателю Совета министров Грузинской республики.
Денежное обращение в эмирате
В 1919 году денежное обращение в эмирате, как и на всем Северном Кавказе, находилось в весьма хаотичном состоянии. В этом регионе ходили деньги царского и Временного правительств. Но значительно больше было суррогатных денег местных правительств. Эти деньги совершенно не были связаны между собой какими-либо курсами. Одновременно с ними в обращении были деньги, выпущенные генералом А.И. Деникиным. Кроме того, довольно ши¬рокое распространение имели деньги мусаватистского и советского правительств Азербайджана в связи с наличием на них надписей по-арабски.
Несмотря на обилие и разнообразие бумажных денежных знаков, из-за быстрого их обесценивания на Северном Кавказе ощущался сильный денежный голод. С целью улучшения финансового положения и увеличения престижа правительством эмирата осенью 1919 года было принято решение о выпуске своих, местных денег. Из-за отсут¬ствия какой-либо полиграфической техники для этой цели пришлось использовать имевшиеся в денежном обороте Северного Кавказа советские денежные знаки, проштемпелевывая их находящимися «под рукой» у правительства печатями.
Первый такой своеобразный выпуск денежных знаков производился на основе наложения на 100-рублевый разменный знак Терской советской республики оттиска перстневой печати эмира с текстом: «Слуга бедных Узун Хаир Хаджи Хан».
Вскоре из-за усиливающегося обесценивания денег правительством был произведен подобным образом второй выпуск денег, для которого наряду со 100-рублевыми терскими деньгами использовались дензнаки Северо-Кавказской советской республики достоинством в 100 и 50 рублей. В отличие от первого выпуска, они штемпелевались уже крупной печатью главы правительства Дышнинского и им подписывались.
В самом конце 1919 года был осуществлен третий выпуск денег, в котором использовались только деньги Северо-Кавказской советской республики достоинством в 100, 50, 25 и 10 рублей, которые штемпелевались также печатью Дышнинского, но без его подписи. Историки отмечали, что в этом выпуске правительство не брезговало и фальшивыми дензнаками малых номиналов.
Первое время весьма оригинальные выпуски дензнаков несколько смягчили денежный голод и ходили в эмирате до конца 1919 года.
Кредитные билеты эмирата
В самом конце 1919 — начале 1920 года в ауле Ведено — столице эмирата — был создан и заработал кустарно-примитивный так называемый «монетный двор» по изготовлению бумажных денежных знаков, объявленных правительством для повышения авторитета у горцев «кредитными билетами». Изготовление бумажных дензнаков было отдано на откуп русским и кавказским фальшивомонетчикам. Эти печатники, не имея в своем распоряжении приспособлений, изготовили клише для всех кредитных билетов на камнях, т. е. самым допотопным образом. Рисунки лицевых и оборотных сторон знаков были выполнены художником-самоучкой, немецким офицером Паулем Маурахом, бежавшим из русского плена и скрывавшимся среди горцев Северного Кавказа. В результате все рисунки имели весьма аляповатый вид, а отпечатки денег были выполнены крайне небрежно.
В распоряжении печатников отсутствовала не только специальная бумага с водяными знаками, но и вообще бумага маломальски приличного качества. Денежные знаки печатались на любой найденной в регионе бумаге, совершенно не подходящей для литографических работ. При рассмотрении денежных знаков можно обнаружить, что они печатались даже на линованных листах из школьных тетрадей.
Кредитные билеты выпускались большой серией купюрами достоинством в 5, 25, 50, 100, 250, 500 и 1000 рублей. Все билеты, за исключением 1000-рублевого, были введены в оборот. Выпуск денег производился двумя группами. В первую группу вошли купюры самых больших номиналов в 250 и 500 рублей, во вторую — все остальные.
На денежных знаках всех номиналов было приведено изображение герба Северо-Кавказского эмирата: белого цвета горизонтально расположенный полумесяц и над ним также белые три пятиконечные звезды.
На лицевых сторонах всех билетов имелось однотипное изображение весов богини правосудия с кораном на одной чаше весов и со священным знаменем пророка — на другой. Весы были подвешены на перекрещенных между собой винтовке и сабле, над весами — чалма с короной. Такая символика олицетворяла шариатскую монархию. На оборотных сторонах всех билетов в разных вариантах представлен рисунок Дагестанских гор и Каспийского моря, символизирующий территорию эмирата Узун-Хаджи в будущем.
Надписи на всех билетах были выполнены по-арабски, по-русски, а также, частично, по-французски. Содержание и оформление билетов наглядно иллюстрируются на примере купюры в 500 рублей (50туманов). Кстати, на ней во французском тексте имеется ошибка: вместо «roubles» напечатано «rubles». Ниже приведен перевод арабских текстов на билете.
На лицевой стороне, в верхней части билета: «повелитель мусульман на Северном Кавказе Хаджи Узун Хаир». Внизу: «назир (министр) финансов Абдул Азим Абдулла». В правом и левом верхних углах «50, пятьдесят туманов». В правом нижнем углу: «1338 год» (в переводе с хиджре — 1919).
На оборотной стороне, в рамке сверху и с боков: «50туманов». Внутри верхней части рамки: «чеканка (печатание) подобных напечатанному карается, за исключением тех, кому это разрешено правительством». Внизу: «ходят наравне с другими бумажными деньгами. Чеканено в Ведено. Да возвеличится победа его».
Деньги Северо-Кавказского эмирата имели хождение около 7–8 месяцев на территории, не имевшей точных границ.
К январю 1920 года военное и экономическое положение эмирата стало ухудшаться. Население уже не так охотно продавало военным продовольствие и фураж, так как получало за них ничем не обеспеченные деньги. Северо-Кавказский эмират все меньше пользовался поддержкой широких масс горцев. Авторитет Узун-Хаджи сильно пошатнулся, а его войска стали разбегаться.
После распада эмирата кредитные билеты и другие его дензнаки потеряли свою платежеспособность и превратились в бумажки, которые впоследствии использовались только в качестве коллекционного материала. Незначительное количество кредитных билетов Узун-Хаджи, обнаруженных на листах, было сдано в Народный комиссариат финансов с целью реализации и получения средств на борьбу с последствиями голода в Поволжье в 1921–1922 годах.
К вопросу об использовании восточных монет в Дагестане XVI – первой половины XIX в.
Денежные знаки, употреблявшиеся в Дагестане в дороссийскую эпоху
Долгое время историки и экономисты считали, что коренное население Дагестана жило натуральным хозяйством, вплоть до включения названной кавказской территории в состав Российской империи (1813 г.). Соответственно, эти исследователи полагали, что дагестанцы совершенно не употребляли деньги, отчеканенные в тех или иных великих империях, кроме Российской, хотя и знали в общих чертах об их существовании и данное обстоятельство нашло отражение свое в дагестанских языках. Авторы статьи, которая публикуется здесь, перерыли огромное количество дагестанских арабографических текстов, написанных за два с половиной столетия, предшествующие полному вхождению Дагестана в состав России, где говорится о податях, налогах и различных сделках.
Нами показана номенклатура названий восточных монет, имевших то или иное хождение в дороссийском Дагестане и сделана попытка установить источники их проникновения.
Аббаси
В Аваристане – как, возможно, и в других частях Горного Дагестана – алтун (вар. алтын) знали, что несомненно, в эпоху нахождения этих территорий в составе Иранской империи. Мало вероятно, поэтому, что «аварский» алтун//алтын XVIII в., родился в результате контактов с Россией. Более правильным, наверное, будет видеть здесь татаро-монгольское влияние.
Ашрафи
Данный термин присутствующий в языке современных лакцев («золотая монета»), но вроде бы известный и старым лезгинам (у обоих, видимо, под влиянием контактов с Бухарским ханством), упоминается в Ахты-наме. Это означает фиксацию данной монеты в записи лезгинско-ахтынских преданий, сделанной, наверное, в XVII – XVIII вв.
В Ахты-наме, которое написано по-персидски, говорится, что князек, правивший в Ахтах в давние времена, затратил на создание ахтынских «бань» сумму в размере 1500 «ашрафи».
Монета из золота под названием ашрафи чеканилась на мусульманском Востоке с XV в. Делали это, в том числе, и в Иране. Чеканил ее из золота, например, первый шах из династии Сефевидов, правивший в начале XVI в.
Ахча
Куруш
Куруш (даг. гъуруш) происходит, в конечном счете, от французской серебряной монеты XIII в., которую чеканили в г. Тур; от латинского grossus «большой». В XIV – XVI вв. данная серебряная монета получила значительное распространение в Западной, Центральной и Восточной Европе. В Османской империи (Турция), которая контролировала тогда большие территории в Центральной Европе (вплоть до Словакии), стали куруш чеканить с 1687 г.; это была серебряная монета весом почти в 20 г.
Манат
Нукра
Итак, в XV в. брали правители Аваристана (гласит повествовательный текст XVIII в.) налог со своих подданных – на территории нынешнего Хунзахского района (РД) – в размере 3 «дирхама серебром». Позднее, в 1617 г. крупная авароязычная община предгорной зоны современного РД, купив огромный земельный массив у княжеской семьи из кумыкского Эндирея, употребила в арабском тексте слово «дирхам», но в значении «малое количество». «Дирхам», но уже как денежная единица, зафиксирован и в Дербент-наме, то есть в тюркском тексте конца XVII в. Там говорится, что в давние времена наложен был на лезгинскую зону Дагестана налог в пользу мусульманских властей, в который входили 40 тыс. «дирхамов наличными». Под 1748 г. отмечено употребление термина «дирхам» в Ахтынской зоне Северного Лезгистана: с нарушителей шариата решено брать штрафы в 10 – с одних лиц, – и в 20 – с других по статусу лиц, – дирхамов.
Слово нукра «серебро» зафиксировано в памятниках персидской поэзии с XIV в. Что же касается дирхамов, то отметим здесь, что в монгольскую эпоху чеканили их к югу от Дагестана и к северу от него, причем даже в Рязани и Ельце. К примеру: чеканили дирхамы в Ширване (с Х в.); в Закатальской зоне современного Азербайджана (в г. Базар, стоявшем на тех землях, которые считались в XVIII – XIX вв. аварскими) и вблизи белоканско-аварских земель, а точнее в грузинском Караагаче. Производилась же такая чеканка от имени династии монгольского происхождения. Речь ведем мы здесь о правителях XIV – начала XV вв., известных историкам как Джалаириды, ибо происходили они из монгольского племени джалаир. Далее. В XV в. чеканили «дирхам» и в Крыму. Здесь же отметим и то обстоятельство, что в значении «мера веса» (примерно, 3 г серебра), то есть как в дагестанской купчей от 1617 г., употреблялось слово дирхам в Османской империи.
Что же касается дагестанского термина нукра в значении «мелкая серебряная монета», то пришел он в Нагорный Дагестан, скорее всего, с юга. Имеется в виду из пределов империи иранских монголов (2-я половина XIII – XIV вв.), где Газан-хан Хулагуид провел известную денежную реформу.
В настоящее время такая денежная единица (как в форме сом, так и в форме сум) дагестанцам не известна. Ее нет даже в кумыкском-тюркском языке Дагестана, но зато употребляется она, то есть сом//сум, в языках Северного Кавказа – как в тюркских, так и в не-тюркских. В XVIII – начале XIX вв., однако, был сом//сум хорошо известен как кумыкам, так и соседним с ними аварцам. Так, например, в арабском документе от 1819/20 г., посвященном взаимоотношениям названных дагестанских этносов – мехтулинцы, кафыркумухцы и араканцы – сом упоминается. Там сказано, что на человека, который взял с кого-либо баранту (в арабском тексте: ишкил), налагается «штраф в один сом». Так же решили эти дагестанцы поступать и еще при одном проступке: брать «штраф в один сом».
Сом//сум – денежная единица, которая употреблялась в Золотой Орде, причем с XIV в. Сохранялся сом//сум и в тех тюркско-мусульманских государствах Евразии, которые возникли на развалинах Орды.
Таньга
В настоящее время эта денежная единица языкам дагестанцев не известна, но упоминается она в арабском документе из «города» Кумуха, уверенно датируемом XVI в., а также, в даргинской редакции Свода заповедных законов Кайтаг-Дарго. Речь идет о материалах связываемых с личностью Рустамхана-уцуми, деятеля 1-й половины XVII в.
От татаро-монгольского термина таньга происходит, как хорошо известно, русское «деньга» (с XIV в.). Последнее слово, кстати, проникло в Аваристан (фиксируется там с XVIII в.), но, правда, не в значении «монета», а в значении «блестящий, красивый предмет», С течением времени перешло оно в аварское имя собственное «Деньга+в»; отца имама Шамиля, например, звали «Мухаммад – сын Деньги».
Туман – широко известная на мусульманском Востоке денежная единица, которая имела хождение на территории, например, Ирана, а также в кавказском Ширване. Появилась она там вместе с монголами, хотя генезис термина, – туман//тумен –восходит, возможно, к языкам древнейшего населения современного северо-западного Китая.
Шахи
Шахи (в переводе «шахская» монета) известен в Иране с начала XVI в., то есть с первых Сефевидов. Тогда была это, однако, серебряная монета.
Фельс
Денежная единица, отчеканенная из меди или бронзы под названием фельс, известная, кстати, еще средневековым арабам (от латинского follis), имела хождение в закавказских средневековых государствах. В после-надировскую же эпоху – в истории Среднего Востока и Кавказа, – чеканили фулус в г. Баку, а также в таких ханствах Северного Азербайджана, как Гянджинское и Шекинское.
Как я съездила на Кавказ на неделю за 25 тысяч рублей
Этот текст написал читатель в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
В начале апреля 2021 года мы с подругами вчетвером ездили на Кавказ.
За неделю посмотрели три республики. В Кабардино-Балкарии провели четыре дня, в Дагестане — три, в Чеченской республике — одну ночь.
Хочу рассказать не только о нашем опыте, но и о том, на чем можно сэкономить. Мы уложились в 25 000 Р на человека — это очень дешево. Тур такой же продолжительности и с той же программой стоит в два раза дороже.
Траты в поездке по Кавказу на одного человека за 7 дней — 24 184 Р
Авиабилеты Санкт-Петербург — Минводы, Беслан — Санкт-Петербург | 6430 Р |
Экскурсии | 5208 Р |
Развлечения и рестораны | 3272 Р |
Жилье | 3105 Р |
Поездки между республиками и городами | 2054 Р |
Сувениры | 1648 Р |
Еда | 1450 Р |
Такси | 585 Р |
Посылка в Санкт-Петербург | 432 Р |
Поиск туров и планирование самостоятельного путешествия
Нам очень хотелось в Дагестан. Но если ехать на Кавказ, то хорошо бы посмотреть несколько республик. Так можно сравнить их между собой и лучше познакомиться с Югом России.
Если вы все-таки нацелены ехать только в одну республику, то Дагестан, пожалуй, самый интересный вариант. Там можно встретить все природное разнообразие: горы, море, пустыню, каньоны, исторические города, горные аулы.
Для поиска туров и предложений мы смотрели:
Авиабилеты
Группа, к которой мы присоединились, летела рейсом «Победы» до Нальчика. Я была единственной, кто летел из Санкт-Петербурга. Прямых рейсов оттуда в Нальчик нет, и я решила прилететь в аэропорт Минеральных Вод.
В этом и заключается прелесть путешествий по Кавказу: республики маленькие, и в каждой есть аэропорт. Советую проверять цены на перелеты в соседние города, если билет в город назначения дорогой. Например, если вам нужно в Нальчик, можно посмотреть перелеты в Минводы в Ставропольском крае, Беслан в Северной Осетии и Магас в Ингушетии. Из каждого аэропорта до Нальчика можно доехать примерно за 2 часа. А сэкономить на таком перелете — до нескольких тысяч. В зависимости от города назначения можно также рассматривать аэропорты в Грозном и Махачкале.
Жилье
Мы останавливались в нескольких городах: Пятигорске, Нальчике, Махачкале.
Пятигорск. Были там всего одну ночь, поэтому выбрали хостел. Для бронирования рекомендую использовать мобильное приложение «Букинга»: цена там иногда ниже, чем на сайте. Можно сэкономить до 10% от стоимости жилья.
Нальчик — это столица Кабардино-Балкарской республики. Хостелов там немного, но жилье недорогое, потому что осталось много санаториев советских времен. Они с тех пор явно не обновлялись, но работают.
Большая часть нашей группы жила в отеле «Уют». Отзывы о нем были не самые лестные, писали о проблемах с горячей водой и сервисом. Но вариантов дешевле не было. Он стоил примерно 450 Р ночь. Еще за такую цену можно снять номер в отеле «Альпинист». В отличие от «Уюта» он располагается в центре города.
У нас была компания из четырех человек, и мы изначально решили, что выгоднее жить в квартире. Там есть кухня, и можно готовить самим. Плюс там более комфортные условия по сравнению с гостиницами Нальчика. Мы выбрали однокомнатную квартиру по 2200 Р за ночь — получилось 550 Р с человека. Нашли мы ее на «Букинге», еще смотрели на Airbnb. «Авито» для поиска жилья на Кавказе лучше не использовать, так как гарантий никто не дает, можно нарваться на мошенников либо на не соответствующее фотографиям жилье.
Нам все равно показалось отличной идеей жить на берегу моря при такой низкой цене. Не думаю, что это реально провернуть в других городах, например на Черноморском побережье России. Если есть такая возможность, ее нужно использовать.
Мы снимали жилье в 2 минутах ходьбы от моря и центрального пляжа в House Hostel за 350 Р в сутки. Арендовали четырехместный номер. Там есть номера и дешевле. Несмотря на низкую цену, хостел был вполне хорошим. Он коридорного типа, на этаже есть своя кухня, туалеты, душевые и умывальники. Из общего коридора также открывается вид на море.
Маршрут
У нас была программа по Кабардино-Балкарии на четыре дня — ее составил один из тех, кто собирал группу. После этого мы с подругами поехали на три дня в Дагестан самостоятельно.
Обзорная экскурсия по Нальчику и Шато-Эркену. Город небольшой, без особых достопримечательностей, и 2—3 часов для него достаточно. Можно посмотреть ипподром, арку Дружбы, собор, мечеть, парк.
Так как замок современный, построен в 2010 году, истории у него нет, никакой экспозиции тоже нет, соответственно, смотреть нечего. Внутри проводят банкеты и свадьбы. Дегустация вина в экскурсию не входит. На территории парка есть кафе и несколько беседок, вольер с павлинами, озера и утки. Территория красивая, можно сделать живописные фотографии для соцсетей. После Шато-Эркена поздно вечером мы вернулись в Нальчик.
Голубое озеро небольшое, но очень глубокое. В нем нельзя купаться, вода содержит сероводород, поэтому в озере нет никакой флоры и фауны.
Село Кюнлюм опустело в 1942 году. Все его жители были принудительно депортированы за Урал. Руины свидетельствуют о том, что там когда-то жили люди, до наших дней целиком сохранилась только башня. Сейчас новое село отстроили на другом берегу реки.
Вечером, вернувшись в Нальчик, мы отправились в кафе «Берег». Оно находится в городском парке. Там три вида залов: с кальянами и дискотекой, зал с живой музыкой и беседки, которые можно занять компанией. Мы выбрали зал с музыкой.
Как оказалось позже, в чек включают стоимость живой музыки. Я с таким столкнулась первый раз, но на Кавказе этому не стоит удивляться. Если заказываете шашлык, кетчуп и лук могут посчитать отдельно.
При заказе кальяна надо отдельно платить за угли. Кавказ — он такой.
За музыку с нас взяли 80 Р с человека. При этом можно было заказать песню, но за это необходимо заплатить дополнительно. То есть за 80 Р нам пели, а за доплату мы могли выбрать, что именно будут петь.
Но нам понравилось то, что исполняли национальные песни. Еще нас пригласили танцевать, и мы даже немного выучили местный танец. Ради этого мы и ехали — познакомиться с местной культурой. В ресторане мы старались выбрать побольше блюд из национальной кухни. Попробовали чанах, лакумы, дэлэн. Самое известное национальное блюдо в Кабардино-Балкарии — хычин. Он напоминает очень тонкий пирог. Бывают с разными начинками: с сыром и зеленью, с картошкой, мясной хычин.
Когда мы поднялись на «Мир», была очень плохая погода, видимость — не больше нескольких метров, поэтому выше мы не поехали. На Эльбрусе были, но сам Эльбрус так и не увидели.
Чтобы не потратить деньги впустую, советую обратить внимание на прогноз погоды. В нашу поездку внизу лил дождь, а наверху был снег и туман. Еще можно спросить местных гидов. Они обычно знают, когда погода плохая в течение нескольких дней. В этом случае смысла ехать мало.
В Нальчике есть кондитерская фабрика «Нальчик-сладость», а при ней — фирменный магазин. Там можно купить конфеты, но на развес не продают — только коробками. Это отличный вариант подарка из путешествия. Конфеты этой фабрики продаются по всей России, но здесь они в специальных красивых упаковках.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Если одну ночь провести в поездке, сэкономите на жилье. Еще нам очень повезло с водителем: мы заехали в Грозный, немного погуляли по городу и посмотрели достопримечательности.
Поездку на катере обычно оплачивают дополнительно либо она не входит в экскурсию, поэтому обязательно ищите тур, где она будет включена. Этот тур понравился нам больше всего за всю поездку на Кавказ, хотя после Кабардино-Балкарии казалось, что лимит впечатлительности исчерпан.
На обед нас кормили аварским хинкалом — традиционным блюдом Республики Дагестан. Хинкал никак не связан с грузинскими хинкали. Это блюдо готовят из картошки, баранины и кусочков теста. Как и вся национальная кухня — на любителя, зависит от ваших предпочтений.
Вечером мы решили прогуляться по городу, хотя приехали очень поздно и без сил, но не хотели ничего пропустить. Зашли в джума-мечеть — главную достопримечательность Махачкалы. А после отправились в рекомендуемый всеми Hinkal Brothers. Так как хинкал мы ели на обед, то выбрали другие блюда традиционной кухни. Я брала курзе — что-то вроде соленых вареников или пельменей с творогом — и кофе с урбечем. Урбеч — сладкая паста из орехов и меда. Ее часто покупают в качестве сувенира из Дагестана.
На следующий день не нашлось ни одной экскурсии, потому что был понедельник и неактивный туристический сезон. Так что советую подбирать туры заранее. В этот день мы решили самостоятельно ехать в Дербент на электричке, она отправляется в 09:00 с ж /д вокзала.
Один из официантов предложил нам свои услуги гида по крепости и городу за 500 Р с человека. Это трехчасовая экскурсия — мы согласились. Свои гиды есть и у крепости — можно пойти на экскурсию с ними.
Вход в крепость платный — 150 Р для взрослых. Весь день мы провели в Дербенте, вечером на маршрутке доехали до Махачкалы за 250 Р и поняли, что пора отдохнуть от всего национального. Пошли в самое обычное кафе Cappuccino Сlub и ели суши, греческий салат и пасту.
Следующий день был последним в этой поездке. С утра мы зашли на рынок — там очень вкусные овощи, колбасы. Я взяла в качестве сувенира чеченскую колбасу по 250 Р за палку — она считается дорогой. Еще купила кумкваты — маленькие фрукты, похожие на апельсинки, очень вкусные, потом пожалела, что не взяла больше. А еще — горную курагу и местные огурцы. Подруги купили урбеч.
Что в итоге
На Кавказе стоит побывать, чтобы увидеть такую разную Россию. Кавказские республики не похожи ни на одну другую область в стране. Их отличает многонациональность, многоконфессиональность, национальная еда и традиции. А путешествия нам даны, чтобы расширять горизонты.
Читатели путешествуют. Воспоминания о самых впечатляющих поездках
Каспийское море грязное в основном в районе Махачкалы, Каспийска. В Избербаше отличные песчаные пляжи. И ни кто ни чего не скажет если в купальнике будет женщина. Ни кто лук и кетчуп в счёте никогда не включает, вас просто развели. Более того хлеб бесплатно, в отличии от курортов Краснодарского края.