какие деньги на чукотке
Краткое пособие для тех, кто собрался на Чукотку
На Чукотке нет времени. Его ни то чтобы нет вообще, оно есть, но измеряется не в часах и минутах, а в днях пути, промежутках между питанием, совершенными делами и еще бог весть в чём. Чем интереснее путешествие, чем больше вы хотите увидеть достопримечательностей и диких животных, тем больше вам понадобиться «классического механического времени». Простая и вместе с тем чрезвычайно сложная для человека » с материка» аксиома. К примеру, чтобы добраться до районного центра из Анадыря может понадобиться больше недели, и уж не известно сколько нужно времени, чтобы потом из районного центра добраться до какого-нибудь национального села. Однажды, в одном из райцентров я ждал самолёт неделю, не дождался и уехал на теплоходе. А самолёт в окружной центр вылетел только на 11-й день. Бороться со временем не возможно, надо учиться ждать.
Реплика из жизни чукотских туристов: «Что? Это было позавчера? А я думал неделю назад».
Главным действующим «лицом» на Чукотке является погода. Это она решает поедите вы, или будите проклинать сервис и безделье в аэропорту или гостинице. Чукотская погода, очень капризная девушка. Может меняться по несколько раз на дню.
Восточная Чукотка (Провиденский Чукотский, Иультинский районы). Непогода на востоке Чукотки большей частью связанна с туманами и облачностью, при которой авиация не летает. В этом случае путешествие на теплоходе, единственный выход своевременно попасть туда или оттуда.
Анадырь. Анадырь не самое морозное и не самое ветреное место на Чукотке, но когда эти факторы соединяются даже в своих средних показателях становится очень мерзко. Зимой почти всегда ветер 5-10 м/с и температура (-25-35 градусов).Летом (июль-август) средняя температура 15 градусов, но всё равно ветрено 5-7 м/с.
Реплика из жизни чукотских туристов:
— Почему мы не летим?
— Погода в пункте прибытия плохая. Туман.
— А сколько до него?
— 230 км.
— Такого быть не может. У нас ведь солнце светит, жара. Ты наверное что то не договариваешь.
В целом, современным путешественникам, туристам и просто людям посещающим Чукотку с погодой очень повезло. 25-30 лет назад, Чукотка была значительно «суровее». Пурги сильнее, зимы снежнее, морозы крепче, лето холоднее. Есть плюсы от глобального потепления.
Из личного опыта: В один год в середине июня, после того как растаял снег, в Провидения пошёл дождь. В сентябре он прекратился и пошёл снег.
Право на оформление турпутевок имеют туроператоры зарегистрированные в Чукотском АО.
Регуялрное пассажирское сообщение чукотки с материком существует исключительно в виде авиасообщений.
Прилететь на Чукотку «из вне» можно в 3 аэропорта:
1) В Анадырь. Из Москвы, летом четыре раза, зимой два раза в неделю. Это самое распространённое направление для прилёта на Чукотку. Проблем с авиабилетами из Москвы практически никогда не бывает. Тем более, если заказывать их заранее. Проблема в цене. Цены на билет от 25-50 тысяч рублей в эконом-классе. В среднем, в летний период билеты стоят 35-40 тысяч рублей.
Из Анадыря во все районы Чукотки летают самолёты местной авиалинии «ЧукотАвиа». Это стратегическое транспортное преимущество Анадыря перед остальными «авиаворотами» Чукотки.
2) В Певек. Два раза в неделю из Москвы. На этом направлении уже могут возникнуть проблемы с билетами. Цена билета в один конец 35-50 тысяч рублей. Из Певека уже меньше вариантов добраться до остальной Чукотки по воздуху. Отсюда летают вертолеты в национальные сёла Чаунского района, на Мыс Шмидта, а также самолёты в Анадырь.
3) В Билибино. 2-3 раза в неделю из Магадана. Летают среднемагистральные АН-24. Цена билета в районе 30 тысяч. Из Билибино, по воздуху можно добраться только в села Билибинского района, а самолётом в Анадырь (один раз в 2 недели).
Также можно зафрахтовать вертолёт. Здесь богатому фрахтовщику уже предлагается на выбор 2 компании: «Чукотавиа» ( более 200.000 руб. полётный час) и «Билибиноавиа» (цена процентов на 10-15 ниже чем у «ЧукотАвиа»). Правда у второй компании, находящейся в Билибино, радиус авиапокрытия меньше (не экономично билибинцам работать по восточной Чукотке).
Сейчас скажу ересь. Деньги на Чукотке не имеют значения. Значения в том смысле, которые они имеют скажем в Москве или Владивостоке. Очень удивились мои московские туристы, когда не смогли найти такси, чтобы добраться из одного посёлка в другой.
Реплика из жизни чукотских туристов: » Мы предлагали ему двойной тариф! А ему было лень утром вставать и ехать!»
Даже если вы заключите договор на оказание, к примеру, транспортных услуг, вам могут отказать, или приехать(прилететь, приплыть) в другой день/дни. Найдётся сто причин почему этого не сделали, даже за хорошие деньги. Нет, Чукотка не территория альтруистов, просто, кроме денег, здесь должно быть что-то еще: личное знакомство, обоюдный интерес (водитель к примеру тоже рыбак и хочет порыбачить в том месте куда вы едете), протекция со стороны администрации, вы знаменитость и т.п. В то же время, на Чукотке могут вас довезти, разместить, накормить, оказать помощь и не взять за это вообще ни копейки. Даже обидятся, когда вы предложите деньги. Такое отношение к деньгам, конечно не норма, но имеет место быть.
Реплика из жизни чукотских туристов: «И как вы здесь живёте?».
Даже если у вас деньги есть, но они на пластиковой карте, могут возникнуть проблемы с их обналичкой. Банкоматов очень мало, иногда один на посёлок. В нем могут закончиться деньги, может отключиться связь, да и в принципе он может быть сломанным. Эта же проблема касается оплаты товаров в магазинах. Поэтому деньги лучше всего иметь наличкой.
Турист «не организованный» потратит меньшую сумму, но столкнётся с транспортными и логистическими проблемами. Решение этих проблем в первую очередь отнимает время, которое так «дорого» для людей с материка, чей годовой отпуск в лучшем случае 30 календарных дней.
Сервиса на Чукотке нет. К этому нужно быть готовым сразу. Те редкие проявления комфорта и качества бытовых услуг, которые могут вам предложить, лучше всего воспринимать, как подарок, как «манну небесную», а не как норму. И это при ценах, как в хороших отелях или ресторанах.
В лучшем случае у вас будет выбор куда пойти в «первое» кафе, или во «второе». Зачастую в райцентрах существует только одно заведение общепита. И меню в нём весьма ограничено. Хотя если говорить о качестве, то в большинстве кафе кормят вкусно. Цена за обед в среднем 400-600 руб. Чаще всего приезжающие хотят отведать блюда национальной кухни. Ни одно заведение их не готовит. В лучшем случае в меню есть оленина или местная рыба, которые, впрочем, вам приготовят по классическому (европейскому) кулинарному рецепту. Чукотская или эскимосская кухня весьма специфичные и отведать блюда можно только в национальных посёлках, побывав в гостях у местных жителей. В национальных сёлах точки общепита отсутствуют.
Мобильная связь есть практически во всех населенных пунктах Чукотки: Мегафон, Билайн, МТС. Качество связи очень посредственное, но разговаривать можно. Мобильный интернет в райцентрах есть, но очень медленный. В сёлах в 2017 году, по программе «Доступная информационная среда» появились бесплатные точки WI-FI.
Краеведческие музеи есть во всех райцентрах Чукотки. В них работают настоящие профессионалы и знатоки истории и культуры Чукотки. Поход в музеи обязателен. Именно с них можно и нужно начинать знакомство с тем или иным районом Чукотки. Кроме музеев можно посетить Дом культуры или Клуб, в которых договорившись с руководителем учреждения, можно посмотреть репетицию фольклорных коллективов или кружков народной самодеятельности. Собственно на этом список «культурных» заведений и заканчивается.
К прочим услугам можно отнести бани (200- 400 руб. за сеанс), посещение бассейна требует наличия медсправки (Провидения, Билибино), спортзалы и спортплощадки, ледовые катки открытого и закрытого типов (Эгвекинот, Провидения, Певек, Билибино, Угольные Копи). Кинотеатр есть только в Певеке, с новинками туго, репертуар одно-двухмесячной давности. Цена билетов (250-300 рублей). В Провидения и Эгвекиноте в зимний период (с конца декабря по начало мая) можно покататься на горных лыжах. Самый крутой и сложный склон в Провидения.
24 факта о жизни на Чукотке, доказывающих, что Крайний Север — это ни на что не похожий мир
Эскимосы, олени, чумы — так примерно мы представляем себе Чукотку. И зря, потому что на оленях там уже мало кто передвигается, эскимосы лишь один из многих народов этой земли, да и в чумах они не живут.
А еще мы узнали, как на Чукотке определяют температуру без термометра, — вы тоже узнаете это в конце статьи.
«Начну с того, что Север может принять человека или же оттолкнуть от себя. Думаю, все северяне это подтвердят. Человек, которому здесь не понравится, надолго не задержится — проверенный временем факт. Тот, кого примет, — полюбит регион навсегда. У нас здесь говорят: „Север притягивает“».
Если вы не являетесь высококлассным специалистом и сам работодатель не приглашает вас, приехать на Крайний Север для работы очень затруднительно. Компаниям нужны компетентные люди с опытом работы по специальности (а это чаще всего добыча полезных ископаемых или лесозаготовка), физически и морально подготовленные к тяжелым северным условиям.
Одно из популярных туристических мест здесь — Китовая аллея, на которой несколько сотен лет назад проводились магические обряды. Несмотря на романтическое название, выглядит аллея довольно кровожадно: полкилометра гигантских китовых костей.
Местные жители, дома которых располагаются близ Китовой аллеи, говорят, что сотни лет назад это место было ареной для соревнования шаманов, которые умели летать. Ритуальные обряды проводились на территории аллеи примерно 200 лет подряд. В 16 веке здесь начались сильнейшие заморозки, из-за чего племена перестали посещать священное некогда место, которое в результате на долгие годы ушло в тень. Однако на сегодняшний день Китовая аллея стала одним из популярнейших мест для путешественников со всего мира, гоняющихся за мистикой.
Китовая аллея не всегда обладала такой бешеной популярностью, как в наше время. Это место, священное для эскимосов, расположившееся на острове Итыгран, было обнаружено относительно недавно, в 70-х годах прошлого столетия, учеными, которых курировал Михаил Анатольевич Членов, российский этнограф.
Аллея состоит из двух рядов костей гренландских китов, которые наполовину погружены в землю. Первый ряд протяженностью 500 метров — кости, а второй ряд — многочисленные черепа китов, которые достигают огромных размеров: длина каждого варьируется от двух до трех метров в ширину. Археологический комплекс расположен на побережье, при «строительстве» аллеи были использованы останки около 60-70 взрослых китовых особей. Удивительно то, что под слоем гальки, которая лежит между рядами, находится огромное количество других китовых костей, что означает, что до момента обнаружения аллея была еще больше.
Сейчас любой турист, желающий увидеть это мистическое место, может оформить путевку, в программу которой будет входить маршрут-путешествие по Китовой аллее.
Хотя Чукотка и США находятся рядом, попасть из одной точки в другую крайне затруднительно. Поэтому, если у чукотского жителя возникнет желание слетать в Америку, ему проще будет сделать это из Москвы: то есть добираться через всю страну и по возможности с заездом во Владивосток (там находится ближайшая к Чукотскому автономному округу точка выдачи виз).
А еще на Чукотке находится крайняя восточная точка России — остров Рaтманова. Но там никто не живет.
Попасть из Анадыря, столицы автономного округа, в аэропорт — увлекательное приключение: для этого нужно пересечь залив. Летом это можно сделать на катере или барже, весной и осенью — на вертолете. Зимой все проще: традиционно залив переезжают по толстому льду.
Чукотка — единственное место в России, где мужчин больше, чем женщин. Связано это с тем, что в регион со всей страны съезжаются на заработки, а большинство предлагаемых профессий традиционно мужские.
Овощи и фрукты здесь очень дорогие из-за высокой стоимости доставки. Зачастую в магазинах люди просят их у продавца поштучно: например 3 картофелины для супа.
С яйцами, да и другими продуктами с Большой земли та же история. Причем, к сожалению, до пункта назначения продукты часто доходят уже испорченными.
Еще одна сложность с покупкой продуктов: многие магазины работают с обеденными перерывами и только до 8 вечера.
Интернет здесь тоже дорогой: приходится платить 2 рубля за мегабайт. То есть просмотр фильма онлайн обойдется примерно в 3 тыс. рублей.
Зато города радуют жителей бесплатным общественным транспортом, а села — бесплатными детскими садиками. Кроме того, очередей в них не бывает. Как правило, если на Чукотку приезжает семья с маленьким ребенком, его сразу же зачисляют в детсадовскую группу.
По чукотским улицам, бывает, разгуливают медведи, поэтому самим жителям в темное время суток рекомендуется особо не ходить. К слову, местные знают: от медведей нельзя убегать и тем более кричать на них при встрече — можно отпугнуть зверя шипением.
Во время белых ночей — с конца мая по июнь — солнце светит почти круглосуточно, лишь на пару часов скрываясь за горизонтом. Поэтому в выходные довольно много людей гуляет по так называемым ночам, больше похожим на привычный нам ранний вечер.
А полярная ночь знаменита северным сиянием. Впрочем, у некоторых оно не вызывает такого восхищения, как у приезжих: для коренных жителей это обычное дело.
На Чукотке едят консервы из мяса кита. Они полезные: продукт богат белком, витаминами и фосфором.
Один из самых узнаваемых символов Чукотки — Пеликен, хранитель домашнего очага. По легенде, он поедает человеческую зависть, злобу, проблемы и плохие мысли, переваривает их в своем огромном животе и излучает взамен добро и счастье. В селе Лаврентьево установлен памятник Пеликену, и, говорят, если потереть его пупок, можно стать удачливым и неуязвимым для злых сил.
Сравнительно недавно жители Чукотки пересели с оленьих упряжек на личные автомобили. Но и до этого в городах были сотрудники ГИБДД, которые, чтобы хоть как-то работать, для порядка останавливали и упряжки.
Но еще удобнее передвигаться на собачьей упряжке. Собаки более выносливые и могут спокойно пройти там, где олени провалятся в снег. Для упряжки их тренируют с самого раннего возраста: например отучают от охотничьих инстинктов.
Здесь существует такое опасное явление, как южак — внезапный ветер, сильные порывы которого сносят с земли снег и могут даже разрушать дома.
Иногда в городах наметает такие сугробы, что приходится прорывать настоящий тоннель, чтобы выйти из дома.
Некоторые коренные чукотские народы живут в ярангах — жилищах из деревянных шестов и шкур животных, — а вовсе не в чумах, как мы привыкли слышать в анекдотах.
У чукчей в ходу двадцатеричная система счисления вместо привычной нам десятеричной. В ее основе лежит счет на пальцах, который раньше был удобен для торговли. Так, слова «пять» и «десять» в чукотском языке образованы от слова «рука», а «двадцать» имеет тот же корень, что и слово «мужчина».
Здесь чтят обычаи предков: во многих домах можно увидеть передающиеся по наследству родовые талисманы и обереги. А живущие здесь малые народы изо всех сил стремятся передать свои языки подрастающему поколению.
У чукчей есть традиция при рождении не только давать имя ребенку, но и сочинять для него песню.
Бонус: чукотский способ определения температуры
Если в доме нет термометра, некоторые пользуются этим проверенным поколениями способом определения температуры. Каждое утро просыпаться и смотреть в окно: если идет снег — тепло, если нет снега — холодно, если на улице туман — очень холодно, ниже минус 40 °С, при этом чем сильнее туман — тем холоднее. © В самой крайней точке бытия / Telegram
А вам доводилось бывать на Крайнем Севере? Смогли бы вы остаться там жить?
Вернулся из командировки в пятницу. Интересное место, конечно, но я привык к мегаполису. Хотя природа там особенная, впечатляет
Я 2 года в этой жопе мира прожил, вспоминаю с ужасом.
«Рейс ваш окончится не на той планете, с которой начался. Вас
ожидает прохладный и влажный воздух, черный и желтый пейзаж, если вы
прилетели летом, и некая суровая снежная обнаженность, которую трудно
передать словами, если вас затащило туда зимой. Нет тут берез, кленов,
ясеней, сосен, лиственниц. Есть сопки и тундра, чудовищно, даже как-то
среди мягких пейзажей европейской России.» ( О. М. Куваев Территория )
Родственница прожила там много лет. Каждый год на несколько месяцев уезжала туда работать. На мой вопрос: «не мёрзнете там?», ответила: «я только там согрелась». Сами мы из Краснодарского края. )))
Оч классный рассказ, спасибо вам за него)
Последнее фото напомнило:
Еще способы: при 40 и ниже при вдохе через нос прихватывает морозом слизистую,как бы в носу слипается), при ниже 50 плевок замерзает на лету. В детстве я развлекался так,через форточку с третьего этажа выплескивал кружку горячей воды, которая сначала превращалась в тучку пара,а затем на землю падали уже льдинки. При ниже 40 в школах объявляли актированный день,родители шли на работу,а мы шли играть в хоккей во дворе.
Остров Ратманова одновременно и самая восточная, и самая западная точка России)
с. Лаврентия Чукотского района ЧАО, а не Лаврентьево.
Гренландские киты находятся под угрозой исчезновения. Спасибо всем охотникам.
если на Чукотку приезжает семья с маленьким ребенком
Пьянству бой
Канал автора в ТТ yurikskh
Индусам показали кино про «приморских людей»
Четыре года снимал режиссер Иван Головнев свой фильм «Земля кереков» (несколько лет съемочная группа потратила только на изучение архивов). Теперь его показывают на фестивале FOLKLORE в индийском тричуре.
Кереки — самый малочисленный северный народ России. В 2010-м году во время переписи было зарегистрировано только четыре представителя этой загадочной национальности. Этнографы и лингвисты с трудом набирают сегодня и 5 тысяч слов уже забытого керекского языка. Еще в 1991 году его носителей оставалось всего три человека. Фильм «Земля кереков» построен вокруг историй современных наследников керекской культуры. Много материала посвящено мировоззрению анкалгакку — «приморских людей», как называли себя сами чукотские аборигены.
Бесценные собаки Крайнего Севера
Собачья упряжка на Чукотке. Снимок сделан на тренировке упряжки.
Езда на собаках в течение многих веков была важнейшей частью традиционного образа жизни северных народов. Специалисты полагают, что ездовое собаководство гораздо старше езды на оленях. Еще в эпоху неолита на побережье Северо-Восточной Азии, на территории современной Якутии, Чукотки и Камчатки, собак начали использовать для езды. Это объясняется тем, что в тундровом и прибрежном Заполярье часто не было других животных, пригодных для перевозки грузов, но зато существовала возможность добыть и заготовить корм собакам на долгую зиму.
Хозяин будущей упряжки демонстрирует своего щенка:
Чукотские дети катаются на собачьей самодельной упряжке:
Снимки сделаны в окрестностях сел Инчоун и Нешкан на Чукотке.
Не Исландия, но Чукотка. Эгвекинот.
Тихий, спокойный посёлок с размеренной жизнью, именуемый местными не иначе как «Чукотский Сочи».
Расположен он на берегу Залива креста Берингова моря в 32 километрах южнее Полярного круга. Посёлок окружён кольцом гор (здесь их называют сопками), высшей из которых является гора Большой Матачингай (1468,4 м).
Есть своя горнолыжка.
Храм. Говорят на открытии был сам патриарх.
Залив ещё покрыт льдом, который может стоять до июня.
Памятник строителям автодороги Эгвекинот — Иультин.
Немного портят вид аварийные дома.
Согласно википедии, к этому году население Эгвекинота составляет 3189 человек.
И напоследок собака с ботинком)
Цены на дизельное топливо и бензина в Чукотском АО
Два прошлых поста о ценах на Чукотке набрали по 2000 плюсов, решил еще запилить пост о ценах.
Я уже писал серию постов про цены на продукты и их качество на Крайнем Севере. Ссылки на них будут в конце статьи.
Сегодня поговорим о ценах на ГСМ (горюче-смазочный материал). Для примера я взял только бензин и дизельное топливо. Масла, смазки, ГСМ для авиации брать не стал.
Здесь топливо низкого качества. Топливо нефтяных-гигантов стоило бы в разы больше.
Именно поэтому, у нас нет пробок, чистый воздух, а люди ездят на такси. Всем добра. Радуйтесь вашим ценам на бензин.
Другие статьи на тему цен и качества на Чукотке:
Самый дорогой авиаперелет по России в эконом-классе стоит более 50 тысяч рублей
Но тут все достаточно не просто. Задумывались ли Вы о том, сколько стоит билет на самолет из вашего города в Сочи? Хотя бы в Сочи. Я уже не говорю о других странах. Дорого? Не думаю. Давайте посмотрим сколько стоит билет на самолет в обычное время года С Анадыря в Москву и с Москвы в Анадырь.
Билет в обычное время года (с сентября по май) стоит стандартно от 22985 рублей. Заметьте, что это без багажа. За него еще придется заплатить 1000 рублей.
А вот в период отпусков (с июня по сентябрь) здесь творится нечто, билеты колоссально поднимаются в цене.
Да, еще есть билеты, которые стоят чуть больше 40 тысяч рублей. Но они на середину июля примерно. А у жителей Севера отпуск 52 дня. А, если еще и вредность есть, то все 59 дней. У врачей и других служащих еще больше. Поэтому улететь им надо именно в начале лета.
Кроме того, стоит обратить внимание, что цены действительны сейчас, к концу мая они вырастут еще в три раза. В прошлом году стоимость билета в эконом классе доходила до 180 тысяч рублей!
В продолжении истории о том, как я в 20 лет улетел на вахту, пилю новый пост. Данный текст будет о том, как я собираюсь на вахту и добираюсь до рабочего места Ссылки на первую и вторую часть:
Собираемся на вахту:
Встреча в аэропорту
Прилетают все в разное время. Кто-то задолго до вылета, кто-то прям под самолет. Смотря у кого какие были борты. Я стараюсь прилетать часа за четыре до вылета. Так спокойнее. Садимся обычно на втором этаже, и ждем, когда соберется вся команда. В это время можем выпить по бокалу пива, сходить в Макдональдс. Часто бываю задержки рейсов, особенно весной. При чем задержки могут быть свыше 6 часов. В этом случае берем карты и идем в кафе. Играем под облепиховый чай и сладости.
Прямой рейс в Анадырь совершает авиакомпания Ютейр. Летают из Москвы в воскресенье и четверг. Обратно в понедельник и пятницу соответственно. Это фото из аэропорта Анадыря, в Москве как-то не приходилось фотографировать самолет. Летает боинг 767-200. Я стараюсь не есть, питание у Ютейра мне совершенно не нравится. Беру с собой что-нибудь в аэропорту.
Прилет в город Анадырь и дорога на месторождение
По прилету в Анадырь, нас встречают в аэропорту. В зависимости от времени года дорога с аэропорта бывает нескольких видов:
1. По зимнику, если дорога по нему разрешена.
2. На вертолете, если зимника еще нет, а лед уже начал образовываться
3. На катере, если это лето и хорошая погода
Данному передвижению могу тоже посвятить целую статью, если интересно пишите в комментарии. В общем, когда в город худо-бедно добрались, то идем в офис поздороваться с постоянным персоналом, забрать вещи, обменяться документами с отделом кадрами, бухгалтерией и так далее. К вечеру запланирован выезд на промысел.
Продолжение будет, если будет активность. Могу запилить прям посты с дорогой летом, зимой, с фото и видео. Даже прям могу спросить: стоил ли делать пост с 10-15 фото с дорогой по тундре?
Не забывайте подписываться на мой Дзен:
Там пилю чуть больше постов. И больше фото.