какие денежные фонды играют главную роль в межотраслевом распределении
Распределительная и контрольная функции финансов
Страницы работы
Содержание работы
Сущность финансов полно проявляется в их функциях. Функции конкретизируют сущность финансов, раскрывают их экономическое содержание. Они представляют собой объективно присущи финансам свойства, но их проявление возможно только в процессе деятельности человека. Таким образом, функции финансов необходимо рассматривать как их внутреннюю, потенциальную свойство проявления в определенной сфере общественных отношений при обязательном участии человека. Вопрос выполнения финансами функций является дискуссионным. Экономисты признают, что финансы выполняют распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую, воспроизводственную, стабилизационную и другие функции. Такие взгляды имеют право на существование. Вместе наиболее обоснованной является точка зрения, что финансы на макроэкономических-ном уровне выполняют две функции:
Распределительная функция финансов. Основная задача финансов заключается в осуществлении распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Именно в сфере распределения проявляются присущие финансам черты, и в первую очередь, их распределительный характер. Объектом распределения, осуществляется с помощью финансов, служит валовой внутренний продукт, а субъектами распределения выступает государство, хозяйствующие субъекты и физические лица.
Распределение и перераспределение ВВП может иметь различный характер, в частности межрегиональный. Он происходит с помощью государственного бюджета, то есть формирование бюджетов всех административных территориальных единиц осуществляется с применением распределительной функции финансов.
Межотраслевой распределение также происходит с помощью государственного бюджета, то есть через бюджетный механизм (предоставление льгот, финансовой поддержки и т.д.). С одних отраслей государства финансовые ресурсы изымаются, а в другие направляются. На этой основе возникает
финансовое регулирование отраслей и народного хозяйства. Таким путем осуществляется целенаправленное воздействие с целью соблюдения необходимых пропорций развития всех отраслей народного хозяйства.
Внутрихозяйственный распределение охватывает сложный процесс распределения выручки и прибыли по соответствующим фондам (потоками) денежных средств целевого назначения. Здесь распределительные отношения возникают между подразделениями хозяйствующего субъекта как отдельными коллективами и различными группами предприятия. Образование и использование фондов в сфере внутрихозяйственного распределения происходит без смены собственника.
Необходимым условием осуществления распределительного процесса является получение денежной формы стоимости ВВП. Финансовые отношения охватывают лишь стоимостную форму и не связаны с распределением в натуральной форме стоимости.
Важная особенность распределительной функции обусловлено тем, что финансовые операции не всегда сопровождаются переходом стоимости от одного субъекта к другому. Это, в частности, отношения внутрихозяйственного распределения. В процессе распределения не происходит смена собственности. Этим финансы отличаются от других распределительных категорий, где распределение происходит с применением других распределительных категорий (кредит, цена, зарплата), и имеет место изменение формы собственности.
Итак, под распределительной функцией финансов следует понимать проявление их внутренних свойств в процессе распределения валового внутреннего продукта в форме образования фондов (потоков) денежных средств, их размещение и использование по целевому назначению.
Из сущности финансов как распределительной категории следует контрольная функция. С ее помощью выявляются количественные и качественные стороны деятельности.
С помощью контрольной функции финансов предоставляется информация о составе количественных показателей распределения; пропорции и соотношения фондов накопления и потребления, источники формирования фондов, их экономное и целевое использование.
Финансовое состояние хозяйствующих субъектов и других подразделений общества анализируется через систему финансовых показателей. Они носят обобщающий характер и комплексно отражают различные сферы и стороны деятельности субъектов хозяйствования. Такие показатели, как прибыль и рентабельность, формируются под влиянием многочисленных элементов. Но в целом они комплексно отражают финансовые результаты деятельности субъектов хозяйствования. Именно финансовые показатели позволяют выявить не только определенную сторону деятельности, а всесторонне рассматривать и оценивать их деятельность.
В условиях рыночной экономики действует ряд экономических законов распределения, и каждый из них должен быть подконтрольным. С помощью контроля можно направлять распределительный процесс в нужном направлении и своевременно ликвидировать любые нарушения и диспропорции. Поскольку финансам принадлежит главная роль в стоимостном распределении валового внутреннего продукта, то финансовый контроль выступает основной формой денежного контроля.
Контрольная функция внутренним свойством финансов как распределительной категории. Но по форме выявления она отражает свойства самостоятельного характера функционирования.
Контрольная функция финансов реализуется во всех сферах финансовых отношений. Она проявляется в процессе перемещения стоимости от одного владельца к другому, а также при определении целевого направления средств в пределах одного хозяйственного субъекта. В распределительном процессе контрольная функция финансов может происходить раньше распределительного процесса, одновременно с ним, а также после распределительного процесса. Это создает воображение отрыва контрольной функции финансов от распределительной.
Итак, контрольная функция финансов представляет собой проявление объективного свойства контроля распределения валового внутреннего продукта по соответствующим фондам, их размещением и использованием и целевому назначению.
Из приведенного определения контрольной функции финансов следует, что они в этой функции не могут автоматически осуществлять контроль и выдавать необходимую информацию. Здесь речь идет только о внутренней свойство финансов, их способность осуществлять контрольную деятельность. Финансы, как и любая другая экономическая категория, не функционирует без участия людей. Вместе с тем нельзя отождествлять понятие контрольной функции финансов и финансового контроля. Финансовый контроль является практическим использованием контрольной функции финансов.
Финансовый контроль служит средством информационного обеспечения, проверки деятельности экономических субъектов общества. Нарушение финансовой деятельности непосредственно связаны с нарушениями определенных законодательных и нормативных актов.
Финансы как распределительная экономическая категория играет важную роль в развитии общества. В процессе распределения и перераспределения ВВП с помощью финансов государство мобилизует в свое распоряжение определенный объем финансовых ресурсов. Благодаря этому обеспечивается целенаправленное воздействие на социально-экономическое развитие общества. Используя распределительную функцию, финансы обеспечивают сочетание интересов всех участников общественного производства: государства, юридических и физических лиц. Они участвуют во всех стадиях общественного воспроизводства, обеспечивая их необходимыми финансовыми ресурсами.
Функции финансов реализуются в практической деятельности субъектов общества путем применения финансового механизма. Он представляет собой систему целесообразно направленных мер экономического воздействия на процесс воспроизводства в форме финансовых методов, финансовых инструментов и финансовых рычагов в рамках нормативно-правового обеспечения.
Показатели финансово-хозяйственной деятельности служат индикаторами уровня экономического и социального развития общества в целом и субъектов хозяйствования в частности.
Финансы как экономическая категория
Финансыпредставляют собой экономические отношения, связанные с формированием и распределением фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства, выполнения функций и задач государства. Отличительными признаками финансовых отношений, являются:
1. Денежный характер финансовых отношений — в основе финансовых отношений лежит движение реальных денег в наличной и безналичной формах.
2. Распределительный характер финансовых отношений – экономические субъекты, вступая в подобные отношения, распределяют между собой стоимость валового общественного продукта.
3. Финансовые отношения характеризует одностороннее движение стоимости, в результате которого у экономических субъектов формируются денежные накопления в форме денежных фондов;
4. Финансы охватывают только те денежные отношения, которые связаны с формированием и распределением фондов денежных средств.
Фонды денежных средств можно охарактеризовать следующим образом: имеют строго целевое назначение; динамический характер (постоянно пополняются и используются); их формирование и использование регламентируется нормативными документами (законом, уставом предприятия и др.). Денежные фонды, которые формируются в результате финансовых отношений, называются финансовыми фондами.
Финансовые фонды, находящиеся в распоряжении государства, называются централизованными. К ним относятся: бюджетные и внебюджетные фонды федерального, регионального и муниципального уровн, территориальные целевые фонды местного самоуправления; отраслевые фонды и т.п. К децентрализованным фондам относятся фонды создаваемые у хозяйствующих субъектов, также ряд авторов относит к ним бюджеты домохозяйств.
Функции финансов
Сущность финансов как экономической категории проявляется через их функции. Выделяют следующие функции финансов:
1. Распределительная функция. Посредством этой функции реализуется главное назначение финансов – обеспечение каждого хозяйствующего субъекта необходимыми ему финансовыми ресурсами.
Распределительная функция финансов позволяет создавать целевые фонды денежных средств на уровне государства, предприятий и домохозяйств; осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами.
2. Контрольная функция. Контрольная функция проявляется в контроле распределения валового общественного продукта, то есть ее объектом является распределительный процесс. Благодаря этой функции, можно определить насколько своевременно поступают финансовые ресурсы в распоряжение хозяйствующих субъектов и государства, насколько эффективно они используются. Эта информация получается путем анализа финансовых показателей.
Обе эти функции находятся в единстве и взаимодействии, поскольку являются сторонами одного экономического процесса.
Вопросы для самопроверки
1. Что Вы понимаете под термином «финансы»?
2. Какие отличительные признаки имеют финансовые отношения?
3. Дайте характеристику фондов денежных средств.
4. Раскройте содержание распределительной и контрольной функции.
Тестовые задания
1. Что такое финансы:
а) денежные средства, обслуживающие движение товаров и услуг;
б) экономические отношения, возникающие по поводу формирования и распределения фондов денежных средств;
в) денежные средства, находящиеся в распоряжении государства.
Что является объектом распределения в финансовых отношениях?
а) стоимость производственных фондов;
б) временно свободные денежные средства населения;
в) стоимость внутреннего общественного продукта.
Назовите отличительные признаки финансов (в рамках распределительной концепции)
а) распределительный характер;
б) объективный характер;
в) денежный характер;
г) строго регламентируются государством;
д) связаны с формированием и использованием денежных фондов.
Какие финансовые фонды являются децентрализованными?
а) находящиеся в ведении государства;
б) находящиеся в ведении хозяйствующих субъектов;
в) находящиеся в ведении домохозяйств.
Какие денежные фонды играют главную роль в межотраслевом распределении?
а) фонды министерств и ведомств;
б) фонды предприятий и организаций;
Вопросы для самостоятельной работы
1. В чем отличия финансовых отношений от других видов денежных отношений?
2. Как финансы связаны с категориями: цена, заработная плата, кредит?
3. Какова роль финансов в воспроизводственном процессе?
Темы рефератов
1.Основные закономерности развития финансов в XIX веке. Реформы и реформаторы.
2. Эволюция взглядов на сущность и функции финансов.
3. Дискуссионные вопросы в теории финансов.
Вопрос 61. Отраслевые и межотраслевые денежные фонды.
Целевые гос. фонды денежных средств образуются в распоряжении министерств, ведомств, а иногда и органов исполнительной власти субъектов РФ и используются на конкретные цели в рамках той или иной отрасли или того или иного вида деятельности. Гос. отраслевые денежные фонды являются в рамках отрасли централизованными фондами, т.к. формируются за счет внутренних резервов организаций, входящих в ту или иную отрасль народного хозяйства.
К числу отраслевых денежных фондов следует отнести: централизованные фонды, формирующиеся в соответствии с ФЗ «О финансировании особо радиационных опасных и ядерно опасных производств и объектов»; резервные фонды министерства транспорта РФ; отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др.
Вышеназванные фонды создаются в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также корпорациях, концернах, ассоциациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализацию научно-технических программ.
Указанные фонды не имеют прав юр. лица и действуют от имени тех органов и организаций, в которых они образованы. Источники образования такого рода фондов являются добровольные отчисления предпринимателей и организаций в размере 1,5% себестоимости реализованной продукции (работ, услуг). Предприятия и организации не производят отчислений в фонды, если продукция изготовлена для гос. нужд и ее производство финансируется за счет бюджетных ассигнований.
Министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, а также объединения ежеквартально перечисляют 2,5% средств, поступающих в их отраслевые фонды.
Направление расходования отраслевых и межотраслевых фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является:
финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых видов наукоёмкой продукции;
разработка и совершенствование применяемых технологий;
разработка инструктивных материалов.
Выделение средств из выше названных фондов осуществляется на договорной основе.
Резервный фонд Мин. транспорта РФ создан по усмотрению Правительства. Цель создания – обеспечение безопасного функционирования транспортной системы и ликвидация последствий ЧС в транспортной сфере.
Вопрос 62. Понятие, социально-экономическое содержание и роль страхования в финансовой системе государства.
С развитием товарного производства возникла объективная необходимость страховой защиты имущественных интересов каждого собственника. При этом обеспечение сохранности материальных благ за счет средств отдельно взятого вкладчика имущества является экономически невыгодным. Наличие вероятностного, случайного характера наступления ЧС предопределили возмещение материального ущерба посредством его распределения на солидарной основе между отдельными собственниками, т.к. количество заинтересованных в страховой защите намного превышает число действительно пострадавших от неблагоприятных случайностей.
Солидарное возмещение ущерба позволяет заметно сглаживать последствия тех или иных непредвиденных событий. На этих принципах осуществляется взаимное страхование участников общественного производства. Страхование построено на теории вероятности.
Страхование – представляет собой экономические отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страхового случая) за счет денежных фондов формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов, а также по оказании помощи гражданам при наступлении различных событий в их жизни.
Экономическое содержание страхования находит свое отражение в 2-ух функциях:
формирование специализированного страхового фонда денежных средств.
целевое использование средств страхового фонда.
Специальные функции страхования:
Рисковая – находит свое отражение в возмещении ущерба по риску при наступлении страхового события.
Предупредительная – выражается в финансовой необходимости мер по уменьшению риска за счет средств страхового фонда.
Сберегательная – проявляется в личном страховании при заключении долгосрочного договора страхования жизни.
Роль страхования состоит в том, что страховые фонды достаточно крупные и участвуют в финансовой системе за счет отчислений в бюджет. Они образуют те денежные средства, которые участвуют в создании национального дохода, а он в свою очередь распределяется и используется при функциях государства.
Управление финансами
2.3. Финансовая политика
Государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует, как отмечалось выше, финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет в современных условиях финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
Основными целями и задачами финансовой политики являются:
Государство, являясь главным субъектом финансовой политики, разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действия на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.
Общими принципами формирования финансовой политики государства являются:
Главными направлениями государственной финансовой политики являются: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.
Бюджетная политика, которой отводится главное место в финансовой политике, предполагает реализацию совокупности мер по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Она выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. Характер решения этих вопросов определяет социально-экономическую направленность бюджетной политики.
Инвестиционная политика представляет собой систему мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в определении приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности, создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы крупные капиталы не утекали из России, а наоборот, что бы происходил приток иностранного капитала. Проведение инвестиционной политики предполагает финансирование федеральных целевых программ, стимулирующих инновационное развитие экономики.
Социальная финансовая политика направлена на решение задач финансового обеспечения социального развития общества, улучшение условий жизни и благосостояния населения, других социальных прав граждан России, предусмотренных Конституцией РФ. Она, в частности, охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным группам населения и др. Реализация социальной финансовой политики предполагает упорядочение социальных пособий и льгот, предоставление их в первую очередь социально уязвимым слоям населения, сохранение стабильности доходов государственных социальных внебюджетных фондов в целях обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному уровню, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по временной нетрудоспособности. Практическая реализация задач финансовой политики позволит обеспечить социальную стабильность общества и социальную защищенность малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения, последовательно осуществить государственные социальные гарантии, установленные в Конституции РФ. Нельзя забывать при этом, что улучшение условий жизни и благосостояния населения является непременным и обязательным условием успешного роста экономики страны.
Таможенная политика направлена на регулирование экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов тарифного и нетарифного регулирования.
Используя различные элементы финансового механизма, органы власти (всех уровней) стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее перспективных задач. Совершенствование, корректировка тех или иных элементов хозяйственного механизма происходят путем изменения соответствующих норм и правил функционирования каждого структурного элемента финансового механизма.
Важную роль в реализации финансовой политики играет совершенствование финансового механизма управления предприятиями, направленного на организацию взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств в целях эффективного их воздействия на конечные результаты производства. Здесь следует выделить совершенствование финансовых методов и финансовых рычагов воздействия на хозяйственный процесс путем более совершенного налогообложения, страхования, обоснованного установления курса валют, процентной ставки, амортизации, арендной платы, стоимости ценных бумаг и т. д. Нельзя при этом недооценивать правовое обеспечение предприятий (законы, указы, постановления, приказы министерств), а также своевременное и качественное нормативное и информационное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и др.), которые выпускаются Министерством финансов, Федеральной налоговой службой, Государственным таможенным комитетом и т. д.
В связи с таким важным значением финансовой политики, являющейся, как отмечалось, составной частью общей экономической политики страны, ей в современной России уделяется исключительно большое внимание. Каковы особенности и стратегические контуры формирования и реализации финансовой политики России в ближайшей и среднесрочной перспективе?
Сущность и функции финансов предприятий. Роль финансов в распределении и перераспределении валового внутреннего продукта
Финансы– это система экономических денежных отношений, связанных, главным образом, с перераспределением ВВП и формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Финансы – система денежных отношений, связанных, главным образом, с перераспределением прибыли и формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансы опираются на бухгалтерский учет, экономический и производственный анализ, на действующую налоговую систему и т.д.
На предприятии финансы используются из следующих экономических отношений:
1) отношения между предприятием и другими предприятиями, в ходе выполняемой финансово-хозяйственной деятельности. К финансовым отношениям не относятся отношения купли-продажи, обмена и т.п., а относится только применение финансовых санкций за невыполнение или некачественное выполнение; 2) между предприятиями и подразделениями, входящими в его состав. Эти отношения зависят от структуры предприятия и финансовых отношений, возникающих только между подразделениями, имеющими самостоятельные балансы и счета. Эти отношения могут быть пополнены формированием уставных фондов, перераспределением оборотных средств, перераспределением прибыли, уплатой налогов между предприятиями; 3) между предприятиями и работниками по поводу выплаты денежных средств, главным образом из прибыли, и части, попадающей под государственное регулирование; 4) между предприятием и государственным бюджетом по поводу уплаты налогов и по поводу получения льгот, целевого финансирования, государственных кредитов в различных формах и т.д.; 5) между предприятием и коммерческими банками по поводу получения и возврата кредитов; 6) между предприятиями и инвестиционными институтами по поводу формирования свободных денежных ресурсов и их использования (инвестиционные фонды, пенсионные фонды и т.д.); 7) между предприятием и вышестоящими органами (холдинги, концерны) по поводу перелива капитала.
Финансы на предприятии выполняют следующие функции:
1) формирование – функция обеспечивает денежными ресурсами, кругооборот средств на предприятии, т.е. функция формирования денежных фондов. Задача заключается в том, чтобы сформировать так денежные потоки на предприятии, чтобы все финансовые потоки работали и работали эффективно. Основные показатели – плановые; 2) использование – функция использования денежных средств и фондов; 3) контрольная функция – на самих предприятиях, между предприятиями, если существует нарушение закона – на уровне бюджета, или государства. Финансы обслуживают разные этапы распределения. Но возникновение и функционирование финансов происходит на второй стадии воспроизводственного процесса, на которой осуществляется распределение стоимости общественного продукта: по целям, субъектам.
Благодаря распределительной функции финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс, оказывая активное воздействие. Различают первичное распределение, вторичное распределение
Основные доходы (первичное распределение) формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1) зарплата рабочих, служащих, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий материального производства.