какие демоны вселяются в человека
Одержимость бесами: миф или реальность?
Вселение в человека дьявола, демона или иной темной сущности — излюбленная тема зарубежных фильмов ужасов. Такие фильмы пользуются довольно большой популярностью, ведь часть зрителей уверена в том, что одержимость дьяволом или демоном вполне реальна. А что думают по этому поводу ученые и священнослужители? Может ли на самом деле человек стать жертвой подобного явления?
Если вселился бес
Православные священнослужители указывают, что главным признаком одержимости бесами является острое неприятие человеком всего, что имеет отношение к Господу и Церкви. Одержимые избегают священников, их даже силком трудно затащить в храм, они не могут дотронуться до освященных предметов, церковных святынь, даже разговоры о вере вызывают у них озлобление. От икон, свечей и святой воды их тело начинает биться в конвульсиях. Звон церковного колокола вызывает у них приступ резкой головной боли. В их присутствии нередко ощущается запах серы.
Согласно утверждениям верующих, одержимость бесами проявляется и в различных психических отклонениях, так как бесы негативно воздействуют на ум человека. Бесы могут заставить человека издавать звериные рыки, используют его уста, чтобы проклинать верующих и призывать их к отречению от Господа. Они дают одержимому нечеловеческую силу, он рвет железные цепи, разбрасывает пытающихся удержать его крепких мужчин, передвигает неподъемные предметы.
Одержимый человек способен левитировать (подниматься в воздух), изрекать пророчества, видеть представителей потустороннего мира. Часто его поражают приступы истерического смеха. Подселение беса непосредственно влияет на внешность и физическое состояние человека. Его глаза становятся мутными, хотя острота зрения при этом не падает. Гнетущее впечатление вызывает изменение цвета кожи, у одержимого она заметно темнеет. Человек почти не ест или совсем отказывается от пищи, из-за этого быстро теряет вес, иногда дело доходит даже до дистрофии.
Наблюдаются нарушения сна, одержимому часто снятся кошмары. Для него характерно затравленное и настороженное поведение. Люди, пережившие подселение беса, рассказывают, что ощущали присутствие внутри тела некой сущности, пытающейся подавить их мысли и волю. Они слышали голос, который подчинял себе их сознание и приказывал им совершать неприемлемые для них поступки. Иногда они чувствовали невиданный прилив сил или, наоборот, их полный упадок, доходящий до ощущения надвигающейся смерти.
Очень часто люди испытывали слабость, головокружения, усталость, мучились от головной боли. бес вытягивал из людей их жизненную энергию. Одержимый человек всегда причиняет боль и страдания своим близким. Он не в силах противостоять греховным желаниям, семья начинает разрушаться из-за его измен и загульного поведения. Возникают проблемы в его общении с детьми и родителями. На работе вместо поиска рационального решения возникших проблем он конфликтует с коллегами и срывается в запой.
Своим поведением и поступками он сильно ослабляет энергетическую защиту близких людей, и они также становятся уязвимыми для дьявола. Как может произойти подселение беса или иной темной сущности? Иногда это результат злой чужой воли, в этом случае одержимость считают намеренной порчей. Подселение может вызвать неправильно проведенный ритуал или пребывание энергетически ослабленного человека в каком-либо проклятом месте. Например, спиритические сеансы и некоторые виды гадания весьма чреваты риском подселения темной сущности.
Как не попасть в «объятия» дьявола?
Стоит отметить, что бесы не способны просто так внезапно подчинить себе человека. Подселение темной сущности возможно лишь в том случае, если у него уже есть слабое место и он подвержен какому-то пороку. Полагают, что зависть, жадность, разврат, самолюбование, гнев, алкоголизм, наркомания могут притягивать к человеку бестелесных существ, способных превратить его дальнейшую жизнь в настоящий ад.
К сожалению, в последние десятилетия людей, одержимых бесами, становится все больше и больше. Увы, многие решили, что главное в этой жизни деньги, они готовы продать и Родину, и мать, все зависит от суммы, которую им предложат. Растет духовная опустошенность, которая, увы, во многом подпитывается СМИ с их пустыми по содержанию реалити-шоу, бездуховными фильмами и постоянной пропагандой красивой жизни.
Конечно, есть немало хороших фильмов и передач, но их часто показывают после полуночи, а вот различным «телевизионным сплетням» отдают лучшее эфирное время. Что уж говорить о кровавых компьютерных «стрелялках», за которыми часами сидят современные подростки, о миллионах алкоголиков и наркоманов, росте количества сатанинских сект, об увеличении количества разводов, ранней сексуальной жизни и прочих «достижениях» современной цивилизации.
Многие сейчас носят в себе бесов, порой даже не подозревая об этом. Чтобы не допустить проникновения в себя темных сущностей, надо бороться со своими пороками, контролировать свои эмоции, избегая гнева, страха, зависти, негативных мыслей и переживаний. Надо посещать церковь, отказаться от культа денег, больше времени уделять своим близким, читать хорошие книги, отдыхать на природе, заниматься спортом, помогать людям.
Если близкий человек одержим бесом, не стоит, как некоторые советуют, самостоятельно проводить какие-либо ритуалы, пытаясь его изгнать. Это очень сложно: если бы все было так просто, то никакой проблемы в этом не было бы. Однако людей, способных изгнать темную сущность, не так много, их буквально единицы.
С давних времен этим занимались священнослужители, проводившие обряды экзорцизма. Существуют особые церковные школы, где готовят экзорцистов. Есть и в России священнослужители, способные изгонять дьявола, надо только постараться их найти.
Дадим слово ученым
Наверное, было бы удивительно, если бы ученые вдруг признали реальность бесов и посоветовали людям с проблемами подобного характера обратиться к экзорцистам. Нет, у них есть свои пилюли и таблетки от этого зла, а перед мощью современной химии никакие бесы не устоят.
Итак, констатируем факт: современная официальная наука категорически отрицает возможность «заселения» в человека каких-либо демонов, бесов и прочих «бездомных» сущностей. Объяснение у нее простое: одержимость — это психическая болезнь с довольно любопытным названием «какодемономания».
По мнению ученых, приступам этой болезни подвержены уязвимые, впечатлительные, пассивные люди, имеющие различные зависимости. Они обычно легко поддаются влиянию других людей, им не хватает чувства собственного достоинства, чтобы оставаться самостоятельными и самодостаточными в этой жизни.
Не обошлось и без создателя психоанализа дедушки Фрейда: по его мнению, человек сам «рождает» демонов, которые только результат подавления желаний, а какодемономания — всего лишь невроз. Различные симптомы одержимости ученые объясняют теми или иными заболеваниями. Есть мнение, что одержимость — это проявление эпилепсии, во время приступа которой человек теряет сознание, а его тело сотрясают конвульсии. Синдром Турепа — еще одна болезнь, которая может вызвать подозрение в одержимости.
При этом синдроме из-за расстройства нервной системы отмечаются множественные моторные тики. Можно вспомнить и о таком заболевании, как расщепление личности, когда в одном теле уживаются несколько личностей. В разные периоды то одна, то другая вступают во владение телом, в результате перед нами как бы несколько человек со своими характерами и вкусами и все в одном теле. Жутковато, не правда ли?
Известно, что пик бесоодержимости пришелся на Средние века. Именно тогда возникшее верование в возможность вселения дьявола в человека, по мнению ученых, из-за самовнушения и взаимовнушения, характерных для психопатических индивидов, приводило к появлению самых настоящих психических эпидемий.
Академик В. М. Бехтерев в своей книге «Внушение и его роль в общественной жизни» писал: «Распространенное убеждение в народе, в эпоху Средних веков и последующий за ними период времени, есть так называемая бесоодержимость. Благодаря самовнушению о вселении дьявола в тело эта идея нередко является источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые способны к эпидемическому распространению».
Казалось бы, все ясно, никакой одержимости бесами нет и, как говорил Фрейд, люди сами выдумывают себе демонов. Однако не все так просто. Часто тем, кого можно считать одержимыми, ставят диагноз истерии или шизофрении. Однако лечение их, как простых психических больных, положительных результатов не приносит, периодически приступы одержимости продолжают происходить.
Любопытно, что у этих людей при отсутствии приступов симптомы, характерные для истерии или шизофрении, не отмечаются. В то же время отчитки, проводимые экзорцистами, дают положительные результаты: поведение и самочувствие людей становятся нормальными!
Любопытный факт
Один из реальных случаев одержимости демоном описан в начале XX века в Южной Америке. Некая 16-летняя Клара Целе в 1906 году на исповеди рассказала, что внутри нее прячется демон. Девушке сначала не поверили, однако ее состояние постоянно ухудшалось. Близкие и знакомые рассказали о ее неадекватном поведении, о том, как она говорит чужим голосом. Они обратились к священнику. После двухдневного ритуала экзорцизма Клара пошла на поправку, все аномалии поведения исчезли.
Признаки одержимости бесами, которые есть у половины жителей страны
Явные признаки одержимости человека бесами — разговоры чужими голосами и не от своего имени, агрессия по отношению ко всему, что связано с церковью, способности к левитации, запах серы. Однако бес хитер, и не всегда он показывается — это может закончиться его изгнанием обратно в ад.
Признаки одержимости — бесноватые среди вас
Священники утверждают, что одержимых нечистой силой вокруг немало. Такое мнение выразил служитель Константин Пархоменко в интервью для газеты «Вечерняя Москва»:
Порой, чтобы понять, что с человеком что-то не то, достаточно посмотреть ему в глаза… Это может быть современный и даже известный политик, бизнесмен или артист. Посмотрите в его глаза — и вы поежитесь. Там сверкает что-то демоническое.
Священник Константин Пархоменко
Священнослужители уверены, что вселение беса — не средневековые выдумки, а суровая реальность. Не всегда симптомы одержимости похожи на те, которые можно увидеть в фильмах ужасов. Распознать бесноватого сложно, нечистым присуща хитрость.
Главный признак — нетерпимость ко всему, что связано с верой. Казалось бы, человек с широким кругозором, который привык учитывать и принимать чужое мнение, однако стоит завести с ним разговор о Боге, лицо начинает меняться, а уважение сходит на нет. Бес не способен переступить через свою суть, когда речь идет об извечном противнике — Господе, поэтому выдает себя.
Таким людям тяжело находиться в церкви. Жертва нечистой силы боится служителей храмов, освященных предметов и христианских святынь, но этот страх принадлежит не ей.
Нежелание крестить себя или детей часто относят к признакам рассматриваемого заболевания. Но здесь причина может быть в нежелании распространяться о принадлежности к другой религии.
Как проявляется бес в человеке — страсти и зависимости
Искаженные желания и эмоции могут жить в каждом из нас. Хороший пример — эротическое влечение к человеку противоположного пола. Это нормально, однако сексуальные отношения без брака — блуд. Так называют одну из разновидностей беса.
Страсть в браке вкупе с верностью — реализованное желание, без которого человечество бы вымерло. Стремление удовлетворять похоть без брака, распущенность, частая смена половых партнеров, — влияние темных сил. Нормальным считается желание выпивать в праздник, во время встречи с друзьями. Алкоголизм, наркомания — от беса.
Любовь к кулинарным экспериментам — увлечение, попытки самовыражения, хороший способ доставить удовольствие ближнему. Однако существует порча — бесовской жор, когда колдун подселяет нечисть, вызывающую неумеренный аппетит. Жертва потребляет пищу так, что видеть процесс слабонервным нежелательно.
Зависть, подталкивающая человека к самосовершенствованию, нормальна. Та, которая заставляет вредить другим — бесовская. Любая страсть, которая делает человека рабом его желаний и заставляет поступать не по совести, может быть одержимостью.
Бесноватость — признаки, отличные от психических отклонений
Одержимых бесами нередко принимают за психбольных. Если человек всегда был агрессивен и недобр, есть большая вероятность присутствия нечистой силы.
Еще один признак — явное отвращение к христианским святыням. Разговоры о религии, неадекватная реакция на запах ладана, святую воду, чтение молитв, иконы — проявления бесноватости.
Есть очень простой способ проверки — предложите подозреваемому в одержимости два стакана. В одном будет простая вода, а в другом — освященная в храме. Естественно, знать человек об этом не должен. Бесноватый обязательно выберет стакан с простой водой — нечисть легко различит два одинаковых стакана. Однако не снимайте со счетов и случайность, этот метод подходит в совокупности с остальными.
По заверениям священников, чаще приходится иметь дело с ситуацией, когда серьезное заболевание психики принимается за одержимость. Дело не только в набожных родственниках. Иногда и сами якобы страдающие от влияния нечистой силы принимают за это явление нервное расстройство. Нередко таким способом привлекают внимание к своей персоне.
Как бес вселяется в человека и как этого не допустить
Священники уверены, что человек лично готовит жилье для демонов своими поступками. Бес входит вместе с грехом. Убийства, изнасилования, блуд, цинизм, интерес к оккультизму и принадлежность к сатанистам — все это открывает дорогу демонам. В зоне риска все, кто ведет разнузданную жизнь и далек от покаяния.
Если человек придерживается христианской морали, посещает церковь, исповедуется в грехах, держит пост, читает молитвы и регулярно причащается, бесы не смогут к нему подступиться. Верующий находится под Божьей защитой, а посильный аскетизм всегда будет плюсом для избавления от неприятностей черномагического характера.
Священнослужители утверждают, что люди, которые не находили в себе сил для борьбы со страстью, должны вести христианскую жизнь. Бесы бегут прочь от Божьей благодати.
По средневековым источникам интерес демонов к представителям духовенства всегда был высок. Чем чище человек, тем интереснее и ценнее его душа для нечистой силы. Сохранились записи о борьбе монахов с ней. Средства все те же — вера, молитва, христианский образ жизни и, конечно же, сила воли.
Люди, одержимые бесами, и присущие им болезни
Симптомы могут заключаться в нарушениях самочувствия. Однако все это должно рассматриваться как симптомы заболевания. Если же обследования не показали его наличия, можно подозревать негативную программу или вхождение беса.
Особенно это касается родителей, которые уверены, что в отпрыска вселился нечистый. Криминальная хроника пестрит подобными историями, и для детей они завершаются плачевно. Бес может находиться и в вас, толкая на лишение медицинской помощи «одержимого».
Должны вызвать тревогу необоснованная слабость и быстрая утомляемость. Любые формы припадков и конвульсий — повод обратиться к врачу и случай задуматься: а не грехи ли стали виной заболеванию? К похожим на бесноватость симптомам относится горячка, высыхание частей тела, дрожь в руках, потливость, холодность кожи, ожирение или излишняя худоба, лунатизм.
Несмотря на хитрость и предприимчивость нечистых, распознать их присутствие, отравляющее жизнь человека, возможно. Однако многие из признаков можно приписать половине жителей страны. Будьте осторожны в выявлении бесов и демонов, не всегда закон окажется на вашей стороне.
О злых духах и их влиянии на людей
Наверное, все мы часто сталкиваемся с мнением, что темные силы действуют на человека в связи с порчей или колдовством. При этом мало кто обращает внимание на то реальное их воздействие, коему человек подвергается вне всякой связи с магией. Значит, важно иметь правильное представление о самих темных силах и способах их влияния на людей.
Кто же такие демоны?
Это личностные, наделенные разумом, бесплотные существа, отпавшие от Бога, образовавшие особый, враждебный всему доброму мир. Лишившись духовного Неба, они находятся в сфере поднебесной или воздушной (см.: Еф. 2: 2) и обращают свое злобное внимание на мир людей.
Им принадлежит определенная власть в этом мире, поскольку венец творения – человек – в грехопадении уступил свое место царя мира лукавому обольстителю. В этой связи понятно, что темные силы способны причинять определенный вред. Так, в Священном Писании, в книге Товита, говорится о демоне Асмодее, убившем поочередно семерых мужей, за которых была выдаваема Сарра, дочь Рагуила (см.: Тов. 3: 8). В книге Иова повествуется, как под действием диавола огонь, представлявшийся сошедшим с неба, пожег принадлежавшие Иову стада овец вместе с пастухами (см.: Иов 1: 16). По наваждению темных сил начался также ураган, разрушивший дом, где собрались дети Иова, так что они все погибли (см.: Иов 1: 18–19). Правда, есть в этом повествовании одна особенность. Все случившиеся с Иовом и его семьей бедствия были попущены Богом, Который согласился для испытания праведника допустить подобное демоническое вредительство (см.: Иов 1: 6–12).
Вот на этом важно заострить внимание. Хотя влияние демонов на мир по силе своего разрушения может быть невероятно мощным, сами они зависимы от Бога и действовать могут только тогда, когда попускает Бог. Из Евангелия мы знаем, что даже чтобы войти в свиней, бесы вынуждены были рабски просить позволения у Спасителя (см.: Мф. 8: 31). Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу изъяснял:
Это значит, что подлинной основой для нашей духовной жизни должен быть не страх перед падшими силами, а страх перед Богом, страх отпасть от Него посредством своих грехов, через что стать более доступными непосредственному воздействию падших ангелов.
Мир падших духов невидим для нас, однако способен проявлять свое существование. Более того, проявление это часто бывает именно там, где человек его вовсе не ожидает, например в возникающих мыслях, внутренних движениях души, желаниях. В житии святой мученицы Иулиании повествуется, как однажды во время молитвы ей явился диавол в виде светлого ангела и убеждал принести жертву бесам. Господь укрепил святую Иулианию, так что она осталась выше его искушений. Демон признался святой угоднице:
Злобные духи способны вкладывать в нас помыслы, которые мы воспринимаем как свои собственные. Это все те мысли, которые ведут ко греху и не дают обратиться к Богу. Мрачные демоны пытаются воздействовать на волю, возбуждая в нас порочные желания, приглушают в нас голос совести, призывая наслаждаться всецело земными благами, а после безрассудного вкушения, когда вскрывается вся пустота безбожной жизни, они же наводят на душу отчаяние.
Наивно думать, что демоны воздействуют на людей непременно в образе жутких призраков
Наивно думать, что демоны воздействуют на людей непременно в образе жутких призраков или в страшных формах одержимости. Влияние их на людей бывает самым разнообразным и не всегда внешне устрашающим. Например, подлинно страшное, что они делают, это то, что демоны препятствуют обращению человека к Богу, к жизни по Заповедям Евангелия. «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (Мф. 13: 19), – изображал Господь в притче состояние тех людей, которые услышали благовестие, но не явили вовремя к нему усердия. Человек даже не подозревает, что некогда услышанное слово Истины, легшее ему на сердце, но не реализованное в жизни, было похищено лукавым. У неверующих, по слову апостола Павла, «бог века сего (то есть диавол. – о. В.Д.) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования» (2 Кор. 4: 4). Это выражается в неспособности видеть и воспринимать Истину духовной жизни, а предпочитать ей мертвые сокровища мира земного.
Бесы, словно грамотные психологи, исследуют нас, на что мы более падки, и этим более всего искушают нас. Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26: 41). Без внутренней бдительности и постоянного обращения к Богу невозможно распознать козни лукавого.
Преподобный Антоний Великий учил, что всякого христианина, преуспевающего в духовной жизни, демоны вначале искушают через лукавые помыслы. Если подвижник окажется тверд, тогда нападают на него посредством мечтательных привидений. Затем принимают на себя вид прорицателей, дабы подвижник поверил им как будто предсказывающим правду.
Знаменитая болгарская предсказательница Ванга – яркий пример бесовского обольщения
Ярким примером подобного обольщения является знаменитая болгарская предсказательница Ванга (1911–1996). Как и у многих других подобных людей, появлению особых способностей Ванги предшествовала травма: когда двенадцатилетняя Ванга возвращалась с двоюродными сестрами в деревню, страшный ураган поднял ее в воздух и отнес далеко в поле. Там ее завалило ветками и песком, глаза у Ванги болели, и вскоре она ослепла. Через некоторое время у нее обнаружились «необычайные» способности. Она могла рассказать человеку его прошлое, открыть подробности, которые не знали даже близкие, определяла заболевания людей, часто предсказывала будущее. Свои способности она сама считала Божиим даром.
Кто же именно открывал ей сокрытые от простых смертных тайны?
Своей племяннице Красимире Стояновой Ванга объясняла, что видит высшие силы как прозрачные фигуры, подобно человеческим отражениям в воде, но чаще слышит их голос. Красимира Стоянова написала о своей тетушке несколько книг и в одной из них сообщает следующее:
Одним из излюбленных вражьих внушений является мнительность
Конечно, подобный вид обольщения – исключительный. Обыкновенно же люди претыкаются на самых мелких вещах: получше обустроить земную жизнь, забывая о собственной бессмертной душе; возводить на первое место себя и свои успехи, полностью игнорируя скорби и страдания ближних. Цель диавола – посеять в людях злобу, самооправдание и недоверие Богу. Одним из излюбленных вражьих внушений является мнительность: человек надумывает себе целые истории в связи с отдельными обстоятельствами собственной жизни, а в болезнях и неудачах видит не проявление Промысла Божия, а магическое наваждение недоброжелателя.
Но вот есть одна такая истина, которую стоило бы знать. Душе больше всего вредит непримиримая вражда к другим людям, и именно она чаще всего заставляет думать о колдовстве со стороны своего врага. Обычно в порче или колдовстве подозревают дальнего родственника, соседа, сотрудника по работе. Таким образом, создается пугливо-оккультное мировоззрение, в котором личные беды соединяются с обидой на предполагаемого зложелателя, в итоге христианство вытесняется из нашей бытовой, повседневной жизни мыслями о заговорах и поиском магической же защиты от них.
У старца Паисия Святогорца есть весьма полезные советы считающим, что их “сглазили”
У старца Паисия Святогорца есть весьма полезные в этой связи рассуждения:
Получается удивительная вещь: подлинным нападением врага является не чье-то колдовство или порча, а мнение о том, что приключившаяся беда наведена на тебя колдовством. В отношении же всех вообще искушений падших ангелов хочется напомнить слова Священного Писания: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5: 8–11).
1 Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста // Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 7. Кн. 1. М., 1993. С. 318.
2 Жития святых в изложении святителя Димитрия Ростовского. Т. 12. Декабрь. Минск, 2004. С. 1023.
3 Евагрий, авва. Наставления о подвижничестве // Добротолюбие. Т. 1. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. С. 630–631.
4 Афанасий Великий, святитель. Житие преподобного отца нашего Антония // Афанасий Великий, святитель. Творения: В 4-х т. Т. 3. М., 1994. С. 207.
5 Стоянова Красимира. Ванга ясновидящая и исцеляющая. М., 1998. С. 11–12.
8 Паисий Святогорец. Слова. Т. 3. Духовная брань. М., 2003. С. 204–205.