какие дела ведет прокуратура
Какие дела ведет прокуратура
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).
2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)
4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
Какие дела ведет прокуратура
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 499-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 322-ФЗ)
6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;
8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;
(в ред. Федеральных законов от 18.04.2018 N 72-ФЗ, от 12.11.2018 N 411-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
(п. 12 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
(п. 14 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.
2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.
(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 02.12.2008 N 226-ФЗ)
3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.
5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.
6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
Чем занимается прокуратура, какими делами?
Одним из наиболее важных органов в каждом государстве выступает прокуратура. Наша страна не исключение. Чем данная инстанция занимается в Российской Федерации? Ответ на этот вопрос будет предоставлен ниже в статье.
Какими делами занимается прокуратура?
Система прокуратуры в нашей стране ни в одну ветвь власти не входит. Это строго отдельная, а вместе с тем независимая и самостоятельная инстанция. Чем занимается прокуратура РФ? Конституция нашей страны, а также закон «О прокуратуре» сообщают о следующих ее функциях:
Таким образом, самой основной функцией рассматриваемой инстанции служит надзор. Прокуратура обязуется постоянно контролировать в обществе порядок. В случае его нарушения требуется очень быстро восстанавливать те или иные нарушенные права, привлекая определенных лиц к соответствующей ответственности.
История прокуратуры
Как давно в обществе существует столь важный и нужный для всего общества орган? Чтобы получить полную картину, надо обратиться к истории. Она берет начало еще в Древнем Риме. Сразу надо отметить, что структура права того времени до сих пор применима практически во всем мире, правда, в сильно измененном виде. Так раньше существовали стороны обвинения и защиты. Именно первая сторона и рассматривала конкретное дело со всех позиций, требуя наказания.
В средние века в Европе, ровно, как и на Руси должности обвинителя не существовало. Были ордалии, являющиеся народными судами, и многие другие элементы права. В Российской Империи понятие об обвинителе ввел Петр Первый. Должность эта являлась очень опасной и сложной, так как требовалось исполнять множество различных царских указов, работая с большим числом обвиненных. Несколько упростили должность прокурора во времена Советского Союза. Благодаря труду Ленина о прокуратуре был сформирован орган, который никак не изменился и по сей день.
Взаимодействие прокуратуры с законодательной властью
Достаточно большим числом обязанностей обладает столь важнейший орган, как прокуратура. Чем занимается прокуратура сегодня в области взаимодействия с ветками власти? Федеральным законом прописывается, что данная служба имеет право осуществлять контроль над исполнением нормативных актов, внося различного рода поправки с дополнениями в правовую отрасль. Генеральный прокурор России может участвовать на заседании Федерального собрания.
Чем занимается прокуратура в законодательных органах? Обычно речь идет о зачитывании докладов о правопорядке в нашей стране, а, кроме того, об информировании о работе, а также проводится обозначение основных проблем. Говоря об обратной связи, надо отметить, что Федеральное Собрание может обращаться в прокуратуру для решения ряда вопросов, которые входят в круг его компетенции. Правотворческая деятельность рассматриваемой службы раскрывается следующим образом:
Взаимодействие с исполнительной властью
Особенно важным считается взаимодействие исполнительной ветки власти и данного органа. Чем же обычно занимается эта служба в таком случае? Какую основную деятельности здесь стоит выделить? Согласно имеющемуся законодательству, речь идет о контроле над качественным исполнением базовых норм, которые прописаны в документах федеральной и местной власти. Еще большим значением обладает управление деятельностью службы прокуратуры. Правда, стоит выделить главные элементы взаимодействия подробно:
Взаимодействие с судебной властью
Чем прокуратура занимается в сфере взаимодействия с судебной системой? Как общеизвестно, прокурор выступает государственным обвинителем. Так, в том случае, если кому-либо требуется его помощь, сотрудник данной службы может самостоятельно в судебную инстанцию с просьбой об участии в процессе обращаться. Кроме этого, взаимодействие данной структуры с судебной властью может определяться следующими прокурорскими возможностями:
Занимается ли прокуратура взаимодействием с судебной властью? Безусловно да, и, если вкратце, то речь идет совместном устранении всевозможных нарушений, а также о поддержке законности и правопорядка.
Транспортная прокуратура
Рассматриваемая система выступает необходимым элементом прокурорской структуры, так как в процессе ее деятельности реализуется предметный принцип. Контроль над работой транспортных прокуратур осуществляется Управлением по надзору за исполнением законодательства в таможенных органах и на транспорте. К полномочиям такого прокурора относят:
Транспортные прокуроры могут пользоваться абсолютно всеми правами и одновременно исполняют обязанности в рамках своей компетенции в ходе осуществления деятельности согласно законодательству.
Военная прокуратура
О том, чем занимается военная прокуратура, поговорим далее. Этой системой в свою очередь осуществляется надзор за исполнением законности в области вооруженных сил страны, в различных войсках, формированиях и органах. В структуру органов военной службы, как правило, входят следующие элементы:
Стоит отметить, что в России действует на сегодняшний день более двухсот военных гарнизонных элементов. Формирование наряду с реорганизацией и ликвидацией данной системы в сочетании с определением их статуса, компетенций и штатов осуществляется непосредственно Генеральным прокурором страны. Его назначение, ровно, как и освобождение от должности осуществляется Советом Федерации по представлению Президента.
Работа в прокуратуре
Где надо пройти обучение для того, чтобы получить работу в данных органах? Какими видами деятельности работник прокуратуры вправе заниматься? Вопрос является, на самом деле, непростым, ведь рассматриваемая сфера деятельность считается невероятно сложной, тяжелой и даже опасной. При этом значительное количество трудового времени сотрудника предполагает бумажную волокиту. Итак, кто же может занять эту должность?
Прокурор всегда выступает лицом с юридическим образованием. При этом вовсе не важно, в какой именно сфере он конкретно работает: военная, транспортная, районная и так далее. Правда, необходимо учесть специальность, по которой стоит пройти учебу. Это, например, может быть:
Пройти необходимое обучение можно в настоящее время абсолютно любом вузе страны, в котором имеется юридическое направление. Согласно положениям действующего законодательства, работник прокуратуры вправе заниматься деятельностью, не связанной с предпринимательством, политикой, посредническими видами деятельности. Далее узнаем, что рассказывают сами прокуроры о своей ежедневной деятельности.
Отзывы о профессии
Довольны ли непосредственно сами сотрудники прокуратуры данной выбранной работой? Об этом стоит узнать у них самих. К примеру, некоторые трудящиеся в данной области люди говорят о том, что основными минусами профессии выступают ненормированный график наряду с низкой заработной платой и большим количеством работы с документацией. Это же подтверждается и другими людьми, которые отмечают, что то, чем занимается прокуратура района, можно охарактеризовать двумя простыми словами, а именно «бумажная волокита».
Какие дела ведет прокуратура
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 1 ст. 21 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).
1. Предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.
Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
(п. 3 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
(п. 4 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
5. Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).
(п. 5 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
6. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:
при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;
если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;
в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.
(п. 6 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
7. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.
(п. 7 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
8. Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи.
(п. 8 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
9. В срок проведения проверки не включается срок:
на который указанная проверка была приостановлена;
между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и датой их представления;
установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.
(п. 9 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
10. В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:
для решения вопроса об уголовном преследовании;
для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.
(п. 10 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
11. Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемого органа (организации) уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки в течение двух дней со дня принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения указанной проверки.
(п. 11 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
12. Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях:
по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
по истечении установленного статьей 24 настоящего Федерального закона срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.
(п. 12 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
13. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.
(п. 13 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
14. Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).
(п. 14 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
15. Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
(п. 15 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)