какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях

Дуалистическая философия р.Декарта.

Рене Декарт (1596–1650) считается основателем современной философии. Для понимания его философских взглядов наиболее важны два произведения «Рассуждение о методе» и «Метафизические рассуждения», так как Декарт обосновал в них метод «картезианского сомнения», т. е. необходимость сомневаться во всем, кроме собственного существования. Выражение «мыслю, следовательно, существую» отражает существо теории познания Декарта. Исходя из него утверждается крайний субъективизм (Я – субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении). Из этого тезиса следовал еще один вывод: все вещи, воспринимаемые нами ясно и отчетливо, истинны. Такую отчетливость может дать только разум, ибо ощущения легко изменяются под воздействием внешних обстоятельств. Достоверное знание может находиться только в самосознании познающего субъекта, в его аналитической деятельности. Центральное понятие картезианской философии – субстанция. Она позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Субстанцией является только Бог. При этом Декарт делил мир на два рода субстанций: духовную и материальную. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым он относил прежде всего идею Бога, а также математические и научные идеи. Материальная субстанция отождествляется с природой, главным свойством которой является протяженность.

Рене Декарт – создатель классической концепции дуализма. Он утверждает, что существует две независимых друг от друга субстанции – духовная и материальная. Они имеют два проявления: 1. Бог и мир. Эта идея непосредственно связана с деизмом Декарта. Бог сотворил мир как протяжѐнную субстанцию, дал ему первотолчок и законы механики. Но после акта творения Бог в дела мира более не вмешивается, и мир развивается по собственным законам, действуя как самостоятельный механизм. 2. Душа и тело. Человек состоит из двух отличных друг от друга субстанций – материальной и духовной. Материальная субстанция обладает свойством протяжѐнности, духовная – свойством мышления. Они не зависят друг от друга, равноправны, и являются проявлением единого бытия. Подобно тому, как мысль не имеет протяжѐнности, – тело не способно мыслить. Однако, взаимодействие души и тела всѐ же происходит посредством особого органа – шишковидной железы человеческого мозга

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Этот закон показывает ме-зм р-ия и показывает как всё развивается.

Качество – такая определенность предмета, кот выд его среди других предм и явл.

Колиесво – такая опр. кот характеризует разные с-ва предмета – число, размер, объём, вес.

Мера – единство кач и кол, те такие рамки в пред кот предмет не меняет своего качества.

Скачёк – переход от одного качество к другому.

Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, кот., изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.

Источник

Рене Декарт и его новая философия

какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях. Смотреть фото какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях. Смотреть картинку какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях. Картинка про какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях. Фото какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях

«Я есмь, я существую — это очевидно. Но сколь долго я существую? Столько, сколько я мыслю. Весьма возможно, если у меня прекратится всякая мысль, я сию же минуту полностью уйду в небытие. Итак, я допускаю лишь то, что по необходимости истинно. А именно, я лишь мыслящая вещь, иначе говоря, я — ум, дух, интеллект, разум. »
Рене Декарт

Наверняка многим знакома фраза «я мыслю следовательно, существую». Эти строчки принадлежат французскому философу Рене Декарту. Но что стоит за этими словами? За этими словами — классический рационализм и новая западная философия, появившиеся на свет именно благодаря Декарту. Он настаивал на том, что человеческое Я не тождественно человеческому телу, лишь одно мышление неразрывно связано с нашим Я и неотделимо от него. Отрывая человеческий дух от чувственного мира, Декарт настаивал на том, что всё, кроме мышления, является ненадёжным и несущественным.

31 марта 1596 года во Франции родился РЕНЕ ДЕКАРТ один из основоположников современной западной философии, математик, создатель современной алгебры и аналитической геометрии. Декарт также внес свой вклад в развитие механики, физики и физиологии.

Декарт обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях» и стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии. Источник.

В своих работах Декарт пытался связать научное мышление и общие философские принципы. Ученый внёс ключевой вклад в построение философской и вместе с тем естественнонаучной картины мира.

«Если Галилея можно назвать основоположником экспериментальной физики, а Бэкона ― ее идеологом, то Декарт ― и основоположник, и идеолог теоретической физики». Валентин Турчин, «Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции», 1970 г.

Важное место в философии Декарта занимает понятие СВОБОДЫ, но в контексте божественного. Согласно Декарту, все отношения между сущностями установлены Богом раз и навсегда. Божественная свобода представлялась Декарту во всем подобной его собственной свободе. Причем свобода в каждом человеке одинаково безгранична. «Расширить или ограничить эту свободу не могут ни внешние обстоятельства, ни возможности человека. Декарт, вслед за стоиками, проводит фундаментальное различие между свободой и возможностью«, писал французский философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр.

какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях. Смотреть фото какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях. Смотреть картинку какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях. Картинка про какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях. Фото какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях

«Тут я сплю по десять часов ежедневно, не ведая никаких забот»

Декарт был известен своей любовью к долгому и качественному сну. Вставал философ, как правило, не ранее 11 утра. Любил записывать свои мысли, лежа в постели. Такая размеренная жизнь вполне устраивала ученого и он наслаждался ею сполна. Декарт верил, что для хорошего ума праздность вреда не несет, поэтому старался не особо утруждать себя в течение дня.

«Тут я сплю по десять часов ежедневно, не ведая никаких забот. А после того, как сон заставит мой разум поблуждать по лесам, садам и заколдованным замкам, где я вкушаю все мыслимые радости, я просыпаюсь, дабы смешать ночные мечты с дневными». Письмо Декарта из Голландии.

Однако в 1649 году такой размеренной жизни пришел конец. По не вполне понятным причинам философ принял приглашение ко двору шведской королевы Кристины. Занятия науками с королевой начинались ежедневно в 5 утра, да еще и в самое холодное время года (и одну из самых холодных зим в истории). Через месяц таких занятий Декарт, от недосыпа, холода и переутомления, заболел (предположительно пневмонией), а вскоре умер. Неизвестно, сколько бы еще прожил философ и написал трудов, если бы не поставил сам себя в такие жесткие, неподходящие ему условия. Декарт умер на 54-м году жизни, оставив после себя огромное философское наследие.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Рассказ о режиме дня Декарта и его смерти подготовлен на основе информации из книги Мейсона Карри «Режим гения. Распорядок дня великих людей».

Источник

§ 3. р. декарт

§ 3. р. декарт

Если Ф. Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, а Т. Гоббс несколько расширил эмпиризм Бэкона за счет математики, то французский математик и философ Ренэ Декарт (1596—1650), напротив, поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Воззрения Декарта на природу носили в основном механистический характер:

Вселенная — это огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и развитию мира дает Бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Декарт одним из первых разработал (хотя и на механистической основе) идеи эволюции и провел их через все области учения о природе — от образования светил и планет до возникновения растений, животных и человека. Образование звезд и планетных систем осуществлялось, по Декарту, благодаря вихревому движению материи: мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. Здесь Декарт одним из первых вплотную подошел к идее о единстве универсума. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные — это сложные машины. Человек в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики.

Первым вопросом философии для Декарта был вопрос о возможности достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено такое знание. В решении этого вопроса ему пришлось преодолеть философский скептицизм. Природа познания состоит в том, что именно требование сомнения, распространяющегося на всякое знание, приводит к утверждению возможности достоверного знания. Поняв, что, быть может, меня обманывает злой и хитрый демон или другой обманщик, рассуждает Декарт, я начинаю во всем сомневаться. Но при этом я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь, что существует мое сомнение, мысль. Отсюда знаменитое изречение Декарта: “Cogito ergo sum” (“Я мыслю, следовательно, существую”). Через достоверность мысли и бытия мыслящего существа он идет к достоверности бытия вещей.

Метод научного познания Декарта называется аналитическим или рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности и непротиворечивости операции самого мышления (что обеспечивается математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному. И не нужно полагать человеческому уму, говорил Декарт, какие бы то ни было границы: нет ничего ни столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть. Выдвинутый им критерий истины состоит в ясности и очевидности знания, что во многом содействует отчетливости мышления.

Декарт был не только философом, но и выдающимся математиком (вспомним декартовы координаты). Анализируя природу души, Декарт внес бесценный вклад в психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив в сущности рефлекторную основу психики, тем самым предвосхитив труды И.М. Сеченова и И.П. Павлова. В честь этого И.П. Павлов воздвиг памятник Декарту под Санкт-Петербургом.

Источник

Рационализм Декарта. Четыре правила метода

Француз по происхождению, Декарт много путешествовал и часто менял место жительство. Декарт получил образование по специальности «право», однако его всегда привлекала философия. Декарт критиковал предшествующие философские традиции, пытаясь создать философию нового типа, опирающуюся на разум.

Взаимодействие науки и философии

Декарт в своих работах «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Размышление о новой философии» показывает то, что придает философии научный характер и что направлено освободить знание от всяких случайностей, источником которых может быть, по его мнению, только опыт. Он считал, что необходима такая философия, которая будет опираться на некие неопровержимые предпосылки, из которых можно будет вывести всю систему наук.

В своих исследованиях он использовал математику как основу для философии. Декарт создал современную алгебру и аналитическую геометрию, а так же внес свой вклад в развитие механики, физики и физиологии.

Декарт пытался сделать философию практической, приспособить ее к науке, а науку связывал с философскими принципами. Так взаимодействовали методы науки (естествознания) с философскими методами в Новое время. «Истина не дана заранее, ее только следует открыть, открыть с помощью метода, орудия, которым может пользоваться всякий, как бы ни был простым его ум»- писал Декарт.

Картезианское сомнение

Для нахождения основных положений знания Декарт предлагает воспользоваться принципами сомнения и непосредственной очевидности.
Идея сомнения состоят в том, что все существующее знание необходимо подвергать сомнению, чтобы отыскать такие положения, которые уже нельзя было бы опровергнуть. Сомнение, с одной стороны, направлено против слепой веры, а с другой стороны, ориентировано на поиск наиболее очевидного и достоверного.

Четыре правила метода

Декарт использовал сомнение в качестве научного метода, предлагая четыре правила метода:

Основное внимание Декарт обращал на деятельность человеческого разума, на поиск правил, из которых должен действовать человеческий ум. Философ считал, что в познании нельзя доверяться чувствам.

Декарт внес свой вклад в изучение физиологии. Он исследовал страсти человеческого тела, выделяя шесть основных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль.

Декарт был одним из тех мыслителей, которые тесно связали развитие научного мышления и общие философские принципы. Труды Декарта оказали огромное влияние на формирование последующего философского знания.

Источник

Философские учения Р. Декарта

Биография французского философа, математика, физика и физиолога Рене Декарта. Синтетическое разрешение в немецкой классической философии спора рационалистов и эмпириков. Рационализм Рене Декарта. Его учение о субстанции, идея дуализма и научный метод.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления16.04.2014
Размер файла20,1 K

какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях. Смотреть фото какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях. Смотреть картинку какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях. Картинка про какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях. Фото какие деистические и дуалистические идеи обосновал р декарт в своих философских произведениях

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Рационализм Рене Декарта

3. Учение о субстанции

Список использованной литературы

Рационализм и дуализм Декарта оказали глубокое влияние на последующее развитие философской мысли.

Исторический спор рационалистов и эмпириков получил свое продолжение и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой классической философии.

1. Рационализм Рене Декарта

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую».

3. Учение о субстанции

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи); духовные (идеи).

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.

Рационализм и дуализм Декарта оказали глубокое влияние на последующее развитие философской мысли.

Исторический спор рационалистов и эмпириков получил свое продолжение и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой классической философии.

Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования: допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

Основоположником рационализма считается Рене Декарт.

Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что:

1) обосновал ведущую роль разума в познании;

3) выдвинул учение о субстанции;

4) стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии.

Декарт логически доказал, что в основе всего лежит разум путём сомнения во всём.

Целями познания, по Декарту, являются: расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека; изобретение новых технических средств; усовершенствование природы человека.

Рационализм и дуализм Декарта оказали глубокое влияние на последующее развитие философской мысли.

Исторический спор рационалистов и эмпириков получил свое продолжение и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой классической философии.

Список использованной литературы

1. Декарт Р. «Избранные сочинения»

2. Ляткер Я.А. «Декарт»

3. Соколов В.В. «Философия Рене Декарта»

4. Введение в философию. учебник п/р Фролова ч.1

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

реферат [42,7 K], добавлен 25.09.2012

Биография Рене Декарта, его философия, учение о человеке, антисхоластическая направленность методологии, рационалистическая теория познания и критерий истины. Позиция Декарта, Лейбница и Спинозы в изучении интуиции и критика схоластической силлогистики.

реферат [22,6 K], добавлен 13.05.2009

Создание единого научного метода. Математика как главное средство познания природы. Мир Декарта. Нематериальная субстанция. Процедуры, пути и результаты сомнения. Основные правила научного метода. Единство философии, математики и физики в учении Декарта.

курсовая работа [30,0 K], добавлен 23.11.2008

курсовая работа [60,3 K], добавлен 11.02.2008

Особенности философии Нового времени, в центре которой стояла идея создания эффективного метода познания природы. Изучение взглядов Рене Декарта, который свой труд посвятил разработке универсального метода познания. Метафизика, дуализм, картезианство.

реферат [39,9 K], добавлен 24.11.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *