какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы

Абай Кунанбаев

Великие люди Казахстана XIX века — гордость, честь, совесть и душа нации. Они приложили огромные усилия, чтобы превратить разрозненные племена в единую нацию, прославили национальный язык, культуру, философию, литературу. Особенное место среди них принадлежит Абаю Кунанбаеву. Узнайте больше о его жизненном пути и достижениях.

У каждого народа есть знаменитые люди, которые представляют всему миру его культуру, мировоззрение и философию. Благодаря им появляются шедевры национального искусства, происходят открытия в науке и технике.
Имена великих— визитная карточка народа и земли, взрастившей их. Известные люди Казахстана — отдельная страница нашей истории и культуры. Их биографии и достижения — то, что должен знать каждый казахстанец, который любит свою Отчизну и гордится национальной культурой.
Но нельзя ограничиваться только знанием, нужно еще и популяризировать людей, создающих имидж страны. А это выдающиеся личности Казахстана. По их свершениям судят о Казахстане, о его истории, культурных и ментальных ценностях.
Национальная гордость — залог свободы народа и государства. Она формируется из знаний о своем народе и лучших его представителях. Поэтому не ленитесь узнавать как можно больше о знаменитых людях Казахстана.

Прикоснитесь к национальной легенде — к биографии и достижениям Абая Кунанбаева.

Абай Кунанбаев — великий гуманист, общественный деятель, просветитель, талантливый поэт и мыслитель — человек, заложивший основы национальной литературы.
Этот славный сын Степи был представителем интеллектуальной аристократии казахского народа XIX века.
Род Кунанбаевых принадлежит к восточной ветви знаменитого племени аргын — тобыкты. Их родовые земли — предгорья и горы Чингизтау, река Чаган. В час рождения Абая в 1845 году эта территория находилась под управлением российского царя и относилась к Западно-Сибирской губернии, а сейчас это Восточный Казахстан.
Прямые предки Кунанбаева — батыры и бии рода тобыкты. Его отец — представитель духовной аристократии (кажы), управляющей на землях сибирских казахов во времена царской империи.
Мать Абая Улжан происходила из древнего рода Болата-ходжи по прозвищу Каракесек, — предводителя войска Орус-хана. Поэтому не удивительно, что в семье родился не просто талантливый ребенок, а личность, которая с молоком матери впитывала любовь к своему краю и народу. Самой судьбой Абаю было предначертано стать духовным лидером казахов.
Отцу великого поэта в преддверии рождения сына явился Анет баба — советник Тауке-хана.
Он предрек, что в мир придет великий сын казахского народа Ибрагим. Таким именем и нарекли Кунанбаева.
Почему же его называют Абай? Это прозвище появилось благодаря бабушке Зере (в девичестве Токбала), которая привила мальчику любовь к родному языку. Так ласкательно она подчеркнула вдумчивость и осмотрительность внука. Первые образовательные азы Абай постигал дома: песни, красивая звучная речь, обряды и традиции — то, что составило духовный мир мальчика и стало впоследствии основой для его творчества. Чтобы сын получил системное образование, обучился арабскому и персидскому, познакомился с религиозными текстами духовных отцов ислама, отец отправил Ибрагима в Семипалатинское медресе. Мальчик обучался у имама Ахмет-Ризы и параллельно учился в русской школе, где познакомился с передовыми достижениями науки.
К завершению школьного образования Кунанбаева уже посетила Муза: он пишет стихотворения, скрывая свое авторство (приписывал их Кокпаю Джантасову — другу детства). На время поэзию пришлось оставить, потому что отец готовил ему иную карьеру — управленца. Уже в тринадцатилетнем возрасте Абай был правой рукой и помощником отца. Юношу готовили к политической и административной деятельности.
Некоторое время Кунанбаев исполнял функции волостного управителя. Он стремился преодолеть бедность, искоренить безграмотность, просветить народ, улучшить социальные условия жизни казахов.
Не всегда взгляды на разрешение спорных вопросов, которые возникали у представителей рода, у отца и сына совпадали. Абай стремился судить по совести, а отец не прочь был извлечь собственную выгоду.
Из-за этих расхождений Кунанбаев в 28 лет покинул отчий дом и перебрался в Семипалатинск.
Он возвращается к совершенствованию знаний, активно занимается самообразованием: читает труды восточных мыслителей и духовных отцов, знакомится с шедеврами тюркской литературы.
Встреча с политическими ссыльными — передовыми мыслителями и просветителями XIX века, сосланными царским правительством в Семипалатинскую губернию, — дает толчок к формированию демократического и гуманистического мировоззрения поэта.
По-настоящему глубокие и художественно совершенные произведения выходят из-под его пера в 1880-х годах, когда Абай приблизился к сорокалетнему жизненному рубежу. К этому времени у него появляются последователи и ученики.
Первыми среди них стали его трое сыновей.
Абай Кунанбаев оставил не только неоценимое по значению для формирования казахской культуры наследие, но и подарил казахскому народу трех блистательных поэтов — своих сыновей.
Он был счастливым и несчастным отцом одновременно. Его творчески одаренные дети писали стихотворения и воплощали в жизнь просветительские замыслы отца.
Двух сыновей — Абдирахмана и Магаша — Кунанбаев готовил для военной и чиновничьей службы. Ему хотелось, чтобы они стали настоящими реформаторами, принесли пользу своему народу. Однако из-за болезни Абдирахман не смог сделать военную карьеру и рано (в 27 лет) ушел из жизни. Младший Магауи, обладавший блистательным умом и даром красноречия, проучился в городском училище несколько лет и из-за болезни вынужден был вернуться в аул к отцу.
Из жизни он ушел в 34 года, а на сороковой день после его смерти бренный мир покинул и талантливый сын Степи Абай.

Ученые утверждают, что Кунанбаев стоял у истоков рождения национальной философской мысли. Его мировоззрение формировалось под влиянием русских мыслителей-гуманистов и поэтов эпохи Просвещения, а также философов Востока.
У Абая Кунанбаева нет специальных философских трудов, следовательно, нет целостной философской системы. Наиболее полно его размышления представлены в книге притч «Гаклия» («Слова назидания»).
Здесь автор последовательно излагает свое видение истории казахов, вопросов нравственности, права и морали.

Узнайте, какие вопросы больше всего беспокоили великого поэта казахского народа:
Материалистичность мира и роль труда в его познании.

Абай считал, что мир существует независимо от мышления и сознания человека. Познание — это процесс отражения в мыслях человека объективной реальности.
Так возникают понятия. Происходит это только в процессе трудовой деятельности. Абай утверждал, что знания также результат труда человека, ведь просто так они не даются. Всегда нужно убеждаться в правоте тех или иных выводов на собственном опыте, то есть получать личный опыт и так формировать познание мира.

Загадка души и ума человека.

Человек — основа мироздания. Душа человека — это его переживания, мысли, размышления. Этим люди отличаются от животных.
Они думают о настоящем, помнят прошлое и заботятся о будущем. Человек постоянно растет вверх, потому что стремится охватить своим взором как можно больше прелестей мира, познать их и осмыслить. Люди обладают уникальной возможностью «третьей формы познания» — познание душой.
Кунанбаев считал, что важнейшую роль в правильном понимании мира играет нравственная чистота человека. Если его душа лишена пороков, кичливости и эгоизма, то отраженный в ней мир чистый и ясный. Разум и сердце.
Это два способа познания мира. Разум, по мнению Абая, познает вещи, но не может им дать оценку. Он не может различить добро и зло, а вот сердце обладает такими свойствами.
Оно источник доброты и гуманизма, благородства и привязанности. Сердце побуждает людей быть добродетельными, справедливыми и милосердными, избегать злых поступков и стремиться к моральному совершенствованию.

Именно сердце, по мнению Абая, в условиях жестокого феодализма станет движущей силой изменений, заставит бороться за права обездоленных и бедных людей.

Высший этический идеал мыслителя можно выразить фразой: «Адам бол!» — ‘Будь человеком!’.

Образование — основа счастливого общества.

В связи с вышесказанным Кунанбаев особенную роль в духовном развитии человека отводил не религии, а именно образованию.
Он считал, что чем больше человек познает мир и самого себя, тем больше он стремится изменить существующие порядки, сделать совершенным всё, что его окружает, построить счастливое общество, в котором царят мораль и благонравие.
Несостоятельность религиозных догм.

Кунанбаев был одним из первых просветителей, кто выступил против религиозного тумана, который не позволяет человеку увидеть реальную картину мира и изменить его, сделав лучше. Религия, по его мнению, учит служить Богу.
Однако поэт не стремится разуверить людей в существовании или могуществе Всевышнего.
Он хочет осознанности их поступков и усиления ответственности за собственную жизнь.
Мыслитель говорит, что Бог создал болезни и здоровье, но никого не заставляет болеть.
Так же и с богатством, и с бедностью. Люди должны осознать тот творческий потенциал, которым их наделила природа и высшие силы.
Только тогда они превратят мир вокруг себя в цветущий сад.

Чтобы преобразить мир, достаточно правильно воспитать человека. Делать это нужно в семье и в школе.
Для детей очень важны моральные и духовные качества наставников — родителей и учителей. Поэтому воспитание — обоюдный процесс совершенствования человека.
Тот, кто имеет знания, у кого в сердце горит пламя любви и кто действует по справедливости, — совершенный человек, который построит светлое и прекрасное будущее.
О формировании такой личности следует заботиться родителям и учителям.
Гуманист Абай Кунанбаев очень высоко оценивал возможности и значение человека. Он ратовал за то, чтобы люди приобретали новые знания, знакомились с новыми языками, художественными произведениями.
От их культурного развития, считал мыслитель, напрямую зависит развитие мира. Чем больше узнает человек о мире, тем светлее становится его душа и мысли.
Высоконравственные люди — основа счастливого общества.

Абай Кунанбаев: стихи

Стихи Абая — отражение его воззрений на бытие, воплощение его философских размышлений и выводов.
Поэтический дар Кунанбаев унаследовал от бабушки Зере, которая красочно живописала словом, рассказывая внуку сказки и различные истории.
Мать поэта помнила на память множество стихов и поэм — произведений акынов.
Эти творческие задатки воплотились в самобытный и прекрасный голос казахского поэта Абая Кунанбаева.
Он заложил основы поэтического искусства (шести- и восьмистишие, создал жанровую систему), обогатил казахскую литературу переводами лучших произведений русских поэтов XIX века.
Его лирика — это искусное сочетание пейзажной и философской лирики, медитации и любовных посланий.
Абай Кунанбаев не хранил свои творения. Большинство из того, что дошло до наших дней, — это произведения, которые люди знали на память, написанные на обрывках и клочках бумаги, чудом уцелевшие.
Поэт никогда не дорабатывал стихотворения. Большинство из них — экспромты. Они вдохновенны и исполнены истинного чувства.
Вот какие темы больше всего волновали и впечатляли поэта:
Природа. Зеленые травы, река и аул — природа идеальная и совершенная, в ней нет ничего лишнего. Пестрым ковром устлана степь. Эта гармония наполняет сердце человека счастьем.
Такова главная мысль поэзии «Лето — солнечная пора!». Это было одно из первых стихотворений Абая, напечатанное в газете.
Этой темы автор касается в цикле, посвященном временам года, а также в стихотворениях «На воде, как челнок, луна. », «Когда станет длинною тень. ».

В 1909 году вышел сборник стихов Абая Кунанбаева, где главенствующее место было отведено произведениям, в которых осуждался паразитизм баев, утверждались идеи дружбы, равноправия, взаимной помощи и благородства.
Вот как описал автор трагедию бедности в поэзии «Ноябрь — преддверие зимы»:
У бая много пастухов и юрта хороша,
А бедный мёрзнет сам в степи, скотину сторожа,
Он квасит кожи и дубит их в ледяном чану,
Жена, бедняга, ткёт чекмень, от холода дрожа.
И для ребёнка нет костра, и в юрте натекло,
И улетучилось давно последнее тепло.
А старикам — совсем беда, ложись и помирай:
И пищи нет, и солнца нет, и ветер воет зло.

Поэт ушел от восточной пышности поэтического образа, реалистично описал быт кочевников и жизнь аула.
Детали, яркие образы производят сильное эмоциональное впечатление на читателей.

Также он создал типизованные портреты современников («Кулембаю» и «Кожекбаю»), богачей, царских приспешников.

Поэт и поэзия в жизни общества.

Эту тему автор поднимает, касаясь морально-этической и духовной составляющей жизни народа.
В стихотворении «Поэт» казахский певец описывает миссионерское предназначение творчески одаренного человека.
Его судьба — одиночество и борьба за души людей.

Эту тему можно считать осевой для Абая Кунанбаева.
О чем бы ни размышлял поэт, нравственность, благочестие, честность и порядочность — вопросы, которые выходят на первый план.
Особенно выразительно они прозвучали в его талантливых поэмах «Искандер», «Азим» и «Масгут». Они написаны в стиле назиры, но в идейном плане выходят за пределы этой традиции.
В поэме «Искандер» Абай касается личности Македонского.
Поэт отказывается от его идеализации, показывает римского завоевателя алчным, чрезмерно честолюбивым и кровожадным человеком.
Аристотель (воплощение человеческого разума) показывает императору, что путь зла ведет к духовному, моральному и физическому крушению.
Так Кунанбаев иносказательно указал современникам на пагубность алчности и насилия.
В поэме «Масгут» автор касается невежества и его губительного влияния, которое может ослепить даже острый разум.
Творчество Абая Кунанбаева обширно как тематически, так и жанрово.
Обладая глубокими знаниями и большим сердцем, казахский поэт стремился к совершенству мира и человека.
Он указывал путь — образование, мораль, духовный рост.
Его лирику и философские трактаты отличает любовь к народу и казахской культуре, в них воплотилась мудрость народа и красота его словесного творчества.

Автор: Оксана Гольник

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Абай Кунанбаев: стихи, литературное наследие и высказывания

какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Смотреть фото какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Смотреть картинку какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Картинка про какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Фото какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы

Абай Кунанбаев: YouTube/Хроники Архивариуса

День Абая Казахстан празднует 10 августа. Абай Кунанбаев — основоположник казахской письменной литературы и ее классик, просветитель, композитор, прославивший страну талантливыми произведениями. Борец за права казахского народа оставил великое наследие. Его лучшие творения популярны во всем мире, а высказывания наполнили смыслом жизнь людей.

Литературное наследие писателя

Абай Кунабаев начал писать еще в детстве, когда учился в школе. Как случилось, что он выбрал себе такой необычный путь?

Развитие таланта поэта, писателя и мыслителя

Рожденный в знатной семье, мальчик получил прозвище Абай от бабушки Зере и блестящее образование от родителей. Но тяготел не к деньгам и славе, а к творчеству. Погрузиться в дело всей жизни смог лишь к сорока годам, отойдя от деятельности главы рода. Об этом пишет в книге «Путь Абая» Мухтар Ауэзов.

Формирование его мировоззрения происходило под влиянием мудрецов Востока, русских и зарубежных писателей, а также видных общественных деятелей:

Он перевел их произведения и творения других классиков на казахский язык, способствуя знакомству народа с мировой литературой. Эти переводы и сегодня используют филологи, создавая на их основе научно-исследовательские труды.

Произведения великого Абая

В своих творениях духовный и культурный лидер казахского народа вел доверительную беседу с читателем, желая, чтобы он проникнулся такой же любовью к родной земле, которую испытывал сам Абай. Он также заставлял глубоко задумываться и размышлять. Какие произведения написал Абай Кунанбаев? Самые известные его поэмы:

В поэме «Искандер» Абай рассказывает об Александре Македонском, демонстрируя его алчность и стремление к завоеванию, которые так контрастируют с разумом в лице Аристотеля. «Сказание об Азиме» — это оригинальная переработка сюжетов, взятых из восточной классической литературы. Поэма «Масгуд» провоцирует читателя учиться, получать знания и развивать мышление.

Какие стихи написал Абай Кунанбаев? Он не только описывал реальный быт кочевых народов, но и воспевал красоту природы, трудолюбие и мудрость соотечественников. Прекрасны его творения о сезонах года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888). Они представляют собой совершенно новый подход к стихосложению, который ранее не применялся в казахской поэзии.

Хорошо знакомы и любимы народом произведения «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889) и «Кулембаю» (1888). В них заметна решительная позиция автора относительно царских узурпаторов и волостных управителей, не желавших развития страны и народа. Он призывает любить родину, заботиться и беречь природу, добиваться равноправия для мужчин и женщин, развиваться и обучаться, побеждая социальные пороки.

Отдельного внимания заслуживает народная песня «Ты зрачок глаз моих», написанная на стихи поэта. Он сам был ценителем народной музыки и прекрасно в ней разбирался.

какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Смотреть фото какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Смотреть картинку какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Картинка про какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Фото какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы

Портрет Абая Кунанбаева: Wikipedia

На протяжении жизни Абай Кунабаев:

Всего несколько стихов Абая Кунабаева были выпущены на страницах газет при его жизни. Но первый сборник «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева» увидел свет лишь спустя пять лет после его смерти.

Творения казахского гения вошли в классику мировой литературы, а казахские деятели искусств посвятили ему ряд собственных произведений, таких как роман-трилогия и опера «Абай», а также фильм «Песни Абая».

Мудрые высказывания Абая Кунанбаева

какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Смотреть фото какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Смотреть картинку какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Картинка про какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Фото какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы

Цитата Абая Кунанбаева из книги «Слова назидания»: NUR.KZ

В своем творчестве Абай изложил множество мудрых мыслей о жизни человека. Философский подход автора призывает к размышлению, учит терпению и умению делать правильные выводы на основе личного опыта. В его прозе поднимаются такие глобальные вопросы, как:

Но он никому не навязывал свое мнение, а призывал задуматься над тем, что прожил и понял сам. Пример его деликатности в работе с сознанием читателя — это строчки из предисловия к книге «Слова назидания», которые звучат так: «Возьму в спутники бумагу и чернила и стану записывать все свои мысли. Может быть, кому-то придется по душе какое-нибудь мое Слово, и он перепишет его для себя или просто запомнит. А если нет, мои слова, как говорится, останутся при мне».

Какие высказывания принадлежат Абаю Кунанбаеву? Самые популярные из тех, что стали частью культуры и вошли в народ, посвящены отношению к труду:

Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества.

Труд — отрада, лень — жестокий бич.

какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Смотреть фото какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Смотреть картинку какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Картинка про какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Фото какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы

Цитата Абая Кунанбаева из книги «Слова назидания»: NUR.KZ

Он всячески порицал человеческие пороки, обращая внимание на саморазвитие и обучение, необходимые человеку:

Пустая молодость — беда.

Будь моя власть, я бы отрезал язык любому, кто утверждает, что человек неисправим.

Скромность, которая происходит от слабости, не достоинство.

Худший человек из числа людей — это человек без стремлений.

Лентяй всегда ханжа и лицемер.

У Абая есть много высказываний о семейных ценностях, дружбе и взаимной поддержке между людьми:

Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце — от него не убежишь; сгустятся тучи над головой — его не найдешь.

Дорожи не тем, что сын отца; гордись тем, что ты — сын человека.

какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Смотреть фото какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Смотреть картинку какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Картинка про какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы. Фото какие дастаны абая кунанбаева вам знакомы

Цитата Абая Кунанбаева из книги «Слова назидания»: NUR.KZ

Пытаясь указать на склонность человека потакать своим порокам, мудрец говорил так: «Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец». Он отлично знал, что возвышенные оды красивы лишь на бумаге, а истинное, правдивое слово, должно быть частью жизни человека. Однажды, он сказал: «Искусство правдиво тогда, когда оно слито с правдой жизни».

При всей силе характера, Абай Кунанбаев обладал щедрой душой и мягким сердцем, призывая людей быть добрее друг другу. Он говорил так: «Воля, ты сильна, но пускай и тобой руководит сердце…».

Сегодня в Казахстане и во всем мире великому поэту и творцу казахского народа посвящены музеи и памятники, парки и развлекательные комплексы. Земляки чтут память великого Абая культурными мероприятиями в его честь.

Изучайте наследие человека, прославившего народ Казахстана. Его стихи, поэмы, цитаты и высказывания помогут узнать истину, поработать над недостатками и комплексами, чтобы стать лучше и мудрее.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Мои любимые афоризмы Абая Кунанбаева

Абай (Ибрагим) Кунанбаев (29 июля [10 августа] 1845, урочище Жидебай в Чингизтау — 23 июня [6 июля] 1904, там же[3]) — казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с европейской культурой на основе просвещённого ислама.

Худший человек из числа людей — это человек без стремлений.

Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста.

Человек может стать хорошим, сравнивая себя только с хорошим.

Труд — отрада, лень — жестокий бич.

Хочешь быть богатым — учись ремеслу. Богатство со временем иссякает, а умение — нет

Воспитывай волю — это броня, сохраняющая разум.

Безвреден, кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит.

Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе, лишь бездарный покоряется судьбе.
Скромность, которая происходит от слабости, не достоинство.

Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным.

Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее.

Пустая молодость — беда.

Пока ты не достиг счастья, твои мечты разделяют все. Но вознесла тебя судьба, и твой доброжелатель — один ты сам.

Плохой друг, как тень: в солнечный день беги — не убежишь, в пасмурный день ищи — не сыщешь.

Любовью Бога созданы народы, и ты люби их, как себя. Люби людей как братьев, как свободу, тогда и истина, и жизнь — для тебя.

При первой встрече руки жмет, и льстит, и лебезит, но отвернись — уже не тот, так подлостью разит.

Пресыщение обнаруживает в каждой вещи порок.

Смех с досады — это не радость, а горе. В чем мы находим радость, в том мы найдем и горечь.

Слава — высокая скала. Змея добирается до нее ползком, но сокол достигает ее единым взмахом крыла.

Твори благо разумному, глупого оно только портит.

Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

Лентяй всегда ханжа и лицемер.

Достойный довольствуется малым, хотя и желал большего. Ничтожный недоволен, даже когда получает с избытком.

Достоинство человека определяется его подходом к делу, а не завершением.

Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо.

Достойный трудится для человечества. Дорожи не тем, что сын отца; гордись тем, что ты — сын человека.

Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом.

Будь моя власть, я бы отрезал язык любому, кто утверждает, что человек неисправим.

Человек, который переспорил сотню людей и сбил их с правильного пути, бесконечно ниже человека, который направил на путь правды одного человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *