какие дары бог дал человеку
Что такое Божий дар
Фото: public domain
Проходя через Самарию, Христос, утомленный жарой, остановился у колодца Иакова. Ученики пошли в город, чтобы что-то купить для подкрепления физических сил. В это время к колодцу подошла женщина-самарянка, и Господь просит у нее дать воды напиться, но та была удивлена, что Он, будучи иудеем, просит у нее пить.
Так у Иисуса Христа завязалась беседа с самарянкой. Он говорит ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Некоторые люди, читая эти строки, не понимают, о каком «даре Божием» идет речь, как его нужно просить.
Святитель Николай Сербский говорит, что «дар Божий» можно понимать и в материальном, и в духовном смысле. В материальном — это все, что Бог дает человеку: различные вещи, жизненные обстоятельства, людей. Та же вода, которую Иисус Христос просит у самарянки, является даром. Ее сотворил Господь и дал нам в пользование. Если бы человек помнил об этом, он бы с большим трепетом относился к воде и пище, возможностям двигаться, видеть и слышать, наслаждаться красотой окружающей нас природы, проявлять творческие способности.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит об аккуратном, бережном отношении даже к предметам обихода и одежде. Святой объясняет это тем, что соблюдение совести начинается с самого простого: не брать лишнего в свою жизнь, относиться разумно к тому, что есть, уметь беречь и уметь делиться.
Казалось бы, вещь — мелочь с духовной точки зрения, но бездумное отношение к ней развивает в человеке небрежность. При таком подходе и в важных вопросах духовной жизни человек начинает давать себе послабление. Именно поэтому лучше всего держаться евангельского принципа: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10).
Даром могут быть не только положительные, по мнению людей, обстоятельства и происшествия. Если человек верит в Промысл Божий, то осознает, что все, приходящее в его жизнь, — богатство и бедность, радости и скорби, здоровье и болезни, общение с праведниками и людьми, причиняющими зло, — допущено нам для спасения души. Не просто так Господь их попускает. Он ставит человека в такие условия, в которых тому легче всего совершить добрые дела, проявить лучшие душевные качества и, главное, приблизиться к Богу.
Более того, многие святые говорили, что в конце жизни мы будем благодарить Бога за скорби и искушения. Чем больше их было, тем больше будем благодарить. Хотя тяжело с благодарностью переносить скорби, именно они помогают христианину очиститься от страстей.
Конечно, многое зависит и от реакции самого человека на то или иное жизненное событие, его готовности взять крест свой и идти за Спасителем (Мф. 16:24). Если мы этого не делаем даже в благоприятных условиях — это исключительно наша проблема.
Затем святитель Николай Сербский говорит о более глубоком понимании дара: «В духовном смысле под даром Божиим следует понимать Самого Господа нашего Иисуса Христа. Даровав весь видимый мир человеку, Человеколюбивый Господь дарует ему и Себя Самого».
Верующие люди ежедневно молятся: «Царю Небесный, прииди и вселися в ны». Главная цель христианина — стяжание Духа Святого — Бога в своей жизни. О Духе Святом Иисус Христос и говорит с самарянкой.
Святые отцы тоже напоминают нам об этом. Например, святитель Григорий Палама говорил о Божественной нетварной энергии. Благодать, дарованная Господом, является такой энергией. Бог Сам вселяется в человека, начинает действовать через него. Сознавая это, святые, по молитвам которых происходили многие чудеса, говорили: «Не я, но Бог совершил!» Следовательно, главный смысл трудов, усилий, подвигов не в них самих, а в благодати Божией.
Господа могут узреть только чистые сердцем (см. Мф. 5:8), для этого необходимы немалые усилия со стороны человека, чтобы пытаться освободить душу от страстей. Однако время посещения, когда Бог придет и окончательно исцелит христианина от греха, знать невозможно. Это находится в Его воле.
И все же от человека и его желания тоже зависит многое. В людях нет ни абсолютного зла, ни абсолютного добра. Любой из нас делает и хорошее, и плохое. Другой вопрос — грех или добро чаще избирает человек? Стремится ли он к Богу или все сильнее отдаляется от Него?
Если человек знает о Боге, но сознательно Его игнорирует, — это одно. Однако бывают случаи, когда человек искренне стремится помогать ближним, но настолько увлекается заботами о них, что откладывает духовную жизнь на потом.
В таком случае важно вспомнить, что человек спасается не списком добрых дел, а через достижения единства с Творцом. Какой смысл студенту ходить на лекции, писать конспекты, если он не придет на экзамен? Напрасны его труды. Они не приводят к желанному результату. Так и здесь, Господь в первую очередь говорит: «Возлюби Господа Бога твоего» (Мф. 22:37), и уже после: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Если же правильная иерархия соблюдается, то у человека находится еще больше сил и возможностей, чтобы послужить окружающим.
Как просить у Бога «живой воды» — благодати Святого Духа? В молитвах, которые можно услышать во время богослужения, в домашнем правиле эти просьбы присутствуют. Молитвы, каноны, Псалтирь настраивают человека на правильный формат отношений с Богом. Внимательно читая эти тексты, написанные святыми отцами, мы в той или иной степени проникаемся тем Духом, которым они были написаны. После этого христианин может правильнее молиться о своих конкретных земных нуждах.
Преподобный авва Исаия напоминает, что Божия любовь «не может быть в нас, когда душа так разделена, что, по-видимому, и Бога ищет, и любит мир». Чтобы слишком не увлекаться земными хлопотами, не откладывать ради них духовное совершенствование, необходимо помнить о цели христианской жизни. Она заключается в том, чтобы еще на земле обрести Христа, обновиться благодатью Духа Святого. Об этом Господь беседовал с самарянкой. Об этом напоминают нам святые православные подвижники. Каждый человек должен возжаждать этой живой воды и успеть вкусить ее в земной жизни!
Дары Святого Духа
Что такое дары Святого Духа
Дары Святого Духа — это определенный результат действия Божественной благодати Святого Духа в душе христианина. Именно эти Дары позволяют нам делать добрые дела, помогать ближним. Иногда человек берется за какое-то благое дело с чувством полного собственного бессилия. Что мы можем в жестоком мире, где болеют и страдают дети? Но, часто бывает, что мы приступаем даже к самой сложной задаче с молитвой, и неожиданным образом все получается, складывается так, как надо. В таких случаях часто вспоминают о Дарах Святого Духа.
Самым ценным даром Святого Духа для нас остается дар любви. Этот дар считается и плодом Святого Духа. Любовь к ближнему и к Богу — основа нашего вероучения.
Дары Святого Духа: предсказания в Библии
12 Теперь о том, что касается духовного, братья и сёстры. Я не хочу, чтобы пребывали вы в невежестве. 2 Помните, когда вы были неверующими, вы поддавались влиянию тех, кто убеждал вас служить безжизненным идолам?! 3 И потому я говорю вам, что никто, ведомый Духом Божьим, не скажет: «Будь проклят Иисус» — и никто не может сказать: «Иисус — Господь» — кроме как с помощью Святого Духа.
4 Есть разные духовные дары, но все они от одного и того же Духа. 5 Существуют разные служения, но все они от одного Господа, 6 и по-разному Бог действует в людях, но Бог — один и тот же, производящий всё во всех.
7 Различные дары Духа даны каждому для всеобщего блага. 8 Одному человеку Дух дал слово божественной мудрости, другому — слово божественного знания от того же самого Духа. 9 Ещё кому-то этим же Духом дана вера, а другому — дар исцеления тем же Духом. 10 Одному человеку Дух дал способность творить чудеса, а иному — способность пророчествовать, а третьему — способность различать, что дано Духом, а что нет. Дух наделяет одних людей способностью говорить на разных языках, а других — способностью толковать эти языки. 11 Но один и тот же Дух творит всё это, наделяя каждого в отдельности, как считает нужным.
Тело Христово
12 Так же как у каждого из нас есть тело со многими членами, и всё же все эти члены составляют одно тело, так же и Христос. 13 Потому что одним Духом все мы были крещены, чтобы стать частями одного тела: иудеи и язычники, рабы и свободные люди, и всем нам дано одного и того же Духа.
14 Человеческое тело состоит не из одного члена, а из многих. 15 Даже если нога говорит: «Раз я не рука, то не принадлежу телу», то по этой причине она не перестанет принадлежать телу. 16 И если даже ухо говорит: «Раз я не глаз, то не принадлежу телу», то по этой причине оно не перестанет принадлежать телу. 17 И если бы тело состояло только из глаз, где был бы слух? И если бы тело состояло только из ушей, то где было бы обоняние? 18 Но в самом деле Бог поместил каждый член в теле так, как считал нужным. 19 Если бы все члены были одни и те же, то где было бы тело? 20 На самом же деле, членов много, а тело — одно.
21 Глаз не может сказать руке: «Я не нуждаюсь в тебе» — или, чтобы привести другой пример, голова не может сказать ногам: «Я не нуждаюсь в вас». 22 Напротив, те части тела, которые мы считаем слабее, оказываются необходимы. 23 И с теми частями тела, которые мы считаем наименее важными, мы обращаемся с наибольшей осторожностью. И с непристойными частями тела мы обращаемся с большей стыдливостью, 24 в то время как пристойные части не нуждаются в этом. Но Бог так составил тело, чтобы бóльшее внимание уделялось тем частям его, которые не отличаются красотой, 25 с тем, чтобы в теле не было разделения между частями его, а чтобы части были взаимно связаны. 26 Если одна часть тела страдает, то все части страдают вместе с ней. Если одна часть тела в почёте, то все части разделяют её радость.
27 Итак, вы вместе — тело Христово, и каждый в отдельности — части его. 28 Более того, одних Бог поставил в церкви апостолами, других — пророками, третьих — учителями. Кроме того, одни творят чудеса, а другие обладают даром исцеления, одни помогают ближним, другие обладают даром вести за собой, а иные — даром говорить на разных языках. 29 Ведь не всем же быть апостолами, пророками, учителями или чудотворцами. 30 Не все являются целителями, не все обладают даром говорить на разных языках или толковать языки. 31 Но всегда стремитесь к более важным духовным дарам. И я сейчас укажу вам самый лучший путь.
Какие существуют Дары Святого Духа
Читайте также
Что такое духовные дары?
Духовные дары – это бесплатные подарки от Бога ТОЛЬКО Его детям (http://www.proza.ru/2015/05/25/1072 ), которые РОЖДЕНЫ СВЫШЕ для жизни с Богом (http://www.proza.ru/2014/06/18/395) и КРЕЩЕНЫ в Дух Святой (http://www.proza.ru/2015/03/27/1046 ).
Духовные дары Духом Святым вкладываются в человека после крещения в Дух Святой. Эти духовные дары действуют через человека силою Духа Святого, Который ВСЕГДА подключен к новому духу рожденного свыше человека.
Дары должны использоваться БЕСПЛАТНО, но люди, которым служат священники, могут ПО СВОЕМУ БЛАГОРАСПОЛОЖЕНИЮ и при ВОЗМОЖНОСТИ благословлять служителей. Это ВОЛЯ Бога.
Если Вы увидите в церкви подобные надписи: «Цены на проведение церковных служений…», или «Водное крещение стоит … рублей» и т.д. То знайте, эти «служения» и эта «церковь» НЕ ОТ БОГА, т.к. священники и ЛЮДИ, КОТОРЫМ ПРОВОДЯТ СЛУЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ, УСТАНОВЛЕННОЙ ЦЕРКОВЬЮ, ВСЕ НАРУШАЮТ ЗАПОВЕДЬ Божью:
Гал.6:2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
для людей, которым служат священники Божьи:
2Кор.9:7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо ДОБРОХОТНО ДАЮЩЕГО любит Бог.
Гал.6:6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
Библейское доказательство на основании Слова Божьего (аналитика)
Начатки учения Христа ориентируют человека в направлении духовного возрастания и применения даров Духа Святого. Это начальное учение подготавливает рожденного свыше человека, живущего во плоти, к совершенной жизни во Христе. Это основание для быстрого духовного роста.
В начатках учения даются понятия и инструкции, как возрастать в 4-х направлениях духовного созревания (4 учения), каждое из которых состоит из трех уровней (начального, среднего и высшего):
Находясь на первом уровне (духовный младенец), человек познает азы христианской жизни и еще не служит другим с помощью даров Духа Святого (необходимо крещение Духом Святым), и пользуется Божьей благодатью для своих личных целей, устраивает только свою личную духовную жизнь. Но воля Бога заключается в том, чтобы Его дитя начало СЛУЖИТЬ другим людям, т.к. именно для этого необходимо духовное домостроительство человека:
Находясь на среднем уровне (отрок и юноша), человек постигает и научается ПОСТЕПЕННО искоренять из своего образа жизни, т.е. из своего характера «мертвые дела – это дела мертвого для Бога мира», которые не приносят никаких плодов в Царстве Божьем, т.е. мирские дела и привычки. Служитель начинает учиться течь в дарах Духа Святого и служить другим людям.
Высший уровень – это когда образ жизни основан на Слове Божьем и характер человека соответствует характеру Христа:
Еф.4:13 … доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в МУЖА СОВЕРШЕННОГО, в меру ПОЛНОГО возраста Христова;
Духовные дары Дух Святой дает каждому рожденному свыше человеку по Своему благоволению и в соответствии с волей Отца. Какой конкретно дар и какое количество дать конкретному человеку решает непосредственно Сам Бог (см. притчу о талантах, Матф.25:14-30).
Дары различные и некоторая их часть перечислена в Писании:
Действия различных даров:
==========================================
Еще раз заостряю внимание читателя, иначе вы просто впадете в грех пред Богом, и ответите за это на Суде белого престола в Царстве Божьем! Потому что в этом случае грешат и люди, которым служат подобные «священнослужители»!
==========================================
Если Вы увидите в церкви подобные надписи: «Цены на проведение церковных служений…», или «Водное крещение стоит … рублей» и т.д. То знайте, эти «служения» и эта «церковь» НЕ ОТ БОГА, т.к. священники и ЛЮДИ, КОТОРЫМ ПРОВОДЯТ СЛУЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ, УСТАНОВЛЕННОЙ ЦЕРКОВЬЮ, ВСЕ НАРУШАЮТ ЗАПОВЕДЬ Божью:
Гал.6:2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
для людей, которым служат священники Божьи:
2Кор.9:7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо ДОБРОХОТНО ДАЮЩЕГО любит Бог.
Гал.6:6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
ДАРЫ БОЖИИ
Господь иногда вдруг посылает щедрые вещественные дары, например, несколько рублей денег за самое легкое дело, и вознаграждает трату, сделанную для ближних, и вообще туне подает нам щедрые дары Своей благости, чтобы мы не жалели даров Его тем, кого Он посылает к нам или попускает кому брать нашу собственность, Богом данную, чтобы не враждовали между собою, а жили в любви и согласии; да если бы и обирали нас ближние, и тогда мы не должны беспокоиться, а должны с кротостью переносить бесцеремонность ближних, поручая Господу воздаяние за обиду. Ты знаешь, что Господь допустил с кротостью снять с себя даже одежды Свои и растерзать плоть Свою на кресте – для тебя, да тебя научить кротости и незлобию во всех злоключениях и обидах (6).
Пользуйтесь Моими дарами не особно, как самолюбцы, а как дети Мои, у которых должно быть все общее, не жалея предлагать другим даром плодов Моих, дел рук Моих, памятуя, что Я даю вам их даром, по отеческой Моей благости и щедротам человеколюбия. Так бывает в семействе. Когда отец или мать или брат принесут гостинцев, то отец одаривает ими всех детей своих, или брат своих братьев, и если дети, братья и сестры все живут во взаимной любви, то они не почитают себя довольными и счастливыми, если отец или брат обнес кого-либо из них гостинцами и не дал того хотя одному из них, что дал другим. А отчего? Оттого, что они по взаимной любви чувствуют себя одним телом, оттого, что все они как бы один, одно лицо. Так поступай и каждый из вас. А Я знаю, как наградить вас за любовь, столь Мне приятную. Если Я ущедряю и не исполняющих Моих заповедей ( «у одного богатого человека был хороший урожай в поле», – Лк. 12:16 ), то не ущедрю ли истинных чад Моих, для которых Я, собственно, и предназначил все Мои щедроты? Ей, ущедрю. «Ущедрю, егоже аще щедрю» 24 ( Рим. 9:15 ) ( Исх. 33:19 ) (7).
Ты желаешь себе или другому кому-либо или всем какого-либо духовного блага, а Господь давно, давно прежде тебя того желает тебе и другим и готов даровать, только бы была готовность к принятию божественного дара, только бы были сколько-нибудь достойны того имеющие принять, потому что Бог есть бесконечная благость, бесконечное добро и всегда готов даровать всякое благо и часто прежде прошения подает и во всяком случае «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» ( Еф. 3:20 ). Поэтому с надеждой и дерзновением всегда прошу у Господа благ духовных и даже вещественных, когда эти последние нужны, и Господь подает по неложному Своему обещанию: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Мф. 7:7, 8 ) (7).
Бог неистощим для людей в дарах Своих. Вот уж 7370 лет (писано в 1863 году) Он с избытком питает всех тварей. Везде видно довольство, радость, только жадные богачи слишком много загребают в свои руки и удерживают в своих сокровищницах дары Божии, которые могли бы продовольствовать с избытком сотни и тысячи бедных. Человек, веруй твердо в неистощимость Божию в дарах Своих и раздели охотно с голодным хлеб твой ( Ис. 58:7 ); чем больше будешь подавать, тем больше будет Бог посылать тебе. Таков Божий закон: «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7:2 ) (7).
Господь хочет приблизить нас к Себе и другими безчисленными дарами Своей благости. Например, Он подает бесконечное разнообразие и изобилие плодов земных с бесчисленными разнообразными вкусами. И в этих дарах Он показывает Свое крайнее снисхождение, любит, ласкает нас, как самый добрый отец, желая всех привлечь к Себе. Неверующие не хотят видеть во всем этом премудрых действий Божественного промысла. В своем ослеплении они доходят до безумия, отрицают само бытие Божие и утверждают, что все происходит через слепую эволюцию (учение о том, что все рождающееся происходит само собой, без участия Творческой силы). Но у кого есть разум, тот не поверит таким безумным бредням. Верующий на все смотрит сквозь веру, которая основывается на Божественном Откровении. Здесь он найдет ясный ответ на все волнующие его вопросы; здесь он может получить самые верные наставления о том, как надо жить для угождения Богу и спасения души. Из этого чудного источника, Слова Божия, будем и мы почерпать для себя наставления к доброй христианской жизни и деятельности, будем узнавать волю Божию, благую и совершенную, и приближаться к Богу через покаяние и дела добродетели, будем стремиться к соединению с Ним навеки в Царстве Небесном. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 3:2 ) (9).
Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш и Врач душевный и телесный; Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше; Он посылает с небес дожди ранние и поздние; Он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией; Он изводит ветры из сокровищ Своих; «Им мы живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:28 ). А потому, братья и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными дарами Божиими, будем благодарны за них Господу и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас промысел будем платить Ему любовью и по мере Его к нам щедрот будем взаимно щедры к ближним нашим. Если так будем поступать, то земля не перестанет произращать изобильно всякие плоды, ибо по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел и земля наполнится плодами и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосерды, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода (9).
Ничего от нас, братья и сестры, и не требует более Господь за дары Свои и за любовь Свою к нам, как исполнения нами Его святой воли и взаимной нашей любви. Вседовольному и Всеблаженному что от нас нужно? Ничего (9).
Чего же от нас хочет и требует наш божественный Учитель – Господь Иисус Христос – в этой притче (см. Лк. 12:16–21 )? Хочет и требует от нас того, чтобы мы не сами только лично пользовались дарами Божиими к своему лишь удовольствию, для удовлетворения своих только животных потребностей, привычек, страстей и похотей, а делились, непременно делились своим добром по средствам с неимущими и нуждающимися, которых так много везде, потому что всякого рода материальное довольство Господь посылает нам не для нас одних, а в лице нас и для ближних наших. У тебя лежит множество даров Божиих, данных тебе сколько для тебя, столько и для общего блага, и они лежат без всякой пользы, и ты превращаешь источник благословения Божия в источник проклятия; ты ругаешься над благостью и щедротами Божиими, ты друг общего завистника и врага – диавола, ибо ты враг Богу и людям, потому что губишь многих своим жестокосердием. Эта истина, многим кажущаяся странной, так ясна, что говорит сама за себя, и человеку, прямо смотрящему на дело, не имеющему своих предвзятых мыслей и ложных убеждений, нет нужды ее объяснять и доказывать, ибо все мы, богатые, равно как и бедные, знатные и простые, образованные и необразованные, – все ближние друг другу как происшедшие от одной крови, члены одной великой Божией семьи, члены если не одной Церкви, то одного государства, члены одного общего отечества, имеем одного царя – отца, пекущегося равно о благе всех своих подданных, для которого верх желаний есть то, чтобы все вообще были довольны и благосостоятельны, все трудились на пользу общества и каждый в свою собственную. Но крайнее самолюбие наше, по которому мы свое добро материальное привыкли считать исключительно своим, ложный взгляд на отношения наши к другим и строго судейский, односторонний взгляд на ближних наших, требующих нашей помощи, идут наперекор указанной истине, и многие, многие говорят: «Мое – только для меня и ни для кого больше, другим до него дела нет», – хотя очевидно, что такое убеждение ложно и крайне негуманно, то есть нечеловеколюбиво (9).
Святые Тайны называются Божественными Дарами, потому что подаются нам Господом совершенно туне, даром, незаслуженно с нашей стороны; вместо того чтобы нас наказывать за бесчисленные наши беззакония, совершаемые каждый день, час, минуту, и предавать нас смерти духовной, Господь в Святых Тайнах подает нам прощение и очищение грехов, освящение, мир душевных сил, исцеление и здравие души и тела и всякое благо, единственно только по вере нашей. Если же Владыка даром ежедневно подает нам для вкушения Себя Самого, Свои Божественные Тайны, то не должны ли мы неотложно давать туне, даром тленные блага: деньги, пищу, питие, одежду – тем, которые просят их у нас? И как можем мы негодовать на тех, которые даром едят хлеб наш, когда мы сами вкушаем даром бесценное и безсмертное брашно Тела и Крови Господней? «От взявшего твое не требуй назад» ( Лк. 6:30 ) (12).
Наши способности – ум, воля и сердце, наше тело с его здоровьем, с его премудрым, прекрасным устройством; наши звания, в какие кто призван, наше богатство, все наше благосостояние, даже клочок земли, на котором мы живем, – все это – доставшееся нам по разделу имение Отца небесного, Который единственно по Своей благости, незаслуженно с нашей стороны, выделил каждому из нас часть благ из Своей богатой сокровищницы и дал нам волю идти на все четыре стороны. Редко кто из нас остается со своим имением под Отеческой кровлей; многие, взяв свою часть, как бы уходят от всеблагого Отца на сторону далече – в мир грешный – и живут там распутно в плену страстей, пока, наконец, жестокость и явная гибельность их не убедят их вернуться к Отцу своему (14).
В синодальном переводе: Кого миловать, помилую.
Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан 14 ноября, в день памяти святых бессребреников Космы и Дамиана Азийских, после евангельского чтения обратился к прихожанам с проповедью.
«Мы все получаем от Бога дары. Дар потому так и называется, что это не наша заслуга, это не то, что мы можем выкупить или приобрести. Благодать Духа Святаго даётся человеку как подарок от Бога для того, чтобы человек, восприняв этот дар, преобразился, стал лучше.
Дарования благодати Духа Святаго бывают разнообразными, но нет человека, который бы этот дар от Бога не получил. Есть люди, которые этот дар отвергают, отказываются от него. Есть люди, которые этим даром пренебрегают или меняют его на что-то другое, как правило — всегда меньшее, чем то, что даёт человеку Господь.
В сегодняшний день мы совершаем память святых мучеников, бессребреников Космы и Дамиана. Мы знаем, что в разные времена люди получали от Бога разные дары. Кто-то получал дар апостольского служения, кто-то получал дар пророчества, исповедничества, святительства. Были и такие люди, которые всю свою жизнь посвящали служению ближним и через это служение сподоблялись ещё больших благодатных духовных даров. Такими были Косма и Дамиан. И высшей для себя наградой за свою добрую бессребреническую жизнь, за своё служение людям они посчитали пострадать за Христа и отдать Ему самое дорогое, что у них есть — свою собственную жизнь.
Как мы можем определить, какой дар мы получили от Бога, каким даром нам Богу служить и что Ему приносить? Нам достаточно посмотреть на свою жизнь, увидеть, что у нас получается делать лучше всего, что нам делать легче всего, к чему нас Господь призывает. Именно этим мы можем начать служить Богу. Если мы начнём с этого, то увидим, что откроются и другие возможности, которых мы раньше не замечали, появится возможность делать то, к чему мы раньше и не приступали.
Кто-то может служить ближнему, а у кого-то лучше получается молиться. Кто-то может учить детей, а у кого-то лучше получается ухаживать за больными. Кто-то может каждый день быть на богослужении, петь и читать на клиросе, а кто-то — служить Богу, стоя перед престолом.
Получая от Бога призвание к какому-либо служению, получая от Бога какой-то дар, — то ли врачевать, то ли учить, то ли трудиться, то ли служить ближнему, — мы должны быть благодарны Богу за то, что Он нам этот дар дал. Потому что через это Господь нас приводит к самому главному и самому большому — через это, преображая свою жизнь, мы становимся наследниками Царства Божия и жизни вечной. Кому-то кажется, что это вещи, которые необходимы для жизни земной. Но, служа здесь, на земле, и делая то, к чему мы призваны, как бы перед очами Божиими, мы сподобляемся и Царства Божия, и жизни вечной.
Апостол Павел призывает нас ревновать о дарованиях бо́льших, самым большим из которых он называет любовь. И именно то, что получается у нас лучше всего, должно привести нас к этому большему духовному дару — дару любить Бога и ближнего так, как любили святые Косма и Дамиан, готовые принести себя и приносящие себя в жертву не вынужденно, а из любви к Богу. Пусть этот самый высший, самый духовный дар появится в душе и сердце каждого из нас молитвами святых мучеников, бессребреников Космы и Дамиана!»