какие данные являются исходными для разработки плана формирования поездов

Исходные материалы для составления плана формирования поездов

Расчетные ВП – позволяют установить число назначений вагонов проходящих через каждую станцию

Нормы веса и длины составов поездов, которые устанавливаются на период действия ГДП и ПФ

Схемы участков обращения поездных локомотивов и ЛБ

Технологические процессы работы станций

ЕТП работы станций примыкания и жд ПНОП

Данные о техническом развитии станции, их перерабатывающей способности и показателях работы

Анализ фактической работы жд направлений и узлов

Действующего ПФП по жд и сетевым станциям

Нормативы для расчета и оценки варианта ПФ устанавливаются на период действия установленного плана с учетом анализа выполнения действия плана, изменения параметров технического развития станций и участков, а также намечаемых норм веса и длины составов.

Нормативы по станциям для расчета ПФП:

Зависимости технически допустимых размеров переработки на горки от количества назначений формируемых поездов

Зависимости расчетного времени нахождения на станции транзитных вагонов с переработкой без учета простоя под накоплением, транзитного вагона без переработки и их разности в зависимости от переработанных составов

Расчётные составы реформируемых и формируемых поездов (они не равны)

Затраты на накопление составов поездов

Технически-допустимое число транзитных поездов

Минимальная допустимая мощность поездо-назначений исходя из нормативных сроков доставки грузов

Технологическое время и затраты на станциях назначения поездов из порожних вагонов и технических маршрутов по заданным признакам.

Для двухсторонних сортировочных станциях расчетные параметры устанавливаются по каждой сортировочной системе.

Расчетные ВП разрабатываются на основе:

Информации о фактически выполненных ВП

Информация о плановых ВП полученных по специальной методике

Принципиальные подходы к заданию матриц ВП для разработки системы

Определение корреспонденции грузовых и порожних вагонов между станциями зарождения и погашения по статистики

Определение корреспонденций, груженных ВП между станциями зарождения и погашения о данных предстоящих перевозках, а корреспонденциях порожних вагонов на основе решения задачи о регулировании по родам и типам вагонов

Последовательность и периодичность разработки плана формирования поездов

ПФП вводится в действие ежегодно вместе с ГДП в сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области ЖДТ.

ПФП и порядок направления ВП разрабатывается:

Межгосударственных назначений – дирекцией совета по ЖДТ государств участников содружества и утверждается на заседании данного совета

Внутригосударственных меж дорожных назначений и по сетевым сортировочным станциям – департаментом управления перевозками ОАО «РЖД» и утверждается первым вице-президентом ОАО «РЖД»

Внутри дорожных – дирекцией управления движения данной дороги и утверждается начальником ЖД – филиал ОАО «РЖД»

Внутри дорожный ПФП рассчитывается в последовательности:

Разрабатывается расчетная корреспонденция грузов и порожних ВП

Определяются расчетные нормативы для сортировочных, участковых и выделенных грузовых станций

Разрабатывается план организации маршрутов с мест погрузки и устанавливаются для них нормы веса и длины состава и порядок обработки в пунктах перелома веса и длины

Устанавливаются пункты формирования составов из порожних вагонов, предназначенных для обеспечения погрузки на станциях данной дороги

Составляется ПФП ускоренных, грузовых поездов местного (внутри дорожного) назначения

Рассчитываются оптимальные варианты ПФ одногрппных и групповых поездов для полигона жд по сортировочным, участковым и выделенным грузовым станциям с учетом ПФП для сетевых сортировочных станций и ПФП между дорожных назначений

Определяются оптимальные варианты ПФ участковых, сборных, вывозных поездов для каждого района местной работы

Проверяется соответствие рассчитанного оптимального варианта путевому развитию и эксплуатационной надежности станции, кроме сетевых сортировочных станций по выполнению сортировочной работы. При необходимости корректируются отдельные назначения

Принимается окончательный вариант ФП каждой станции

Производится взаимная увязка ПФП и ГД местных поездов с составлением планов-графиком местной работы каждого района.

После утверждения нового внутри дорожного ПФП производится его ввод в корпоративную БД ГВЦ ОАО «РЖД» для последовательной передачи в автоматизированные системы связанные с управлением грузовых перевозок и транспортным обслуживанием.

Внутри дорожный ПФП издается отдельной книгой

Источник

Приложение N 39. Порядок организации вагонопотоков (план формирования грузовых поездов на 2019/2020 г. (часть 1))

ГАРАНТ:

Приложение 39 введено в действие с 8 декабря 2019 г.

План
формирования грузовых поездов на 2019/2020 год (Часть 1)

Порядок
организации вагонопотоков

Организация и порядок направления вагонопотоков являются важнейшей технологической задачей эксплуатационной работы железнодорожного транспорта. Организация вагонопотоков в поезда должна обеспечивать устойчивое положение железных дорог на рынке транспортных услуг, минимальные расходы на перевозки, соблюдение нормативных сроков доставки грузов, а также запросы грузоотправителей и грузополучателей.

1. Классификация грузовых поездов

1.1. Грузовые поезда классифицируют по:

— условиям проследования до станций назначения;

— состоянию включаемых в них вагонов;

— числу групп в составе;

— роду перевозок и скорости движения.

1.2. По условиям формирования грузовые поезда делят на:

— поезда, формируемые на сортировочных, участковых и грузовых станциях без участия грузоотправителя;

— маршруты установленного веса и (или) длины, организованные с мест погрузки (выгрузки), а также на технической, сортировочной или участковой станциях, сформированные из груженых/порожних вагонов одного или нескольких грузоотправителей, назначением на одну станцию выгрузки (погрузки) или станцию распыления (расформирования) с обязательным освобождением в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда предусмотренной планом формирования грузовых поездов.

1.3. Поезда, формируемые без участия грузоотправителя на сортировочных, участковых, а также на грузовых станциях, подразделяются на:

Разновидностями сборных поездов являются:

1.4. Классификация маршрутов устанавливается железнодорожной администрацией в соответствии с действующим транспортным законодательством и нормативно-технологическими документами

1.5. По числу групп в составе грузовые поезда подразделяются на:

В необходимых случаях устанавливается формирование групповых поездов из вагонов назначением на одну станцию с подборкой по маневровым районам, сортировочным системам, по роду и состоянию подвижного состава и другим признакам.

Количество групп и порядок их расположения в составе устанавливается планом формирования поездов.

1.6. По состоянию включаемых вагонов поезда формируются:

— из груженых вагонов;

2. Вес и длина грузовых поездов

2.1. Поезда формируются из вагонов определенных назначений и установленными графиком движения нормой веса и длины. В зависимости от рода и назначения поездов нормы веса и длины подразделяются на:

Унифицированные и параллельные нормы веса и длины грузовых поездов устанавливаются в пределах железнодорожной администрации.

В международном сообщении вес и длина грузовых поездов устанавливаются Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества по согласованию с причастными железнодорожными администрациями. Допускается в исключительных случаях отклонение от установленных норм в сторону уменьшения веса и длины поезда не более чем на 90 тонн либо на один физический вагон.

Вывозные, передаточные, сборные поезда отправляются с начальных станций независимо от числа накопившихся вагонов по установленным ниткам графика.

При отцепке 1-3 вагонов с коммерческими и техническими неисправностями пополнение маршрутов не производится.

2.3. Поезда, для которых установлены параллельные нормы веса и длины, пропускаются через пункты их перелома без изменения состава.

2.4. Обработка транзитных поездов, связанная с изменением веса или длины, устанавливается порядком, предусмотренным железнодорожной администрацией, с учетом особенностей работы станции и вносится в технологический процесс, при этом запрещается изменение первоначального индекса поезда.

2.5. Порядок формирования и пропуска транзитных поездов повышенного веса и длины, следующих по двум и более дорогам, устанавливается в графике движения или предусматривается при сменно-суточном планировании работы по согласованию с причастными железнодорожными администрациями.

2.6. Отцепленные от сквозных поездов и маршрутов вагоны с коммерческими и техническими неисправностями, после их устранения, а также вагоны, отцепленные по уменьшению веса и длины, отправляются в поездах по плану формирования станции, отцепившей вагоны.

2.7. При отцепке по технической или коммерческой неисправностям одного или двух вагонов разрешается передача поездов по межгосударственному стыковому пункту без пополнения до установленной графиком нормы веса или длины.

3. Организация порожних вагонопотоков

3.1. Поезда из порожних вагонов формируют:

а) на железнодорожных путях необщего пользования;

б) на крупных выгрузочных станциях и участках из вагонов, освобождающихся после выгрузки;

в) на станциях подготовки вагонов (ремонта, промывки, подготовки под погрузку);

г) на сортировочных и участковых станциях из вагонов, поступающих с других станций.

3.2. Порожние вагоны инвентарного парка железнодорожных администраций организуют в поезда:

б) сквозные, формируемые на технических станциях и на станциях массовой выгрузки из порожних вагонов, принадлежащих другим железнодорожным администрациям.

На станциях, где не предусмотрено формирование отдельных поездов из порожних вагонов инвентарного парка, вагоны включаются в грузовые поезда по плану формирования согласно регулировочному заданию, установленному техническим планом и суточным планом поездной и грузовой работы.

Если в плане формирования для данной станции не указаны назначения формируемых поездов, в которые следует включать порожние вагоны данного рода и государства-собственника, то такие вагоны направляют в соответствии с «Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств».

Освободившиеся после выгрузки порожние вагоны по уведомлению Дирекции Совета могут направляться в качестве «вагонной» помощи при согласии железнодорожной администрации-собственницы.

3.3. Порожние собственные или арендованные вагоны, организуют в поезда:

а) сквозные из порожних вагонов без подборки по владельцам вагонов, операторам подвижного состава в адрес определенных станций назначения;

б) маршруты из порожних вагонов определенных операторов подвижного состава или их объединений, сформированные на железнодорожных путях общего пользования;

На станциях, где не предусмотрено формирование отдельных поездов из порожних собственных и арендованных вагонов, вагоны направляются на станцию назначения, указанную отправителями порожних вагонов в перевозочных документах, в соответствии с планом формирования грузовых поездов.

4. Специализированные поезда

4.1. По роду перевозок формируются ускоренные поезда с повышенной маршрутной скоростью, к которым относятся поезда для перевозки: контейнеров, контрейлеров, скоропортящихся грузов в рефрижераторных вагонах и рефрижераторных контейнерах, живности, овощей и фруктов в крытых вагонах, а также вагонов с другими грузами повышенной срочности доставки.

4.2. Специализированные грузовые поезда формируются и пропускаются на всем пути следования установленной нормой веса и (или) длины для каждого назначения.

Организация движения контрейлерного поезда может осуществляться по следующим видам маршрутов:

4.5. Маршрут следования международных контейнерных, контрейлерных поездов и условная длина поезда согласовываются причастными железнодорожными администрациями.

4.6. Отправление и пропуск специализированных грузовых, контейнерных, контрейлерных поездов производится по расписаниям, установленным для этих поездов.

Отдельные рефрижераторные секции, сцепы из рефрижераторных контейнеров, вагоны-термосы, цистерны-термосы, ИВ-термосы, крытые со скоропортящимся грузом в груженом и порожнем состоянии должны следовать по установленному порядку направления вагонопотоков и плану формирования грузовых поездов.

4.8. Массовая перевозка живности производится, как правило, в специально оборудованных вагонах. Маршрут следования вагонов с живностью согласовывается перевозчиком с учетом возможности поения животных водой.

4.9. Отцепленные от специализированных поездов вагоны с коммерческими и техническими неисправностями, после их устранения, отправляются в поездах по плану формирования станции, отцепившей вагоны, через межгосударственный пункт перехода, указанный в перевозочных документах.

4.10. При отцепке от специализированных поездов по технической или коммерческой неисправностям одного физического вагона разрешается передача поездов по межгосударственному стыковому пункту без пополнения до установленной графиком нормы веса или длины.

4.11. Сдача специализированных поездов соседней железнодорожной администрации по МГСП сдачи составом, принятым по МГСП приема.

5. Включение в грузовые поезда вагонов с негабаритными и опасными грузами

5.1. При постановке в грузовые поезда вагонов с негабаритными грузами следует учитывать, что маршруты следования грузов нижней и боковой негабаритности 4-6-ой степеней (по отдельным участкам и верхней 3-й степени), сверхнегабаритными во многих случаях не совпадают с установленным планом формирования поездов. Вагоны с такими негабаритными грузами дальних назначений допускается включать в поезда ближних назначений. Во всех случаях станция расформирования поезда должна быть заблаговременно извещена о предстоящей работе с поездом, имеющем в составе негабаритный груз.

5.2. В случаях, когда маршруты следования вагонов с опасными грузами отличаются от установленных действующим планом формирования, порядок их включения в поезда устанавливается соответствующим распоряжением железнодорожной администрации.

6. Разработка, утверждение и корректировка плана формирования грузовых поездов

6.1. План формирования грузовых поездов, порядок направления вагонопотоков и план организации маршрутов разрабатываются:

6.2. План формирования грузовых поездов в международном сообщении предусматривает:

Право определения станции формирования нового назначения в международном сообщении предоставляется железнодорожной администрации формирования поезда.

6.3. Изменения и корректировка плана формирования грузовых поездов, порядка направления вагонопотоков и плана организации маршрутов производятся:

6.4. По просьбам железнодорожных администраций (на основании обращений грузоотправителей и по согласованию со всеми железнодорожными администрациями, участвующими в данной перевозке, может быть изменен установленный порядок направления вагонопотоков в международном сообщении.

Изменение порядка направления вагонопотоков оформляется Дирекцией Совета и допускается на срок не более трех месяцев.

При составлении заявки на изменение плана формирования указывать:

— срок действия изменения;

— род подвижного состава;

При отсутствии ответа железнодорожной администрации на запрос Дирекции Совета или запрашивающей железнодорожной администрации о возможности пропуска вагонопотока измененным маршрутом следования в течение 15 календарных дней, изменение порядка направления вагонопотоков в международном сообщении считается согласованным.

Дирекция Совета информирует о принятом решении по пропуску вагонопотока по действующему или измененному маршруту причастные железнодорожные администрации, которые, в свою очередь, обязаны уведомить об изменении порядка направления вагонов свои железнодорожные станции.

При следовании груженого вагонопотока по измененным направлениям, возврат порожних вагонов осуществляется по межгосударственным стыковым пунктам, по которым вагоны следовали в груженом состоянии.

Изменение маршрута следования при объемах перевозок до трех вагонов включительно по одному запросу осуществляется по уведомлениям Дирекции Совета без согласования с причастными железнодорожными администрациями.

6.5. Оперативное изменение международного плана формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами, межгосударственных пунктов перехода в связи со сложной эксплуатационной обстановкой на участках, избыточным образованием вагонопотока производится по согласованию с причастными железнодорожными администрациями.

Оперативная корректировка оформляется уведомлениями Дирекции Совета, которые передаются не позднее, чем за двое суток до начала действия изменений.

6.6. При возникновении чрезвычайных ситуаций оперативная корректировка международного плана формирования грузовых поездов осуществляется с момента передачи распоряжения Дирекции Совета с уведомлением причастных железнодорожных администраций.

7. Обеспечение выполнения плана формирования грузовых поездов

7.1. К нарушениям плана формирования относятся:

7.1.1. Нарушения порядка формирования поездов:

— включение вагонов, для которых путь следования поезда является кружным, если это не предусмотрено планом формирования;

— включение вагонов более ближнего назначения (обратного назначения), если это не предусмотрено планом формирования;

— включение в поезд ближнего назначения вагонов дальнего назначения, которые по действующему плану формирования должны следовать через станцию назначения данного поезда в транзитных поездах;

— включение в маршруты вагонов назначением на другие станции;

— включение в поезд вагонов с опасными грузами, станция назначения которых не соответствует назначению поезда;

— включение в поезд вагонов, межгосударственный пункт перехода которых не соответствует назначению поезда;

— включение в поезд вагонов, признаки которых (код груза, код грузополучателя, примечание строки натурного листа) не соответствует назначению поезда (если по плану формирования вагоны с разными признаками должны следовать на одну станцию назначения в разных поездах);

— несоответствие подбора групп вагонов, следующих в групповых поездах, установленному порядку их формирования и расположения в составе поезда;

— формирование поездов станциями, не включенными в план формирования поездов и прицепка вагонов к ним с отступлениями от установленного для впередилежащей технической станции плана формирования поездов;

— постановка в поезда груженых вагонов, не имеющих перевозочных документов;

7.1.2. Нарушения порядка пропуска поездов:

— преждевременное расформирование поездов и маршрутов;

— пропуск станцией поезда, подлежащего расформированию;

— пропуск станцией группового поезда без отцепки предназначенной для нее поездной группы;

— несоблюдение установленного порядка пополнения в пути следования поездов, следующих по плану формирования;

— пополнение или отцепка вагонов от маршрутов (за исключением станций перелома веса/длины, предусмотренных планом формирования грузовых поездов, и вагонов по техническим и коммерческим неисправностям).

В случае поступления транзитного поезда на дорогу неразрешенной кружностью он должен быть направлен в соответствии с установленным порядком следования вагонопотоков для данной дороги.

7.3. Маршруты, которые не поименованы в книге «План формирования грузовых поездов», должны формироваться весом и длиной, установленными графиком движения поездов и следовать по пунктам перехода, установленным для груженого вагонопотока.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Исходные материалы для разработки плана формирования поездов

Исходные материалы для составления плана формирования поездов следую­щие: план перевозок грузов, нормы массы и длины составов поездов; схемы уча­стков обращения локомотивов, работы локомотивных и поездных бригад; дан­ные о пропускной способности линий, картосхемы эксплуатационных расходов, расходов топлива (электроэнергии) на тягу поездов и времена хода поездов по участкам (для установления порядка направления вагонопотоков); данные о технической вооруженности и перерабатывающей способности станций; техно­логические процессы работы станций и подъездных путей; анализ работы на­правлений и узлов.

Техническую вооруженность направления характеризуют прежде всего данные о станциях и узлах: число приемо-отправочных и сортировочных путей, подробная специализация последних (в плане формирования количество назна­чений должно соответствовать числу этих путей), перерабатывающая способ­ность горок и вытяжных путей по формированию и расформированию поездов, наличие маневровых локомотивов, сведения о погрузочно-выгрузочных фронтах. Необходимы и материалы о фактической работе станций: количество перерабатываемых вагонов, размеры угловых потоков, нормы простоя вагонов с расчленением по элементам и фактическое их выполнение, а также анализ за­труднений, которые могут быть ликвидированы изменением плана формирова­ния. Нужно рассмотреть также пропускную способность линий, чтобы правиль­но их загрузить (может возникнуть необходимость направить часть грузопотока на менее загруженную параллельную линию и потребуется установить поря­док включения в поезда отклоняемых вагонов). Следует детально проанализи­ровать план формирования и местную работу каждого узла в отдельности. Мате­риалы и предложения к новому плану формирования готовят на дорогах.

После подготовки плановых вагонопотоков и всех других данных разрабаты­вают план организации отправительских и ступенчатых маршрутов с мест погрузки. Охваченные прямыми отправительскими на станцию выгрузки (от станции формирования до станции назначения) и распыляемыми маршрутами (от станции формирования только до станции распыления) вагоны исключают из общего вагонопотока. Остающиеся потоки подлежат организации в поезда на сортировочных и участковых станциях. В этой серии расчетов прежде всего на основе разработанной схемы направления порожних вагонопотоков устанавли­вают станции формирования маршрутов из порожних вагонов, специализированных по роду подвижного состава. Затем разрабатывают план формирования и ускоренных грузовых (в том числе для перевозки скоропортящихся гру­зов) и других специальных поездов. Потом рассчитывают на ЭВМ оптимальный вариант плана, которым устанавливают порядок формирования вагонов в одногруппные и групповые поезда на сортировочных и участковых станциях для потока, не включенного в маршруты с мест погрузки, и проверяют, соответствует ли он путевому развитию и перерабатывающей способности станций. Одновременно окончательно уточняют план формирования поездов из порожних вагонов. При небольшом числе порожних вагонов допускается соединять их с гружеными в комбинированных поездах.

Сетевой план формирования разрабатывают на ЭВМ в Министерстве путей сообщения одновременно для основных сортировочных станций сети. В расчет вводят ограничения — по наличию сортировочных путей и перерабатывающей способности сортировочных устройств. Назначения, определенные сетевым пла­ном и планом отправительской маршрутизации, дополненные рассчитанным перечнем поездов, обращающихся внутри каждой дороги, составляют общий план формирования.

Актуально о транспорте

Источник

17. Исходные данные для составления плана формирования поездов.

расчётные вагонопотоки, позволяющие установить число и назначение вагонов, проходящих через каждую станцию;

нормы веса и длины составов поездов, устанавливаемые на период действия ГДП и плана фомрирования;

схема участков обращения локомотива и локомотивных бригад;

для каждого участка работы бригады эксплуатационные расходы и расходы топлива и энергии;

технологические процессы работы станции и единые технологические процессы работы станций примыкания и жд путей НОП;

данные о техническом развитии станции, их перерабатывающей способности и показателях работы;

анализ фактической работы жд направлений и узлов и анализ действующего плана формирования поездов отдельно по жд и сетевым сортировочным станциям.

Основными нормативами по станциям для расчёта плана формирования поездов являются:

зависимости технически допустимых размеров переработки на горке от количества назначений формируемых поездов;

зависимости расчётного времени нахождения на станции транзитного вагона с переработкой (без учёта простоя под накоплением), транзитного вагона без переработки и их разности от числа перерабатываемых составов;

зависимости удельных эксплуатационных расходов, зависящих от распределения сортировочной работы и приходящихся на один проследующий станцию вагон за вычетом направления, без переработки и их разности от числа перерабатываемых составов;

расчётные составы расформировываемых и формируемых поездов;

затраты на накопление составов, поездов;

технически допустимое число транзитных поездов;

минимально допустимая мощность назначений, в которых следуют транзитные вагонопотоки исходя из нормативных сроков доставки грузов;

технологическое время и затраты на станциях назначения поездов из порожних вагонов и технических маршрутов, формируемых по заданным признакам.

Для двухсторонних СС расчётные нормативы устанавливаются по каждой сортировочной системе.

18. Последовательность и периодичность пфп.

План формирования поездов вводится в действие ежегодно вместе с графиком движения поездов в сроки, устанавливаемые федеральным органом исполнительдой власти в области ждт.

План формирования поездов и порядок направления вагонопотоков разрабатываются:

внутригосударственных назначений и по сетевым сортировочным станциям

департаментом управления перевозками ОАО «РЖД» и утверждается первым вице-президентом ОАО «РЖД»;

На каждой дороге службой перевозок разрабатывается внутридорожный план формирования, который утверждается начальником дороги. Этот план рассчитывается в следующей последовательности:

разрабатываются расчётные корреспонденции гружёных и порожних вагонопотоков;

определяются для сортировочных, участковых и выделенных грузовых станций расчётные нормативы;

разрабатывается план формирования маршрутов с мест погрузки (отправительских и ступенчатых) и устанавливаются для них унифицированные и параллельные нормы веса и длины составы и порядок обработки их в пунктах перелома;

устанавливаются пункты формирования поездов из порожних вагонов, предназначенных для обеспечения погрузки на станциях данной дороги;

составляется план формирования ускоренных грузовых поездов местного или внутридорожного сообщения;

рассчитываются оптимальные варианты плана формирования для одногруппных и групповых поездов для полигона жд по сортировочным, участковым и выделенным грузовым станциям с учётом ПФП для сетевых сортировочных станций и поездов междудорожных назначений;

определяются оптимальные варианты плана формирования участковых, сборных, вывозных поездов для каждого района местной работы;

проверяется соответствие рассчитанных оптимальных вариантов путевому развитию и эксплуатационным возможностям станций по выполнению сортировочной работы, при необходимости корректируются отдельные назначения;

принимается окончательный вариант плана формирования для каждой станции;

производится взаимная увязка плана формирования и графика движения местных поездов с составлением планов-графиков местной работы каждого района местной работы.

После утверждения нового внутридорожного плана формирования производится его ввод в корпоративную базу данных главного вычислительного центра ОАО «РЖД» для последующей передачи в автоматизированные системы, связанные с управлением грузовыми перевозками и транспортным обслуживанием. Составляется текст издаваемого отдельной книгой «Плана формирования жел дор на 2014 г».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *