какие данные указываются на табличке грейфера

Учебное пособие для обучения и аттестации составитель

Грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием предприятия-изготовителя, номера, объема, собственной массы, вида материала, для перевалки которого он предназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого ма­териала (грузоподъемность).

Грузоподъемность грейфера определяется взвешивани­ем материала после пробного зачерпывания, производимо­го владельцем грейфера перед его применением для пере­валки груза данного вида (марки, сорта).

Устойчивостью крана называется его способность про­тиводействовать опрокидывающим моментам. Она считает­ся обеспеченной, если удерживающий момент больше оп­рокидывающего момента или равен ему.

При проектировании крана производится расчет на его устойчивость для различных комбинаций нагрузок в рабо­чем и нерабочем режиме при работе с грузом, при обрыве груза, при транспортировании, при действии испытатель­ной нагрузки, при монтаже и демонтаже крана, при отсут­ствии груза.

К мостовым кранам относятся краны, у которых не­сущие элементы конструкции опираются непосредственно на крановый путь (рис.4). Грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или стреловому крану, перемеща­ющимся по мосту.

По конструктивным признакам мостовые краны под­разделяются на краны общего назначения, металлургичес­кими специальные (краны-манипуляторы, грейферные и др.)

Используются для работы под навесом, в закрытых и открытых помещениях. В эксплуатации находится большое количество мостовых кранов самых разнообразных конструкций.

К основным параметрам кранов относятся грузоподъ­емность, размеры пролетов, высота подъема крюка (грузо­захватного органа), скорость подъема груза, скорость пере­движения крана и тележки, режим работы и т.д.

Грузоподъемность — наибольшая допускаемая масса рабочего груза, на подъем которой рассчитан кран в за­данном режиме работы.

Высота подъема — расстояние по вертикали от уровня пола до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.

Пролет — расстояние по горизонтали, между осями рельсов кранового пути.

Скорость подъема (опускания) груза — скорость верти­кального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения.

Скорость передвижения крана (тележки) — скорость передвижения крана (тележки) в установившемся режиме движения; определяется при передвижении крана с рабо­чим грузом и при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10м.

Основные параметры крана указываются в его паспор­те и должны найти отражение в производственных инструкциях для крановщиков и стропальщиков.

Конструктивные части мостового крана — крановые балки, крановая тележка, ходовые колеса и кабина (см. рис.4).

какие данные указываются на табличке грейфера. Смотреть фото какие данные указываются на табличке грейфера. Смотреть картинку какие данные указываются на табличке грейфера. Картинка про какие данные указываются на табличке грейфера. Фото какие данные указываются на табличке грейфера

Ходовые колеса монтируются к концевым балкам моста. Их количество зависит от грузоподъемности крана. На мос­товых кранах грузоподъемностью до 50 т обычно применя­ют четыре ходовых колеса. Два из них являются ведущи­ми: они передвигают мост по крановым путям.

Крановая тележка мостового крана состоит из рамы с ведущими и ведомыми колесами. На раме устанавливаются механизмы передвижения тележки и подъема груза. Тяже­лые краны оборудуются двумя механизмами подъема. Один из них (меньшей грузоподъемности) является вспомогатель­ным.

Механизм передвижения моста крана состоит из элек­тродвигателя, тормоза, редуктора, трансмиссионного вала и ходовых колес. Механизмы передвижения моста могут быть выполнены с центральным и раздельным приводом. Коли­чество ходовых колес и механизмов передвижения выбирается в зависимости от грузоподъемности крана.

Кабина крановщика устанавливается под галереей моста на противоположной стороны от главных троллейных про­водов. Пол кабины выполняется в виде сплошного деревянного настила, покрытого резиновым ковриком. Электропитание мостовых кранов осуществляется при помощи троллейных проводов, которые прокладываются открыто вдоль крановых путей.

Число троллейных проводов зависит от рода тока при переменном токе — три, при постоянном — два. Для питания исполнительных механизмов

крана прокладывают вдоль моста вспомогательные троллейные провода.

Троллейные провода обычно выполняют из угловой и швеллерной стали или рельсов, вспомогательные — из угловой.

Троллейные провода крепятся жестко на фарфоровых изоляторах.

Ток с главных троллейных проводов снимается при помощи токосъемников, укрепленных на конструкции мос­та.

Аварийность мостовых кранов довольно невысока, так как по конструктивному исполнению они более надежны и, как правило, устанавливаются и эксплуатируются в за­крытых помещениях.

Основные причины аварий: обрывы стальных грузовых канатов, неисправность тормозов, неисправность предохра­нительных устройств, хрупкое разрушение металлоконструк­ций, обрыв крюков.

Электроблокировки кабины и галереи мостового крана

Мостовые краны должны иметь электроблокировки для автоматического снятия напряжения при выходе на гале­рею крана (если вход на него предусмотрен через галерею моста, то блокировкой оборудуется дверь на входе) и при входе в кабину управления крана с посадочной площадки (если кабина имеет тамбур, то такой блокировкой оборудуется его дверь).

Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на мостовых кранах

На мостовых кранах устанавливаются следующие при­боры и устройства безопасности:

ограничители хода крана (концевые; выключатели);

ограничители хода крановой тележки;

ограничители подъема крюка;

ограничитель грузоподъемности: (если не исключена его перегрузка по условиям производства);

устройство для снятия напряжения с крана при выхо­де на его галерею;

упоры на концах крановых путей.

Для предотвращения падения крана в случае поломки ходовых колес к концевым балкам с четырех сторон, при­крепляют предохранительные упоры, отстоящие от рельсов, по которым движется кран, не более чем на 20мм. При поломке оси или колеса упор встанет на рельсы и кран не упадет.

Установка ограничителя грузоподъемности на мостовых кранах

Ограничитель грузоподъемности устанавливается на мостовых кранах, на которых возможна их перегрузка по, технологии производства: оборудованных грейфером или магнитом;

используемых на предприятиях стройиндустрии для извлечения готовых форм из опалубок и камер;

работающих на открытых складах, где в зимнее время возможно примерзание грузов к грунту;

при работах на демонтаже оборудования.

Ограничитель грузоподъемности устанавливается для каждой грузовой лебедки и не должен допускать перегруз­ку более чем на 25%

Порядок применения марочной системы на мостовых кранах

Эксплуатация мостовых кранов разрешается только при применении марочной системы, которая допускает управ­ление краном лишь работниками, получившими в установ­ленном порядке ключ-марку.

Ключ-марка передается крановщиком, сдавшим смену, крановщику, принявшему смену. При отсутствии сменщи­ка ключ-марка передается лицу, ответственному, за его выдачу и хранение.

Порядок допуска персонала для работы на крановых путях и проходных галереях действующих мостовых кранов

Допуск персонала, обслуживающего краны, а также рабочих на крановые пути и проходные галереи действую­щих мостовых кранов должен производиться по наряду-допуску. Предварительно следует уведомить (с записью в вахтенном журнале) крановщиков всех смен пролета, цеха, где будет производиться работа.

Если ремонтные работы производятся несколькими бригадами, то наряд-допуск выдается каждой из них. Об­щий порядок ремонта грузоподъемных машин определяет владелец крана с учетом требований органов Госгортехнадзора.

Бригада рабочих Крановой службы завода металлокон­струкций по указанию механика проводила техническое об­служивание мостового крана в пролете сборочно-сварочного цеха. При выполнении работ слесарь-электрик, входящий в состав бригады, был направлен бригадиром на ремонт трол­леев в этом же пролете. Работы выполнялись без оформле­ния наряда-допуска, что являлось нарушением правил техни­ки безопасности.

Слесарь-электрик при возвращении по крановым путям к прежнему месту работы был прижат движущимся по пролету краном к несущей колонне здания, в результате чего получил смертельную травму.

Звено монтажников производило заделку арматуры плит перекрытия главного корпуса завода. В качестве подмостей

использовался мостовой кран. При выполнении работ на высоте рабочие не пользовались предохранительными поясами. Неко­торые рабочие находились на деревянном настиле тележки мостового крана, другие — на торцевой балке, (над кабиной крана). Когда раствор закончился и пустое ведро из-под, него передали на настил, тележка по команде сигнальщика была приведена в движение в сторону торцевой балки. Рабочий, находившийся на деревянном настиле, потерял равновесие и упал вниз на стоящую внизу металлическую ферму, получив смертельную травму.

Башенный кран — поворотный кран со стрелой, за­крепленной в верхней части вертикально расположенной башни (рис.5).

К основным параметрам башенного крана относятся грузоподъемность, вылет, высота подъема, глубина опуска­ния и т.д.

Грузоподъемность — наибольшая допускаемая масса ра­бочего груза, на подъем которой рассчитан кран в за­данном режиме работы. В паспорте крана указывается гру­зоподъемность максимальная и грузоподъемность при мак­симальном вылете стрелы. В промежуточных положениях грузоподъемность определяется по грузовой характеристике (рис.6, а).

Вылет — расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части до вертикальной оси грузозахватного органа без нагрузки при установке крана на горизонталь­ной площадке. В паспорте крана указывается максималь­ный вылет (при горизонтальной и наклонной стреле), минимальный вылет (при горизонтальной и наклонной стреле) и вылет при максимальной грузоподъемности (при горизонтальной и наклонной стреле).

Высота подъема — расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении. В паспорте крана указывается величи­на подъема при горизонтальной и наклонной стреле.

какие данные указываются на табличке грейфера. Смотреть фото какие данные указываются на табличке грейфера. Смотреть картинку какие данные указываются на табличке грейфера. Картинка про какие данные указываются на табличке грейфера. Фото какие данные указываются на табличке грейфера

В паспорте крана указываются скорости подъема (опус­кания) груза, угол поворота, допустимый уклон кранового пути, допустимая скорость ветра для рабочего и нерабоче­го состоянии, ограничения одновременного выполнения рабочих операций крана и т.д.

Существует Множество типов башенных кранов. Они нашли широкое применение при строительстве зданий и сооружений и производстве погрузочно-разгрузочных работу. В зависимости от назначения башенные краны изготавли­ваются в различных исполнениях: с измененной высотой и вылетом за счет изменения высоты башни или длины стрелы, с неповоротной башней, на безрельсовом ходу и т.д.

Каждая модель башенного крана имеет условное обо­значение.

Конструктивные части башенного крана. Рассмотрим ос­новные конструктивные части башенного крана типа КБ-410. Кран с поворотной башней и подъемной стрелой. Опорно-поворотное устройство расположено внизу в отли­чие от кранов с неповоротной башней, у которых оно размещено вверху.

Башенный кран КБ-410 (рис. 6, б) состоит из следу­ющих частей: ходовой рамы 1 — из кольцевой рамы, к которой крепится флюгер, на его концах расположены две пары колес (два ведущих и два ведомых);

опорно-поворотного устройства 2 — из нижнего и верхнего колец, зубчатого венца с внутренним зацеплени­ем. По внутренним зубьям венца обкатывается бегунковая шестерня механизма вращения поворотной платформы;

поворотной платформы 3 — из кольцевой рамы и приваренных к ней балок, на которых расположены две трубчатые фермы, связанные между собой поперечными связями. Фермы воспринимают нагрузки от башни во время работы крана. На платформе устанавливают грузовую (5) и стреловую (6) лебедки, противовес (7), башню (8), механизм поворота (4) и различное электрооборудование;

башни — из портала, промежуточных секций, верхней секции, оголовка и распорки. В поясах портала смонтированы направляющие ролики, удерживающие башню в вер­тикальном положении при ее выдвижении;

механизма подъема груза — из грузовой лебедки и канатного полиспаста с системой тормозов, редуктора и электродвигателя;

механизма для изменения вылета — из лебедки и канатного полиспаста с системой тормозов, редуктора и электродвигателя;

механизма передвижения крана — из двух ведущих ходовых тележек и двух, ведомых. Каждая ведущая тележка состоит из электродвигателя, редуктора, косозубой переда­чи противоугонного захвата, сбрасывающих плужков и кожуха.

Техническая характеристика башенного крана КБ-410

Допустимая скорость ветра для рабочего состояния (с учетом порывов ветра), соответствующая порогу срабатывания анемометра, установленного на кране, м/с*. 16,2.

Ограничения одновременного выполнения рабочих операций крана — две любые на прямолинейных путях, (на криволинейных путях — то же, кроме передвижения крана с поворотом).

Грузоподъемность максимальная, т (нетто). 10

Грузоподъемность при максимальном вылете, т (нетто). 7,0

Вылет максимальный, м:

при горизонтальной стреле. 25

при наклонной стреле (30°). 22,2

Вылет при максимальной грузоподъемности, м:

при горизонтальной стреле. 18

при наклонной стреле (30°). 17

Вылет минимальный, м:

при горизонтальной стреле. 6,8

при наклонной стреле (30°). 6,5

Высота подъема при максимальном вылете при горизонтальной

Высота подъема максимальная, м:

при наклонной стреле (30°). 59,3

при установочном вылете и, наклонной стреле (45°) высота

подъема увеличивается до. 63,2

Глубина опускания, м.л. 5

* Для нерабочего состояния на высоте 10 м допустимая скорость ветра определяется по специальной таблице в зависимости от типа исполнения крана и ветрового района. Таблица приведена в паспорте крана.

Грузовая характеристика башенного экрана КБ-410 приведена на рис.6. Башенные краны эксплуатируются в стесненных условиях городского и промышленного строительства, часто подвергаются демонтажу перевозке и установке на новом месте.

Основные причины аварий башенных кранов — неис­правность соединительных муфт грузовых и стреловых ле­бедок, ненадежность крепления конца каната к металло­конструкциям крана, неисправность тормозов, нарушения крепежных деталей подкосов, флюгеров и других ответ­ственных узлов и механизмов, разрушение (отрыв) болтов опорно-поворотного устройства, неисправность ограничите­ля грузоподъемности, крановых путей и тупиковых упоров.

Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на башенных кранах

ограничитель подъема груза;

ограничитель грузоподъемности (срабатывает при мак­симально допустимой перегрузке);

ограничитель передвижения крана;

анемометр (подает сигнал при скорости ветра, превы­шающей предельную);

автоматическое стопорение грузовой тележки при об­рыве тележечного каната;

защита от падения груза и стрелы при обрыве любой из трех фаз;

ограничитель выдвижения башни;

противоугонные устройства — ручные клиновые упоры для удерживания крана от угона ветром в нерабочем со­стоянии и полуавтоматические рельсовые захваты для пре­дотвращения схода тележки с рельса при работе крана;

различные указатели (скорости ветра, вылета стрелы, нагрузки и т.д.).

Кран оборудуется молниеотводом для защиты от громового разряда и габаритной световой сигнализацией для обозначения крана по высоте в темное время суток, оснащаётся радиопереговорным устройством, трехсторонней связью (крановщик — стропальщик — монтажник).

Ограничитель грузоподъемности настраивается на мак­симальную для данного вылета перегрузку — на 10 %. Для башенных кранов с грузовым моментом до 20 т • м и портальных кранов ограничитель грузоподъемности устанавли­вается на максимально допустимую перегрузку — 15 %.

Козловой кран — кран, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек (рис,7).

Козловые краны широко, используются для производства погрузочно-разгрузочных работ на открытых складах с их помощью можно производить операции с контейнерами и другими штучными грузами. При наличии сменных грузозахватных устройств можно производить операции с насыпными (сыпучими) грузами.

какие данные указываются на табличке грейфера. Смотреть фото какие данные указываются на табличке грейфера. Смотреть картинку какие данные указываются на табличке грейфера. Картинка про какие данные указываются на табличке грейфера. Фото какие данные указываются на табличке грейфера

K основным, параметрам козлового крана относятся грузоподъемность, высота подъема, скорость подъема (опус­кания) груза, скорость передвижения крана (тележки) ли т.п.

Грузоподъемность — наибольшая допускаемая масса ра­бочего груза, на подъем которой рассчитан кран в задан­ном режиме работы;

скорость подъема (опускания) груза — скорость верти­кального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения;

Все основные параметры крана указываются в его паспорте, и они должны найти отражение в производ­ственных инструкциях для крановщиков и стропальщиков.

По конструкции краны подразделяются на консольные и безконсольные. Консольные краны имеют с внешней стороны свесы (консоли).

Наличие консолей позволяет одновременно перекры­вать складские площадки, автомобильные и железнодорож­ные подъездные пути грузовых фронтов.

Козловой кран (см. рис.7) состоит из ригеля 1, ре­шетчатого или сплошного, двух пар ног 2, ходовых теле­жек 3, тельфера или крановой тележки 5 с механизмом подъема и передвижения тележки.

Крановая тележка ходит по рельсовым путям, уложен­ным на верхней ферме ригеля, или по монорельсу, укрепленному на нижней ферме.

Козловой кран имеет четыре опорных тележки, две из них опорно-ходовые, состоящие из электродвигателя с тор­мозом, эластичной муфты, червячного редуктора и ходовых колес.

Грузоподъемная лебедка состоит из электродвигателя с тормозом, эластичной муфты, редуктора и канатного барабана.

Механизм подъема груза устанавливается на крановую тележку, которая имеет опорные катки и направляющие блоки грузового, каната.

На легких кранах вместо крановой тележки устанавли­вается тельфер.

Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на козловых кранах общего назначения

На козловых кранах общего назначения устанавлива­ются следующие приборы безопасности:

ограничитель хода крана по крановым путям;

ограничители движения крановой тележки (концевые выключатели);

ограничитель подъема крюка;

противоугонные устройства для предупреждения угона крана ветром (при, наличии автоматических устройств долж­ны быть предусмотрены и ручные);

анемометр — устанавливается на козловых кранах с пролётом более 16 м и в случае достижения скорости ветра предельного состояния включает сирену;

упоры — устанавливаются на концах рельсового пути для предупреждения схода с них крана;

захваты для предотвращения угона крана ветром при стоянке. По окончании работы крановщик обязан устано­вить все ручные захваты.

Электропитание и заземление козлового крана

По центру пути козлового крана устанавливается ввод­ное устройство, от которого прокладывается гибкий четырехжильный кабель. Четвертая жила используется, для за­земления.

Стропальщик должен знать порядок снятия электро­питания с козлового крана.

Крановые пути козлового крана подлежат обязатель­ному заземлению.

Источник

ГОСТ 24599-87 Грейферы канатные для навалочных грузов. Общие технические условия

какие данные указываются на табличке грейфера. Смотреть фото какие данные указываются на табличке грейфера. Смотреть картинку какие данные указываются на табличке грейфера. Картинка про какие данные указываются на табличке грейфера. Фото какие данные указываются на табличке грейфера

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ГРЕЙФЕРЫ КАНАТНЫЕ
ДЛЯ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР по стандартам
Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ГРЕЙФЕРЫ КАНАТНЫЕ ДЛЯ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ

Общие технические условия

Rope grab buckets for loading in bulk.
General specifications

Срок действия с 01.01.89

Настоящий стандарт распространяется на канатные грейферы, применяемые в качестве грузозахватных органов для навалочных грузов к грузоподъемным кранам.

Стандарт не распространяется: на приводные грейферы всех типов; на грейферы, для взрывоопасных, экскавационных и горнопроходческих работ, а также для перегрузки бревен и древесины других видов при упорядоченной ее укладке.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Грейферы классифицируют в соответствии с табл. 1. Допускается применять дополнительные классификационные признаки.

Грузоподъемность крана, для которого предназначен грейфер

Число, обозначающее грузоподъемность в тоннах

Если грузоподъемность крана переменная или заранее предусмотрено ее недоиспользование при работе грейфером, в качестве грузоподъемности крана принимают значение, заданное для работы грейфером

По обязательному приложению 1

обычные штанговые при L1 ³ 0,55 L

обычные клещевые при L1 ³ 0,55 L

регулируемые при L1 ³ 0,55 L и L1

2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

В стандартах (технических условиях) на грейферы конкретных типов (моделей) должны быть установлены следующие параметры и размеры:

собственная масса грейфера;

номинальная масса зачерпываемого груза;

фактическая масса зачерпываемых грузов конкретных видов по результатам испытаний;

размах челюстей L ( черт. 1 и 2);

ширина челюстей В ( черт. 1 для двухчелюстного грейфера) или размер S ( черт. 2 для многочелюстного грейфера);

кратность замыкающего полиспаста п;

ход замыкающего каната Н ( черт. 1);

размер L 1 ( черт. 1 и 2);

габаритные размеры открытого и закрытого грейфера;

наибольшая ширина грейфера В1, если она превышает В; присоединительные размеры, например l 1 u l 2 ( черт. 1);

Основные размеры двухчелюстного грейфера

какие данные указываются на табличке грейфера. Смотреть фото какие данные указываются на табличке грейфера. Смотреть картинку какие данные указываются на табличке грейфера. Картинка про какие данные указываются на табличке грейфера. Фото какие данные указываются на табличке грейфера

Основные размеры многочелюстного грейфера

какие данные указываются на табличке грейфера. Смотреть фото какие данные указываются на табличке грейфера. Смотреть картинку какие данные указываются на табличке грейфера. Картинка про какие данные указываются на табличке грейфера. Фото какие данные указываются на табличке грейфера

какие данные указываются на табличке грейфера. Смотреть фото какие данные указываются на табличке грейфера. Смотреть картинку какие данные указываются на табличке грейфера. Картинка про какие данные указываются на табличке грейфера. Фото какие данные указываются на табличке грейфера

С1л, С2лс, С3лс, Т1л, Т2л, ВТ1лс, ВТ2лс, ВТ1, ВТ2

Л1, Л2, Cl, C2, С1лс, Т1лс, Т2лс

Для многочелюстных и подгребающих грейферов при Q ³ 16 т

2.5. Геометрическую вместимость грейфера (но не объем зачерпываемого груза) следует определять как объем условного геометрического тела ( черт. 1 и 2).

2.7. Параметры грейферов, предназначенных для разгрузки железнодорожных вагонов колеи 1520 мм, должны удовлетворять следующим требованиям:

длина двухчелюстного грейфера в положении полного раскрывания должна быть ограничена вертикальными внешними плоскостями ножей, то есть равна размаху челюстей L ( черт. 1 и 2). В последующих положениях грейфера по мере закрывания длина грейфера не должна превышать L (для регулируемых систем наибольшее из значений L);

ширина челюстей В должна быть ограничена внешними плоскостями боковых ножей;

При размахе двухчелюстного грейфера более 2720 мм его ширина должна быть в диапазоне 1500-2500 мм.

Размах многочелюстного грейфера L должен быть не более 2720 мм, а размер S ( черт. 2) не более 2500 мм в положении полного раскрывания. В последующих положениях по мере закрывания эти размеры не должны увеличиваться.

Значения регулируемых параметров указывают в стандартах (технических условиях) на грейферы конкретных типов (моделей).

2.9. Условное обозначение грейфера состоит из условного обозначения классификационных признаков грейфера по табл. 1 и 2 и обозначения настоящего стандарта.

Примеры условных обозначений грейфера к крану грузоподъемностью 10 т для грузов группы С1, двухчелюстного четырехканатного с поперечным раскрыванием, обычного штангового, предназначенного для разгрузки вагонов:

10-С1-В ГОСТ 24599-87

То же, к крану грузоподъемностью 8 т для грузов группы Л2то, многочелюстного, двухканатного, не предназначенного для разгрузки вагонов:

8-Л2то-М-2к ГОСТ 24599-87

То же, к крану грузоподъемностью 2,5 т для грузов группы Л2, двухчелюстного обычного штангового, одноканатного, предназначенного для разгрузки вагонов:

2,5-Л2-1к-В ГОСТ 24599-87

То же, к крану грузоподъемностью 20 т для грузов группы С2, двухчелюстного четырехканатного с продольным раскрыванием, подгребающего:

20-С2-Пр-П ГОСТ 24599- 87

То же, к крану грузоподъемностью 16 т для грузов группы С3л, двухчелюстного четырехканатного с продольным раскрыванием, обычного клещевого, для подводного черпания, не предназначенного для разгрузки вагонов:

16-С3л-Пр-К-ПЧ ГОСТ 24599-87

То же, к крану грузоподъемностью 16 т для грузов группы Т2л, двухчелюстного четырехканатного с продольным раскрыванием, обычного клещевого, с регулируемыми параметрами, предназначенного для разгрузки вагонов:

16-Т2л-Пр-К-Р-В ГОСТ 24599-87

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Характеристики (свойства).

3.1.1. Грейферы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, стандартов (технических условий) на грейферы конкретных типов (моделей) и «Правилами устройства и безопасной эксплуатации, грузоподъемных кранов», утвержденными Госгортехнадзором СССР, по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

3.1.2. Полный средний ресурс грейфера в тоннах переработанного груза на 1 т собственной массы грейфера для кранов грузоподъемностью от 5 до 16 т должен быть не менее:

Полный установленный ресурс грейфера в тоннах переработанного груза на 1 т собственной массы грейфера для кранов грузоподъемностью от 5 до 16 т должен быть не менее:

Для кранов других грузоподъемностей указанное значение должно быть умножено на поправочный коэффициент:

3.1.2.2. Полный средний ресурс и полный установленный ресурс одноканатных грейферов для любой группы груза должен быть снижен на 20 % независимо от грузоподъемности крана.

3.1.2.3. При определении ресурса грейфера за предельное принимают такое его состояние, когда полное восстановление работоспособности основных частей грейфера (челюстей, тяг, траверс) ремонтными средствами невозможно или экономически нецелесообразно.

3.1.3. Нормы безотказности должны устанавливаться для грейферов конкретных типов (моделей) с учетом требований ГОСТ 27.002-83:

средняя наработка грейфера на отказ должна быть не менее 30 % полного установленного ресурса по 3.1.2;

установленная безотказная наработка грейфера должна быть не менее 70 % средней наработки на отказ;

замену канатов, синтетических блоков и втулок, сменных полиспастов, исчерпавших свой ресурс, не учитывают как отказы грейферов.

3.1.4. Конструкцией грейферов должна быть обеспечена быстросменность канатов в полиспастах грейфера.

3.1.5. Узлы и детали (исключая челюсти и тяги) грейферов одного параметрического ряда различных типов (моделей) с одинаковой кратностью замыкающего полиспаста, предназначенных для однотипных кранов заданной грузоподъемности, должны быть унифицированы.

3.1.6. Конструкцией грейферов должна быть исключена возможность выхода канатов из ручьев блоков в результате ослабления канатов или наклона грейфера на угол 90 ° в любую сторону.

3.1.7. Канатные блоки и ролики (в том числе отклоняющие и направляющие), а также шарнирные неполноповоротные сочленения допускается выполнять как на подшипниках качения, так и скольжения, выполненных из синтетических материалов.

Узлы с подшипниками качения должны быть снабжены надежными уплотнениями, не требующими технического обслуживания.

Уплотнения подшипников грейферов для подводного черпания должны исключать попадание смазочных материалов в водную среду в процессе работы.

3.1.8. Концы сдвоенных замыкающих и поддерживающих канатов следует присоединять к грейферу отдельно через балансирное устройство или без него.

Допускается применять другие материалы, в том числе неметаллические, износостойкость которых не ниже стали.

Допускается исполнять направляющие устройства в виде системы блоков и (или) роликов.

3.1.10. Все неразъемные соединения в конструкции грейфера должны быть сварными. Заклепочные соединения допускается применять только в технически обоснованных случаях для элементов, изготовленных из разнородных материалов, например из стали и алюминиевого сплава, причем места контактов этих материалов должны иметь защитные покрытия, предотвращающие их электрохимическую коррозию.

3.1.11. Все сварные соединения в конструкции грейфера должны соответствовать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором СССР, предъявляемым к ответственным элементам крановых конструкций.

3.1.12. Все ролики и блоки в собранном грейфере должны свободно проворачиваться от руки при отсутствии на них нагрузок.

При раскрывании и закрывании грейфера без груза не должно быть заеданий и скрипов.

3.1.13. Кромки ножей закрытого двухчелюстного грейфера должны плотно прилегать друг к другу. Допускается зазор не более 5 мм на отдельных участках суммарной длиной не более 40 % длины линии разъема кромок, а также относительное смещение кромок по высоте в сомкнутом положении в пределах 20 % толщины ножа.

Зазоры между челюстями и допуски на указанные зазоры для многочелюстных грейферов и грейферов, предназначенных для перегрузки крупнокусковых грузов, устанавливаются в конструкторской документации на грейферы конкретных типов (моделей), но не должны превышать 10 мм.

Если грейфер предназначается для легкосыпучих грузов («с» по приложению 1), то следует предусматривать более жесткие требования к прилеганию кромок или применять специальные конструкции с эластичным уплотнением либо с перекрытием ножей внахлестку.

Грейферы, предназначенные для переработки агрессивных пылящих грузов, должны быть достаточно герметичными для исключения истечения груза из щелей или его выдувания с открытых поверхностей.

Грейферы, предназначенные для труднозачерпываемых, смерзшихся и слежавшихся грузов, допускается выполнять с перекрытием ножей или челюстей внахлестку, а также устанавливать клыки, вибрационные устройства и т. п., при этом допускается неплотное прилегание кромок.

3.1.14. Смазочные полости, зазоры и каналы должны быть заполнены смазкой.

При перевозке грейфера в комплекте с краном требования к окраске такие же, как для наружных поверхностей крана.

Грейфер перед отгрузкой должен быть окрашен в желтый сигнальный цвет в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76.

Грейферы в комплекте с кранами могут направляться в загрунтованном виде. Окончательная окраска проводится после монтажа крана.

Восстановление окраски челюстей, стершейся от соприкасания с грузом, в процессе экплуатации не обязательно.

3.2. Требования к сырью, материалам и комплектующим изделиям.

Допускается применять другие материалы, механические свойства (свариваемость для сварных конструкций) которых не ниже свойств материалов, указанных в табл. 3.

Наименование элементов конструкций

Режущие пояса (ножи), приварные наконечники челюстей многочелюстных грейферов, приварные зубчатые секторы челюстей

Сталь 10ХСНД, 10Г2С1Д по ГОСТ 19282-73 или ГОСТ 5521-86

Силовые элементы челюстей, траверс, тяг

Сталь 10ХСНД, 09Г2, 09Г2С по ГОСТ 5521-86 или ГОСТ 19282-73, 10Г2С1Д по ГОСТ 19282-73

Прочие сварные конструкции и детали, включая клиновые втулки (но не конусные) для крепления концов канатов и сварные блоки

Сталь ВСт3, ВСт4 или ВСт3сп3, а при толщине до 10 мм только ВСт3сп3. ВСт3Гпс3 по ГОСТ 380-71 с гарантией свариваемости, 10ХСНД, 09Г2, 09Г2С по ГОСТ 5521-86 или ГОСТ 19282-73. 10Г2С1Д по ГОСТ 19282-73

Сталь 45 по ГОСТ 1050-74, 40Х по ГОСТ 4543-71

Съемные зубчатые секторы и зубья челюстей двухчелюстных грейферов, наконечники челюстей многочелюстных грейферов

Сталь 45 по ГОСТ 1050-74, 40Х по ГОСТ 4543-71, отливка 45Л- III по ГОСТ 977-75

Сталь 20 по ГОСТ 1050-74, 18ХГ по ГОСТ 4543-71, полиамид 6 блочный (капролон В) ТУ 6-05-988-83

Направляющие для канатов

Сталь 20 по ГОСТ 1050-74

Клиновые и конусные втулки для крепления концов канатов

Отливки 20Л- III, 25Л- III по ГОСТ 977-75

Поковки Гр IV- KП22 ГОСТ 8479-70

Отливки 20Л- II, 25Л- II по ГОСТ 977-75, полиамид 6 блочный (капролон В) ТУ 6-105-988-83, чугун СЧ21 по ГОСТ 1412-85 и ГОСТ 26358-84

Прочие литые детали

Отливки 20Л- II, 25Л- II по ГОСТ 977-75

Элементы конструкций грейферов, предназначенных для работы с крупнокусковыми, смерзшимися грузами, а также для работы в условиях низких температур, изготовляют из материалов, обладающих более высокой демпфирующей способностью с учетом ее стабильности при снижении температуры ( черт. 6 приложения 5).

Наименование элементов конструкций грейферов

Твердость HRCэ, не менее

Закалка объемная или поверхностная, отпуск

Прочие оси, валы, съемные зубчатые секторы челюстей

Стальные втулки шарниров

Цементация или азотирование поверхностей трения, закалка, отпуск

Направляющие втулки для канатов

Прочие литые стальные детали

3.2.4. Ножи и другие наиболее подверженные износу поверхности челюстей должны быть упрочнены твердосплавной наплавкой, напылением, нанесением дискретных покрытий методом электроискрового легирования или приваркой защитного элемента из стали типа 110Г13 в соответствии с требованиями стандартов (технических условий) на грейферы конкретных типов (моделей).

3.3.1. К грейферам должна прилагаться эксплуатационная документация.

Если грейфер входит в комплект крана, соответствующие данные должны содержаться в эксплуатационной документации на кран.

3.4.1. На грейфере должна быть прикреплена металлическая табличка по ГОСТ 12969-67 и ГОСТ 12971-67, на которой указывают:

наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;

собственную массу грейфера;

условное обозначение грейфера по ГОСТ 24599-87.

Применение плоских надписей на табличке не допускается.

Табличка должна быть укреплена на одной из наиболее долговечных частей грейфера в месте, доступном для рассмотрения, не подверженном загрязнению и соприкасанию с грузом и внешними предметами.

3.5.2. Грейферы не упаковывают.

3.5.3. Эксплуатационную документацию на грейфер направляют вместе с документацией на кран, если грейфер входит в комплект крана, или высылают почтой, если грейфер изготовлен отдельно. В эксплуатационной документации указывают требования к сборке грейферов.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Конструкцией и качеством изготовления грейфера должна быть обеспечена безопасность его эксплуатации в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором СССР.

4.2. Раскрытие грейфера должно быть плавным без рывков и заеданий.

4.3. Элементы конструкций грейферов не должны иметь острых углов, кромок и поверхностей с неровностями, представляющими опасность для обслуживающего персонала. Допускаются острые режущие кромки ножей, зубьев и наконечников челюстей.

Поверхности сварных швов и свариваемых деталей должны быть очищены от наплывов, окалины и шлака.

Параметр шероховатости открытых поверхностей металлоконструкций, образованных резкой, R z £ 630 мкм, если конструкторской документацией не установлены более жесткие требования.

4.4. Головки пальцев, осей не должны выступать за габариты грейфера.

Пальцы, оси грейфера должны быть закреплены надежными оседержателями.

4.5. Для закрепления концов поддерживающих и замыкающих канатов на грейфере следует применять стальные конусные или плоские клиновые втулки с клиньями. Допускается применять другие устройства, при которых концы канатов должны быть зачалены на коуш.

4.6. На всех грейферах, кроме подгребающих и клещевых, должны быть предусмотрены ступени (скобы и т. п.), обеспечивающие безопасность и удобство работ по обслуживанию неподвижного грейфера (навеска на кран, отцепка, замена канатов, смазка).

На подгребающих и клещевых грейферах, обслуживание которых проводится на площадке в раскрытом положении, установка ступеней не обязательна.

Конструкцией грейфера должны быть предусмотрены устройства (проушины, скобы) для крепления тросовых оттяжек успокоителя.

5. ПРИЕМКА

5.1. Для проверки соответствия грейферов требованиям настоящего стандарта и стандартов (технических условий) на грейферы конкретных типов (моделей) должны проводиться квалификационные, приемо-сдаточные и периодические контрольные испытания.

5.2. При квалификационных испытаниях каждый грейфер должен быть проверен на соответствие требованиям пп. 2.2, 3.1.12-3.1.15, 3.2.3, 3.2.4, 3.3, 3.4, 4.2-4.7 настоящего стандарта и конструкторской документации на грейфер конкретного типа (модели).

Базовые образцы грейферов для кранов грузоподъемностью 40-63 т рекомендуется подвергать тензометрическим натурным испытаниям по методикам, утвержденным в установленном порядке.

5.3. При приемо-сдаточных испытаниях каждый грейфер должен быть проверен на соответствие пп. 2.2, 3.1.12-3.1.15, 3.2.3, 3.2.4, 3.3, 3.4, 4.2-4.7 и рабочим чертежам, а также испытан на раскрывание и закрывание челюстей без груза.

Из каждой партии должны быть испытаны статической нагрузкой не менее 10 % грейферов. Партию испытуемых грейферов устанавливают в стандартах (технических условиях) на грейферы конкретных типов (моделей).

Допускается совмещать проведение периодических испытаний грейферов, изготавливаемых совместно с кранами, с периодичностью проведения испытаний кранов.

Периодическим испытаниям следует подвергать грейферы, выдержавшие приемо-сдаточные испытания.

Допускается проводить периодические испытания в случаях, предусмотренных «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором СССР.

5.5. Для испытаний на зачерпывающую способность из испытуемой партии может быть отобрано любое число грейферов, но не менее 10 % общего числа.

При невозможности испытания грейферов на грузах всех групп, для которых они предназначены, допускается проводить сокращенные испытания на зачерпывающую способность на одной или нескольких группах (марках, сортах) грузов, из числа тех, для которых он предназначен. В этом случае дополнительная информация о зачерпывающей способности грейфера на грузах других групп должна быть получена, при необходимости, по мере проведения дополнительных испытаний.

5.6. Контрольные испытания на надежность должны проводиться по стандартам (техническим условиям) на грейферы конкретных типов (моделей).

6. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

6.1. Собственную массу грейфера следует проверять взвешиванием при помощи товарных или технологических весов любого типа не грубее обычного класса точности по ГОСТ 23676-79, предпочтительно проводить взвешивание при помощи крановых пружинных циферблатных весов.

6.2. Статическую прочность конструкции грейфера следует проверять путем симметричного нагружения челюстей пробным грузом, равным 1,25 Рном. Закрытый грейфер с пробным грузом должен быть поднят попеременно на замыкающих и поддерживающих канатах.

Схему подвешивания груза к челюстям уточняют в стандартах (технических условиях) либо в других документах на грейферы конкретных типов (моделей).

6.3. Качество сборки следует проверять испытанием на раскрывание и закрывание челюстей без груза после полной сборки грейфера. Для испытания может быть использован любой кран грузоподъемностью не менее собственной массы грейфера, причем грейфер должен быть поднят попеременно на поддерживающих и замыкающих канатах соответственно для раскрывания и закрывания.

6.5. Испытания на зачерпывающую способность следует проводить путем пробных зачерпываний и взвешиваний зачерпнутого груза тех групп, для которых предназначен грейфер.

Зачерпывание должно проводиться с горизонтальной поверхности свежезасыпанного штабеля достаточной высоты, образованного объемом груза, превышающим десятикратную геометрическую вместимость грейфера, послойным насыпанием груза с высоты 1 м, причем поддерживающие канаты и оттяжка-успокоитель должны быть ослаблены на всем протяжении зачерпывания, а замыкающие канаты должны двигаться безостановочно.

Испытуемый грейфер должен быть опущен на поверхность штабеля в полностью раскрытом положении с высоты 0,5 м.

Пробные зачерпывания должны быть повторены не менее трех раз. Среднюю массу зачерпываемого груза считают фактической зачерпывающей способностью грейфера и сопоставляют с требованиями п. 2.4.

Допускается взвешивать как каждую отдельную порцию груза, так и все порции вместе, используя весы любого типа не грубее обычного класса точности по ГОСТ 23676-79.

6.9. При контрольных испытаниях на надежность каждого грейфера должна учитываться наработка на каждый отказ.

Полученные значения сравнивают с требованиями пп. 3.1.2 и 3.1.3.

6.10. Быстросменность канатов ( п. 3.1.4) устанавливают методом экспертной оценки по завершению контрольных испытаний на надежность.

7. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

7.1. Допускается транспортировать грейферы для кранов грузоподъемностью свыше 16 т в разобранном виде в ящиках.

7.2. Транспортируют грейферы транспортом любого вида в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном транспорте, а на железнодорожном транспорте также в соответствии с «Техническими условиями погрузки и крепления грузов», утвержденными Министерством путей сообщения.

8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

8.1. Изготовитель гарантирует соответствие грейфера требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, хранения и транспортирования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ГРЕЙФЕРЫ

1. Грузы подразделяют на группы по насыпной плотности в соответствии с табл. 5.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *