какие данные нужны для плавания

Методы отбора одаренных пловцов, применяемые советскими тренерами

Как известно, тренерский опыт проявляется не только в умении подготовить хорошего спортсмена, но и в умении найти более одаренного.

В связи с недостаточной разработкой научных основ отбора особенно важно изучать и распространять передовой опыт практической работы тренеров. Исходя из этого, мы поставили задачу выяснить, используя анкетный опрос (включающий 26 вопросов), по каким признакам тренеры отбирают детей в бассейне, какие применяют упражнения при отборе, что считают главным, а что второстепенным и т. д. В опросе участвовали 107 наиболее продуктивно работающих тренеров нашей страны.

Что же показал анализ анкетных данных?

Возраст поступающих. Около 95% опрошенных тренеров принимают во внимание на первых этапах отбора новичков их возраст. Из них 13% тренеров предпочитают набирать новичков 5—6 лет, 43%—7—8 лет, 34% —9— 10 лет и 10% — старше 10 лет.

Внешние данные (телосложение). Наибольшее предпочтение визуальной оценке отдают 91% тренеров. 64% тренеров применяют упражнения в воде и 46% — на суше.

Это свидетельствует о том, что сегодня тренер принимает решение оставить ребенка в ДЮСШ или нет, ориентируясь в основном на его внешний вид. Тренеры стремятся набирать для занятий плаванием детей высокого роста (91% тренеров), стройных (68%), с малым весом (55%), с длинными мышцами (54%), с хорошей осанкой (31,8%). Кстати говоря, в основном на эти же морфологические признаки при отборе ориентируются и тренеры ГДР.

Из дополнительных сведений, даваемых тренерами по вопросу о телосложении, интересны следующие. Предпочтение отдается мальчикам и девочкам с широкими плечами и узким тазом (Т. И. Тальянская), стройным, «поджарым», с узким тазом (Г. В. Яроцкий), с длинными конечностями, большими кистями и стопами (С. С. Бородчак, Ю. П. Бурменский, Ю. Ф Железное, А. М. Карпова, И. М. Кошкин, Л. П. Креер и др.).

Тренеры отмечают важность такого признака, как тонкие запястья и суставы (О. П. Римш, И. М. Чумакова), свидетельствующие о легкости костного скелета, а также объем и строение грудной клетки (Ф. Б. Житкова, 3. Т. Пахомова), характеризующие функциональные возможности дыхательной системы и плавучесть.

Одним из положительных признаков, обусловливающих успешные занятия плаванием, заслуженный тренер РСФСР Н. М. Нестерова считает «сухие» ноги и «острые» колени у новичков. Заслуженный тренер СССР И. Ю. Кистяковский называет в качестве основного показателя перспективности новичка легкость ног и относительную силу рук.

В связи с тем что морфологические признаки человека тесно связаны с его функциональными показателями, можно по внешнему виду определить предрасположенность, например, к работе скоростно-силового характера (анаэробная производительность) или к работе, требующей проявления выносливости (аэробная производительность).

Исследования, проведенные нами на сильнейших юных пловцах Москвы, показали, что дети, имеющие лучшие результаты в плавании на 50 и 100 м вольным стилем, обладают большими весом, шириной плеч, окружностью бедер, ростом, длиной рук и ног. На средних и длинных дистанциях имеют успех спортсмены более легкого веса, с меньшей мышечной массой, с тонкими запястьями и лодыжками, с лучшими показателями обтекаемости и плавучести, обладающие большей способностью противостоять утомлению (умением «терпеть»).

Тренерами назван и ряд других факторов, которые целесообразно учитывать при отборе. Среди них — близость места жительства поступающих от бассейна (67% тренеров), общий вид ребенка, цвет лица, характеризующие здоровье, телосложение (72%), спортивное прошлое родителей (68% тренеров).

Многие тренеры (Н. М. Нестерова, Т. А. Клембровская, О. Н. Прохоров и др.) предпочитают отбирать детей, которые отличаются сообразительностью, имеют «живые» глаза, хорошо успевают в общеобразовательной школе.

Упражнения, применяемые при отборе. Тренеры используют различные упражнения (тесты), при помощи которых выявляются такие качества, как гибкость, обтекаемость тела и плавучесть, физическая подготовленность и др. Особенно широко применяются упражнения для проверки гибкости (87%): наклоны туловища в разные стороны, всевозможные отведения и приведения рук, сгибание и разгибание в голеностопных суставах, отведение рук вверх-назад (подвижность в плечевых суставах), вращение рук; имитация работы ног «кролем»; выполнение «мостика» или такого упражнения, как достать угол лопатки противоположной рукой.

Для определения умения расслабляться О. П. Римш и Г. В. Яроцкий предлагают следующий тест: взяв за ладонь руку новичка, держать ее на весу, заставляя расслабить все ее мышцы, затем отпустить; при этом рука должна упасть вниз как «плеть» — вяло а «безжизненно».

Функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем более 30% опрошенных считают нужным выявлять, применяя пробу Штанге (определение длительности задержки дыхания).

В воде наиболее эффективны при выяснении одаренности детей, по мнению 31,4% тренеров, упражнения в скольжении без движения ногами и плавание с доской с движениями ногами.

Основные критерии для включения в учебно-тренировочные группы. Все тренеры ставят на первое место показатели здоровья (99% тренеров), трудолюбия (99%), работоспособности. (99%), желания заниматься плаванием и посещаемости (98%), освоения техники плавания (98%), успеваемости в школе (78%).

К наиболее типичным признакам хорошей техники плавания тренеры относят: высокое положение тела, обтекаемость и плавучесть (56% тренеров), ритмичность (36%), «продвигаемость» от гребка (33%), а также мягкость, легкость и свободу движений (Н. А. Александрова, Т. И. Тальянская, Г. В. Яроцкий).

Касаясь различий между отбором мальчиков и девочек, тренеры отмечают, что девочек нужно набирать в ДЮСШ плавания раньше (по возрасту) на 1—2 года, так как отсев их по разным причинам больше, чем у мальчиков. По поводу критериев при отборе девочек и мальчиков тренерами высказываются следующие мнения: «Предпочтение отдаю эмоциональным и самостоятельным мальчикам, рослым и эмоциональным девочкам» (В. Л. Красильников);
«У мальчиков обращаю внимание на длину ног, у девочек — на рост и общее физическое развитие» (А. Н. Давиташвили); «У девочек очень важно, обращать внимание на перспективы физического развития» (И. Ю. Кистяковский).

Практический интерес представляет такая, например, характеристика, даваемая опытными тренерами: мальчики быстрее осваиваются с водой и обучаются спортивным способам плавания, они смелее девочек, но девочки более дисциплинированны, они лучше осваивают движения, обладают более устойчивым вниманием и большим трудолюбием, с ними легче, спокойней; мальчики больше переоценивают свои возможности, а девочки недооценивают, у них чаще встречается боязнь воды; мальчики приходят в бассейн сами, девочки стыдливей, их в основном приводят; девочек надо больше заинтересовывать, но заниматься с ними легче, так как они внимательней, организованней, быстрей схватывают объяснения тренера; к мальчикам необходима большая требовательность, с ними нужно быть «жесткими»; девочки требуют больше мягкости в обращении.

Психологические качества будущего чемпиона, его характер. Даже самые высокие качества не будут реализованы в спортивный результат без активной мобилизации морально-волевых ресурсов личности. А такая мобилизация невозможна без воли, характера, целенаправленности.

Отвечая на вопросы анкеты, тренеры указывают, что чертами характера будущего чемпиона должны быть преданность спорту, энтузиазм, желание стать чемпионом (М. С. Фарафонов, В. А. Гуща, Н Ф. Крюкова и др.), твердый характер (Л. П. Креер), самостоятельность, пытливость, эмоциональность, живость (Н. М. Нестерова, Ф. Б. Житкова, В. П. Банников). Они подчеркивают, что тренер должен способствовать воспитанию этих качеств, а не подавлять их.

М. Н. Кремлева, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК, Москва

Источник

О прогнозировании способности к плаванию

Сразу нужно отметить, что при прогнозировании способности к плаванию ориентировка только на спортивный результат недостаточна. Как известно, спортивные успехи в детском и юношеском возрасте не являются гарантией достижения высокого мастерства в будущем. Преимущество одного ребенка перед другим может быть вызвано разной быстротой созревания, и этот фактор, если его не учитывать, может существенно исказить точность прогноза. Сложившаяся практика отбора в ДЮСШ по результатам выполнения контрольных упражнений детьми одного и того же паспортного возраста создает преимущества акселератам и ограничивает дорогу в большой спорт детям с несколько замедленным развитием, потенциально обладающим ничуть не меньшими спортивными способностями.

Ненадежны для определения истинной одаренности пловца и такие критерии, как быстрота освоения техники или большой стаж занятий.

Основой для прогнозирования является стабильность некоторых показателей, свидетельствующих о способности к плаванию. Стабильными называют такие признаки, которые сохраняют свое значение в процессе роста и развития ребенка, юноши или девушки. К ним относятся: рост (длина тела), физическая работоспособность, подвижность в суставах, силовые возможности. Иногда эти показатели называют консервативными, потому что они плохо поддаются изменению в результате тренировки и в большей мере определяются наследственностью. Именно поэтому они служат надежными ориентирами при спортивном отборе в отличие от неконсервативных признаков. Последние могут быть значительно улучшены в процессе занятий, и на них надо опираться лишь при определении степени тренированности и состояния спортивной формы. Безусловно, и стабильные показатели улучшаются под влиянием тренировки, однако величина их изменения во многом зависит от природных предпосылок.

Рост. Для прогнозирования имеет большое значение возможность по росту ребенка предсказать рост взрослого человека (рисунок). Из данных, приведенных на рисунке, видно, что возрастной диапазон от 8 до 12 лет является оптимальным для прогнозирования величин роста в будущем (коэффициент корреляции 0,8—0,9). Например, мальчики к 12 годам достигают 86% от своего будущего роста. Прогнозируя на основании этих зависимостей рост и телосложение детей, следует рассматривать полученные величины скорее как показатель ожидаемого развития, а не как точное предсказание.

Необходимо учитывать, что разные части тела человека растут с различной скоростью. Так, стопа в любом возрасте оказывается ближе к размеру взрослого, чем голень, а голень — ближе, чем бедро (Дж. Таннер). Поэтому, например, длина стопы в сочетании с другими размерами может служить более надежным показателем при прогнозировании роста, чем сам рост.

Физическая работоспособность. Для успеха в плавании (как и в других циклических видах спорта) огромное значение имеет физическая работоспособность (и, следовательно, выносливость) спортсмена. Можно ли, оценивая у ребенка природные предпосылки к развитию этого качества, прогнозировать будущее его развитие?

Приведем экспериментальный материал, характеризующий стабильность показателя выносливости у детей 11—18 лет, которые находились под наблюдением в течение 8 лет (Ульбрих). Были рассчитаны коэффициенты корреляции между частотой сердечных сокращений у одних и тех же детей, выполнявших стандартную нагрузку в разном возрасте:

Возраст (лет)Коэффициенты корреляции
11—18
12—18
13—18
14—18
15—18
16—18
17—18
0,6189
0,6335
0,4571
0,5804
0,4575
0,7365
0,7579

Полученные результаты свидетельствуют о том, что показатели физической работоспособности достаточно стабильны. Таким образом, успешное прогнозирование развития этого качества в будущем (у взрослого спортсмена) может быть сделано в возрасте: у девочек до 11 лет, у мальчиков до 12 лет.

Следует иметь в виду, что в периоде полового созревания (девочки 11—12 лет, мальчики 13—15 лет) прогнозирование физической работоспособности, как и роста, менее надежно.

Как известно, спортивный результат является интегральным показателем физической работоспособности. Причем высокие достижения в плавании на средние и длинные дистанции свидетельствуют о хорошо развитой в организме пловца аэробной производительности, тогда как успешные выступления на коротких дистанциях — о высоких анаэробных возможностях.

Чтобы определить прогностическую значимость спортивных результатов, показанных в юные годы, были рассчитаны коэффициенты корреляции между высшими достижениями сильнейших пловцов мира (США, Австралии и Европы) в плавании на 100 и 1500 м вольным стилем и их результатами в юношеском возрасте:

Возраст (лет)Коэффициенты корреляции
100 м1500 м
14
15
16
17
18
0,26
0,29
0,38
0,39
0,40
0,36
0,44
0,75
0,56
0,60

Проведенный анализ показал, что между лучшим результатом сильнейших пловцов мира и их юношескими достижениями на дистанции 100 м существует слабая связь, тогда как для дистанции 1500 м эта зависимость выражена достаточно сильно. Следовательно, стабильность аэробного компонента выносливости значительно выше.

Поэтому высокие спортивные результаты, показанные в юношеском возрасте в плавании на средние и длинные дистанции, будут иметь прогностическое значение для дальнейших успехов, тогда как в плавании на 100 м такой прогноз нужно делать очень осторожно, по результатам, показанным не ранее 16—18 лет.

Подвижность в суставах. Хорошие пловцы, как правило, обладают высокой степенью подвижности в суставах. Для определения стабильности этого показателя у одной и той же группы сильнейших пловцов 11—14 лет измерялась в течение четырех лет пассивная подвижность в голеностопном суставе. Между результатами повторных измерений рассчитывались коэффициенты корреляции, средние величины характеристик и стандартные отклонения от средних величин для каждой возрастной группы (табл. 1).

Таблица 1. Пассивная подвижность в голеностопных суставах у юных пловцов

Возраст (лет)Коэффициент корреляции между повторными измерениямиСреднее значение (градусы)Стандартное отклонение
11
12
13
14
0,917
0,928
0,885
189,75
190,92
193,83
202,83
12,46
15,87
17,93
15,46

Достоверная зависимость между повторными измерениями пассивной подвижности в голеностопных суставах указывает на высокую стабильность этого признака, а следовательно, и на возможность прогнозирования его развития.

Показатели силы. Одновременно с подвижностью в суставах на той же группе юных пловцов определялись силовые характеристики по показателям становой силы и силы тяги в воде (табл. 2).

Таблица 2. Силовые показатели юных пловцов

Возраст (лет)Коэффициент корреляции между повторными измерениямиСреднее значение (кг)Стандартное отклонение
Становая сила
11
12
13
14
0,805
0,721
0,684
63,44
69,00
74,66
81,70
9,07
5,78
5,04
6,85
Сила тяги в воде
11
12
13
14
0,835
0,749
0,786
10,50
11,89
13,75
16,49
1,72
2,75
2,86
3.73

Достоверная зависимость между величинами, полученными при повторном измерении силовых характеристик, также свидетельствует о высокой стабильности этого качества, что позволяет с достаточной уверенностью прогнозировать его развитие.

Таким образом, есть основание полагать, что определять потенциальные способности к плаванию с большей, чем это было до сих пор, уверенностью можно, ориентируясь на показатели роста, физической работоспособности, подвижности в суставах и силы. Приводим средние величины этих показателей у сильнейших юных пловцов трех возрастных групп (табл. 3).

Таблица 3. Показатели физического развития у юных пловцов (средние данные)

ПоказателиВозраст (лет)
10—1213—1415—16
Спортсмены
Рост (см)
Длина руки (см)
Длина кисти (см)
Вес тела (кг)
ЖЕЛ (мл)
Подвижность в суставах (градусы):
плечевых
голеностопных
Сила тяги в воде (кг)
162,4—174,4
72.3—77,9
18.4—19,0
44.5—52,4
3700—4500

147—163
175—205
9,9—13

171,0—173,3
74,7—82,0
18,7—20,2
55,7—62,9
4500—5900

145—155
173—200
12—13,9

176,6—188,0
78,1—83,3
19.4—21,3
67,6—77,8
5400—7200

141,5—150
175—198
14.5—17,8

Спортсменки
Рост (см)
Длина руки (см)
Длина кисти (см)
Вес тела (кг)
ЖЕЛ (мл)
Подвижность в суставах (градусы):
плечевых
голеностопных
Сила тяги в воде (кг)
162,15—173,28
71,8—77,8
18,0—18,6
44,3—51,5
3800—4600

144—160
174—205
10—13

167,2—176,8
74,5—80,7
18,4—20,2
52,9—60,1
4300—5200

145—153
169—200
11—14

171—180,4
76,6—81,7
19,2—20,7
59.2—67,3
4800—6300

142—150
175—200
12.3—15,3

При прогнозировании способности к плаванию необходимо проверить у пловца исходный уровень развития всех показателей, перечисленных в табл. 3. Измерения проводятся с точностью, достаточной для практической работы. При оценке способности надо сравнивать результаты детей, прошедших обследование.

Наиболее перспективными в отношении плавания следует считать детей, имеющих лучшие показатели по всем тестам или высокие в одном-двух и несколько менее высокие в остальных. Если цифровые показатели измерений в 10—12-летнем возрасте соответствуют нормативам, представленным в табл. 3, то можно с достаточной уверенностью прогнозировать динамику развития этих характеристик в последующие годы. Для ориентировочной проверки темпов прироста этих показателей в табл. 3 приведены средние данные для возрастных групп 13—14 и 15—16 лет.

Рекордсменом Европы в плавании баттерфляем на 200 м Рогер Пыттель (ГДР) стал в 1974 г., когда ему исполнилось 17 лет, но уже за несколько лет до этого у него был определен высокий уровень способности к плаванию

Однако высокий уровень способности к плаванию сам по себе не является гарантией успеха. Отличные работоспособность, подвижность в суставах и сила не будут реализованы в спортивный результат, если молодой человек не имеет мотивационной основы, не обладает сильной волей, громадным желанием, интересом, любовью к плаванию, помогающими терпеть трудности, переносить тяжелые тренировки и временные неудачи, соблюдать строгий режим жизни. Ребенок должен понять, что плавание — это не только развлечение, активный отдых, но и серьезная работа.

Наряду с поиском талантов важнейшее значение имеют организационный и методический факторы, определяющие направленность педагогического воздействия на разных этапах многолетней тренировки юного пловца: тщательное изучение тренером содержания программ для ДЮСШ плавания; правильно построенная система соревнований в возрастных группах и др. Необходимо отметить такой положительный факт, как включение в традиционные всесоюзные соревнования для детей 12 лет и моложе «Веселый дельфин» средних и длинных дистанций. Это означает, что базовая тренировка в ДЮСШ плавания будет иметь в соответствии с международными стандартами аэробную направленность.

Положительную роль играет отмена старой и введение новой системы поощрения тренеров, согласно которой высокие оценки они получают за подготовку абсолютных победителей и призеров всесоюзных и международных соревнований, а не за чемпионов в возрастных группах.

Все это обеспечивает целенаправленную подготовку юных пловцов без форсирования, преждевременно расходующего физические и психические ресурсы молодого организма.
Н. Ж. Булгакова, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК, Москва

Источник

Конструируем тело идеального пловца (с пояснениями)

После последнего, драматического слёзовыжимательного рассказа ГОРЯЧИЙ КАМЕНЬ пришлось взять тайм-аут. Реально, слёзы вытереть. Но ничего, прорвемся!

Если быть бегуном так страшно, то для нашего спокойствия сегодня поговорим о пловцах. Нам понадобится тело для опытов. ЯнедксКартинки, «голый мужчина с идеальной фигурой».

какие данные нужны для плавания. Смотреть фото какие данные нужны для плавания. Смотреть картинку какие данные нужны для плавания. Картинка про какие данные нужны для плавания. Фото какие данные нужны для плавания

Господи, почему у меня приступ отвращения и почти тошноты при взгляде на этих слащавых мальчиков. Непредвиденная проблема(((

Вот этот, с ровными руками и ногами, нам сгодится. Будем сегодня лепить из него пловца.

какие данные нужны для плавания. Смотреть фото какие данные нужны для плавания. Смотреть картинку какие данные нужны для плавания. Картинка про какие данные нужны для плавания. Фото какие данные нужны для плавания

Что вы знаете о плавании свободным стилем? Я вам скажу так: есть нюансы. Их много, рассмотрим буквально пару штук, касающихся темы рассказа.

какие данные нужны для плавания. Смотреть фото какие данные нужны для плавания. Смотреть картинку какие данные нужны для плавания. Картинка про какие данные нужны для плавания. Фото какие данные нужны для плавания

какие данные нужны для плавания. Смотреть фото какие данные нужны для плавания. Смотреть картинку какие данные нужны для плавания. Картинка про какие данные нужны для плавания. Фото какие данные нужны для плавания

Мы дали ему годные «механические приводы», которые будут расходовать энергию для продвижения вперед. Но откуда же эту энергию в увеличенном количестве взять? Мы говорили об этом в несколько другом разрезе вот тут Почему мечтающему о марафоне/триатлоне не нужно комплексовать из-за своей маломощности (слабосильности)

Сейчас речь не про ту энергию, с которой нужно проплыть олимпийские 50 или 100 метров, там очень сложно всё, а об энергии жизнедеятельности вообще. «Общая» энергия вырабатывается (не вдаваясь в подробности) путем сжигания топлива. Сжигание это окисление. Для окисления нужен кислород. Кислород качают легкие. Надо бы объем легких увеличить чуваку, иначе смысла в длинных руках нет.

какие данные нужны для плавания. Смотреть фото какие данные нужны для плавания. Смотреть картинку какие данные нужны для плавания. Картинка про какие данные нужны для плавания. Фото какие данные нужны для плавания

Ну вот, мы получили перспективного пловца. Даже рост у него остался изначальный, укорочение ног мы компенсировали удлинением тулова.

Какое отношение имеет наше конструирование к реальной жизни? Самое прямое.

Это легендарный чемпион Майкл Фелпс. Про него рассказывать не буду, личность известная. Вот я его в масштабе 1:1 сравнил с идеалом по версии Да Винчи. Красную линию провел от талии идеала, попал в ребра Майкла))

какие данные нужны для плавания. Смотреть фото какие данные нужны для плавания. Смотреть картинку какие данные нужны для плавания. Картинка про какие данные нужны для плавания. Фото какие данные нужны для плавания

Понятно, что чтобы стать чемпионом нужно еще дофига всего, кроме специальной анатомии тела. Гибкость нужна (вон видали его локоть?), воля к победе, система тренировок и прочая и прочая и прочая.

Но больше всего на меня производит впечатление информация, что во время интенсивных тренировок Фелпс соблюдал диету в 10 000 ККал ежедневно, в течение многих дней тренировочного цикла. При этом сметал любую пищу, особенно налегал на гамбургеры. 10 тыщ в день это круто, я на который день поеду с мигалками в гастроэнтерологию под капельницу, интересно?

На этом всё. Статейка так, чисто для расширения кругозора.

PS Робот при размещении предложил сообщество «паукообразные». Да Винчи было обидно.

Источник

Первичный отбор и ориентация пловцов

Эффективность первичного отбо­ра пловцов, как впрочем и всей их последующей многолетней подготовки во многом связана с привлечением к первой ступени отбора детей того возраста, в кото­ром приступило к занятиям боль­шинство сильнейших пловцов мира, т. е. 7 —9-летних. Тем же, кто предпочитает отбирать до­школьников, целесообразно учесть следующие обстоятельства. Во-первых, раннее прогнозирова­ние спортивных способностей связано со снижением его досто­верности. Во-вторых, напряжен­ность современной подготовки пловцов нередко обусловливает раннее, зачастую^еще до достиже­ния оптимального для высших ре­зультатов возраста, прекращение занятий плаванием теми, кто рань­ше к ним приступил. И, наконец, занятия с дошкольниками оправ­даны лишь в том случае, если они носят сугубо оздоровительную направленность.

Непременное условие качес­твенного первичного отбора — проведение его после начального обучения детей плаванию, включа­ющего 30 — 40 занятий. Соответ­ствующая практика существенно повышает объективность оценки перспективности, поскольку при ее отсутствии можно принять понача­лу лучше плавающего ребенка за более способного. Но особенно важно то, что обеспечивается мас­совое овладение детьми жизненно необходимым навыком.

Важнейший принцип первич­ного отбора — ориентация на качества и способности, обуслов­ливающие достижение высоких результатов в оптимальном для этого возрасте, а не на признаки, имеющие временный, преходя­щий характер. Многие тренеры неоправданно большое значение уделяют быстроте овладения тех­никой плавания, т. е. признаку, имеющему явно преходящий ха­рактер или, что еще хуже, — ре­зультатам неспецифических для пловцов тестов — количеству под­тягиваний в висе и отжиманий в упоре лежа, приседаний, показате­лям кистевой динамометрии и т. п. Результаты подобных неспецифи­ческих для пловцов тестов не яв­ляются критериями их перспек­тивности.

Таким образом, эффективность первой ступени многолетнего отбора пловцов предполагает ори­ентацию на стабильные, то есть малоизменяемые в ходе возрастно­го развития и незначительно подверженные влиянию трениров­ки признаки. К таковым, в част­ности, относятся морфологические (табл. 12.1).

Именно с визуальной оценки морфотипа новичка и измерения его основных антропометричес­ких показателей нередко начина­ют определять перспективность применительно к спортивному плаванию. При этом предпочтение отдают пропорционально сложен­ным, высоким детям, имеющим

Отбор И Ориентация Пловцов В Системе Многолетней Подготовки

ТАБЛИЦА 12.1 Наследуемость Основных Морфологических Признаков (По Обоб­Щенным Данным Литера­турных Источников)

Длина тела, верхних и

Плеча и предплечья

Ширина плеч и таза

Небольшую массу тела, гладкую (с нечетко выраженным рельефом) мускулатуру, тонкие лодыжки и запястья, большой размер кисти и стопы. Кстати, большая у 9 — 10-летнего ребенка длина стопы является даже более надежным свидетельством в пользу его боль­шой в будущем длины тела, чем сам рост ребенка. Кроме того, до­вольно надежно прогнозировать немаловажную для пловцов длину тела можно по ее показателям у родителей новичка с использова­нием следующих формул, разра­ботанных чешским специалистом Каркусом:

Прогнозируемый рост мальчиков = _ (рост отца х 1,08 + рост матери) х 1,08 2

Прогнозируемый рост девочек = рост отца х 0,923 + рост матери

Вполне оправдана на первой ступени отбора пловцов и оценка функциональных возможностей системы энергообеспечения их организма. Результаты исследова­ний с участием близнецов (Серги-енко, 1999; Шварц, Хрущев, 1984 и др.) показали, что профильные для пловцов аэробные и анаэробные возможности на 70 — 80% генети­чески обусловлены. И поэтому уже в ходе первичного отбора це-

Лесообразно оценить самые прос­тые их показатели, как минимум, определив жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и свидетельствую­щую об устойчивости к гипоксии длительность задержки дыхания (проба Штанге).

Принципиальное значение при первичном отборе имеет оценка состояния здоровья, поскольку да­же незначительные имеющиеся отклонения могут не только вос­препятствовать успешному спор­тивному совершенствованию, но и серьезно усугубиться под влияни­ем тренировки. Привлечению ре­бенка к начальной подготовке в плавании должен предшествовать тщательный медицинский осмотр, главная задача которого — выяв­ление детей с прямыми противо­показаниями к занятиям спортом (ревматизм, диабет, бронхиальная астма и др.). В процессе медицин­ского осмотра также очень важно сопоставить паспортный и биоло­гический возраст ребенка, пос­кольку известно, что темпы поло­вого созревания могут обусловить довольно широкий, до 3 — 4 лет, ди­апазон биологического возраста детей одного паспортного возрас­та. Естественно, что дети с уско­ренным биологическим созревани­ем по большинству показателей физического развития и морфо-функциональных показателей пре­восходят детей с нормальным и тем более — с замедленным био­логическим развитием (один из примеров иллюстрирует рис. 12.1) и, если этого не учесть, можно до­пустить серьезную ошибку. Инди­видуальные особенности биологи­ческого созревания тем более важ­но учитывать в связи с тем, что высот мастерства чаще достигают пловцы, у которых наблюдалось нормальное или замедленное созревание и довольно редко те, которые отличались ускоренным. Тимакова (1998), в частности, по­казала, что среди рано выполнив­ших норматив мастера спорта более половины акселератов, в то

какие данные нужны для плавания. Смотреть фото какие данные нужны для плавания. Смотреть картинку какие данные нужны для плавания. Картинка про какие данные нужны для плавания. Фото какие данные нужны для плавания
какие данные нужны для плавания. Смотреть фото какие данные нужны для плавания. Смотреть картинку какие данные нужны для плавания. Картинка про какие данные нужны для плавания. Фото какие данные нужны для плавания

какие данные нужны для плавания. Смотреть фото какие данные нужны для плавания. Смотреть картинку какие данные нужны для плавания. Картинка про какие данные нужны для плавания. Фото какие данные нужны для плавания

Время как среди мастеров спорта международного класса их менее 20 %.

Половое созревание считается ранним при появлении его первых признаков у девочек в 8 — 9 лет, а у мальчиков — к 10 годам. Средний темп полового созревания отража­ет появление его первых призна­ков у девочек в 10— 11-летнем воз­расте, а у мальчиков в 12—13-лет­нем и общая его 5 —б-летняя про­должительность. О позднем поло­вом созревании свидетельствует появление его первых признаков у девочек в 13 лет и мальчиков в 14 лет.

Разработана система оценки биологического возраста в баллах

(Тимакова, 1985), но даже не поль­зуясь ею, можно достаточно точно оценить тип биологического разви­тия ребенка по его телосложению. Мальчики с атлетическим и девоч­ки с пикническим типом телосло­жения обычно отличаются более ранним половым созреванием, чем дети астенического типа. У мальчи­ков атлетического телосложения часто отмечается раннее начало и позднее завершение полового соз­ревания.

Важной стороной первичного отбора является оценка двигатель­ных качеств и способностей, с од­ной стороны, профильных для пла­вания, а с другой, в значительной мере генетически детерминирован­ных (табл. 12.2).

Такая оценка должна осущест­вляться с использованием неслож­ных и доступных при массовом об­следовании тестов. Скоростные способности, например, определя­ются по результату в беге на 30 или 60 м; скоростная сила — по высоте выпрыгивания вверх толчком двумя ногами вместе или по длине прыж­ка с места вперед; выносливость — по результату в беге на 300 или 600 м; гибкость — по глубине на­клона вперед и по расстоянию меж­ду кистями при выполнении «вы­крута» двумя руками; координаци­онные способности — по разнице высоты выпрыгивания вверх тол­чком двумя ногами вместе с хлоп­ком рук или без него и по результа­ту теста «челночный бег» и др.

Принципиально важной при первичном отборе пловцов являет­ся и оценка специфической при­менительно к плаванию двигатель­ной одаренности, ничем не ком­пенсируемого «чувства воды». Двигательно одаренный ребенок отличается естественными и мяг­кими движениями в воде, хорошей обтекаемостью, равновесием и плавучестью тела. Опытный тре­нер может оценить эти качества в течение нескольких минут наблю­дения за начинающим пловцом. В качестве дополнительных ориен-

Отбор И Ориентация Пловцов В Системе Многолетней Подготовки

Тиров рекомендуется длина сколь­жения от бортика бассейна и глу­бина погружения в воду. При вы­полнении последнего теста пловец на полном вдохе с поднятыми вверх руками постепенно погру­жается в воду у бортика бассейна. Отличную плавучесть характери­зует погружение, при котором локтевые суставы в его конечной точке находятся на уровне поверх­ности воды, удовлетворительную — погружение, при котором кисти выступают над водой, очень пло­хую — такое, при котором пловец полностью опускается на дно бас­сейна.

Совершенно очевидна необхо­димость при первичном отборе больше внимания уделять личност-но-психологическим качествам. У новичков необходимые качества проявляются в желании во что бы то ни стало заниматься плаванием, усердии и стремлении заслужить похвалу, решительности в игровых ситуациях, смелости при выполне­нии незнакомых заданий. По мне­нию авторитетнейшего в мире профессора Каунсилмена, психо­логические качества — один из главных критериев первичного от­бора.

Необходим также учет социо­логических критериев, прежде всего спортивных традиций семьи. Интересные данные представил Cedda [1960]. У 220 сильнейших итальянских спортсменов один или более членов их семьи также занимались спортом и достигли высокого уровня мастерства. Гре-бе (1956) изучил генеалогию при­мерно 30 семей выдающихся не­мецких спортсменов. И притом оба исследователя пришли к еди­ному мнению о том, что спортив­ные способности в значительной степени зависят от наследствен­ных факторов, обусловлены дей­ствием многих, независимых друг от друга генов и передаются, по-видимому, доминантным путем. Анализ родословных выдающихся спортсменов позволяет с уверен-

Ностью констатировать большое значение наследственности при формировании спортивного талан­та. Однако кроме наследования значимых для спорта способнос­тей дети спортсменов высокого класса обычно получают от роди­телей целенаправленное спортив­ное воспитание, им прививается интерес к спорту, чаще к тому ви­ду, которым занимаются или зани­мались родители.

Одним из ярких примеров нас­ледования способностей к плава­нию являются четыре медали Игр XXVI Олимпиады в Атланте, в том числе две золотые, завоеванные Герри Холлом — младшим, сыном олимпийского чемпиона 1972 г. и призером Игр 1968 и 1976 гг., мно­гократного рекордсмена мира Гер­ри Холла.

Резюмируя материал о первич­ном отборе пловцов, отметим, что несовпадение фактического уров­ня каких-либо способностей с ре­комендуемым не является строгим к нему противопоказанием. Успех в плавании, как впрочем и в лю­бом другом виде спорта, определя­ется комплексом способностей и учет этого особенно важен на пер­вых этапах отбора потому, что результат в соревновательном уп­ражнении здесь несет еще слиш­ком мало информации о перспек­тивности начинающего спортсме­на. В частности, многочисленны примеры тому, что одни неблагоп­риятные для плавания признаки, например небольшая длина тела, компенсировались очень яркими другими способностями. И лишь отсутствие у пловца должного уровня специфической одарен­ности и «чувства воды» ничем не может быть компенсировано и никто не мог бы привести пример тому, что значительных успехов добился плохо «чувствующий» во­ду спортсмен.

В заключение приведем при­мерную программу обследований пловцов в процессе их первичного отбора (табл. 12.3).

какие данные нужны для плавания. Смотреть фото какие данные нужны для плавания. Смотреть картинку какие данные нужны для плавания. Картинка про какие данные нужны для плавания. Фото какие данные нужны для плавания

какие данные нужны для плавания. Смотреть фото какие данные нужны для плавания. Смотреть картинку какие данные нужны для плавания. Картинка про какие данные нужны для плавания. Фото какие данные нужны для плавания

Предварительный И Промежуточный Отбор Пловцов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *