какие данные нужны для движения по азимуту каким образом они оформляются
Как готовить данные для движения по азимутам
Рис. Определение магнитного азимута по карте
Топографические карты составляются листами, у которых боковые стороны ограничены линиями истинных меридианов. На каждом листе карты наносится километровая сетка. Вертикальные линии сетки не параллельны линиям меридианов, а составляют с ними некоторый угол, называемый сближением меридианов. Величина сближения указывается на схеме в нижней части карты. На той же схеме показывается значение угла между истинным и магнитным меридианами. Этот угол называется склонением магнитной стрелки.
Определять азимуты по карте можно с помощью транспортира. Отсчет производят обычно от вертикальных линий километровой сетки. Полученные значения так называемых дирекционных углов переводят в магнитные азимуты путем прибавления или вычитания соответствующей поправки. Как выполняются эти действия, разберем на примере.
Рис. Подготовка данных для
движения по азимутам.
Допустим, нам требуется определить магнитный азимут направления с кургана на мост (рис.). Соединим эти две точки прямой линией. Угол по ходу часовой стрелки между северным направлением вертикальной линии километровой сетки и направлением на предмет будет дирекционным углом. Для измерения углов воспользуемся транспортиром. Отсчет по шкале транспортира составляет 120°. Теперь обратимся к схеме, помещенной в нижней части рисунка. От вершины углов, обозначенных на схеме,’ проведем произвольную прямую О А и отчертим дугами углы, которые составляет эта прямая с вертикальной линией сетки и с линией магнитного меридиана. Первый угол (Ду) нам известен, он равен 120°; второй угол — магнитный азимут (Л м) — требуется определить. Пользуясь схемой, на которой даны значения сближения и склонения, нетрудно найти поправку для перехода от дирекционного угла к магнитному азимуту. В данном случае она будет равна 8°. В зависимости от положения углов на схеме поправка прибавляется к дирекционному углу или вычитается из него. В нашем примере поправку нужно прибавить к дирекционному углу, и магнитный азимут будет равен 128°.
ТАБЛИЦА ДАННЫХ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПО АЗИМУТАМ
Магнитный азимут (Аи) в градусах
Расстояние в парах шагов
Сходы — перекрестен просек
Перекресток просек — дом лесника
Рис. Схема и таблица данных для движения по азимутам.
Для того чтобы подготовить данные для движения по азимутам, прежде всего нужно по карте изучить местность и наметить по маршруту движения ориентиры, которые необходимы для контроля движения. Количество ориентиров и расстояния между ними устанавливают в зависимости от характера местности, по которой предстоит двигаться, и от времени суток. Очевидно, что при движении днем по открытой местности можно обойтись меньшим количеством ориентиров, намечая их через 1—2 км, а при движении в лесу или ночью ориентиры нужно намечать чаще. В качестве ориентиров можно выбрать любые предметы, хорошо опознаваемые на местности (ямы, перекрестки дорог, курганы и т. п.). При движении ночью в качестве ориентиров надо использовать такие местные предметы и детали рельефа, которые можно опознать в темноте.
Показанный на рис. маршрут проходит по лесу; протяженность его небольшая, и мы ограничились лишь одним поворотным ориентиром — перекрестком просек. Определение магнитных азимутов выполняем в такой последовательности. Выбранные по маршруту ориентиры соединяем прямыми линиями, но так, чтобы каждая линия пересекала одну из вертикальных линий километровой сетки. На рис. направление Сходы — пересечение просек продолжено до пересечения его с километровой линией, обозначенной числом 40, а следующее направление продолжено до пересечения с линией, у которой подписано число 4L
Затем измеряем транспортиром углы между северным направлением вертикальной километровой линии и направлением на предмет по ходу часовой стрелки. Они получились равными: для направления Сходы — перекресток просек — 41°, а для направления перекресток просек — дом лесника — 333°.
Если движение будет совершаться пешим порядком, то расстояния в метрах нужно перевести в пары шагов. Для человека среднего роста каждую пару шагов принимают за 1,5 м. Для большей точности необходимо проверить длину своего шага. Лучше всего это сделать на шоссейной дороге с километровыми столбами. Допустим, в одном километре получилось 833 пары шагов. Значит, средняя длина пары шагов равна 1,2 м (1000:833).
Данные для движения по азимутам сводятся в таблицу и приводятся на схеме движения, составленной по карте (рис.)
Официальный сайт МБУ ДО «ИР СЮТур». При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Какие данные нужны для движения по азимуту каким образом они оформляются
Магнитный азимут. Определение направления движения по заданному маршруту. Движение по азимутам. Обход препятствий
Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).
Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса. При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет. Магнитный азимут на отдельное дерево равен 330°.
Определение магнитного азимут направления на отдельно стоящее дерево
Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, разный значению заданного магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. После этого, не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту.
Движение по азимутам
Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определенных по карте. Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.
Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.
Для движения по азимутам необходимо заранее по карте определить исходные данные: магнитные азимуты направлений движения между точками поворота на маршруте и расстояния между ними, которые оформляют в виде схемы или выписывают в таблицу.
Схема движения по азимуту
Таблица данных для движения по азимутам (пример)
Номер и наименование ориентира
Магнитный азимут, град.
Организация и порядок движения по азимутам. Рассмотрим организацию и порядок движения по азимутам подразделения пешим порядком по маршруту.
При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.
На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.
Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.
На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например, в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.
Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.
Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).
Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.
Обход препятствий. При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.
Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия. Если противоположная сторона препятствия видна (рис. 13, а), то в точке А записывают количество пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку В) на противоположной стороне препятствия по направлению движения. Определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А. После этого обходят препятствие по его границе. В точке В по заданному азимуту находят нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.
В некоторых случаях замеченный за препятствием ориентир (точка В) бывает трудно опознать при подходе к нему. Чтобы проконтролировать правильность выхода к ориентиру, в точке А оставляют какую-нибудь заметку, например ставят веху или делают затес на дереве. При выходе в точку В определяют величину магнитного азимута направления на точку А (обратный азимут), который отличается от азимута заданного направления движения на этом участке маршрута на 180. Провизировав на точку А по обратному азимуту и убедившись, что это направление точно совпадает с направлением на точку Л, продолжают движение.
Обход препятствий – противоположная сторона препятствия видна
Если противоположная сторона препятствия не видна, то при выходе в точку Л изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (320°) и начинают движение, ведя счет парам шагов (142 п.ш.). При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.
Обход препятствий – противоположная сторона препятствия не видна
На левой границе препятствия в точке В (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (50°). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки С). В точке С определяют направление движения, параллельное линии АВ, т. е. обратный азимут направления АВ 140°. Двигаясь по направлению линии СД, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии АВ, т. е. 142 пары шагов.
В точке Д определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (50°); к количеству пар шагов, измеренному до точки Л, прибавляют расстояние ВС (238 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.
Подготовка данных для движения по маршруту (по азимутам)
Практическая организация и порядок движения по азимутам. Рассмотрим организацию и порядок движения по азимутам подразделения пешим порядком по маршруту.
На крупномасштабной топографической карте (1:25 000, 1:50 000) определяем маршрут движения. Определяем 3-5 точек корректировки маршрута.
Составляем схему маршрута как показано на рисунке.
Схема движения по азимуту
Составляем таблицу данных для движения по азимутам.
Таблица данных для движения по азимутам (пример)
Подготовка данных для движения по азимутам, выбор ориентиров и уточнение маршрутов, измерение дирекционного угла на карте и перевод его в магнитный азимут.
Сущность движения по азимутам заключается в умении выдерживать с помощью компаса нужное направление и точно выходить к намеченному пункту. Этот способ незаменим при движении на незнакомой местности, в горах, в лесу, в пустыне, и особенно ночью и в других условиях ограниченной видимости.
Подготовка данных для движения по азимутам, выбор ориентиров и уточнение маршрутов, измерение дирекционного угла на карте и перевод его в магнитный азимут.
Особенно необходимы умения движения по азимутам в условиях боевых действий войск. По азимутам идут в разведку и возвращаются из нее. Выдерживается направление наступления, атаки. Совершаются марши войск на различной местности.
Как же подготавливаются данные для движения по азимутам и что они собой представляют? Подготовка по карте данных для движения по азимутам состоит в изучении и уточнении маршрута движения, выбореориентиров вдоль него, особенно в местах поворота. В определении магнитных азимутов и расстояний по каждому участку пути — от одного ориентира до другого. И наконец, в оформлении этих данных так, чтобы ими было удобно пользоваться в пути.
Выбор ориентиров и уточнение маршрутов для движения по азимутам.
Выбор ориентиров и уточнение маршрутов производится по карте. Количество ориентиров и выбор маршрута движения определяются в зависимости от характера местности, задач и условий предстоящего движения.
Главное — выбрать маршрут, который бы обеспечивал быстрый выход к назначенному пункту (объекту). Поэтому желательно, чтобы он не имел излишних поворотов, проходил по участкам, наиболее удобным длядвижения, и по возможности обходил имеющиеся на местности препятствия.
Выбранные ориентиры соединяют прямыми линиями. Если они не пересекают линий координатной сетки накарте, необходимо их продолжить до пересечения, с тем, чтобы легче можно было определить дирекционные углы. После этого на карте для каждого участка маршрута определяют дирекционный угол. Затем вводя поправку направления, переводят его в магнитный азимут, который и записывается на карте против соответствующего участка маршрута.
Измерение дирекционного угла на карте и перевод его в магнитный азимут.
Дирекционный угол замеряют по часовой стрелке с помощью транспортира или с помощьюкомпаса. Делается это так. Положив карту с прочерченным маршрутом на стол, ориентируют ее как можно точнее по компасу с учетом поправки направления. Затем, не меняя ориентировки карты, прикладывают компас на первую линию маршрута так, чтобы направление Север — Юг совпало с прочерченным направлением маршрута. При этом Север должен быть направлен в сторону движения.
После того как стрелка успокоится, берут отсчет по лимбу компаса под ее северным концом. Вычтя полученное число из 360 градусов, получим магнитный азимут искомого направления. Таким же образом определяют последовательно магнитные азимуты всех остальных участков маршрута. Для нашего примера на первом участке магнитный азимут равен 360 340 = 20 градусов, а азимут второго участка будет 360 30 = 330 градусов.
Определив и записав магнитныеазимуты, измеряют по карте длину каждого участка маршрута. При этом, если движение будет совершаться пешим порядком, метры переводят в пары шагов или подсчитывается время, необходимое для прохождения каждого участка, например, при движении на лыжах.
Все эти данные оформляют на обрезе топографической карте. Если карты с собой в пути не будет, то обязательно составляют как можно более подробную схему маршрута или текстовую таблицу.
По материалам книги «Карта и компас мои друзья».
Клименко А.И.
Подготовка данных и движение по азимутам
Ориентирование должно выполнятся как по карте, так и компасу, а также небесным светилам и различным местным признакам и предметам.
Самым простым в освоение методом ориентирования на местности является ориентирование по карте и компасу. Более сложным является ориентирование при помощи других способов определения своего местонахождения на местности.
В некоторых случаях приходится действовать, не имея карты, компаса. Именно по этой причине большую часть времени требуется уделять привитию твердых навыков основных приемов, правил и способов ориентирования на местности без карты и компаса.
Вся, без исключения группа должна уметь предельно четко и быстро, в независимости на какой территории они находятся и какие метеорологические условия.
Ни кто из группы не имеет право, ввиду скрытности действий выходить на дороги, подходить к населенным пунктам, не может также обратиться к местным жителям для того, чтобы убедиться в правильности ориентирования или направления движения.
Допускается корректировка маршрута в ходе выполнения поставленной задачи, он может значительно изменяться или отклоняться от ранее намеченного ввиду складывающихся обстоятельств.
Изменение маршрута должен заниматься руководитель группы, он имеет право внести необходимые коррективы в маршрут движения и точно выйти в намеченный район (к объекту).
Выработать данные качества возможно только при регулярных ежедневных тренировках и по мере накопления практического и теоретического опыта.
Для более быстрого и эффективного перемещения по местности необходимо подготовить данные для движения по азимутам. Азимут — это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север. Такие данные подготавливаются заранее, и происходит это обычно по карте.
Для грамотной подготовки по карте данных для движения по азимутам необходимо изучить и уточнить маршрут. Выбрать ориентиры вдоль него, особенно в местах поворотов, в определении магнитных азимутов и расстояний по каждому участку пути—от одного поворота (ориентира) до другого — и, наконец, в оформлении этих данных так, чтобы ими было удобно пользоваться в пути.
Выбор ориентиров и уточнение маршрута производятся в процессе его изучения и оценки по карте. Количество ориентиров и начертание маршрута уточняются в зависимости от характера местности, задачи и условий предстоящего движения. Главное при этом выбрать маршрут, обеспечивающий быстрый и скрытный от противника выход к назначенному пункту (объекту). Поэтому желательно, чтобы он не имел излишних поворотов, проходил по участкам, наиболее удобным для движения, по возможности обходил имеющиеся на местности препятствия и обеспечивал укрытие от наземного и воздушного наблюдения противника.
Выбранные ориентиры поднимают на карте (обводя их кружками) и соединяют, обозначая маршрут движения, прямыми линиями. При этом полезно те из этих линий, которые не пересекают ни одной вертикальной линии координатной сетки, сразу же продолжить до пересечения с ближайшей из них, с тем чтобы в дальнейшем удобнее было измерять дирекционные углы. После этого для каждого участка маршрута измеряют по карте дирекционный угол направления движения и, вводя поправку за отклонение магнитной стрелки (т. е. поправку направления — см. § 20, п. 3), переводят его в магнитный азимут, который и записывают на карте против соответствующего участка маршрута.
При отсутствии транспортира или артиллерийского круга магнитные азимуты можно измерять по карте непосредственно компасом, без измерения дирекционных углов. Делается это так: а) Положив карту с прочерченным маршрутом на стол, ориентируют ее возможно, точнее, по компасу с учетом поправки направления, как это указано в § 39, п. 1 (рис. 125).
б) Не сбивая ориентировки карты, перекладывают компас на первую линию маршрута так, чтобы нулевой диаметр его лимба совпал с прочерченным на карте направлением (рис. 131,/). При этом нулевое деление лимба должно быть направлено в сторону движения.
в) После того как стрелка успокоится, берут отсчет по ее северному концу. Вычтя полученное число из 360°, получают магнитный азимут искомого направления.
Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки.
Определение азимута по компасу.
Чтобы определить азимут на местности, надо:
— стать лицом в направлении предмета, на который требуется определить азимут;
— ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
— вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;
— против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.
Чтобы определить на местности заданный азимут, надо:
— установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;
— повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
— поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андриановна составляет плюс-минус 2−3°.
Определение магнитных азимутов.
Магнитное склонение бывает или восточное со знаком «+» или западное со знаком «-». Зная величину и знак отклонения нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (западное или восточное) с направлением истинного меридиана. При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного меридиана карта будет ориентирована точно.
Практически это делают так:
— установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль © на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;
— отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, поворачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом против нулевого деления © шкалы компаса;
— ориентированную таким образом карту закрепляют;
— установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, чтобы линия «север-юг» шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление © было направлено в сторону движения;
— когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360°, эта разность и будет магнитный азимут.
Таким же образом определяют последовательно магнитные азимуты всех остальных участков маршрута. На рис, 131,/ для первого участка маршрута (сарай—курган) отсчет по северному концу стрелки равен 340°; значит, магнитный азимут этого направления равен 360°—340°==20°. Азимут второго участка маршрута будет 360°—30°==330°.
Определив и записав магнитные азимуты, измеряют по карте длину каждого участка маршрута. При этом, если движение будет совершаться пешим порядком, метры переводят в пары шагов или подсчитывают время, необходимое для прохождения каждого участка (например, при движении на лыжах).
ни одной вертикальной линии координатной сетки, сразу же продолжить до пересечения с ближайшей из них, с тем чтобы в дальнейшем удобнее было измерять дирекционные углы.
После этого для каждого участка маршрута измеряют по карте дирекционный угол направления движения и, вводя поправку за отклонение магнитной стрелки, переводят его в магнитный азимут, который и записывают на карте против соответствующего участка маршрута.
Все эти данные, необходимые для движения по азимутам, оформляют непосредственно на карте, а если карты с собой в пути не будет, то составляют схему маршрута движения (рис. 131,2). Переход от магнитного азимута к дирекционному углу. На местности при помощи компаса (буссоли) измеряют магнитные азимуты направлений, от которых затем переходят к дирекционным углам. На карте, наоборот, измеряют дирекционные углы и от них переходят к магнитным азимутам направлений на местности. Для решения этих задач необходимо знать величину отклонения магнитного меридиана в данной точке от вертикальной линии координатной сетки карты.
Угол, образованный вертикальной линией координатной сетки и магнитным меридианом, представляющий собой сумму сближения меридианов и магнитного склонения, называется отклонением магнитной стрелки или поправкой направления (ПН). Он отсчитывается от северного направления вертикальной линии координатной сетки и считается положительным, если северный конец магнитной стрелки отклоняется к востоку от этой линии, и отрицательным при западном отклонении магнитной стрелки. На рис. 6.13 поправка направления равна 2°16’+5°16’= +7°32.
Поправку направления и составляющие ее сближение меридианов и магнитное склонение приводят на карте под южной стороной рамки в виде схемы с пояснительным текстом.
Поправку направления в общем случае можно выразить формулой
Если на карте измерен дирекционный угол направления, то магнитный азимут этого направления на местности
Измеренный на местности магнитный азимут какого-либо направления переводится в дирекционный угол этого направления по формуле
Чтобы избежать ошибок при определении величины и знака поправки направления, нужно пользоваться помещаемой на карте схемой направлений геодезического меридиана, магнитного меридиана и вертикальной линии координатной сетки.
При точных измерениях переход от дирекционных углов к магнитным азимутам и обратно выполняется с учетом годового изменения магнитного склонения. Сначала определяют склонение магнитной стрелки на данное время (указанное на карте годовое изменение склонения магнитной стрелки умножают на число лет, прошедших после создания карты), затем полученную величину алгебраически суммируют с величиной склонения магнитной стрелки, указанной на карте. После этого переходят от измеренного дирекционного угла к магнитному азимуту по приведенным выше формулам.
Движение по азимутам
При движении по азимутам на каждой поворотной точке маршрута, начиная с исходной, находят на местности по компасу нужное направление пути и двигаются по нему, ведя счет пройденного расстояния.
На участках маршрута, проходящих вне дорог и не обозначенных каким-либо другим хорошо заметным линейным ориентиром, направление движения выдерживают непосредственно по компасу или, если позволяет видимость, пользуясь вспомогательными (промежуточными) ориентирами. Если в качестве вспомогательного ориентира будет использоваться какое-либо небесное светило, то надо иметь в виду, что оно перемещается по небесному своду, и если не учитывать этого и не проверять по компасу через каждые 10—15 мин. правильность движения, то можно значительно уклониться в сторону.
При движении по открытой, но бедной ориентирами местности направление можно выдерживать по створу. Для этого, наметив по компасу в начале движения направление пути и передвигаясь по нему, оставляют позади себя через известные промежутки какие-нибудь створные знаки (колец, забитый в землю кол, веху) и затем, оглядываясь на эти знаки, следят, чтобы направление движения не уклонялось от створной линии. При движении по снежному полю створные знаки может заменить след собственного движения (‘следы гусениц или колес машины, лыжня).
В случаях, когда необходимо возвратиться обратно по тому же пути,
пользуются прежней схемой маршрута, переводя предварительно прямые азимуты в обратные).
Движение по азимуту
Для движения по заданному азимуту надо:
— изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
— начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
— определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);
— все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа. Придя на исходный пункт, следует:
— ориентироваться по компасу;
— плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту — 335°;
— в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;
— у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.
Обход препятствий
При нахождение на пути движения по азимуту на открытой местности, каких либо препятствий необходимо заметить ориентир на противоположной стороне препятствия в направлении движения, определяют до него расстояние и прибавляют его к пройденному пути.
Далее, после обхода препятствия, подходят к выбранному ориентиру и, определив по компасу направление прерванного пути, продолжают движение.
Если движение происходит на закрытой местности или в условиях ограниченной видимости, то тогда необходимо обход препятствий совершать по компасу.
Это должно происходить следующим образом:
2. В точке 2, записав пройденное расстояние 1—2 и определив направление по первоначальному азимуту, делают поворот и движутся на точку 3 (конец препятствия), также измеряя расстояние.
3. Придя в точку 3, движутся влево (вправо) по обратному азимуту направления 1—2 до тех пор, пока не будет пройден путь, равный расстоянию между точками /и 2, до точки 4.
4. В точке 4, определив направление по первоначальному азимуту, продолжают движение по нему, прибавив к пройденному до препятствия расстоянию длину отрезка 2—3 (ширину препятствия в направлении маршрута).
Основная суть движения по азимутам должна заключатся в том, чтобы человек мог постоянно с помощью компаса нужное направление пути и точно выходить к намеченному пункту.
Такой метод очень часто применяется в незнакомых районах действия, таких как горы, лес, пустыни, в районах, которые подверглись ядерным ударам, ночью и в условиях ограниченной видимости.
На незнакомых или малознакомых местностях вначале должна высылаться разведывательная группа, а уже потом основная. Обязательно должно выдерживаться направление наступления или атаки.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.