какие данные есть в смэв
Интеграция с «Госуслугами». Место СМЭВ в общей картине (часть I)
В цикле статей мы, команда Gems Development, расскажем о работе с «Госуслугами» по ту сторону экрана и о том, как оформить эффективное взаимодействие органов государственной власти с порталом.
Общая схема взаимодействия через СМЭВ
Участники взаимодействия
Представим, что «Госуслуги» — это магазин, на витрине которого представлены сервисы для граждан и организаций. Запрос «покупателя» на услугу передаётся соответствующим органам через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Система передаёт сообщения между порталом и ведомством.
Работа через СМЭВ происходит по протоколу SOAP (Simple Object Access Protocol — простой протокол для доступа к объектам).
Участники взаимодействия, как в магазине, делятся на поставщиков и потребителей. Поставщик — это информационная система (ИС), которая предоставляет сведения по запросу, а потребитель — система, запрашивает сведения.
Одна и та же ИС может действовать сразу в двух ролях. Например, в процессе предоставления услуги нужно уведомить портал о смене её статуса. В этом случае ИС-поставщик исполняет роль потребителя — проводит информационный обмен по статусам.
Виды сведений
Участники обмениваются данным через виды сведений (протоколы обмена) — правила формирования пакетов данных для передачи от одного участника другому.
Хороший пример вида сведений — Всероссийская перепись населения 2020. Данные о переписи передают федеральным органам исполнительной власти в электронном виде. В полученных данных существует чёткая структура сведений: ФИО, пол, дата рождения, гражданство, семейное положение. Также в рамках вида сведений описан ответ, который должен быть получен, если обработка запроса прошла успешно.
На июнь 2020 года в СМЭВ зарегистрировано более 1000 промышленных (рабочих) и 2000 тестовых видов.
Обмен данными в промышленной среде по всем видам сведений ведётся через защищённые каналы связи. Все передаваемые данные сопровождаются электронной цифровой подписью, с помощью которой СМЭВ идентифицирует участников взаимодействия.
Данные передаются по протоколу SOAP, при этом каждое сообщение представляет собой вложенную структуру:
Виды сведений делятся на две группы — простые и универсальные. Рассмотрим схему обмена данными по простому виду сведений:
На схеме видно, что данные форм отображаются непосредственно в конверты обмена данными. Из-за этого появляется ограничение: необходимо разработать структуру блока данных, запроса/ответа для каждого такого вида сведений.
Обмен по универсальному виду сведений можно представить так:
На первый взгляд схема может показаться более сложной, однако она демонстрирует принципиальную разницу, которая в итоге упрощает взаимодействие между участниками по универсальному виду сведений (УВС). Специфические данные форм передаются во вложении к конверту СМЭВ, а признаки УВС, позволяющие идентифицировать вид сведений, передаются непосредственно в конверте и имеют одинаковую для любого ВС структуру:
Таким образом можно оформить предоставление практически любых услуг без необходимости проходить трудную регистрацию нового вида сведений.
Очереди сообщений и процесс взаимодействия
В процессе взаимодействия сообщения помещаются в очереди входящих запросов и очереди входящих ответов. По сути очереди — это контейнеры, в которых содержатся сообщения по видам сведений.
Взаимодействие с очередями происходит с помощью специальных запросов. Более подробно они описаны в методических рекомендациях по работе со СМЭВ. Отметим только то, что благодаря очередям становится возможным асинхронный обмен данными: потребитель может оставить заявку на получение сведений, а поставщик — разместить ответ.
Следует помнить: чтобы забрать сообщение из очереди, необходимо подтвердить его получение с помощью Ack-запроса. В противном случае СМЭВ посчитает сообщение недоставленным и вернёт его в очередь через 15 минут после извлечения.
На каждый запрос может поступить как успешный, так и неуспешный ответ.
Представим себя в роли поставщика сведений: по запросу мы выдаём пользователю градостроительный план земельного участка, причём в рамках нашего ведомства действуют несколько территориальных подразделений, некоторые из которых такую услугу вовсе не оказывают. Допустим, пользователь портала при формировании заявления на получение услуги указал подразделение, не оказывающее услугу. Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:
Успешный ответ предполагает сценарий, в котором результат услуги — это набор файлов (что бывает довольно часто). Перед отправкой результата необходимо выгрузить файлы в файловое хранилище СМЭВ на основе FTP-сервера. Названия файлов и их контрольные суммы нужно зафиксировать в пакете, который отправляем через SOAP. Таким образом, есть две операции по передачи данных, которые нужно связать общим контекстом — сведениями о файлах.
На практике встречаются случаи, когда во время взаимодействия СМЭВ находится в режиме обслуживания, и запросы участника оборачиваются неудачей и требуют повторной отправки. Неудачу нужно зафиксировать и отправить запрос повторно.
Постановка задачи
С учётом приведённых выше особенностей, нашей команде предстояло обеспечить интеграцию ИС заказчика с «Госуслугами» по универсальному виду сведений. Информационная система заказчика — ИАС «Градоустройство». С её помощью пользователи ведомств, ответственные за оказания услуг, могут собирать пакеты документов и формировать результаты для дальнейшей передачи на портал через СМЭВ.
Итак, СМЭВ, как в поговорке про слова в песне, нельзя исключить из решения задачи интеграции с порталом государственных услуг. Но это к лучшему: благодаря системе у всех участников есть универсальная среда взаимодействия. Это позволяет опираться на определённый стандарт и не изобретать велосипед.
В следующих статьях мы рассмотрим, как на стороне поставщика сведений организовать обработку заявлений по данным пользователя с использованием движка автоматизации бизнес-процессов Workflow Core.
Что государство знает о гражданах и организациях: данные ФЛ и ЮЛ в СМЭВ
Органы власти и местного самоуправления планомерно собирают, накапливают и актуализируют значительные объемы данных о людях и организациях. Для обмена структурированными данными в защищенной среде используется Система межведомственного электронного взаимодействия. В настоящий момент наблюдается бурный рост количества электронных сервисов (видов сведений), публикуемых в СМЭВ. В статье приводится информация о том, какие данные может получить участник СМЭВ о физических и юридических лицах.
Данные из СМЭВ
В материале представлены сведения, которые кажутся авторам наиболее интересными и показательными. В целом же на момент публикации текста в продуктивной среде СМЭВ доступны 625 наборов данных.
Источником информации для материала выступил сводный файл с информацией об актуальных сервисах (видах сведений) и описания видов сведений, опубликованные на Технологичнском портале СМЭВ. При желании любое заинтересованное лицо может, используя расположенную в этом блоге инструкцию, найти необходимый вид сведений и получить информацию о его работоспособности.
Информация о физических лицах
Информация о юридических лицах
Тип данных | Ведомство, ссылка |
Данные ЮЛ | |
Выписка ЕГРИП | ФНС, ФНС |
Выписка ЕГРЮЛ | ФНС, ФНС |
Данные о подразделениях юридических лиц | Росстат |
Данные о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год | ФНС |
Данные об НКО, филиалах и представительствах иностранных НКО | Минюст |
Данные об учете организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения | ФНС |
Имущество | |
Данные о принадлежности маломерных судов (в т.ч. катера, яхты и т.д.) | ФТС, МЧС |
Данные о принадлежащих транспортных средствах средства | МВД, МВД, МВД |
Данные об импорте товаров из контрактов организаций-импортеров | ФТС |
Копия документа из ЕГРН (реестр недвижимости) Данные о правообладателе объекта недвижимости Данные истории владения объектом недвижимости | Росреестр |
Наличие договора обязательного страхования транспортного средства | РСА |
Нарушения/ограничения | |
Вхождение в реестр нарушителей | Ространснадзор |
Вхождение в реестр недобросовестных поставщиков | Казначейство |
Данные о нарушениях ПДД | МВД |
Реестры/разрешения | |
Данные о вхождении в реестр малого и среднего предпринимательства | ФНС |
Данные о вхождении в реестр СМИ | Роскомнадзор, Роскомнадзор |
Данные о лицензии на фармацевтическую и медицинскую деятельность | Росздравнадзор |
Данные о лицензии на осуществление образовательной деятельности | Рособрнадзор |
Данные о лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну | ФСБ |
Данные о лицензии на перевозку водным транспортом пассажиров | Ространснадзор |
Данные о лицензии по разработке средств защиты конфиденциальной информации | ФСБ |
Данные о лицензии по разработке, реализации, приобретению средств, предназначенных для негласного получения информации | ФСБ |
Финансы/налоги | |
Данные годовой финансовой отчетности | Росстат |
Данные из налоговой декларации индивидуальных предпринимателей, использующих спецрежимы | ФНС |
Данные из налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость | ФНС |
Данные из налоговой декларации по налогу на прибыль организации | ФНС |
Данные из налоговой декларации по налогу, уплачиваемому по УСН | ФНС |
Данные о банковских счетах индивидуального предпринимателя | ФНС |
Данные о банковских счетах организации | ФНС |
Данные о банковских счетах организации в банках, расположенных за пределами РФ | ФНС, ФНС |
Данные о владельце банковского счета в российском банке | ФНС |
Данные о задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет на дату | ФТС |
Данные о задолженностях по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов | ФНС |
Данные о задолженности по обязательным платежам | ФТС |
Данные о кредитных историях | ЦБ |
Данные о наличии счета организации в банке | ФНС |
Данные о решении о приостановлении операции по счетам налогоплательщика | ФНС |
Данные о состоянии расчётов по страховым взносам, пеням, штрафам плательщика стразовых взносов | ФСС |
Данные о сумме фактически уплаченных налогов | ФНС |
Особенности данных СМЭВ
В указанном перечне содержатся далеко не все данные, которые можно получить о человеке и организации через СМЭВ. Материал готовился в сжатые сроки, отбирались наиболее интересные сведения, некоторые сервисы не были изучены до конца. Кроме того, из списка намерено были исключены ВС, свидетельствующие о наличии у органов власти той или иной информации, но не позволяющие эту информацию запросить и получить (например, данные о результатах проверок организаций). Также в расчет не брались региональные виды сведений — это материал для отдельного исследования.
Можно заметить, что в СМЭВ создано множество достаточно неожиданных курьезных видов сведений, например: ВС МВД «Предоставление заверенной электронной подписью копии документа, подтверждающего согласование принятых членами казачьего общества обязательств по несению государственной или иной службы».
Отдельно стоит отметить, что лидером по количеству и качеству выводимых в СМЭВ сервисов выступает Федеральная налоговая служба. Виды сведений ФНС наиболее информативны, хорошо организованы и структурированы, и, как показывает практика, очень востребованы органами власти и частыми компаниями.
В процессе подготовки статьи авторов заинтересовало даже не то, какой объем информации есть в распоряжении органов власти. Мы все пользуемся порталом Госуслуг и имеет учетки в ЕСИА, сдаем «антикоррупционную» отчетность как государственные служащие, подаем налоговые декларации и передаем данные о компаниях в ФНС. Само собой эти данные собираются, обрабатываются и хранятся. Поражает тот факт, что уже полным ходом идет процесс формирования системы, автоматизирующей возможность быстрого и формализованного получения множества данных практически о каждом человеке и организации. Эти данные представляют собой уже не записи в тетради учета или excel-таблице на диске отдельного пользователя или департамента — они приведены к единому формату, обобщены по всем регионам, систематизированы и подготовлены к передаче заинтересованному в участнику СМЭВ.
Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Взаимодействие реализуется в рамках:
системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).
единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Что такое СМЭВ и для чего она нужна?
Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.
Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.
СМЭВ предназначена для решения следующих задач:
обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала 2 ;
обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Основные функции СМЭВ
Основными функциями СМЭВ являются:
передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;
обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;
передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.
В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:
доступ к электронным сервисам 3 информационных систем, подключенных к СМЭВ;
возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;
получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;
ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.
Технологическое обеспечение СМЭВ
Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:
сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;
единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.
Как стать участником СМЭВ?
Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).
Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:
Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов.
Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.
АИС МФЦ ДЕЛО
АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:
Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти в рамках СМЭВ:
Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».
Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде».
Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».
Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р».
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.07.2014 № 184 «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 «О внесении изменений в положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».
1. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697).
2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.
4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.